Скачать 464.98 Kb.
|
![]() ![]() 1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»). Дисциплина относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла (Б.2.В.1) основной образовательной программы подготовки студентов отделения социальной работы Юридического института Сибирского федерального университета (направление 040400.62 – социальная работа). Получение представления об уровнях структурной организации (клетка – ткань – орган – система органов – организм в целом) и этапах формирования организма (эмбриогенез, филогенез, онтогенез), специфике строения, расположения и функции органов и систем жизнеобеспечения, об общей и возрастной физиологии, исследовательских умений и практических навыков значимо для оптимального оказания медикосоциальной помощи различным половозрастным группам населения. Основной целью изучения данной дисциплины является овладение знаниями о строении и закономерностях формирования тела человека с позиций современной функциональной анатомии с учетом возрастно-половых особенностей организма как единого целого; о жизнедеятельности организма человека, анатомо-функциональных особенностях его физиологических систем, взаимодействия с окружающей средой, особенностях и принципах нейрогуморальной регуляции всех функций и процессов, нервной высшей деятельности на различных этапах индивидуального развития, формирование у обучающихся общекультурных (ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-16) и профессиональных (ПК-19) компетенций. 1.2 Задачи изучения дисциплины После окончания курса студент должен знать: - анатомию тела человека с учетом возрастно-половых особенностей; - уровни структурной организации; - строение, топографию и функции органов и функциональных систем; - основы проекционной анатомии; - физиологию основных систем организма человека; - анатомо-физиологические особенности организма детей, подростков и взрослых; - физиологические основы оздоровительных занятий с различными группами населения. Студентам должны быть привиты умения: - четко и обоснованно формулировать сведения об анатомических особенностях тела в возрастно-половом аспекте; - определять основные ориентиры и проекции внутренних органов, оси, линии, плоскости; - применять анатомо-физиологические знания для планирования и проведения оздоровительных занятий с детьми, подростками и взрослыми людьми; - использовать знание анатомии и физиологии организма при оказании первой помощи при травмах и заболеваниях и в процессе оказания медикосоциальной помощи. Обязательным для студентов социально-правового факультета является овладение навыками: - определения типа телосложения; - оценки морфологических и физиологических показателей физического развития; - прогнозирования и, по возможности, снижения негативных влияний различных факторов на анатомические структуры и физиологические функции организма. 1.3 Межпредметная связь Для изучения дисциплины «Основы анатомии и физиологии» студентам необходимо знание курсов «Современная научная картина мира», «Антропология». Дисциплина «Основы анатомии и физиологии» является базовой для курсов «Первая медицинская помощь», «Основы социальной медицины», «Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде», «Возрастная психология», «Социальная психиатрия». 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Модуль 1. основы Анатомии (всего 1,556(56): аудиторных занятий 0,778(28), для самостоятельного изучения 0,778(28)) Раздел 1. Общие положения анатомии человека (всего 0,222(8): аудиторных занятий 0,111(4), для самостоятельного изучения 0,111(4)) Тема 1. Введение в курс (всего 0,056(2): аудиторных занятий 0,028(1), для самостоятельного изучения 0,028(1)) Cодержание дисциплины, цели, задачи; анатомия как предмет преподавания; значение понимания биологических законов развития организма человека для социального работника. Направления и методы в изучении анатомии: систематическая, функциональная, спортивная, возрастная анатомия; методы изучения строения тела человека на трупе и на живом теле. Тема 2. Развитие организма человека и уровни его структурной организации (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Уровни структурной организации организма человека, современные представления о целостности организма; организм и среда; клетки - ткани - органы-системы органов и аппараты - организм. Части, области, поверхности тела. Условные оси, плоскости, линии, ориентиры, анатомические термины. Развитие организма человека: понятие об онтогенезе и филогенезе; этапы развития организма (от оплодотворения до рождения; от рождения до созревания); возрастная морфология, ее значение для обоснования средств и методов оздоровления; морфологические характеристики физического развития; типы телосложения; половой диморфизм. Раздел 2. Опорно-двигательный аппарат (всего 0,333(12): аудиторных занятий 0,167(6), для самостоятельного изучения 0,167(6)) Тема 3. Скелет человека (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Виды и разновидности опорных тканей, особенности их строения и функциональная роль. Кость как орган: строение, свойства, возрастные изменения. Классификация костей по форме, строению, величине, функции. Виды соединения костей. Признаки сустава, виды суставов по форме, количеству сочленяющихся поверхностей, осей движения, наличию вспомогательных образований. Виды и факторы подвижности суставов. Скелет как система связанных между собой костей. Скелет головы: лицевой и мозговой череп, функциональная роль, строение костей, виды их соединения; полости, образуемые костями черепа. Скелет туловища. Позвоночный столб: отделы, строение позвонков, виды их соединения; физиологические изгибы позвоночника; движения позвоночного столба; межпозвоночные диски, связки позвоночника. Грудная клетка: грудина, ребра (строение костей), грудной отдел позвоночника; соединение костей грудной клетки, форма грудной клетки, функциональная роль. Движения ребер. Скелет верхних конечностей. Плечевой пояс: лопатка, ключица (строение костей, соединение). Свободная верхняя конечность: плечо, предплечье, кисть; кости (строение), их соединения. Виды движений в суставах верхней конечности. Скелет нижних конечностей. Тазовые кости (строение), таз в целом (функциональная роль). Свободная нижняя конечность: бедро, голень, стопа: кости, виды их соединения. Виды движений в суставах нижних конечностей. Закономерности роста и развития костей: периоды окостенения, костные критерии биологической зрелости. Возрастные особенности черепа, позвоночного столба, грудной клетки, таза, костей верхних и нижних конечностей. Тема 4. Мышечная система (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Мышечные ткани. Скелетные мышцы: специфика строения мышечных волокон; мышца как орган; вспомогательный аппарат мышц - фасции, синовиальные каналы, синовиальные сумки, сесамовидные кости. Классификация мышц по величине, форме, направлению мышечных волокон, расположению, функции. Прикрепление мышц к костям. Виды работы мышц (статическая, динамическая). Мышцы отдельных частей тела: спины, груди, живота, плечевого пояса, свободной верхней конечности, таза, свободной нижней конечности, головы и шеи: точки начала и прикрепления, закономерности расположения, кровоснабжение и иннервация. Функциональные группы мышц - сгибатели и разгибатели, вращатели, отводящие и приводящие, дыхательные мышцы, брюшной пресс, мимические и жевательные мышцы. Антагонизм и синергизм в работе мышц. Морфологические критерии развития мышц. Возрастные и половые особенности мышечной системы. Раздел 3. Системы внутренних органов (всего 0,667(24): аудиторных занятий 0,333(12), для самостоятельного изучения 0,333(12)) Тема 5. Общая характеристика внутренних органов как систем обеспечения и регуляции (всего 0,056(2): аудиторных занятий 0,028(1), для самостоятельного изучения 0,028(1)) Общие сведения о системах жизнеобеспечения; взаимное расположение органов в грудной клетке, брюшной полости, черепной коробке; схема строения полых и паренхиматозных органов. Кожа и подкожно-жировая клетчатка. Общий обзор строения, функций, возрастных изменений. Рецепторы кожи. Придатки кожи. Тема 6. Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Кровообращение; схема движения крови в организме - круги кровообращения. Сердце: размеры, топография, проекция на поверхности тела, строение (полости, клапаны, оболочки, входящие и выходящие сосуды; кровоснабжение и иннервация сердца; проводящая система сердца). Сосуды - артерии, вены, капилляры (строение стенки). Топография сосудов большого и малого кругов кровообращения; аорта и ее ветви к различным органам; схема венозного оттока крови (нижняя и верхняя полые вены и их составляющие); легочный ствол и легочные артерии, легочные вены. Возрастно-половые особенности сердца и сосудов. Влияние физических нагрузок на сердце и сосуды. Лимфатическая система; лимфатические капилляры, сосуды, протоки. Схема оттока лимфы от различных частей тела. Различия в строении кровеносных и лимфатических сосудов, отличие лимфы от крови. Лимфоидные органы: лимфатические узлы, селезенка (строение, топография, функции). Тема 7. Дыхательная система (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Общий обзор органов дыхательной системы, их взаимное расположение, проекция на внешние структуры тела. Воздухоносные пути - носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи; строение, функции. Легкие: строение (бронхиальное дерево, доли, сегменты, ацинус); ворота легкого, средостение. Взаимосвязь дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Тема 8. Пищеварительная система (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Общий обзор органов пищеварительной системы: взаимное расположение, функции. Пищеварительный тракт. Ротовая полость: стенки, зубы, язык, слюнные железы. Глотка, перекрест воздухоносных путей и пищеварительного тракта; лимфоидное глоточное кольцо. Пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник: их положение, отделы, строение стенки; морфологические и функциональные различия полых органов пищеварительного тракта. Пищеварительные железы: мелкие железы слизистой оболочки ротовой полости, пищевода, желудка, кишечника; их строение и функции. Печень: положение, строение, функции; особенности кровоснабжения. Поджелудочная железа: положение, строение, функции. Брюшная полость; полость брюшины; отношение внутренних органов к брюшине; сальники, связки, брыжейки. Основные процессы в различных отделах пищеварительного тракта. Возрастные особенности системы пищеварения. Тема 9. Мочевыделительная и половая системы (всего 0,111(4): аудиторных занятий 0,056(2), для самостоятельного изучения 0,056(2)) Общий обзор мочевых органов: топография, строение, функции почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала с учетом половой принадлежности. Мужские половые органы: общий обзор, строение, топография, функциональное значение. Женские половые органы: общий обзор, строение, топография, функции. Раздел 4. Нервная и эндокринная системы (всего 0,333(12): аудиторных занятий 0,167(6), для самостоятельного изучения 0,167(6)) Тема 10. Нервная система и понятие об анализаторах (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Общая характеристика особенностей строения и функций нервной системы. Нейрон, нервная ткань. Топография нервной системы; центральные и периферические отделы соматической и вегетативной нервной системы. Центральная нервная система. Спинной мозг: размеры, форма, положение, оболочки, внутреннее строение, сегменты, корешки, проводящие пути. Головной мозг: строение, отделы, оболочки, положение. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг, большие полушария: особенности строения и функции, ядра, подкорковые и корковые центры. Возрастные изменения спинного и головного мозга. Периферическая нервная система: черепно-мозговые нервы: чувствительные, двигательные, смешанные; ход нервов, область иннервации, корковые центры; спинномозговые нервы: образование, топография, функциональная характеристика ветвей, сплетения и их ветви; области иннервации. Вегетативная нервная система: симпатический и парасимпатический отделы; центральная и периферическая часть; центры вегетативной иннервации органов; сплетения. Общая схема строения анализатора. Зрительный, слуховой, обонятельный, вестибулярный, вкусовой, кожный анализаторы: периферическая (рецепторы), проводниковая (нервы) и центральная (корковые центры) части; функции. Проприо- и висцеральная чувствительность: пути передачи информации от двигательного аппарата и внутренних органов. Тема 11. Эндокринная система (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Общий обзор желез внутренней секреции, их функциональные взаимосвязи, особенности строения. Гормоны. Топография, строение и функции гипофиза, эпифиза, щитовидной, паращитовидных, вилочковой, поджелудочной, половых желез, надпочечников. Возрастные изменения эндокринной системы. Модуль 2. основы физиологии (всего 1,444(52): аудиторных занятий 0,722(26), для самостоятельного изучения 0,722(26)) Раздел 5. общие положения физиологии человека (всего 0,222(8): аудиторных занятий 0,111(4), для самостоятельного изучения 0,111(4)) Тема 12. Введение в физиологию. Организм как саморегулирующаяся система (всего 0,056(2): аудиторных занятий 0,028(1), для самостоятельного изучения 0,028(1)) Предмет и задачи физиологии как науки, связь с другими науками. Методы физиологических исследований. Значение физиологических знаний в системе подготовки социальных работников. Основные физиологические системы. Организм как саморегулирующаяся «система систем». Понятие о функциях. Возбудимость, раздражимость, проводимость, сократимость, лабильность, автоматия живых тканей. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций. Обмен веществ как основная функция организма. Тема 13. Обмен веществ и энергии (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Значение обмена веществ и энергии. Питательные вещества, их значение и обмен в организме. Обмен белков. Состав, структура и функции белков. Физиологическое значение аминокислотного состава пищевых белков и их биологическая ценность. Регуляция обмена белков. Обмен жиров. Состав и функции жиров в организме. Жировое депо. Регуляция обмена жиров. Обмен углеводов. Состав и функции углеводов в организме. Регуляция обмена углеводов. Обмен минеральных солей и воды. Макро и микроэлементы. Роль воды и минеральных веществ в поддержании гомеостаза. Регуляция водно-солевого обмена. Влияние различных факторов на водно-солевой обмен. Витамины. Биологическое значение витаминов. Обмен энергии. Методы исследования. Калориметрия. Дыхательный коэффициент. Основной и общий обмен. Изменения обмена энергии при воздействии различных факторов. Обмен энергии при физическом и умственном труде. Регуляция обмена энергии. Теплообразование и теплоотдача в организме человека при физических нагрузках. Органы выделения. Почки, строение и их функциональное значение. Процесс мочеобразования, диурез, мочевыведение и мочеиспускание. Состав мочи. Гомеостатическая функция почек. Нейрогуморальная регуляция деятельности почек. Раздел 6. Физиология систем внутренних органов (всего 0,5(18): аудиторных занятий 0,25(9), для самостоятельного изучения 0,25(9)) Тема 14. Физиология системы кровообращения. Лимфообращение (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Функции системы кровообращения. Общая схема строения. Деятельность сердца. Изменение ритма сердечной деятельности (частота сердечных сокращений (ЧСС)). Влияние различных факторов на ЧСС. Фазы сердечного цикла. Систолический и минутный объем кровотока. Электрические, механические и звуковые проявления сердечной деятельности. Нейрогуморальная регуляция сердечной деятельности. Кровеносные сосуды. Движение крови по сосудам. Периферическое кровообращение. Объемная и линейная скорость кровотока. Кровообращение в капиллярах. Движение крови в венах. Давление крови (артериальное, венозное, капиллярное). Время кругооборота крови. Нейрогуморальная регуляция кровообращения. Лимфообращение. Состав, свойства и значение лимфы. Лимфатические сосуды и железы. Механизмы передвижения лимфы. Значение мышечной деятельности для лимфообращения и лимфообразования. Тема 15. Физиология системы дыхания (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Значение и общая схема строения органов дыхания. Вентиляция легких. Механизм вдоха и выдоха. Жизненная емкость легких. Спирометрия и спирография. Частота и минутный объем дыхания. Газообмен в легких. Вентиляция альвеол. Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Нейрогуморальная регуляция дыхания. Особенности дыхания в разных условиях жизнедеятельности. Тема 16. Физиология системы пищеварения (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Значение пищеварения. Общая схема строения и основные функции системы пищеварения. Этапы пищеварения. Пищеварение в полости рта. Состав и свойство слюны. Глотание. Пищеварение в желудке. Секреторная деятельность желудка. Состав и свойства желудочного сока. Моторная функция желудка. Пищеварение в тонком кишечнике. Секреторная деятельность поджелудочной железы. Состав и свойства поджелудочного сока. Желчь, состав и участие в пищеварении. Кишечная секреция. Кишечный сок, состав и значение. Моторная деятельность тонкого кишечника. Механизм всасывания питательных веществ. Пристеночное пищеварение. Пищеварение в толстом кишечнике. Секреторная и моторная деятельность толстого кишечника. Значение микрофлоры толстого кишечника. Процесс образования каловых масс. Дефекация. Нейрогуморальная регуляция процессов пищеварения. Влияние различных фактов на деятельность системы пищеварения. Раздел 7. Физиология эндокринной системы и системы крови (всего 0,278(10): аудиторных занятий 0,139(5), для самостоятельного изучения 0,139(5)) Тема 17. Физиология эндокринной системы (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Понятие о железах внутренней секреции. Физиологическое значение эндокринной системы. Гормоны, механизмы действия. Щитовидная железа. Околощитовидные (паращитовидные) железы. Роль гормонов щитовидной железы в физическом и психическом развитии ребенка. Зобная (вилочковая) железа. Надпочечники, гормоны коркового и мозгового слоя. Физиологическое значение надпочечников. Эпифиз. Поджелудочная железа. Проблемы сахарного диабета. Половые железы. Мужские и женские половые гормоны. Гипофиз – главная железа внутренней секреции. Гормоны гипофиза. Влияние гипофиза на другие железы внутренней секреции. Взаимодействие гипофиза с гипоталамусом. Внутрисекреторная функция гипоталамуса. Физиология гипоталамо – гипофизарно-надпочечниковой системы, её функциональное значение. Деятельность желез внутренней секреции в различных условиях жизнедеятельности человека. Тема 18. Физиология системы крови (всего 0,111(4): аудиторных занятий 0,056(2), для самостоятельного изучения 0,056(2)) Биологическое значение крови. Состав, количество и физико-химические свойства крови. Форменные элементы крови. Эритроциты. Количество, форма и размер эритроцитов. Гемоглобин. Гемолиз эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов. Агглютинация эритроцитов и группы крови. Лейкоциты. Количество, форма и физиологическое значение лейкоцитов. Тромбоциты. Количество и физиологическое значение. Физиология свертывания крови и проблемы тромбообразования. Кроветворение и регуляция системы крови. Иммунитет, его виды и биологическое значение. Роль некоторых структур системы крови в обеспечении иммунитета. Современные представления о механизмах иммунных реакций организма. Раздел 8. Физиология периферической, центральной нервной системы и высшей нервной деятельности (всего 0,444(16): аудиторных занятий 0,222(8), для самостоятельного изучения 0,222(8)) Тема 19. Физиология периферической и центральной нервной системы (всего 0,278(10): аудиторных занятий 0,139(5), для самостоятельного изучения 0,139(5)) Значение нервной системы. Физиологические свойства нервной ткани. Возбудимость, проводимость, лабильность. Понятие о раздражителях и раздражении. Нервный импульс. Нейроны и синапсы. Нервы и нервные волокна. Механизм передачи возбуждения. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нервные центры. Физиологические свойства нервных центров. Понятие о времени реакции. Торможение в центральной нервной системе. Координация нервных процессов. Физиология спинного мозга. Проводящая и рефлекторная роль спинного мозга. Роль спинного мозга в координации движений и регуляции вегетативных функций. Физиология головного мозга. Стволовая часть головного мозга. Продолговатый мозг и варолиев мост. Нейронная организация. Рефлекторная и проводящая деятельность, регуляция дыхания и сердечной деятельности. Средний мозг. Физиологическая роль в регуляции движений, вегетативных функций, ориентации тела в пространстве и др. Промежуточный мозг. Общая схема строения. Таламус и гипоталамус. Функции промежуточного мозга. Взаимодействие с гипофизом. Гипоталамус как высший центр регуляция вегетативных функций. Физиологические функции мозжечка. Ретикулярная формация и её физиологическое значение. Тормозящая и активирующая роль ретикулярной формации. Физиология конечного мозга. Подкорковые (базальные) ядра. Функции подкорковых ядер. Регуляция половых и поведенческих реакций, сложных движений, вегетативных функций. Большие полушария головного мозга. Нейронная организация коры головного мозга. Функциональное значение отдельных зон головного мозга. Относительность функциональной локализации. Парная деятельность больших полушарий. Роль больших полушарий в регуляции вегетативных, двигательных, эмоциональных и психических функций человека. Лимбическая система головного мозга. Висцеральный мозг. Регуляция вегетативного обеспечения поведенческих и эмоциональных реакций организма. Основные функциональные особенности анализаторов. Вегетативная нервная система. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Особенности регуляции вегетативных функций. Вегетативные центры в спинном и головном мозге. Общие принципы управления физиологическими процессами в организме человека. Теория функциональных систем академика П.К. Анохина. Строение нервно–мышечного аппарата. Синапсы и медиаторы. Роль биопотенциалов в проведении возбуждения в нервных и мышечных волокнах. Скорость проведения нервных импульсов в нервах, синапсах и мышцах. Изменение возбудимости мышц. Виды сокращений и напряжений скелетных мышц. Изотоническое и изометрическое сокращение мышцы. Одиночные и множественные мышечные сокращения. Физиологические механизмы мышечного сокращения. Тема 20. Учение о высшей нервной деятельности (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Предмет физиологии высшей нервной деятельности. Возникновение и развитие учения о высшей нервной деятельности. Рефлексы и их классификация. Особенности безусловных и условных рефлексов. Виды безусловных рефлексов. Инстинкты. Физиологические механизмы образования условных рефлексов. Виды условных рефлексов. Условные рефлексы высших порядков. Роль подкорковых структур в образовании условных рефлексов. Безусловное и условное торможение условных рефлексов. Аналитико-синтетическая деятельность головного мозга и динамический стереотип. Две сигнальные системы действительного человека. Физиологические механизмы взаимодействия первой и второй сигнальной систем. Понятие об основных свойствах нервной системы и типе высшей нервной деятельности. Классификация и физиологическая характеристика типов высшей нервной деятельности. Соотношение типов высшей нервной деятельности с особенностями темперамента и характера. Физиологические механизмы сна и сновидений. Физиологические механизмы эмоций, внимания и памяти. 3.3 Семинарские занятия
Содержание семинарских занятий Тема 2. Развитие организма человека и уровни его структурной организации
Тема 3. Скелет человека
Тема 4. Мышечная система
Тема 6. Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы
Тема 7. Дыхательная система
Тема 8. Пищеварительная система
Тема 9. Мочевыделительная и половая системы
Тема 10. Нервная система и понятие об анализаторах
Тема 11. Эндокринная система
Тема 13. Обмен веществ и энергии
Тема 14. Физиология системы кровообращения. Лимфообращение
Тема 15. Физиология системы дыхания
Тема 16. Физиология системы пищеварения
Тема 17. Физиология эндокринной системы
Тема 18. Физиология системы крови
Тема 19. Физиология периферической и центральной нервной системы
Тема 20. Учение о высшей нервной деятельности
3.4 Лабораторные занятия Учебным планом не предусмотрено. 3.5 Самостоятельная работа Для углубленного освоения дисциплины, подготовки к семинарским занятиям студентам предлагается самостоятельное изучение теоретического материала по всем разделам и темам курса. Программой предусмотрено выполнение данного вида работы в объеме 1,5 кредита (54 часа). 3.6 Содержание модулей дисциплины при использовании системы зачетных единиц Содержание модулей дисциплины при использовании системы зачетных единиц приведено в таблице.
4 Учебно-методические материалы по дисциплине 4.1 Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы Основная
Дополнительная
4.2 Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения При преподавании дисциплины используются видеофильмы и фрагменты:
Используются демонстрационные презентации по всем темам курса. 4.3 Контрольно-измерительные материалы Для итоговой формы контроля (зачет) подготовлены билеты, включающие вопросы по различным темам курса, позволяющие оценить уровень освоения теоретического материала и вопросов практической направленности. Для промежуточного контроля знаний по темам дисциплины имеются тестовые задания. 5. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса по дисциплине в системе зачетных единиц На основе методических указаний и Временного положения об организации учебного процесса в Сибирском федеральном университете с использованием системы зачетных единиц общие рекомендации по организации учебного процесса приведены в таблице.
5 ![]() основы анатомии и физиологии отделения социальной работы, курса 1 на 2 семестр 2011/2012 уч. года
ГРАФИК учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине Основы анатомии и физиологии направления 040400.62 – социальная работа, института юридического, курса 1 на 2 семестр
Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; КН – контрольная неделя (аттестационная неделя). Заведующий кафедрой: Директор института: «____»____________ 2011 г. |