1. Введение. Общие вопросы обж icon

1. Введение. Общие вопросы обж





Название1. Введение. Общие вопросы обж
страница1/12
Дата конвертации22.05.2013
Размер2.16 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Основы безопасности жизнедеятельности


1. Введение. Общие вопросы ОБЖ

1.1 Цели и задачи ОБЖ

1.2 Структура РСЧС

1.3 Средства РСЧС

1.4 Правовые основания функционирования РСЧС


2. Угрозы и опасности в повседневной жизни

2.1 Основные понятия

2.2 Бытовая среда

2.3 Урбанизированная среда обитания


3. Техногенные угрозы

3.1 Техногенные пожары

3.2 Гидродинамические аварии

3.3 Химические аварии

3.4 Радиационные аварии

3.5 Аварии на транспорте


4. Военные угрозы

4.1 Терроризм

4.2 Боевые действия


5. Природные источники опасности

5.1 Геологические явления

5.2 Гидрологические явления

5.3 Метеорологические явления

5.4 Природные пожары

5.5 Источники опасности биологического характера

5.6 Выживание в экстремальных ситуациях


6. Организационные мероприятия при чрезвычайных ситуациях

6.1 Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях

6.2 Эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях


7. Защита людей в чрезвычайных ситуациях

7.1 Стратегия защиты человека

7.2 Средства индивидуальной защиты

7.3 Средства коллективной защиты

7.4 Использование защитных сооружений

7.5 Повышение защитных свойств квартиры


8. Психология и медицина чрезвычайных ситуаций

8.1 Гигиена и здоровье человека

8.2 Стрессоустойчивость

8.3 Психологическая поддержка

8.4 Самопомощь и взаимоподдержка

Медицинские средства


9. Заключение


Список литературы


Приложения


Справочные таблицы

Список типового снаряжения


1. Введение. Общие вопросы ОБЖ


Каждый день в средствах массовой информации появляются материалы об авариях, природных и антропогенных катастрофах, террористических актах, боевых действиях. В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью проживает около 55% населения нашей страны. В России и странах СНГ продолжается эксплуатация тысяч опасных производственных объектов. Средний уровень индивидуального риска в РФ на два порядка превышает принятый в развитых странах. За год в авариях и катастрофах погибает более 50 тыс. человек. Только на производстве ежедневно погибает 40-50 человек, в целом же от различных опасностей лишаются жизни 1000 человек в день. Риск оказаться среди пострадавших или погибнуть увеличивается ежегодно в среднем по числу погибших на 4% и материальному ущербу на 10%. По оценкам специалистов РАН затраты на обеспечение безопасности в природно-техногенной сфере должны составлять не менее 1,9% ВВП страны [7, 8].

Мир кажется все менее безопасным по сравнению с тем, каким он был несколько десятилетий назад. Возникает вопрос, объективно ли это ощущение или просто увеличился поток информации о различных катаклизмах в жизни современного общества? Все большее число людей начинают осознавать, что это не случайность, а новые тенденции, с которыми человеческой цивилизации как-то предстоит справляться.

Наиболее дальновидные ученые и политики разных стран по-новому пытаются обобщить научные факты, связанные с глобальным взаимодействием природы и общества в их историческом развитии. В конечном итоге стратегической целью представляется обеспечение устойчивого развития человеческой цивилизации, а задачами нашего времени – обеспечение безопасной жизнедеятельности людей, прогнозирование и управление процессами взаимодействия природы и общества и формирование новой общественной и экологической парадигмы.

Рассмотрим условия, в которых происходил переход к нынешнему состоянию взаимодействия природы и общества. Биосфера в современном виде начала формироваться свыше 2 млрд. лет назад за счет функционирования флоры и фауны – биоты Земли. За счет биоты поддерживается температурный, атмосферный и водный баланс, состав атмосферы и климат. Случайные флуктуации и неблагоприятные изменения компенсируются биотой за счет направленного изменения концентрации элементов биоты – биогенов в окружающей среде.

Важнейшие параметры биосферы следующие.

Приземная температура. Определяется содержанием углекислого газа и паров воды, а также величиной альбедо (коэффициентом отражения атмосферы и земной поверхности).

Содержание кислорода в атмосфере. Время оборота углерода в атмосфере за счет деятельности биоты составляет примерно 10 лет. Высокая мощность и сложная организация процессов, протекающих в биосфере до поры до времени обеспечивала устойчивость и точность регуляции состояния биосферы. Общая мощность биоты связана с поглощаемой и перерабатываемой ею солнечной энергией и многократно превосходит современное энергопотребление человечеством. Еще более впечатляющей является сложность биотических процессов. Мощность потоков информации в биоте примерно на 20 порядков превосходит мощность информационных потоков современной цивилизации, что полностью исключает возможность управления ею в глобальных масштабах.

Освоение большей части континентальной биосферы человечеством и использование значительной части воспроизводимой на Земле биомассы привело, начиная с конца XVIII в., к потере устойчивости биоты по кругообороту кислорода и углерода. Скорость изменений в биосфере стала опережать скорость эволюции видов, что привело к исчезновению многих из них и обеднению состава биоты. Ряд ученых считает необходимым сокращение доли континентальной биосферы, вовлекаемой в хозяйственный оборот до 10…20% в течение ближайших десятилетий, однако механизм такого сокращения пока неясен.

Хотя для прогнозирования взаимодействия природы и человечества используют математическое моделирование и эвристические методы, сложность глобальных процессов настолько велика, что приходится применять сценарное прогнозирование. При этом типология применяемых прогнозов может быть сведена к 3 основным направлениям.

Дальнейшее развитие техносферы. Это наиболее пессимистичные сценарии, предполагающие сохранение природопокорительской психологии, которая не изжита до настоящего времени, несмотря на развитие культуры. Согласно данной группе сценариев, развитые страны будут реализовывать национальные программы устойчивого развития. Энерго- и материалоемкие производства будут выводиться в страны с дешевой рабочей силой, эти страны будут превращены в отстойники промышленных отходов. Интенсивное разрушение биосферы развивающихся стран приведет к нарастанию конфликтов их с развитыми странами, усилению сепаратизма и дальнейшему увеличению количества государств в мире. Дифференциация доходов людей в сочетании с распространением современных видов оружия приведет к эскалации терроризма и войн. Существенными факторами станут дефицит пресной воды, эпидемии, ультрафиолетовая радиация. Наука может подпасть под контроль международной мафии, а существующая цивилизация станет тоталитарной, которая в условиях изменения климата и дефицита кислорода создаст биосферно-кислородные резерваты для своей элиты. К тому времени будут созданы робототехнические системы с искусственным интеллектом, которым будет не нужна биосфера. Конфликты между этими системами и тоталитарной цивилизацией приведут к тому, что роботы временно возглавят эволюцию. Ряд ученых считает вероятной такую социальную, технологическую, экономическую, экологическую и политическую катастрофу мира, учитывая наличие природопокорительской парадигмы, инерционность идеологии, косность мышления. Надежда на то, что технократические сценарии не будут реализованы на практике, связаны с возвышением роли гуманитарной науки и образования, значимости интеллектуального капитала.

Попытки развития ноосферы (управляемой биосферы). Данная группа сценариев предполагает частичный или полный отказ от природопокорительской парадигмы, ориентацию на ресурсо- и энергосберегающие технологии, безотходные производства. В рамках этих сценариев считается, что с повышением уровня жизни численность населения стабилизируется к середине XXI в. на уровне 8…10 млрд. человек или к концу века на уровне 12…14 млрд. человек. Для обеспечения уровня жизни, характерного для развитых стран, потребуется увеличение энергопотребления и производства на порядок, чего может не выдержать биота. Поэтому данные сценарии являются утопическими и вероятность их реализации невелика.

Социально-демографические сценарии. Интенсивно разрабатываются в последние годы. Считается, что обеспечения приемлемого уровня жизни и возвращения биосферы в устойчивое состояние требуется сокращение населения Земли до 0,7…1,5 млрд. человек путем регулирования рождаемости. Реализация последней группы сценариев требует централизации управления в мире, формирования новой экологической парадигмы и единой религии, понятной малограмотной части населения земного шара. Рационализация природопользования будет основана на переходе от отраслевого к территориальному подходу. Регулирование природопользования осуществимо на основе определенной комбинации правовых и рыночных методов управления. Насколько вероятно развитие ситуации по социально-демографическим сценариям, можно судить по проблемам, которые предстоит решить при их реализации.

Но в любом случае первоочередным мероприятием, от которого будет зависеть устойчивость развития современного общества, является срочное улучшение положения дел с обеспечением безопасности его жизнедеятельности. В соответствии с этим содержание курса включает:

  • сведения о системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях нашей страны,

  • анализ природных и техногенных опасностей и угроз,

  • рассмотрение необходимых мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций (оповещение, эвакуация, защита),

  • вопросы психологии и медицины в условиях чрезвычайных ситуаций,

  • различные приложения (тестовые задания и тематику контрольных работ, учебную программу и план, список литературы).

В данном модуле не рассматриваются вопросы общей безопасности бизнеса, а также чрезвычайно важные в наше время вопросы информационной безопасности, хотя они и взаимосвязаны с безопасностью жизнедеятельности. Эти направления вследствие своей актуальности составляют предмет специальных курсов.

Учебный материал подан таким образом, что отдельные разделы можно изучать независимо. Однако эти разделы существенно отличаются по объему и, возможно, по степени усвояемости. Поэтому при изучении данного модуля Вы должны заранее спланировать свое учебное время.


1.1 Цели и задачи ОБЖ


Любая человеческая деятельность потенциально опасна. Однако за последние десятилетия эта опасность чрезвычайно возросла. Причиной этому является нарушение равновесия биосферы, техногенные аварии и катастрофы, новые болезни и эпидемии. Десятилетие 1990-2000 гг. решением ООН было даже провозглашено десятилетием борьбы за снижение ущерба от природных и техногенных аварий и катастроф. Все более актуализируется потребность в новой науке, изучающей безопасность жизнедеятельности.

Целью основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) является обеспечение безопасности жизни людей в окружающей среде и их защита от различных природных и техногенных опасностей.

Задачи ОБЖ:

1. создание и поддержка нормальных условий жизнедеятельности;
2. идентификация вредных и опасных факторов;
3. защита людей от этих факторов;
4. ликвидация последствий в случае проявления этих факторов.

Для решения этих задач специалисту требуется знать факторы безопасности, типы чрезвычайных ситуаций, правовые, нормативно-технические и организационные вопросы, основы анатомии и физиологии, индивидуальные и коллективные средства защиты, методы повышения устойчивости функционирования промышленных и транспортных объектов и систем, методы прогнозирования и моделирования чрезвычайных ситуаций.

ЗАДАНИЕ
Поразмышляйте, насколько цели и задачи ОБЖ связаны с Вашей профессиональной деятельностью?


Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) имела известных предшественников – МПВО и ГО. В 1932 г. была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), выделенная в самостоятельную организацию, призванную защищать население и объекты народного хозяйства при бомбардировках противника с воздуха. МПВО оправдала свое предназначение в годы Великой Отечественной войны. Ее силами было ликвидировано 90 тыс. пожаров и загораний, предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин, спасены от гибели многие миллионы граждан.
Важность, жизненную необходимость проводимых МПВО мероприятий, хорошо понимало население так как силы МПВО внесли существенный вклад в снижение ущерба от налетов фашистской авиации. Значительный объем работ выполнили части и формирования МПВО при восстановлении предприятий промышленности и сельского хозяйства. За годы войны ими было проложено около 200 км водопроводных и канализационных магистралей, сооружено 205 мостов, разобрано свыше 400 тыс. м3 завалов, отстроено множество кварталов разрушенных во время войны населенных пунктов. Силами МПВО сооружались отдельные участки пути между отдельными станциями метро, строились трамвайные линии.

В 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР. Ее новая организационная структура в большей степени соответствовала возросшим требованиям к защите населения и всей территории страны, всех объектов народного хозяйства от появившихся тогда на вооружении средств массового поражения. ГО стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время.

Гражданская оборона, ее силы и средства принимали активное участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы землетрясения в Армении, вели спасательные работы при известной аварии на газопроводе в Башкортостане, взрыве в Арзамасе и во многих других местах.

В 1992 г. Правительство России утвердило Положение о Государственном комитете РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). Тогда же начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). 1994 г. стал первым годом ее полноценного функционирования. Устанавливалось, что эта система предназначается для предупреждения ЧС в мирное и военное время, а в случаях их возникновения – для ликвидации последствий, обеспечения безопасности людей, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству. Кроме того, в январе 1994 г. ГКЧС преобразуется в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Работа нового органа государственного управления проходила в сложных условиях. Так, только в 1994 г. на территории Российской Федерации произошло примерно 1500 крупных чрезвычайных ситуаций, из них почти 400 природного и более 1100 техногенного характера.

Формирования, войска МЧС устраняли последствия землетрясения на Курильских островах, наводнений на Дальнем Востоке, прорыва плотин и дамб в Башкортостане и Свердловской области; они оказывают гуманитарную помощь населению Чеченской республики, восстанавливают разрушенные коммуникации в Грозном и других населенных пунктах.

Руководителям фирм и компаний независимо от масштабов их бизнеса необходимо осознавать всю важность задач, решаемых МЧС, и меру своей ответственности по защите как отдельных регионов, так и любого самого маленького коллектива, каждого человека. Поэтому первичные знания в данной области должен иметь каждый работник любой организации.

Российская система предупреждений и действий в ЧС призвана решать значительно больший круг задач, чем ранее ГО. Сами задачи из узко специфических вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они не происходили. Тем не менее, ГО тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к действиям в особых условиях военного времени.

Одна из главнейших задач РСЧС – проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении – защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды. Для этого МЧС разрабатывает и вносит в Правительство проекты соответствующих законодательных актов и решений.

Следующая задача – сформировать и внедрить четкую систему экономических и правовых мер, направленных на обеспечение зашиты населения технической и экологической безопасности.

Особую остроту приобрела задача предупреждения чрезвычайных ситуаций. Основные усилия в ее решении направлены на разработку необходимой нормативно-правовой базы и механизма финансового обеспечения.

Состояние работы по предупреждению ЧС на всех уровнях не всегда обеспечивает безопасность населения, национального достояния и окружающей природной среды. Чрезвычайные ситуации, связанные с весенними половодьями и дождевыми паводками, тайфунами, цунами, оползнями, землетрясениями, прорывами гидротехнических сооружений, разрывами нефте- и газопроводов, взрывами и пожарами свидетельствуют, что профилактические и предупреждающие меры или не проводились, или были малоэффективны, Исполнительные власти, руководители предприятий и организаций уделяют недостаточно внимания вопросам предупреждения ЧС.

Главная задача – проведение мероприятий по защите населения и территорий. Они охватывают инженерную, радиационную, химическую, медицинскую защиту, эвакуационные меры. Имеется множество нарушений требований норм проектирования и строительства. Например, допускается возведение жилых домов и предприятий в зонах затопления и других, потенциально опасных районах. Ряд убежищ и противорадиационных укрытий находится в негодности.

Весьма важным является организация оповещения и информирование населения о чрезвычайных ситуациях. Особое внимание следует уделять локальным системам оповещения вокруг потенциально опасных объектов (химических предприятий, атомных электростанций, водопроводных станций, некоторых предприятий пищевой промышленности). Должна функционировать круглосуточная работа дежурно-диспетчерской службы.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - одна из самых емких и решающих задач. Она требует проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Ежегодно и многократно происходят пожары, взрывы, прорывы дамб, снежные заносы, наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы. Много проблем возникает вследствие лесных пожаров. Наиболее распространено это бедствие в Свердловской, Калининградской, Архангельской областях, на Дальнем Востоке.

Мероприятия гражданской обороны должны обеспечивать защиту населения России в военное время. В связи с этим необходимо уделять должное внимание сохранению и поддержанию пунктов управления, защитных сооружений и систем централизованного оповещения.

В современных условиях новой задачей, приобретающей все большее значение, является оказание гуманитарной помощи. Особое положение здесь занимает ряд территориальных образований на Кавказе, так как сюда МЧС доставляет большое количество материалов, продовольствия, медикаментов.

Основополагающим правовым документом для решения задачи подготовки руководящего состава, специалистов и обучения населения является Закон «0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. Данный законодательный акт призван привлечь внимание всех органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы к выполнению всего комплекса защитных мероприятий.

Разработана и внедряется единая государственная система обучения всего населения России, действиям при различных ЧС. Ответственность за организацию и качественное проведение учебы несут органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и руководители предприятий. Занятия с неработающим населением должны проводиться по месту жительства с широким использованием наглядных пособий. Необходимо обучение руководящего и командно-начальствующего состава, которое организуется в учебно-методических центрах республик, краев, областей и на курсах городов и районов.

Несмотря на определенные результаты, эффективность системы подготовки не всегда отвечает современным требованиям. Потенциально таит в себе угрозы и тем самым опасен ряд обстоятельств:

  • некоторые руководители и командно-начальствующий состав спасательных и аварийно-спасательных формирований все еще не имеют необходимых им знаний и навыков;

  • слабо представляет себе, как действовать в чрезвычайных ситуациях, большинство населения, не занятого в производстве, и жителей сельской местности

  • многие руководители и менеджеры организаций не занимаются задачами обеспечения функционирования объектов и отраслей в чрезвычайных ситуациях.

  • отсутствует понимание того, что главной целью осуществления работ по повышению устойчивости является создание таких условий, чтобы любой объект, отрасль или система функционировали надежно в самых сложных экстремальных ситуациях и не только в военное, а главным образом в мирное время;

  • вопросы жизнеобеспечения часто решаются только на крупных и промышленных предприятиях, а это необходимо делать во всех организациях, независимо от размеров и организационно-правовой формы – везде, где сбои в деятельности могут привести к нежелательным последствиям.

Распространение знаний, практического опыта и достижений в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС должно опираться на сегодняшние реалии. В том или ином виде государственные системы обеспечения безопасности жизнедеятельности существуют почти во всех странах мира и никто не собирается их ликвидировать. В ряде развитых стран – в США, Англии, Франции, Германии идет процесс их укрепления и развития. Министерство РФ по делам ГО и ЧС является одним из силовых министерств. Проводимые им мероприятия, а также его силы и средства – это составная часть и одно из звеньев всей системы общегосударственных оборонных и защитных мер

 


1.2 Структура РСЧС


Руководство обеспечением безопасности жизнедеятельности в субъектах федерации, министерствах и ведомствах, в учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий.

Установлено, что указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление соответствующих мероприятий, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку сил, обучение населения и персонала предприятий к действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Бывшие штабы ГО преобразованы в штабы по делам ГО и ЧС. Создана структура РСЧС, которая включает территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы.

Территориальные подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) подразделяются на звенья, соответствующие принятому административно-территориальному делению. Их руководящие органы на местах – комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) или органы, выполняющие родственные функции. Они планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, занимаются вопросами финансового и материально-технического обеспечения. Как правило, они действуют самостоятельно, если масштабы аварий, катастроф и стихийных бедствий не выходят за пределы подведомственных территорий.

Рабочими органами КЧС всех уровней являются штабы по делам ГО и ЧС.

Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю над состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, созданию чрезвычайных резервных фондов, защите поселения, а также по локализации и ликвидации ЧС. Следует обратить внимание на то, что в состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств России, перед которыми поставлены схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.

Ведомственные подсистемы создаются в министерствах и ведомствах, межотраслевых государственных консорциумах, корпорациях, концернах и ассоциациях в целях предупреждения и ликвидации ЧС пи подведомственных им объектах.

Российская система чрезвычайных ситуаций имеет три уровня управления: федеральный, региональный и местный (территориальный). Региональный уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.

У начальников ГО объектов рабочим аппаратом должны стать штабы, комплектуемые штатными работниками и должностными лицами, не освобожденными от своих основных обязанностей. Их численность определяют министерства, ведомства или сами руководители предприятий.

Штаб является органом управления начальника ГО объекта, на который возлагаются:

  • организация и обеспечение непрерывного управления ГО при любых авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

  • своевременное оповещение служб, формирований, рабочих, служащих и населения прилегающих населенных пунктов о возникновении ЧС;

  • разработка плана ГО;

  • осуществление мероприятий по защите трудового коллектива;

  • обучение личного состава формирований ГО, рабочих и служащих;

  • поддержание постоянной готовности сил и средств для действий в чрезвычайных ситуациях.

Для организации и проведения специальных мероприятий ГО и ЧС, подготовки сил и средств, управления ими при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются службы; связи и оповещения, охраны общественного порядка, противопожарная, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, медицинская, противорадиационной и противохимической зашиты, автотранспортная, материально-технического снабжения и т.д.

Количество служб определяется начальником ГО объекта в зависимости от специфики предприятия и наличия структурных подразделений для их организации.

ЗАДАНИЕ
1. Имеются ли в Вашей организации службы, силы и средства для действий в ЧС?
2. Насколько велика потребность в них?


1.3 Средства РСЧС


Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

силы и средства наблюдения и контроля;
силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

  • подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);

  • контрольно-инспекционную службу;

  • службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;

  • ветеринарную службу;

  • сеть наблюдения и лабораторного контроля;

  • лабораторный контроль качества продуктов питания и пищевого сырья;

  • службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят, в первую очередь, соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.

Жизнь и сложившаяся обстановка подсказывают, что но только в МЧС, но и в региональных центрах нужны смешанные авиационные отряды.

Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (г. Жуковский Московской обл.). Создан он в марте 1992 г. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы не только на территории России, но и за ее пределами.

Личный состав Государственного Центрального аэромобильного спасательного отряда способен работать автономно в течение двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее, чем через 12 часов после получения соответствующего распоряжения. При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффективно действовать в различных регионах России, СНГ, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Заслуживает внимания опыт штаба ГОЧС Москвы. В 1992 г. в нем создана группа оперативного реагирования, находящаяся на круглосуточном дежурстве. Появление такой группы при чрезвычайных ситуациях, вполне понятно. В столице России сконцентрировано множество потенциально опасных объектов. Круглогодично девять железнодорожных вокзалов, четыре аэропорта, принимают и отправляют грузы и пассажиров, функционируют несколько речпортов. По многим улицам перевозят ядовитые, взрывоопасные, горючие жидкости, применяемые в технологических процессах современного производства.

ЗАДАНИЕ
Организовано ли должное взаимодействие и коммуникации Вашей организации со службами МЧС?


Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщения имеет восстановительные и пожарные поезда.

Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо – и пропускной режим. В ведении МВД находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны тушить пожары, проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.

Федеральная служба контрразведки осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, в районах, закрытых для иностранцев, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство здравоохранения – это одна из подсистем РСЧС, служба оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Она развертывает полевые госпитали, медицинские пункты непосредственно в районах бедствия и в горячих точках. Ряд министерств, агентств и др. ведомств имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль над обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф. Газоспасательные, горноспасательные, аварийно-спасательные формирования этих ведомств созданы на профессиональной основе. Работы они проводят не только на своих объектах, но, когда требует обстановка, и на соседних предприятиях и даже в других регионах.

Учреждения сельского хозяйства располагают лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, по ликвидации эпизоотий и эпифитотий; они следят за ситуациями природного и экологического характера.

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правопреемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов). При советах ОСТО в регионах имеются сотни таких подразделений.

Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Их наличие предоставляет, где бы ни произошла авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжение соответствующего начальника ГО силы средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению. В случае необходимости в район бедствия направляется в срочном порядке такая помощь, которая позволяет свести потери к минимуму.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

1. Введение. Общие вопросы обж iconДоклад по обж

1. Введение. Общие вопросы обж iconДолжностная инструкция преподавателя-организатора обж

1. Введение. Общие вопросы обж iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Введение в философию» 2009 г. (экономический факультет 2 курс)

1. Введение. Общие вопросы обж iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Введение в философию» 2009 г. (экономический факультет 2 курс)

1. Введение. Общие вопросы обж iconI. Введение >II. Пилотируемые орбитальные комплексы серии “Салют” III. Заключение >IV. Список литературы Введение

1. Введение. Общие вопросы обж icon1 Введение 2 Бронхиальное дерево 3 Человек Примечания Литература Введение

1. Введение. Общие вопросы обж iconПервичный туберкулёзный комплекс План: Введение 1 Симптомы и течение 2 Диагностика 1 Рентгенологическая картина Примечания Литература Введение

1. Введение. Общие вопросы обж icon2. Общие вопросы о трении

1. Введение. Общие вопросы обж icon1. Общие вопросы и понятия

1. Введение. Общие вопросы обж iconОбщие вопросы охраны труда



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск