Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса icon

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса





НазваниеМетодические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса
страница1/12
А. Д. Столяра
Дата конвертации17.04.2013
Размер2.52 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

2. Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов.

4. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса.

5. Контрольные задания.

6. Список литературы.

Лособие представлено в варианте семестрового курса, проводимого по следующей схеме: 16 лекционных недель (16 лекций по 2 часа = 32 часа) + 8 семинарских недель (8 занятий по 2 часа = 16 часов). Естественно, что при большем объеме учебного времени число занятий можно легко увеличить путем превращения многих вопросов плана семинаров в самостоятельные занятия

При составлении пособия был учтен опыт чтения лекционного курса и проведения семинарских занятий по курсу "Культурология" в технических университетах Санкт-Петербурга, прежде всего в Санкт-Петербургском го­сударственном электротехническом университете.

тиями, как "каменный век", "палеолит", "верхний палеолит", "мезолит", "не­олит", определения которых содержатся в словаре. Прочитайте материал соответствующих фрагментов в разд. "Дополнительные материалы".

Для выяснения логики становления и основных этапов развития изо­бразительного искусства внимательно изучите фрагменты из работ Я. А. Шера и А. Д. Столяра. Обратите внимание на роль в процессе развития человеческого сознания, которую авторы отводят художественной деятель­ности человека. Сопоставьте концепции А. Д. Столяра и Я. А. Шера.

Познакомьтесь с основными памятниками палеолитического искусства, определите их виды, технику изготовления и основную тематику. Для этого внимательно прочитайте в словаре статьи "анимализм", "Альтамира", "доль­мен", "Капова пещера", "кромлех", "Ляско", "менгиры", "Фон-де-Гом", "Шо-ве", "Шитирский идол" и др.

Проверьте глубину полученных знаний путем выполнения контроль­ных заданий. Посмотрите внимательно список литературы. Выберите и про­читайте книги, которые вас наиболее заинтересовали.

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Занятие 1. Происхождение искусства

Вопросы для изучения

1. Сущность искусства как формы общественного сознания

2. Основные стадии развития и формы первобытного искусства

Методические указания

При рассмотрении первого вопроса следует выявить различное содер­жание, которое заключено в термине "искусство". Ознакомьтесь с определе­ниями этого понятия, которые приведены в словаре основных терминов по данной теме. Затем найдите в соответствующих текстах из раздела "Допол­нительные материалы" основные точки зрения на сущность искусства как формы образного, художественного освоения мира, которые высказаны уче­ными. Сопоставьте позиции таких известных российских культурологов, как А. Д. Столяр, Я. А. Шер, М. С. Каган, А. Мень.

Познакомьтесь с определениями основных видов искусства, предло­женными в словаре в статьях "архитектура", "живопись", "музыка", "скульп­тура", "танец" и др.

При изучении второго вопроса прежде всего следует уяснить основную периодизацию первобытной эпохи. Для этого ознакомьтесь с такими поня-

Словарь терминов

Альтамира, наиболее значительная по художественному богатству палеолитическая "картинная галерея". Расположена на северных отрогах Пи­ренеев к югу от г. Сантандер (Испания); открыта в 1869-1870 гг. В 1875 г. впервые осмотрена антикваром-любителем М. де Саутуолой, который об­наружил здесь следы стоянки древнего человека. Только в 1879 г. была заме­чена громадная многокрасочная роспись на потолке бокового зала. Эта "фре­ска" изображала целое стадо бизонов и других зверей (длина фигур - до 2.25 м) верхнепалеолитической фауны. Древность "фрески" А. по радиоуглерод-ному методу определяется примерно в 15 500 лет.

Анимализм, в изобразительном искусстве создание образа животного, зверя. Характерная черта первобытного искусства.

Архитектура (лат. architectura, от греч. architekthon - строитель) (зод­чество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необ­ходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художест­венных образах. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, техниче­ские, эстетические начала (польза, прочность, красота).

Декоративно-прикладное искусство, область декоративного искусст­ва: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных

предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, де­рево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкру­стация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного ис­кусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эсте­тически ее обогащают. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного твор­чества, его история связана с художественным ремеслом.

Дольмен (от бретон. Tol - стол и men - камень), мегалитическое со­оружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. Распространены в приморских районах Европы, Азии и Северной Африки.

Живопись, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живо­пись - важное средство художественного отражения и истолкования дейст­вительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Используются моно­хромная живопись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показы­вающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве...

Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработ­кой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства свя­зана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, ис­пользованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и хо­лодных цветов.

Различаются монументально-декоративная живопись (стенные роспи­си, плафоны, панно), станковая живопись (картина), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама. Основные технические разновидности: масля­ная живопись, живопись водяными красками по штукатурке сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, жи­вопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, вит­раж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения жи­вописных произведений.

Искусство, 1) художественное творчество в целом - литература, архи­тектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельно­сти, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п.; 2) в узком

смысле - изобразительное искусство; 3) высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Каменный век, древнейший период в развитии человечества, когда орудия и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости. Каменный век де­лится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Приблизи­тельные хронологические границы каменного века — свыше 2 млн. — 6 тыс. лет назад (в отдельных районах каменный век закончился значительно позд­нее). Люди каменного века занимались собирательством, охотой, рыболовст­вом; в неолите появились мотыжное земледелие и скотоводство. Обществен­ные отношения - "первобытное человеческое стадо", затем родовой перво­бытно-общинный строй. Каменный век сменился бронзовым веком (у авст­ралийцев и некоторых других племен сохранялся до XX в.).

Капова пещера, на Южном Урале, на р. Белая. Образовалась в извест­няках и доломитах. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км. На стенах позднепалеолитические живописные изображе­ния мамонтов, носорогов, лошадей.

Кроманьонцы, ранние представители современного человека (неоан-тропа) в Европе и отчасти за ее пределами, жившие 40-10 тыс. лет назад; возможные предки европеоидной расы. Название происходит от грота Кро-Маньон во Франции, где в 1868 г. было обнаружено несколько скелетов лю­дей вместе с орудиями позднего палеолита. Вскоре многочисленные останки кроманьонцев были найдены в Италии (гроты Ментоны), а затем и во многих других местах по всему земному шару. Часто кроманьонцами называют всех ранних людей современного вида независимо от места находки, что вряд ли справедливо, так как только в Европе существовало несколько их различных видов. В Восточной и Южной Африке корни кроманьонцев прослеживаются в более ранние эпохи: возможно, они жили уже 1.6 млн. лет назад (мальчик-архантроп из Кении). Предполагается, что предки кроманьонцев, "протокро-маньонцы", проникли на Ближний Восток и в Южную Европу в период по­следнего оледенения, около 100 тыс. лет назад.

Кромлех (от бретон. crom - круг и lech - камень), мегалитическое со­оружение эпохи неолита и бронзового века в виде круговой ограды из огром­ных камней в Северной Франции, Великобритании и других странах.

Ляско, пещера в Монтиньяке (Дордонь, Франция), один из наиболее знаменитых памятников пещерного искусства во Франции. Открыта в 1940 г. и содержит великолепную серию верхнепалеолитической росписи и гравиро­вок. Наиболее известны изображения бизонов и "китайская лошадь".

Мегалиты (от мега... и ...лит), культовые сооружения П-Ш тысячеле­тия до н. э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Известны в Западной Европе (Стоунхендж), Северной Африке, на Кав­казе и в других районах. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромле­хи.

"Медвежьи" пещеры - пещеры эпохи мустье (конец нижнего палео­лита, 100 тыс. 40 тыс. лет до н. э.), в которых неандерталец по-особому располагал кости и черепа медведей, что свидетельствовало о начале мысли­тельной и образной деятельности. (О роли "медвежьих" пещер см. в фраг­менте из книги А. Д. Столяра в разд. "Дополнительные материалы".)

Мезолит (от мезо... и ...лит), средний каменный век, переход от палео­лита к неолиту (ок. X - V тысячелетие до н. э.). В мезолите появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака. Мезолит иногда называют также протонеолитом (от греч. protos - первый и неолит) или эпи-палеолитом (от греч. epi - после и палеолит).

Менгир (от бретон. men - камень и hir - длинный), мегалитическое со­оружение, вертикально врытый в землю длинный камень (4-5 м и более). Из­вестны в Западной Европе, Северной Африке, Индии, Сибири и на Кавказе.

Миф (от греч. mythos - предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, нау­ки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхо­ждении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изо­бретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных соци­альных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов харак­терно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы - основной способ познания мира, опираю­щийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъек­та и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифоло­гического сознания - установление мнимых связей между различными явле­ниями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (например, расовые и классовые мифы, культ вождей, ри­туалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле - ложные, не­критические, оторванные от действительности состояния сознания, концеп­ций, представления.

Музыка (от греч. Musike - букв, искусство муз), вид искусства, в кото­ром средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и вырази­тельные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - куль­товая (древнейшая из сохранившихся ныне - музыка буддийского ритуала).

Невлит (от нео... и ...лит), новый каменный век, период (около VIII -III тысячелетия до н. э.) перехода от присваивающего хозяйства (собиратель-

ство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, пря­дение, ткачество.

Палеолит (от палео... и ...лит), древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека (палеоантропы и др.), который пользовался грубо обработанными каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Палеолит про­должался с возникновения человека (св. 2 млн. лет назад) примерно до X ты­сячелетия до н. э.

Первобытное искусство, искусство эпохи первобытного общества. Возникло в позднем палеолите - около XXXIII тысячелетия до н. э., отражая условия жизни и воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и движения пещерные изображения животных, женские стату­этки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать от­влеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энео­лита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, свя­занное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскаль­ные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степ­ные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Пластика (греч. plastike), l) то же, что скульптура; в узком смысле -лепка скульптуры из пластичных, вязких материалов; 2) пластичность, выра­зительность объемной формы; в широком смысле — эмоциональная художе­ственная выразительность, гармония, изящество; 3) в танце - плавность, изящество движений.

Стоунхендж (Stonehenge), крупнейшая мегалитическая культовая по­стройка II тысячелетия до н. э. в Великобритании, близ г. Солсбери. Земля­ные валы, огромные каменные плиты и столбы образуют концентрические круги. Некоторые ученые считают Стоунхендж древней обсерваторией.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), ос­матриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плос­кости фона). Материалы скульптуры: металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки: лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.

Танец (польск. taniec, от нем. Tanz), вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа - движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство - одно из древнейших проявлений на-

родного творчества. Танец непосредственно связан с музыкой. У каждого на­рода сложились свои национальные традиции танца.

Фон-де-Гом (Font-de-Gaume), пещера во Франции (департамент Дор-донь) с настенными изображениями животных (бизонов, мамонтов, лошадей и др.) эпохи позднего палеолита.

Шигирский идол (Урал), извлеченный из торфяника в 1880 г., самое древнее деревянное изваяние в мире. Радиоуглеродный анализ показал, что ему около девяти с половиной тысяч лет. У этой находки нет аналогов среди деревянных скульптур мезолита. Вместе с изваянием были найдены костяные наконечники стрел, осколки керамики, деревянная ложка с головой уточки, вырезанные из дерева головки медведя и лосихи. Выполнен из цельного бревна высотой 5.3 м и орнаментирован с четырех сторон. Почти 2 м его фи­гуры пропали в годы войны, а оставшиеся части деформировались. Отчетли­во виден зигзагообразный орнамент, покрывающий все туловище. В нижней части изваяния выдолблена фигурка, напоминающая контурами человека. По найденным в том же слое торфа черепам ученые сумели восстановить об­лик наших далеких предков: они были небольшого роста, с очень маленьки­ми головами. ...Подобная керамика и похожие узоры встречаются в мезоли­тических находках Прибалтики и Дании. Часть шигирской коллекции хра­нится в Париже. Фрагменты ее есть и в США, и в Эрмитаже.

Шове, последняя из открытых пещер с палеолитическими рисунками. Открыта в декабре 1994 г. во Франции (Vallon-Pont-d'Arc, департамент Дор-донь). Содержит несколько очень больших галерей с более чем 300 рисунка­ми и гравюрами, которые датируются (32 000 - 30 000 лет назад). На рисун­ках изображены носороги, медведи, мамонты, рыси, совы.

Дополнительные материачы

Буше де Перт, французский исследователь первобытного искусст­ва, XIX в.:

"История искусства - это история человеческого духа, и часто об ин­теллектуальном состоянии нации можно судить лучше по фризу или колон­не, чем по десяти томам комментариев".

Лнри Брейль (1877 — 1961), французский археолог, исследователь первобытного искусства:

"«Доистория» в течение столетия принесла два великих откровения: исключительную древность человека на земле, в которой нельзя больше со-

10

мневаться, и. затем, откровение четвертичного искусства, этого огромного обогащения нашего культурного достояния".

Каган М. С. Искусство (сокращенный вариант статьи из "Философ­ского энциклопедического словаря". М., 1983):

"Искусство - одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, те­атр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - срав­ните выражение «литература и искусство») и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими художественно-образными формами воспро­изведения действительности. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле.

Формы художественного творчества, ремесла и всяческого уменья обо­значались первоначально одним словом: у древних греков, например, это бы­ло слово «техне», от которого произошло современное понятие «техника»; в романских языках слова, обозначающие «искусство» и «ремесло», «худож­ник» и «ремесленник», восходят к общему латинскому корню «арт»; в рус­ском языке аналогичное явление запечатлелось в сохранившихся поныне разных смыслах слова «искусство».

По мере развития культуры стало постепенно осознаваться существен­ное отличие художественного творчества от других сфер практической дея­тельности. Искусство, обозначая в широком смысле слова высокий уровень мастерства в любой области деятельности, нехудожественной и художест­венной, т. е. совершенное исполнение данной работы, приобретает тем са­мым непосредственно эстетический смысл, так как искусная деятельность, где бы и как бы она ни проявлялась, становится красивой, эстетически зна­чимой.

Однако главный отличительный признак художественного творчества состоит не в создании красоты ради возбуждения эстетического удовольст­вия, а в образном освоении действительности...

.. Носителем художественной информации является художественный обрел, в котором целостное духовное содержание (единство мыслей, чувств и представлений) выражается в конкретно-чувственной форме. Искусство об­ращено поэтому не к утилитарному использованию и не к рациональному изучению, а к переживанию - в мире художественных образов человек дол­жен жить подобно тому, как он живет реально, но сознавая иллюзорность этого «мира» и эстетически наслаждаясь тем, как искусно он сотворён из ма-

териапа мира реального (этим сознанием рукотворности искусства отноше­ние к нему человека, как проницательно заметил Фейербах, принципиально отличается от отношения к религиозным верованиям)...

Искусство позволяет человеку развиваться душевно, эмоционально и интеллектуально, приобщаться к накапливаемому человечеством коллектив­ному опыту, вековой мудрости, идеалам. Тем самым искусство приобретает и социально-организационную функцию, и способность влиять на ход развития культуры, своеобразным «самосознанием» которой оно становится. Искусст­во отражало процесс исторического развития общества и помогало обществу нащупывать пути и перспективы его движения к свободе, к достойным чело­века формам социальной жизни".

История зарубежного искусства. М, 1983. С. 20-24 (фрагменты): Фрагмент I. Палеолит, верхний (35-10 тыс. лет до н. э.) "Древнейший этап развития первобытной культуры - эпоха палеолита (древнекаменный век), когда, согласно данным археологов, появились основ­ные виды изобразительных искусств. Памятники скульптуры, живописи, прикладного искусства в большом количестве найдены в Европе, в Южной Азии и Северной Африке. Наиболее интенсивно проявилась творческая ода­ренность человека... в росписях на стенах и потолках пещер, в глубинах под­земных галерей и фотах.

...Жестокая и упорная борьба с грозными и неведомыми силами при­роды поглощала сознание и волю коллектива, она определила основную те­му искусства, в котором преобладали изображения диких животных, являю­щихся объектом охоты. Изучение характера животного, его повадок пред­ставляло практическую ценность. Отсюда зоркость наблюдения, непосредст­венная яркость эмоций, которыми отмечены памятники искусства палеолита. Ранние рисунки примитивны; это контурные изображения звериных голов на известняковых плитах (пещера Ла-Ферраси во Франции, верхний палеолит, ориньякский период - 35-20 тыс лет до н. э.), оттиски человече­ской руки, обведенной по контуру краской, беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленные в сырой глине пальцами руки (так называе­мые «макароны»). Позже в рисунках и живописи на стенах и потолках пещер появляется весь мир животных того времени: исполинские олени с ветви­стыми рогами, табуны диких коней, напуганные лани, косматые зубры и медведи, грузные бизоны, могучие мамонты, изображенные почти в нату­ральную величину.

Монументальные фигуры животных наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи ис­пользовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый желез-

12

няк, черный марганец и уголь, белая известь. Иногда художники прибегали к технике рельефа.

Высшего расцвета искусство эпохи палеолита достигает в мадленский период (около 20-10 тыс. лет до н. э.). В наскальных росписях и рисунках образы животных приобрели конкретные черты, появились точность формы, уверенность и экспрессивность линий, умение выделить из множества на­блюдений главное. Животные изображались в разнообразных движениях, в стремительном беге. Художник подмечает ритмические повторы и изгибы линий, симметрию в расположении частей тела.

В живописи совершается переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи. Фигуры животных передаются крупными пятнами двумя-тремя красками; с помощью измене­ния силы тонов моделируются объемные формы.

Замечательные росписи этого периода найдены во Франции в пещерах Фон де Гом и в Северной Испании на потолке Альтамирской пещеры. СчнГ передают могучую стихийную силу зверей. Первобытного человека интере­сует не только внешний вид животного, но и его характер, повадки.

Поражает разнообразие решения одной и той же темы, мастерская пе­редача моментальных движений животного, полных напряжения поз. Таковы экспрессивные изображения бизонов - пасущихся, бегущих, лежащих, ране­ных, умирающих, готовящихся к схватке (Альтамира), чутких, насторожен­ных северных оленей (Фон де Гом).

В памятниках мадленского периода встречаются большей частью еди­ничные изображения животных, почти не связанных действием в единую композицию. Однако к этому же периоду относятся зачатки более сложных решений - композиций, объединяющих фигуры действием, передающих конкретный жизненный эпизод. Примером может служить самый совершен­ный цикл классических пещерных росписей эпохи верхнего палеолита в пе­щере Ляско (Франция, департамент Дордонь, 18 тыс. лет до н. э.), доистори­ческой «Сикстинской капелле». Наряду с изображением сцен жизни живот­ных (быков, диких лошадей, коровы с теленком, баранов, бизонов) в так на­зываемой апсиде черной краской запечатлена трагическая сцена гибели охотника (с птичьей маской на голове), пораженного смертельно раненым бизоном или убегающим носорогом.

... В эпоху верхнего палеолита развивается резьба на камне, кости, де­реве, а также круглая пластика. Древнейшие статуэтки животных - медведей, львов, лошадей - отличаются точным воспроизведением основных объемов, передают фактуру некоторых материалов, например шерсти.

С культом «прародительницы» и «владычицы стихии» связаны изо­бражения тучных обнаженных женщин, названных «венерами» (статуэтка из Виллендорфа, Австрия). Избегая конкретизации индивидуальных черт, ху­дожник гипертрофирует в ее фигуре специфические женские признаки, чер­ты матери, воплощая в ней представление о единстве родового коллектива,

13


что имело тогда важное значение. Массивные тяжеловесные женские стату­этки наделены пластической выразительностью и монументальностью. В фи­гурах экспрессивно выражены градации объемов, их ритмическое чередова­ние. Редкое воспроизведение человеческого лица находим в женской (?) го­лове (Дольные Вестоницы, Чехословакия; Брно, Моравский музей), вырезан­ной из кости мамонта. Художник подчеркивает удлиненный овал лица, ха­рактерную форму носа, глаз и рта.

В своей основе искусство палеолита наивно реалистично. В этом про­явились его сила и слабость. Ему свойственны стихийное чувство жизни, мужественность и простота. В то же время его отличает известная узость со­держания, примитивность чувств и сознания, связанные с ограниченной практической деятельностью. Человек не познал еще самого себя, не случай­но в первобытных «венерах» черты человеческого лица не изображались, внимание сосредоточивалось на анатомических особенностях тела. Разум че­ловека только пробуждался, а жизненные наблюдения сочетались с фанта­стикой, магией. Верно воспринимая отдельные предметы, первобытный че­ловек еще не мог охватить цельную картину мира".

Фрагмент 2. Мезолит (10 6 тыс. лет до н. э.)

"Эпоха мезолита (среднекаменный век) совпала с установлением со­временной геологической эпохи (после отступления ледников). ...Характер художественных образов в эпоху мезолита изменился. В эту эпоху ярко про­является одна из закономерностей поступательного развития искусства. Она заключается в том, что новые завоевания сопровождаются некоторой утратой достигнутого в предшествующий период. В изобразительном искусстве по­являются элементы схематизма, в живописи исчезает многокрасочность. На­скальные росписи этого времени исполнены силуэтно, ровно положенной красной или черной краской, без лепки объема. Одновременно возникает бо­лее содержательный и целостный взгляд на мир - события показываются в их взаимосвязи. Хотя центральной темой искусства осталась охота, вместе с тем в росписях появились изображения человека, его деятельности, его пораже­ний или побед над силами природы во время охоты или в военных столкно­вениях и т. д.

Стремление раскрыть смысл явлений, показать эмоционально-драматическое действие рождает динамичную, часто многофигурную ком­позицию на плоскости. Развивается повествовательное начало. Эти черты характеризуют росписи в прибрежных горных районах Восточной Испании и в Северной Африке. Нанесенные динамичными штрихами мчащиеся фигуры разъяренных воинов (Испания, Морелли ля Вилла) показаны как бы с птичь­его полета, они исполнены решительности, целенаправленны в своих дейст­виях. Эта полная экспрессии сцена сражения - свидетельство напряженной жизни древних людей. Тематика росписей обогащается и новыми сюжетами

14

(сбор плодов, меда, загон скота). В изображении танца (наскальная живо­пись близ мыса Доброй Надежды) метко переданы легкие изящные движения каждой женщины и вместе с тем единство стремительного ритма, объеди­няющего три фигуры".

Фрагмент 3. Неолит (6-2 тыс. лет до н. э.)

"Этот период характеризуется переходом человечества от пассивного присвоения продуктов природы к производящей хозяйственной деятельно­сти. Появились новые формы производства - скотоводство и земледелие, техника обработки каменных орудий, развивалось гончарное производство и строительное дело, совершенствовалось ткачество и обработка кожи.

Эти изменения поставили человека в более сложные отношения с при­родой, что отражалось на развитии культуры в разных областях. Нарастаю­щее разделение труда, усиление родовых общин и укрепление связей между ними усложнили отношения между людьми. Усилилась роль магии, разви­лась земледельческая мифология, возникли более сложные формы осмысле­ния жизни.

В искусстве неолита начали проявляться локальные особенности. Они дают возможность отличить неолит Египта и Передней Азии от неолита Ев­ропы. В наскальной живописи продолжал существовать схематический стиль изображений человеческих фигур и животных - так называемый «Лыжник» в Редей (провинция Нордланд, Норвегия), «Медведь» в Финнхаг (Нордланд, Норвегия). Петроглифы, высеченные охотниками и рыболовами под откры­тым небом на скалах и гранитных валунах (отдельные изображения достига­ют высоты 8 м), изображают лосей, северных оленей, медведей, китов, тюле­ней, рыб, рептилий. Редко встречающиеся среди фигур животных человече­ские фигуры схематичны. На северо-востоке Европы в районах Белого моря и на гранитных берегах Онежского озера неолитические охотники высекли вереницы лошадей, силуэты рыб и примитивных человеческих фигур. ...Подобные изображения животных находятся в Крыму, на Кавказе, Урале, Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Выдающейся художествен­ной ценностью, эпической мощью и лаконизмом отличаются петроглифы Каменных островов на Ангаре. Они позволяют наблюдать связь искусства неолита с искусством палеолита.

Неолит обогатил изобразительное искусство созданием произведений монументальной антропоморфной скульптуры (Южная Европа, Среди­земноморье). К их числу принадлежат изваянья так называемых «каменных баб» Северного Причерноморья, представляющие собой каменные столбы с округлыми головами и руками, сложенными у пояса.

При наличии ясно выраженной тенденции к схематизму (гигантообраз-ные Кикладские идолы, мрамор, III-II тысячелетие до н. э., Афины, Нацио­нальный археологический музей) в некоторых статуях связь с реальными

15

формами не обрывается до конца (терракотовые женские фигуры из Трипо-лья).

Характерная черта культуры неолита - распространение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса iconМетодические рекомендации к изучению темы «Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент» Оборудование и дидактический материал для изучения темы

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса iconСловарь основных терминов и понятий

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса iconДанная информация предназначена для медицинских специалистов. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций
Тазированию свидетельствует о прогрессии болезни и обнаруживается на определенном этапе развития первичной опухоли. Время от возникновения...

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса iconМетодические указания по изучению дисциплины и задания для контрольных работ для студентов заочной формы обучения по направлению 110200 «Агрономия»

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса iconМетодические указания по изучению дисциплины и задания для выполнения контрольных работ для студентов-заочников по специальностям 110201. 65 «Агрономия», 110401. 65 «Зоотехния»

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса iconКонтрольная работа содержит 3 задания. Вданном задании приведен текст задания и исходные данные для решения задачи по заданию №2 и №3. Исходные данные для каждого задания приведены в соответствующих таблицах. Указания по выбору

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса iconМетодические указания к изучению курса «История зарубежной литературы 17-18 веков» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии) ростов-на-дону
Методические указания разработаны профессором кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики Забабуровой...

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса iconМетодические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы студентам-заочникам сельскохозяйственных вузов по специальности: С. 01. 02 «агрономия» гродно, 2002

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса iconМетодические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы студентам-заочникам высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 1-740301

Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов. Дополнительный материал для углубленного изучения каждого во­проса iconМетодические указания для изучения курса философии для студентов дневной и заочной формы обучения всех специальностей Екатеринбург



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск