Ф.И.О. автора | Добрынина Светлана Александровна, учитель биологии, МКОУ «Сосновская ООШ», Каргапольского района | Тема урока | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения | Класс | Биология, 8 класс | Цель | Ознакомить учащихся с процессом газообмена в легких и тканях, изучить механизм дыхательных движений.
| Задачи: | 1. Формировать представление о механизме дыхательных движений, о процессе газообмена в легких и тканях, учить характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. 2. Развивать умение извлекать нужную информацию из модели дыхательных движений на флеш-анимации; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. 3. Воспитывать интерес к изучению физиологии человека. | Оборудование
| Мультимедийный проектор, экран, флеш-анимация «Модель Дондерса», презентация к уроку, карточки для проверки домашнего задания, магниты и карточки для закрепления. | Прилагаемые медиаматериалы | Презентация «Газообмен в легких и тканях» Тест в гугл формы «Строение органов дыхания» | Структура урока | План урока: Орг.момент 1 мин. Сообщение темы и задач 1 мин. Контроль и коррекция (проверка д.з.) 10 мин. Физкульт минутка 1 мин. Изучение нового материала 20 мин. Закрепление 5 мин. Итог 1 мин. Домашнее задание 1 мин.
| Тип урока | Комбинированный | Понятия
| Дыхательные движения, вдох, выдох, газообмен в легких, газообмен в тканях, венозная кровь, артериальная кровь, диффузия |
Оргмомент | Конспект урока: Добрый день. Присаживайтесь. Рада Вас видеть. Кто отсутствует? | Сообщение темы и задач | Презентация. Слайд №1. Сегодня мы с Вами выясним, как происходит вдох и выдох, рассмотрим процесс газообмена в легких и тканях. | Контроль и коррекция (проверка д.з.)
| Но перед тем как перейти к изучению новой темы давайте проверим домашнее задание. 2 ученика работают по карточкам (Приложение 1). Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов.1 - носовая полость; 2 - гортань; 3-язык; 4 - трахея; 5 - бронхи; 6 - легкое; 7 – альвеолы. 2 ученика выполняют тест on-line по теме «Строение органов дыхания» https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dFEwNG9BUnZTSE1yTS1pT2JGWDVlbVE6MQ Остальные работают с учителем. Из перечня, представленного на слайде №2, выберите органы, чьи функции я вам называю. На слайде №2: слизистая оболочка легочные пузырьки легкие бронхи трахея надгортанник гортань хрящевые полукольца плевра носовая полость (Для детей со слабым зрением можно напечатать список ответов см. Приложение 2) Зачитываю утверждения: не пропускает пищу в гортань не дают трахее сужаться очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает поверхностный слой воздухоносных путей начальная часть воздухоносных путей покрывает стенку грудной полости изнутри внутри содержит голосовые связки самая длинная часть воздухоносного пути путь вдыхаемого воздуха после гортани до легочных капилляров (последовательно) | Физкультминутка | 1.Рисуем горизонтальную восьмерку глазами (8 раз). 2.Рисуем вертикальную восьмерку глазами (8 раз). 3.«Постреляем» глазами в разные стороны. 4.Смотрим на дерево за окном, на оконную раму (5 раз). 5.Сильно зажмурим глаза. 6. Глаза открыли и работаем дальше | Изучение нового материала:
| Слайд №3. В древности и в средние века врачи полагали, что воздух, который разносится в теле по воздушным трубочкам, как бы облегчает наше тело, и мы становимся близкими Богу. Теперь мы знаем, что из воздуха нашему организму нужен только кислород, что в нашем теле нет никаких воздушных трубочек, и что воздух попадает только в легкие. Как вы думаете, а как происходит вдох и выдох? (Ученики высказывают свои гипотезы). А вот и нет. Давайте вместе разберемся, как протекают эти процессы. Посмотрите на модель Дондерса. Слайд №4. В центре вдоха периодически возникают импульсы, межреберные мышцы сокращаются, ребра поднимаются, диафрагма становится плоской, легкие следуют за ней. Следовательно, объем грудной полости увеличился, давление в легких уменьшилось по с равнению с атмосферным. И воздух поступает в легкие. Так происходит вдох. Выдох это процесс противоположный вдоху. Глядя на модель, опишите мне его. Предполагаемый ответ: В центр выдоха поступает сигнал, мышцы диафрагмы и межреберные расслабились, ребра под действием силы тяжести опустились, диафрагма стала куполообразной. Объем грудной полости уменьшился, давление в легких увеличилось, а значит, воздух выталкивается. Теперь давайте все это только в виде схемы запишем в тетрадь. Итак, по цепочке вы описываете этап вдоха в нужном порядке, используя фразы из списка под таблицей и мы сразу же проверяем, верно ли ваше высказывание. ( Слайд №5, по щелчку мыши слова из списка под таблицей перемещаются в ячейки, заполняя таблицу). Вдох | Выдох | Центр вдоха - возбуждение | Центр выдоха - возбуждение | Межреберные мышцы сокращаются | Межреберные мышцы расслабляются | Грудная клетка расширяется | Грудная клетка сужается | Диафрагма плоская | Диафрагма куполообразная | V легких ↑ , Р легких ↓< Р атм. | V легких ↓ , Р легких↑ > Р атм. | Кто может сказать, что такое «дыхание»? Ключевые слова - обмен газами. А теперь давайте посмотрим, как происходит газообмен в легких и тканях. Проанализируйте данные на слайде №6: Вдох Выдох N- 79% N- 79% О2- 21 % О2- 16 % СО2- 0,03 % СО2- 4 % И др. газы И др. газы Чем отличается состав воздуха при вдохе и выдохе? Правильно, при вдохе поглощается кислород, а при выдохе удаляется углекислый газ. Давайте рассмотрим это на схеме (Слайд №7): На схеме вы видите альвеолы – легочные пузырьки. К ним подходит капилляр с венозной кровью. Какая кровь называется венозной? ( Бедная кислородом, но богатая углекислым газом). Углекислый газ выходит из капилляра в легочные пузырьки, где СО2 мало. В воздухе, который вдыхает человек, кислорода содержится значительно больше, чем в венозной крови. Поэтому кислород в результате диффузии свободно проходит через стенки альвеол и капилляров в кровь. Кровь насыщается кислородом и становится артериальной. Какая кровь называется артериальной? (Насыщенная кислородом). Эти процессы происходят во время движения крови по малому кругу кровообращения. Артериальная кровь направляется к органам тела. Содержание кислорода в артериальной крови больше, чем в клетках тканей. Поэтому кислород благодаря диффузии свободно проходит через тонкие стенки капилляров в клетки. Кислород используется для биологического окисления, а выделившаяся энергия идет на процессы жизнедеятельности клетки. При этом образуется углекислый газ, который поступает из клеток тканей в кровь. Кровь из артериальной превращается в венозную. Она возвращается к легким и здесь снова становится артериальной. Эти процессы происходят при движении крови по большому кругу кровообращения.
| Закрепление | А теперь давайте заполним таблицу в тетрадях. Самостоятельная работа (слайд №8): Вопросы для сравнения | В легких | В тканях | Какая кровь вначале? | Венозная | Артериальная | Какой газ поступает в кровь? | Кислород | Углекислый газ | Какой газ выходит из крови? | Углекислый газ | Кислород | Какой стала кровь? | Артериальная | Венозная | В каком круге кровообращения это происходит? | В малом | В большом |
Для проверки правильности заполнения таблицы один ученик зачитывает по строкам свои ответы, а остальные проверяют. Кто согласен с ответом поднимает руку. Учитель уточняет и корректирует ответы. Прошу одного человека к доске. Расставьте по порядку процессы, происходящие во время вдоха. (Приложение 3. Карточки закрепляются на магнитной доске). Еще 1 человек по аналогии расскажет устно, как происходит выдох. | Итог и рефлексия | Слайд №9 Итак, сегодня мы с вами изучили механизм вдоха и выдоха, узнали, как происходит газообмен в легких и тканях. Что вас удивило на уроке? О чем вы знали раньше? Какие моменты урока показались трудными? | Домашнее задание | Изучить текст учебника на с. 163-165. Подготовить сообщение о вреде курения | Использованная литература и ресурсы сети Интернет (адреса сайтов) | 1.Сонин Н.И., Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009, -287с. 2.Козачек Т.В., Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н,И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек» / авт.сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2006.- 328с. 3.Муртазин Г.М., Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1989.-192с. 4.Электронный Образовательный комплекс «Биология, 8 кл. Человек» под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. - М., Издательский центр «Вентана-Граф». 5.https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dFEwNG9BUnZTSE1yTS1pT2JGWDVlbVE6MQ
| |