Что такое дыхательная гимнастика? Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы, вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Начальной фазой дыхания является выдох: для получения новой порции кислорода, необходимо освободить для него место в воздухоносных путях. Дыхательная пауза, следующая за выдохом, является переходной, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза обеспечивает активный газообмен и вентиляцию легких, что в свою очередь повышает работоспособность организма. Существенную роль в развитии речевого дыхания играет дыхательная гимнастика. Цель дыхательных упражнений – увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Основные правила успешного овладения дыхательной гимнастикой: 1.Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) или во время движения. 2. Дышать надо с удовольствием, т.к. положительные эмоции сами по себе имеют хороший оздоровительный эффект. 3.упражнения необходимо выполнять легко, естественно без усилий и напряжения. 4Находится в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц участвующие в дыхательном движении). 5.Следить, чтобы воздух входил и выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох были равны по силе и длительности, плавно переходили друг в друга. 6.Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате. 7.Не заниматься после еды. 8. Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений. 9. Не переутомляться, при недомогании отложить занятия. 10. Дозировать количество и темп проведения упражнений. Дыхательная гимнастика тренирует глубину, ритмичность дыхания, способствуя постановке диафрагмально-речевого дыхания, необходимого для коррекции речевых нарушений. Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике. Упр1. «Покатай карандаш» Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш. Упр.2 «Листья шелестят» Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листочков и приклеенные к «веточке». По сигналу « подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели. Упр.3 «Снежинки летят» На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу « снежинки летят». Упр.4. « Загнать мяч в ворота» 1.Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик диаметром 2-3 см., лежащий на столе перед малышом, загоняя его между кубиками или любыми другими подходящими предметами («футбольные ворота»). 2.То же. Но дуть следует резкой. Отрывистой струей. Загонять шарик на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости слегка придерживать пальцами. Упр. 5. «Ветреная мельница». Для этой игры необходима игрушка- мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихами: Ветер, ветер ты могуч Ты гоняешь стаи туч! (А.С.Пушкин) Упражнение не следует проводить сразу после еды и если малыш себя неважно чувствует. В день рекомендуется проводить только один вид упражнения. Количество повторений 2-3 раза, при этом обязательно следить за самочувствием ребенка: если возникают головокружения и слабость, прекратите упражнение. Комплекс артикуляционной гимнастики. « Веселый язычок» Жил веселый язычок, Ребенок растягивает губы в улыбке, выполняя язычком произвольные движения в быстром темпе. Запирался на крючок, Ребенок делает язычок узким, кончик поднимают вверх. Хоть один он проживал, никогда не унывал. Утром рано просыпался, за зарядку принимался. Руки вверх и руки вниз, Двигать языком вверх-вниз, то за верхние зубы, то за нижние с постепенным ускорением. А потом ты наклонись. Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние передние резцы. А затем подскоки бег – Боковые края языка прижимают к зубам. Язык широкий, как бы приклеивается к небу. Тут совсем не до утех. Узким языком выполняют горизонтальные движения, влево - вправо (изменяя темп). Утомился язычок, даже заколол бочок. Стараться сделать язычок как можно уже. Умываться он пошел , щетку в ванной он нашел. Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движения сверху вниз и наоборот. Зубы чистил, полоскал, Имитировать полоскание ротовой полости. А умылся – засверкал. Кончиком языка облизывать губы. А на завтрак язычок выпил тепленький чаек, Язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке язычка («Чашечка»). С вкусным вареньем, Передней широкой частью языка облизывает то верхнюю, то нижнюю губу. С большим наслажденьем, Улыбнуться, сомкнув зубы. Взялся язычок за дело - и работа закипела: Язык широкий, боковые края языка прижать к коренным зубам, кончиком как бы снизу вверх чистят нижние резцы. Подметал, белил и мыл- Отрабатывать подъем языка и его подвижность. Ничего он не забыл. Широким кончиком языка касаются с продвижением вперед неба. Прогуляться он пошел. Узким языком выполняют горизонтальные движения влево - вправо (изменяя темп). Много он забав нашел: С горки весело катался, Боковые края прижать к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы. На качелях покачался, Двигать языком вверх- вниз с постепенным ускорением. На лошадке поскакал, и ни разу не упал. Прижимают язык к небу и опускают вниз (Щелкать) А потом домой вернулся Поместить язык в нижнее положение, расслабляют, сжав зубы. Дверь закрыл и улыбнулся. Опустить язык вниз, зубы сжать и улыбнуться. Наш веселый язычок славно прожил свой денек: потрудился, отдохнул, Делают язык широким. Наигрался и заснул. Помещают язык в нижнее положение, расслабляют его, сжимают зубы. ( Необходимо проводить такие разминки 1 раз в день.) . Система взаимодействия родителей и детей "Особые дети - особое общение" Часто родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, учебе, затруднено общение и т.д. Как правило, такие состояния возникают у детей и подростков при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода, - детского или подросткового невроза. Большинство неврозов, которые человек приносит с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом психологического неблагополучия в детстве или подростковом периоде. Система взаимодействия родителей и детей дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю сторону общения. Каждая рекомендация основана на реализации определенного закона психологического развития ребенка. ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА - доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное. ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком - доброжелательный, приветливый в любых ситуациях. В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ:
ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ (вместо Я и ТЫ). НЕ НАДО:
ПОМНИТЕ:
СТАРАЙТЕСЬ: Не говорить с иронией или насмешкой; Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных; Не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что именно Вас рассердило или обидело в его поведении); Всегда быть с ребенком вежливым, теплым; Не торопить и не подгонять ребенка; Как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное принятие Вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это Ваш ребенок, несмотря на все проблемы; Как можно чаще подтверждать свою любовь к нему: ведь это Ваш ребенок; Не говорите ребенку, что не любите его; Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть его поступки, но не он сам). От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий. НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ВЫСКАЗАТЬ ОДОБРЕНИЕ: Молодец! Правильно! У тебя это здорово получилось! Ты сегодня хорошо потрудился! Я знала, что ты справишься! Неплохо! Отлично! Ты быстро научился! Это то, что надо! С каждым днем у тебя получается лучше! ЛЮБИТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ. НЕ ЖДИТЕ ОТ НЕГО НЕВОЗМОЖНОГО. |
![]() | Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения | ![]() | |
![]() | Поэтому стрельба стоя является самым сложным и трудным упражнением в стрелковом спорте | ![]() | |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | Чему равна сила трения, действующая на тело массой 200 г, находящееся в состоянии покоя на наклонной плоскости? | |
![]() | ![]() |