Скачать 43.16 Kb.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. Доктор пед. наук, профессор Малашихина И.А., Несоленова Р.М. Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь Высокий уровень заболеваемости родителей, ухудшение экологической обстановки, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с такими детьми осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Инвалиды с детства – это наиболее слабо защищенная категория инвалидов, имеющая свою специфику, обусловленную, в зависимости от времени наступления нарушений и ограничений жизнедеятельности, отсутствием того социального опыта, который имеют инвалиды, получившие инвалидность после восемнадцати лет. В последнее время в России наметилась тенденция роста числа детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, а потому реабилитация и социальная адаптация лиц с двигательными нарушениями приобрели значение общественно-политической проблемы. Детский церебральный паралич характеризуется нарушением высших корковых функций, признаками поражения пирамидных путей и подкорковых ядер. При данном заболевании резко нарушено взаимодействие между двигательными и сенсорными системами, между звеньями самой двигательной системы, между системами регуляции произвольных и непроизвольных движений. В России к настоящему времени накоплен большой фактический материал, характеризующий клинико-психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вопросами обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями занимались такие ученые, как К. А. Семенова, М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, Н. В. Симонова, И. И. Мамайчук, И. И. Панченко, Э. С. Калижнюк и др. Формирование личности у детей-инвалидов, особенно с нарушениями опорно-двигательного аппарата, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Не смотря на то, что инвалиды с детства, как правило, обладают высокой внутренней восприимчивостью мироощущений и развитым самоанализом, дающими предпосылки для развития творческих способностей, им намного труднее реализовывать свои возможности, чем другим инвалидам. Учебно-воспитательной работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, свойственна коррекционная специфика. Она направлена на развитие личности ребенка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребенка в посильный труд. Педагог в пределах своей деятельности должен содействовать решению основных коррекционных задач, реализация которых в учебно-образовательных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зачастую нарушена. Мы полагаем, что в силу особенностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, необходима профессиональная помощь специалистов. Она должна носить не только медицинский, но и комплексный характер, затрагивать все стороны жизни такого ребенка. Во-первых, это максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными способностями в общественную жизнь (в том числе и интегрированное обучение); Во-вторых, преимущество воспитания этих детей в семье; В-третьих, направленность на раннюю диагностику нарушений и их лечение; В-четвертых, индивидуальный подход к реабилитации и абилитации ребенка в каждом конкретном случае. Социальная работа с инвалидами включает в себя медико-социальную реабилитацию. Реабилитация – это комплекс медицинских, психологических, педагогических, технических, профессиональных мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Медицинская реабилитация включает меры по восстановлению и компенсации нарушенных или утраченных функций, предотвращению осложнений и рецидивов заболевания. Для этого используются лекарственные средства, лечебная физкультура, физиотерапевтические процедуры, санаторно-курортное лечение, протезирование. Реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата направлена на их социальное и бытовое устройство. Также в комплекс мероприятий входят обеспечение различными техническими устройствами, позволяющими передвигаться, а также интеграция в социум. Главным результатом медико-социальной реабилитации, как направления социальной работы, является достижение такого состояния ребенка-инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. При этом под социальными функциями понимаются трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, коммуникативная способность и другие. В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальном формальном обучении, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Главная цель – научить ребенка двигательным и социальным навыкам: например, одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, обращаться с деньгами, делать покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и т.д., основам грамоты и счета. Дети-инвалиды школьного возраста имеют возможность в рамках медико-социальной реабилитации изучать академические дисциплины, готовиться к рабочей жизни. Таким образом, участие педагога в реабилитации детей-инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, но и обучение различным бытовым и социальным навыкам. По-нашему мнению, эффективность реабилитации показывает полную социальную интеграцию ребенка-инвалида, социально-бытовое устройство, полученное образование, создание семьи и участие в общественной жизни. Литература: 1. Ипполитова М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М.: Просвещение, 1993. - 86 с. 2. Лисовский В. А., Евсеев С. П., Голофеевский В. Ю. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: Учебн. пособие / Под ред. проф. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001. – 320 с. |
![]() | Материалы по анатомии человека для подготовки к практическим занятиям, итоговому модульному контролю «Модуль Анатомия опорно-двигательного... | ![]() | |
![]() | Особенности обследования пострадавшего с повреждением опорно-двигательного аппарата. Методы лечения | ![]() | |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() |