Урок биологии в 8 классе Тема: Строение и функции органов дыхания Учебник: Колесов Д.В. Биология. Человек: Учеб.для 8кл общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа,2002. № УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению материала | УЭ - 0 | Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданиями вы должны: изучить строение и функции дыхательной системы; выяснить особенности газообмена в легких и тканях. |
| УЭ - 1 | Входной контроль Цель: определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов. Запишите в своей тетради дату и название изучаемой темы. Выполните тестовую работу по теме «Дыхание». Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ. В тетради запишите номер вопроса, а рядом букву, которая соответствует правильному ответу. Процесс дыхания характерен для: А) всех живых организмов, Б) только для животных, В) только для растений. Кислород необходим для жизнедеятельности: А) человеку, зайцам, аскаридам (паразитические черви, обитающие в кишечнике), Б) лисе, кактусу, акуле, В) бычьему цепню, ящерице, кошке. Органы дыхания млекопитающих: А) жабры, Б) легкие, В) сердце. Человек вдыхает: А) только кислород, содержащийся в воздухе. Б) воздух, В) только углекислый газ, содержащийся в воздухе. В результате процесса дыхания: А) образуются органические вещества, Б) выделяется кислород из организма в окружающую среду, В) освобождается энергия, необходимая для работы клеток. В процессе дыхания растения: А) выделяют углекислый газ, Б) выделяют кислород, В) поглощают световую энергию. Форменный элемент крови, способный транспортировать газы называется: А) эритроцит, Б) лейкоцит, В) тромбоцит. Систему органов дыхания млекопитающих составляют: А) кровь, сердце, легких, Б) воздухоносные пути, легкие, В) почки, печень, желудок. Артериальной называется кровь, которая: А) содержит большое количество кислорода, Б) содержит большое количество углекислого газа, В) течет только по артериям. Проверьте правильность выполнения тестовой работы. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме: 9 правильных ответов – оценка «5», 7-8 правильных ответов – «4», 6-5 правильных ответов – «3», Менее 5 правильных ответов – «2». Проанализируйте ошибки. | Работайте самостоятельно в тетради. | УЭ - 2 | Цель: получить представление о строении и функциях дыхательной системы человека. Прослушайте рассказ учителя по теме «Дыхательная система человека». Фиксируйте в тетради основные моменты рассказа. | Делайте записи в тетради. | УЭ - 3 | Цель: изучить строение дыхательной системы человека. Изучите рисунки к §26. Выполните задания, пользуясь текстом §26. Рассмотрите рисунок. Укажите, какие органы дыхания обозначены на нем цифрами 1 – 8.

Вставьте в текст пропущенные слова: «Дышать нужно через . . . .Носовая полость выстлана . . ., покрыта многочисленными . . ., которые задерживают . . ..Клетки носовой полости выделяют . . ., которая задерживает частички пыли и микробы.» Проверьте правильность выполнения заданий по листу самоконтроля. Оцените работу (каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл, если в работе есть ошибки -0 баллов). Проанализируйте ошибки. Подготовьте устные ответы на вопросы 1- 5 к §26. | Работайте самостоятельно | УЭ - 4 | Цель: найти отличительные особенности газообмена в легких и тканях. Прочитайте §27 с. 140- 141. Подготовьте письменно ответы на вопросы 1-3 к §27. Найдите различия между газообменом в легких и тканях, пользуясь текстом учебника и рисунком. Выполните это задание в тетрадях.
| Работайте самостоятельно в тетрадях | УЭ - 5 | Выходной контроль Цель: выяснить полноту усвоения изученного материала. Ответьте на вопросы 1-6, проверьте и оцените свою работу (за 1 правильно выполненное задание – 0,5 балла). По какому кругу кровообращения кровь поступает в легкие? А) по большому кругу, Б) по малому кругу. Каково значение дыхания для организма человека? А) обеспечение питательными веществами, Б) охлаждение организма, В) поглощение кислорода, Г) выделение паров воды, Д) выделение углекислого газа, Е) освобождение энергии. Куда поступает воздух из бронхов? А) в трахею, Б) в носоглотку, В) в гортань, Г) в носовую полость, Д) в легочные пузырьки. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем выражается в том, что они: А) состоят из органов, Б) обеспечивают газообмен в легких и тканях, В) доставляют органам и тканям кислород, Г) удаляют из клеток углекислый газ. Где происходит газообмен в малом круге кровообращения: А) клетки тела, Б) клетки кожи. В) легкие. Гортань: А) не дает трахее сужаться, Б) начальная часть воздухоносных путей, В) содержит голосовые связки, Г) самая длинная часть воздухоносных путей
Дифференцированное домашнее задание. -
Сумма баллов за урок | Домашнее задание | 5 – 4,5 | Молодец! Выполни творческое задание. | 4 – 3,5 | Неплохо. Повтори записи в тетради | 3,2,1,0 | Нужно постараться! Повтори §26, 27 и записи в тетради |
Творческое задание. Составьте кроссворд или графический диктант по теме «Дыхание» | Работайте самостоятельно в тетрадях |
ПРИЛОЖЕНИЕ Рисунок к УЭ - 4

Лист самоконтроля УЭ - 1 | II. Ответы: 1 –А, 2 – Б, 3 – Б, 4 – Б, 5 – В, 6 – А, 7 – А, 8 – Б, 9 – А. | УЭ - 3 | 1 - носовая полость, 2 - ротовая полость, 3 – гортань, 4 – трахея, 5 – легкое, 6 – бронхи, 7 – диафрагма, 8 – бронхиолы. нос, слизистой оболочкой, ресничками, чужеродные частицы, слизь. | УЭ - 4 | 1 – Б, 2 – Б, В, Г, Д, Е 3- Д 4 – Б 5 – В 6 - В |
Урок биологии в 8 классе Тема: Строение и функции органов дыхания Цель урока: раскрыть строение органов дыхания в связи с их функциями Оборудование: раздаточный материал, мультимедийное оборудование Литература: Колесов Д.В. Биология. Человек: Учеб.для 8кл общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2002. Пепеляева О.В., Сунцова И.В Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек» в кл.- М.: ВАКО, 2005 Маш Р.Д. Человек и его здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9 (8) кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Мнемозина, 2000 |