Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров
Учебно-методический комплекс дополнительной образовательной программы «Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
Направление подготовки курсов – «логопедия» Формы обучения – очная, дистанционная Кафедра педагогики и психологии образования
Махачкала 2012
Программа составлена в соответствии с требованием ФГОС и СП ОО, с учетом рекомендаций для учреждений дополнительного педагогического образования Министерства образования РФ от 22.05.2001 №22-06-709 «О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
Категория слушателей: учителя-логопеды Форма обучения: очная
Объем: 72 часа
Автор-составитель УМК: ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии образования А.К. Гаджимагомедова Авторы инвариантного (обязательного) модуля «Психолого-педагогические основы профессионально-педагогической деятельности»: П.Ш. Магомедов, канд. психол. наук, доцент, и.о. зав. кафедрой педагогики и психологии образования ДИПКПК Д.Г. Сайбулаева, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования ДИПКПК Р.М. Магомедова, канд. пед.наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования ДИПКПК А.К. Гаджимагомедова, ст. преп. кафедры педагогики и психологии образования ДИПКПК М.А. Эминова, ст. преп. кафедры педагогики и психологии образования ДИПКПК
Автор инвариантных (обязательных) модулей «Общие вопросы теории и практики логопедии», «Современные представления о механизмах нарушения речи», «Технологии коррекции организации устной и письменной речи»: А.К. Гаджимагомедова, ст. преп. кафедры педагогики и психологии образования ДИПКПК
Автор контрольных тестов: А.К. Гаджимагомедова, ст. преп. кафедры педагогики и психологии образования ДИПКПК
Рецензенты УМК: Рецензенты по модулям:
СОГЛАСОВАНО: Программа одобрена на заседании кафедры. Выписка № ______из заседания кафедры_________________________________________от « »_________2012 года. Зав. кафедрой разработчика УМК _________________ П.Ш. Магомедов Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета ДИПКПК. Выписка № _____из заседания УМС ДИПКПК от « »_________________2012 года. Председатель УМС ДИПКПК___________________________Э.Б. Сайпуева
Программа одобрена на заседании Ученого Совета ДИПКПК. Протокол № ______ заседания Ученого Совета ДИПКПК от « »____________2012 года.
Ректор ДИПКПК И.М.Мусаев
I. Пояснительная записка Изменения в области специального образования в нашей стране отражают достижения государства, ставшего на путь демократических, социально-экономических преобразований, и приоритеты нового времени, признающие право каждого ребенка на получение образования, адекватного его познавательным возможностям. Смена менталитета общества отражается в образовательной парадигме, предполагающей субъектность учащихся в образовательном процессе и обеспечение их личностного развития и социализации. Изменения в системе специального образования становятся неизбежными в связи с началом переходного периода, знаменующим глобальные изменения системы образования в странах Европы и Центральной Азии. Новые политические и экономические цели, изменения, вызванные рыночной экономикой, предопределили новые стратегические цели образования. Возникла острая необходимость в подготовке мобильного, творчески мыслящего специалиста. Изменения экономических условий и социально-политического устройства определили новые требования общества к системе образования, в том числе и специального. В настоящее время в системе специального образования наряду с дифференцированной формой, которая предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, активно развиваются формы интегрированного и инклюзивного образования. Первостепенно важным остается формирование у специалистов социальной мобильности, то есть того личностного качества, приобретаемого в процессе учебной деятельности, которое выражается в способности быстро осваивать новые реалии в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения неожиданных проблем и выполнения нестандартных задач, которые возникают в условиях образовательной интеграции. Требуют развития деятельностных способностей специалистов, позволяющие реализовать компетентностный подход в обучении детей с особенностями развития и успешно действовать в той или иной области специального образования. Данная учебная программа профессионального развития разработана для учителей-логопедов, работающих с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в массовых общеобразовательных учреждениях, реализующих интегрированное/инклюзивное образование. Программа направлена на достижение более высокого уровня квалификации для комплексного обновления профессиональных компетенций в рамках своей педагогической деятельности. Программа носит профессиональный характер и является базовой в сфере повышения квалификации учителей-логопедов.
II. Цель и задачи курса Целью курса «Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» является совершенствование подготовки логопедов по применению технологий логопедического обследования, профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста в свете современных достижений психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики. Задачи курса: актуализировать теоретические и практические знания слушателей в области дисциплин педагогического и психологического циклов и показать возможности реализации этих знаний в рамках практической деятельности; раскрыть сущность и содержание профессиональной компетенции учителей-логопедов в условиях модернизации образования; ознакомить слушателей курсов с новыми технологиями в коррекционном обучении; оптимизировать навыки дифференцированной диагностики речевых нарушений у детей; уточнить методы и приёмы логопедической работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии;
III. Содержание программы Программа включает в себя пояснительную записку, психолого-педагогический и предметно-методический блоки, состоящие из логически связанных модулей, учебно-тематического плана, конспектов лекций и практических занятий, списка рекомендуемой литературы, тестовых контрольных заданий. Модуль 1 «Психолого-педагогические основы профессионально-педагогической деятельности» (8 часов) нацелен на оказание помощи педагогам в развитии мотивации профессиональной деятельности и формировании мотивации учения детей в современной школе. В модуле 2 «Актуальные проблемы современной логопедии» (10 часов) анализируются проблемы и перспективы развития современной системы специального образования и организации помощи детям и взрослым с различными нарушениями развития. Модуль 3 «Современные представления о механизмах нарушения речи» (30 часов) призван обновить знания слушателей о структуре речевых нарушений, механизмах вторичных отклонений развития, принципах и методах проведения комплексного обследования детей с нарушениями речи, о дифференциальной диагностике речевых нарушений с учетом индивидуально-личностных и возрастных особенностей. Модуль 4 «Технологии коррекции организации устной и письменной речи» (24 часа) рассчитан на оптимизацию навыков практической работы логопеда при различных вариантах нарушения речевого развития у детей. Также в разделе рассматриваются особенности организации логопедической работы в ДОУ и школе в свете модернизации образования. Формы организации учебного процесса: лекции, презентации, практические занятия аудиторные и на базе общеобразовательных учреждений, самостоятельная работа, итоговый интегрированный зачет. В ходе практических занятий слушатели совершенствуют навыки обследования и диагностики нарушений речевого развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста, приемы коррекционной работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи, общем недоразвитии речи. Для ознакомления с логопедическим опытом предлагаются выезды в общеобразовательные учреждения. В содержание самостоятельной работы входят изучение специальной литературы, написание проектов. Самостоятельные занятия конкретизируют основные теоретические положения курса, вооружают экспериментально-психологическими методиками, формируют умения и навыки самостоятельного проведения исследования по изучению своеобразия развития детей, формируют умения анализировать и обобщать прочитанную литературу, а также навыки коррекционно-воспитательной работы с данной категорией детей. Обучение завершается итоговой аттестацией в форме интегрированного зачета, с учетом участия слушателя во всех видах работ: посещение занятий; выполнение самостоятельной работы и ее оценка; оценка участия в совместных дискуссиях, обсуждениях, групповой работе; оценка за итоговое тестирование.
IV. Планируемые результаты обучения: Процесс изучения программы направлен на совершенствование следующих компетенций логопедов в соответствии с требованиями ФГОС ОО к кадровым условиям их реализации: общекультурные компетенции: способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2); способностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3); способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; готовность к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-4); общепрофессиональная способность и готовность: способность осознавать социальную значимость своей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3); в области коррекционно-педагогической деятельности: способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода к лицам с ОВЗ (ПК-1); готовность к организации коррекционно-развивающей среды, её методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2); готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3). в области диагностико-консультативной деятельности: способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-4); способность к анализу результатов медико-психологического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-5); готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-6) способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8); В результате изучения содержания курса слушатели должны знать: нормативно-правовое обеспечение специального (коррекционного) образования и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; теоретические основы деятельности логопеда; организацию и содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития; дифференцированные методы и приемы комплексного обследования детей раннего, дошкольного и школьного возраста с нарушениями развития, в том числе речевого; современные технологии обучения и воспитания детей с нарушениями речи; принципы выбора методов и приемов коррекционно-воспитательного воздействия на развитие ребенка в зависимости от структуры дефекта; концептуальные основы, структуру и содержание Проекта специального федерального государственного стандарта общего образования; психолого-педагогические основы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования; уметь: осуществлять дифференцированное изучение индивидуальных особенностей детей с нарушениями речевого развития; осуществлять отбор содержания коррекционно-педагогической работы с детьми раннего, дошкольного, школьного возраста; составлять индивидуальные коррекционные программы обучения и воспитания детей с различными нарушениями речевого развития; оказывать методическую помощь педагогам при проведении совместной коррекционно-педагогической работы; оказывать консультативную помощь родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
V. Содержание курса V.1. Разделы курса и виды занятий V.1.1. Инвариантные (обязательные) модули Таблица 1 № п/п | Наименование раздела | Лекции | Практич. занятия | Круглый стол, НПК и др. | Всего часов | Формируемые компетенции (ОК,ПК) | Модуль 1 Психолого-педагогические основы профессионально-педагогической деятельность | 1.1 | Личность современного педагога и проблемы его профессионального развития |
|
| 2 | 2 | ОПК-1
| 1.2 | Учебно-педагогическое взаимодействие в личностно-ориентированной модели обучения |
| 2 |
| 2 | ПК-1 ПК-2 ПК-3 | 1.3 | Психолого-педагогические основы воспитания: факторы влияния и методы воздействия педагога на учащихся |
| 1 |
| 1 | ПК-1 ПК-2 ПК-3 | 1.4 | Проблемы мотивации учения, обучаемости и успеваемости в современной школе |
| 1 |
| 1 | ПК-1 ПК-2 ПК-3 | 1.5 | Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и образовательный процесс | 2 |
|
| 2 | ПК-1 | Итого по модулю № 1: | 2 | 4 | 2 | 8 |
| Модуль 2 Актуальные проблемы современной логопедии | 2.1 | Создание государственной системы ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Дифференциация, интеграция и инклюзия специального образования |
|
| 2 к/с | 2 | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОП-2 ПК-2 ПК-3 ПК-4 | 2.2 | Современные психолого-педагогические технологии профилактики речевых нарушений |
| 2 |
| 2 | ОП-3 ПК-7 ПК-8 | 2.3 | Современные технологии логопедической коррекции |
| 2 |
| 2 | ОП-3 ПК-7 | 2.4 | Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями развития |
|
| 2 к/с | 2 | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОП-2 ПК-3 ПК-8 | 2.5 | Самостоятельная работа |
| 2 |
| 2 |
| Итого по модулю № 2: |
| 6 | 4 | 10 |
| Модуль 3 Современные представления о механизмах нарушения речи | 3.1 | Этиология и классификация речевых нарушений у детей |
| 2 |
| 2 | ПК-5 ПК-6 ПК-7 | 3.2 | Варианты логопедических заключений |
| 2 |
| 2 | ПК-5 ПК-6 ПК-7 | 3.3 | Технологии логопедического обследования | 2 |
|
| 2
| ОК-1 ОП-1 ПК-4 ПК-5 ПК-6 | 3.4 | Технологии обследования когнитивных и сенсорных процессов |
| 2 |
|
2 | ОП-1 ПК-4 ПК-5 | 3.5 | Технологии собственно логопедического обследования |
| 2 |
| 2 | ОП-1 ПК-4 ПК-5 ПК-6 | 3.6 | Расстройства звукопроизносительной стороны речи | 2 |
|
| 2 | ОП-1 ПК-4 ПК-5 ПК-6 | 3.7 | Логопедическое обследование детей с ринолалией |
| 2 |
| 2 | ОП-1 ПК-4 ПК-5 ПК-6 | 3.8 | Логопедическое обследование детей с дизартрией |
| 2 |
| 2 | ОП-1 ПК-4 ПК-5 ПК-6 | 3.9 | Расстройства темпо-ритмической стороны речи | 2 | 2 |
|
4 | ОП-1 ПК-4 ПК-5 ПК-6 | 3.10 | Нарушения структурно-семантического оформления речевого высказывания | 2 | 2 |
|
4 | ОП-1 ПК-4 ПК-5 ПК-6 | 3.11 | Ранняя диагностика и профилактика нарушений письменной речи |
| 2 |
| 2 | ПК-2 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 |
| Самостоятельная работа |
| 4 |
| 4 |
|
| Итого по модулю № 3: | 8 | 22 |
| 30 |
| Модуль 4 Технологии коррекции организации устной и письменной речи | 4.1 | Коррекционные технологии при дислалии |
| 2 |
| 2 | ОП-1 ПК-1 ПК-2 ПК-7 ПК-8 | 4.2 | Коррекционные технологии при дизартрии |
| 2 |
| 2 | ОП-1 ПК-1 ПК-2 ПК-7 ПК-8 | 4.3 | Коррекционные технологии при ринолалии |
| 2 |
|
2 | ОП-1 ПК-1 ПК-2 ПК-7 ПК-8 | 4.4 | Коррекционные технологии при алалии |
| 2 |
|
2 | ОП-1 ПК-1 ПК-2 ПК-7 ПК-8 | 4.5 | Коррекционные технологии при заикании |
| 2 |
|
2 | ОП-1 ПК-1 ПК-2 ПК-7 ПК-8 | 4.6 | Организация работы логопеда в ДОУ |
| 4 |
|
4 | ОК-1 ОП-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 | 4.7 | Организация работы логопеда в школьном логопункте |
| 4 |
|
4
| ОК-1 ОП-1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-6 ПК-8 | 4.8 | Особенности логопедического воздействия при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных дефектах | 2 |
|
|
2 | ОП-1 ПК-1 ПК-2 ПК-7 ПК-8 | 4.9 | Самостоятельная работа |
| 4 |
| 4 |
| Итого по модулю № 4: | 2 | 22 |
| 24 |
| Всего: | 12 | 54 | 6 | 72 |
|
V.3. Содержание разделов модулей (по лекциям) Таблица 3
№ п/п | Тема раздела | Содержание раздела | Формируемые компетенции | Модуль 1 Психолого-педагогические основы профессионально-педагогической деятельность | 1.5 | Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и образовательный процесс | Смена ценностных ориентиров и нарушение духовного единства общества. Национальное духовное богатство как база для укрепления единства и суверенитета страны. Ключевая роль образования в духовно-нравственной консолидации российского общества. Ценности личности, формируемые в семье, трудовых, армейских и других коллективах. Концепция как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания и развития. Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. | ПК-1 | Модуль 3 Современные представления о механизмах нарушения речи | 3.3 | Технологии логопедического обследования | Этапы логопедического обследования. Ориентировочный этап: сбор анамнеза, установление контакта с ребенком. Дифференцировочный этап: изучение когнитивных процессов, обследование речедвигательной сферы, состояния слуховой функции. Основной этап: обследование всех компонентов языковой системы.
| ОК-1 ОП-1 ПК-4 ПК-5 ПК-6 | 3.6 | Расстройства звукопроизноситель-ной стороны речи | Современные представления о дислалии. Классификация дислалий (функциональная и органическая (механическая)). Акустико-фонематическая дислалия, артикуляторно-фонематическая дислалия, артикуляторно-фонетическая дислалия. Современные представления о ринолалии. Этиология и симптоматика ринолалии. Формы ринолалии: открытая (функциональная и органическая), закрытая (передняя, задняя; функциональная и органическая), смешанная. Современные представления о дизартрии. Этиология дизартрии. Классификации дизартрий (центральная и периферическая форма дизартрии; бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная (подкорковая), мозжечковая, корковая формы дизартрии). Дифференциальная диагностика (дислалия – стертая дизартрия) | ОП-1 ПК-4 ПК-5 ПК-6 | 3.9 | Расстройства темпо-ритмической стороны речи | Нарушения темпа речи: тахилалия и брадилалия. Классификация тахилалии (баттаризм, полтерн). Причины возникновения расстройств темпо-ритмического оформления фразы. Показатели плавности речи. Координация между фонацией, дыханием и артикуляцией как физиологическая основа плавности речи. Заикание. Определение, этиология, симптоматика, патогенез. Классификация заикания (невротическая, неврозоподобная, смешанная форма). Особенности раннего, в том числе речевого, развития детей с невротической и неврозоподобной формой заикания. Понятие логоневроза. Симптоматика заикания. Разновидности судорог при заикании (судороги артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата). Вегетативные и двигательные расстройства у заикающихся. Логофобия; влияние формы заикания на выраженность логофобии. Типы течения заикания. Психологические особенности личности заикающихся. | ПК-4, ПК-5, ПК-7 | 3.10 | Нарушения структурно-семантического оформления речевого высказывания | Алалия. Современные представления об алалии. Классификации алалии (моторная, сенсорная, смешанная). Причины недоразвития речи при алалии. Афазия. Этиология, симптоматика и патогенез афазии. Классификации афазии (афферентная моторная, эфферентная моторная, сенсорная, акустико-мнестическая, семантическая, динамическая). Прогноз при различных формах афазии. Дифференциальная диагностика алалии и афазии у детей. Определение понятия «общее недоразвитие речи». Уровни недоразвития речи. Осложненный и неосложненный вариант общего недоразвития речи. Соотношение классификаций нарушений речи (психолого-педагогическая и клинико-педагогическая). | ПК-4, ПК-5, ПК-7 | Модуль 4 Технологии коррекции организации устной и письменной речи | 4.1 | Особенности логопедического воздействия при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных дефектах | Особенности развития речи и логопедической работы при нарушениях слуха, зрения, интеллекта, при ДЦП и с детьми, страдающими ЗПР | ОП-1 ПК-1 ПК-2 ПК-7 ПК-8 | |