Программа практических занятий по философии для студентов негуманитарных специальностей на осенний семестр 2011-2012 гг. (Палей Е. В.) icon

Программа практических занятий по философии для студентов негуманитарных специальностей на осенний семестр 2011-2012 гг. (Палей Е. В.)





Скачать 89.74 Kb.
НазваниеПрограмма практических занятий по философии для студентов негуманитарных специальностей на осенний семестр 2011-2012 гг. (Палей Е. В.)
Дата конвертации16.02.2013
Размер89.74 Kb.
ТипПрограмма
Программа практических занятий по философии

для студентов негуманитарных специальностей

на осенний семестр 2011-2012 гг. (Палей Е.В.)


Список тем семинарских занятий:

1. Особенности философской картины мира. Функции философии.

2. Античная философия. Атомизм.

3. Разум и свобода в философии Просвещения.

4. Философия И. Канта. Этика Канта.

5. Неклассическая философия 19 века.

6. Язык и текст в философии 20 века. Герменевтика.


Тема 1. Особенности философской картины мира.

Функции философии


Вопросы для обсуждения:

1. Каковы особенности философского знания?

2. Каковы социальные функции философии и ее роль в истории человеческой культуры?

3. Какие функции выполняет философия по отношению к науке?


Вопросы для размышления:

- Сравните философию с наукой. Можно ли сказать, что «философия больше, чем наука»?

- Насколько справедливо сегодня высказывание «Никогда не было такой острой необходимости в философском разуме, и никогда еще наш разум не был так далек от философского умонастроения» (В. Библер)?

- Какие особенности философского мышления особенно актуальны в настоящее время?

- Как можно оценить умение философски мыслить с практической стороны?


Литература:

- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;

http://www.i-u.ru/biblio/archive/lavrienko_filosofija/).

- Спиркин А. Философия. М., 2010. Вводное слово

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php).

- Философия/ под общей редакцией В.В. Миронова. М., 2010. Введение.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/index.php).

- Канке В.А. Философия: учебное пособие для студентов высших и средних специальных

учебных заведений. М., 2001. Введение

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/index.php).

- Философия// Новая философская энциклопедия (http://iph.ras.ru/enc.htm)

Дополнительная учебная литература:

- Балашов Л. Е. Философия. Электронная версия. М., 2005. Гл. 1.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/balash/index.php)

- Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. М., 2003. Гл. 1.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kiril/index.php)

- Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М., 2004.

Введение. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/kusnezov_filosofija/;

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kuzn/index.php).

- Спиркин А.Г. Философия. М., 2003. Тема 1.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/spirkin_philosophy/)

- Философия. Под ред. Кохановского В.П. Ростов н/Д., 2003. Гл. 1.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kohan_fil/index.php)

- Фролов И. Введение в философию. М., 2003.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001072/index.shtml)


Дополнительная научная литература:

- Мамардашвили М.К. О философии (http://www.philosophy.ru/library/mmk/about_phil.html)

- Мамардашвили М.К. Философия – это сознание вслух

(http://www.philosophy.ru/library/mmk/vsluh.html).

- Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М. 1991.

(http://iph.ras.ru/elib/3206.html; http://www.philosophy.ru/library/ortega/wph.html).

- Хайдеггер М. Что это такое – философия.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/haydagger_chto_takoe/)


Тема 2. Античная философия. Атомизм


Вопросы для обсуждения:

1. Каковы основные положения учения Демокрита об атомах?

2. Как развивался античный атомизм? Чем отличаются от теории Демокрита взгляды на природу Эпикура и Лукреция?

3. Каковы основные положения этики Эпикура? Что есть удовольствие и счастье?


Вопросы для размышления:

- Как атомизм повлиял на развитие философии?

- Как соотносятся идеи атомизма с представлениями современной физики?

- «Нельзя жить нравственно и разумно, не живя приятно». Оцените это суждение Эпикура.


Литература:

- Спиркин А. Философия. М., 2010. Гл. 1 § 9, 15.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php).

- Канке В.А. Философия: учебное пособие для студентов высших и средних специальных

учебных заведений. М., 2001. Гл. 1.1. Античная натурфилософия («Единое – это атомы и

пустота»), гл. 1.3. Эллинистическая философия («Эпикуреизм»).

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/index.php).

- Новая философская энциклопедия (http://iph.ras.ru/enc.htm)


Дополнительная литература:

- Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2005. Гл. III, VII.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/asmus_antichnaja/).

- Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. Гл. 3.

(http://www.philosophy.ru/library/gaid/0.html)

- Гуревич П.С. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти,

бессмертии. М., 1991. Эпикур. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/gurevich_misliteli/).

- Гусейнов А.А. История этических учений. М., 2003. Раздел 4. Античность. Гл. V. § 1.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/guseynov_istorija/).

- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

Книга X. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/lasratskiy_0/;

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000279/index.shtml).

- Рассел Б. История западной философии. М., 2004. Часть 1. Гл. IX.; часть 3. Гл. 27.

(http://www.philosophy.ru/library/russell/01/00.html,

http://www.i-u.ru/biblio/archive/rassel_histzapfil/).

- Тит Лукреций Кар. О природе вещей. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/tit_o/).


Тема 3. Разум и свобода в философии Просвещения


Вопросы для обсуждения:

1. В чем сущность идеологии Просвещения? Что означает это понятие?

2. Как в философии французского Просвещения трактовали природу человека?

3. Каковы политические и правовые идеи Просвещения? В чем суть идей естественного права и общественного договора?

4. Каковы моральные аспекты философских концепций Просвещения?


Вопросы для размышления:

- В чем суть понятия «разумный эгоизм»? Может ли эгоизм быть добродетелью?

- Насколько реальны представления просветителей о просвещенном правителе?

- Как в современных условиях можно оценить суждения просветителей о частной собственности?


Литература:

- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Раздел 2. Гл. V. Европейская

философия XVIII века. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;

http://www.i-u.ru/biblio/archive/lavrienko_filosofija/).

- Спиркин А. Философия. М., 2010. Гл. 5. Философия французского Просвещения.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php).

- Философия/ под общей редакцией В.В. Миронова. М., 2010. Раздел 1. Гл. 3. Развитие

западноевропейской философии в XV-XVIII вв. П. 3. Философия Просвещения.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/index.php).

- Новая философская энциклопедия (http://iph.ras.ru/enc.htm)


Дополнительная литература:

- Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2004. Гл. 8.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/gaydenko_istorija/;

http://www.philosophy.ru/library/gaid/02/0.html).

- Гуревич П.С. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти,

бессмертии. М., 1991. Французское Просвещение. Английское Просвещение.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/gurevich_misliteli/).

- Гусейнов А.А. История этических учений. М., 2003. Раздел шестой. Гл. II, III.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/guseynov_istorija/).

- Рассел Б. История западной философии. М., 2004. Книга 3. Философия Нового времени.

Часть 2. Глава 19. Руссо. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/rassel_histzapfil/).

- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до

Канта. М., 1997. Часть восьмая, девятая. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/reale_sapadnaja3/).

- Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права. М., 1996.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/russo_ob/).


Тема 4. Философия И. Канта. Этика Канта.


Вопросы для обсуждения:

1. Какой смысл заключен в этике Канта в понятии долга? Почему моральный закон формулируется как императив?

2. Долг и добрая воля, их соотношение. Почему моральный закон невозможен без свободы личности?

3. Раскройте сущность категорического императива Канта. Как он соотносится с гипотетическим императивом?


Вопросы для размышления:

- В чем отличие этического учения Канта от учений его предшественников?

- Как можно оценить идею Канта об автономии морали по отношению к религии?


Литература:

- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Раздел 2. Глава VI. Немецкая

классическая философия. П. 2. Философия Канта.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;

http://www.i-u.ru/biblio/archive/lavrienko_filosofija/).

- Спиркин А. Философия. М., 2010. Гл. 6. Немецкая классическая философия. § 1. И. Кант.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php).

- Философия/ под общей редакцией В.В. Миронова. М., 2010. Раздел 1. Гл. 4. Немецкая

классическая философия. П. 2. Философия Канта.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/index.php).

- Новая философская энциклопедия (http://iph.ras.ru/enc.htm)


Дополнительная литература:

- Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 2001. Гл. 2. П. 2. Примат

практического разума. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/guliga_nem/).

- Гулыга А.В. Кант. М., 2006. Гл. 4. Идея личности.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/guliga_kant/).

- Гусейнов А.А. История этических учений. М., 2003. Раздел шестой. Гл. IV. § 1. Кант.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/guseynov_istorija/).

- Кант И. Об изначально злом в человеческой природе

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000509/index.shtml).

- Кант И. Ответ на вопрос…Что такое просвещение.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000508/index.shtml).

- Рассел Б. История западной философии. М., 2004. Книга 3. Философия Нового времени.

Часть вторая. Гл. 20. Кант. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/rassel_histzapfil/).

- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до

Канта. 1997. Часть 10. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/reale_sapadnaja3/).


Тема 5. Неклассическая философия 19 в.


Вопросы для обсуждения:

1. Каковы основные положения «философии жизни»?

2. Какую роль играет в философии Ф. Ницше «воля к власти»? В чем сущность этой категории?

3. В чем сущность идеи «переоценки ценностей»? Что располагается «по ту сторону добра

и зла»?


Вопрос для размышления:

- Что подразумевает Ницше под словосочетанием «слишком человеческое»?

- Почему Ницше отвергал традиционное понимание прогресса? Что он предлагал

взамен ему?

- Как меняется представление человека о своем месте в мире и в обществе? Какие явления и

события вызывают изменение этих представлений?


Литература:

- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Раздел 2. Глава VIII. Неоидеализм.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;

http://www.i-u.ru/biblio/archive/lavrienko_filosofija/).

- Спиркин А. Философия. М., 2010. Гл. 7. Западная философия конца XIX-XX веков. § 1, 3.

Шопенгауэр. Ницше. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php).

- Философия/ под общей редакцией В.В. Миронова. М., 2010. Раздел 1. Гл. 5. Становление

иррационалистической философии.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/index.php).

- Новая философская энциклопедия (http://iph.ras.ru/enc.htm)


Дополнительная литература:

- Гусейнов А.А. История этических учений. М., 2003. Раздел седьмой. Европа: XIX-XX вв.

Гл. 1. § 3. Ницше. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/guseynov_istorija/).

- Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001. Пп. «Ф. Ницше и конец

обосновывающего разума».

(http://gumer.info/bogoslov_Books/Philos/Zotov_ZapFilos/Index.php или

http://www.i-u.ru/biblio/archive/sotov_modzapphil/01.aspx).

- Ницше Ф. К генеалогии морали// Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000639/index.shtml).

- Ницше Ф. Так говорил Заратустра// Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000645/index.shtml).

- Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000646/index.shtml).

- Рассел Б. История западной философии. М., 2004. Книга 3. Философия Нового времени.

Часть вторая. Гл. 25 (http://www.i-u.ru/biblio/archive/rassel_histzapfil/).

- Суворова А.Н. Введение в современную философию.

(http://www.philosophy.ru/edu/ref/suvorova/00.html).


Тема 6. Язык и текст в философии 20 века. Герменевтика.


Вопросы для обсуждения:

1. Каковы основные проблемы герменевтики?

2. В чем суть понимания как проблемы?

3. Какие функции в жизни человека выполняет язык?

4. Как соотносятся развитие языка, мышления и сознания человека?


Вопросы для размышления:

- Как в философии 20 века понимается соотношение языка и реальности?

- Какое влияние оказывает язык на формирование личности человека?


Литература:

- Спиркин А. Философия. М., 2010. Гл. 7. Западная философия конца XIX-XX веков.

§ 9. Представители герменевтики. + Гл. 11. Душа, сознание и разум. § 9. Сознание, язык,

общение. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php).

- Канке В.А. Философия: учебное пособие для студентов высших и средних специальных

учебных заведений. М., 2001. Раздел 1. Гл. 4.3. Герменевтика. + Раздел 2. Гл. 10.

Философия языка. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/index.php).

- Новая философская энциклопедия (http://iph.ras.ru/enc.htm)


Дополнительная литература:

- Гадамер Г.Г. Истина и метод. М., 1991. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/gadamer_istina/).

- Гадамер Х.-Г. Философия и герменевтика // Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М.,

1991. (http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000013/index.shtml).

- Гадамер Х.-Г. Текст и интерпретация// Герменевтика и деконструкция. СПб., 1999.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000037/index.shtml).

- Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М., 2004. Гл. 2.

основные направления современной философии. § 4. Между объективизмом и

субъективизмом: герменевтические направления современной философии

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/kusnezov_filosofija/;

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kuzn/index.php).

- Шлейермахер Ф. Герменевтика.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000840/index.shtml).

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа практических занятий по философии для студентов негуманитарных специальностей на осенний семестр 2011-2012 гг. (Палей Е. В.) iconПрактических занятий для студентов 4-го курса лечебного факультета. Осенний семестр 2012-2013 г

Программа практических занятий по философии для студентов негуманитарных специальностей на осенний семестр 2011-2012 гг. (Палей Е. В.) iconПрактических занятий студентов 2 курса лечебного факультета на осенний семестр 2010/2011 учебного года

Программа практических занятий по философии для студентов негуманитарных специальностей на осенний семестр 2011-2012 гг. (Палей Е. В.) iconПрактических занятий студентов 1 курса лечебного факультета на осенний семестр 2012 / 2013 учебного года

Программа практических занятий по философии для студентов негуманитарных специальностей на осенний семестр 2011-2012 гг. (Палей Е. В.) iconКалендарно-тематический план занятий для студентов педиатрического факультета на осенний семестр 2010-2011 уч года №

Программа практических занятий по философии для студентов негуманитарных специальностей на осенний семестр 2011-2012 гг. (Палей Е. В.) iconПрактических занятий по цитологии, эмбриологии и общей гистологии для студентов 1 курса стоматологического факультетов на весенний семестр 2010-2011 учебного года. №

Программа практических занятий по философии для студентов негуманитарных специальностей на осенний семестр 2011-2012 гг. (Палей Е. В.) iconЛабораторных занятий по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 2 курса педиатрического факультета
Календарно-тематический план лабораторных занятий по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 2 курса педиатрического факультета...

Программа практических занятий по философии для студентов негуманитарных специальностей на осенний семестр 2011-2012 гг. (Палей Е. В.) iconКалендарный план лекций и лабораторных занятий по общему курсу «Гистология, цитология, эмбриология» для студентов Iкурса медицинского факультета на весенний семестр 2011-2012 учебного года (педиатрия). №

Программа практических занятий по философии для студентов негуманитарных специальностей на осенний семестр 2011-2012 гг. (Палей Е. В.) iconЛекций по гистологии, цитологии для студентов 2 курса медико-биологического факультета по специальности «биология» на 3 (осенний) семестр 2012-2013 уч г

Программа практических занятий по философии для студентов негуманитарных специальностей на осенний семестр 2011-2012 гг. (Палей Е. В.) iconЛабораторных занятий по анатомии человека для студентов 1 курса лечебного факультета на весенний (2) семестр 2012-2013 уч г

Программа практических занятий по философии для студентов негуманитарных специальностей на осенний семестр 2011-2012 гг. (Палей Е. В.) iconЛабораторных занятий по анатомии человека для студентов 1 курса стоматологического факультета на весенний (2) семестр 2012-2013 уч года



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск