Тема урока | ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ И КИШЕЧНИКЕ | Планируемые результаты | Учащиеся узнают, что И. П. Павлов получил Нобелевскую премию за изучение работы органов пищеварения. | Личностная значимость изучаемого для школьника | Все знают, что обманывать плохо. Когда человек жует жвачку, желудок получает информацию о еде, но пища не поступает, и желудок начинает переваривать сам себя. | План урока | 1). Проверка знаний и умений, учебник, с. 154-155. 2). Изучение нового материала. 1. Желудок человека, особенности его строения и функций. 2. Пищеварение в желудке. Желудочный сок, его состав и действие на переваривание пищи. 3. Нервно-гуморальная регуляция деятельности желудка. 4. Кишечник, его отделы и функция. 5. Печень. 3). Закрепление изученного материала, учебник, с. 160-161. | Методы обучения | Частично поисковый, проблемный. Полезно ли жевать жвачку? | Формы организации учебной деятельности | Комбинированный урок. Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки». | Приемы деятельности учителя | Эвристическая беседа, организация показа модели фистулы, работы с учебником, обсуждение изученного материала, анализ информации. | Познавательные задания | 1. Согласны ли вы, что главный отдел, где переваривается пища,— это желудок? Посмотрите видеофрагмент. Какое строение имеет желудок? Почему говорят «сытый желудок»? 2. Выполните лабораторную работу «Воздействие желудочного сока на белки». Налейте в пробирку 3-4 см3 желудочного сока, добавьте хло пья куриного белка и подержите в водяной бане при температуре 38- 39 °С полчаса. При отсутствии необходимых условий лабораторную ра боту можно заменить демонстрацией. 3. Решите задачу. На один квадратный сантиметр слизистой оболочки желудка приходится около 100 желудочных желез, они располагаются всплошную. В желудке их около 14 млн. Какова площадь внутренней поверхности желудка? 4. Выскажите свое мнение: полезно ли для желудка жевать жвачку? Как регулируется работа желудка? 5. Назовите отделы кишечника. Известно, что у хищников и всеядных животных кишечник довольно короткий: всего в 3-4 раза длиннее их тела, в то время как у жвачных животных — в 20-30 раз. Как вы думаете, почему? 6. Сравните процессы пищеварения в желудке и кишечнике. 7. Что вы знаете о самой большой железе организма? Ни одна капля крови от органов пищеварения не попадает к сердцу, не пройдя через печень. В течение минуты через печень протекает 1,5 л крови, а в сутки — до 2000 л. Откуда берется столько крови, если в организме человека ее всего 5 л? Почему у пьяниц бывает цирроз печени? | Организация деятельности учащихся | Смотрят кинофильм, сравнивают процессы пищеварения в разных отделах желудочно-кишечного тракта, решают задачи, анализируют полученную информацию. | Развитие умений учащихся | Использовать различные источники информации, реализовывать межпредметные связи, адекватно воспроизводить информацию, сравнивать, делать выводы. | Основные понятия и термины урока | Желудок, желудочный сок, тонкая кишка, двенадцатиперстная кишка, печень, желчь, толстая кишка, аппендикс, прямая кишка, поджелудочная железа. | Источники информации | Основные: учебник, с. 156-158, фильм «Изучение работы органов пищеварения», оборудование для лабораторной работы: желудочный сок, разбавленная соляная кислота, щелочь, белок, пробирки, спиртовка. Дополнительные: И. Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека; Человек. Организм и здоровье. С. 108-139. | Домашнее задание | Учебник, с. 156-158 (до всасывания). | Оценки за урок | 6-8 оценок по усмотрению учителя, 4-5 тетрадей на проверку. | |