Урок биологии в 8 классе Тема:«Строение костей.Типы соединения костей.»
Рогожкина Галина Ивано Учитель биологии МБОУ СОШ сПлеханово Грязинского муниципального района Липецкой области.
Цель: продолжить знакомство с особенностями строения опорно-двигательной системы Человека; выяснить строение костей; Познакомить с типами соединения костей в организме человека; Продолжить формирование и совершенствование навыков работы с таблицами, Лабораторным оборудованием, учебником, источниками дополнительной информации; А также правил здорового образа жизни. Оборудование: компьютер, диск, таблицы «Скелет», «Строение кости», «Типы соединения костей, Индивидуальные карточки с заданиями, штатив, гири, весы, лист бумаги.
Ход урока. 1.Проверка домашнего задания. Индивидуальная работа по карточкам, работа по вопросам: - В чем состоит значение скелета? - Из каких основных отделов состоит скелет? - Давайте вспомним, какое строение имеет череп? - Что представляет собой скелет туловища? -Расскажите о поясе верхних конечностей и о скелете верхней конечности. -Из каких костей состоит пояс нижних конечностей и нижняя конечность? 2. Изучение нового материала. Скелет выполняет опорную и защитную функции. Какие же особенности строения костей обеспечивают выполнение этих функций?
2.1. Строение кости. Костная ткань – это соединительная ткань. Кость : -- надкостница - наружное вещество (плотное) -- внутреннее вещество (губчатое). Работа с таблицей, рисунком учебника. Но если рассматривать строение кости более подробно, то нужно отметить, что кость – это сложный орган, состоящий из костной ткани, костного мозга, снабженный кровеносными и лимфатическими сосудами, нервами. Губчатое вещество – разновидность костной ткани, представляющая собой сеть костных перегородок, между которыми находится пространство, заполненное красным костным мозгом.Выглядит как пористая структура, напоминающая губку. Почему в костях образуются полости? Поверхность костей обычно покрывает надкостница. Ее клетки аккуратно, слой за слоем откладывают новое костное вещество. Благодаря этому кость и растет в толщину. Другие клетки, находящиеся на ее внутренней поверхности, внедряются в плотное вещество кости и растворяют его. Благодаря этому расширяется полость кости, и она становится трубкой. Может ли трубчатое строение обеспечить кости большую прочность?
Демонстрация опыта. На демонстрационном столе выставлены 2 штатива с кольцами, расположенными вертикально. Один лист бумаги сворачиваю в виде полоски, а другой в виде трубки.
1 опыт. Бумажную полоску помещаю в кольца и укрепляю так, что ее середина немного провисает между кольцами .На нее помещается чашка от весов, на которую помещаем гири. Отмечаем, при какой нагрузке, полоска согнется.
2 опыт. Бумажную трубку помещаю в кольца и вешаю на нее чашку с гирями, Под весом которых согнулась бумажная полоска. Дети замечают, что эта нагрузка не может согнуть трубку из бумаги. Нагружаю чашку весов до критической величины. Сравниваем результаты 1-го и 2-го опыта.
Вывод: трубка обладает большей прочностью, чем стержень такой же массы. Есть ли закономерность в расположении пластинок губчатого вещества? Пластинки губчатого вещества кости располагаются так, что противостоят растяжению и сжатию, часто пересекаются под углом 90 градусов. При этом происходит разложение сил на две составные, являющиеся сторонами параллелограмма сил, по диагонали действуют силы сжатия и растяжения. Поскольку перекладины опираются на компактное вещество кости, возникает жесткая и прочная конструкция, в которой нагрузка равномерно распределяется на всю ткань. Что представляют собой пластинки губчатого вещества? Чем обеспечивается прочность плотного вещества кости? Рассмотрим микроскопическое строение кости. Обращаемся к рисунку учебника с. 102. Костные пластинки – это межклеточное вещество костной ткани. Клетки костной ткани лежат между пластинками костного вещества. Плотное вещество кости имеет пластинчатое строение, напоминающее систему вставленных друг в друга цилиндров. В их центре есть канал, Все ли кости в нашем организме имеют такое строение?содержащий кровеносные сосуды и нервы.
2.2 Типы костей. Какие типы костей участвуют в построении скелета? Какими особенностями строения они характеризуются? Заполнение таблицы «Типы костей» самостоятельная работа с учебником. Как соединяются между собой кости в скелете и в чем проявляется взаимосвязь строения и функций этих соединений?
2.3. Типы соединения костей. Рассказ учителя с использованием таблицы, слайда. В виде схемы отмечаем, что выделяют следующие типы соединений костей: - подвижные (сустав); - полуподвижные; - неподвижные (шов). Приводим примеры данных типов соединений костей.
2.4.Строение сустава. Рассматриваем на примере плечевого сустава и отмечаем , что сустав состоит из следующих частей: суставной сумки, суставной жидкости, суставной головки, суставной впадины, суставных связок.
2.5.Отмечаем функции частей сустава. Вывод: Особое строение и свойства костей, их соединение в скелете обеспечивают взаимосвязанную работу костной системы нашего организма.
3. Закрепление. Работа с учебником по вопросам с.107. Работа позаданиям «Какие утверждения верны». Костная ткань – это особый тип: А) мышечной ткани; Б) соединительной ткани; В) эпителиальной ткани.
2. Рост костей в толщину достигается за счет: А) надкостницы; Б) хрящей, расположенных между телом кости и ее концами.
3.Шов – это: А) неподвижное соединение костей; Б) малоподвижное соединение костей; В) подвижное соединение костей.
4. Домашнее задание. Учебник с. 103-106. Составить кроссворд «Строение скелета» |