Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа № 20
Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса «Педагог года – 2007»
Учитель: Шкаликова И.П.
г.о. Орехово-Зуево 2007 – 2008 учебный год
Тема урока: «Строение мышц. Обзор мышц человека».
Тип урок: Комбинированный.
Цели:
а) образовательные 1. повторить материал о типах мышечной ткани; 2. познакомить учащихся с особенностями строения скелетных мышц, классификацией мускулатуры, местоположением мышц и их функциями;
б) развивающие 1.продолжить формирование умений работать с микроскопом; 2.научить учащихся распознавать ткани; 3. развивать у учащихся логическое и аналитическое мышление; 4.продолжить формирование навыков совместной работы;
в) воспитательные 1. развивать у ребят познавательный интерес к предмету;
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно – поисковые.
Оборудование: таблицы «Скелет человека», «Строение мышцы , «Скелетные мышцы», кости скелета человека, опорные листы, световые микроскопы, микропрепараты тканей, ТСО.
Структура урока
| Методы и средства обучения | I. Организационный момент урока Объяснение целей и задач урока, настрой детей на мотивационную и плодотворную деятельность.
|
| II. Проверка знаний учащихся
Вопрос: Какие типы соединения костей скелета вам известны?
Учащиеся проверяют домашнее задание друг у друга, оценивают его. 1вариант Каково строение скелета верхних конечностей? 2вариант Каково строение скелета нижних конечностей?
2 ученика с 1варианта и 2 варианта отвечают у доски (с использованием таблиц и костей скелета)
|
Индивидуальный опрос (с использованием таблицы у доски)
Работа в парах
Учитель проверяет объективность выставления оценок учащимися с последующим анализом
| III. Изучение нового материала
1. Особенности строения мышц Название «мышца» произошло от латинского слова «мускулюс», что в переводе значит « мышь». Связано это с тем, что анатомы, наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши. Отсюда и произошло это название. Для осуществления различных движений в организме человека имеются 3 вида мышечной ткани.
Вопрос: Какие виды мышечной ткани вы знаете? Вопрос: Какие органы образованы этими тканями? Скелетные мышцы состоят из поперечнополосатых мышечных волокон. Толщина мышечных волокон у разных людей неодинакова. У тех, кто занимается спортом, мышечные волокна развиты хорошо, масса их велика, а значит и сила сокращения большая. У людей далёких от спорта мышечные волокна тонкие, масса их небольшая, сила сокращения уменьшается. Эти мышечные волокна собраны в пучки. Мышечные пучки содержат сократительные нити, состоящие их 2 разных белков (актина и миозина), и поэтому они кажутся поперечно исчерченными. Каждый мышечный пучок покрыт соединительнотканной оболочкой. А вся скелетная мышца в целом имеет общую оболочку. Называется она – фасция. Она также образована соединительной тканью. К каждой мышце подходят нервы и кровеносные сосуды. В строении многих скелетных мышц различают брюшко и сухожилия. Брюшко состоит из множества мышечных пучков, которые объединены общей оболочкой – фасцией. Сухожилия прикрепляют мышцы к костям скелета. Сухожилия состоят из плотной соединительной ткани. Они тесно срастаются с надкостницей.
Вопрос: Как вы думаете, зачем мышцам нервы? Вопрос: А зачем мышцам кровеносные сосуды?
Скелетные мышцы могут укорачиваться, т.е. сокращаться. Сокращение мышц происходит при помощи белковых нитей, которые содержатся в мышечных волокнах. Волокна поперечно-полосатой мышечной ткани в определённых участках переплетаются. Благодаря этой особенности поперечно – полосатая скелетная и поперечно – полосатая сердечные мышцы способны быстро сокращаться. Волокна гладкой мышечной ткани такой особенностью не обладают, поэтому сокращение волокон этой ткани происходит медленно.
|
Рассказ учителя с элементами беседы и с использованием таблицы на доске
| 2. Классификация мышц Сейчас мы познакомимся с классификацией мышц. Для этого у вас на партах есть опорные листы. Возьмите их. Вы будете заполнять их самостоятельно по ходу моего объяснения. В конце урока вы вкладываете их в тетрадь, и они помогут вам при подготовке домашнего задания. Существует несколько классификаций мышц. 1 классификация – мышцы отличаются друг от друга по размерам. Их называют длинные, короткие, широкие. К длинным относятся мышцы конечностей. К коротким - мышцы головы. К широким - мышцы туловища. 2 классификация – мышцы отличаются друг от друга по форме. Их называют круговые, лентовидные, веретенообразные. К круговым относятся мышцы рта и глаза. К лентовидным можно отнести мышцы туловища. К веретенообразным относятся мышцы конечностей. 3 классификация – мышцы отличаются друг от друга по расположению. Их называют мышцы головы, мышцы туловища, мышцы конечностей. А примеры этих мышц вы приведёте, и запишите самостоятельно, после просмотра короткого видеофрагмента.
Вопрос: Какие мышцы вы записали в качестве примеров?
|
Учащиеся по ходу объяснения учителя заполняют опорный лист
Просмотр видеофрагмента «Мышцы и движение»
| 3. Общий обзор мышц человека
А сейчас мы познакомимся с общим обзором мышц человеческого тела. Мышц у человека много. Все вы их не запомните, но основные группы мышц вы должны знать и уметь показывать по таблице.
Круговая мышца глаза – она открывает и закрывает глаз; Круговая мышца рта – открывает и закрывает глаз, выпячивает губы вперёд; Жевательные мышцы – осуществляют жевательные движения; Мышцы шеи – при сокращении этих мышц голова совершает наклоны; Большая грудная мышца – сгибает руку в локте; Дельтовидная мышца – отводит руку в сторону; Двуглавая мышца плеча – сгибает предплечье; Трёхглавая мышца плеча – разгибает предплечье; Мышцы сгибатели кисти и пальцев; Мышцы брюшного пресса – участвуют в дыхании, наклонах туловища; Зубчатая мышца – участвуют в дыхании, при вдохе поднимает рёбра; Косые мышцы живота – помогают мышцам брюшного пресса поворачивать туловище в разные стороны; Четырёхглавая мышца бедра – сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном; Двуглавая мышца бедра – разгибает ногу в тазобедренном суставе, сгибает в коленном; Трапециевидная мышца спины – оттягивает лопатку к позвоночнику; Широчайшая мышца спины – опускает плечо вниз, отводит руки за спину; Ягодичные мышцы – отводят бедро назад; Икроножная мышца – поддерживает тело в вертикальном положении, участвует в ходьбе, беге, прыжках.
| Рассказ учителя с использованием таблицы «Скелетные мыщцы»
| 4. Особенности роста мышц
| Сообщение ученика | 5.Самостоятельная работа Ребята должны рассмотреть в учебнике, рисунок № 36 «Мыщцы туловища и конечностей», самостоятельно прочитать подписи, сравнить его с изображением мышц на таблице.
| Самостоятельная работа учащихся с рисунком 36 учебника | IV. Закрепление знаний
К доске вызываются учащиеся. Они показывают скелетные мышцы по таблице.
Проблемный вопрос: Как вы думаете, какая мышца в теле человека самая сильная? . Ответ: Одной из самых сильных мышц является – икроножная мышца. Каждый здоровый человек может « встать на цыпочки», удерживая при этом не только массу своего тела, но и дополнительный груз. Икроножная мышца может поднимать груз до 13О кг.
|
Индивидуальный опрос ( с использованием таблицы)
Выслушиваются мнения учащихся | V Отработка практических умений и навыков
Цель: познакомиться со строением мышечной ткани человека. Оборудование: микроскоп, микропрепараты.
Ход работы: 1.Рассмотрите микропрепарат поперечнополосатой мышечной ткани. Обратите внимание на форму клеток. 2.Рассмотрите микропрепарат гладкой мышечной ткани. Обратите внимание на форму клеток и количество ядер. 3.Сравните их.
Ответьте на вопросы: Чем отличается гладкая мышечная ткань от поперечнополосатой мышечной ткани?
Какая из этих тканей, по вашему мнению, выполняет большую работу?
|
Лабораторная работа № 2 «Особенности строения мышечной ткани»
Подведение итогов работы, выводы | VI Задание на дом Параграф 13,знать классификацию, строение, названия мышц. Уметь их показывать по таблице.
|
| |