Задачи: Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей icon

Задачи: Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей





Скачать 128.48 Kb.
НазваниеЗадачи: Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей
Дата конвертации17.04.2013
Размер128.48 Kb.
ТипУрок
Тема урока: Осевой скелет. Особенности скелета, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Задачи:

  1. Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях.

  2. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей.

  3. Раскрыть значение сходства скелета человека и млекопитающих животных как доказательства общности происхождения человека и животных.

  4. Научить выявлять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Оборудование: модели скелета человека, демонстрационные таблицы “Скелет и мышцы человека”, “Скелет черепа”, “Строение костей и типы их соединений”

На доске написан эпиграф к уроку: “Движение – это жизнь”. Вольтер.

Каковы особенности строения скелета человека?

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение домашнего задания.

  1. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат и какие функции выполняет?

  2. Каков химический состав костей?

  3. Какая ткань образует кость? Какие бывают кости?

  4. Расскажите о строении кости.

  5. Как кости растут в длину и в толщину?

  6. Какие бывают соединения костей?

  7. Работа по дидактическим карточкам (2 человека).

III. Изучение нового материала.

1. Общий обзор скелета человека.


Чтоб черпать полной чашей
Труд, счастье, наслажденье,
Залогом жизни нашей
Является движенье!
В.В. Розенблат.


“Движение — это жизнь”, — заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвёртом месяце после рождения — тянуться, хватать различные предметы.

Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Обеспечивает всё это костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат. Он включает кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, конечностей и туловища образуют твёрдый остов тела, или скелет (от греч. “скелетос” — буквально “высохший”).

Мышцы и соединительнотканные образования — хрящи, фасции, связки, сухожилия — мягкий остов, или гибкий скелет, человеческого тела. Твёрдый остов выполняет разные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определённом положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с гибким остовом дарит нам способность двигаться. Кроме того, кости, мышцы, связки служат надёжным панцирем для скрывающихся в теле внутренних органов и тканей.

У истоков изучения скелета. С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах — Демокрит — собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален — древнеримский врач и естествоиспытатель — посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных.

Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма.

Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики.

Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных.

Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы.

У насекомых такой основой является наружный покров тела, состоящий из очень прочного вещества – хитина. У высших животных и человека вместо этого развился внутренний костный скелет. У него две функции: во-первых, он является основой, опорой для всех остальных органов и тканей тела; во-вторых, он защищает наиболее важные органы. Так, спинной и головной мозг со всех сторон заключены в костный футляр. Сердце и легкие защищены ребрами. Печень и почки. О которых мы привыкли думать как об органах брюшной полости, находятся в самой верхней её части и также прикрыты рёбрами (печень – почти целиком).


В скелете человека различают: скелет головы, скелет туловища и скелет верхних и нижних конечностей.


2. Скелет головы – череп. Голова всегда считалась священной частью тела. В древности многие верили, что в ней обитает душа. По представлениям полинезийского народа маори, голова служила вместилищем маны — особой силы человека. Поэтому нельзя было не только дотрагиваться до голов знатных маори, но даже передавать что-либо через голову вождя.Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы защитить дом от воров, ими унизывали ограду — у жителей горных районов Бирмы, Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были “украшены” такими костными останками. Конкистадоры Кортеса в XVI в. увидели в одном из ацтекских храмов более 136 тыс. черепов. Испанские завоеватели восприняли их как экспонаты, хотя и не совсем обычные, но для аборигенов сохраняемые черепа предков служили оберегами от бед и опасностей.

Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? Специалисты разделяют его на мозговой, охраняющий головной мозг, и лицевой, образующий костную основу лица.

Формирование Homo sapiens на заре его истории привело к изменению формы черепа. Это было обусловлено прямохождением и специализацией рта. Первое обстоятельство повлекло смешение точки опоры головы вперёд, а второе вызвало возникновение органа речи и изменение процесса питания. Люди научились использовать хозяйственные орудия и уже не испытывали необходимости в грубой переработке пиши зубами. К тому же зубы постепенно перестали быть средством защиты и нападения. Соответственно размеры челюстей и всей лицевой части черепа уменьшились, а мозговой — возросли. Тем более что увеличился и объём головного мозга человека.

В процессе развития происходило “наплывание” мозгового отдела на лицевой.

Мозговой отдел образован рядом костей — плоских, смешанных и воздухоносных. Нет только, если вспомнить все их виды, трубчатых — ни длинных, ни коротких. Они просто не нужны. Кости образуют округлую полость черепа, венчающего тело.

Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся сзади в области крыши (купола) черепа с двумя теменными костями. Уместно подчеркнуть, что лоб у нас большой из-за хорошего развития мозга, и в том числе его лобных долей. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам — весьма тонкие височные кости. Поскольку прочность их мала, удар в висок опасен. В “Песне про купца Калашникова...” М. Ю. Лермонтова молодой купец одним ударом в висок убил удалого опричника Кирибеевича.

Кости черепа разнообразны по форме; зачастую она далека от строгой геометричности. В этом можно убедиться, рассматривая череп снизу, т. е. со стороны основания. Сразу бросается в глаза большое затылочное отверстие. Рядом с ним и впереди расположены более мелкие отверстия и каналы, предназначенные для черепных нервов и их ветвей, а также кровеносных сосудов.

Лицевая же часть, на строительство которой идёт 16 более тонких костей, связана с органами дыхания, пищеварения и чувств.

Только человеку присущ подбородок треугольной формы, впрочем крайне изменчивый по очертаниям: у кого-то он может сильно выдаваться вперёд, у кого-то укорочен и т. д. Такого выступа нет у обезьян, не было его и у древних людей. Его появление обусловлено развитием членораздельной речи. Нижняя челюсть — единственная подвижная кость черепа. Правда, на шее есть и ешё одна подвижная косточка — подъязычная, но она связана с черепом не суставом, а за счёт окружающих её мышц шеи.

На лицевом черепе сразу обращают на себя внимание крупные глазницы и наружное отверстие полости носа. Его слегка прикрывают сверху сросшиеся друг с другом мелкие носовые косточки, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед. Чуть ниже глазниц лежат парные верхнечелюстные кости.

Череп меняется с возрастом. На первых месяцах развития плода он весь перепончатый (соединительнотканный). Затем в основании появляются хрящи, постепенно преобразующиеся в кости. А в области крыши черепа хрящи так и не возникают – у младенцев здесь участки между отдельными костями закрыты соединительной тканью.

Довольно широкие промежутки на черепе новорожденного получили название родничков, которым когда-то приписывали фантастические свойства, вплоть до способности пропускать “духов” головного мозга. Теперь же никто не сомневается, что во внутриутробный период швы и роднички необходимы, чтобы самая большая часть плода – его головка могла изменять форму и легче проходить через родовые пути женщины. А появившемуся на свет младенцу роднички нужны, так как ребёнок бурно растет, мозг увеличивается. Чтобы в какой-то момент мозгу не стало тесно в черепной коробке, природа предусмотрела роднички.

3. Скелет туловища. Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки. Основу скелета составляет позвоночник, имеющий оригинальную конструкцию. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости и доставляли бы такие же неприятные ощущения, как езда в телеге без рессор по булыжной мостовой. Упругость сотен связок, хрящевых прослоек и изгибов делает позвоночник прочной и гибкой опорой. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться, прыгать, кувыркаться, ездить верхом, бегать. (Приложение 1.)

Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу — он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при самых невероятных изгибах позвоночника.

Вспомните сложные цирковые акробатические номера, и вы поймете, насколько совершенны подвижность и прочность позвоночника. Изгибы позвоночного столба соответствуют нагрузке на ось скелета. Поэтому нижняя, более массивная часть становится опорой при движении, верхняя — помогает сохранять равновесие. Позвоночный столб можно было бы назвать позвоночной пружиной.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук, туловища. Верхний отдел позвоночника поддерживает голову. Длина позвоночника составляет около 40% длины тела человека.

Позвоночник состоит из 33—34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4—5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.

Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.

Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие.

Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей.

4. Скелет конечностей. У человека функции конечностей — рук и ног — четко разграничены. Верхними человек совершает трудовые операции, множество разнообразных движений, в том числе сложных, нижние служат для опоры и передвижения.

Скелет любой конечности состоит из двух частей: пояса конечностей и скелета свободной конечности. Кости пояса конечностей соединяют свободные конечности со скелетом туловища.Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья и кисти. Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение {плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения рукой.

Предплечье образовано лучевой и локтевой костями. Способность лучевой кости поворачиваться вокруг локтевой позволяет совершать такие движения, как поворачивание ключа, вращение отвертки.

Кисть образована большим количеством мелких костей. В ней различают три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев. Пояс нижних конечностей {тазовый пояс) составляют две тазовые кости, которые соединяются с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб (туловище). С тазовыми костями соединяются скелет нижних конечностей и мышцы, он служит для них опорой и принимает участие в их движениях. Тазовый пояс также поддерживает и защищает внутренние органы. Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, костей голени и стопы. Массивная бедренная кость — самая крупная кость скелета человека. К костям голени относятся большеберцовая и малоберцовая кости. Кости стопы подразделяют на кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев.

5. Сходство и различия между скелетом человека и млекопитающих животных. (Самостоятельная работа с текстом дидактической карточки, опоры-рисунка, моделями, рисунками по выявлению особенностей скелета человека, связанных с прямохождением и трудовой деятельностью.) (Приложение 2.)

6. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, развитием мозга. (Продолжение самостоятельной работы. Беседа с элементами рассказа учителя, дополняющего знания о скелете.)

Особенности строения скелета человека

А) связанные с прямохождением:

  1. Позвоночник имеет изгибы.

  2. Грудная клетка расширена в стороны.

  3. Тазовый пояс широкий, имеет вид чаши.

  4. Массивные кости нижних конечностей толще и прочнее костей рук.

  5. Стопа сводчатая.

Б) связанные с трудовой деятельностью:

  1. Большой палец руки противопоставлен остальным

  2. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.

IV. Закрепление материала.

Заполнение таблицы “Скелет человека”.


V. Домашнее задание. § 11, таблица

Скелет человека

Части тела




Отделы скелета

Кости скелета

Особенности скелета человека

_Голова (скелет – череп)

Мозговой отдел (черепная коробка)

Парные кости: теменные и височные. Непарные кости: лобная, затылочная, решетчатая, клиновидная.

Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой, и имеет объем 1500 см3.

_

Лицевой отдел черепа

Парные кости: верхняя челюсть, скуловые, носовые, слезные, нёбные. Непарные кости: нижняя челюсть, подъязычная кость.

Развитие подбородочного

выступа в связи с членораздельной речью.

_Туловище (скелет)

Позвоночник

7 шейных позвонков, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 4-5 копчиковых.

S-образный изгиб позвоночника, увеличение тел позвонков, отсутствие хвоста.

_

Грудная клетка

12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудная кость.

Сжата в переднезаднем направлении.

_Конечности

(скелет)

Верхняя конечность

Плечевой пояс: две лопатки, две ключицы.

Большая подвижность плечевого сустава.

_




Свободная конечность (рука): плечо — плечевая кость, предплечье — локтевая и лучевая кости, кисть — в запястье (8 костей), пясть (5), фаланги пальцев (14 костей).

Большой палец противопоставлен остальным.

_

Нижняя конечность


Тазовый пояс: парные кости — подвздошные, седалищные, лобковые.

Скелет таза широкий и массивный — для поддержания внутренних органов.

_




Свободная конечность (нога): бедро — бедренная кость, голень — большая и малая берцовые, стопа — предплюсна (7 костей), пяточная кость, плюсна (5 костей), фаланги пальцев (14).

Ограниченное движение тазобедренного сустава.

Стопа образует свод. Развита большая пяточная кость, но меньше развиты пальцы. Ноги длиннее рук, кости массивнее.

_


Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Человека характеризует вертикальное положение тела, опирающегося только на нижние конечности. Позвоночник взрослого человека имеет изгибы (рис 1, рис. 6). Во время быстрых, резких движений изгибы пружинят и смягчают толчки. У млекопитающих животных, которые опираются на четыре конечности, позвоночник таких изгибов не имеет.

Грудная клетка человека в связи с прямохождением рас­ширена в стороны. У млекопитающих животных она сжата с бо­ков (рис. 4).

Одна из самых характерных черт скелета человека — это строение руки, ставшей органом труда. Кости пальцев подвиж­ны. Самый подвижный, большой палец, хорошо развитый у че­ловека, располагается напротив всех остальных, что важно для различных видов работы — от колки дров, требующей сильных размашистых движений, до сборки ручных часов, которая свя­зана с тонкими и точными движениями пальцев.

В связи с вертикальным положением тела человека пояс его нижних конечностей очень широк и имеет вид чаши (рис. 5). Он служит опорой для внутренних органов брюшной полости. У млекопитающих животных таз значительно уже, чем у чело­века.

Массивные кости нижних конечностей человека толще и проч­нее костей рук, так как ноги несут на себе всю тяжесть тела. Сводчатая стопа человека при ходьбе, беге, прыжках пружи­нит, смягчает толчки (рис. 2).

В скелете головы человека мозговой отдел черепа преобла­дает над лицевым (рис. 3). Это связано с большим развитием головного мозга человека. Формирование Homo sapiens на заре его истории привело к изменению формы черепа. Это было обусловлено прямохождением и специализацией рта. Первое обстоятельство повлекло смешение точки опоры головы вперёд, а второе вызвало возникновение органа речи и изменение процесса питания. Люди научились использовать хозяйственные орудия и уже не испытывали необходимости в грубой переработке пиши зубами. К тому же зубы постепенно перестали быть средством защиты и нападения. Соответственно размеры челюстей и всей лицевой части черепа уменьшились, а мозговой — возросли. Тем более что увеличился и объём головного мозга человека.



Рис. 1. Место прохождения центра тяжести при вертикальном положении тела у обезьяны и

человека.

Рис. 2. Строение стопы человека и обезьяны.













Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи: Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей iconТема: Строение скелета туловища и конечностей
...

Задачи: Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей iconЗадачи: Познакомить учащихся со строением и функциями тканей организма человека. Развитие навыков самостоятельной работы с учебником, составления таблиц

Задачи: Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей icon№3: Основы анатомии и физиологии человека
Понятие об анатомии и физиологии человека. Понятие об органах, системах организма. Скелет и его функции. Кости головы, конечностей,...

Задачи: Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей iconУрок по теме: «Железы внутренней секреции»
Цель урока: сформировать у учащихся понятие о гуморальной регуляции деятельности организма. Продолжить формировать понятие о регуляции...

Задачи: Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей iconЗадачи: Обучающая: Сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза, его частей. Воспитательная

Задачи: Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей iconМясом называют все части туши животного после снятия шкуры, отделения головы, нижних частей конечностей и внутренних органов. Всостав мяса входят мышцы скелета

Задачи: Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей iconЗадачи: Познакомить учащихся со строением мышц человека. Развитие навыков самостоятельной работы с учебником и наглядными пособиями

Задачи: Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей iconСформировать представление о строении и функциях нервной системы и ее отделов

Задачи: Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей iconЗадачи урока: Образовательная: оценить знания учащихся по теме «Опорно-двигательная система человека» Развивающая
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о связи строения и функций скелета и мышц

Задачи: Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей iconЗадачи: ознакомиться с функциями и строением скелета; рассмотреть основные нарушения опорно-двигательного аппарата и причины их вызывающие, на примере нарушений позвоночника



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск