Примерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека по специальности 060110 Лабораторная диагностика Базовый уровень icon

Примерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека по специальности 060110 Лабораторная диагностика Базовый уровень





Скачать 378.91 Kb.
НазваниеПримерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека по специальности 060110 Лабораторная диагностика Базовый уровень
Дата конвертации20.04.2013
Размер378.91 Kb.
ТипПримерная программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УТВЕРЖДАЮ


Директор Департамента

государственной политики

и нормативно-правового

регулирования в сфере

образования Министерства

образования и науки

Российской Федерации

_______/И.М.Реморенко/

«____»_________20___г.


Разъяснения

по формированию примерных программ учебных дисциплин

начального профессионального и среднего профессионального

образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего

профессионального образования


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Анатомия и физиология человека

по специальности 060110 Лабораторная диагностика

Базовый уровень среднего профессионального образования.


2010 г.


Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 060110 «Лабораторная диагностика» среднего профессионального образования (далее СПО) \ профессии медицинский лабораторный техник начального профессионального образования (далее НПО).


Организация – разработчик: ГАОУ СПО Казанский медицинский колледж

Разработчики:

Валиуллина А.Р.- преподаватель анатомии и физиологии

Потапова Л.И. – преподаватель анатомии и физиологии

Ягудина Н.Я. - преподаватель анатомии и физиологии


Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №_______от «______»____________20___г.


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 5

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 6


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 30




  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 32



  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Анатомия и физиология человека


    1. Область применения примерной программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060110 «Лабораторная диагностика» СПО / профессии медицинский лабораторный техник НПО


Примерная программа учебной дисциплины может быть использована для базового уровня среднего профессионального образования


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл общеобразовательных дисциплин


    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • структурных уровней организации человеческого организма;

  • структуры функциональных систем организма, его основных физиологических функций и механизмов их регуляции;

  • количественных и качественных показателей состояния внутренней среды организма, механизмах ее регуляции и защиты;

  • механизмов взаимодействия организма человека с внешней средой и условиями внешней среды, принципов адаптации.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • показать на скелете кости;

  • показать на муляжах и таблицах основные мышцы;

  • показать на муляжах и таблицах органы дыхания, пищеварения, мочеполового аппарата, сердце и крупные сосуды, железы внутренней секреции, отделы головного мозга, крупные спинномозговые и черепные нервы, органы чувств;

  • использовать знания по анатомии и физиологии при изучении дисциплин специального цикла.




    1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

самостоятельная работа обучающегося 40 часов.



  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы





Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:




практические занятия

54

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

Итоговая аттестация в форме экзамена






2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины 060110 «Лабораторная диагностика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНАЯ

САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

9




Тема 1.1.

Анатомия и физиология как предмет. Основы цитологии и гистологии. Эпителиальная ткань. Соединительная ткань.

Содержание учебного материала

Анатомия и физиология как предмет. Связь анатомии и физиологии с другими дисциплинами.


Клетка - определение, строение, функции. Ткань- определение, классификация. Связи организма с окружающей средой.

Части тела, отделы головы, туловища, конечностей. Полости тела человека, в которых расположены органы. Плоскости, оси вращения; условные линии живота и грудной клетки. Основные анатомические и физиологические термины.

Орган, системы органов, аппараты. Эпителиальная ткань расположение, виды, функции. Классификация покровного эпителия.

Соединительная ткань расположение, функции, строение, классификация.

1

1

Практическое занятие


1. Эпителиальная ткань. Соединительная ткань.

2


2

Самостоятельная работа обучающихся


Составление графологической структуры «Строение соединительной ткани» Составление словаря терминов по тексту книги.

Составление сравнительной таблицы по тканям.

Работа со сборником тестовых заданий по теме «Клетка. Ткани».

Самостоятельная работа с учебными пособиями, влажными препаратами, атласом, электронными образовательными материалами.

Составление реферативных сообщений.

Создание презентаций.

1,5




Тема 1.2.

Мышечная ткань. Нервная ткань.

Содержание учебного материала


Мышечная ткань – специфическое свойство, функции, виды. Гладкая и исчерченная мышечная ткань. Сердечная мышечная ткань, функциональная анатомия.

Нервная ткань – расположение, строение (нейроны, макро- и микроглия, основное вещество). Строение нейрона, виды нейронов. Нервные волокна, виды, строение. Нервные окончания.

1




Практическое занятие

1. Мышечная ткань. Нервная ткань.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Зарисовка основных структур мышечных клеток.

Зарисовка основных структур нейронов.

Составление кроссвордов с использованием цитологических понятий.

Схематическое изображение разновидностей мышечных тканей.

Составление словаря терминов по тексту книги.

Составление сравнительной таблицы тканей.

Подготовка докладов и реферативных сообщений.

Составление кроссвордов.

1,5




Раздел 2.

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

9




Тема 2.1.

Процесс движения. Частная остеология



Содержание учебного материала

Опорно-двигательный аппарат-понятие. Пассивная и активная части опорно-двигательного аппарата. Скелет понятие, функции. Кость как орган, химический состав, виды костей, строение.

Соединения костей, их разновидности. Строение суставов, их классификация. Виды движения в суставах. Строение сустава.

Скелет туловища. Позвоночный столб, отделы, изгибы, строение и соединения позвонков. Строение грудины, ребер, соединения. Грудная клетка в целом, формы грудной клетки.

Отделы скелета верхней конечности, кости и суставы. Отделы скелета нижней конечности, кости и суставы.

Большой и малый таз, половые различия.

Череп, отделы, кости и их соединения. Череп в целом.

1

1

Практическое занятие

1. Кости туловища, конечностей, черепа и их соединения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Зарисовывание в тетрадь строения кости как органа, особенностей взаимоотношения губчатого и компактного вещества, возрастных особенностей костного мозга.

Выписывание химического состава костей и составление классификации видов костей и суставов.

Составление таблицы по взаимосвязи между формой сустава и количеством осей вращения.

Выписывание латинских названий костей и суставов скелета человека.

Подготовка реферативных сообщений на тему:

«Потребность двигаться и ее роль в удовлетворении потребности человека»

«Типичные места переломов конечностей, топографические особенности»

«Стернальная пункция».

1,5




Тема 2.2.

Мышечная система


Содержание учебного материала

Мышцы, мышечное волокно, виды мышц, вспомогательный аппарат.

Скелетные мышцы, топография, значение, мышечные группы.

Мышцы головы: жевательные, мимические. Мышцы шеи.

Мышцы туловища: спины, груди, живота, диафрагмы. Области спины, груди, живота, белая линия живота.

Мышцы верхней и нижней конечностей.


1

1

Практическое занятие

Миология. Мышечная система.


2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебно – методической литературой, сборником тестовых заданий, электронными образовательными ресурсами.

Составление словаря терминов по тексту учебника.

Подготовка реферативных сообщений.

Примерные темы: «Гиподинамия»,

«Значения физических нагрузок в формировании здорового образа жизни»,

«Движение - это жизнь»

Составление и решение кроссвордов.

Составление схем и таблиц по топографии различных групп мышц,

классификации мышц.

Работа с атласам по анатомии: зарисовка видов мышц, групп мышц.

Работа на занятиях в студенческом анатомическом кружке.

Создание презентации



1,5




Раздел 3.

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

9




Тема 3.1.

Анатомия органов дыхания

Содержание учебного материала

Верхние и нижние дыхательные пути. Строение носа, носовой полости, гортани, хрящи гортани. Трахея, бронхи, легкие, ацинус. Слизистые оболочки дыхательных путей..

Плевра, ее отделы.

Средостение, границы отделы.

1

1

Практическое занятие

1. Анатомия органов дыхания.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление кроссвордов по теме: «Анатомия и физиология органов дыхания»

Выписывание латинских названий органов дыхательной системы.

Изготовление санбюллетеня «Заболеваниях органов дыхания», «О вреде курения», «Защита атмосферы от промышленных загрязнении»

Составление графологической структуры о расположении и строении органов дыхания в связи с их функциями.

Изучение тестовых заданий по сборнику тестовых заданий «Анатомия и физиология человека»

Просмотр видеофильма «Тело человека».

Работа с электронными образовательными ресурсами


1,5




Тема 3.2.

Физиология органов дыхания.
Содержание учебного материала

Потребность дышать: структуры организма человека, ее удовлетворяющие. Значение кислорода и углекислого газа для человека.

Процесс дыхания – определение, этапы. Внешнее дыхание, характеристика, структуры его осуществляющие. Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Принцип газообмена между дыхательными средами.

Механизм вдоха и выдоха, 1-го вдоха новорожденного.

Дыхательный цикл. Показатели внешнего дыхания, легочные объемы.

Регуляция дыхания – дыхательный центр, его уровни.

1

1

Практическое занятие

1. Физиология органов дыхания.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление схемы регуляции дыхания.

Выписывание показателей внешнего дыхания, легочных объемов.

Зарисовка дыхательного центра с муляжа.

Составление сравнительной таблицы содержания кислорода и углекислого газа в дыхательных средах организма.

Подготовка реферативных сообщений по теме:

«Газовый состав воздуха», «Саморегуляция дыхания», «Уровни дыхательного центра».

Составление кроссвордов.

Работа со сборником тестовых заданий по теме:

«Морфофункциональная характеристика органов дыхания»


Создание презентации

1,5




Раздел 4.

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

18




Тема 4.1.

Анатомия органов пищеварительного канала больших пищеварительных желез


Содержание учебного материала

Пищеварительный тракт - отделы, особенности строения, функции.

Полость рта, отделы, строение, органы полости рта. Глотка, строение, расположение. Пищевод, строение, расположение, отделы. Желудок, топография, строение. Кишечник, отделы, расположение. Сфинктеры пищеварительной трубки. Брюшина, строение, складки, расположение относительно органов брюшной полости.

Большие слюнные железы: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные. Слюна, состав, свойства.

Поджелудочная железа - строение и расположение. Состав и свойства поджелудочного сока.

Печень – расположение, макро- и микроскопическое строение. Функции печени.

Желчный пузырь- расположение, строение. Желчь, состав, свойства, механизм образования и отделение желчи.

1

1

Практическое занятие


1. Анатомия органов пищеварительного канала и больших пищеварительных желез.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выписывание латинских названий органов пищеварения.

Составление кроссвордов по теме: «Анатомия органов пищеварения»

Зарисовывание границ зева, небных миндалин, как области для забора мазка на микрофлору.

Определения места открытия выводного протока околоушной слюнной железы, служащее для забора слюны с целью лабораторных исследований

Составление таблицы по расположению, строению, скелететопии и функциям органов пищеварения.

Создание презентации.

1,5




Тема 4.2.

Физиология системы пищеварения

Содержание учебного материала

Пищеварение в полости рта, состав и свойства слюны, всасывание в полости рта, образование пищевого комка, акт глотания.

Пищеварение в желудке. Моторная функция желудка. Фазы желудочной секреции. Состав желудочного сока. Всасывание в желудке.

Пищеварение в тонкой кишке – виды: полостное и пристеночное. Состав кишечного сока. Моторная функция тонкой кишки. Всасывание в тонкой кишке. Эвакуация пищи в толстую кишку.

Пищеварение в толстой кишке. Состав кишечного сока, микрофлора кишечника. Формирование и состав каловых масс. Моторная функция толстой кишки. Акт дефекации: произвольный и непроизвольный.

Регуляция пищеварения: центральные и местные механизмы. Пищеварительный центр. Голод, аппетит, насыщение.

2

1

Практическое занятие

1. Физиология системы пищеварения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с текстом учебника, составление конспекта прочитанного, зарисовка желез желудка, кишечника, больших пищеварительных желез.

Составление словаря терминов.

Составление схемы «Регуляция пищеварения»

Подготовка реферативных сообщений по теме:

«Роль витаминов в жизнедеятельности человека»

Изучение тестовых заданий из сборника тестовых заданий

Составление сравнительной таблицы по химическому и ферментативному

составу пищеварительных соков.

Создание презентации.

2




Тема 4.3.

Обмен веществ энергии организме человека.
Содержание учебного материала

Обмен веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен. Основной обмен; факторы, на него влияющие. Азотистый баланс: положительный, отрицательный, азотистое равновесие.

Белки – биологическая ценность, суточная потребность, состав, незаменимые аминокислоты. Конечные продукты обмена.

Жиры – биологическая и энергетическая ценность, суточная потребность. Ненасыщенные жирные кислоты. Конечные продукты расщепления жиров, выведение из организма.

Углеводы – биологическая и энергетическая ценность, суточная потребность, конечные продукты обмена.

Водно-электролитный обмен. Биологическая ценность воды, микроэлементов, минеральных веществ. Витамины, их значение для жизнедеятельности человека.

Рациональное питание, режим питания. Диетическое питание.

Терморегуляция: теплообмен, теплоотдача.

1

1

Практическое занятие

1. Обмен веществ и энергии в организме человека.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Работа с текстом учебника, составление конспекта прочитанного

Написание реферативных сообщений по теме:

«Диетическое питание»

«Азотистый баланс»

«Конечные продукты обмене веществ»

«Источники витаминов»

Создание презентации

1,5




Раздел 5.

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ

ВЫДЕЛЕНИЯ. СИСТЕМА ОРГАНОВ РЕПРОДУКЦИИ

18




Тема 5.1.

Анатомия органов мочевыделения

Содержание учебного материала

Органы выделения (почки, легкие, кожа, кишечник). Экскреты, выделяемые с мочой, калом, потом, при дыхании. Мочевая система, органы ее образующие.

Почки - морфологическое строение. Строение нефронов, их виды.

Мочеточники - расположение, строение.

Мочевой пузырь - расположение, строение.

Женский и мужской мочеиспускательные каналы. Произвольный и непроизвольный сфинктеры мочеиспускания. Строение мочеполовой диафрагмы.

Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция. Количество и состав первичной мочи. Количество и состав конечной мочи. Водный баланс. Суточный диурез. Регуляция мочеобразования и мочевыделения.

1

1

Практическое занятие

1. Анатомия органов мочевыделения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление сравнительной таблицы по связи органов выделения с вырабатываемыми или секретами.

Зарисование нефрона, указание его частей.

Работа с учебной и справочной литературой, Электронными образовательными ресурсами

Написание реферативных сообщений по темам:

«Этапы процесса выделения»

«Взаимосвязь выделительных структур организма»

«Критерии оценки процесса выделения»

Создание презентации

1,5




Тема 5.2.

Физиология органов мочевыделения

Содержание учебного материала

Количество и состав первичной мочи. Количество и состав конечной мочи. Минеральный состав мочи, плотность мочи, рН мочи, наличие клеток эпителия, лейкоцитов, эритроцитов, белка, сахара, как свидетельство патологических процессов в организма.

Понятие о полиурии, анурии, олигурии, уремии, глюкозурии, пиурии, гематурии. Суточный диурез. Регуляция мочеобразования и мочевыделения произвольный и непроизвольный акты мочеиспускания.

1

1

Практическое занятие

1.Физиология органов мочевыделения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление кроссвордов

Написание реферативных сообщений по темам:

«Взаимосвязь выделительных структур»

«Процесс выделения»

«Критерии оценки процесса выделения»

Работа с бланками анализов мочи, оценка их результатов

Создание презентации

1,5




Тема 5.3.

Женская половая система

Содержание учебного материала

Процесс репродукции, его значение для сохранения вида; структуры организма человека, его осуществляющие.

Строение женских половых органов (яичники, матка, маточные трубы, влагалище, девственная плева, большие и малые половые губы, лобок, половая щель, клитор).

Молочные железы – расположение, строение.


1

1

Практическое занятие

1. Анатомия и физиология женской половой системы

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление сравнительной таблицы первичных и вторичных половых признаков. Составление кроссвордов.

Работа с тестовыми заданиями по теме «Процесс репродукции».

Написание реферативных сообщений по темам: «Периоды внутриутробного

развития», «Гигиена беременной женщины»

Создание презентации.

1,5




Тема 5.4.

Мужская половая система.

Содержание учебного материала

Строение мужских половых органов (яичко, придаток яичка семявыносящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа, бульбоуретральные железы, половой член и мошонка).

Сперма – образования состав, пути движения из яичек в мочеиспускательный канал. Выведение спермы. Половые реакции человека. Мужской половой цикл.

1

1

Практическое занятие

1.Анатомия и физиология мужской половой системы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов.

Работа со сборником тестовых заданий по теме «Процесс репродукции».

Составление кроссвордов.

Написание реферативных сообщений.

1,5




Раздел 6.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА

9




Тема 6.1.

Гомеостаз. Состав, свойства и функции крови.

Содержание учебного материала

Понятие о внутренней среде организма. Состав и функции внутренней среды организма. Понятие гомеостаза. Основные физиологические константы внутренней среды. Нервный и гуморальный механизмы саморегуляции гомеостаза.

Состав и функции крови. Константы крови. Плазма крови, состав и функции. Форменные элементы крови, виды, строение, функции, количество. Гемолиз, его виды. Приборы, используемые для подсчета форменных элементов крови, определение гемоглобина, СОЭ.

1

1

Практическое занятие

1. Изучение состава, свойств, функций крови.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление словаря терминов

Написание докладов, рефератов по теме «Анемия», «Значение крови».

Составление кроссвордов

Заполнение «Лейкоциторной формулы Шиллинга»

Составление сравнительной таблицы по видам гемолиза

Создание презентации

1,5




Тема 6.2.

Гемостаз. Группа крови в системе АВО, резус-фактор. Совместимость групп крови.

Содержание учебного материала

Гемостаз, определение, механизмы. Факторы и механизмы свертывания крови. Противосвертывающая система. Гемолиз, агглютинация.

Группы крови системы АВО, их определение, резус-фактор. Переливание крови, донорство. Совместимость крови донора и реципиента. Причины резус-конфликта и АВ0-конфликта.

1

1

Практическое занятие

1. Свертывание крови группы крови системы АВО, резус-фоктор.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление схемы гемопоэза

Составление схем определение группы крови

Составление кроссвордов

Работа со сборником тестовых заданий по теме «Внутренняя среда организма»

Написание реферативных сообщений по теме:

«Донорство»

«Резус конфликт»

«Гемотрансфузия. Осложнения»

«Совместимость крови»

Составление схемы свертывания крови.

Создание презентации

1,5





Раздел 7.

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ

КРОВООБРАЩЕНИЯ. ИММУННАЯ СИСТЕМА

18




Тема 7.1.

Процесс кровообращения. Сердце, анатомия и физиология.

Содержание учебного материала

Процесс кровообращения, определение, сущность. Строение сосудов, их разновидности, функции.

Сердце – расположение, внешнее строение, анатомическая ось, проекция на поверхность грудной клетки. Камеры сердца, отверстия сердца, клапаны сердца. Строение стенки сердца. Физиологические свойства миокарда. Проводящая система сердца. Электрические явления в сердце, их регистрация. Сердечный цикл, его фазы. Сердечный толчок. Перкуссия и аускультация сердца. Механизмы регуляции деятельности сердца. Венечный круг кровообращения.

Основные показатели кровообращения.


2

1

Практическое занятие

1. Процесс кровообращения. Анатомия сердца. Физиология сердца.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебно – методической литературой, сборником тестовых заданий, электронными образовательными ресурсами.

Составление словаря терминов по тексту учебника.

Подготовка реферативного сообщения.

Примерные темы: «Влияние гиподинамии на состояние сердечно-сосудистой системы»

«Влияние питания на состояние сердечно-сосудистой системы».

Составление и решение кроссвордов.

Составление схем и таблиц по анатомии и физиологии сердца.

Работа с атласам по анатомии: зарисовка строения сердца и сосудов.

Работа на занятиях в студенческом анатомическом кружке.

Создание презентации

3




Тема 7.2.

Большой и малый круги кровообращения.

Артериальная и венозная системы


Содержание учебного материала

Сосуды малого круга кровообращения: легочный ствол, легочные артерии, легочные вены.

Сосуды большого круга кровообращения. Артерии большого круга кровообращения: аорта, ее отделы, артерии головы и шеи, артерии верхних и нижних конечностей. Артерии грудной и брюшной части аорты, артерии таза. Артериальный пульс, характеристика, подсчет, оценка. Артериальное давление крови, определение, оценка.

Вены большого круга кровообращения. Критерии оценки процесса кровообращения. Причины движения крови по сосудам. Система верхней полой вены. Система нижней полой вены. Система воротной вены.

1

1

Практическое занятие

1. Большой и малый круги кровообращения. Артериальная и венозная системы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебно – методической литературой, сборником тестовых заданий, электронными образовательными ресурсами.

Составление словаря терминов по тексту учебника.

Подготовка реферативного сообщения.

Составление и решение кроссвордов.

Составление схем и таблиц по отделом малого и большого кругов кровообращения.

Работа с атласам по анатомии: зарисовка отделов малого и большого кругов кровообращения.

Работа на занятиях в студенческом анатомическом кружке.

Создание презентации.

1,5




Тема 7.3.

Лимфатическая система. Органы иммунитета

Содержание учебного материала

Строение системы лимфообращения. Состав лимфы, ее образование. Функции лимфатической системы. Строение стенки лимфатических сосудов. Отличие лимфатического капилляра от кровеносного. Основные лимфатические сосуды и группы лимфоузлов. Строение лимфатического узла, его функции. Строение и функции селезенки.

Понятие иммунитета. Центральные и периферические органы иммунной системы.

1

1

Практическое занятие

  1. Лимфатическая система, органы иммунитета




2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебно – методической литературой, сборником тестовых заданий, электронными образовательными ресурсами.

Составление словаря терминов по тексту учебника.

Подготовка реферативного сообщения на тему: «Иммунитет»

Составление и решение кроссвордов.

Составление схем и таблиц по лимфатической системе и органам иммунной системы.

Работа с атласам по анатомии: зарисовка отделов лимфатической системы и органов иммунной системы.

Работа на занятиях в студенческом анатомическом кружке.

Создание презентации.

1,5




Раздел 8.

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЭНДОКРИННЫХ ЖЕЛЕЗ

9







Содержание учебного материала

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Виды гормонов. Понятие органов-мишеней. Гипоталамо-гипофизарная система. Морфология, расположение, функции эпифиза, гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников, половых желез, поджелудочной железы, тимуса. Нарушения деятельности желез внутренней секреции.

2

1

Практическое занятие

  1. Эндокринная система.

  2. Анатомия и физиология желез внутренней секреции.

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебно – методической литературой, сборником тестовых заданий, электронными образовательными ресурсами.

Составление словаря терминов по тексту учебника.

Подготовка реферативного сообщения.

Примерные темы: «История развития эндокринологии», «Сахарный диабет», «Факторы влияющие на работу желез внутренней секреции».

Составление и решение кроссвордов.

Составление схем и таблиц по железом внутренней секреции.

Работа с атласам по анатомии по зарисовке желез внутренней секреции.

Работа на занятиях в студенческом анатомическом кружке.

Создание презентации.

3




Раздел 9.

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

12




Тема 9.1.

Анатомия и физиология спинного мозга и спинномозговых нервов


Содержание учебного материала

Общие принципы строения нервной системы. Классификация нервной системы. Виды нейронов. Рефлексы – понятие, виды. Рефлекторная дуга.

Строение и функции спинного мозга, расположение в позвоночном канале Нервные центры спинного мозга. Оболочки спинного мозга.

Составные части периферической нервной системы. Ветви спинномозговых нервов, сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, зоны иннервации задних ветвей.

1

1

Практическое занятие

Анатомия и физиология спинного мозга и спинномозговых нервов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебно – методической литературой, сборником тестовых заданий, электронными образовательными ресурсами.

Составление словаря терминов по тексту учебника.

Подготовка реферативного сообщения.

Составление и решение кроссвордов.

Составление схем и таблиц по отделом нервной системы, по строению и функциям спинного мозга, по сплетениям спинномозговых нервов.

Работа с атласам по анатомии: зарисовка горизонтального среза спинного мозга, звеньев рефлекторной дуги, синапса.

Работа на занятиях в студенческом анатомическом кружке. Работа с учебно – методической литературой, сборником тестовых заданий, электронными образовательными ресурсами.

Создание презентации.

1,5




Тема 9.2.

Анатомия и физиология головного мозга. Черепные нервы.

Содержание учебного материала

Общая характеристика головного мозга. Строение, расположение и функции отделов головного мозга: продолговатый мозг, задний мозг, средний, промежуточный и конечный мозг. Оболочки и полости мозга. Проекционные зоны коры.

Черепные нервы, характеристика 12 пар. Зоны иннервации черепных нервов.

Структуры мозга, осуществляющие ВНД.


1

1

Практическое занятие

Анатомия и физиология головного мозга. Черепные нервы.


2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебно – методической литературой, сборником тестовых заданий, электронными образовательными ресурсами.

Составление словаря терминов по тексту учебника.

Подготовка реферативного сообщения.

Примерные темы: «Типы высшей нервной деятельности», «Сон»

Составление и решение кроссвордов.

Составление схем и таблиц отделов головного мозга, хода черепных нервов.

Работа с атласам по анатомии: зарисовка отделов головного мозга, черепных нервов.

Работа на занятиях в студенческом анатомическом кружке.

Создание презентации.

1,5




Тема 9.3.

Вегетативная нервная система

Содержание учебного материала

Классификация вегетативной нервной системы. Центральные и периферические отделы вегетативной нервной системы. Отличия вегетативной нервной системы от соматической, симпатической нервной системы от парасимпатической. Симпатические стволы и нервные сплетения. Влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на деятельность внутренних органов.




1

Практическое занятие

1. Вегетативная нервная система.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебно – методической литературой, сборником тестовых заданий, электронными образовательными ресурсами.

Составление словаря терминов по тексту учебника.

Подготовка реферативного сообщения.

Составление и решение кроссвордов.

Составление схем и таблиц по вегетативной нервной системы.

Работа с атласам по анатомии: зарисовка частей вегетативной нервной системы.

Работа на занятиях в студенческом анатомическом кружке.

Создание презентации.

1




Раздел 10.

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА

9




Тема 10.1.

Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем. Виды анализаторов. Органы вкуса, обоняния, зрения


Содержание учебного материала

Понятие о сенсорной системе, ее значение. Анализатор: отделы, виды. Органы чувств, их значение в познании внешнего мира.

Обонятельная сенсорная система: вспомогательный аппарат, обонятельные рецепторы, проводниковый и центральный отделы.

Вкусовая сенсорная система: вспомогательный аппарат, вкусовые рецепторы, строение вкусовой луковицы, проводниковый отдел, подкорковый и корковый центры вкуса

Зрительная сенсорная система, ее вспомогательный аппарат. Глаз, глазное яблоко, вспомогательный аппарат глаза. Подкорковый и корковый центры зрения.

1

1

Практическое занятие

1. Анатомия и физиология органов вкуса, обоняния и зрения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебно – методической литературой, сборником тестовых заданий, электронными образовательными ресурсами.

Составление словаря терминов по тексту учебника.

Подготовка реферативного сообщения.

Примерные темы: « Нарушение цветового зрения» «Близорукость и дальнозоркость»

Составление и решение кроссвордов.

Составление схем и таблиц по органов вкуса, обоняния, зрения.

Работа с атласам по анатомии: зарисовка органов вкуса, обоняния, зрения.

Работа на занятиях в студенческом анатомическом кружке

Создание презентации.

1,5




Тема 10.2.

Органы слуха, равновесия и осязания.

Содержание учебного материала

Слуховая сенсорная система. Отделы уха. Наружное, среднее, внутреннее ухо, строение, функции. Костный и перепончатый лабиринт. Кортиев орган улитки, проводниковый отдел, центральный отдел.

Вестибулярная сенсорная система. Рецепторы, локализация (отолитовый аппарат, ампулярные кристы), проводниковый отдел, центральный отдел.

Кожа, строение, функции, виды кожных рецепторов. Производные кожи: волосы, ногти. Отделы и строение проприоцептивной сенсорной системы. Корковые отделы анализаторов.

1

1




Практическое занятие

1. Анатомия и физиология органов слуха, равновесия и осязания.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с учебно – методической литературой, сборником тестовых заданий, электронными образовательными ресурсами.

Составление словаря терминов по тексту учебника.

Подготовка реферативного сообщения.

Примерные темы: «Уход за кожей», «Невесомость».

Составление и решение кроссвордов.

Составление схем и таблиц по органам слуха, равновесия и осязания.

Работа с атласам по анатомии: зарисовка органов слуха, равновесия и осязания.

Работа на занятиях в студенческом анатомическом кружке

Создание презентации.


1,5



Зачетное занятие


Тестирование на компьютере

2







  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения

  • компьютер;

  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • проектор для демонстрации слайдов;

  • прибор Панченкова (демонстрационный);

  • гемометр Сали (демонстрационный);

  • фонендоскоп;

  • тонометр;

  • микроскоп с набором объективов;

  • спирометр;

  • динамометр;

  • сетка Горяева;

  • тренажер для определения групп крови;

  • набор стационарных сывороток;

  • дуоденальный зонд;

  • желудочный зонд.

  • диапроектор

  • кадропроектор (для слайдов)

  • кодоскоп

  • фильмоскоп



Условия реализации учебной дисциплины



Информационные средства обучения (учебная литература)

  • учебники

  • учебные пособия

  • справочники

  • атласы

  • словари

  • сборник тестовых заданий и ситуационных задач

  • альбомы



Наглядные средства обучения

1. Изобразительные пособия:

  • плакаты

  • схемы

  • рисунки

  • фотографии

  • фотоснимки

  • рентгеновские снимки

  • таблицы

2.Натуральные пособия:

  • приборы

  • фантомы

  • костный материал

  • макропрепараты


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Воробьева Е.А. и др. Анатомия и физиология: Учебник для мед. училищ. – М.: Медицина, 1981.

  2. Атлас анатомия человека: Учебное пособие для медицинских учебных заведений.-М.: РИПОЛ классик, 2007

  3. Самусев Р., Липченко В. Атлас анатомии человека. – М.: ОНИКС 21 век – Мир и образование 2003

  4. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

  5. Физиология: Учебное пособие для мед. училищ. Под ред. С. Георгиевой. – М.: Медицина, 1981.

6. Барышников С.Д. Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000.

7. Барышников С.Д. Практикум по анатомии и физиологии человека с основами патологии. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000.

8. Барышников С.Д. Тестовые задания по анатомии и физиологии человека с основами патологии. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.


Дополнительные источники:

1. Борисович А.И. и др. Словарь терминов и понятий по анатомии человека.

2. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

3. Гаврилов Л.Ф., Татаринов В.Г. Анатомия: Учебник. – М.: Медицина, 1986.

4. Сапин М.Р., Билич Г.А. Анатомия человека: Учебник для вузов. – М.: ОНИКС/Мир и Образование/Мн.: Харвест, 2007

5. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. В 3 т. – М.: Медицина, 1967.

6. Топоров «Словарь терминов по клинической анатомии. Москва. Медицина 2008 г.

7. Дегторев «Нормальная физиология» учебник Медвуз. Москва Мерицина 2006 г.

8. Сапин М.Р. «Атлас анатомии человека» в 3 х томах. Москва Медицина 2007 г.

9. Сапин М.Р. «Анатомия человека» для медицинских училищ. Москва. Медицина 2003 г.

10. Швырев А.А. «Малый анатомический атлас» Ростов-на Дону. Феникс 2005 г.

11. Николаев В Т «Анатомия человека» учебное пособие Ростов – на – Дону. Феникс 2006 г.

12. Смольянникова Н.В.

13. Фалина Е.Ф.

14. Сагун В.А. «Анатомия и физиология» учебник для медицинских училищ.

ГОУ ВПО ММА или И.М. Сеченова 200 г.

15. Сапин М.Р. Билич Г.Л. «Анатомия человека» УМО 2008 г.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • структурных уровней организации человеческого организма;

  • структуры функциональных систем организма, его основных физиологических функций и механизмов их регуляции;

  • количественных и качественных показателей состояния внутренней среды организма, механизмах ее регуляции и защиты;

  • механизмов взаимодействия организма человека с внешней средой и условиями внешней среды, принципов адаптации.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • показать на скелете кости;

  • показать на муляжах и таблицах основные мышцы;

  • показать на муляжах и таблицах органы дыхания, пищеварения, мочеполового аппарата, сердце и крупные сосуды, железы внутренней секреции, отделы головного мозга, крупные спинномозговые и черепные нервы, органы чувств;

  • использовать знания по анатомии и физиологии при изучении дисциплин специального цикла.

Рекомендуются различные формы и методы контроля освоения дисциплины:

  • самоконтроль и самооценка (тестирование, решение ситуационных задач);

  • контроль преподавателя (индивидуальный, групповой, комбинированный, фронтальный);

внешний контроль независимыми экспертами или с помощью средств автоматизации (тестирование, экзамен).

При разработке рабочей программы дисциплины образовательному учреждению даются право формирования содержания, последовательности изучения учебного материала и распределения учебных часов по разделам (темам), а также замены практических занятий другими, сходными по содержанию.


Разработчики:

ГАОУ СПО Казанский медицинский колледж преподаватель анатомии и

физиологии Валиуллина А.Р.


ГАОУ СПО Казанский медицинский колледж преподаватель анатомии и

физиологии Ягудина Н.Я.


ГАОУ СПО Казанский медицинский колледж преподаватель анатомии и

физиологии Потапова Л.И.


Эксперты:

_____________ ______________________ ___________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


_____________ ______________________ ____________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Примерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека по специальности 060110 Лабораторная диагностика Базовый уровень iconПримерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека по специальности 060604. 51 Лабораторная диагностика

Примерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека по специальности 060110 Лабораторная диагностика Базовый уровень iconПримерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека 2012г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Примерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека по специальности 060110 Лабораторная диагностика Базовый уровень iconОбласть применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по специальности 060110 «Лабораторная диагностика» профессии медицинский лабораторный техник.

Примерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека по специальности 060110 Лабораторная диагностика Базовый уровень iconПримерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека 2011 г

Примерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека по специальности 060110 Лабораторная диагностика Базовый уровень iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 02 Анатомия и физиология человека 2012 г

Примерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека по специальности 060110 Лабораторная диагностика Базовый уровень iconПримерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии 2011г

Примерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека по специальности 060110 Лабораторная диагностика Базовый уровень iconТесты для экзамена по курсу «Гистология с гистологической техникой» для специальности 0407 Лабораторная диагностика базовый уровень

Примерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека по специальности 060110 Лабораторная диагностика Базовый уровень iconРабочая программа учебной дисциплины «бухгалтерский учет» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования)
Учебная программа дисциплины «Бухгалтерский учет» разработана для студентов специальностей экономического профиля по специальности...

Примерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека по специальности 060110 Лабораторная диагностика Базовый уровень iconПримерная программа базовый уровень Оригинал расположен на www eduspb com Стандарт среднего (полного) общего образования по физике базовый уровень

Примерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека по специальности 060110 Лабораторная диагностика Базовый уровень iconРабочая программа учебной дисциплины «бизнес-планирование» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования)
Учебная программа дисциплины «Бизнес-планирование» разработана для студентов специальностей экономического профиля по специальности...



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск