ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ по дисциплине «Анатомия и возрастная физиология»
Предмет, задачи анатомии и возрастной физиологии. Охарактеризуйте рост и развитие организма. Основные этапы развития организма. Охарактеризуйте основные подходы возрастной периодизации. Дайте определение понятия «возрастная норма». Акселерация. Теории акселерации. Охарактеризуйте организм как единое целое. Анатомо-физиологические особенности развития системы опоры и движения Анатомо-физиологические особенности развития системы кровообращения. Анатомо-физиологические особенности развития системы дыхания. Анатомо-физиологические особенности развития пищеварительной системы. Охарактеризуйте особенности обмена веществ на разных этапах онтогенеза. Анатомо-физиологические особенности развития мочевыделительной системы. Анатомо-физиологические особенности развития половой системы мальчиков. Анатомо-физиологические особенности развития половой системы девочек. Дайте определение ткани и перечислите все виды тканей организма и их основные функции. Какие органы состоят из разновидностей этих тканей. Строение кожи, функциональное значение каждого слоя кожи и кожи в целом. Придатки кожи. Значение придатков в функционировании кожи. Строение и функции кости. Какова разница в строении костей детей и взрослых. В каком возрасте заканчивается процесс окостенения трубчатых костей, костей запястья и фаланг пальцев кисти. Как по рентгеновскому снимку кисти определяется биологический возраст ребенка. Охарактеризуйте осевой скелет человека. Охарактеризуйте дополнительный скелет человека. Дайте характеристику основных типов скелета животных. Перечислите кости черепа и укажите сроки зарастания родничков. В чем различие строения детского, женского и мужского таза. Что такое малый таз, какие органы в нем расположены. Перечислите функции стопы и кости ее составляющие. Опишите методы определения плоскостопия. С какого возраста оно определяется. Перечислите функции крови и лимфы. Какие форменные элементы крови их обеспечивают, и в каких органах они образуются. Лимфотическая система. Функции лимфотических узлов, где они располагаются. В каком направлении течет лимфа по лимфатическим сосудам и как она попадает в сердце. Опишите свойства и функции кровеносных сосудов. Круги кровообращения, их функции. Дайте определение внешнего и внутреннего дыхания. Опишите механизм дыхания. Какова частота дыхания у мужчин, женщин и детей. Укажите последовательность прохождения пищи по органам пищеварительной системы. Какие железы участвуют в процессе пищеварения. Печень и поджелудочная железа, местоположение в брюшной полости, функции, роль в пищеварении. Охарактеризуйте конечные продукты расщепления питательных веществ (белки, жиры и углеводы). Принципы составления сбалансированного рациона питания. Роль витаминов в жизнедеятельности организма детей и взрослых. Кожная чувствительность. Виды рецепторов, расположенных на коже. Возрастные особенности кожи. Процесс мочеобразования в почках, объем и состав мочи в норме. Мочеиспускание и его механизм. Перечислите периоды развития вторичных половых признаков у мальчиков. Перечислите порядок появления вторичных половых признаков у девочек. Понятие о железах внутренней секреции. Гормоны. Природа гормонов, характер их действия. Особенности строения и функции гипофиза. Влияние гипофиза на функции других желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система. Строение и функции щитовидной железы. Влияние избытка или недостатка гормонов щитовидной железы на развитие организма человека. Возрастные особенности функционирования щитовидной железы. Строение и функции паращитовидных желез. Строение тимуса и возрастные изменения тимуса. Функции поджелудочной железы как железы внутренней секреции. Регуляция углеводного обмена гормонами поджелудочной железы и ее нарушения. Нейрофизиологические основы поведения. Гормоны половых желез и их влияние на развитие детей и подростков. Типы высшей деятельности человека, их особенности у детей. Надпочечники, их строение, функции и топография. Первая и вторая сигнальные системы. Развитие речи в онтогенезе. Значение нервной системы. Принцип строения нервной системы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Формирование внимания и памяти у детей и подростков. Спинной мозг, его строение и функции. Спинномозговые нервы. Сон и бодрствование. Значение сна для ребенка. Длительность сна в разные возрастные периоды. Головной мозг, принцип его строения и функционирования. Черепно-мозговые нервы. Торможение условных рефлексов. Особенности выработки условных рефлексов и их торможения у детей. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг их строение и функции. Безусловные и условные рефлексы, их классификация и биологическое значение. Промежуточный мозг, конечный мозг их строение и функции. Заслуги Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Строение коры больших полушарий мозга. Локализация функций в коре. Строение и функции слуховой сенсорной системы. Возрастные особенности слуха. Гигиена слуха. Строение вегетативной (автономной)нервной системы и ее возрастные особенности. Строение и функции зрительной сенсорной системы. Возрастные особенности зрения. Гигиена зрения. Понятие «сенсорные системы» (анализатор). Основные отделы анализатора и их значение. Понятие «рецептор» и «рецепция». Классификация и свойства рецепторов. Строение и функции обонятельной и вкусовой систем. Возрастные особенности их. Охарактеризуйте развитие речи у детей. Охарактеризуйте особенности строения гипоталамо-гипофизарно-надпочечникой системы. Раскройте основные этапы развития нервной системы в онтогенезе. Охарактеризуйте основные виды торможения в ЦНС. Охарактеризуйте возрастные особенности структур, входящих в состав заднего мозга. Охарактеризуйте черепные нервы и их строение и функции. Охарактеризуйте особенности строения и функции конечного мозга. |