Комментарий законодательства РФ об охране труда icon

Комментарий законодательства РФ об охране труда





НазваниеКомментарий законодательства РФ об охране труда
страница1/7
Дата конвертации13.04.2013
Размер2.11 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7
Комментарий законодательства РФ об охране труда


Введение

Глава I. Общие положения

§ 1. Понятие охраны труда. Правовая основа охраны труда

§ 2. Федеральная целевая программа улучшения условий охраны труда

на 1998 - 2000 годы

§ 3. Управление охраной труда

§ 4. Служба охраны труда

Глава II. Создание здоровых и безопасных условий труда

§ 1. Право работника на труд в условиях, соответствующих

требованиям охраны труда

§ 2. Соблюдение требований охраны труда при строительстве

и эксплуатации производственных зданий, сооружений

и оборудования

§ 3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий

и охраны труда

§ 4. Аттестация рабочих мест по условиям труда

§ 5. Правила по охране труда, обязательные для работодателя

§ 6. Инструкции по охране труда, обязательные для работников,

и контроль за их соблюдением

§ 7. Инструктаж по охране труда

§ 8. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

§ 9. Выдача специальной одежды и других средств индивидуальной

защиты

§ 10. Выдача молока и лечебно-профилактического питания

§ 11. Средства на мероприятия по охране труда

Глава III. Расследование и учет несчастных случаев на производстве

§ 1. Общие положения

§ 2. Порядок расследования несчастных случаев

§ 3. Оформление результатов расследования и учет несчастных

случаев

Глава IV. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний

§ 1. Общие положения

§ 2. Право на обеспечение по страхованию

§ 3. Возмещение вреда в связи со смертью кормильца

§ 4. Обеспечение по страхованию

§ 5. Порядок и сроки выплаты обеспечения по страхованию

§ 6. Заключительные и переходные положения

Глава V. Правовые особенности охраны труда женщин, молодежи

и инвалидов

§ 1. Охрана труда женщин

§ 2. Охрана труда несовершеннолетних

§ 3. Охрана труда инвалидов

Глава VI. Сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска лицам,

работающим во вредных условиях труда

§ 1. Сокращенная продолжительность рабочего времени

§ 2. Дополнительные отпуска за работу с вредными условиями труда

Глава VII. Надзор и контроль за соблюдением законодательства

об охране труда

§ 1. Государственный надзор за соблюдением законодательства

об охране труда

§ 2. Общественный контроль за соблюдением законодательства

Глава . Ответственность за нарушение требований охраны труда


Введение


Конституция Российской Федерации предусматривает, что в России охраняется

труд и здоровье людей (ст. 7), что каждый имеет право на охрану здоровья и

медицинскую помощь (ст. 41).

Однако кризис последних лет и спад экономики неблагоприятно отразились

на состоянии условий и охраны труда в организациях. Следствием неудовлетворительного

состояния условий и охраны труда явился рост производственного травматизма

и профессиональных заболеваний.

В результате несчастных случаев на производстве ежегодно травмировались

около 350 тыс. человек.

Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении

внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению

сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надежных

систем предупреждения и локализации аварий, о недостатках в точном учете требований

норм и правил охраны труда при проектировании производственного оборудования,

технологических процессов.

Решение многих проблем также сдерживалось недостатками законодательной

и нормативной базы в области условий и охраны труда.

Создавшаяся ситуация требовала решительных и эффективных мер. В августе

1993 г. были приняты Основы законодательства РФ об охране труда, ставшие базой

совершенствования законодательства, поставленного на защиту здоровья людей

на производстве. В феврале 1997 г. была утверждена Федеральная целевая программа

улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы.

В марте 1999 г. Правительством РФ утверждено новое Положение о расследовании

и учете несчастных случаев на производстве. В июле 1999 г. принят Федеральный

закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний", коренным образом изменивший систему возмещения

вреда лицам, пострадавшим на производстве. В декабре 1998 г. утверждены Правила

обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами

индивидуальной защиты. Утверждены типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи

средств индивидуальной защиты в различных отраслях экономики, принят ряд других

нормативных актов, в том числе направленных на усиление контроля и надзора

за соблюдением охраны труда, повышена ответственность работодателя за допускаемые

нарушения правил и норм по охране труда.

Особо следует отметить Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской

Федерации". Этот закон устанавливает правовые основы регулирования отношений

в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание

условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников

в процессе трудовой деятельности. Закон принят 17 июля 1999 г. (Основы законодательства

РФ об охране труда признаны утратившими силу.)

Все эти акты рассматриваются в комментарии.

Комментарий рассчитан на широкий круг читателей. Он будет полезен не

только юристам-профессионалам, кадровым работникам службы охраны труда, но

и работодателям, работникам правоохранительных органов, научным работникам,

а также студентам и иным гражданам, изучающим законодательство Российской

Федерации по охране труда, лицам, соприкасающимся с изложенными в комментарии

вопросами при исполнении своих трудовых обязанностей.


Глава I. Общие положения


§ 1. Понятие охраны труда. Правовая основа охраны труда


Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников

в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические,

организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,

реабилитационные и иные мероприятия (ст. 1 ФЗ "Об основах охраны труда в РФ").

Эти мероприятия имеют своей целью создание условий труда, отвечающих требованиям

сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. На

практике под охраной труда нередко подразумевают технику безопасности, производственную

санитарию и т.п. Такая позиция ошибочна. Охрана труда - это система мероприятий,

где техника безопасности или гигиена труда являются ее составляющими.

Конституция РФ в главе "Основы конституционного строя" провозглашает,

что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается

гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная

поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,

развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии

и иные гарантии социальной защиты.

Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" был

утвержден 17 июля 1999 г. и введен в действие со дня его официального опубликования

(CЗ РФ. 1999, N 29. Ст. 3702.).

Законодательство РФ об охране труда основывается на Конституции РФ и

состоит из Федерального закона от 17 июля 1999 г., других федеральных законов

и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых

актов субъектов РФ.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. устанавливает гарантии осуществления

права трудящихся на охрану труда и обеспечивает единый порядок регулирования

отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях,

в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной

деятельности и ведомственной подчиненности и направлен на создание условий

труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе

трудовой деятельности и в связи с ней.

Для целей данного Федерального закона используются следующие основные

понятия:

условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового

процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие

которого на работника может привести к его заболеванию;

опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие

которого на работника может привести к его травме;

безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на

работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни

их воздействия не превышают установленные нормативы;

рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое

ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно

находится под контролем работодателя;

средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические

средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников

вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности)

- документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по

охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны

труда;

производственная деятельность - совокупность действий людей с применением

орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих

в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание

различных видов услуг.

Действие этого Федерального закона распространяется на:

работодателей;

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной

хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего

профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального

профессионального, среднего профессионального образования и образовательных

учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих

производственную практику;

военнослужащих, направляемых на работу в организации;

граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в

организациях.

На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах,

распространяется законодательство об охране труда государства работодателя,

а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях,

находящихся под юрисдикцией РФ, распространяется законодательство об охране

труда РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые

предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного

договора.

В Федеральном законе от 17 июля 1999 г. изложены основные направления

государственной политики в области охраны труда. Таковыми являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых

актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране

труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых

программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов

работников в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на

основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными

условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства

и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области

охраны окружающей природный среды и других видов экономической и социальной

деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы

по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда,

о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных

последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных

условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство

средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной

и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами,

лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны

труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти

РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления,

работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов,

их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов

по вопросам охраны труда.

Одним из направлений государственной политики в области охраны труда

также является установление единых нормативных требований по охране труда

для организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной

деятельности и ведомственной подчиненности.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися

в федеральных законах и иных нормативных правовых актов РФ и законах и иных

нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда, устанавливаются правила,

процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников

в процессе трудовой деятельности.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими

лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании,

строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин,

механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации

производства и труда.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов

об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством

РФ.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. предусматривает разграничение компетенции

органов государственной власти РФ и ее субъектов.

К полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны труда

относятся:

определение основных направлений и проведение единой государственной

политики в области охраны труда на территории РФ;

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых

актов РФ об охране труда;

определение основ государственного управления охраной труда;

разработка и реализация федеральных целевых и отраслевых целевых программ

улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;

определение расходов на охрану труда за счет средств федерального бюджета;

определение структуры, задач, функций и полномочий органов государственного

надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;

установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний;

формирование органов, осуществляющих государственную экспертизу условий

труда, и определение порядка деятельности указанных органов;

организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях;

организация обучения специалистов по охране труда, установление единых

требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности

труда;

обеспечение взаимодействия органов государственной власти РФ, органов

государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей,

объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений

и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной

политики в области охраны труда;

координация научно-исследовательской работы и распространение передового

отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда,

о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных

последствиях;

международное сотрудничество в области охраны труда;

другие полномочия органов государственной власти РФ в области охраны

труда.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области охраны

труда относятся:

реализация государственной политики в области охраны труда на территории

субъекта РФ;

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране

труда;

государственное управление охраной труда на территории субъекта РФ;

участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения

условий и охраны труда;

разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий

и охраны труда, контроль за их выполнением;

определение расходов на охрану труда за счет средств бюджетов субъектов

РФ;

разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей

в обеспечении безопасных условий труда;

организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований

охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;

организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации

работ по охране труда в организациях;

передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных

полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных

образований;

другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной

власти РФ в области охраны труда.

Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений

государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий,

а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов

РФ в установленном порядке.

Правительством РФ 12 августа 1994 г. принято постановление "О государственных

нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994,

N 17. Ст. 1998.). Оно предусматривает, что в РФ действует система нормативных

правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда,

обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции)

и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования,

разработке технологических процессов, организации производства и труда. Подобных

решений на правительственном уровне ни в Советском Союзе, ни в РФ ранее не

принималось.

Данным Постановлением Минтруду РФ поручено обеспечить формирование банка

данных действующих государственных нормативных правовых актов по охране труда,

а также утвержден Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих требования

по охране труда. Этим Перечнем установлены виды нормативных правовых актов,

их сокращенное название и органы, утверждающие такие документы, что позволит

устранить произвольное наименование таких актов.


Таблица


+------------------------------------------------+---------------------+

| Наименование вида нормативного |Органы, утверждающие |

| нормативного правового акта, | нормативные |

+---------------------------+--------------------+ правовые акты |

| Полное название |Сокращенное название| |

+---------------------------+--------------------+---------------------+

|Государственные стандарты | ГОСТ Р | Госстандарт России |

|системы стандартов безо-| ССБТ | |

|пасности труда | | |

|Отраслевые стандарты сис-| ОСТ ССБТ | Минстрой России |

|темы стандартов безопас-| | Федеральные органы |

|ности труда | |исполнительной власти|

|Санитарные правила | СП |Госкомсанэпидемнадзор|

| | |России |

|Санитарные нормы | СН |Госкомсанэпидемнадзор|

| | |России |

|Гигиенические нормативы | ГН | " |

|Санитарные правила и нормы | СанПиН | " |

|Строительные нормы | СниП |Минстрой России |

|и правила | | |

|Правила безопасности | ПБ |Федеральные органы |

| | |надзора в соответ-|

| | |ствии с их компетен-|

| | |цией |

|Правила устройства и безо- | ПУБЭ | " |

|пасности эксплуатации | | |

|Инструкции по безопасности | ИБ | " |

|Правила по охране труда | ПОТМ |Минтруд России |

|межотраслевые | | |

|Межотраслевые организаци-| - |Минтруд России |

|онно-методические документы| |Федеральные органы |

|(положения, методические| |надзора |

|указания, рекомендации) | | |

|Правила по охране труда | ПОТО |Федеральные органы |

|отраслевые | |исполнительной власти|

|Типовые отраслевые инструк-| ТОИ |Федеральные органы |

|ции по охране труда | |исполнительной власти|

|Отраслевые организаци-| - | " |

|онно-методические документы| | |

|(положения, методические | | |

|указания, рекомендации) | | |

+---------------------------+--------------------+---------------------+


Руководствуясь требованиями Конституции РФ, государство заботится об

улучшении и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем

и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации

и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.


§ 2. Федеральная целевая программа улучшения условий

охраны труда на 1998 - 2000 годы


Во исполнение постановления Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. "О

Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1998 - 2000 годов"

(СЗ РФ. 1997, N 10. Ст. 1173.) и в целях обеспечения реализации государственной

политики в области охраны труда работников на производстве, предусмотренной

Основами законодательства РФ об охране труда Правительство РФ 10 ноября 1997

г. утвердило Федеральную целевую программу улучшения условий и охраны труда

на 1998 - 2000 годы (далее сокращенно - Программа) (Р.Г. 1997, 22 ноября.).

Федеральным органам исполнительной власти поручено разработать и утвердить

соответствующие отраслевые программы улучшения условий и охраны труда. Органам

исполнительной власти субъектов РФ также рекомендовано разработать и утвердить

соответствующие программы.

Основными целями Программы являются:

снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

в стране;

создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников

в процессе трудовой деятельности;

повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от

профессионального риска.

Основная задача Программы - реализация государственной политики в области

улучшения условий и охраны труда, изложенной в Основах законодательства РФ

об охране труда.

Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния условий

и охраны труда работников, проведенного Минтрудом РФ совместно с органами

исполнительной власти по труду субъектов РФ, государственными органами надзора

и контроля, научно-исследовательскими организациями по труду и охране труда.

Учтены рекомендации Всероссийского совещания по охране труда (июнь 1996 г.),

предложения органов исполнительной власти субъектов РФ.

Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:

разработка федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ по

вопросам охраны труда работников;

общепрограммные исследования и конструкторские разработки;

совершенствование условий и охраны труда на производстве;

организационное, методическое и информационное обеспечение управления,

профессиональное образование, пропаганда.

Государственным заказчиком, возглавляющим управление реализацией Программы,

является Минтруд РФ. Им же осуществляется оперативное управление Программой

(исполнительские функции).

Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется

исходя из бюджетной заявки на очередной финансовый год, представленной государственным

заказчиком и принятой с учетом возможностей бюджета, потребностей Программы

и необходимости продолжения ранее начатых работ.

Объемы бюджетного финансирования конкретных работ в рамках Программы

определяются государственными контрактами (договорами), заключаемыми Минтрудом

РФ с организациями-исполнителями в соответствии с установленным порядком.

Минтруд РФ заключает также государственный контракт с Фондом социального

страхования РФ, подтверждающим объем и сроки финансирования, и Фондом мероприятий

Программы и сообщает об этом в Минфин РФ и Минэкономики РФ.

Государственный контракт является основным документом, определяющим права

и обязанности сторон по финансовому обеспечению и выполнению заданий Программы.

Минтруд РФ ежегодно, до 1 февраля, представляет в Минэкономики РФ, Минфин

и Миннауки РФ доклады о ходе работ по Программе и об эффективности использования

финансовых средств.

Отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы ежегодно заслушиваются

на заседаниях Межведомственной комиссии по охране труда, Российской трехсторонней

комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


§ 3. Управление охраной труда


Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996 г. осуществление государственного

управления охраной труда возложено на Минтруд РФ, который:

координирует научно-исследовательскую работу по проблемам охраны труда

и разработку федеральными органами исполнительной власти нормативных требований

по охране труда;

распределяет средства на проведение межотраслевых научно-исследовательских

работ в области охраны труда, выделяемые на эти цели Фондом социального страхования

РФ;

координирует работу служб охраны труда федеральных органов исполнительной

власти;

осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти по труду

субъектов РФ в реализации государственной политики в области охраны труда;

организует учет потребностей в средствах индивидуальной защиты, работа

без применения которых запрещена соответствующими нормативными правовыми актами,

и разрабатывает предложения о формах государственного содействия организациям

в размещении заказов на изготовление специальной одежды, специальной обуви

и других средств индивидуальной защиты;

разрабатывает нормативные требования по охране труда при выдаче организациям

лицензий на отдельные виды деятельности;

осуществляет методическое руководство по пропаганде и распространению

передового опыта в области условий и охраны труда;

организует обучение и проверку знаний работников в области условий и

охраны труда, проведение экспертизы условий труда работников и сертификации

производственных объектов организаций на соответствие требованиям по охране

труда.

Федеральным законом от 17 июля 1999 г. предусмотрено, что государственное

управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно

или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами

охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в

области охраны труда осуществляется Правительством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством

РФ предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового

регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции

в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны

труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной

власти, ведающим вопросами охраны труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ

осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами

охраны труда, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны

труда в пределах их полномочий.


§ 4. Служба охраны труда


Служба охраны труда в организации - основное звено в системе управления

охраной труда. От ее деятельности, в первую очередь, зависит уровень организаторской

работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Федеральный закон.12 от 17 июля 1999 г. предусматривает, что в целях

обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за

их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность,

с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится

должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку

или опыт работы в этой области.

В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании

службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается

работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране

труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями,

оказывающими услуги в области охраны труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников

службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального

органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда.

Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии

с другими службами предприятия, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными

(доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового

коллектива, а также с органами государственного управления, надзора и контроля

за охраной труда.

Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными

и иными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором

и соглашением по охране труда, нормативной документацией организации.

Основными задачами службы охраны труда являются:

организация и координация работы по охране труда на предприятии;

контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов

по охране труда работниками предприятия;

совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного

травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний

и улучшению условий труда;

консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.

В Рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных

комитетов (комиссий) по охране труда, утвержденных Минтруда РФ (Бюлл. Минтруда

РФ. 1994, N 11.) предусмотрено, что на службы охраны труда для выполнения

указанных задач возлагается широкий круг обязанностей.

Это прежде всего:

выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;

проведение анализа состояния и причин производственного травматизма,

профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний;

оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении

замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации

и сертификации рабочих мест и производственного оборудования на соответствие

требованиям охраны труда;

информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда

на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных

заболеваний, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных

факторов;

участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного

здоровью сотрудников в результате несчастного случая на производстве или профессионального

заболевания;

проведение совместно с представителями соответствующих подразделений

предприятия и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных

союзов или трудового коллектива проверок, обследований технического состояния

зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным

правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем,

состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств

коллективной и индивидуальной защиты работников;

разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами

предприятия мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их

до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание

организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий;

участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора (соглашения)

по охране труда предприятия.

На службу могут возлагаться и иные обязанности, осуществление которых

направлено на улучшение охраны труда на предприятии.

Естественно, что для реализации указанных выше функций служба охраны

труда должна обладать соответствующими правами.

Работники этой службы вправе:

в любое время суток беспрепятственно осматривать производственные, служебные

и бытовые помещения организации, знакомиться с документами по вопросам охраны

труда;

проверять состояние условий и охраны труда в подразделениях предприятия

и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные

для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательных

и иных нормативных правовых актов по охране труда;

запрещать эксплуатацию машин, оборудования и производство работ в цехах,

на участках, рабочих местах при выявлении нарушений нормативных правовых актов

по охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут

привести к аварии, с уведомлением об этом работодателя (руководителя подразделения

или его заместителя);

привлекать по согласованию с работодателем и руководителями подразделений

организации соответствующих специалистов к проверкам состояния охраны труда;

запрашивать и получать от руководителей подразделений материалы по вопросам

охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения

нормативных правовых актов по охране труда;

требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не

прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда, обучение и проверку

знаний по охране труда или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по

охране труда.

В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются

комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят

представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного

работниками представительного органа.

Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного

договора (соглашения) об охране труда, совместные действия работодателя и

работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного

травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий

и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах

указанных проверок (ст. 13 ФЗ от 17 июля 1999 г.).

В рекомендациях предусмотрены основные задачи, функции и права совместного

комитета (комиссии) по охране труда. Предусмотрено также, что на основе Рекомендаций

комитеты могут разрабатывать свои положения, учитывающие специфику форм собственности

и хозяйственной деятельности.

Инициатором создания комитета (комиссии) может выступать любая из сторон.

Представители работников выдвигаются в комитет (комиссию), как правило,

из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального

союза или трудового коллектива.

Численность членов комитета может определяться в зависимости от числа

работников, специфики производства, структуры и других особенностей предприятия,

по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и

работников (трудового коллектива). Условия создания, деятельность и срок полномочий

комитета оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении

работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.

Выдвижение в комитет представителей работников, профессиональных союзов

и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем

собрании (конференции) трудового коллектива, представители работодателей назначаются

приказом (распоряжением) по предприятию.

Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как

правило, без освобождения от основной работы, если иное не оговорено в коллективном

договоре.

В своей работе комитет взаимодействует с государственными органами управления

охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, профессиональными союзами,

службой охраны труда организации.

Для выполнения поставленных задач рекомендовано возложить на комитет

следующие функции:

рассмотрение предложений работодателей, профессиональных союзов и иных

уполномоченных работниками представительных органов, а также отдельных работников

по созданию здоровых и безопасных условий труда в организации и выработка

рекомендаций, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников

в процессе трудовой деятельности;

рассмотрение результатов обследования состояния условий и охраны труда

на рабочих местах, производственных участках, в цехах и в организации в целом;

изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний,

анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда, подготовка

информационно-аналитических материалов о фактическом состоянии охраны труда

на предприятии;

анализ хода и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда,

участие в подготовке подразделений и предприятия в целом к проведению обязательной

сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие

требованиям охраны труда и др.

Для того чтобы комитет мог выполнить поставленные перед ним задачи, в

Рекомендациях предусмотрено, что он имеет право получать от работодателя и

службы охраны труда организации информацию о состоянии условий труда на рабочих

местах, производственном травматизме и профессиональных заболеваниях, наличии

опасных и вредных производственных факторов.

Комитет может заслушивать на своих заседаниях сообщения работодателя

(его представителей) по вопросам выполнения им обязанностей по обеспечению

здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах и соблюдения гарантий

права работников на охрану труда. Комитету предоставлено также право обращаться

в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных

лиц в случаях нарушения ими законодательных и иных нормативных правовых актов

по охране труда, сокрытия несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний.

Комитет (комиссия) по охране труда по своей сути - коллективный орган

управления охраной труда в организации, представляющем работодателей, профсоюзы

и иные уполномоченные работниками органы. Все они являются равноправными партнерами.

Рекомендации исходят из того, что положительные результаты в деле социальной

и правовой защиты работников, охраны их труда возможны лишь в результате совместной

работы работодателей, государственных органов надзора прежде всего с профсоюзами,

как с традиционными представителями трудовых коллективов.


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Комментарий законодательства РФ об охране труда iconТиповая инструкция n 21 по охране труда для электросварщика ручной сварки (утв. Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 11 марта 1993 г.) Комментарий гаранта

Комментарий законодательства РФ об охране труда iconТиповая инструкция по охране труда для рабочих котельной тои р-218-55-95 (утв. Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 5 декабря 1994 г.) Комментарий гаранта

Комментарий законодательства РФ об охране труда iconОтветственность за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда

Комментарий законодательства РФ об охране труда iconВцелях систематического соблюдения требований законодательства по охране труда вводится следующая многоступенчатая система контроля: Iступень

Комментарий законодательства РФ об охране труда iconОтветственность работников гу мо «Мособлпожспас» за нарушение законодательства об охране труда гу мо «Мособлпожспас» общие положения

Комментарий законодательства РФ об охране труда iconОбучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Министр труда и социального развития Российской
О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (Собрание законодательства Российской...

Комментарий законодательства РФ об охране труда iconПриказ Минсельхоза РФ от 10 февраля 2003 г. N 49 "Об утверждении Правил по охране труда в животноводстве"
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих...

Комментарий законодательства РФ об охране труда iconОбучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций Цель: получение слушателями необходимых знаний по охране труда для их практической деятельности в сфере охраны труда
Руководители организаций, заместители руководителей организаций, в том числе курирующие вопросы охраны труда, заместители главных...

Комментарий законодательства РФ об охране труда iconРекомендации по разработке инструкций по охране труда Инструкция по охране труда должна содержать следующие разделы

Комментарий законодательства РФ об охране труда iconИнструкция № по охране труда для врача (терапевта, педиатра) на приеме Общие требования по охране труда




База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск