Обратимся теперь к вопросу о том, как же образуются в голосовом аппарате человека различные звуки и тембр голоса, т е. как голос «окрашивается». Ответ на этот icon

Обратимся теперь к вопросу о том, как же образуются в голосовом аппарате человека различные звуки и тембр голоса, т е. как голос «окрашивается». Ответ на этот





Скачать 70.42 Kb.
НазваниеОбратимся теперь к вопросу о том, как же образуются в голосовом аппарате человека различные звуки и тембр голоса, т е. как голос «окрашивается». Ответ на этот
Дата конвертации30.04.2013
Размер70.42 Kb.
ТипДокументы
История говорящей машины


Обратимся теперь к вопросу о том, как же образуются в голосовом аппарате человека различные звуки и тембр голоса, т. е. как голос «окрашивается». Ответ на этот вопрос в известной мере связан с историей создания говорящей машины. Изобретение говорящей машины обычно приписывается Г. Гельмгольцу. Известный немецкий фи¬зик и физиолог действительно много сделал для раскрытия природы звуковой речи: он создал теорию образования гласных в речевом аппарате человека, теорию восприятия звуков слуховым аппаратом и, наконец, в 1860 г. на основе своих расчетов построил говорящую машину (H.Helmholtz, 1913).

Тем не менее в интересах справедливости следует за¬метить, что попытки создания говорящей машины суще¬ствовали задолго до изобретения Гельмгольца. В част¬ности, в России говорящая машина была создана чуть ли не на целое столетие раньше гельмгольцевской. В 1779 г. Петербургская академия наук объявила конкурс на созда¬ние аппарата для искусственного воспроизведения гласных звуков. Вскоре такой аппарат был представлен в Акаде¬мию наук, а автор его, X. А. Краценштейн, был награжден премией (Мясников, 1949). Как же была устроена говоря¬щая машина X, А. Краценштейна)

Основу аппарата составляла искусственная гортань с искусственными голосовыми связками, т. е. эластиче¬скими язычками, колеблющимися под действием тока воз¬духа, нагнетаемого мехами (чем не подтверждение миоэла-стической теории!). Высота основного тона «голосовых связок» регулировалась специальным зажимом. «Гово¬рить» же, т. е. воспроизводить различные гласные звуки, машина эта могла только благодаря приставляемым к ней резонаторам различного объема и формы. Резонаторы эти в виде причудливых банок и ваз надевались на искусствен¬ную гортань сверху. В зависимости от того, какой из резо¬наторов на нее надет, гортань могла «произносить» раз¬личные гласные звуки.

Говорящая машина Гельмгольца выглядела более со­лидно. Во-первых, голосовыми связками ей служили электрокамертоны, которые вибрировали от электрического тока, а во-вторых, резонаторов она имела целое множе­ство и они работали не поочередно, как в машине Краценштейна, а все вместе. Каждый такой резонатор в аппа­рате Гельмгольца состоял из полого цилиндра с отвер­стием, которое могло закрываться частично или полностью при помощи специальной задвижки Резонаторы были раз­личного объема, а задвижки служили для регулирования величины отверстий в резонаторах и, следовательно, изме­няли их акустическую настройку и собственные резонанс­ные гоны в соответствии с формулой резонатора Гельм­гольца. приведенной в разделе "Анатомия тембра» (см. стр. 90). Если резонаторы удавалось настроить на характеристические тоны гласных, или. как бы мы сейчас сказали, на форманты гласных, то машина могла «произ­носить)» эти гласные. При помощи своей говорящей ма­шины Гельмгольц доказал, что гласные звуки образуются путем усиления речевыми резонаторами гармонических обертонов, содержащихся в звуке голосовых связок,

В наши дни созданы значительно более совершенные говорящие машины; так. например, некоторым советским и зарубежным исследователям удалось заставить машину произносить не только гласные, но и согласные. Интересно. что в опытах ленинградского исследователя Б. В. Богда­нова (1960) голосовым материалом для машинного синтеза различных гласных и согласных служил обычный шум, ИЗ которого "вырезались» полосы приблизительно соот­ветствующие формантным полосам в естественных гласных.

Сейчас уже созданы говорящие машины, способные "Произносить» не только отдельные гласные и слоги, но целые слова и даже предложения. Словарный запас, па­мять и дикция этих машин с каждым годом улучшается: они усердно учатся у человека «разговаривать» (Сапож­ков, 1963).

Посмотрим теперь, как же устроена и работает живая говорящая машина человеческий речевой аппарат. С ра­ботой голосовых связок мы уже знакомы. Как показали исследования, звук, который они порождают при своем вибрировании, содержит не только одни основной тон. но еще и очень много обертонов различной высоты. Тем не менее если бы мы слышали этот связочный звук, мы бы никогда не сказали, что он сколько-нибудь похож на звуки речи — гласные и согласные: свой естественный тембр че­ловеческий голос приобретает лишь благодаря системе резонаторов. Поскольку природа — очень экономный строитель, роль резонаторов и человеческом голосовом ап-парате она поручила различ­ным воздухоносным поло­стям дыхательного тракта, окружающим голосовые связ­ки со всех сторон. Важней­шими резонаторами у пас яв­ляются глотка и ротовая по­лость. Если понаблюдать за ними при помощи лучей Рент­гена во время речи или пения, то можно видеть, как объем и форма этих резонаторов при­чудливо изменяются, то вы­тягиваясь в узкие трубочки и щели, то сильно расширя­ясь, образуя воронки и ру­поры. Благодаря этим изме­нениям объема и формы ро­тового и глоточного резонато-ров акустическая настройка их меняется и они образуют различные гласные и соглас­ные звуки.






Рис. 30,

Схема голосообразующего аппарата человека.


1 — мягкое нёбо;

2 — язык;

3 — задняя стенка глотки;

4 — контуры шейных позвонков;

5 — черпаловидные хрящи гортани;

6 — подвязочное простран­ство;

7 — трахея;

8— бронхи;

9 — но­совая полость;

10 — твердое нёбо;

11 — зубы;

12— верхняя губа;

13 — ро­товая полость;

14 — полость глотки;

15 — надгортанник;

16 — надгортанная полость;

17 — голосовые связки.


Каждый может проделать очень простой опыт, чтобы убедиться, как звучат его собственные речевые резона­торы: если легонько пощел­кать пальцем по щеке, изме­няя при этом форму ротовой полости и языка так, как это делаем мы при произношении различных гласных, то легко можно услышать эти гласные в звуке щелчков — это резо­наторы «работают» без всякого участия голосовых связок.

Разговор шепотом также происходит без участия гор­тани. В этом случае речевые резонаторы возбуждаются током проходящей через них воздушной струи. Эта известная самостоятельность резонаторов в образовании звуков речи позволяет возвратить речь людям, потеряв­шим ее вследствие болезни гортани. Такие больные поль­зуются искусственной (электроакустической) гортанью, способной заменить лишь звук голосовых связок. Звук этот с помощью трубочки вводится в ротовую полость, а характер той или иной гласной этому искусственному звуку придается уже при помощи собственных резонато­ров человека, т, е. путем обычной артикуляции речи.

Рот и глотка — важнейшие, но не единственные резо­наторы голосового аппарата. Резонирует и носовая по­лость. Она хоть и не изменяет своего объема и формы, но тем не менее очень сильно способна изменять тембр голоса и даже участвует в образовании гласных и соглас­ных. Осуществляется это благодаря мягкому небу, кото­рое регулирует степень акустической взаимосвязи носовой полости с рото-глоточным резонатором. Шведский акустик Г. Фант считает, что если бы носовой полости не суще­ствовало, то все расчеты по созданию говорящей машины, а также машины, «понимающей» речь человека, были бы несравненно проще. Как показывает практика вокалистов, носовой резонатор имеет большое значение и в пенни: певцы пользуются им для изменения тембра голоса (Ер­молаев, Морозов, Парашина, 1964). При заболевании носа, как известно, резко изменяется тембр речевого и певческого голоса. Ленинградский профессор-отоларинго­лог В. Г. Ермолаев, осмотревший за время своей многолет­ней практики немало певцов, утверждает, что «хороших певцов с „плохим'' носом, как правило, не бывает». Неда­ром же старые, опытные педагоги говорили: «Певец, береги свою носоглотку, как скрипач бережет свой стради­вариус!». В то же время злоупотребление носовым резо­натором (на языке вокалистов это называется «загнать голос в ноздрю») считается большим злом.

Какой же из резонаторов усиливает высокую певче­скую форманту и придает голосу звонкость? Ответ на этот вопрос получен московским исследователем Л. Б. Дмит­риевым (1955, 1962, 1964). Рассматривая голосовой аппа­рат певцов под рентгеном, он обнаружил, что у лучших из них во время пения образуется небольшая надгортан­ная полость. Сверху эта полость отделяется от гортани сужением, образуемым надгортанником и мягкими тка­нями черпаловидных хрящей. Расчеты показывают, что размеры этой полости как раз соответствуют резонирова­нию высокой певческой форманты.





Рис. 31.


Образование надгортанной полости путем су­жения входа в гортань (квалифицированный певец) при переходе от речевой фонации гласных к пению (по Л. Б. Дмитриеву, 1964).


Несколько другой точки зрения относительно проис­хождения высокой певческой форманты придерживается Е, А. Рудаков из акустической лаборатории Московской консерватории. Он считает, что высокая певческая фор­манта есть результат трения воздушной струи о края голо­совых связок, т. е. природа ее образования подобна при­роде обычного свиста. Именно поэтому, считает Е. А. Ру­даков (1964), частота высокой певческой форманты не зависит от изменений размеров резонаторов, которые про­исходят во время пения различных гласных и разных по высоте пот. Однако обе эти точки зрения па происхожде­ние высокой певческой форманты не противоречат друг другу. Ведь мы знаем, что при образовании звука в свист­ках резонаторы играют весьма существенную роль. Боль­шое значение для образования голоса, особенно в пении, играет грудной резонатор. А. Крейдль, например, считает, что «. . . резонанс полостей, лежащих выше гортани, от­ступает совершенно на задний план сравнительно с могу­чим резонансом грудной полости, действующей в целом как резонирующий ящик и придающей грудному голосу свойственную ему силу».

А как же образуется вибрато? Физиологическая при­рода вибрато певческого голоса изучена крайне недоста­точно. И. И. Левидов (1939) усматривал причину вибрато голоса в асинхронизме колебаний одной связки по отноше­нию к другой, в результате чего, по его мнению, возникает интерференция и биения звука. Несмотря на то что асин-хронизм колебаний голосовых связок наблюдается до­вольно часто при помощи стробоскопа, объяснение Леви-дова не имеет достаточных оснований, так как нельзя предположить, что каждая из двух колеблющихся голосо­вых связок самостоятельно создает звук своей собственной частоты колебаний. Действительной причиной вибрато певческого голоса скорее всего следует считать деятель­ность всего комплекса звукообразующего аппарата, и в частности периодические, происходящие с частотой вибрато движения гортани, изменения объема резонатор­ных полостей и содружественные движения дыхательной мускулатуры. Движения эти нередко можно наблюдать у певцов простым глазом, а более точно обнаруживаются они при помощи специальной аппаратуры. Таким образом, голосовой аппарат человека распола­гает целой системой приспособлений. служащих для аку­стической «раскраски» звуков.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Обратимся теперь к вопросу о том, как же образуются в голосовом аппарате человека различные звуки и тембр голоса, т е. как голос «окрашивается». Ответ на этот iconРеферат по дисциплине «Окружающий мир» на тему: «Как работает организм человека»
Меня всегда волновал вопрос: «Почему органы человека работают слаженно?» Ответ на этот вопрос и стал целью моей работы. По-моему...

Обратимся теперь к вопросу о том, как же образуются в голосовом аппарате человека различные звуки и тембр голоса, т е. как голос «окрашивается». Ответ на этот iconНа сегодняшний день уже достаточно сложно установить этимологию слова «арабы». Всовременных словарях дается очень скудная информация по данному вопросу. Судя по
Салмана Рушди, автора «Сатанинских стихов», оскорбивших чувства верующих. Беда в том, что никто толком не пытался разобраться в этимологии...

Обратимся теперь к вопросу о том, как же образуются в голосовом аппарате человека различные звуки и тембр голоса, т е. как голос «окрашивается». Ответ на этот iconНе в росте дело
Но его удивляло, почему поэт не рассказал о том, как дядя Степа в баскетбол играл. Он, как видите, даже не сомневался в том, что...

Обратимся теперь к вопросу о том, как же образуются в голосовом аппарате человека различные звуки и тембр голоса, т е. как голос «окрашивается». Ответ на этот iconХроматография и периодический закон
До сих пор еще химики не закончили спор о том, как должен быть построен послед­ний, седьмой период менделеевской таблицы. Этот вопрос...

Обратимся теперь к вопросу о том, как же образуются в голосовом аппарате человека различные звуки и тембр голоса, т е. как голос «окрашивается». Ответ на этот iconЖивые звуки моря
Провода от аппарата идут в корабель­ную каюту акустиков или в береговой гидро­акустический кабинет. С помощью гидрофона можно слышать...

Обратимся теперь к вопросу о том, как же образуются в голосовом аппарате человека различные звуки и тембр голоса, т е. как голос «окрашивается». Ответ на этот iconПрофессиональное владение голосом как основной аспект технологического уровня воспитательного процесса и необходимое качество личности педагога
Главное средство воспитательного воздействия на личность ребенка – устная речь педагога, а его голос – инструмент этого воздействия....

Обратимся теперь к вопросу о том, как же образуются в голосовом аппарате человека различные звуки и тембр голоса, т е. как голос «окрашивается». Ответ на этот iconНазовите причины образования ветра. Как образуются бризы? Дайте определение понятию «муссон». Расскажите о

Обратимся теперь к вопросу о том, как же образуются в голосовом аппарате человека различные звуки и тембр голоса, т е. как голос «окрашивается». Ответ на этот iconИмплантация была открыта ещё в 1965 году профессором Ингваром Бранемарком (Швеция). Точнее не сама имплантация, как отрасль стоматологической деятельности, а л
Этот феномен позволил сделать вывод о том, что титан биоинертен. Это впоследствии и привело к созданию самой прогрессивной системы...

Обратимся теперь к вопросу о том, как же образуются в голосовом аппарате человека различные звуки и тембр голоса, т е. как голос «окрашивается». Ответ на этот iconВизвестной с детства истории кроха сын консультировался у папы по вопросам вечных ценностей. Агде берут информацию современные дети, в том числе о том, как вест

Обратимся теперь к вопросу о том, как же образуются в голосовом аппарате человека различные звуки и тембр голоса, т е. как голос «окрашивается». Ответ на этот iconМоего реферата «Роль рефлексов в организации движения человека». Это интересная тема, так как важно понимать, как мы живем, что в нашем организме всё взаимосвязано



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск