Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата icon

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата





Скачать 82.26 Kb.
НазваниеПрофилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата
Дата конвертации07.05.2013
Размер82.26 Kb.
ТипДокументы
ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.


Об актуальности профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, говорит тот факт, что чуть ли не у каждого третьего ребенка или неправильная осанка или неправильная походка.

Признаки неправильной осанки:

1.Неровный уровень плеч и лопаток.

2.Неровное расстояние от позвоночника до лопаток.

3.Чрезмерный наклон головы вперед.

4.Согнутая (круглая спина).

Искривления позвоночника являются патологическим состоянием. Они бывают 3 видов: в перед – патологический лордоз, назад – патологический кифоз и боковое – сколиоз. Искривления позвоночника затрудняют работу сердца, легких, ухудшают кровообращение, пищеварение, мочевыделение, что в свою очередь, приводит к быстрому утомлению, головокружению и головной боли. Ухудшается аппетит, снижается работоспособность, учится, становится труднее.

Нарушение походки, если внимательно присмотреться к ребенку, также можно заметить даже не специалисту. Проще всего посмотреть на следы, которые оставляет ребенок на снегу или песке. У здорового ребенка следы будут параллельны друг другу, лишь слегка разведены мыски ног.

Если ребенок при ходьбе «загребает ногой» (одна из стоп повернута в сторону другой стопы) или стоит, как косолапый мишка – это уже проблема гольностопа, но она может заключаться и в шейном отделе позвоночника.

Помните, что косолапость, плоскостопие, сколиоз – это все звенья одной цепи.

Если мы увидели проблему у ребенка, нам необходимо поставить в известность в известность родителей, которым необходимо показать ребенка специалисту и такой ребенок уже нуждается в специальном лечение.

Но чтобы до этого не дошло нам необходимо уделить самое большое значение профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей.

Осанка – это навык, то есть определенный комплекс условных рефлексов, обеспечивающих сохранение привычного положения тела в пространстве. Это положение может быть правильным (хорошая осанка) или неправильным (плохая осанка).

Признаки правильной осанки:

1.Непринужденно, свободно и прямо держать голову и корпус.

2.Плечи на одном уровне, слегка опущены и отведены назад.

3.Живот подтянут.

4.Колени выпрямлены.

5.Грудь несколько выступает вперед.

Костная система в детском и молодом возрасте существенно отличается от костной системы взрослых людей, большим содержанием органических веществ и меньшим содержанием солей. Поэтому кости детей менее крепки и тверды, но более гибки и эластичны (легко поддаются искривлению). Процесс окостенения скелета заканчивается к 20-23 годам. Особенно поздно формируются кости стопы и кисти. Эластичность детского скелета при неправильном положении тела (неправильная осанка, походка, посадка за столом, положение во время сна) легко приводит к образованию искривлений.

Позвоночник – сложнейшие анатомическое образование, состоящее из костей, хрящей и связок, содержит в себе уникальную нервную ткань, малейшие повреждение которой не восстанавливается никогда. Весь период роста человека, увеличение его веса сопровождаются постоянным давлением на 32 позвонка (основные – 7 шейных, 12 грудных, 5 поленичных), пропускающих через себя корешки спинного мозга. Искривление шеи, спины и поясницы приводят к ущемлению корешка, к боли и еще большему искривлению.

Позвоночник, как рессора, сопротивляется всем нагрузкам. Днем его травмируют, ночью он восстанавливается. Каждый позвонок имеет свою степень свободы (подвижности), и ребенок непроизвольно ночью вращается давая своему позвоночнику минуты отдыха в удобном положении.

Сейчас изобретены тысячи устройств, следящих за осанкой и укрепляющих спину (корсеты, массажеры и т.д.) Но миллионы детей страдают вертебралгией (дофсопатней) и вырастают больными.

Искривления позвоночника могут также развиваться вследствие перенесенного в раннем детстве рахита, в результате травмы позвоночника, но чаще всего из-за плохой осанки.

Правильная осанка относится к двигательным навыкам, которые формируются трудно и могут быть утрачены при отсутствии контроля взрослых и самоконтроля у детей школьного возраста.

Факторы, отрицательно влияющие на формирование осанки.

1.Неправильная посадка во время учебных занятий.

2.Нашение тяжестей в одной руке.

3.Неправильное положение тела во время сна.

4.Длительное катание на велосипеде.

5.Неправильная походка.

6.Ношение тесной одежды, обуви без каблуков или со слишком высокими каблуками.

7.Малая двигательная активность.

Поэтому профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата должна быть направлена на не допустимость факторов, перечисленных выше.

Необходимо подбирать мебель, соответствующую пропорциям тела. Так, если сидеть на низком сиденье, приходится вытягивать ноги вперед или сгибать их в коленях и тазобедренных суставах под острым углом. На высоком же сиденье ноги не достают до пола и болтаются в воздухе, а тело лишается еще одной точки опоры.

Если сидеть за низким столом, приходится низко накланяться, за высоким же столом при письме все время держать руки (и плечевой пояс) в поднятом положении.

Неудобная мебель также способствует таким распространенным нарушениям посадки, как сидение боком, выдвинув вперед одно плечо, сидение с опорой на одно бедро, с опорой на кончик или краешек стула, что ведет к кособокости и деформации тазовых костей.

Очень важно выработать и закрепить привычку сидеть правильно, где бы вы не находились.

Садясь за стол, надо задвинуть стул на 3-4 см под стол.

Проверка правильности подобранного по высоте стола. Сесть за стол, руку, согнутую под прямым углом, прижать к боку. Высота стола должна быть на 2-3 см выше согнутой руки.

Детям необходимо объяснять, что соблюдение правильной посадки за столом (партой) очень важно для сохранения хорошей осанки, предупреждение искривлений позвоночника, сохранения здоровья. При правильной посадке создаются благоприятные условия для зрительной работы. (Тетрадь, книга на расстоянии 35 см от глаз). При правильной посадке не сдавливаются и находятся в правильном положении внутренние органы и кровеносные сосуды.

Хотя правильная посадка считается наиболее рациональной, она не может сохранятся длительное время. Переход от прямой посадки к слегка наклонной и обратно можно считать более рациональной, чем длительное сидение в одной и той же позе. При проведении занятий, педагоги не должны забывать про физкультминутки, которые проводятся не менее 3 мин.

Образ жизни детей, их ежедневные занятия и увлечения формируют их общий двигательный стереотип. Недостаток двигательной активности приводит в настоящее время к новым формам патологии. С возрастом приходит в дом компьютерная игра и приносит с собой новую беду – статическое искривление позвоночника. Кривится все – шея, спина, поясница. Офисная мебель (спец. кресло) не спасают. Чем и как помочь.

Во первых ребенок не должен находится за компьютером более 25-30 мин. Приучить ребенка держать мышку компьютера в разных руках: четные дни в левой руке, нечетные в правой. Только так можно заставить позвоночник изгибать в разные стороны, симметрично.

Нарушение осанки в начальной стадии – это негармоничное развитие мышечной системы, неумение правильно держать свое тело. Больше всего в этом виноват малоподвижный образ жизни. Гипокинезии, недостаток физической активности и как следствие – плохое физическое развитие и мышечная слабость.

Систематическое занятие физкультурой и спортом – самое лучшее средство предупреждения нарушения осанки. Очень важно, чтобы эти занятия были правильно спланированы, упражнения подобранны для всех групп мышц тела из различного исходного положения, использовались упражнения для профилактики плоскостопия, укреплению и формированию правильной осанке. Детей необходимо приучать к играм на турнике, шведской стенке, где предусмотрены перекладина, канат, ступеньки. Научившись вису и подтягиванию малыш станет крепким и стройным.

Вис – важнейшее расслабляющие позвоночник упражнение, очень сложное для исполнения. Ребенок сначала не может достаточно долго его выполнять.

Для формирования и исправления осанки широко применяются занятия с использованием специального гимнастического оборудования (фитболов, палочек и т.п.)

Выполняя повседневное гигиеническое воспитание детей по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата педагоги должны напоминать родителям, что надо следить и дома за правильностью осанки и походки детей, посоветовать, как организовать рабочее место ребенка дома (соответствие мебели росту детей, освещенному и т.д.), чтобы родители заставляли дома детей заниматься физическими упражнениями и спортом, правильно организовали отдых детей.

Полноценный сон не только оказывает положительное влияние на нервную систему и состояние здоровья, но и дает отдых мышцам и уменьшает нагрузку на позвоночник и суставы. Для полноценного сна необходимы правильное положение тела во время сна и возможность его менять. Для этого нужна удобная постель. Кровать должна быть на 15-20 см больше длины тела, а постель жесткая и ровная. Нормальное положение позвоночника нарушается, если, например, спать «калачиком» или с поднятыми на подушке плечами, в слишком мягкой или неровной постели. Для позвоночника, также вредно спать, редко меняя положение тела: от этого нарушается кровообращение.

Походка является неотъемлемой частью осанки. Соблюдение правильной походки – необходимое условие для сохранения хорошей осанки, предупреждения искривления костей таза и ног. Движение тела, плавность и грациозность походки зависят от строения стоп и ног человека. Скелет стопы имеет два свода: продольный и поперечный. Благодаря им стопа спереди опирается на головки плюсневых костей, а сзади – на пяточную кость. Такое расположение костей удерживается связками и мышцами стопы и голени. Сводчатость стоп позволяет им пружинить, а следовательно, оберегает человека от различных толчков и сотрясений во время ходьбы, прыжков, бега.

Нередко наблюдается уплощение, а иногда и полное исчезновение сводов стопы, что носит название плоскостопия.

Плоскостопие выражается в быстрой утомляемости ног при ходьбе, в появлении боли в подошвах, икрах, бедрах, пояснице, пальцах, на которых образуются мозоли.

Еще одной причиной плоскостопия может стать слабость мышц и связок стопы в результате чрезмерной нагрузки на ноги (длительная ходьба и стояние, ношение тяжести, тучность) или, наоборот, в следствии недостаточной нагрузки из-за малоподвижного образа жизни.

Мышечно-связочный аппарат надо укреплять ежедневной гимнастикой, занятиями спортом и массажем.

В комплекс утренней гимнастики необходимо включать упражнения для укрепления мышц стопы и голени (приседания, пружинящие прыжки и т.п.), хождение на носках, пятках, на внутренних и наружных краях стоп. В теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, гальке, скошенной траве двигать пальцами голых ног. У нас на спортивной площадке имеется специальная тропинка, в зимнее время в каждой группе также оборудованы специальные коврики. Для профилактики плоскостопия нужно с ранних лет постоянно и систематически тренироваться на продолжительную ходьбу, тем самым укрепляя мышцы ног. Для современного человека ходьба – самый доступный вид двигательной активности.

Существенно ухудшает походку и осанку хождение на высоких каблуках. При высоких каблуках происходит перемещение центра тяжести тела вперед, ноги сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, что вызывает не правильное положение и развитие тазовых костей и перемещение внутренних органов (особенно малого таза). Другим осложнением хождения на высоких каблуках в детском и подростковом возрасте является плоскостопие. Обувь, которую носят постоянно в течение дня, должна быть на каблуке высотой 2-3 см, а по длине и ширине каблук должен занимать ¼ часть подметки. При таком каблуке значительная часть тяжести тела приходится на пятки, которые для этого и приспособлены. Нельзя носить в течение всего дня обувь совершенно без каблуков, которые можно одевать для отдыха на короткое время. Кроме того, вредно носить как узкую, так и слишком свободную обувь, она не поддерживает еще не окрепшие связки и мышцы голени и стопы.

Спортивную обувь (кеды, кроссовки и т.п.) необходимо носить только по назначению. Если посмотреть на обувь наших детей, то видно сразу, что 10-15% детей носят правильную обувь, у остальных она не соответствует гигиеническим требованиям.

Из выше всего сказанного можно сделать вывод, чтобы избежать деформации и заболевания опорно-двигательного аппарата, наряду с правильно подобранной обувью, важно иметь правильную походку и осанку, т.е. при ходьбе всегда ставить стопы правильно, держать корпус и голову прямо, иметь нормальный вес, для обеспечения которого необходимы рациональное питание и подвижный образ жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата iconПрофилактика нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата iconПрофилактика опорно-двигательного аппарата

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата iconМодуль 1 анатомия опорно-двигательного аппарата
Материалы по анатомии человека для подготовки к практическим занятиям, итоговому модульному контролю «Модуль Анатомия опорно-двигательного...

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата iconОпорно-двигательный аппарат человека и его возрастные особенности Значение опорно-двигательного аппарата

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата iconКурс VIII семестр Тема: Особенности обследования пострадавшего с повреждением опорно-двигательного аппарата. Методы лечения Тема
Особенности обследования пострадавшего с повреждением опорно-двигательного аппарата. Методы лечения

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата iconВозрастные особенности опорно-двигательного аппарата

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата iconСколиоз патология опорно-двигательного аппарата: определение

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата iconЛекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата План

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата iconЛечение опорно-двигательного аппарата в санаториях Хмельника, Закарпатья и в Крыму Хмельник

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата iconПриложение 5 исследовательская работа «Изучение здоровья школьников по состоянию опорно-двигательного аппарата»



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск