Скачать 89.83 Kb.
|
Интегрированный урок (биология, ОБЖ) в 8 классе по теме «Типы соединения костей. Первая медицинская помощь при нарушениях ОДС». Цели: раскрыть основные функции ОДС; сформировать знания о типах соединения костей; показать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций; охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждение суставов, костей и растяжение связок; развитие общеучебных навыков работы с различными источниками информации; формирование умений логически мыслить, придумывать и задавать вопросы. Ход урока. « Движение - это жизнь»,- заметил еще Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения - тянуться, хватать различные предметы. Вопрос. Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных движений? Ответ. Все это обеспечивает опорно - двигательная система. Вопрос. Перечислите функции опорно - двигательной системы. Ответ. Определяет форму тела, опорная, защитная, двигательная. Работа по карточкам. КАРТОЧКА №1. 1. Выбрать из коллекции трубчатые кости. 2.Охарактеризовать строение трубчатых костей. КАРТОЧКА №2.
Работа с классом. ( Слайды № 1,2, 3, 4). Постановка проблемных вопросов. Вопрос №1. Как соединяются между собой кости в скелете? Вопрос №2. В чем проявляется взаимосвязь строения и функций этих соединений? Ответим на эти вопросы в ходе изучения новой темы. Тема урока: Типы соединения костей. 1. Неподвижное происходит путем их срастания. Неподвижность костей мозгового отдела черепа достигается тем, что многочисленные выступы одной кости входят в соответствующие углубления другой кости. Такое соединение получило название шва. Это обеспечивает высокую прочность и выполнение защитной функции. В различных житейских ситуациях встречается вот это « вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа Антона Павловича Чехова - «Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!» Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то, как поступить? Поскорее призвать врача, фельдшера, медицинскую сестру.... А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и тех людей, которые оказались поблизости. Мы поговорим сегодня о травмах опорной системы; рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать доврачебную помощь, обосновывая каждое действие. Открываем рабочие тетради по ОБЖ и записываем тему урока. ( Слайд №6) Вопросы.
2.Полуподвижное соединение достигается упругими хрящевыми прокладками между костями. Такие прокладки находятся между отдельными позвонками в позвоночнике. При сокращении мышц эти прокладки сжимаются и позвонки сближаются. При ходьбе, беге, прыжках прослойки упругого хряща действуют как амортизаторы, смягчая резкие толчки и предохраняя тело от сотрясения. Такое соединение имеет опорное, защитное, двигательное значение. Слайд №9. 3. Подвижное соединение костей встречается чаще. Их называют суставами. Кости полностью обособлены друг от друга и сохраняют высокую подвижность. Рассмотрим строение тазобедренного сустава. (Слайд № 4). Тазовые кости имеют с каждой стороны по суставной ямке в каждую из которых входит головка бедренной кости: справа - правой, слева - левой. Поверхность суставной ямки и суставной головки покрыта хрящем. Надкостницы в суставах нет. Кости сцеплены связками и заключаются в суставную сумку. Полость сустава герметична. Внутри давление ниже атмосферного. Внутренняя стенка суставной сумки выделяет суставную жидкость. Она смазывает трущиеся поверхности, облегчает движение. Признаки, обеспечивающие подвижность сустава: суставная головка, суставная ямка, суставной хрящ, суставная жидкость. Признаки, обеспечивающие прочность сустава: суставная сумка, связки, низкое давление. Суставы обеспечивают не только подвижность кости, но и позволяют зафиксировать кости в нужном положении. Это возможно потому, что в сумке есть складки. И когда мышцы прижимают головки костей друг к другу, жидкость уходит в складки, хрящ одной кости вдавливается в хрящ другой, трение возрастает, поверхности костей не скользят. Заполнение таблицы. ( Слайд№5) с целью закрепления нового материала. Вопрос. Какой сустав обладает большей подвижностью плечевой или тазобедренный? Обсуждение вопроса и формулировка выводов. Вследствие большой глубины суставной впадины движения в тазобедренном суставе не так обширны, как в плечевом суставе. Вместе с тем тазобедренный сустав более прочный и более приспособленный к большим нагрузкам. Прочность обусловлена также наличием мощных связок. Плечевой сустав образован головкой плечевой кости и суставной впадиной лопатки. Капсула свободная; сустав очень подвижный. Внутри тазобедренного сустава имеются внутрисуставные связки из плотной соединительной ткани, соединяющие внутрисуставные поверхности. Они обладают высокой прочностью. Внутрисуставная связка в тазобедренном суставе выдерживает на разрыв около 350 кг. Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. (Слайд № 10). -Что называют переломом? -Какие виды перелома изображены на слайде?
Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, например, при занятиях спортом кости могут выйти из естественного положения. (Слайд №11).
Работа в группах (каждая получает задание- ситуацию). Учащиеся высказывают свои мнения, описывают предполагаемые действия. В ходе беседы обнаруживается недостаток знаний, который не позволит правильно оказать первую медицинскую помощь. (Слайд № 12). Диагноз травм основывается, в первую очередь, на тщательном анализе механизма травмы. Какие симптомы обнаруживаются и характерны для переломов, вывихов, при растяжениях связок вы узнаете, когда самостоятельно, работая в группах, познакомитесь с материалом учебника (раздается карточка- задание для каждой группы). Работа с таблицей (Слайд № 13). Слайд №14, 15(виды шин, правила наложения шин и повязок, используя эластичный бинт). Закрепление: практическая работа в группах (наложение различных повязок). Домашнее задание: параграф 12 стр.59-61 учебник биологии, таблица в тетради. Параграф 16 учебник ОБЖ, таблица в тетради. ![]() Вставьте пропущенные слова 1._________функция заключается в том, что кости и мышцы образуют прочный каркас. 2.Головной мозг защищает _________, а спинной мозг_________________ . 3. Неорганические вещества придают кости __________________________. 4. Органические вещества придают кости ____________________________. 5. В толщину кости растут за счет ___________________________________. Выбери правильные утверждения
Установите соответствие КОСТИ ОТДЕЛЫ ЧЕРЕПА 1. Лобная а) Мозговой 2. Верхнечелюстная б) Лицевой 3. Теменные 4. Скуловые 5. Затылочная 6. Нижнечелюстная 7. Носовые 8. Височные 9. Решётчатая 10. Клиновидная Соединение костей
Виды повреждений опорно-двигательной системы и оказание первой медицинской помощи при них.
ВИДЫ ТРАВМАТИЗМА ![]() ![]() ![]() Уличный ДТП Бытовой ПРИЧИНЫ:
![]() ![]() Необходимо:
Первая медицинская помощь при травме позвоночника: 1.Покой (транспортировка на ровной поверхности, лицом вниз) 2. Сажать, перевозить, переносить в сидячем положении нельзя. Первая медицинская помощь при травме грудной клетки (ребер, грудины):
![]() ![]() ![]() УШИБ – повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи. РАЗЛИЧАЮТ: Лёгкие (синяк) Средние (кровопотёк) Тяжёлые (внутренние кровотечение) Симптомы сотрясения головного мозга: - Потеря сознания -Тошнота (рвота) Первая медицинская помощь: - Покой (транспортировка на спине); - Фиксация головы валиком из одежды (одеяло) в виде подковы; - Лицо в сторону (рвота); - Класть на подушку нельзя. |