Программа вступительных испытаний по биологии (для поступающих на факультет психологии и факультет специальной педагогики и психологии) icon

Программа вступительных испытаний по биологии (для поступающих на факультет психологии и факультет специальной педагогики и психологии)





Скачать 98.94 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по биологии (для поступающих на факультет психологии и факультет специальной педагогики и психологии)
Дата конвертации06.05.2013
Размер98.94 Kb.
ТипПрограмма
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЕСТЕСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО БИОЛОГИИ

(для поступающих на факультет психологии и факультет специальной педагогики и психологии)


МОСКВА – 2010


Программа вступительных испытаний по биологии (для поступающих на факультеты психологии и специальной педагогики и психологии). Москва: МГОУ, 2010. - 10 с.


Составители: доц. Афанасьева Л.Г.

ст. преп. Храпова М.Е.

доц. Дмитриева Т.А.

доц., к.п.н. Ефимова Т.М.

доц. к.п.н. Щвецов Г.Г.

доц., к.п.н. Брыкин Ю.В


© Афанасьева Л.Г., Брыкин Ю.В., Дмитриева Т.А., Ефимова Т.М., Храпова М.Е., Щвецов Г.Г.

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО БИОЛОГИИ

Программа состоит из двух разделов. Экзаменационные билеты составляются на основе текста программы вступительных экзаменов и, как правило, состоят из двух вопросов, включающих в себя задания по двум разделам биологии («Анатомия, физиология и гигиена человека» и «Общая биология»).




Раздел I. Анатомия, физиология и гигиена человека.


Человек – вершина эволюции животного мира. Организм человека рассматривается как единая целостная система

Ткани.

Строение и функции эпителиальных, собственно-соединительных, мышечных и нервных тканей.

Опорно-двигательный аппарат.

Значение и функции опорно-двигательного аппарата. Скелет человека, его отделы.

Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Соединение костей.

Мышцы, их функции и строение. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц.

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая доврачебная помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Внутренняя среда организма.

Кровь, межклеточная жидкость, лимфа. Состав крови. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Иммунитет. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Естественный и искусственный иммунитет. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредительные прививки. Тканевая совместимость. Переливание крови.

Транспортная система организма.

Органы кровеносной системы. Сердце, артерии, вены, капилляры. Сердце, его строение и работа.

Большой и малый круги кровообращения. Первая доврачебная помощь при кровотечениях. Кровяное давление. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов.

Внутренние органы.

Дыхание.

Строение и функции органов дыхания. Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая доврачебная помощь. Гигиена органов дыхания.

Пищеварение.

Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Пищеварительные ферменты и их значение. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Регуляция процессов пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

Обмен веществ и энергии. Пластический, энергетический обмен, их взаимосвязь. Значение для организма белков, жиров и углеводов, воды и минеральных солей.

Выделение.

Строение и функции органов мочевыделительной системы. Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Образование первичной и вторичной мочи. Профилактика заболеваний.

Нервная система. Значение, классификация.

Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга.

Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.

Безусловные и условные рефлексы, их сравнительная характеристика. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов. Высшая нервная деятельность - основа поведения человека. Речь и мышление. Сознание как функция мозга. Гигиена умственного труда.

Анализаторы.

Строение, функции, гигиена органов зрения. Строение и функции органа слуха.

Органы равновесия, осязания. Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма. Органы вкуса, обоняния.

Эндокринная система.

Значение желез внутренней секреции для роста, развития и в регуляции функций организма. Гормоны. Внутрисекреторная деятельность поджелудочной железы, надпочечников. Щитовидная железа, гипофиз.


Раздел V. Общая биология

Все организмы - живые системы, имеющие сходные черты строения и жизнедеятельности; у них единый генетический код, химический состав, строение молекул, клеток, однотипное строение тела на одинаковых уровнях организации.


Уровни организации и свойства живых систем. Разнообразие жизни на Земле. Царства живых организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Строение и жизнедеятельность вирусов. Вирусные заболевания человека.

I. Основы цитологии. Клеточная теория. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и органоидов животной клетки. Сравнительная характеристика прокариотических и эукариотических организмов.

Химический состав клетки: макро-, микро-, ультрамикроэлементы. Биологическая роль неорганических веществ: вода, минеральные соли. Биологическая роль белков, углеводов, липидов. Нуклеиновые кислоты.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен и его сущность. Этапы расщепления глюкозы. Структура и значение АТФ в энергетическом обмене. Пластический обмен. Биосинтез белка: транскрипция, трансляция. Реакции матричного синтеза. Генетический код и его свойства. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена.

Деление клетки: митоз и мейоз. Их характеристика и биологическая роль. Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Гермафродитизм и партеногенез.

Онтогенез. Характеристика эмбрионального и постэмбрионального этапа на примере животных.

II. Основы генетики. Законы наследственности, установленные Г. Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Фенотип и генотип. Единообразие первого поколения. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика человека. Методы ее изучения.

Модификационная, мутационная, комбинативная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Использование знаний по генетике для развития медицины, охраны природы, учения об эволюции.

III. Эволюционное учение. Критерии вида. Популяция - единица вида и эволюции. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственность и изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Формы естественного отбора. Ведущая роль естественного отбора в эволюции.

Микроэволюция. Видообразование. Приспособленность организмов, многообразие видов. Относительный характер приспособлений.

IV. Происхождение жизни и развитие органического мира.

Происхождение жизни. Макроэволюция и ее доказательства (сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические). Система органического мира как отображение макроэволюции. Биогенетический закон.

Главные направления эволюции. Пути биологического прогресса. Ароморфоз. Идиоадаптация. Основные ароморфозы в эволюции органического мира.

V. Происхождение и эволюция человека. Этапы эволюции человека. Рудименты и атавизмы. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы.

VI. Основы экологии. Экология, как наука. Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные. Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничивающие (лимитирующие) факторы. Законы действия экологических факторов на организмы.

Экологическая характеристика популяций: возрастной, половой состав, плотность, размер ареала. Факторы, вызывающие изменения численности популяций, способы ее регулирования.

Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. Охрана биогеоценозов.

VII. Основы учения о биосфере. Биосфера и ее границы. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. В.И. Вернадский о возникновении биосферы.


Примерный вариант тестовых заданий для вступительного экзамена по биологии.


Задание вступительного экзамена по биологии состоит из двух частей. В первой части представлены тесты по разделу «Человек и его здоровье». Вторая часть содержит материал общей биологии.

Для выполнения данного задания внимательно прочитайте вопрос теста и возможные варианты ответов к нему. Выбрав правильный ответ, обведите обозначающую его букву в кружок ().

В случае возможной ошибки и необходимости исправления зачеркните обведенную Вами букву () и отметьте правильный вариант ответа, как было сказано выше.

Успехов Вам и отличных оценок!


Часть I. «Человек и его здоровье»


1. Какие структурные элементы входят в состав тканей?

а) клетки, волокна

б) сосуды, волокна

в) межклеточное вещество, клетки

г) аморфное вещество, клетки


2. Кости, входящие в состав скелета туловища -это

а) позвонки, ребра, ключица

б) ребра, грудина, лопатка

в) ребра, позвонки, грудина

г) позвонки, лопатка, тазовая кость


3. Какую функцию выполняет пищеварительная система?

а) механическую, химическую, эвакуацию непереваренных остатков пищи

б) прием пищи, смачивание слюной, всасывание

в) заглатывание, смачивание, всасывание пищи

г) механическую и химическую обработку пищи, всасывание питательных веществ в кровь, лимфу, выведение непереваренных остатков пищи


4. Жизненная емкость легких – это количество воздуха,

а) поступившего в легкие при вдохе в процессе дыхания при относительно спокойном состоянии

б) поступившего в легкие при обычном вдохе после глубокого выдоха

в) поступившего в легкие при глубоком вдохе после обычного выдоха

г) поступившего в легкие при глубоком вдохе после глубокого выдоха


5. Кровь – это:

а) раствор органических веществ

б) жидкая соединительная ткань

в) раствор органических и неорганических веществ

г) раствор неорганических веществ


6. В состав кровеносной системы входят

а) артерии, вены, капилляры

б) сердце, вены, артерии

в) венулы, артериолы, сердце

г) сердце, артерии, вены, капилляры


7. В капиллярный почечный клубочек ( мальпигиев клубочек) поступает кровь

а) смешанная

б) венозная

в) артериальная

г) артериальная и венозная


8. Сахарный диабет известен человечеству с незапамятных времен. Но только в наше столетие выявили вещество, предупреждающее развитие болезни. Оно продуцируется

а) щитовидной железой

б) гипофизом

в) надпочечниками

г) поджелудочной железой


9. Кровеносные сосуды отсутствуют в

а) эпидермисе

б) дерме

в) ростковом слое

г) подкожной жировой клетчатке


10. Периферическая нервная система образована

а) нервами соматической нервной системы, нервными сплетениями

б) узлами соматической нервной системы

в) нервами автономной нервной системы, нервными окончаниями

г) нервами, сплетениями, нервными узлами, нервными окончаниями


Часть II. «Общая биология»


11. Наука, изучающая клетку - это

а) генетика

б) эмбриология

в) цитология

г) эволюционное учение


12. Мономерами белков являются

а) моносахариды

б) аминокислоты

в) нуклеотиды

г) нуклеиновые кислоты


13. Органоидом клетки, в котором происходит синтез молекул АТФ в процессе окисления органических соединений, является

а) хлоропласт

б) эндоплазматическая сеть

в) рибосома

г) митохондрия


14. К прокариотам относят

а) растения

б) бактерий

в) животных

г) грибы


15. Явление преобладания признака при скрещивании двух особей Г. Мендель назвал

а) доминированием

б) законом чистоты гамет

в) чистыми линиями

г) моногибридным скрещиванием


16. В брак вступили здоровый мужчина и женщина, гетерозиготная по гену гемофилии (ген гемофилии сцеплен с Х- хромосомой). Вероятность рождения фенотипически здоровых детей у этой пары будет равняться

а) 75%

б) 50%

в) 25%

г) 100%


17. Что из ниже перечисленного не относится к движущим силам эволюции?

а) борьба за существование

б) расширение ареала

в) наследственная изменчивость

г) естественный отбор


18. Число особей одного вида, приходящихся на единицу пространства, называют

а) населением

б) численностью популяции

в) рождаемостью

г) плотностью популяции


19. Искусственный отбор сходен с естественным тем, что

а) всегда протекает под влиянием человеческой деятельности;

б) направлен на удовлетворение потребностей человека;

в) материалом может служить наследственная изменчивость;

г) возник лишь с зарождением скотоводства и земледелия


20. К древнейшим людям относятся

а) австралопитеки;

б) неандертальцы;

в) питекантропы;

г) кроманьонцы


.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа вступительных испытаний по биологии (для поступающих на факультет психологии и факультет специальной педагогики и психологии) iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих на факультет психологии и специальной педагогики и психологии москва

Программа вступительных испытаний по биологии (для поступающих на факультет психологии и факультет специальной педагогики и психологии) iconПрограмма по биологии для поступающих на факультет психологии и педагогики

Программа вступительных испытаний по биологии (для поступающих на факультет психологии и факультет специальной педагогики и психологии) iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих на факультет физической культуры москва 2010

Программа вступительных испытаний по биологии (для поступающих на факультет психологии и факультет специальной педагогики и психологии) iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих на биолого-химический факультет москва 2013

Программа вступительных испытаний по биологии (для поступающих на факультет психологии и факультет специальной педагогики и психологии) iconПрограмма вступительных испытаний по биологии факультет физической культуры

Программа вступительных испытаний по биологии (для поступающих на факультет психологии и факультет специальной педагогики и психологии) iconВопросы по психологии и специальной психологии гос
Предмет психологии, ее задачи. Отрасли психологии. Связь психологии с другими отраслями знаний

Программа вступительных испытаний по биологии (для поступающих на факультет психологии и факультет специальной педагогики и психологии) iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе основного общего образования кинель Черкассы

Программа вступительных испытаний по биологии (для поступающих на факультет психологии и факультет специальной педагогики и психологии) iconПрограмма и правила проведения вступительных испытаний на направление подготовки магистра 030300. 68 «Психология» по программе «Социальная психология» Составитель: Хатаев Е. Е., д и. н, профессор, заведующий кафедрой психологии 2012 г
Билет состоит из трех вопросов из основных разделов программы вступительных испытаний. Настоящая программа соответствует образовательным...

Программа вступительных испытаний по биологии (для поступающих на факультет психологии и факультет специальной педагогики и психологии) iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 «Общая психология, психологии личности, истории психологии»
Описательные характеристики психических явлений. Общее представление об объекте и предмете психологии, плюрализм подходов к решению...

Программа вступительных испытаний по биологии (для поступающих на факультет психологии и факультет специальной педагогики и психологии) iconДисциплины «Технологии семейного воспитания детей с системными нарушениями речи» является помочь специалистам в области специальной педагогики и психологии овл



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск