Программа 1-го курса (соответствует программе 9 класса расширенного изучения биологии по теме: «Физиология животных. Человек и его здоровье») Всего по курсу icon

Программа 1-го курса (соответствует программе 9 класса расширенного изучения биологии по теме: «Физиология животных. Человек и его здоровье») Всего по курсу





Скачать 63.79 Kb.
НазваниеПрограмма 1-го курса (соответствует программе 9 класса расширенного изучения биологии по теме: «Физиология животных. Человек и его здоровье») Всего по курсу
Дата конвертации20.04.2013
Размер63.79 Kb.
ТипПрограмма
ПРОГРАММА 1-го курса (соответствует программе 9 класса расширенного изучения БИОЛОГИИ по теме: «Физиология животных. Человек и его здоровье»)


Всего по курсу – 60 часов для самостоятельного изучения


Тема № 1. Общий обзор организма человека и животных.

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма. Человек, животные и окружающая среда.

Органы и системы органов. Строение клетки. Основные процессы жизнедеятельности клетки. Кратко о строении и функциях отдельных тканей. Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма. Организм как единое целое.

Тема № 2. Опорно-двигательная система.

Значение опорно-двигательной системы. Сходство скелетов человека и животных. Типы соединения костей. Состав, строение и свойства костей, рост костей. Первая помощь при травмах. Мышцы, их функции. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузка. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц.

Тема № 3. Кровь и кровообращение.

Постоянство внутренней среды организма. Функции крови. Состав крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Функции клеток крови (эритроцитов и лейкоцитов). Иммунитет. Роль И.И.Мечникова в создании учения об иммунитете. Инфекционные заболевания (в.т.ч. СПИД), профилактика и борьба с ними. Группы крови. Переливание крови. Донорство.

Органы кровообращения: сердце, сосуды. Строение и работа сердца. Круги крово- и лимфообращения. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Регуляция деятельности сердца и сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и алкоголя на сердце и сосуды.

Тема № 4. Дыхание.

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Жизненная емкость легких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, их профилактика, гигиенический режим. Гигиена органов дыхания, вредное влияние курения. Охрана окружающей воздушной среды.

Тема № 5. Пищеварение.

Значение пищеварения. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Зубы, профилактика болезней зубов. Пищеварительные ферменты, их значение. Роль И.П.Павлова в изучении органов пищеварения. Печень и поджелудочная железа. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений, первая помощь.

Тема № 6. Обмен веществ и энергии. Выделение.

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмены, их взаимосвязь. Значение для организма белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды. Витамины, их роль. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Нормы питания. Рациональное питание. Режим питания школьников.

Органы мочевыделительной системы, их функции, профилактика заболеваний.

Тема № 7. Кожа.

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Первая помощь при ожогах, обморожениях, тепловом или солнечном ударах, электрошоке.

Тема № 8. Железы внутренней секреции.

Значение желез внутренней секреции для роста и развития организма, регуляции его функций. Гормоны. Половое и физическое созревание.

Тема № 9. Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность(ВНД).

Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и животных, взаимосвязь организма со средой. Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов. Кора больших полушарий. Органы чувств, их значение. Анализаторы, их строение, функции, гигиена.


Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о ВНД. Безусловные и условные рефлексы. Особенности ВНД человека. Речь и мышление. Сознание как функция мозга. Социальная обусловленность поведения животных и человека.

Сон, его значение и гигиена. Работоспособность, режим школьника. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на нервную систему.

Тема № 10. Размножение и развитие.

Система органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение. Рост и развитие детей человека и детенышей животных. Вредные влияния факторов среды на потомство. Характеристика подросткового периода.


ПРОГРАММА 2-го курса (соответствует программе 10-11 классов расширенного изучения БИОЛОГИИ)


Всего по курсу – 70 часов для самостоятельного изучения


Тема № 1. Общая биология.

Общие биологические закономерности. Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, видовой, биоценотический, биосферный. Значение биологической науки для охраны природы, медицины, сельского хозяйства, промышленности, гигиены.

Тема № 2. Основы цитологии.

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Строение и функция органоидов. Особенности строения прокариот, эукариот.

Химические элементы клетки. Неорганические вещества, вода, их роль в жизни клетки.

Органические вещества и их роль. Ферменты. Самоудвоение ДНК.

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен и его сущность. Значение АТФ. Пластический обмен. Фотосинтез. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.

Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности, вирус СПИДа, профилактика СПИДа.

Тема № 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Деление клетки - основа размножения и индивидуального развития организмов. Подготовка клетки к делению. Удвоение молекул ДНК. Синтез бела. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы. Фазы деления клетки. Значение деления клетки.

Половое и бесполое размножение организмов. Половые клети. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение. Развитие зародыша (на примере животных). Постэмбриональное развитие.

Тема № 4. Основы генетики.

Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные методы генетики. Моно- и дигибридное скрещивание. Анализ потомства. Законы наследственности Г.Менделя. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения.

Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимого наследования.

Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом.

Генотип. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности. Значение генетики для медицины и здравоохранения. Роль генотипа и внешней среды в формировании фенотипа. Одификационная изменчивость. Норма реакции.

Мутации и их причины. Закон гомологических рядов (Н.И.Вавилов) в наследственной изменчивости. Экспериментальное получение мутаций. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение среды мутагенами и его последствия.

Генетика и теория эволюции. Генетика популяций. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий.

Тема № 5. Основы селекции.

Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции.

Селекция растений. Самоопыление. Гетерозис, Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Достижения селекции растений.

Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных. Биотехнология, ее направления: микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия. Значение биотехнологии для селекции.

Тема № 6. Эволюционное учение.

Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания.

Критерии вида. Популяция – единица вида и эволюции. Понятие сорта растений и породы животных.

Движущие силы природы: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Возникновение приспособлений. Относительный характер приспосабливаемости. Микроэволюция. Видообразование. Результаты эволюции. Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции. Ароморфоз, идеоадаптация. Соотношение различных направлений эволюции. Биологический прогресс и регресс.

История развития органического мира. Происхождение одноклеточных. Происхождение многоклеточных. Основные направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру.

Происхождение человека.

Ч.Дарвин о происхождении человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человека.

Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа.

Тема № 7. Основы экологии.

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их воздействие на организм.

Фотопериодизм. Среды жизни. Экологическая ниша.

Вид, его экологическая характеристика. Популяция, изменение ее численности, способы регулирования численности. Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия.

Биогеоценоз. Развитие популяций и их взаимосвязь. Цепи питания.

Основы учения о биосфере. В.И Вернадский о возникновении биосферы. Границы биосферы. Биомасса суши, Мирового океана, почвы. Живое существо и его функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Ноосфера.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа 1-го курса (соответствует программе 9 класса расширенного изучения биологии по теме: «Физиология животных. Человек и его здоровье») Всего по курсу iconПрограмма по биологии (человек и его здоровье, общая биология) Общие указания
Анатомия, физиология и гигиена человека науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здо­ровья....

Программа 1-го курса (соответствует программе 9 класса расширенного изучения биологии по теме: «Физиология животных. Человек и его здоровье») Всего по курсу iconПрограмма по биологии (растения, животные, человек и его здоровье)

Программа 1-го курса (соответствует программе 9 класса расширенного изучения биологии по теме: «Физиология животных. Человек и его здоровье») Всего по курсу iconНикишов А. И. и др. Программы для общеобразовательных учреждений. Естествознание. Биология. 5-11 классы
Содержание кроссвордов соответствует учебному материалу программы Биология. Человек и его здоровье, 8 класс. Авторы: Никишов А. И....

Программа 1-го курса (соответствует программе 9 класса расширенного изучения биологии по теме: «Физиология животных. Человек и его здоровье») Всего по курсу iconКраткие рекомендации для педагога к Сборнику тематических кроссвордов по курсу биологии «Человек и его здоровье», 8 класс
Индивидуальное дополнительное задание на уроке для учащихся с высоким темпом работы (Если учащийся не успевает разгадать кроссворд...

Программа 1-го курса (соответствует программе 9 класса расширенного изучения биологии по теме: «Физиология животных. Человек и его здоровье») Всего по курсу iconПрограмма основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек», автор Н. И. Сонин; учебник

Программа 1-го курса (соответствует программе 9 класса расширенного изучения биологии по теме: «Физиология животных. Человек и его здоровье») Всего по курсу iconМодульная программа Раздел «Человек и его здоровье» Урок: 4 «Мышцы. Работа скелетных мышц.»

Программа 1-го курса (соответствует программе 9 класса расширенного изучения биологии по теме: «Физиология животных. Человек и его здоровье») Всего по курсу iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И. Сонина

Программа 1-го курса (соответствует программе 9 класса расширенного изучения биологии по теме: «Физиология животных. Человек и его здоровье») Всего по курсу iconУчебная дисциплина: «Физиология животных» Специальность «011618 Физиология человека и животных» Нижний Новгород 2010

Программа 1-го курса (соответствует программе 9 класса расширенного изучения биологии по теме: «Физиология животных. Человек и его здоровье») Всего по курсу icon15. Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адапт
Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются...

Программа 1-го курса (соответствует программе 9 класса расширенного изучения биологии по теме: «Физиология животных. Человек и его здоровье») Всего по курсу iconПрограмма элективного курса по физике «Готовимся к егэ по физике»
Целью элективного курса является: обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи егэ по...



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск