Скачать 124.22 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивнянская средняя общеобразовательная школа № 1» План – конспект урока биологии в 8 классе. Тема: «Заболевания, гигиена и доврачебная помощь при повреждениях опорно- двигательной системы. Методические цели и задачи:
Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма проведения: Ролевая игра с элементами информационной технологии. Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, диск с презентациями, карточки визитки докторов, газета «Санитарный вестник». План урока:
Ход работы:
- приветствие - подготовка аудитории к работе - наличие учащихся 2. Активизирующее начало. Мотивация учебной деятельности. Учитель: Какова цель нашего урока? Дети: 1. Познакомиться с заболеваниями опорно – двигательной системы.
Учитель: План нашего урока.
Учитель: Мы разделились на группы. У каждого на столе индивидуальные листочки, где вы отметите в начале урока, а затем в конце с каким настроением пришли и уходите с урока и ответите на ряд вопросов которые тоже у вас на столах. На столах у вас по 1 листочку, чтобы зафиксировать результаты работы групп. На нём вы должны отметить:
3.Изучение нового материала. Учитель: Сегодня у нас не простой урок. Вы сегодня гости телепрограммы. Я представляю ведущую программы это Мещерякова Татьяна слово Татьяне. Ведущая: Здравствуйте уважаемые гости студии! Я вас приветствую на программе «Планета Здоровья»! Сегодня мы собрались на нашей программе, чтобы поговорить о заболеваниях, профилактике и доврачебной помощи при повреждениях опорно – двигательной системы. Помогут нам гости студии это светила медицины : Доктор–физиотерапевт ………………… Доктор – педиатр………………….. Доктор – травматолог – ортопед………………. Ребята вы не просто слушайте наших гостей, а делаете записи в тетради чтобы ответить на мой вопросы и решить творческие задания которые вы будите, выполнять работая в группах. Ведущая: Я хочу обратиться к доктору физиотерапевту перед вами гости студии -ребята которым по 14 -15 лет скоро они вырастут и станут красивыми и стройными юношами и девушками и всех их интересует как сформировать правильную осанку, какие нарушения осанки чаще встречаются и что надо делать для её профилактики. Пожалуйста, вам слово. Выступление доктора физиотерапевта: Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы, которые формируются в детские годы. Важной задачей является формирование правильной осанки. Осанка – это умение без особого напряжения сохранять правильную позу в различных положениях: сидя, при ходьбе, во время игр. При правильной осанке голова и туловище во время ходьбы находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и оба находятся на одном уровне, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленях и тазобедренных суставах. Каково же значение правильной осанки? Очень велико! При ней для всех внутренних органов создаются наиболее благоприятные условия функционирования, т.е. работы, а движения человека наиболее естественны, экономичны и результативны. Напротив, неправильная осанка вредна для здоровья, работоспособности, внешнего вида. Часто встречаются такие нарушения осанки, как лордоз наблюдается в поясничном отделе позвоночника, сопровождается деформацией позвоночника, приводит к опущению внутренних органов, а в последствии к нарушению их работы, следующее нарушение осанки это сколиоз это боковое искривление позвоночника сопровождающееся изменением формы грудной клетки и приводящее к изменению положения внутренних органов и их функций особое отличие сколиоза это когда одно плечо выше другого, и последний тип нарушений осанки это сутулость – это дугообразный кифоз, кифоз так же может быть угловым называется он горбом. Сутулость – приводит к увеличению шейного изгиба позвоночника, поясничный сглажен, плечи опущены и сведены вперед, лопатки разведены, грудь впалая, голова опущена, ноги согнуты в коленях. А это приводит к затруднению работы сердца и легких, к недостаточному снабжения организма кислородом, вызывает повышенную утомляемость и раздражимость. Правильная осанка не возникает сама по себе, её необходимо формировать.
Для профилактики нарушений осанки я хочу вам посоветовать придерживаться в течение жизни ряда гигиенических правил. Перечисление правил.
Так как вы школьники и сидите часто за партой в школе, дома за столом, поэтому туловище сидя надо держать прямо, голову лишь немного наклонить вперед. Между грудью и партой должно быть пространство в 3-4 см., предплечья должны свободно лежать на столе, ноги согнуты под прямым углом. Желаю вам здоровья! Ведущая: В последнее время мы часто встречаемся с такими понятиями как гиподинамия и плоскостопие что это за заболевания каковы причины их возникновения и меры профилактики? С этим вопросом я хочу обратиться к доктору педиатру. Пожалуйста, вам слово. Выступление доктора педиатра: Наш век – это эпоха научно – технической революции и привел он к уменьшению доли научного труда за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. Развитие городского транспорта и таких средств как лифты, эскалаторы, движущиеся тротуары, развитие телефонизации и других средств связи привели к широкому распространению малоподвижного образа жизни, к гиподинамии – это понижение двигательной активности. В чем вред гиподинамии. Снижение физических нагрузок приводит к слабости скелетных мышц, затем возникают слабость сердечной мышцы и нарушения в работе сердечно – сосудистой системы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление в организме жира, нарушение кровообращения, падение работоспособности, снижение устойчивости к инфекциям, ускорение процессов старения организма. Основными способами борьбы с последствиями гиподинамии являются все виды физической тренировки, физкультура, спорт, туризм, физический труд. Другим дефектом ОДС является плоскостопие, которое часто проявляется в детском возрасте. Плоскостопие – проявляется в понижении свода стопы, что в результате перенапряжения мускулов приводит к сильным болям в ступнях и голени и приводит к изменениям походки. Причины возникновения плоскостопия:
Каковы же меры профилактики плоскостопия?
Ведущая: Как известно все ребята большие непоседы и травмы возникают у них не редко. Как распознать ушибы, растяжения связок и переломы и оказать первую доврачебную помощь? С этим вопросом я обращаюсь к нашему гостю доктору травмотологу – ортопеду. Пожалуйста, вам слово. Выступление доктора травмотолога – ортопеда. Травмы у учащихся бывают, к сожалению нередко. В большинстве случаев это ушибы различных частей тела, растяжение связок, но встречаются также и переломы конечностей. Я остановлюсь на вопросах оказания первой доврачебной помощи, которую вы можете оказать пострадавшему. Итак, ушибам чаще подвергаются конечности и голова. Как распознать ушиб. На месте ушиба появляется боль, кровоподтек и припухлость вследствие отека ткани. Что же надо делать.
Растяжение связок чаще происходит в голеностопном или лучезапястном суставе. Как распознать растяжение связок. В области сустава возникает боль, припухлость, иногда синюшный отёк а и движение в нем затруднены. Что надо делать:
Как распознать перелом – в месте повреждения возникает сильная боль, усиливающаяся при прикосновении, движения становятся невозможными. Конечности ненормально подвижные, если перелом открытый, то из раны торчат кости, течет кровь. Что надо делать: 1. Обеспечить неподвижность кости в месте перелома. 2. Наложение шины (палка, доска). 3. Рана покрывается ватно-марлевой повязкой. 4. Шина через ткань прибинтовывается к телу. 5.Медицинская помощь, если необходимо остановить кровотечение. 4. Закрепление. Учитель: Я хочу поблагодарить наших гостей за интересные выступления и ведущую программы «Планета Здоровья» Альбину Кузьмичёву. Сейчас мы переходим к следующему этапу урока к выполнению творческих заданий. Вы разделены на группы каждая группа получили творческое задание ,прочтите его внимательно и ответьте на вопросы. На выполнение задания даю вам 5 минуты, затем мы с нашеми гостями вас послушаем. Творческое задание 1 группы. Одиннадцатиклассница Аня на улице встретилась со старой школьной подругой Машей, которую не видела 3 года. Маша шла на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком…..Маша так изменилась, что Аня не узнала её сразу.
Ответ: 1-3. Дополнительный вопрос: Каково значение осанки? Ответ: Создаёт благоприятные условия для работы внутренних органов.
а) менее крепка и тверда; б) более крепка и тверда; в) менее гибка; г) более гибкая; д) легче поддаётся искривлениям; е) ещё не сформирована. Ответ: 2—а); г); д); е). Дополнительный вопрос: Что вы должны делать для формирования правильной осанки? Ответ: Физ. зарядку, физ.трудиться и т. д. Вопрос 3. Влияет ли неправильная осанка на внешность человека?
А) фигуру Б) общий облик В) походку Г)делает человека малопривлекательным. Ответ: 3 – А;Б;В;Г. Творческое задание 2 группы. В старших классах ученик Анатолий увлекался математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую он постоянно носил с собой (чаще в правой руке). Однажды на занятиях физкультуры Анатолий пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель отметил, что правое плечо у него значительно ниже левого, и порекомендовал ему обратиться к врачу. Анатолий последовал его совету. Вопрос 1.Как вы считаете, какой вид нарушения осанки отметил врач у подростка?
Ответ: 1 – 3 Дополнительный вопрос: Какие нарушения осанки вам известны ,как они влияют на здоровье? Ответ: кифоз (сутулость), лордоз они приводят к нарушению О. Д. С.и вызывают затруднения в работе внутренних органов и т. д.. Вопрос 2. Что могло стать в данном случае причиной искривления позвоночника такого вида?
А) постоянного ношения тяжести в одной руке; Б) привычки, стоя, опираться на одну ногу.
Ответ: 2 – 3А) Дополнительный вопрос: Какие гигиенические правила необходимо соблюдать для профилактики нарушений осанки? (перечислить 6 правил) Вопрос 3. Что помогает избежать такого искривления позвоночника?
Ответ: 3 – 2,3,4. Творческое задание 3 группы. На день рождения подруги школьница 16-ти лет Лариса пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать. Но через некоторое время, из –за боли в ногах, Ларисе пришлось от танцев отказаться и повести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки. Вопрос 1. Как вы считаете, что стало причиной боли в ногах у Ларисы?
Ответ: 1 – 2. Дополнительный вопрос: К какому заболеванию может привести ношение туфель на каблуке? Ответ: плоскостопию. Вопрос 2. Может ли обувь на высоких каблуках отразиться на состоянии здоровья человека?
б) осанку. Ответ:2 – 2б). Дополнительный вопрос: Какие причины плоскостопия вам ещё известны? Ответ: Ношение тесной обуви, Ношение неудобной обуви Перегрузка стопы. Вопрос 3. Какие из предложенных мер помогут Ларисе в данной ситуации сохранить правильную осанку, походку и избежать деформации стоп?
Ответ: 3 - 1 Проверка творческих заданий. 5. Подведение итогов работы групп. Ребята прошу вас выставить оценки на листочках работы группы и сдать их мне. Выставление оценок учителем. 6. Рефлексия. Затем вы возьмите индивидуальные листочки и отметьте ваше настроение и ответьте на вопросы: Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, доволен ли собой. Мы – насколько комфортно мне работалось в малой группе, я помогал товарищам, они помогали мне, у меня были затруднения с группой. Дело – я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы (практики, просто интересен); в чем затруднился. Понравилась ли вам такая форма урока, чем понравилась? 7. Домашнее задание. Параграф 10 -16 повторять . подготовка к зачёту. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивнянская средняя общеобразовательная школа № 1» Урок - ролевая игра с элементами информационной технологии. Тема: «Заболевания, гигиена и доврачебная помощь при повреждениях опорно – двигательной системы». Учитель: Лебединская Светлана Альбертовна. И вня, 2007 год. Лебединская Светлана Альбертовна – учитель биологии |