№ Управление охраной труда в организациях icon

№ Управление охраной труда в организациях





Название№ Управление охраной труда в организациях
страница1/10
Дата конвертации13.04.2013
Размер2.99 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ОХРАНА ТРУДА


Часть № 2.

Основы управления охраной труда
в организации



СОДЕРЖАНИЕ

Тема № 1. Управление охраной труда в организациях

4

Тема № 2. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

23

Тема № 3. Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда

26

Тема № 4. Аттестация рабочих мест по условиям труда

44

Тема № 5. Разработка инструкций по охране труда

62

Тема № 6. Организация обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организации

79

Тема № 7. Предоставление компенсаций за условия труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

91

Тема № 8. Основы предупреждения профессиональной заболеваемости

97

Тема № 9. Документация и отчетность по охране труда

112

Тема № 10. Сертификация организации работ по охране труда

113

Тема № 11. Управление внутренней мотивацией работников на безопасный труд и соблюдение требований охраны труда

122



Для заметок:


















































































Тема № 1. Управление охраной труда в организациях

  1. Основные понятия и положения

  2. Направления работ по охране труда

  3. Органы управления охраной труда в организации

  4. Процесс управления охраной труда


Вопрос 1.1 Основные понятия и положения

В Трудовом кодексе Российской Федерации термин «охрана труда» (ст. 209) определяется как «система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».

Таким образом, в самом определении термина «охрана труда» достаточно четко обозначены как ее цель – «сохранение жизни и здоровья работников...», так и суть – «система ... мероприятий».

В целом Система охраны труда - (Система ОТ), по своей сути, представляет комплекс правовых, организационных, технических, социальных, экономических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий, осуществляемых с целью сохранения жизни и здоровья работников, предупреждения аварий, готовности организации к локализации возможных аварий и ликвидации их последствий.

Цель и задачи охраны труда в организации

Из определения системы ОТ вытекает, что она имеет двуединую цель: сохранение жизни и здоровья работников + предупреждение (локализация) аварий на опасных объектах организации.

Для достижения указанной цели должно быть решено пять основных задач:

  1. Обеспечение безопасных условий труда.

  2. Обеспечение безвредных условий труда.

  3. Поддержание работоспособности работников.

  4. Предупреждение аварий.

  5. Готовность организации к локализации аварий и их последствий.

Понятие "управление охраной труда в организации"

Под термином "Управление системой "Охрана труда в организации" понимается деятельность руководителей и специалистов организации, направленная на обеспечение безопасного труда и безаварийной эксплуатации производственных объектов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в сфере охраны труда.

Управление Системой ОТ является одной из функций управления организацией в целом. Для эффективного управления Системой ОТ, как и предприятием в целом, необходимо иметь:

  • организационную структуру (органы управления);

  • нормативную базу - "внешние" нормативные правовые акты и собственные локальные нормативно-правовые и нормативно-технические документы, определяющие требования по обеспечению безопасности и сам процесс управления (процедуры, средства, инструменты);

  • ресурсы (людские, материальные, финансовые).

Для заметок:












Принципиальная схема управления Системой ОТ в организации выглядит следующим образом:


Органы управления Системой ОТ - соответствующие структурные подразделения шахты и коллегиальные органы - рассмотрены ниже (соответственно в п. 11 и
п. 12). Объектами управления являются участки, цеха, другие объекты предприятия, технологические процессы, персонал.

Принципы управления охраной труда

Основными принципами эффективного управления охраной труда в организации являются: постановка целей и задач на основе анализа, оценки и прогноза состояния охраны труда в организации.

  1. Комплексность, состоящая в том, что мероприятия по безопасности должны обеспечиваться на каждом рабочем месте, по каждому технологическому процессу и подразделению, по организации в целом.

  2. Четкое разграничение задач, функций (обязанностей), прав и ответственности между структурными подразделениями и должностными лицами.

  3. Компетентность, профессиональная грамотность персонала, психологическая установка на выполнение требований охраны труда.

  4. Взаимодействие, партнерство работодателя с профсоюзами, государственными органами надзора и контроля, органами по труду субъекта Федерации и муниципальными органами по труду.

Задачи управления охраной труда

Основные задачи управления охраной труда в организации можно выразить тремя вопросами:

  1. Что делать? То есть, какие нужно решать проблемы, какие выполнять мероприятия, работы для обеспечения безопасности в данной организации с учетом характера производства, его опасности и вредности, условий труда и т.д.

  2. Кто делает? Какие службы, подразделения, руководители, специалисты обязаны принимать решения, разрабатывать мероприятия, требования, обеспечивать выполнение этих мероприятий и требований, контролировать, нести ответственность за конечный результат.

  3. Как делать? То есть, какими методами, способами, приемами следует проводить работы, технологические процессы, специальные мероприятия и требования охраны труда; в какие сроки, в какой последовательности и с какой периодичностью; какие необходимы для этого финансовые, материальные и трудовые ресурсы.


Вопрос 1.2. Направления работ по охране труда

Что делать?

Руководитель организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и ряда других - обязан обеспечить
Для заметок:










охрану труда и безопасность работ, как отмечено, на каждом рабочем месте и предприятии в целом.

Весь комплекс мероприятий, проводимых в организации по обеспечению требований охраны труда, можно разделить на 9 групп - направлений работ:

Создание (своевременное внесение дополнений и изменений) нормативно-правовой базы Системы ОТ: положений, указаний, инструкций, регламентов и т.д.

Образование (реорганизация) специальных органов управления Системой ОТ: службу охраны труда и промышленной безопасности, комитеты, комиссии и другие.

Разработка и осуществление организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, рабочих мест.

Разработка и осуществление организационно-технических мероприятий по предупреждению аварий, по готовности организации к локализации и устранению последствий аварий.

5. Санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, направленные на поддержание работоспособности и здоровья работников.

  1. Работа с персоналом: обучение, поддержание трудовой и технологической дисциплины, пропаганда и др.

  2. Социально-экономические мероприятия, вытекающие из требований законодательства об охране труда;

8. Мероприятия по превентивному контролю (мониторингу) состояния охраны труда в организации.

9. Подготовка и представление в соответствующие органы отчетности о состоянии охраны труда в организации.

Кто делает?

Основные мероприятия по охране труда, которые должен проводить работодатель, установлены ст.212 Трудового кодекса РФ. Работодатель, используя принцип делегирования, распределяет обязанности по обеспечению выполнения требований охраны труда между заместителями, главными специалистами и другими должностными лицами организации:


№ пп

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Должностные лица, на которых работодатель возлагает обязанности по обеспечению требований охраны труда




КОТОРЫЕ СОГЛАСНО СТ. 212 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБЕСПЕЧЕНЫ РАБОТОДАТЕЛЕМ

В

С

М
















1.

Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов

+

+




2

Применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты

+

+

+

3.

Соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте

+

+




4.

Режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством

+

+




5.

Приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением

+







6.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда

+

+

+

7.

Недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда

+

+




8.

Организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты

+

+

+

9.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда

+

+




10.

В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, обязательных психиатрических освидетельствований, внеочередных медицинских осмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями

+







11.

Недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний

+

+




12.

Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты

+

+

+

13.

Предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, необходимых для осуществления ими своих полномочий

+







14.

Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи

+

+

+

15.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

+







16.

Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда

+

+




17.

Беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

+







18.

Выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля и рассмотрение представлений органов общественного контроля

+







19.

Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

+







20.

Ознакомление работников с требованиями охраны труда

+

+

+

21.

Разработка и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников

+

+




22.

Наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации

+







В - высшее звено управления организацией: руководитель организации, его заместители, технический руководитель (главный инженер), его заместители, главные специалисты;

С - среднее звено управления организацией: руководители структурных подразделений (начальники цехов, участков, служб, отделов), их заместители;

М - младшее звено управления: мастера, прорабы.


Вопрос 1.3. Органы управления охраной труда в организации

Как делать?

Вопрос как делать решается через ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Обязанности по охране труда, возлагаемые законом на работодателя (владельца, руководителя организации), он имеет право делегировать своим заместителям и другим нижестоящим руководителям и специалистам:


Для заметок:





































Одновременно с делегированием обязанностей руководители и специалисты наделяются соответствующими правами, устанавливаются пределы их ответственности.

Структура органов управления охраной труда

В процессе управления охраной труда участвуют все без исключения руководители и специалисты организации. По значимости в управлении организацией в целом и в управлении Системой ОТ, в частности, выделяют три уровня управления:

высшее звено управления - руководитель организации, его заместители, главный инженер, главные специалисты;

среднее звено управления - руководители структурных подразделений, их заместители, механики, технологи;

младшее звено управления - мастера, горные мастера, прорабы, бригадиры.

На следующей странице, на рис.1 приведена характерная структура управления охраной труда промышленного предприятия.


Для заметок:














































Рис.1 Структура управления охраной труда промышленного предприятия


Органы управления охраной труда

Специальные функции управления охраной труда - определение актуальных проблем, определение стратегии, координация действий, выполнение специальных видов работ и др., - возлагается на специальные структурные подразделения или специалистов соответствующей квалификации.

На крупных предприятиях создаются следующие органы, основные функции которых, непосредственное участие в процессе управления охраной труда:

  • служба (отдел) охраны труда;

  • служба производственного контроля;

  • служба оперативного (диспетчерского) управления;

- аварийно-спасательная служба;

Значительную долю функций кадровой службы, службы- главного механика и других специальных служб также составляют функции управления охраной труда.

Служба охраны труда организации

Служба охраны труда в организации создается в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Для заметок:













Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют: работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Нормативным документом, регламентирующим работу службы охраны труда, является «Положение о службе охраны труда...» В данный основной документ рекомендуется внести следующие разделы:

  • Общие положения

  • Основные задачи службы охраны труда

  • Функции службы охраны труда

  • Права работников службы охраны труда

  • Организация работы службы охраны труда

  • Формирование службы охраны труда

  • Контроль и ответственность

В общих положениях находят отражение статус и положение руководителя службы охраны (СОТ) труда в организационной структуре управления организации; структура СОТ численность работников и штатное расписание; порядок взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

Основными задачами службы охраны труда:

- организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.

  • контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.

  • организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.

  • информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.

  • изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для заметок:










Функции службы охраны труда.

В системе управления организации выделяют следующие функции:

  • Планирование.

  • Организация.

  • Мотивация.

  • Контроль.

  • Координация

К планированию относятся следующие виды работ:

- разработка планов, программ по улучшению условий и охраны труда,

- разработка планов проведение проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно - технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда,

- планирование, организация и разработка программ своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда.

Организация включает в себя:

  • оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений,

  • организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением,

  • организация расследования несчастных случаев на производстве,

  • организация совещаний по охране труда,

  • участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда,

  • ведение пропаганды по вопросам охраны труда,

  • составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда,

- обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации.

К мотивации относится:

-разработка предложений по поощрению работников организации, выполняющих требования охраны труда,

-разработка мер по профилактики нарушений охраны труда.

К функции контроля относятся:

- составление отчетности по охране и условиям труда,

- учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами,

- осуществление контроля за выполнением нормативных, законодательных и локальных актов работниками организации,

- анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации и территориального фонда охраны.

Для заметок:










К функции координации относятся:

- согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.

  • участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации.

  • участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.

- участие в разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

Для выполнения своих функций работники службы охраны труда должны быть наделены следующими основными полномочиями:

-иметь право беспрепятственно в любое время суток посещать и осматривать все помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.

  • предъявлять обязательные для исполнения об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

  • требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, работающих в нарушение охраны труда и нарушающих требования об охране труда.

  • направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

  • запрашивать и получать от всех подразделений необходимые информацию, по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

  • представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

Для организация труда работников Службы руководитель должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий, предусмотреть регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями, организовывать рабочие места в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей и организовывать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Формирование службы охраны труда и ее структуры производится в соответствии с нормативными актами и спецификой организацию и комплектуется работниками соответствующей квалификации.

Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.


Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

Основные обязанности службы охраны труда:

  • выявление и оценка опасных и вредных факторов в организации;

  • анализ, оценка, прогноз состояния безопасности, травматизма, профзаболеваемости в организации;

Для заметок:










  • координация в разработке текущих и перспективных мероприятий (планов) по охране труда;

  • организация проведения проверок, контрольных испытаний оборудования и средств безопасности; медицинских осмотров, обучения, аттестации работников;

  • участие в комиссиях по приемке объектов, по расследованию несчастных случаев, аварий, профзаболеваний;

  • разработка, участие в разработке, согласование инструкций по безопасности работ, должностных инструкций, технологической документации;

  • пропаганда, информация по охране труда.

(из Рекомендаций по организации службы охраны труда на предприятиях, в учреждениях, организациях. Постановление Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14).

Права работников службы охраны труда:

Специалисты служб охраны труда имеют право:

  • контролировать соблюдение всеми работниками правил и норм по охране труда;

  • выдавать руководителям структурных подразделений обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

* вносить представления руководителям предприятий о привлечении к ответственности лиц, нарушающих законодательство об охране труда

Служба производственного контроля организации

В организациях, подконтрольных Ростехнадзору России, службы производственного контроля создаются в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.03.99 № 263).

Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, как правило, возлагаются:

на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек;

на специально назначенного работника - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет от 150 до 500 человек;

на руководителя службы производственного контроля - если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет более 500 человек.

Основной задачей производственного контроля является обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации. Для чего проводится:

а) анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем проведения экспертиз, освидетельствований, контрольных испытаний;

б) разработка плана мероприятий, направленных на обеспечение требований промышленной безопасности, предотвращение инцидентов, аварий, несчастных случаев;

в) организация всестороннего контроля за соблюдением в организации требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Для заметок:










Практика показала, что значительная часть мероприятий по охране труда, которые в соответствии с законодательством следует проводить в организации, частично или полностью совпадают с мероприятиями по промышленной безопасности. Поэтому во многих организациях, подконтрольных Госгортехнадзору России, служба охраны труда и служба производственного контроля представляют единое структурное подразделение - отдел охраны труда и промышленной безопасности.

Служба оперативного (диспетчерского) управления

В организациях с особо сложными, опасными или вредными производствами создаются службы оперативного диспетчерского управления.

Диспетчерская служба обеспечивает оперативное руководство производственным процессом, координацию деятельности служб, цехов и др. структур, организует оперативное устранение инцидентов.

Одна из главных функций диспетчерской службы - обеспечить выполнение специальных мероприятий в случае возникновения аварии, в первую очередь по спасению людей, оповещению спасательных служб и других организаций согласно плану ликвидации аварии.

Аварийно-спасательная служба

В организациях, имеющих опасные производственные объекты, создаются аварийно-спасательные службы.

Порядок создания таких служб, их статус, функции и другие вопросы регулируются Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.95 № 151 ФЗ.

Кадровая служба

Кадровая служба принимает непосредственное участие в разработке локальных нормативных актов организации: трудовых договоров, правил внутреннего трудового распорядка, инструкций по охране труда, должностных инструкций и ряда других. Важными функциями этой службы являются работа с персоналом, участие в аттестации рабочих мест, в проведении социальных мероприятий: социальное страхование, определение компенсаций, организация медицинских освидетельствований.

Другие функциональные службы

Ряд задач (требований) по специальным направлениям охраны труда и промышленной безопасности выполняют службы главного механика, главного энергетика, главного технолога и другие, а также специализированные участки (цехи) по ремонту, наладке и ревизии оборудования, КИП.

В положениях о соответствующих функциональных службах должны быть четко сформулированы задачи, полномочия и ответственность за обеспечение соответствующих требований охраны труда и промышленной безопасности.

Руководители и специалисты функциональных служб должны принимать непосредственное участие в анализе, оценке и прогнозе состояния безопасности, в планировании и реализации мероприятий по безопасности, контроле выполнения этих мероприятий и требований охраны труда и промышленной безопасности по вопросам, входящим в компетенцию этих служб.


Для заметок:



















Коллегиальные органы управления охраной труда организации

К коллегиальным органам управления охраной труда относятся:

  • комитет (комиссия) по охране труда (постоянно действующая комиссия по охране труда);

  • комиссия по проверке знаний требований охраны труда и промышленной безопасности;

  • комиссия по аттестации рабочих мест по условиям труда;

  • комиссии по приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов;

  • комиссии по расследованию несчастных случаев, аварий, инцидентов, профзаболеваний.

Комиссии создаются приказами или распоряжениями руководителя организации.

Представители сторонних органов и организаций (профсоюзов, инспекций и других) включаются в состав комиссий по согласованию.

Комитет (комиссия) по охране труда

В соответствии со ст. 218 Трудового кодекса РФ в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду.

Комитет (комиссия) по охране труда организует:

  • совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

  • проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок;

• сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Порядок деятельности комитетов (комиссий) определен "Рекомендациями по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых в организациях регламентируется Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда, введенным приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2006 г. № 413.

Комитет (комиссия) имеет право получать от работодателя и службы охраны труда организации информацию о состоянии условий труда на рабочих местах; заслушивать на своих заседаниях сообщения работодателя или его представителей по вопросам обеспечения ими здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах; участвовать в работе по формированию мероприятий коллективного договора или соглашения по охране труда; вносить предложения работодателю о привлечении к дисциплинарной ответственности работников за нарушение охраны труда.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда создается приказом руководителя организации. В состав комиссии включаются руководитель службы охраны труда, главные специалисты и, по согласованию, представители местных органов

Для заметок:










государственного надзора и контроля, а также представитель профсоюзного комитета или другого уполномоченного работниками органа. Комиссию возглавляет руководитель организации или его заместитель.

Комиссии по приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов

Комиссии по приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов создаются приказом руководителя организации по мере необходимости; представители профсоюзных и надзорных органов включаются в комиссию по согласованию. Задачи и порядок деятельности комиссий определяются соответствующими нормативными и методическими документами.

Комиссия по аттестации рабочих мест по условиям труда

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.

Порядок аттестации рабочих мест определен Приказом Минздравсоцразвития России №342н «Об утверждения Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

Комиссия по аттестации рабочих мест по условиям труда создается приказом руководителя организации. Задачи и порядок деятельности комиссий определяется вышеуказанным приказом

Комиссии по расследованиям несчастных случаев, аварий, инцидентов и профзаболеваний

Комиссии по расследованию несчастных случаев, аварий, инцидентов, профзаболеваний создаются в установленных случаях или приказом руководителя организации, или территориальным органом Госгортехнадзора России.

Задачи и порядок деятельности комиссий определяются:


по расследованию несчастных случаев на производстве




Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 №653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве».

по расследованию профессиональных заболеваний




Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний (утверждено постановлением Правительства РФ от 15. 12.00 № 967)

по расследованию аварий на опасных производственных объектах; по расследованию инцидентов на опасных производственных объектах




Положением о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах (приказ Ростехнадзора от 23.04.08 №261).



Вопрос 2.1.4. Процесс управления охраной труда

Этапы процесса управления охраной труда

Процесс управления охраной труда, как процесс управления производством в целом, состоит из последовательно выполняемых этапов (функций).


Для заметок:













Как видно из рисунка процесс управления является непрерывным: полученная в результате конечного этапа — этапа контроля - информация анализируется, оценивается состояние объектов управления, принимаются новые планы или вносятся коррективы в имеющиеся планы и т.д.





Анализ состояния охраны труда в организации

Анализ состояния охраны труда в организации включает четыре операции:
1) собственно анализ, 2) оценку, 3) прогноз, 4) выводы.

1. Анализ

Анализ является первым звеном процесса управления охраной труда.

Анализу подлежат:

  • состояние и причины травматизма;

  • состояние и причины профессиональной заболеваемости;

  • состояние и причины инцидентов и аварий;

  • состояние рабочих мест;

  • состояние производственных объектов;

  • данные, характеризующие организационно-профилактическую работу.

2. Оценка

Состояние безопасности в организации оценивается по результатам анализа. Оценка может быть качественная (удовлетворительное, неудовлетворительное, без изменений и т.п.) или количественная - по отдельным характеристикам (например,
Для заметок:










по показателям частоты и тяжести несчастных случаев, количеству рабочих мест, не соответствующих требованиям охраны труда, и другим).

Одним из основных методов оценки состояния производственных объектов: зданий, сооружений, оборудования является экспертиза промышленной безопасности.

3. Прогноз

Для разработки перспективных мероприятий по охране труда и безопасности необходим прогноз ожидаемого состояния безопасности. Рекомендуется использовать:

  • прогнозные заключения экспертов;

  • статистический прогноз - экстраполяция на основе обработки статистических данных за прошедший период, например, данных об инцидентах, о количестве выявленных при контрольных проверках нарушений.

4. Выводы

По результатам анализа, оценки и прогноза состояния охраны труда в организации должны быть сделаны выводы: какие вопросы (проблемы) остаются нерешенными, в чем причины, какие вопросы, какие задачи необходимо отнести к первоочередным и что для этого необходимо сделать.

Планирование мероприятий по охране труда

Планирование мероприятий по охране труда проводится с учетом данных анализа, оценки и прогноза, состояния безопасности, сделанных выводов, а также с учетом предложений контролирующих органов, профсоюзов.

Различают:

перспективные планы - комплексный план улучшения условий и охраны труда (соглашение по охране труда, раздел коллективного договора), который составляется на один - три года;

текущие (оперативные) планы - месячные (квартальные) планы, графики.

В организациях, где образованы и нормально функционируют специальные подразделения и коллегиальные органы по управлению охраной труда, рекомендуется планировать мероприятия по охране труда и промышленной безопасности по 9-ти направлениям, которые приведены выше в разделе 6.

План мероприятий по охране труда рекомендуется составлять по следующей форме:


№ п.п.

Мероприятия

Объем




Срок исполнения

Ответственный исполнитель

Ед.
измерения

Количество

Начало

Окончание

1

2

3

4

5

6

7











































Финансирование мероприятий по охране труда

Согласно ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных
Для заметок:










учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

В отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда.

Выделяемые на охрану труда средства рекомендуется аккумулировать в фонде охраны труда организации, что позволяет обеспечить их целенаправленное расходование и контроль.

Планирование мероприятий по охране труда неразрывно связано с их финансированием. Поэтому по каждому мероприятию должен быть обсчитан необходимый объем средств и определен источник финансирования, а форма плана должна быть дополнена следующими позициями:


Финансирование

Отметки

об исполнении

Всего, тыс.

руб.

В том числе по источникам

Себестоимость

Прибыль

ФОТ

Проч.

8

9

10

11

12

13




















Подготовка к выполнению мероприятий по охране труда

Подготовка к выполнению мероприятий по охране труда включает следующие подэтапы:

  1. разработка рабочей (проектно-технологической) документации;

  2. обеспечение людскими, финансовыми и материальными ресурсами;

  3. выдача план - заданий, распоряжений, графиков выполнения работ цехам, участкам, отделам.

Одним из обязательных условий подготовки к выполнению плана мероприятий является своевременное и полное обеспечение материальными ресурсами.

Материально - техническое обеспечение мероприятий по охране труда включает следующее:

1) расчет потребности: определение номенклатуры и количества необходимых материалов, оборудования, приборов и средств;

  1. определение организаций-изготовителей, организаций-поставщиков;

  2. сопоставление требуемых денежных ресурсов и финансовых возможностей организации;

  3. заключение договоров на закупку, поставку;

  1. организация доставки, хранения и распределения материальных ресурсов по структурным подразделениям.

Выполнение запланированных мероприятий по обеспечению безопасности работ, технологических процессов, обслуживании машин и др.

Этап "Выполнение запланированных мероприятий и требований по обеспечению безопасности..." состоит в оперативном руководстве работами непосредственно на рабочих местах и других объектах организации согласно графикам, план - заданиям, проектам организации работ, инструкциям и другим организационно-технологическим документам.

Оперативное руководство включает:

  • выдачу работникам сменного задания (наряда-допуска);

  • инструктаж (при выдаче задания или на рабочем месте);

Для заметок:










  • оперативный контроль рабочих мест линейным персоналом, устранение неполадок, сбоев;

  • диспетчерское управление производственно-технологическим процессом.

Контроль за состоянием охраны труда в организации

Контроль за выполнением запланированных мероприятий и соблюдением требований охраны труда - заключительный этап процесса управления. Цель контроля состоит в определении насколько точно и своевременно выполнены (выполняются) мероприятия, требования на рабочих местах, на объектах, технологических процессах и организации в целом. Полученные в результате контроля данные (информация) являются предметом анализа, оценки, прогноза и выводов, то есть началом нового цикла управления охраной труда в организации.

Установлено три уровня контроля за соблюдением требований охраны труда:

1). Государственный надзор и контроль, который осуществляют органы государственного управления и надзора;

2). Корпоративный (производственный) контроль, который обязана проводить сама организация;

3). Общественный контроль, который осуществляют профсоюзы и иные уполномоченные работниками органы.

Государственный надзор и контроль осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Корпоративный (производственный) контроль

По задачам, которые ставятся при его осуществлении, различают три вида корпоративного контроля:

  • Приемочный контроль - контроль приобретенного оборудования, материалов и других изделий; приемка в эксплуатацию новых зданий, сооружений и других объектов, оборудования, установок, новых технологий;

  • Оперативный контроль - контроль в течение смены рабочих мест, хода выполнения работ, технологических процессов;

  • Превентивный контроль - профилактический контроль, проводимый, как правило, по плану (графику) за эксплуатируемыми зданиями, сооружениями, другими объектами, за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности в отношении, например, аттестации рабочих мест по условиям труда, инструктажей, медицинских осмотров работников и так далее.

Общественный контроль за охраной труда в организации

Согласно Постановлению Минтруда от 08.04.94 № 30 общественный контроль за охраной труда в организациях осуществляют уполномоченные лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива.

Численность, порядок избрания уполномоченных определяются коллективным .договором. Выборы уполномоченных проводятся на общем собрании трудового коллектива подразделения сроком не менее двух лет.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Основные задачи уполномоченных:

  • контроль за соблюдением трудового законодательства;

  • представление интересов работников в государственных и общественных организациях;

Для заметок:










  • консультирование работников по вопросам охраны труда.

Основные функции уполномоченных:

- контроль за состоянием охраны труда, за соблюдением работодателями нормативных актов по охране труда, за соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

  • участие в работе комиссий по проведению проверок и обследований технического состояния оборудования, зданий и сооружений и т.п., участие в разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

  • участие в расследовании несчастных случаев на производстве;

  • информирование работников о состоянии условий труда, проведение разъяснительной работы по вопросам охраны труда.

Права уполномоченных:

- получать информацию от руководителей и должностных лиц своих подразделений о состоянии условий и охраны труда;

  • выдавать предписания руководителям подразделений об устранении выявленных нарушений;

  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда.

Учет и отчетность по охране труда

Организация обязана осуществлять учет и отчетность о состоянии охраны труда согласно установленным государственным формам статистического учета и отчетности и формам, предусмотренным отраслевыми (межотраслевыми) нормативными правовыми актами (контрольно-учетные формы) и Госгортехнадзором России. Дополнительные формы (журналы, книги и т.п.) ведутся по усмотрению работодателя.

Государственные формы учета и отчетности

Основные формы государственной статистической отчетности по охране труда.

Контрольно-учетные документы по охране труда организации.

Контрольно-учетные документы предусмотрены отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами и отражают текущее состояние охраны труда безопасности производственных объектов. В положениях о структурных подразделениях и в должностных инструкциях должно быть определено, на кого возлагается обязанность вести те или иные формы контрольно-учетных документов.

Делопроизводство по охране труда

Традиционно делопроизводство по охране труда ведут на бумажных носителях.

В последние годы все более широко применяются технологии управления охраной труда, основанные на использовании современных программно-аппаратных средств приема-передачи и обработки информации (компьютерные технологии).

Взаимодействие с государственными и общественными органами надзора и контроля

Взаимодействие работодателя с инспекторами органов государственного надзора и представителями общественного контроля по вопросам охраны труда обусловлено общностью целей, состоящей в обеспечении здоровых и безопасных условий труда, предупреждении техногенных аварий.

Области взаимодействия:

  • анализ, оценка, прогноз охраны труда и безопасности;

  • планирование мероприятий по охране труда;

Для заметок:













  • контроль за условиями труда и опасными объектами;

  • работа с персоналом.

Формы взаимодействия:

  • взаимная информация;

  • консультации при выработке решений, при планировании мероприятий;

  • совместные проверки;

- создание и поддержание нормативной правовой базы по охране труда;

- обучение, аттестация персонала.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

№ Управление охраной труда в организациях iconПоложение (стандарт) по управлению охраной труда

№ Управление охраной труда в организациях iconСистема управления охраной труда в образовательных учреждениях

№ Управление охраной труда в организациях iconСтратегическое управление в аграрных организациях

№ Управление охраной труда в организациях icon3. Структура системы управления охраной труда в Российской Федерации

№ Управление охраной труда в организациях iconТематика курсовых работ по дисциплине «Управление конфликтами на предприятиях и в организациях» для 06 эг темы

№ Управление охраной труда в организациях iconРабочая программа по дисциплине «Современная система управления охраной труда» для курса повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий Владимирской области

№ Управление охраной труда в организациях iconРекомендации об организации системы управления охраной труда (суот) в организации (Утверждены приказом департамента соцзащиты населения

№ Управление охраной труда в организациях iconРекомендации по организации работы службы охраны труда в организации
Об основах охраны труда в Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, n 29, ст. 3702) и оказания...

№ Управление охраной труда в организациях iconФормы и правила ведения журналов по охране труда на предприятиях (организациях) городского округа Кинель

№ Управление охраной труда в организациях iconМетодические рекомендации по ведению в организации номенклатуры дел деятельности службы охраны труда в организациях Республики Коми




База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск