С. Н. Попова Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму в качестве учебника для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры icon

С. Н. Попова Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму в качестве учебника для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры





НазваниеС. Н. Попова Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму в качестве учебника для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры
страница1/29
Дата конвертации07.05.2013
Размер7.03 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ: Учебник для академий и институтов физической культуры


Под общей редакцией профессора С.Н. Попова


Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму в качестве учебника для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры


ББК 53.54 Ф54

Ф54


Рецензенты: главный специалист Минздрава РФ по лечебной физкультуре и спортивнее медицине, доктор мед. наук, профессору А. В. Чоговадзе; доктор мед. наук, профессор Л. И. Журавлева


ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С. Н. Попова. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.-608 с.

Учебник написан коллективом авторов — ведущих специалистов в области физической реабилитаций. Авторы стремились как можно полнее представить основные принципы медицинской и физической реабилитации при всех основных формах патологии, заболеваниях внутренних органов и нервной системы, особенности реабилитации детей и инвалидов различных профилей учебнике представлены методики применения физических упражнений и частные методики массажа, основные средства физиотерапии.

Учебник предназначен для студентов физкультурных и медицинских вузов, методистов и инструкторов ЛФК, а также всех заинтересованных лиц.


ББК 53.54


ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие




I. Организационно-методические основы реабилитации (проф. С. Н. Попов, доц. Н. М. Валеев)




1.Понятие о реабилитации. Ее задачи, принципы и средства




1.1. Задачи медицинской реабилитации

Понятие о физической реабилитации




1.2. Принципы медицинской и физической реабилитации




1.3. Средства медицинской и физической реабилитации




1.4. Составление реабилитационных программ




2. Общая характеристика средств физической реабилитации (проф. Л. С. Захарова, при участии проф. В. К. Зайцева)




2.1. Общие основы лечебной физической культуры




2.2. Основы физиотерапии (доц. Н. М. Валеев)




2.3. Основы лечебного массажа (проф. А. А. Бирюков)




II. Физическая реабилитация в травматологии и ортопедии




1. Понятие о травме и травматической болезни (доц. Т.С. Гарасева)




2. Физическая реабилитация при переломах длинных трубчатых костей и костей плечевого пояса (доц. Н. М. Валеев, доц. Т. С. Гарасева)




2.1. Переломы




2.2. Переломы костей верхнего плечевого пояса




2.3. Переломы костей нижних конечностей




2.4. Массаж и физиотерапия при переломах длинных трубчатых костей и костей плечевого пояса




3. Физическая реабилитация при повреждениях суставов (проф. С. Н. Попов)




3.1. Реабилитация при повреждениях плечевого сустава




3.2. Вывихи в плечевом суставе




3.3. Физическая реабилитация при привычном вывихе плеча (ПВП)




3.4. Травмы локтевого сустава




3.5. Повреждения коленного сустава




3.6. Повреждения голеностопного сустава




4. Физическая реабилитация при переломах позвоночника и таза (ст.преп. Н. Н. Ларионова, преп. Н. В. Швыгина)




4.1. Переломы позвоночника




4.2. Переломы таза




5. Физическая реабилитация при травмах кисти и стоп (проф. С. Н. Попов)




5.1. Переломы пястных костей




5.2. Повреждения стопы




5.3. Повреждения ахиллова сухожилия




6. Физическая реабилитация при челюстно-лицевых травмах, повреждениях ЛОР-органов и глаз (доц. Т.Н. Губарева)




6.1. Челюстно-лицевые травмы




6.2. Повреждения ЛОР-органов




6.3. Травмы глаз.




7.Физическая реабилитация больных при ожогах и отморожениях (доц. Т. С. Гарасева)




7.1. Ожоги




7.2. Отморожения




8. Основные принципы реабилитации спортсменов и при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата (проф. С Н. Попов, М. И. Гершбург)




9. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии (доц. Т. И. Губарева, ст.преп. Н. Н. Ларионова, доц. О. В. Козырева)




9.1. Реабилитация при нарушениях осанки




9.2. Реабилитация при сколиозах




9.3. Реабилитация при плоскостопии




9.4. Игры при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии




III. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы




1. Общие данные о заболеваниях сердечно-сосудистой системы (проф. С. Н. Попов)




1.1. Механизмы лечебного и реабилитационного действия физических упражнений




1.2. Основы методики занятий физическими упражнениями при лечении и реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями




2. Физическая реабилитация при атеросклерозе (проф. С.Н. Попов).




3. Физическая реабилитация при ишемической болезни сердца (проф. С. Н. Попов)




3.1. Определение толерантности к физической нагрузке (ТФН) и функционального класса больного ИБС




3.2. Методика физической реабилитации больных ИБС на санаторном этапе




3.3. Физическая реабилитация больных ИБС IV функционального класса




4. Физическая реабилитация при инфаркте миокарда (проф. С. Н. Подов)




4.1. Этапы реабилитации больных инфарктом миокарда




4.2. Стационарный этап реабилитации больных




4.3. Санаторный этап реабилитации больных




4.4. Диспансерно-поликлинический этап реабилитации больных




5. Физическая реабилитация при гипертонической болезни (ГБ) (доц. Н. М. Валеев)




5.1. Этнологией патогенез ГБ




5.2. Степени и формы ГБ, клиническое течение




5.3. Механизмы лечебного действия физических упражнений




5.4. Основные принципы лечения и реабилитации больных ЛБ




6. Физическая реабилитация при гипотонической болезни и нейроциркулярной дистонии (доц. Н. М. Валеев, проф. Л. С. Захарова)




6.1. Понятие о гипотонической болезни




6.2. Понятие о нейроциркулярной дистонии (НЦД)




6.3. Методика физической реабилитации




7. Физическая реабилитация при приобретенных пороках сердца (проф. Л. С. Захарова)




8 Физическая реабилитация при облитерирующем эндартериите и варикозном расширении вен (доц. Н. М. Валеев)




8.1. Облитерирующий эндартериит




8 2. Варикозное расширение вен нижних конечностей




IV. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания




1. Физическая реабилитация при бронхиальной астме (доц. Н.М. Валеев)




1.1. Клинико-физнологическое обоснование применения средств физической реабилитации




1.2. Средства физической реабилитации




2. Физическая реабилитация при эмфиземе легких (доц. Н. М. Валеев, проф. Л. С. Захарова)




3. Физическая реабилитация при бронхите и бронхоэктатической болезни (доц. Н. М. Валеев) ЛФК при бронхоэжтатической болезни




4. Физическая реабилитация при пневмонии (доц. Н. М. Валеев, проф. Л. С. Захарова)




5. Физическая реабилитация при плевритах (доц. Н. М. Валеев, проф. Л. С. Захарова)




6. Физическая реабилитация при пневмосклерозе (доц.Н. М. Валеев)




V. Физическая реабилитация при заболеваниях органов пищеварения, обмена веществ, суставов и органов мочевыделения




1. Физическая реабилитация при гастритах и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки




1.1. Физическая реабилитация при гастритах

Патогенез хронического гастрита




1.2. Физическая реабилитация при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки




2. Физическая реабилитация при дисфункциях кишечника и желчевыводящих путей, энтероколитах и опущениях органов брюшной полости (доц.Н. М. Валеев)




2.1. Воспалительные заболевания




2.2. Дискинезии кишечника




2.3. Дискинезии желчевыводящих путей




2.4. Физическая реабилитация при опущении органов брюшной полости




3. Физическая реабилитация при расстройствах обмена веществ (доц. Н. М. Валеев)




3.1. Физическая реабилитация при ожирении




3.2. Физическая реабилитация при подагре и сахарном диабете




4. Физическая реабилитация при заболеваниях суставов (проф. Л. С. Захарова)




5. Физическая реабилитация при заболеваниях органов мочевыделения (проф. Л. С. Захарова)




6. Игры при заболеваниях внутренних органов (дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем) (доц. О. В. Козырева)




VI. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на органах грудной клетки и брюшной полости




1. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на сердце, крупных сосудах и легких (доц. Т. С. Гарасева)




1.1. ЛФК при хирургических вмешательствах по поводу пороков сердца




1.2. ЛФК при аорто-коронарном шунтировании и резекции постинфарктной аневризмы левого желудочка




1.3. ЛФК при оперативных вмешательствах на крупных сосудах




1.4. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на легких




2. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на органах брюшной полости (доц. Т. С. Гарасева)




2.1. Клинико-физиологическое обоснование применения ЛФК




VII. Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы










1. Характеристика изменений при заболеваниях и повреждениях нервной системы (доц. Н.М. Валеев)




2. Физическая реабилитация при церебро-васкулярной патологии (доц. Н. М. Валеев)




2.1. Система поэтапной реабилитации больных с церебро-васкулярной патологией




3. Физическая реабилитация при травматической болезни спинного мозга (ТБСМ) (проф. С. Н. Попов)




3.1. Клиника травматической болезни спинного мозга (ТБСМ)




3.2. Механизмы реабилитационного действия физических упражнений и особенности методики их применения




3.3. Физическая реабилитация до 12 месяцев




3.4. Принципы реабилитации в позднем периоде ТБСМ




3.5. Методика физической реабилитации в позднем периоде ТБСМ




3.6. Особенности физической реабилитации лиц с травмой шейного отдела в позднем периоде ТБСМ




4. Физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника (проф. С Н. Попов)




4.1. Клиническая картина остеохондрозов




4.2. Лечение и реабилитация больных при остеохондрозах




5. Физическая реабилитация при заболеваниях и травмах периферической нервной системы (доц. Т. С. Гарасева)




5.1. Реабилитация больных при невритах




5.2. Неврит лицевого нерва




5.3. Поражение плечевого сплетения




5.4. Неврит локтевого нерва




5.5. Неврит большеберцового и малоберцового нервов




6. Физическая реабилитация при черепно-мозговой травме (доц. Н. М. Валеев)




7. Физическая реабилитация при неврозах (доц. Н. М. Валеев)




8. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы (доц. О. В. Козырева)




VIII. Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков




1. Анатомо-физиологическая характеристика детского организма в разные возрастные периоды (доц.О. В. Козырева)




2. Реабилитация детей с врожденной аномалией развития




2.1. Врожденный вывих бедра




2.1. Врожденный вывих бедра




2.2. Врожденная мышечная кривошея (ВМК)




2.3. Врожденная косолапость




2.4. Пупочная грыжа




3. Реабилитация детей при возрастных инфекционных заболеваниях и их профилактика (доц.О. В. Козырева)




4. Реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей (доц. О. В. Козьгрева)




4.1. Ревматизм




4.2. Миокардит




4.3. Функциональные нарушения (изменения) в работе сердца у детей




5. Реабилитация детей с заболеваниями органов дыхания (доц. О. В. Козырева)




5.1. ЛФК при бронхите у детей




5 2. Хронический (рецидивирующий) бронхит




5.3. ЛФК при пневмонии




5.4. Бронхиальная астма у детей




6. Реабилитация детей при заболеваниях и повреждениях нервной системы (доц. О. В. Козырева)




6.1. Детский церебральный паралич (ДЦП)




6.2. Лечебная физкультура при миопатии




7. Подвижные игры в системе реабилитации детей (доц. О. В. Козырева)




IX. Особенности занятий физическими упражнениями в период беременности, в родах и послеродовой период. Лечебная физкультура при гинекологических заболеваниях




1. Основные изменения в организме женщины в период беременности (доц. О. В. Козырева)




2. Гимнастика в период беременности (доц. О. В. Козырева)




3. Гимнастика в родах (доц. О. В. Козырева)




4. Гимнастика в послеродовой период (доц. О. В. Козырева)




5. ЛФК при гинекологических заболеваниях (доц. О. В. Козырева)




X. Реабилитация инвалидов




1. Понятие инвалидности. Различные категории инвалидов (доц. Т. И. Губарева, доц. Т. И. Сулимцев)




2. Психолого-педагогические особенности работы по реабилитации инвалидов (доц. Т. И. Губарева, доц. Т. И. Сулимцев)




3. Реабилитация инвалидов с повреждениями и дефектами опорно-двигательного аппарата (доц. Т.Н. Губарева, доц. Т. С. Гарасева)




3.1. Ампутация

Примерный комплекс специальных упражнений после ампутации голени (3—4-я неделя)




3.2. Полиомиелит




4. Реабилитация инвалидов с нарушениями интеллекта (доц. H. О. Рубцова)




5. Реабилитация инвалидов с сенсорноречевыми нарушениями (доц. Т. И. Губарева, ст. преп. Н. Н. Ларионова)




5.1. Нарушения слуха




5.2. Нарушения зрения




XI. Физическая культура и оздоровительный спорт для инвалидов




1. Структура и содержание физической культуры и спорта для инвалидов (доц. Н. О. Рубцова)




2. Средства, методы и формы физического воспитания инвалидов (доц. Н. О. Рубцова)




3. Особенности развития физических качеств у различных групп инвалидов (доц. Н. О. Рубцова)




4. Организация проведения занятий оздоровительным спортом для инвалидов (доц. Н. О. Рубцова, проф. С. Н. Попов)




5. Организация и проведение соревнований по видам спорта для инвалидов (доц. Н. О. Рубцова, проф. С. Н. Попов)




Приложения.






ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1992 г. в ГЦОЛИФК (с 1994 г. РГАФК) была открыта новая специализация «Физическая реабилитация и рекреация». Предмет изучается с I по IV курс (780 ч). Институт готовит специалистов по физической реабилитации и оздоровительной физической культуре для работы в больницах, поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, стационарных центрах реабилитации разного профиля, санаториях, домах отдыха, интернатах для детей-инвалидов, центрах реабилитации и физкультурно-оздоровительных клубах инвалидов и др. Подобные специализации, но с другими названиями открыты и в других вузах физкультурного профиля: институтах и академиях физической культуры, факультетах физического воспитания университетов и т.д.

В Санкт-Петербурге в ГДОФК им. Лесгафта и в Москве в РГАФК также введена новая специальность «Адаптивная физическая культура», которая в большей степени направлена на подготовку специалистов для реабилитации инвалидов, хотя охватывает почти все разделы физической реабилитации больных при разных формах патологии.

В настоящем пособии изложены основные принципы медицинской и физической реабилитации при всех основных формах патологии: в травматологии и ортопедии, заболеваниях внутренних органов, заболеваниях и повреждениях нервной системы, заболеваниях и повреждениях различных систем у детей, особенности реабилитации инвалидов различного профиля и др. В отличие от учебников по лечебной физической культуре в книге представлены не только методики применения физических упражнений при различных заболеваниях, травмах, пороках развития, но также частные методики лечебного массажа и основные средства физиотерапии в комплексе с физическими упражнениями.

Все разделы частной патологии начинаются с изложения сущности заболевания, что необходимо для понимания клинико-физиологических механизмов лечебного и реабилитационного действия ЛФК, массажа и физиотерапии. Реабилитация больных и инвалидов изучается с учетом последних достижений отечественной и зарубежной науки.

Надеемся, что пособие представляет. интерес не только для студентов, но и для методистов и инструкторов по лечебной физкультуре, специалистов по реабилитации Создание первого учебника по физической реабилитации для студентов физкультурных вузов было связано с рядом трудностей. Авторский коллектив с благодарностью примет как критические замечания, так и доброжелательные отзывы, если они пойдут на пользу дела и помогут устранить неизбежные в такой работе недостатки.


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ


1 ПОНЯТИЕ О РЕАБИЛИТАЦИИ.

ЕЕ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И СРЕДСТВА

Реабилитация — это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами. Цель реабилитации — эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает очень близкое ж этому определение реабилитации: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм н врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут». Термин реабилитация происходит от латинского слова habilis — «способность», rehabilis — «восстановление способности».

По мнению ВОЗ, реабилитация является процессом, направленным на всестороннюю помощь больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной ври данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.

Таким образом, реабилитацию следует рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему, которую можно подразделить на несколько видов, или аспектов: медицинскую, физическую психологическую, профессиональную (трудовую) и социально-экономическую.

Первое и основное направление реабилитации (медицинской и физической) — восстановление здоровья больного посредством комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого — развитие компенсаторных и заместительных приспособлений (функций).

Психологический аспект реабилитации направлен на коррекцию психического состояния пациента, а также формирование его отношений к лечению, врачебным рекомендациям, выполнению реабилитационных мероприятий. Необходимо создать условия для психологической адаптации больного к изменившейся вследствие болезни жизненной ситуации.

Профессиональный аспект реабилитации затрагивает вопросы трудоустройства, профессионального обучения и переобучения, определения трудоспособности больных.

Социально-экономическая реабилитация состоит в том, чтобы вернуть пострадавшему экономическую независимость и социальную полноценность. Эти задачи решаются не только медицинскими учреждениями, но и органами соцобеспечения.

Из всего этого ясно, что реабилитация — многогранный процесс восстановления здоровья человека и реинтеграции его в трудовую и социальную жизнь. Естественно, что виды реабилитации следует рассматривать в единстве и взаимосвязи. Три вида реабилитации (медицинская, трудовая, социальная) соответствуют трем классам последствий болезней: 1) медико-биологические последствия болезней, заключающиеся в отклонениях от нормального морфофункционального статуса; 2) снижение трудоспособности или работоспособности в широком смысле слова; 3) социальная дезадаптация, т. е. нарушение связей с семьей и обществом. Отсюда следует, что выздоровление больного после перенесенного заболевания и его реабилитация — совсем не одно и то же, так как помимо восстановления здоровья пациента необходимо восстановить еще и его работоспособность (трудоспособность), социальный статус, т. е. вернуть человека к полноценной жизни в семье, обществе, коллективе.

Импульсом для развития реабилитации больных в первой половине нашего столетия послужила первая мировая война, искалечившая здоровье и жизни тысяч людей. Начали быстро развиваться такие научно-практические дисциплины, как ортопедия, физиотерапия, трудотерапия и лечебная физическая культура. Вначале использовался термин «восстановительное лечение», и в это понятие входило использование медицинских лечебных методов, но впоследствии, особенно после второй мировой войны, проблема социально-трудового восстановления инвалидов приобрела массовый характер. Помимо медицинских, ее решение включало целый ряд психологических, социальных и других вопросов, выходящих за рамки узколечебных, и тогда на смену термину «восстановительное лечение» пришел термин «реабилитация». Концепция реабилитации больных и инвалидов в современном понимании появилась в годы второй мировой войны в Англии и США. Со временем пришло понимание, что с ростом случаев хронических заболеваний, ведущих к нетрудоспособности, отдельные направления медицины не в состоянии ему противостоять и решение этой проблемы по плечу лишь всей системе здравоохранения в целом.

Еще 20—30 лет назад большинство медицинских работников различных специальностей рассматривало реабилитацию как побочную, выходящую за привычные рамки здравоохранения деятельность, более связанную с социальным обеспечением. В последующие годы все большее число лечебных учреждений, признав целесообразность службы реабилитации, стало выделять отдельные больничные койки для реабилитации, а затем специальные палаты и отделения. Сегодня служба реабилитации организационно сложилась в структуру реабилитационных центров, специализированных по профилю заболеваний (кардиологические, неврологические, ортопедические и др.). В зависимости от того, при каком учреждении они организованы, это могут быть стационарные, санаторные или поликлинические реабилитационные центры. Расширение сети этих учреждений обусловлено еще и экономическими соображениями. Экономисты пришли к выводу, что игнорировать проблему восстановления трудоспособности больных — в денежном выражении — значительно дороже, чем проводить активную реабилитацию на ранней стадии заболевания, когда еще можно восстановить здоровье больного до максимально возможного уровня его физической, психологической и социально-экономической полноценности.

Действительно, лишь очень богатая страна может позволить себе увеличивать число инвалидов и социально зависимых лиц, и поэтому реабилитация является не роскошью или излишеством, а важной практической задачей здравоохранения. В «Докладе совещания ВОЗ» (Женева, 1973) подчеркивается, что целью лечения больного является не только сохранение его жизни, но и способности к независимому существованию. Отсюда следует целенаправленный характер всей системы реабилитации в интересах прежде всего самого больного, его близких и всего общества. В настоящее время реабилитация зашила прочное места среди ведущих медико-социальвых направлений, разрабатываемых во всем шире. Научные исследования воздействия средств реабилитации отчетливо показали, что при правильно разработанной ее программе к активной жизни можно возвращать 50% тяжелобольных.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

С. Н. Попова Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму в качестве учебника для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры iconДо наших
Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обу­чающихся...

С. Н. Попова Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму в качестве учебника для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры iconКурс лекций рекомендовано Министерствомобразования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений Издание четвертое

С. Н. Попова Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму в качестве учебника для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры iconКурс физики Издание второе, исправленное и дополненное Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебного пособия для студентов технических специальностей высших учебных заведений

С. Н. Попова Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму в качестве учебника для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры iconУчебное пособие Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

С. Н. Попова Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму в качестве учебника для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры iconУчебное пособие Стратегический менеджмент Севастополь 2000 Рекомендовано Министерством образования и науки Украины в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений за №14/18. 2-219 от 05. 03. 2001 г

С. Н. Попова Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму в качестве учебника для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры iconУчебное пособие научит менеджеров применять методы научной организации труда и организационного проектирования, владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Менеджмент...

С. Н. Попова Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму в качестве учебника для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры iconПособие предназначено для студентов физкультурных вузов, специалистов в области физической культуры и спорта, методистов и инструкторов лечебной физической культуры Рецензенты

С. Н. Попова Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму в качестве учебника для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры iconУчебник содержит полный курс дисциплины "История экономических учений"
Учебник предназначен для преподавателей и студентов высших учебных заведений, он также представляет интерес для широкого круга читателей,...

С. Н. Попова Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму в качестве учебника для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры iconАнатомия как наука и предмет преподавания, значение для тренеров и преподавателей физической культуры и спорта

С. Н. Попова Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму в качестве учебника для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры iconПрограмма вступительных испытаний по теории Физической культуры Часть I. Общие основы теории и методики физической культуры Тема Физическая культура как предмет научного познания



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск