Методические рекомендации и упражнения для лекторов icon

Методические рекомендации и упражнения для лекторов





НазваниеМетодические рекомендации и упражнения для лекторов
страница1/4
Дата конвертации24.04.2013
Размер0.88 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


Игорь Родченко

обучение и консультации

www.rodchenko.ru (812) 575 5656





С.Т. Никольская

ТЕХНИКА РЕЧИ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛЕКТОРОВ)

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЗНАНИЕ» Москва 1978


В работе лекторов, пропагандистов, агитаторов важ­нейшим средством воздействия на слушателей является живое слово. В связи с этим постоянно растут требова­ния к качеству устной речи как со стороны содержания, так и со стороны формы, которая во многом определя­ется техникой речи. От хорошо поставленного голоса, от ясной и правильной речи в значительной мере зависит успех передачи содержания, направленного не только к разуму, но и к чувствам слушателей. Вот почему овла­дение искусством речи для многих категорий работни­ков становится жизненной необходимостью. Но «всяко­му искусству предшествует техническое мастерство», — говорил Гёте. Поэтому для каждого профессионала речи речевая техника является первой ступенью в овладении подлинным искусством публичного выступления, ибо не­возможно передать всю глубину содержания, эмоцио­нальное и эстетическое богатство речи, если голос мо­нотонен, не развит, а произношение невнятное и орфо­эпически неправильное.

Основываясь на современных данных в области пси­хологии, физиологии, анатомии, педагогики, лингвисти­ки, С. Т. Никольская в популярной форме предлагает комплекс тренировочных упражнений для развития ре-чевого дыхания и голоса, дикции и правильного произ­ношения. Курс техники речи в течение ряда лет препо­дается ею в Институте повышения квалификации пре­подавателей общественных наук при Московском госу­дарственном университете им. М. В. Ломоносова.

Работа очень своевременна и с интересом будет вос­принята каждым, кто имеет дело со звучащим словом.

Действительный член АПН СССР,

доктор филологических наук, профессор

Н. М. Ш а н с к и й


Введение

Лекционная пропаганда является одной из самых массовых и оперативных форм идеологической деятель­ности партии. «Сила нашего строя, — говорил на XXV съезде КПСС Л. И. Брежнев, — в сознательности масс. И партия считает своей постоянной заботой воспитание коммунистической сознательности, готовности, воли и умения строить коммунизм» 1. Выполнению этой задачи посвящают партийные пропагандисты свои знания, уме­ния и мастерство. Чтобы выполнить свою задачу и до­нести до масс пламенное партийное слово, оратор дол­жен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, составляющих профессио­нальное мастерство лектора. Это умение подготовить речь в соответствии с законами композиции, логики и психологии; это знание аудитории, учет ее специфики для установления контакта с нею и управления ею во время выступления; это умение вести спор и отвечать на вопросы слушателей; это, наконец, хорошее владение речевой техникой.

В этой книге рассказано о технической стороне зву­чащей речи — о постановке дыхания, голоса, выработке хорошей дикции и правильного произношения, а также об интонационно-выразительных средствах грамматики. Практическое овладение техникой речи дает возмож­ность лектору выражать свои мысли правильным и яс­ным языком, гибким и звучным голосом, способным при­влечь внимание слушателей, воздействовать не только на их сознание, но и на чувства, воображение, волю. Такая речь — уже искусство. Чтобы овладеть им, необ­ходимо настойчиво, шаг за шагом осваивать речевое мастерство. Однако не так уж редки случаи, когда лек­торы, особенно начинающие, не могут в достаточной

мере передать свои знания слушателям только потому, что не обучены искусству, КАК говорить. ЧТО гово­рить, оратору подскажет всестороннее знание предмета и запросов аудитории, владение марксистско-ленинской методологией. А вот как говорить, этому учит искусство речи.

Несмотря на то, что в лекционной работе все шире применяются технические средства (кино, диапроекция, звуковоспроизводящая аппаратура) и разнообразные виды наглядности (графики, диапозитивы, макеты и т. п.), живое слово остается главным оружием, глав­ной действующей силой и важнейшим элементом всей нашей системы пропаганды и образования. Отсюда осо­бое внимание к звучанию слова, к его произношению, внимание к дикции, ибо четкая, ясная, правильная речь, когда каждое слово выражает чувства, волю, а звучный и гибкий голос передает все оттенки мысли, совершенно необходимы для лектора, преподавателя, для каждого, кто говорит публично. Речь вялая, монотонная затума­нивает содержание лекции и не воспринимается слуша­телями. М. И. Калинин говорил: «Ошибочно думать, что самое главное — это чтобы лектор сумел преподать суть вопроса и не обращал внимания на форму препо­давания. Я могу вам говорить самые умные речи, но если они будут скучно изложены, то вы их не восприме­те» 2.

Не менее важен и вопрос о научной организации труда лекторов для предупреждения и устранения про­фессиональных заболеваний. Не так уж редки случаи, когда после нескольких лет напряженного и неумелого пользования голос становится бесцветным, хриплым и потому хуже воспринимается слушателями, быстро утом­ляя их и зачастую даже раздражая и настраивая против говорящего и его речи. В связи с этим встает вопрос о введении для лекторов и других работников речевых профессий специального курса техники речи с привлече­нием фониатров, ларингологов, преподавателей по тех­нике речи.

Огромное значение слову как орудию мысли и поз­нания придавалось еще в античной риторике. Демокрит говорил о звукослуховом восприятии речи как факторе познания действительности. В древнегреческом красно-

речии говорить короткими фразами считалось так же нежелательно, как и длинными периодами. Стиль дол­жен соответствовать предмету разговора. Если речь многословна или слишком сжата, если она высокопар­на или, наоборот, стиль ее слишком низок, то она не достигнет цели и не будет воспринята слушателями. Первый труд по теории красноречия «Риторика» был написан Аристотелем около 330 года до н. э.

Становление теории русского ораторского искусства связано с именем М. В. Ломоносова. Его «Краткое ру-ководство к красноречию» (1748 г.) написано прекрас­ным языком, просто, ясно и предельно лаконично. Не­мало внимания вопросам красноречия уделяли русские писатели, считая его неотъемлемой частью национальной культуры. Н. В. Гоголь, будучи сам прекрасным лекто­ром, требовал от преподавателя высшей школы четкой композиции, словесной наглядности и увлекательности речи. Он писал: «Нельзя вообразить, не испытавши, какое вредное влияние происходит от того, если слог профессора вял, сух и не имеет той живости, которая не дает мыслям ни на минуту рассыпаться. Тогда не спа­сет его самая ученость — его не будут слушать»3.

А в 1893 году А. П. Чехов в статье «Хорошая но­вость» писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию сле­довало бы считать неизбежным»4.

В. И. Ленин, сам выдающийся оратор, постоянно на­поминал, что для того, чтобы идея стала реальной силой и овладела массами, нужна умелая агитация и пропа­ганда. При содействии народного комиссара просвеще­ния А. В. Луначарского почти одновременно в Москве и Петрограде были созданы первые Институты Живого слова. Московский вуз, вначале называвшийся Государ­ственным институтом декламации (ГИД), впоследствии развернулся в Государственный институт слова (ГИС) с четырьмя факультетами: декламационным, художест­венного рассказывания, ораторским и литературно-творческим.

На открытии Института Живого слова в Петрограде в 1918 году А. В. Луначарский сказал: «Социализм не может не позаботиться о том, чтобы рядом с физиче­ским, умственным, этическим и эстетическим воспита­нием человека не была забыта такая важная и касаю­щаяся всех четырех граней жизни задача, как задача развития речи...»5. 1919/20 учебный год института на­чался с изучения проблем живого слова на общем отде­лении и специальных: ораторского, театрального, сло­весного, педагогического. В 1924 году на базе этого института были открыты Государственные курсы техни­ки речи, а в 1930 году — организован Ленинградский институт агитации им. В. Володарского.

Даже в годы Великой Отечественной войны Народ­ный комиссариат обороны организовывал сборы фрон­товых агитаторов, где читались лекции по ряду дисци­плин, связанных с культурой речи. Звучащее слово было тоже оружием в борьбе с фашизмом.

В настоящее время в стране выросла огромная армия пропагандистов, лекторов, агитаторов и политинформа­торов. Это ученые, специалисты народного хозяйства, передовики и новаторы производства, работники просве­щения и здравоохранения, деятели культуры и искусст­ва. Выступая перед трудящимися, они разъясняют мате­риалы XXV съезда КПСС, разработанные партией зада­чи ленинской внутренней и внешней политики, мобили­зуют советских людей на их выполнение. «Большие за­дачи, стоящие перед обществом «Знание», — говорится в приветствии ЦК КПСС VII съезду Всесоюзного Обще­ства, — требуют неуклонного повышения идейно-теоре­тического уровня, совершенствования организации, улучшения форм и методов лекционной пропаганды. Лекторы-общественники должны настойчиво овладевать ленинским искусством политического просвещения и убеждения масс. Необходимо, чтобы каждое выступле­ние в аудитории, на страницах печати, по радио и теле­видению звучало ярко и доказательно, отличалось пар­тийной принципиальностью, высоким профессиональным мастерством»6.

В постановлениях ЦК КПСС «О работе по подбору и воспитанию идеологических кадров в партийной орга­низации Белоруссии», «О мерах по улучшению подготов-

ки и переподготовки журналистских кадров», «О повы­шении роли устной политической агитации в выполнении решений XXV съезда КПСС», «Об осуществлении Ор-ским горкомом КПСС комплексного решения вопросов идейно-воспитательной работы» широко поставлен воп­рос о цельной системе работы с идеологическими кад­рами, о повышении их идейной зрелости и мастерства. Наша партия всегда придавала и придает важное зна­чение этой области своей деятельности. Во всех этих документах отмечается, что устная пропаганда, осно­ванная на живом общении с людьми, дает возможность на конкретных, понятных людям фактах, показать ус­пехи в коммунистическом строительстве, в деле комму­нистического воспитания молодежи, доходить с партий­ным словом до каждого человека. Но, как справедливо заметил М. И. Калинин, «самое трудное в агитацион­ной работе — научиться говорить как следует»7. Гово­рить так, чтобы мысли выступающего, глубокие по со­держанию, были воплощены в ясную, совершенную язы­ковую форму.

Сейчас в стране работает более 600 школ молодого лектора, созданы пропагандистские факультеты в уни­верситетах марксизма-ленинизма, в ряде высших учеб­ных заведений читаются факультативные курсы по ора­торскому мастерству, в партийных школах введены 20-часовые программы красноречия. Ставится на научную основу и теория массовой коммуникации. Учеными раз­рабатываются научные основы культуры публичной ре­чи, научные основы ораторского искусства.

Общая характеристика разделов техники речи

Обучение технике речи является первым и необходи­мым этапом в овладении искусством звучащего слова. Любая публичная речь прежде всего должна быть до­статочно слышимой, а это зависит от хорошо поставлен­ного голоса и умения пользоваться им в различных ус­ловиях выступления. Умение же владеть голосом, в свою очередь, тесно связано с развитием фонационного (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зави-сит и от ясности, отчетливости произношения — дикции ИI, наконец, публичная речь должна быть достаточно правильной, то есть, соответствовать орфоэпическим нор­мам произношения, а именно, нормам русского литера­турного языка. Только наличие этих условий дает воз­можность оратору передать все эстетическое и эмоцио­нальное богатство своей речи.

Таким образом, техника речи как практическая дис­циплина включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.

Как подготовительный этап при обучении технике речи вводятся:

гигиенический и вибрационный массажи;

упражнения на мышечное расслабление и овладение элементами аутогенной тренировки — «позой» и «мас­кой» релаксации (расслабления).

При обучении технике речи тренировочные упраж­нения на развитие речевого дыхания, голоса, дикции и орфоэпии должны проводиться одновременно. Почему? Потому что дыхание, артикуляция и голосообразова-ние — это единые взаимосвязанные и взаимообуслов­ленные физиологические процессы. Координированная (комплексная) работа этих трех систем под управлени­ем коры головного мозга обеспечивает нормальную функцию голосообразования. При этом главным услов­ным раздражителем является смысловое значение слова.

Рассмотрим в общих чертах основные разделы техни­ки речи.

Дыхание. Звучный, гибкий, красивый голос — это прежде всего правильно поставленное дыхание. Значит, дыхание нужно ставить? Да, это так.

С одной стороны, дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию га­зообмена в человеческом организме. Но, с другой сто­роны, дыхание процесс управляемый, когда оно непо­средственно связано с произнесением речи. Такое дыха­ние называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки.

Современный человек зачастую утратил ритм есте­ственного дыхания, которым в совершенстве владели наши предки. Их простой образ жизни на свежем возду­хе, охота, рыбная ловля, земледелие, длительная ходь­ба, рубка леса и т. п. обеспечивали естественные упраж­нения для мышц, участвующих в дыхательном процессе.

В век научно-технического прогресса, механизации, автоматизации труда и быта человек часто не получает достаточного количества естественных упражнений для дыхательных мышц, что ведет к ослаблению функций некоторых органов, а в результате — поверхностное дыхание. Кроме того, напряженный умственный труд вынуждает ученых, научных работников, учащихся мно­го часов подряд находиться в закрытых, душных поме­щениях, сидя за столом, что плохо сказывается на фи­зическом развитии (узкие плечи, сутулость, впалая грудь), приводит к нарушению дыхательного процесса и, как следствие последнего, — к болезням верхних ды­хательных путей, легких, к бронхиальной астме, атеро­склерозу и т. п.

Итак, социальные факторы вызвали биологические изменения в организме человека. Физиология не успева­ет приспосабливаться к изменениям окружающей среды, и поэтому мы должны искусственно помочь себе, тем более, что дыхание — одна из главных функций орга­низма, важнейшее условие жизни. Поскольку же дыха­ние связано также и с голосообразованием и формиро­ванием речи, то овладение правильным дыханием необ­ходимо для каждого преподавателя, лектора, чья рабо­та связана с большой нагрузкой на речевой аппарат, тем более в условиях монологической речи.

В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах дыхания.

Верхнее дыхание, когда вдох и выдох совер­шаются за счет сокращения мышц, поднимающих и опу­скающих плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое поверхностное дыхание, при нем активно рабо­тают только верхушки легких.

Грудное дыхание. В этом случае процесс дыха­ния совершается за счет изменения поперечного объема грудной клетки вследствие сокращения межреберных мышц. При этом диафрагма — главная дыхательная мышца — малоподвижна, поэтому выдох получается недостаточно энергичным.

Диафрагмальное дыхание, когда процесс дыхания совершается за счет изменения продольного объема грудной клетки вследствие сокращения диаф­рагмы (при этом наблюдается сокращение межребер­ных дыхательных мышц, но очень незначительное).

Обычно мы используем все три типа дыхания, но у разных людей преобладает какой-то определенный тип. Гак, женское дыхание в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины дышат преи­мущественно с помощью диафрагмы.

Диафрагма л ь н о - р еберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки в продольном и поперечном направле­ниях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

Рассмотрим механизм диафрагмально-реберного ды­хания. Вдох и выдох осуществляются за счет дыхатель­ной мускулатуры, ибо сами легкие — орган пассивный. Правое и левое легкие имеют конусовидную форму, своей широкой частью обращены вниз и опираются на диафрагму. Бока легких примыкают к стенкам грудной клетки, которая может расширяться и сжиматься. Это изменение объема грудной клетки, а с ней и легких до­стигается работой дыхательных мышц: диафрагмы, меж­реберных, брюшных мышц, а также гладкой мускулату­ры бронхов.

Каждое легкое состоит из огромного количества кро­шечных пузырьков-альвеол и сети трубообразных дыха­тельных путей — бронхиолей и бронхов. Легкие покры­ты тонкой эластичной оболочкой — плеврой. Легочные пузырьки пронизаны капиллярными кровеносными сосу­дами, в альвеолах легких осуществляется жизненно важный процесс газообмена.

Ребра прикреплены сзади к позвонкам спинного хребта, а спереди — к грудной кости; нижние ребра более короткие, они не доходят до грудной кости, а по­следовательно прикрепляются хрящами — каждое к расположенному выше него. Такое закрепление обеспе­чивает их подвижность. Ребра связаны между собой межреберными мышцами, благодаря сокращению кото­рых изменяется поперечный объем грудной клетки и происходит газообмен в средней части легких. Сокра­щение диафрагмы содействует заполнению воздухом главным образом нижней, наиболее емкой части легких.

Диафрагма — сильная куполообразная эластичная мышца, которая своей выпуклой стороной обращена к грудной клетке и отделяет ее от полости живота. Эта

внушительная по площади мышца при форсированном (ускоренном) дыхании или дыхательных упражнениях «опускается как совершенный нагнетательный насос, сжимая печень, селезенку, кишки, желудок... Диафраг­ма опорожняет венозную систему живота и проталки­вает кровь вперед к грудной клетке. Это второе ве­нозное сердце»8. Таким образом, движение диаф­рагмы осуществляет естественный массаж всех органов живота. Во время вдоха (рис. 1) под влиянием импуль­сов из центральной нервной системы диафрагма, сокраща­ясь, опускается, увеличивая тем самым продольный объем грудной клетки, а вследствие сокращения межреберных ды­хательных мышц одновремен­но увеличивается поперечный объем грудной клетки, и в ре­зультате общий объем груд­ной клетки увеличивается, а давление в ней падает. Атмос­ферный воздух устремляется в легкие, расправляя их по­добно кузнечным мехам. Сок­ращение брюшных мышц спо­собствует удержанию диафрагмы в напряженном со­стоянии, при этом подтягиваются нижние стенки живо­та. Так происходит вдох.

Во время выдоха, под влиянием импульсов из голов­ного мозга диафрагма, расслабляясь, поднимается, вда­ваясь в грудную полость, продольный объем которой уменьшается, а ребра опускаются, тем самым уменьшая поперечный объем грудной клетки. Таким образом об­щий объем грудной клетки уменьшается, давление в ней увеличивается, и избыток воздуха выходит наружу. В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность физиологического дыха­ния — вдох, выдох, пауза.

Для речи, особенно монологической, обычного физи-

ологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного ды­хательного запаса, экономного расходования его и свое­временного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладе­ния речевым дыханием участвуют воля и сознание, на­правленные на выполнение нужного дыхательного зада­ния. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непро­извольным и организованным.

Напомним, что дышать надо обязательно через нос. Привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щито­видной железы, миндалин (гланд), всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует лег­кие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носо­глоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных уп­ражнений. Роль правильного носового дыхания и дыха­тельной гимнастики в жизни человека огромна. Дыха­тельная гимнастика успешно применяется как действен­ный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхи­альной астмы, неврозов. Здоровые люди могут исполь­зовать дыхательную гимнастику для профилактики мно­гих заболеваний.

Во время публичного выступления носовым дыха­нием мы можем пользоваться только перед началом речи или на больших паузах. На малых же паузах до­бор воздуха делается ртом, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через длинный узкий носовой про­ход невозможно. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и после­довательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем — длинный звуковой выдох.

Звуки речи образуются при выдохе. Поток выдыха­емого воздуха через трахею (дыхательное горло) попа­дает из легких в гортань и оттуда в ротовую полость, проходя при этом через голосовые связки, расположен­ные поперек гортани и разделенные между собой голо­совой щелью. Голосовые мышцы под влиянием импуль-

сов головного мозга приводят в движение голосовые связки, которые колеблют проходящий через них воз­душный поток и создают звуковые колебания. Артику­ляционные мышцы под действием импульсов из головного мозга сокращаются, и звуковые колебания превращают­ся в звуки речи.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его ор­ганизация имеет первостепенное значение для постанов­ки речевого дыхания и голоса, для их развития и совер­шенствования. Поэтому конечной целью тренировки ре­чевого диафрагмально-реберного дыхания является тре­нировка длинного выдоха (а вовсе не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во вре­мя речи. Для этого необходимо приучить мышцы, уча­ствующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не рас­слабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслаб­ление их должно происходить постепенно, по мере на­добности, подчиняясь нашей воле. Для выработки тако­го типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.

Голос. Нередко можно слышать жалобы педагогов, лекторов на голос, который их «подводит» — появляют­ся сип, хрипота, начинает першить в горле, голос «са­дится» к концу выступления. Исправить положение мо­жет совершенствование речевой техники. Правда, встре­чаются голоса, поставленные самой природой, но такие случаи крайне редки. И все-таки можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, подвижным, гибким, звучным и иметь широ­кий диапазон. Для этого его надо «воспитать», «поста­вить», то есть развить и укрепить.

Итак, как же воспитать и поставить голос?

Физическая основа звучности голоса — правильно поставленное дыхание. Неправильное дыхание порож­дает недостаточную звучность, которая в свою очередь изменяет звуковую окраску голоса. Воспитать и поста­вить голос — это значит: а) натренировать навык пра­вильного диафрагмально-реберного дыхания; б) на­учиться пользоваться резонаторами (усилителями зву­ка). Как это сделать, будет показано на материале голо­совых упражнений.

Дикция. Ясная, четкая дикция — первое и обяза­тельное условие хорошей речи. Небрежность в произне­сении делает речь невнятной и неразборчивой. Это вы­ражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных. Речь часто бывает неразборчива вследствие скорого­ворки, когда слова как бы «наскакивают» друг на дру­га. Говорить надо плавно, приучиться хорошо откры­вать рот, так как хорошо открываемый рот является важным условием для формирования звука и его «посы­ла». Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную арти­куляцию всех звуков речи, помогает выразительности слова.

Основой ясного и точного произнесения каждого звука, то есть основой дикции является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Учебно-тренировочные упражнения дают воз­можность развить и сохранить их эластичность и подвижность.

В тренировку дикции входит артикуляционная гим­настика:

а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укреп­ляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;

б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука.

Орфоэпия. Это раздел, где изучаются правила и за­коны правильного произношения в отличие от орфогра­фии — науки о правильном написании. Слово орфоэпия происходит от греческих слов orthos — прямой, правиль­ный и epos — речь, и означает «правильная речь». Всем очевидно, к чему привел бы разнобой и неграмотность в написании. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. От­клонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произно­симого и мешают пониманию его. Поэтому обучение русскому литературному произношению так же важно, как и обучение правописанию и грамматике. В настоя­щее время, когда устная речь стала средством широкого

общения на съездах, конференциях и совещаниях, в те-атре и кино, на радио и телевидении, она должна быть безукоризненной в языковом и произносительном оформ­лении.

Произносительные нормы современного русского языка сложились в первой половине XVII века, одно­временно со становлением русского национального язы­ка. Москва — политический и культурный центр Русско­го государства, выработала на основе севернорусских говоров и южных диалектов свое московское произно­шение. Эта речь стала нормой русского литературного языка. Московская речь передавалась в другие культур­ные центры и усваивалась там на почве местных диалек­тов. В начале XVIII века, когда столицей Русского госу­дарства стал Петербург, он постепенно выработал свой говор, получивший название «побуквенного». Как писа­лось, так и говорилось. Но это произношение имело рас­пространение в основном в кругу высшего петербургско­го чиновничества и дальше не пошло. Таким образом, литературной нормой языка продолжало считаться мос­ковское произношение.

В настоящее время огромная роль в сохранении об­разцового литературного произношения принадлежит Московскому Художественному академическому театру им. М. Горького и Малому академическому театру.

Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударение; нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний; интонационно-мелодический строй речи.

Часто у нас возникает вопрос, где поставить ударе­ние, на каком слоге? У французов, например, ударение всегда ставится на последнем слоге в слове. В русском языке ударение не только разноместно, то есть может падать на любой слог, но и подвижно и при изменении грамматической формы одного и того же слова ударе­ние меняет место. Например, в словах «гОрод», «гОро-ду», но «городАм», «городА» или «прИнял», «прИмешь», «прИмут», но «принялА», «примУ».

Иногда мы слышим «звОнит», вместо «звонИт». Пра­вильно говорить «алфавИт», «договОр», «приговОр», «квартАл», «институт иностранных языкОв», «каталОг», «некролОг», но «филОлог» и т. д.

Если возникает сомнение, где поставить ударение в слове, следует обратиться к словарям: Русское литера­турное произношение и ударение. Под ред. Р. И. Аване-

сова и С. И. Ожегова; С. И. Ожегов. Словарь русского языка; Словарь ударений для работников радио и теле­видения. Под. ред. Д. Э. Розенталя.

Люди из разных областей нашей страны часто гово­рят на местных диалектах и говорах. Существуют «ока­ющие» и «акающие» говоры. В Москве, Московской об­ласти и центральных областях страны «акают» умерен­но. Вот это умеренное «аканье» и стало нормой литера­турного произношения, признаком культуры речи.

В орфоэпии существует закон редукции (ослабление артикуляции) гласных, по которому гласные звуки про­износятся без изменения лишь под ударением, а в без­ударном положении редуцируются, то есть подвергаются

ъ а ослабленной артикуляции. Например, молоко. Из трех гласных этого слова только [О], стоящее под ударением, произносится без изменения. Звук [О], стоящий ближе к ударному звуку, редуцируется — это нечто среднее меж­ду [А] и [О], обозначим его [а] — маленькое. И, наконец, звук [О], стоящий на втором месте от ударного [О], сов­сем почти не произносится, как бы «съедается», обоз­начим такой звук [ъ].

Если в слове есть гласные, стоящие на 3-м и 4-м месте от ударного, то они также редуцируются до [ъ].


Например, во[ъ]ро[ъ]тничок.


Все звуки, стоящие за ударным, редуцируются до [ъ].


Например, хо[ъ]хо[а]тушка[ъ].


Если безударный звук [О] стоит в начале слова, то он произносится всегда, как [А].


Например, о[а]кно, о[а]на, о[а]шибка[ъ], о[а]лень.


В орфоэпии существует правило, по которому звон­кие согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3 в конце слова звучат как парные им глухие П, Ф, К, Т, Ш, С. Например: лоб — ло[п], кровь — кро[ф'], глаз — гла[с], лёд — лё[т], испуг — испу[к]. (Знак ' обозначает мягкость согласно­го).

В орфоэпии сочетания ЗЖ и ЖЖ, находящиеся внут­ри корня слова, произносятся как долгий (двойной) мягкий звук [Ж]. Например: уезжаю — уежьжьяю, при­езжаю — приежьжьяю, позже — пожьже, вожжи — вожьжи, дребезжит — дребежьжит. Слово «дождь» произносится с долгим мягким [Ш] (ШЬШЬ) или с дол гим мягким [Ж] (ЖЬЖЬ) перед сочетанием ЖД: дошьшь, дожьжя, дожьжичек, дожьжит, дожьжём, дожьжевик.

Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как долгий мягкий звук [Щ']: счастье — щястье, счет — щёт, заказчик — закащик.

В некоторых сочетаниях нескольких согласных один из них выпадает: здравствуйте — здраствуйте, сердце — серце, солнце — сонце.

Звуки [Т] и [Д] смягчаются перед мягким [В] только в некоторых словах. Например: дверь — дьверь, две — дьве, двенадцать — дьвенадцать, движение — дьвиже-ние, четверг — четьверг, твердый — тьвердый, ветви — ветьви, но двойка, двор, подвода.

В словах «если», «возле», «после», «разве» звуки [С] и [З] смягчаются и произносятся: «есьли», «возьле», «посьле», «разьве».

В словах обыкновенный, величественный, особеН-Нын и других произносятся два «Н».

Возвратная частица СЯ в глаголах произносится твердо — СА: умывалса, боялса, одевалса. Сочетание звуков СТ перед мягким звуком [В] произносится мягко: естественный — есьтественный, величественный — вели-чесьтьвенный.

Правил в орфоэпии существует очень много и для их усвоения следует обращаться к соответствующей лите­ратуре.

Подготовительный этап при обучении технике речи, как мы уже говорили, включает в себя самомассажи и упражнения на мышечное расслабление.

Иногда мы замечаем, что лицо лектора напряжено, он хмурит брови, лоб, нос, вдруг появляется неуместная улыбка, одна бровь поднимается выше другой. Все это мышечные «зажимы». Такое напряженное состояние лица отвлекает оратора от основной мысли, отнимает физические и психические силы, что непосредственно сказывается на качестве выступления.

Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемые самомассажи. Здесь мы познакомимся с двумя их видами: гигиениче­ским и вибрационным.

Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную

роль: он снимает напряженность и скованность лицевых, мимических мышц речевого аппарата, мышц рук, шеи и усиливает тонус этих мышц, если они вялые и слабые.

Вибрационный массаж делается энергичным посту­киванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покро­ва. Самомассаж вызывает умеренное расширение пери­ферических кровеносных сосудов и оказывает благот­ворное влияние на нервную и другие системы организ­ма. Вибрационный массаж — это еще и своего рода на­стройка голоса. Как музыкант настраивает перед вы­ступлением инструмент, как балерина, гимнаст перед выступлением делают разминку, как певец настраивает, распеваясь, свой голос, так и чтецу, лектору, оратору необходимо настроить свой «инструмент». Во время проведения вибрационного массажа включаются верх­няя (черепная коробка, полость носа и рта) и нижняя (грудная полость) системы резонаторов, которые усили­вают и обогащают звучание голоса.

И, наконец, упражнения на мышечное и эмоциональ­ное расслабление — элемен­ты аутогенной тренировки.

Можно заметить, что ли­цо, ротовое отверстие и кисть руки занимают непро­порционально много места в кортикальном представи­тельстве тела, а туловище, бедро и нога гораздо мень­ше. Можно сказать, что ре­чевая деятельность определяется деятельностью большей части коры больших полушарий головного мозга. Лицо, мускулатура ротового отверстия и кисти рук шлют в мозг наибольшее количество сигналов о своем состоянии. Чем больше сигналов, тем больше возбуждается мозг, и, наоборот, чем возбужденнее мозг, тем больше импульсов шлет он на периферию.

Вот почему упражнения в релаксации (расслабле­нии) совершенно необходимы для людей, чья работа постоянно связана с разговорной речью, следовательно, с большим напряжением мимических, жевательных, ре­чевых мышц, а также с напряжением мышц кистей рук, с большим эмоциональным и умственным напряжением.

Метод аутогенной тренировки дает возможность че­ловеку управлять своим психическим и физическим ап­паратом. Аутотренинг — это набор различных приемов психической саморегуляции человеческого организма. Из всей системы аутотренинга возьмем для нашей работы два простейших элемента — «позу» и «маску» релакса­ции, с помощью которых будем снимать напряжение или «зажимы» в теле и на лице. Практика показала эффек­тивность метода аутогенной тренировки в качестве ак­тивного метода психопрофилактики и психогигиены. В настоящее время его используют в ряде профессий, свя­занных с часто повторяющимися стрессовыми ситуация­ми: в авиационной и космической областях, при подго­товке спортсменов, при обучении актерскому мастерст­ву и т. д.

Итак, нами даны общие понятия об основах искусст­ва речи и, в частности, техники устной речи. В дальней­шем материал будет излагаться в виде практических занятий по овладению речевой техникой.

Несколько советов к практическим урокам.

Всем, кто начинает самостоятельно заниматься тех­никой речи, для успешной работы необходимо помнить, что:

1. Все занятия надо обязательно начинать с пол­ного мышечного расслабления — это необ­ходимое условие для работы над голосом и речью.

2. Соблюдать при работе принцип последова­тельности. Начинать надо с простейшего и перехо­дить к более сложному, медленно, без усилий и утомительного напряжения. Если же вы будете рассчитывать на быстрый результат, то не сможете добиться никаких
результатов. Поэтому:

а) заниматься надо каждый день по 20 минут (10 мин на дыхание и голосовые упражнения, 10 мин на «дикционную зарядку»);

б) каждое практическое занятие проходить в одну или две недели; только после усвоения одного занятия переходить к следующему;

в) каждое упражнение повторять 4—5 раз.

г) при выполнении упражнений обязательно поставьте к ним з а д а ч и: похвалить, оправдать, угово­рить, осудить и т. п.

Соблюдение принципа последовательности не только принесет успехи в работе, но воспитает и закалит волю, дисциплинирует, укрепит нервную систему.

  1. Постоянство и систематичность — необходимое условие в работе над техникой речи. Ра­зумная и упорная последовательность поможет достиг­нуть хороших результатов. Не пугайтесь и не отчаивай­тесь при первых неудачах, снова и снова повторяйте упражнения, но делайте это обязательно осмысленно, а не механически, «все ваши действия должны сперва пройти через голову». Когда делаете упражнение, ду­майте только о том, что делаете. Помните, что вы рабо­таете произвольным, сознательным методом, на высшей ступени развития человеческой психики, на ступени со­знательного регулирования речевой деятельности и по­ведения. Это путь самосовершенствования и воспитания личности.

  2. Соблюдайте правила гигиены и профи­лактики голоса и всей повседневной жизни. (О ги­гиене и профилактике см. с. 69).

  3. Приобретенные навыки речевого дыхания и дик­ции не применяйте в профессиональной речи до тех пор, пока не пройден весь курс обучения и эти навыки не стали непроизвольными.

6. Постоянно контролируйте с в о ю речь в повседневной жизни.

7. Прежде чем приступить к практическим занятиям, прочитайте эту книгу внимательно до конца, разбери­тесь в структуре занятий и методических
указаниях, если понадобится, то прочитайте ее еще раз, только после этого Вы можете осваивать трениро­вочные упражнения.

Практические занятия

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации и упражнения для лекторов iconМетодические рекомендации Москва, 2009 Содержание Оценка риска для здоровья населения, обусловленного авиационным шумом. Методические рекомендации: Стр. Область применения и общие положения

Методические рекомендации и упражнения для лекторов iconМетодические рекомендации для выполнения курсовых и дипломных работ Для студентов специальности 1-25 01 08

Методические рекомендации и упражнения для лекторов iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета для практических занятий по патологической анатомии Атеросклероз

Методические рекомендации и упражнения для лекторов iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета для практических занятий по патологической анатомии Волгоград, 2010

Методические рекомендации и упражнения для лекторов iconМетодические рекомендации для учителей общеобразовательных школ Бийск

Методические рекомендации и упражнения для лекторов iconМетодические рекомендации для студентов педиатрического факультета благовещенск- 2006

Методические рекомендации и упражнения для лекторов iconМетодические рекомендации по разработке и составлению должностных инструкций должностей работников Университета гоувпо «удмуртский государственный университет»
Настоящие Методические рекомендации (далее – Рекомендации) разработаны с целью облегчить последующее составление должностных инструкций...

Методические рекомендации и упражнения для лекторов iconМетодические рекомендации для классных руководителей, воспитателей Понятие воспитательной системы

Методические рекомендации и упражнения для лекторов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины "скульптура и пластическая анатомия" для студентов

Методические рекомендации и упражнения для лекторов iconМетодические рекомендации для контролируемой самостоятельной работы студентов по теме: развитие и регенерация



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск