Скачать 375.21 Kb.
|
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Подготовительный факультет для иностранных граждан РУССКИЙ ЯЗЫК Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного факультета (пропедевтический курс по биологии) АСТРАХАНЬ- 2002 Учебное пособие подготовлено ассистентом подготовительного факультета для иностранных граждан АГТУ Кряхтуновой О.В. Учебное пособие обсуждено, одобрено и рекомендовано к изданию методическим советом подготовительного факультета для иностранных граждан (протокол № 2 от 6.05.04 ) Рецензент – доцент каф. зоологии и ботаники, канд.биол.н. Суворова Т.Ф. Настоящее учебное пособие по биологии предназначено для работы на уроках русского языка со студентами подготовительного факультета для иностранных граждан. Оно состоит из пяти уроков. Материал пособия включает лексику, грамматику и речевые образцы по первым темам курса биологии. Отобранный материал представлен в доступной форме, пособие содержит иллюстрации и схемы, что способствует активизации конструкций научного стиля речи (здесь- языка биологии) в устной и письменной форме. Материал пособия строится на базе знаний, полученных студентами в процессе первых пяти недель освоения учебника «Практический курс русского языка». В связи с этим рекомендуется приступать к работе над «Учебным пособием» через пять недель после начала занятий на факультете. Цель данного пособия – познакомить студентов с элементарной терминологией курса, выработать умения в чтении и понимании текстов научного содержания, включающих освоенный лексический и грамматический материал, научить самостоятельно работать с незнакомым текстом. преподаватель может отбирать и варьировать предложенные в пособии задания в зависимости от уровня подготовки студентов. Пособие снабжено словарём, составленным поурочно. слова переведены на английский, французский и испанский языки. Материал определён ГОСТом подготовительного факультета для иностранных граждан и скоординирован с рабочими программами по русскому языку и математике. При подготовке настоящего пособия учтён опыт составления учебных лабораторных работ по биологии и лексико-грамматический материал «пособия по научному стилю речи (вводно-предметный курс)» изд.1980 г. Урок1 Что изучает биология? Часть 1 С растение углевод наука Л животное жиры биология О организм соль ботаника В вещество являться А неорганическое белок Р клетка органическое Ь минеральное зоология Задание1:читайте и повторяйте ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Задание 2:слушайте и повторяйте![]() ![]() ![]() ![]() растительная клетка - растительные клетки - животный организм - животные организмы - животная клетка - животные клетки Растение растёт, дышит, питается, размножается. Растения и животные растут, дышат, питаются, размножаются. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
= задание 3 :прочитайте по модели модель: биология изучает живые организмы- это наука о живых организмах 1 зоология изучает животные организмы- это наука о животн... организм... 2 ботаника изучает растительные организмы- это наука о растительн... организм... задание 4:ответьте на вопросы 1 что изучает биология ? 2 что изучает ботаника ? 3 что изучает зоология ? 4 какие организмы изучает биология ? 5 какие организмы изучает зоология ? 6 какие организмы изучает ботаника ? ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ ! ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ - ЧАСТЬ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА Задание 5:прочитайте и повторите 1 Клетка- это часть живого организма. 2 Растительная клетка- это часть растительного организма. 3 Животная клетка- это часть животного организма. Задание 6:ответьте на вопросы 1 Что такое клетка ? 2 Что такое растительная клетка ? 3 Что такое животная клетка ? часть 2 ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ ! Что(им.п.) чем(тв.п.)
Задание 1:прочитайте предложения 1 и 3 , правильно прочитайте предложения 2 и 4. 1.Белок- это органическое вещество. Белок является органическим веществом. 2.Вода – неорганическое вещество. Вода является неорганическ... веществ... . 3.Белки, жиры и углеводы – Белки, жиры и углеводы являются органические вещества. органическими веществами. 4.Минеральные соли – неоргани- Минеральные соли являются ческие вещества. неорганическ... веществ... . задание 2: задайте вопросы к предложениям зад.1 по образцу образец: Что такое вода ? = Чем является вода ? сделайте самостоятельно а) Дерево является(4) растительным организмом , а кошка(2) – это животное(3). Наука, которая изучает(4) растения(3) называется ботаникой , а животные организмы(3) изучает зоология. б)Вещества в природе: неорганическими веществами(3) являются вода и минеральные соли(3), а белки, жиры и углеводы – это органические(2) вещества. урок 2 Строение клетки С мембрана форма Л плазматическая м. постоянная ф. О цитоплазма оболочка В амёба плотная об. А животное тело Р простейшее ж. парамеция Ь эвглена клеточный сок структура хлорофилл ![]() различная с. сложная с. Задание 1:посмотрите на рисунки, читайте и повторяйте. ![]() ![]() ![]() 1-мембрана, 1-эктоплазма 1-жгутик 2- цитоплазма 2- пищеварительная 2- глазок(стигма) 3- ядро вакуоль 3- хроматофор Это клетка. 3- ядро 4- ядро Это животная клетка. 4- эндоплазма 5- сократительная Это мембрана клетки. Это амёба. вакуоль Это ядро клетки. Амёба- животное. Это эвглена. Это цитоплазма клетки. Амёба- простейшее Эвглена- животное. ![]() ![]() ![]() Эвглена и амёба - ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ ! Что(им.п.) чего(род.п.)
Задание 2:прочитайте правильно м ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() я ![]() цитоплазма (парамеция) часть структура ЗАПОМНИТЕ ! Что(вин.п.) чего(род.п.)
Задание 3:прочитайте фразы , повторите их вслух Каждая клетка имеет плазматическую мембрану, ядро и цитоплазму. Цитоплазма клетки имеет сложную структуру. Клетки имеют сложное строение. Клетки имеют различную форму. З ![]() Т ![]() ![]() Тело амебы не имеет жгутика Эвглена имеет постоянную форму Амеба не имеет жгутик Сделайте самостоятельно: прочитайте фразы (а) и закончите предложения (б) а) 1.Каждая живая клетка содержит многие элементы, например, кислород, углерод, водород и другие. 2.Цитоплазма клетки содержит органические вещества: белки, жиры , углеводы. 3.Растительные клетки содержат клеточный сок. 4.Многие растительные клетки содержат хлорофилл. 5.Некоторые растительные организмы не содержат хлорофилла. 6.Животные клетки не содержат хлорофилла. б) 1.Эвглена имеет... 2.Амёба не имеет... 3.Тело эвглены имеет... 4.Тело амёбы не имеет... 5.Цитоплазма клетки содержит... 6.Растительные клетки содержат... 7.Животные клетки не содержат... 8.Некоторые растительные клетки не содержат... Урок 3 Часть 1(строение тела простейших) С состоять из... называться Л животное рот О одноклеточное ж. щупальца В многоклеточное ж. молодой А слой полость Р внутренний с. питаться Ь наружный с. реснички гидра передвигаться (с помощью...) задание 1:слушайте, читайте, повторяйте одноклеточное животное – одноклеточные животные многоклеточное животное – многоклеточные животные наружный слой – наружный слой цитоплазмы внутренний слой – внутренний слой цитоплазмы ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ ! Что(им.п.) кем, чем(тв.п.)
Задание2:прочитайте правильно по модели Модель: Амёба- одноклеточное животное.= Амёба является одноклеточным животным. 1.Эвглена – одноклеточн... животн... = Эвглена является ... 2.Гидра – многоклеточн... животн... =Гидра является ... 3.Все простейшие – одноклеточн... животные. =Все простейшие являются задание3:прочитайте и ответьте на вопросы Цитоплазма амёбы имеет внутренний и наружный слой . Эндоплазма- внутренний слой цитоплазмы. Эктоплазма - наружный слой цитоплазмы. 1.Что такое эндоплазма? 2.Что такое эктоплазма? ЗАПОМНИТЕ ! Тв.п.
1.Как называется наружный слой цитоплазмы? 2.Какой слой цитоплазмы называется эндоплазмой? 3.Какие животные называются простейшими? 4.Как называются одноклеточные животные? часть 2 (описание состава простейших) ЗАПОМНИТЕ ! Род.п. СОСТОИТ ИЗ
Задание4:закончите фразы Модель: Тело амёбы состоит из одной клетки, поэтому амёба является одноклеточным животным. 1.Тело эвглены состоит из одной клетки, поэтому... 2.Тело парамеции состоит из одной клетки, поэтому... 3.Тело гидры состоит из многих клеток, поэтому... задание5: посмотрите на рисунок и напишите ответы на вопросы, прочитайте – как можно назвать текст, который вы написали? 1-рот 3-пищеварительная полость 2-щупальца 4-подошва 5-молодая гидра ![]() 1.Тело гидры состоит из одной или множества клеток? 2.Каким животным является гидра? 3.Что имеет гидра? 4.У гидры есть жгутик? 5.У гидры есть реснички? Задание6: прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему Животные, тело которых состоит из одной клетки, называются одноклеточными(1) животными(3). Животные, тело которых состоит из(4) многих клеток, называются многоклеточными(2). Все одноклеточные животные называются(4) простейшими. Амёба- простейшее(2) животное. Тело амёбы состоит из одной клетки. Амёба имеет(4) цитоплазму и ядро(3). Наружный слой цитоплазмы называется эктоплазмой(2), а внутренний – эндоплазмой. Тело(4) амёбы не имеет(4) постоянной формы(3),потому что у неё нет оболочки-пелликулы. ВОПРОСЫ: 1.Какие животные называются одноклеточными? 2.Простейшие- это одноклеточные или многоклеточные животные? 3.Как называется внутренний слой цитоплазмы амёбы? 4.Какую форму имеет амёба? СДЕЛАЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО: перескажите текст зад.5 и выполните задания(под цифрами) Урок 4 Функции органов С вакуоль микроскоп являться Л эктоплазма общие передвигаться О эндоплазма специальные питаться В жгутик митохондрии пища А хроматофор рибосомы на свету Р органоиды пластиды в темноте Ь ( органеллы) лизосомы функция Задание 1:посмотрите на рисунки и расскажите о строении простейших животных ![]() ![]() ![]() 1- реснички 1-эктоплазма 1- жгутик 2- клеточный рот 2- пищеварительная вакуоль 2- глазок(стигма) 3- пищеварительные 3-ядро 3- хроматофоры вакуоли 4- эндоплазма 4- ядро 4- ядро 5- сократительная вакуоль Задание 2:прочитайте текст и дополните грамматическую таблицу Органоиды( или органеллы) клетки . Органоиды – это внутриклеточные структурные образования, которые имеют определённое строение, химический состав и выполняют какую-либо функцию клетки. Важнейшая органелла клетки – ядро. Органоиды можно увидеть только в электронный микроскоп. Органоиды можно подразделить на общие и специальные. Большинство клеток имеет общие органоиды: это эндоплазматическая сеть, или ретикулум, митохондрии, рибосомы, лизосомы, комплекс Гольджи. Клеточный центр имеется в основном в клетках животных, а пластиды – только в клетках растений. Специальные органоиды(органеллы)- это реснички, жгутики и др. ИМ.пад. ?пад.
Задание 3:дополните предложения 2 и 3 1.Амёба передвигается с помощью псевдоподий. Псевдоподии являются органеллами движения амёбы. 2. Парамеция передвигается с помощью ресничек. Реснички являются .... 3.Жгутик является органеллой движения эвглены. Эвглена передвигается .... ЗАПОМНИТЕ ! РОД.пад.
ЗАХВАТЫВАТЬ ПИЩУ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ Задание 4: ответьте на вопросы 1.С помощью чего передвигается амёба? 2.Чем являются реснички парамеции? 3.С помощью чего передвигается эвглена? Задание 5:Прочитайте тексты и выполните задания 1 - укажите состав слова 2 - задайте вопрос к слову 3 - определите форму слова
1. Эндоплазматическая сеть. Строение и функции Эндоплазматическая сеть состоит из(4) каналов и полостей. По каналам эндоплазматической сети происходит движение(4) веществ от наружной мембраны(4) клетки(3) к её цитоплазме, органоидам и ядру. Эндоплазматическая сеть выполняет(4) важные функции в обмене веществклетки. Она активно(2) участвует в синтезе органических веществ и переносит продукты синтеза к различным частям(3) клетки. 2.Митохондриии. Строение и функции Митохондрии находятся в цитоплазме растительных(1) и животных(2) клеток. Митохондрии имеют(4) двойную мембрану – наружную и внутреннюю(1). Внутри(2) митохондрий(3) находятся полужидкие(1) растворимые белки(3)- ферменты. Основная функция(4) митохондрий- синтез АТФ(аденозинтрифосфорной кислоты), при помощи(4) ферментов происходит её расщепление(3) и выделяется большое количество(2) энергии(3). 3.Комплекс Гольджи. Строение и функции Комплекс Гольджи находится около ядра(3) и по строению похож на(4) эндоплазма-тическую сеть. Комплекс Гольджи состоит из(4) полостей, трубочек и пузырьков. Продукты синтеза клетки и вещества(3), которые поступают из внешней среды, накапливаются в(4) комплексе Гольджи. Затем эти вещества поступают в цитоплазму(2) или выводятся наружу(2). Комплекс Гольджи является(4) центром синтеза, накопления(3) и выделения различных(2) веществ. Урок 5 Питание (часть 1) С питаться – пища поглощать Л переваривать-перевариваться синтезировать О захватывать выделять В неорганический хлорофилл А органический Р пигмент Ь фотосинтез ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
Задание 1: прочитайте текст, как можно назвать этот текст? Почти все простейшие питаются бактериями, одноклеточными растениями и одноклеточными животными. Бактерии и простей-шие- пища амёбы. Она захватывает пищу с помощью псевдо-подий. Пища переваривается в пищеварительных вакуолях. Парамеция тоже питается бактериями. Пища попадает в цито-плазму через клеточный рот. Она переваривается в пищевари-тельных вакуолях. Клетка эвглены содержит хлорофилл. Поэтому на свету эвглена питается минеральными веществами, как зелёное растение. Но в темноте она питается органическими веществами, как животное. ЗАПОМНИТЕ !
ПИЩА ПОПАДАЕТ
ПЕРЕВАРИВАЕТСЯ Задание 2:расскажите, отвечая на вопросы А) как питается амёба. 1.чем питается амёба? 2.с помощью чего она захватывает пищу? 3.где перевариваривается пища? Б)как питается парамеция. 1.чем питается парамеция? 2.как (через что) пища попадает в цитоплазму? 3.где (в чём) переваривается пища? В)как питается эвглена. 1.что содержит клетка эвглены? 2. чем питается эвглена на свету? 3.чем питается эвглена в темноте? ЗАПОМНИТЕ !
Задание 3: прочитайте текст и ответьте на вопросы Фотосинтез Фотосинтез — сложный процесс. Он происходит только в зеленой растительной клетке. В зеленой растительной клетке содержится хлорофилл. При фотосинтезе (когда происходит фотосинтез) растение поглощает солнечный свет, двуокись углерода и воду, а выделяет кислород. В результате фотосинтеза образуются органические вещества. Замечательный русский ученый? Климент Аркадьевич Тимирязев (1843—1920) детально изучал процесс фотосинтеза. Его работы о фотосинтезе («Солнце, жизнь и хлорофилл» и др.) знают ученые во всем мире.
ЗАПОМНИТЕ!
Задание 4: поставьте слова в скобках в нужном падеже, запишите предложения а) фотосинтез является (сложный процесс) б) фотосинтез происходит в (зеленая растительная клетка) в) хлорофилл является (необходимый элемент, растительная клетка) г) при (фотосинтез) происходит поглощение (солнечный свет, двуокись углерода и вода) и выделение (кислород) задание 5: вставьте предлоги а) происходит только __зеленой растительной клетке б) ___ фотосинтезе растение поглощает солнечный свет в) работы Тимирязева __ фотосинтезе знают ученые ___всем мире. г) ___ свету эвглена питается минеральными веществами д) пища попадает в цитоплазму _____клеточный рот. е) захватывает пищу ___помощью псевдоподий. Урок 6 Питание (часть 2) классификация С делить(ся) грибы Л относить(ся) сапрофиты О создавать – создать фотосинтез В использовать хемосинтез А бактерии паразиты Р мертвый большинство Ь строить – построить – построение ЗАПОМНИТЕ !
Задание 1: прочитайте текст и ответьте на вопросы Зеленые растения и некоторые бактерии относятся к автотрофным организмам. Они сами создают органические вещества из неорганических и используют их для построения своего тела. Животные и некоторые незеленые растения (грибы) относятся к гетеротрофным организмам. Они не могут создавать органические вещества для построения своего тела и используют готовые органические вещества (белки, жиры, углеводы).
Задание 2: запишите предложения, слова в скобках употребите в правильной форме а) некоторые бактерии относятся к (автотрофные организмы) б) животные относятся к (гетеротрофные организмы) в) автотрофные организмы питаются (неорганические вещества) г) гетеротрофные организмы питаются (готовые органические вещества) ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
задание 3:прочитайте текст По способу питания растения делятся на две группы: гетеротрофы и автотрофы. Зеленые растения и некоторые бактерии синтезируют необходимые питательные вещества из неорганических веществ. Такой тип питания называется автотрофным питанием. В зеленых растениях происходит процесс фотосинтеза, а в некоторых бактериях происходит процесс хемосинтеза. Все животные, грибы и большинство бактерий являются гетеротрофными организмами. Они питаются готовыми органическими веществами. Например, бактерии: по способу питания они делятся на бактерии-сапрофиты и бактерии-паразиты. Бактерии-сапрофиты питаются органическими веществами мертвого организма. Бактерии-паразиты живут в живых организмах и питаются органическими веществами самого организма. Дайте ответы на вопросы.
Задание 4: поставьте глаголы в правильной форме А) Зеленые растения и некоторые бактерии (относиться) к автотрофным организмам. Б) они (использовать) органические вещества В) По способу питания растения (делиться) на две группы В) Такой тип питания (называться) автотрофным Г) Все животные (являться) гетеротрофными организмами. Д) Они (питаться) готовыми органическими веществами. Е) Бактерии-паразиты (жить) в живых организмах Задание 5: вставьте предлоги 1)некоторые бактерии относятся __ автотрофным организмам. 2)создавать органические вещества __построения своего тела 3) растения делятся __ две группы 4) бактерии синтезируют необходимые питательные вещества __неорганических веществ. 5)__ способу питания растения делятся на две группы 6) Бактерии-паразиты живут __живых организмах Задание 6:составьте схему классификации организмов и растений и расскажите по ней содержание урока. урок 7 Размножение С мать(материнский) развиваться Л дочь(дочерний) расти О размножаться способ В делиться образовать А почкование хромосомы Р бесполый благоприятный Ь половой Задание1: слушайте, повторяйте, читайте а) мать – материнский - материнская- материнская клетка - материнские клетки; б) дочь – дочерний – дочерняя - дочерние клетки; в) много – размножаться - размножаются- размножение; г) делиться – делятся – деление - делением; д) размножаться делением, размножаются делением. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !
задание 2: прочитайте тексты 1 и 2. Расскажите о бесполом размножении по рисункам БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ 1.АМИТОЗ ![]() 1 2 3 4 Одноклеточные растительные и животные организмы могут размножаться путём амитоза. Это прямое деление клетки без образования хромосом. Амитоз начинается с деления ядра, а затем делится цитоплазма клетки. Вначале деления ядро вытягивается, образуется перетяжка. После деления ядра происходит деление цитоплазмы. В результате амитоза из материнской клетки образуются дочерние клетки без изменения клеточных структур. ![]() 2 2.ПОЧКОВАНИЕ Г 1 идра размножается бесполым и половым путём. При бесполом размножении на её теле образуются почки.Они постепенно увеличиваются, растут и отделяются от материн-ского организма. В благоприятных условиях ![]() Задание 3: прочитайте текст и ответьте на вопросы после текста. РАЗМНОЖЕНИЕ ПАРАМЕЦИИ Парамеция размножается бесполым и половым путём. Бесполое размножение происходит путём деления тела: сначала делится микронуклеус, затем макронуклеус и цитоплазма. Бесполое размножение происходит в благоприятных условиях. Иногда парамеции размножаются половым путём: две парамеции временно соединяются, их макронуклеусы растворяются, а микронуклеусы делятся на четыре ядра. Три ядра исчезают, а четвёртое делится на два новых ядра. Парамеции расходятся и в их теле снова образуются микро- и макронуклеусы. Половое размножение происходит при голодании. рис.1 рис.2 ![]() ![]() задание 4:расскажите о размножении парамеции, используя рисунок задание 5:ответьте на вопросы: 1. какие организмы размножаются бесполым путем? 2.какие животные могут размножаться как бесполым, так и половым путем? 3.при каких условиях происходит половое, а при каких бесполое размножение? 4.что такое почкование, какое животное размножается почкованием? 5.что происходит при половом размножении парамеции? задание 6:правильно соедините происходит………………………….половым путём делится………………………………размножение размножается ……………………….условия образуются…………………………...клетки благоприятные…………………….. на две части размножение…………………………деление урок 8 Биологические процессы часть 1 Обмен веществ С синтезировать – синтез приспосабливаться Л распадаться – распад фермент О переносить – перенос свойственный В внешний неразрывно связаны А внутренний поглощаться Р условия превращаться Ь среда расщепление ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В научной речи используют краткую форму прилагательных
Задание 1: прочитайте текст Обмен веществ Весь комплекс химических реакций в клетках называется обменом веществ или метаболизмом. Через цитоплазма-тическую мембрану в клетку поступают все питательные вещества и выходят продукты выделения. При этом в клетке постоянно происходит распад, синтез веществ и образование энергии. Внешние условия не постоянны, поэтому внутренняя среда клетки изменяется, но клетка может приспосабливаться к этим условиям и поддерживать постоянный состав веществ. Обмен веществ состоит из двух неразрывно связанных противоположных процессов: ассимиляции и диссимиляции. Вопросы к тексту:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Ассимиляция Превращение в клетке простых (неорганических) веществ в сложные (органические) вещества называют биосинтезом, а совокупность всех реакций биосинтеза - ассимиляцией. Различают 2 формы ассимиляции автотрофных организмов. Фотосинтез. Эта форма ассимиляции свойственна только зеленым клеткам растений. В процессе фотосинтеза световая энергия поглощается хлорофиллом и превращается в химическую энергию. Хемосинтез. Эта форма ассимиляции свойственна автотрофным бактериям, которые не имеют хлорофилла, но содержат ферменты, с помощью которых синтезируются органические вещества. Хемосинтез происходит без участия световой энергии. Типы ассимиляции у гетеротрофных организмов различают по способу питания. Голозойное - это питание организмов, которые имеют пищеварительную систему. Различают плотоядные (питаются животными), травоядные (питаются растениями) и всеядные организмы. Сапрофитное - питание организмов, не имеющих пищеварительной системы. Они живут только на мертвых организмах или на остатках животных и растений. Паразитизм - встречается и у растений, и у животных. Паразитический организм живет внутри или на поверхности организма-хозяина и питается за его счет. Объясните, как вы поняли
Диссимиляция Диссимиляция – это процесс обратный ассимиляции. При диссимиляции сложные вещества распадаются на простые. В процессе реакций расщепления освобождается энергия. Например, конечные продукты реакции расщепления углеводов— углекислый газ (СО2), вода (Н2О) и энергия, которая необходима для всех процессов жизнедеятельности клетки и организма (движения, питания, роста, развития, размножения и др.). Вопросы:1) чем различаются процессы ассимиляции и диссимиляции? 2)при каком процессе происходит синтез веществ, а при каком – распад? 3)при каком процессе энергия потребляется(используется) , а при каком освобождается Задание 2: вставьте краткие прилагательные 1)конечные продукты реакции расщепления углеводов— углекислый газ (СО2), вода (Н2О) и энергия, которая ______________для всех процессов жизнедеятельности клетки и организма 2) Эта форма ассимиляции ___________ автотрофным бактериям 3) Внешние условия не __________________ 4) процесс диссимиляции _________________ процессу ассимиляции 5) при фотосинтезе ________________ световая энергия УРОК 9 Биологические процессы часть 2 Круговорот веществ и экология С циркулировать биосфера Л жизнедеятельность природопользование О взаимоотношения рациональное В особь( особи) загрязнение А популяция ресурсы Р экосистема возобновляемый Ь загрязнение охрана сказываться предсказывать уничтожение редкий Задание 1: прочитайте текст «Круговорот веществ в природе» Растительные и животные организмы тесно связаны между собой и с окружающей средой. В состав растительных и животных клеток входят одни и те же химические элементы. Из этих элементов в клетке постоянно синтезируются различные органические соединения: белки, жиры, углеводы, витамины и др. Вещества, которые синтезируются автотрофными организмами, необходимы для жизнедеятельности гетеротрофных организмов В процессе жизнедеятельности животных из их организмов выделяются вещества — продукты выделения, которые используются бактериями. Бактерии разлагают сложные вещества на простые и создают этим условия для питания растений. Таким образом, химические элементы в форме различных соединений непрерывно циркулируют между организмом и окружающей средой. Они проходят сложный путь, который назван круговоротом веществ в природе. Вопросы к тексту:
Запомните ! Биосфера – это область жизнедеятельности всех растительных и животных организмов. Экосистема – это биологическая система взаимодействующих живых и неживых компонентов определенных участков биосферы. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Задание 2: измените форму слов в скобках
Задание 3: прочитайте текст «Экология и охрана окружающей среды» Название «экология» образовано от греческих слов «ойкос»— дом, убежище и «логос» — учение. Экология объединяет систему биологических наук. Она исследует взаимоотношения организмов (особей, популяций) со средой, выявляет закономерности эволюции экосистем. Существует экология растений и экология животных. Общая экология изучает продуктивность экосистем, круговорот веществ, поток энергии и цепи питания в экосистемах. Экология позволяет предсказывать последствия нарушения природного равновесия и является научной основой рациональ-ного природопользования. Круг проблем экологии – это охрана живого мира и окружающей среды, борьба с загрязнением воды, воздуха, с сокращением плодородной почвы, уничтожением редких животных. Биосфера Земли - единственная среда обитания человека, но его деятельность оказывает ощутимое негативное влияние на природу, так как человек использует невозобновляемые природные ресурсы, обедняет естественную среду обитания. Отходы промышленности концентрируются в окружающей среде. Происходит химическое, радиационное, тепловое и акустическое загрязнение воды и воздуха, приводящее к разрушению природных сообществ. Из-за этого исчезают многие виды животных и растений. Поэтому, охрана природы - одна из главных проблем современности. Вопросы к тексту:
Задание 3: подготовьте рефераты на темы
СЛОВАРЬ УРОК 1
УРОК 2
УРОК 3
УРОК 4
УРОК 5
УРОК 6
УРОК 7
УРОК 8
УРОК 9
|