Скачать 98.64 Kb.
|
Тема. Дыхание. Тема урока. Механизм дыхания. Цели. Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие
Задачи. Выяснить, как осуществляется механизм дыхания, что такое жизненная емкость легких и значение правильного дыхания для здоровья. Тип урока: Комбинированный. Методы обучения:
Ход урока 1. Организационный момент 2. Создание проблемной ситуации 3. Постановка целей и задач урока 4. Изучение нового материала 5. Выводы урока 6. Закрепление 7. Подведение итогов урока 1 ряд работает с тестами. Тесты заранее положены на парты. Оганизационный момент. 1 минуты Здравствуйте, ребята. Прошу Вас, присаживайтесь. Меня зовут Наталья Ивановна. Сегодня мы работаем вместе, и я очень рассчитываю на вашу поддержку и сотрудничество. Давайте вспомним, что вы уже узнали по теме «Дыхание». Есть желание проверить себя? Вам нужно выбрать правильный ответ. (Слайд Проверка домашнего задания). Актуализация опорных знаний. 8 минут 1. Закончить мысль. 1. Контролирует вход в гортань - надгортанник 2. Вдоль трахеи проходит - пищевод 3. Функция ресничек в носовой полости - очищение 4. Структурные единицы лёгких - альвеолы 5.Прегородка, отделяющая грудную полость от брюшной - диафрагма 2. Игра «Да – Нет». Согласны ли вы с моим утверждением?
10.Легкие образованы мышечной тканью.
А если серьезно? Для чего человеку нужен нос? 4. На столе стоит 3 литровая банка. На ней надпись «Пыль». Скажите, пожалуйста, какая может быть связь между строением трахеи и банкой пыли? Ребята, сдайте, пожалуйста, карточки Изучение нового материала. 25 минут Проблемная ситуация. Учитель. Учащиеся спорят между собой и высказывают несколько мнений, как воздух входит в легкие:
Кто же прав? Газообмен возможен только при условии постоянной смены воздуха. А вы знаете, почему новорожденного ребенка хлопают по попке, как только он родился? Он кричит от боли и делает первый вдох, легкие расширяются и человек начинает дышать. УЧИТЕЛЬ. На уроке мы должны выяснить: 1.что лежит в основе механизма дыхания, 2.как происходит сам механизм дыхания 3.значение правильного дыхания для укрепления здоровья человека. Запишите тему урока. (Слайд. ТЕМА УРОКА) Домашнее задание. Страница 142-145, ответить на вопросы страницы 146-147. Учитель. Вдох и выдох ритмично следуют один за другим. Воздух поступает в легкие, легкие могут менять свой объем благодаря высокой эластичности альвеол. Вы, наверное, помните, что в легких 300-350 млн. альвеол с общей площадью – 150 кв.м. Но легкие не имеют мышц, которые могли бы их попеременно сжимать и расширять. Благодаря чему легкие обладают способностью менять свой объем? Эксперимент. Положите ладошки на ребра, подышите. Как изменяется объем грудной клетки? За счет чего грудная клетка увеличивается или уменьшается? Учитель. Дыхательные движения осуществляются с помощью специальных мышц. Каких именно? (Сокращение и расслабление межреберных мышц и диафрагмы). Легкие никогда самостоятельно не растягиваются. Они пассивно следуют за грудной клеткой. Почему легкие пассивно следуют за грудной клеткой? Вспомните, что такое плевральная щель? Учитель. Как вы помните, она герметически закрыта и давление в плевральной щели ниже атмосферного давления. За счет разности давления легкие двигаются за грудной клеткой, и происходит вдох. За вдохом наступает выдох. Давайте посмотрим механизм вдоха и выдоха. (Диск Биология. Человек 8 класс. Серия «1С: Школа»). По какой причине чередуются вдох и выдох? Какие мышцы участвуют в осуществлении механизма вдоха и выдоха? Опережение. Сокращение дыхательных мышц идет за счет импульса, идущего от ДЦ через каждые 4 секунды. Слайд Механизм дыхания. Давайте подведем итоги: Механизм вдоха Сокращение дыхательных мышц (межреберных и диафрагмы) Увеличение грудной полости Уменьшение давления в грудной полости Засасывание воздуха в легкие Схема записывается в тетрадь. Учитель. Поступление воздуха в легкие и выталкивание воздуха из легких – физический процесс. Доказать это можно с помощью модели Дондерса. (Диск Биология. Человек 8 класс. Серия «1С: Школа»). (Эту модель и проверку опыта мы можете сделать дома). Сколько дыхательных движений делает человек в минуту? Умеем ли мы правильно дышать? Эксперимент. Положите ладошки на грудь, посчитайте количество вдохов в минуту. Время я засекаю. Результат запишите в тетрадь. Норма дыхательных движений в минуту у подростков – 12-18 в минуту, у взрослых – 16-20. Учитель. Оказывается, правильное дыхание это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой. Многие люди дышат слишком часто и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. Такой тип дыхания называется поверхностным. В результате легкие не успевают, как следует проветриться – свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких не обновляется. А вирусам и бактериям только этого и надо. (Диск Биология. Человек 8 класс. Серия «1С: Школа»). Вывод. Дышать надо глубоко и размеренно Учитель. Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции. Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон. Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно. Практическая часть. Мы с вами живем в условиях, которые отрицательно сказываются на дыхательной системе, вызывают ее заболевания. Но у данной проблемы есть свое решение – дыхательная гимнастика, которая не только тренирует, но и укрепляет ее. И я очень хотела бы вас познакомить с некоторыми упражнениями дыхательной гимнастики.
Одним из важных показателей состояния дыхательной системы является жизненная емкость легких. Давайте самостоятельно выясним, что это такое. Работа с книгой. Прочитайте статью «Жизненная емкость легких» на странице 143-144. Работа по тексту. 1.Что такое жизненная емкость легких? (наибольший объем воздуха, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха) 2.Чему равна жизненная емкость у взрослого человека? 3.Как меняется жизненная емкость у людей разных профессий? 4.Каким прибором измеряется жизненная емкость. 5.Влияет ли курение на жизненную емкость легких. Обобщение. Давайте вспомним начало урока. Какие вопросы мы задали (Слайд Тема урока. Слайд Выводы).
Закрепление. Работа с тестами Выставление оценки за работу на уроке Поскольку, вы сегодня очень хорошо работали, я думаю, все получат хорошие оценки. Я очень вами довольна! Молодцы, ребята! Спасибо вам! Дыхательные движения
Дыхательные движения
Индивидуальные задания разного уровня сложности. Задание С ВСТАВЬТЕ В ТЕКСТ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА. Дыхательная система выполняет важнейшую функцию…, доставку в организм … и выведение из него …. Из капилляров … круга кровообращения кислород поступает в клетки тела. В артериальной крови … больше, чем в клетках тела. Кислород по закону … поступает в клетки. В клетках тела он участвует в … органических веществ. При этом образуется…, необходимая для жизнедеятельности. Артериальная кровь в тканях превращается в … , которая в конечном итоге возвращается в … половину сердца. Задание В Необходимо соединить стрелками орган и выполняемую им функцию.
Задание А.
1. Количество альвеол в одном лёгком 350 млн 2. Между голосовыми связками голосовая щель 3. Имеет хрящевые полукольца трахея 4. Связывает в носовой полости пыль слизь 5. Дыхание, при котором клетки используют О2 внутреннее
|