Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии icon

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии





Скачать 348.15 Kb.
НазваниеЗадания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии
Дата конвертации20.04.2013
Размер348.15 Kb.
ТипДокументы
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

(2009-2010уч. год)

6 класс

Время выполнения работы – 120 мин.


Часть I Выберите правильный ответ из предложенных (за каждый верный ответ – 1 балл)


1 Биология - это наука, изучающая

1 живые организмы

2 минералы

3 химические вещества

4 физические явления

2. У растений в отличие от других организмов в клетках есть

1 цитоплазма

2 ядрышко

3 ядро

4. пластиды

3. Бактерии переносят неблагоприятные условия образуя

1 спору

2 цисту

3 зиготу

4 ничего не образуют

4. Грибокорень или микориза

1 вредна для гриба

2 вредна для растения

3 не приносит пользы

4 полезна для гриба и растения

5. Грибы НЕ выполняют в природе

1 разрушения остатков организмов

2 образования плодородного слоя почвы

3 паразитирования

4 насыщения атмосферы кислородом

6. Назовите ткань растительного организма клетки, которой постоянно делятся и участвуют в образовании других видов тканей

1 Образовательных

2 Механических

3 Покровных

4 Проводящих

7. Спора в отличие от семени

1 Более крупная

2 Одна клетка

3 Содержат больший запас питательных веществ

4 Приспособлена к распространению разными способами

8. Сосна, лиственница, кедр, пихта, туя, можжевельник

1 Относятся к голосеменным растениям

2 Цветковым растениям

3 Папоротникообразным

4 Моховидным

9. Если папоротники не цветут, то они

1. Относятся к споровым растениям

2. Являются цветковыми растениям

3 Образуют плоды

4 Размножаются семенами

10. Для охраны растительного и животного мира планеты человек создает:

1 Мегаполисы - большие города

2 Промышленные предприятия

3 Заповедники и заказники

4 Осваивает космос

Часть II

Задание включает 5 вопросов с несколькими вариантами ответов. Обведите правильные ответы. (за каждый верный ответ – 2,5 балла)


1.Микроскоп состоит из:

А-объектива

Б- окуляра

В—оправы

Г-тубуса

Д винтов

2.Человек использует в пищу листья

А-картофеля

Б- яблони

В-капусты

Г-редиса

Д-петрушки

3.Основные части цветка

А-пестик

Б- чашелистики

В-лепестки

Г-тычинки

Д-цветоложе

4.Растения растут за счет

А-увеличения цитоплазмы в клетке

Б- деления клеток

В-удвоения хромосом

Г-увеличения в клетке количества пластид

Д-увеличения вакуоли

5.Корневая система имеет следующие функции

А- удерживает растение в почве

Б- всасывает воду и минеральные соли из почвы

В -запасает питательные вещества

Г- выделяет кислород в атмосферу

Д- обеспечивает фотосинтез


Часть III (за каждый верный ответ – 1 балл)

Выберите правильные утверждения: Номера правильных суждений обведите.

1.-Фенология - это наука, изучающая периодические сезонные явления в жизни живых организмов.

  1. Корень — орган фотосинтеза, газообмена и испарения.

  2. Растения дышат углекислым газом, а выделяют кислород.

  3. Среди растений есть хищники, которые едят насекомых.

  4. Все органы растения состоят из клеток и тканей.


Часть IV Вопросы натуралисту и следопыту (5 баллов)


Дайте развернутый ответ на следующий вопрос:

В XVII веке голландский ученый Жан Батист Ван Гельмонт провел опыт: он посадил иву весом 1 кг. в горшок с 90 кг сухой земли. В течение 5 лет растение поливалось. По прошествии этого времени растение весило 100 кг, а количество земли изменилось менее чем на 100 грамм. К какому выводу пришел Ван Гельмонт на основании проведенного им опыта?


Ответы на задания теоретического тура

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

(2009-2010 уч.год)


6класс (максимально 32,5 балла)

Часть I (мах 10 баллов , по 1 баллу за каждый правильный ответ)


№вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответы

1

4

1

4

4

1

2

1

1

3


Часть II (мах 12,5 баллов , по 2, 5 балла за каждый правильный ответ)


№вопроса

1

2

3

4

5

Ответы

А,Б,Г

В,Д

А,Г

Б

А,Б,В


Часть III (мах 5 баллов , по 1 баллу за каждый правильный ответ)


1,4,5-правильные суждения


Часть IV (мах 5 баллов)


Ван Гельмонту удалось таким образом выявить одно из веществ, которое растение использует для того, чтобы строить свое тело, а именно воду. Однако он был неправ , когда полагал, что вес дерева увеличился исключительно за счет воды.

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

7класс

Время выполнения работы – 120 мин.


Часть I Выберите правильный ответ из предложенных

(за каждый верный ответ – 1 балл)


1 Псилофиты произошли от

I Мхов

2 Водорослей

3 Папоротников

4 Плаунов

2, Голосеменные, как и покрытосеменные, имеют

1 Корень и побег

2 Цветок

З Семена

4 Плод

3, В морях, на больших глубинах, обитают водоросли

1 Зеленые

2. Бурые

3 Красные

4 Коричневые

4 Правильной последовательностью является:

1 Зигота- проросток - зародыш

2 Проросток - зародыш - зигота

3 Зигота - зародыш - проросток

4 Зародыш - зигота - проросток

5. Паразитами называют животных которые:

1 Поедают других животных

2 Используют других животных в качестве места обитания и. источника питания

3 Питаются трупами животных

4 Питаются растениями

6 Отметьте названия организмов -- производителей

1 Дождевой червь

2 Заяц-беляк

З Мукор

4 Волк

5 Пшеница

6 Белый клевер

7 Голубь

8 Бактерии сапрофита

9 Хламидомонада

10. Рысь

7, Отметьте названия организмов потребителей

1 Дождевой червь

2 Заяц-беляк

З Мукор

4 Волк

5 Пшеница

6 .Белый клевер

7 Голубь

8 Бактерии сапрофита

9 Хламидомонада

10 Рысь

8. Животные, у которых женские и мужские половые железы- развиваются в теле одной особи называются:

1 Раздельнополые

2 Гермафродиты

3 Паразиты

4 Консументы

9 О чем свидетельствует отсутствие лишайников в данной местности?

1 О сухом климате

2 О недостатке минеральных веществ в почве

3 О загрязнении почвы радиоактивными веществами

4 О загрязнении почвы и субстрата различными химическими веществами

10 Из указанных растений к классу Двудольные относится:

1 Рис посевной

2 Яблоня домашняя

3 Кукуруза

4 Овес

11 Укажите , кто из земноводных предпочитает водную среду обитания?

1 Озерная лягушка

2 Жаба

3 Тритон

4 Квакша

12 Спора в отличие от семени

1 Более крупная

2 Одна клетка

3 Содержат больший запас питательных веществ

4 Приспособлена к распространению разными способами

13 Сосна, лиственница, кедр, пихта, туя, можжевельник относятся к:

1 голосеменным растениям

2 цветковым растениям

3 папоротникообразным

4 моховидным

14 Если папоротники не цветут, то они

1. Относятся к споровым растениям

2. Являются цветковыми растениям

3 Образуют плоды

4 Размножаются семенами

15 Для охраны растительного и животного мира планеты человек создает:

1 Мегаполисы - большие города

2 Промышленные предприятия

3 Заповедники и заказники

4 Осваивает космос


Часть II

Задание включает 5 вопросов с несколькими вариантами ответов. Обведите правильные ответы. (за каждый верный ответ 2,5 балла)


1. Из названных водных животных по способу питания является фильтратором

а) актиния

б) устрица

в) дафния

г) морской еж

д) тридакна

2. Размножение с помощью луковиц может осуществляться у:

а) тюльпанов

б)нарциссов

в)ирисов

г)лилий

д)гиацинтов.

3. Частью зародыша семени не является:

а)кожура

б)семядоли

в)эндосперм

г)зародышевый корешок

д)зародышевый стебелек с почечкой.

4. Среди представителей царства Грибов встречаются:

а)автотрофы

б)сапрофиты

в) паразиты

г) хищники

д) симбионты

5. Лишайники:

а)могут поселяться на голых скалах и поглощать влагу всей поверхностью тела

б)могут восстанавливаться из части слоевища

в)имеют стебель с листьями

г)с помощью придаточных нитевидных корней удерживаются на скалах

д)представляют собой симбиотический организм.


Часть III (за каждый верный ответ 1 балл)

Выберите правильные утверждения: Номера правильных суждений обведите

  1. Тело водорослей называют слоевищем

  2. Хламидомонада- многоклеточная зеленая водоросль

  3. Для всех представителей класса пресмыкающихся характерно трехкамерное сердце

  4. В предсердии сердца рыб находится венозная кровь, а в желудочке -артериальная

  5. У костных рыб имеется плавательный пузырь

  6. У растений образуются главные, боковые и придаточные корневые системы

  7. Пестик цветка опыляется только насекомыми и ветром

  8. Клетки животных и растений имеют цитоплазму и ядро

  9. В клетках всех живых организмов имеются хлоропласты

  10. Нервная система имеется только у высокоорганизованных животных.



Часть IV Вопросы натуралисту и следопыту (5 баллов)


Дайте развернутый ответ на следующий вопрос:

В теле некоторых мадрепоровых кораллов живут одноклеточные водоросли зооксантеллы. Кораллы эти не живут глубже 50 метров. Почему?


Ответы на задания теоретического тура

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

(2009-2010 уч.год)


7класс (максимально 32,5 балла)

Часть I (мах 15 баллов , по 1 баллу за каждый правильный ответ)


№вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответы

2

3

3

3




569

12347810

2

4

2

1

2

1

1

3


Часть II (мах 12,5 баллов , по 2, 5 балла за каждый правильный ответ)


№вопроса

1

2

3

4

5

Ответы

б, д

а, б, г, д,

в

а, б, в, г, д

а, б, д


Часть III (мах 5 баллов , по 1 баллу за каждый правильный ответ)


1, 5,8-правильные суждения


Часть IV (мах 5 баллов )

Кораллы вступают в симбиоз с водорослями. Зооксантеллы - одноклеточные водоросли, которые являются автотрофами. Для процесса фотосинтеза им нужен солнечный свет. На глубине больше 50 метров света будет недостаточно и водоросли могут погибнуть.


Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии./ 2009г./

Время выполнения работы – 120 мин.

(


8 класс

ЧастьI. К каждому из 20 тестовых заданий выбрать один правильный ответ.

(за каждый верный ответ – 1 балл)


1 Какие признаки сближают грибы с растениями?

а) Наличие хитина, запасное вещество, гликоген, гетеротрофный способ питания.

б) Неограниченный рост, наличие клеточной стенки, вакуоли, отсутствие способности к движению.

в) Наличие клеточной стенки, хитина, вакуоли, поглощение пищи всасыванием, размножение спорами.

2. К смертельно ядовитым грибам относятся:

а) бледная поганка, сыроежка, ложная лисичка, желчный гриб;

б) бледная поганка, белый мухомор, вонючий мухомор,

в) желчный гриб, ложные опята, ложная лисичка, сморчки, строчки.

3. Взаимодействие между отдельными частями растительного организма осуществляется с помощью:

а) нервной системы:

б) фитогормонов;

в) ферментов:

г) витаминов.

4. Жизненная форма улотрикса — это:

а) одноклеточный организм;

б) колония:

в) нитчатая многоклеточная водоросль.

5. У огурца развивается плод:

а)орех: в) боб;

б)костянка: г) тыквина.

6. Хитин — это:

а) панцирь ракообразных:

б) основа наружного скелета членистоногих:

в) пигмент в покрове беспозвоночных;

г) составная часть целлюлозы.

7. У сирени соцветие:

а)кисть: в) метелка;

б)зонтик: г) колос.

8. В корзинке ромашки лекарственной цветки:

а) язычковые и трубчатые:

б) трубчатые и воронковидные:

в) язычковые и ложноязычковые;

г) ложноязычковые и трубчатые.

9. Росянка растет:

а) в еловом лесу:

б) по берегам водоемов:

в) на торфяных болотах:

г) на лугах.

10. Грена — это:

a) яйца тутового шелкопряда:

о) кокон, завиваемый гусеницей перед окукливанием:

в) гусеница, вышедшая из яйца.

1I. Животные с радиальной (лучевой) симметрией:

а) активно передвигаются:

б) малоподвижные или сидячие;

в) имеют правую и левую сторону;

г) имеют брюшную и спинную сторону.

12. Цисты образуются у:

а) простейших;

б) круглых червей;

в) кишечнополостных;

г) членистоногих.

д) кольчатых червей;

13.У дождевого червя кровеносная система:

а) незамкнутая;

б) замкнутая;

в) возможен любой вариант;

г) отсутствует;

д) зависит от размера.

14. Среди перечисленных организмов не относятся к многоклеточным:

а) медуза:

б) губки;

в) форампнифоры:

г) кораллы.

15. Как австралийская большеногая курица инкубирует яйца?

а) насиживает:

б) закапывает в кучу гниющего мусора;

в) прикрывает от перегрева листьями растений;

г) закапывает в горячий песок.

16. Корнеплод свеклы — это видоизмененный:

а) корень:

б) корень и стебель;

в) стебель:

г) побег.

17. В каком процессе принимают участие лейкоциты:

а) свертывание крови;

б) транспорте веществ;

в) определяют группу крови;

г) иммунитете.

18. Кишечные палочки(бактерии) обитают в:

а ) желудке;

б) двенадцатиперстной кишке;

в) толстом кишечнике;

г) полости рта

19. Для всех гельминтов характерно:

а) отсутствие пищеварительной системы;

б) отсутствие органов чувств;

в) гермафродитизм;

г) сильно развитая половая система.

20 Лимфатическая система человека обеспечивает:

а) постоянство химического состава крови;

б) отток лишней тканевой жидкости;

в) выработку гормонов.


Часть II

Задание включает 5 вопросов с несколькими вариантами ответов. Обведите правильные ответы. (за каждый верный ответ 2,5 балла)


1. Жизненную форму кустарничек имеют(ет):

а)смородина

б)черника

в)брусника

г)крыжовник

д)костяника

2.Корни могут выполнять функции:

а)поглощения воды и минеральных веществ

б)синтез гормонов, аминокислот

в)вегетативного размножения

г)образования почек

д) образования листьев

3.Мозжечок хорошо развит у:

а)рыб и амфибий

б)рыб и птиц

в)амфибий и рептилий

г)рептилий и млекопитающих

д)птиц и млекопитающих

4.Бактерии вызывают заболевания:

а)возвратный тиф

б)сыпной тиф

в)малярию

г)туляремию

д)гепатит

5.Коленный сустав образован костями:

а)бедренной

б)большеберцовой

в)малоберцовой

г)лучевой

д)надколенником


Часть III (за каждый верный ответ 1 балл)

Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Около индекса правильного суждения поставьте четкий знак «+».


1.Сердце человека полжизни работает, а полжизни отдыхает.

2.Мочеобразование происходит в мочевом пузыре.

3.Все живые организмы состоят из клеток и их производных.

4.Эпидерма может состоять как из живых, так и из мертвых клеток

5.В воздушных мешках у птиц газообмен не происходит.

6.У жвачных млекопитающих пережевывание пищи происходит в желудке.

7.Отростки нейронов выполняют разные функции.

8.Соотношение минеральных и органических веществ в костях человека существенно не изменяется.

9.Фиксация углекислого газа при фотосинтезе происходит как в темноте, так и на свету.

10.Бактерии размножаются спорами.


Часть IV Вопросы натуралисту и следопыту (5 баллов)


Решите биологическую задачу.

Ежегодно из атмосферы и гидросферы растения поглощают 200 млрд. т углерода и выделяют около 400 млрд. т кислорода. Объясните, откуда берется и куда исчезает такое количество веществ(углерод и кислород)


Ответы на задания теоретического тура

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

(2009-2010 уч.год)


8класс (максимально47,5 балла)

Часть I (мах 20 баллов , по 1 баллу за каждый правильный ответ)


№вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20б

Ответы

а

б

б

в

г

б

в

г

в

а

б

а

б

в

б

б

г

в

г





Часть II (мах 12,5 баллов , по 2, 5 балла за каждый правильный ответ)


№вопроса

1

2

3

4

5

Ответы

б, в д

а, б,в., г,

б,д

а, б, г,

а, б, д


Часть III (мах 10 баллов , по 1 баллу за каждый правильный ответ)


1, 3,4,5,7-правильные суждения


Часть IV (мах 5 баллов )

Источник углерода- углекислый газ , который образуется при дыхании , вулканической деятельности , хозяйственной деятельности человека. Идет на образование органических веществ в процессе фотосинтеза.

Источник кислорода- процесс фотосинтеза . Расходуется на окисление органических веществ, дыхание, природные процессы, хозяйственную деятельность человека.

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. /2009 -2010 уч.год /

9 класс

Время выполнения работы – 120 мин.


Часть I (за каждый верный ответ – 1 балл)


Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите и отметьте только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. Самые крупные по размерам представители водорослей встречаются среди:

а) зеленых;

б) диатомовых;

в) красных;

г) бурых.

2. Среди растений, встречаются исключительно на суше:

а) зеленые водоросли;

б) красные водоросли;

в) голосеменные;

г) покрытосеменные.

3. При хранении в теплом помещении картофель быстро сморщивается, так как в нем:

а) происходит фотосинтез;

б) накапливается крахмал;

в) интенсивно осуществляется процесс дыхания;

г) в нем образуется ядовитое вещество соланин и гормоны.

4. Конечная на побеге почка липы является:

а) верхушечной;

б) боковой;

в) может быть придаточной;

г) спящей.

5. Запасающую функцию в зерновках выполняет ткань:

а) покровная;

б) проводящая;

в) основная;

г) образовательная.

6. Основная функция столбчатой ткани листа - осуществление:

а) фотосинтеза;

б) газообмена;

в) испарения воды;

г) накопления воды.

7. Вторичное утолщение стебля типично для:

а) мхов, голосеменных, покрытосеменных;

б) однодольных покрытосеменных, голосеменных;

в) однодольных и двудольных покрытосеменных;

г) голосеменных и двудольных покрытосеменных.

8. Муха цеце является переносчиком трипаносом, вызывающих у человека:

а) сонную болезнь;

б) восточную язву;

в) малярию;

г) кокцидиоз.

9. Регенерация у полипов происходит благодаря делению:

а) кожно-мускульных клеток;

б) нервных клеток;

в) промежуточных клеток;

г) мезоглеи.

10. Кровеносная система у круглых червей:

а) замкнутая;

б) частично замкнутая;

в) незамкнутая;

г) отсутствует.

11. Органами зрения у пауков являются:

а) 1 пара фасеточных глаз,

б) 4 пары простых глаз;

в) 1 пара фасеточных и 2 пары простых глаз;

г) 1 пара фасеточных и 3 пары простых

глаз

12. Фибриноген крови превращается в фибрин во время:

а) транспорта газов;

б) превращения глюкозы в гликоген;

в) превращения гликогена в глюкозу;

г) формирования кровяного сгустка.

13. Нобелевская премия по физиологии была присуждена в 1904 г. И.П. Павлову за исследования в области:

а) физиологии пищеварения;

б) физиологии высшей нервной деятельности;

в) физиологии сердечно-сосудистой системы;

г) физиологии зрения.

14. Частоту и глубину дыхания в процессе гуморальной регуляции замедляет:

а) недостаток кислорода,

б) недостаток углекислого газа;

в) избыток кислорода;

г) избыток углекислого газа

15. Объем воздуха, который можно вдохнуть после спокойного выдоха называют:

а) резервным объемом вдоха;

б) дыхательным объемом;

в) резервным объемом выдоха;

г) остаточным объемом.

16. Лимфа по лимфатическим сосудам проводится от тканей и органон непосредственно в:

а) венозное русло большого круга кровообращения;

б) артериальное русло большого круга кровообращения;

в) венозное русло малого круга кровообращения;

г) артериальное русло малого круга кровообращения.

17. Тип половых взаимоотношений, характерный для морских котиков. и сивучей:

а) моногамия;

б) полиандрия;

в) полигиния;

г) промискуитет.

18. В основе самого распространённого типа связей между особями разных видов лежат отношения, связанные с:

а) защитой потомства;

б) расселением;

в) потреблением пищи;

г) территорией.

19. У гусениц бабочек:

а) имеется три пары грудных ножек;

б) имеется три пары грудных ножек и пять пар брюшных ложных ножек;

в) имеется восемь пар ложных ножек;

г) конечности отсутствуют.

20. Кровеносная система ланцетника:

а) незамкнутая;

б) замкнутая, имеет один круг кровообращения;

в) замкнутая, имеет два круга кровообращения;

г) отсутствует.

21. Из отряда Тресковые живет и нерестится только в пресных водоемах:

а) треска;

б) пикша;

в) налим;

г) минтай.

22. Центры слюноотделения находятся в:

а) среднем мозге;

б) мозжечке;

в) промежуточном мозге;

г) продолговатом мозге;

23. Из названных заболеваний вызывается вирусом

а) холера;

б) оспа;

в) чума;

г) малярия.

24. Наиболее древним из названных предков человека является:

а) неандерталец;

б) питекантроп;

в) австралопитек;

г) кроманьонец;

25. Из названных желез не осуществляет(ют) эндокринную секрецию:

а) вилочковая железа;

б) гипофиз;

в) железы желудка;

г) поджелудочная железа.


Часть II (за каждый верный ответ 2,5 балла)

Задание включает 10 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Обозначьте правильные ответы.

1. Среди представителей царства грибов (Fungi) встречаются:

а) автотрофы;

б) сапротрофы;

в) паразиты;

г) хищники;

д) симбионты.

2. Из ниже перечисленных водорослей одноклеточными являются:

а) улотрикс;

б) хлорелла;

в) спирогира;

г) хламидомонада;

д) плеврококк.

3. Лишайники:

а) могут поселяться на голых скалах и способны поглощать влагу всей поверхно­стью тела;

б) могут восстанавливаться из части слоевища;

в) имеют стебель с листьями;

г) с помощью придаточных нитевидных корней удерживаются на скалах;

д) представляют собой симбиотический организм.

4. Корень не способен выполнять функцию:

а) размножения;

б) запасающую;

в) фотосинтеза;

г) проведения;

д) образования листьев.

5. Размножение с помощью луковиц может осуществляться у:

а) тюльпанов;

б) нарциссов;

в) ирисов;

г) лилий;

д) гиацинтов.

6. Частью зародыша семени гороха не является:

а) кожура;

б) семядоли;

в) эндосперм;

г) зародышевый корешок;

д) зародышевый стебелек с почечкой.

7. Сухие плоды многоорешки характерны для:

а) таволги;

б) рябины;

в) гравилата;

г) лапчатки;

д) клена.

8. К характерным признакам кишечнополостных можно отнести:

а) радиальную симметрию;

б) трёхслойность;

в) наличие кишечной полости;

г) узловой тип нервной системы;

д) гермафродитизм.

9. Два круга кровообращения имеют:

а) хрящевые рыбы;

б) лучеперые рыбы;

в) двоякодышащие рыбы;

г) земноводные;

д) пресмыкающиеся.

10. Общими, для грибов и животных, являются следующие признаки:

а) гетеротрофность;

б) наличие хорошо выраженной клеточной стенки, включающей хитин:

в) наличие хлоропластов;

г) накапливание гликогена, как запасного вещества;

д) способность к размножению спорами.


Часть III. (за каждый верный ответ 1 балл)

Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений обведите.

1. Корень - осевой орган, который растет за счет верхушечной меристемы.

2. У однодольных растений между древесиной и лубом находится камбий

3. Для коры корня характерно отсутствие проводящих тканей.

4. Для обеспечения фотосинтеза всем живым организмам необходим хлорофилл.

5. Круглые черви лишены способности к регенерации.

6. Все двустворчатые моллюски, в отличие от брюхоногих и головоногих, лишены возможности видеть, так как у них нет глаз.

7. Некоторые осадочные горные породы (например известняки) сформировались в результате накопления раковин одноклеточных организмов.

8. В отличие от млекопитающих животных, птицы практически никогда не делают запасов корма на зимний период.

9. У ресничных червей нет анального отверстия.

10. Червеобразный отросток (аппендикс) не имеет полости.


Часть IV (5 баллов)

1. В рацион человека должны включаться не только белки, жиры, углеводы, но и витамины. Чем это объясняется?

2. Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений


Ответы на задания теоретического тура

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

(2009-2010 уч.год)


9класс (максимально 70 баллов)

Часть I (мах 25 баллов , по 1 баллу за каждый правильный ответ)





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

г

в

в

а

в

а

г

а

в

г

11-20

б

г

а

в

б

а

в

в

б

б

21-25

в

г

б

в

в

















Часть II (мах 25баллов , по 2, 5 балла за каждый правильный ответ)


№вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответы

б, в.г, д

б, г, д

а,б,д

в,,д

а, б, г,д

в,а

а,в,г

а,в,г

г,д

а,г


Часть III (мах 10 баллов , по 1 баллу за каждый правильный ответ)


1, 4, 7,9-правильные суждения


Часть IV (мах 10 баллов , по 5 баллов за каждый правильный ответ,)

1. Витамины необходимы для нормального обмена веществ. В организме человека они практически не образуются(некоторые витамины образуются в незначительном количестве). Поэтому необходимо поступление витаминов извне . Основными источники витаминов являются растения , микроорганизмы. Витамины выполняют роль коферментов.

2. Для растений: благодаря насекомым увеличивается вероятность опыления, увеличивается возможность приобретения потомством новых признаков(изменчивость и лучшая приспособленность).

Для насекомых: растения являются источником пищи (пыльца и нектар), убежищем.

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. /2009 -2010 уч.год /

10 класс

Время выполнения работы – 120 мин.


Часть I (за каждый верный ответ – 1 балл)


Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите и отметьте только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. У черемухи плод :

А) ягода;

Б) костянка;

В)зерновка;

Г) семянка.

2. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:

А) груди и брюшка;

Б)груди;

В) головогруди и брюшка;

Г) головогруди.

3. Насекомые с полным превращением линяют:

А) на личиночных стадиях развития;

Б) на личиночных и куколочных стадиях развития;

В) на стадиях личинки, куколки и имаго;

Г) на стадии имаго.

4. При голоде или во время зимней спячки запасы энергетических субстратов расходуются в следующем порядке:

А) жиры - белки - углеводы;

Б) жиры - углеводы - белки;

В) углеводы - жиры - белки;

Г) белки - углеводы - жиры.

5. При активации симпатической нервной системы наблюдается:
А) расширение зрачков;

Б) сужение кровеносных сосудов;

В) сужение бронхов;

Г) подавление функции пищеварения.

6. У млекопитающих артериальная кровь течет по венам, а венозная - по артериям:
А) в большом круге кровообращения;

Б) в малом круге кровообращения;

В) в воротной системе печени;

Г) при экстрасистолярном кровообращении, когда кровь начинает из желудочка сердца перекачиваться в предсердия.

7. Гуттация - выделение жидкости листьями растений (через устьица по краям листьев) под воздействием:

А) корневого давления и переувлажнения воздуха;

Б) переувлажнения воздуха и понижения температуры;

В) повышения температуры и переувлажнения почвы;

Г) только корневого давления.

8. Плод арахиса:

А) коробочка;

Б) боб;

В)орех;

Г) стручок.

9. Образовательной тканью является:

А) луб;

Б) пробка;

В) камбий;

Г) паренхима.

10. У сирени соцветие:

А) кисть;

Б) зонтик;

В) метелка;

Г) колос.

11. Из перечисленного ниже нельзя рассматривать как функцию пищеварительной системы человека:

А) антибактериальную обработку пищи;

Б) гидролиз компонентов пищи до мономеров;

В) уничтожение видовой специфичности компонентов пищи;

Г) освобождение энергии в процессе окисления компонентов пищи.

12. Последовательность нуклеотидов и-РНК комплементарна последовательности нуклеотидов в:

А) двух цепочках молекулы ДНК;

Б) одной цепочке молекулы ДНК;

В) одной молекуле т-РНК;

Г) всех молекул т-РНК.

13. У насекомых с неполным превращением в развитии отсутствует стадия:
А)личинки;

Б) куколки;

В) имаго;

Г) имеются все стадии.

14. Сердце насекомых:
А) в виде трубки;

Б) однокамерное;

В) двухкамерное;

Г) четырехкамерное.

15. Триплету ДНК состава ГЦТ соответствует антикодон т-РНК состава:
А)ГЦТ;

Б) ЦГА;

В)УЦТ;

Г) ГЦУ.

16. У организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, наблюдается:
А) увеличение интенсивности обмена веществ и дыхания;

Б) увеличение содержания воды в тканях;

В) усиление роста;

Г) снижение интенсивности обмена веществ и дыхания.

17. Введение инсулина в кровь человека:
А) уменьшает синтез гликогена;

Б) увеличивает отложение сахара в мышцах и печени;

В) усиливает распад гликогена;

Г) увеличивает концентрацию глюкозы в крови.

18. Плечевой пояс скелета человека состоит из:
А) лопатки и ключицы;

Б) лучевой и локтевой костей;

В) полулунной и ладьевидной костей;

Г) плечевой и локтевой костей.

19. Какие органоиды не имеют мембран:
А) митохондрии;

Б) рибосомы;

В) лизосомы;

Г) пластиды.

20. К основным функциям кровеносной системы следует отнести:
А) транспортную и обменную;

Б) защитную и секреторную;

В) питательную и защитную;

Г) дыхательную и выделительную.

21. Гипоталамус находится в:
А) переднем мозге;

Б) промежуточном мозге;

В) среднем мозге;

Г) заднем мозге.

22. Полиморфизм, это:

А) наличие в популяциях нескольких форм гена или признака;

Б) способность изменяться в морфологическом отношении в течение жизни;

В) многообразие потомства;

Г) степень выраженности признака.

23. В результате мейоза образуются:
А) две гаплоидные клетки:

Б) две диплоидные клетки;

В) четыре гаплоидные клетки;

Г) четыре диплоидные клетки.

24. В результате сперматогенеза из одной материнской клетки образуется:
А) четыре соматических клетки;

Б) четыре гаметы;

В) три гаметы и одна вспомогательная клетка;

Г) одна гамета и три вспомогательных клетки.

25. У детей новые признаки, несвойственные родителям, появляются в связи с тем, что:
А) все гаметы родителей разносортные;

Б) при оплодотворении гаметы сливаются случайно;

В) у детей родительские гены сочетаются в новых комбинациях;

Г) одну половину генов ребенок получает от отца, а другую от матери.


Часть II (за каждый верный ответ 2,5 балла)

Задание включает 10 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Обозначьте правильные ответы.


1. Органы боковой линии у рыб служат для:

а) определения направления и скорости течения;

б) определения химического состава воды;

в) обнаружения приближения хищника или добычи;

г) обнаружения подводных препятствий;

д) ориентировки в пространстве по линиям магнитного поля.

2. Секрет копчиковой железы предохраняет оперение птиц от намокания. Эта железа хорошо развита у:

а) бакланов;

б) гагар;

в) гусей;

г) уток;

д) цапель.

3. Рога, состоящие из костной ткани, имеют:

а) индийский носорог;

б) северный олень;

в) африканский буйвол;

г) сибирский козерог;

д) жираф.

4. Многие глубоководные рыбы и кальмары светятся в темноте или имеют светящиеся органы. Это им необходимо для:

а) освещения пути перемещения и лучшего ориентирования
в пространстве;

б) отпугивания хищников;

в) привлечения особей своего вида;

г) привлечения добычи;

д) выведения из организма избыточного тепла.

5. Морские животные, способные изменять свой удельный вес при погружении и всплытии:

а) сифонофора;

б) наутилус;

в) акула;

г) сельдь;

д) дельфин.

6. Грудная клетка имеется у:

а) лягушек;

б) ящериц;

в) тритонов;

г) змей;

д) крокодилов.

7. Кости, образующие тазовый пояс:

а) бедренная;

б) крестец;

в) лобковая;

г) седалищная;

д) подвздошная.

8. Из названных клеток имеют реснички или их видоизменения:

а) обонятельные клетки;

б) клетки эпителия бронхов;

в) клетки эпителия трахеи;

г) клетки эпителия тонкого кишечника;

д) клетки эпителия маточных труб.

9. Несколько ядер может присутствовать в следующих клетках человека:

а) эритроциты;

б) нервные клетки;

в) половые клетки;

г) клетки скелетных мышц;

д) клетки эпителия тонкого кишечника.

10. Признаки , по которым митохондрии и пластиды отличаются от других органоидов клетки:

а) имеют две мембраны

б) содержат рибосомы;

в) содержат внутри ферменты;

г) имеют кольцевую молекулу ДНК;

д) имеют белки и ферменты в мембранах


Часть III (за каждый верный ответ 1 балл)


Задание на определение правильности суждений. Задание включает 15суждений. Номера правильных суждений обведите.


1.Тело низших растений всегда представлено слоевищем с крупными листьями.

2.Колючки боярышника являются видоизмененными побегами.

3.Основную массу древесины сосны составляют сосуды.

4.В хлоропластах растительных клеток на свету откладывается первичный крахмал.

5.Стебли многолетних растений всегда могут выполнять фотосинтезирующую функцию.

6.Регенерация у полипов происходит благодаря делению кожно-мускульных клеток.

7.Все беспозвоночные используют внешнее оплодотворение.

8.Наиболее вероятно, что эволюция покровов у беспозвоночных шла в направлении развития мерцательного эпителия в плоский эпителий.

9.Настоящие лягушки, представители бесхвостых земноводных, отсутствуют в Австралии.

10.Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне.

11.К группе кожных желез млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные.

12.У электрического ската органы, вырабатывающие электрический ток, располагаются на хвосте.

13.У лимона сложные листья.

14.У тлей партеногенетические самки бескрылые , а размножающиеся половым путем- крылатые.

15.Зародыш семени на самых ранних этапах прорастания гетеротрофен.


Часть IV (5 баллов)


1. Белок состоит из 130 аминокислот. Установите число нуклеотидов и-РНК и ДНК , кодирующих данный белок, и число молекул тРНК , которые необходимы для синтеза данного белка. Ответ поясните.

2.По данным статистики, курящие люди значительно чаще страдают хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем некурящие. Объясните, какое влияние оказывают ядовитые вещества (угарный газ, никотин), содержащиеся в табачном дыме, на эритроциты крови и кровеносные сосуды курильщика.


Ответы на задания теоретического тура

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

(2009-2010 уч.год)


10класс (максимально 70 баллов)

Часть I (мах 25 баллов , по 1 баллу за каждый правильный ответ)





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

б

б

а

в

г

б

а

б

в

в

11-20

г

б

б

а

б

г

б

а

б

а

21-25

б

а

в

б

в

















Часть II (мах 25баллов , по 2, 5 балла за каждый правильный ответ)


№вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответы

а.в,г

б,в,г

б,д

б.в,г

а,б,г

б,д

в,г,д

а,б,в,д

г

а,б,г


Часть III (мах 10 баллов , по 1 баллу за каждый правильный ответ)


2, 4,8,9, 12,13, 14, 15-правильные суждения


Часть IV (мах 10 баллов , по 5 баллов за каждый правильный ответ,)


1.Так как одна аминокислота кодируется тремя нуклеотидами, в иРНК 390 нуклеотидов.

В одной цепи ДНК 390 нуклеотидов, так как одна аминокислота кодируется нуклеотидами. Соответственно двухцепочный участок ДНК состоит из 780 нуклеотидов.

Требуется 130 молекул т-РНК, так как одна т РНК переносит 1 аминокислоту.

2. Происходит резкое сужение кровеносных сосудов, повышается давление крови в них.

Снижается эластичность кровеносных сосудов, на их стенках могут откладываться вредные и ядовитые вещества.

Происходит взаимодействие угарного газа с эритроцитами, в результате чего снижается способность эритроцитов присоединять кислород.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconЗадания школьного тура Всероссийской олимпиады по биологии 8 класс

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2009/2010 учебном году

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2011/2012 учебном году Москва 2011

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconМуниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» в 2010-2011 учебном году

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconОлимпиадные задания школьного тура по биологии (8 класс) Время выполнения 90 минут

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconОрганизованного в рамках Третьей Всероссийской Интернет-олимпиады "Нанотехнологии прорыв в Будущее" корпорацией Байер

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconЗадания олимпиады «Ломоносов» по физике

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconМетодическое руководство к выполнению практических заданий всероссийских олимпиал школьников по биологии Физиология растений
Задания по физиологии растений, как правило, попадаются на практическом туре 10-11-м классам. Обычно предлагают работы, связанные...

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии icon2011 года Задания для олимпиады по физике в 11 классах вечерних (сменных) общеобразовательных школ

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии iconОтветы на вопросы заочной олимпиады по биологии, экологии и охране природы



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск