Рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» icon

Рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия»





Скачать 95.49 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия»
Г.Я.Мякишев
Дата конвертации09.04.2013
Размер95.49 Kb.
ТипРабочая программа
11 класс

Пояснительная записка.

 

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования  МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2001).

Автор программы: Г.Я.Мякишев

Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. Физика – 11, М.: Просвещение, 2004 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю. Два часа взято из федерального компонента, а один час взят из школьного компонента вариативной части на учебную практику по физике.

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме­тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи­зических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по­нимание роли практики в познании физических явле­ний и законов;

- формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного  минимума  содержания  физического образования.

должны знать/понимать:

смысл понятий: физические явления, физический закон, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плот­ность, сила, импульс, работа, мощность, кинетиче­ская энергия, потенциальная энергия, механические колебания и волны, индукция магнитного поля, магнитный поток, электроёмкость, показатель преломления света, массовое число, зарядовое число, энергия связи, дефект масс;

смысл физических законов: законы Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и энергии в механических процессах, электромагнитной индукции, преломление света, радиоактивного распада;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наиболь­шее влия­ние на развитие физики;

должны уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное и равноускоренное движение, невесомость, криволинейное движение, реактивное движение, колебательное движение, распространения звука, электромагнитной индукции, самоиндукции, радиосвязь и телевидение, дисперсия света, поглощение и испускание света, радиоактивность, деление ядер, ядерные и термоядерные реакции, радиация;

использовать физические приборы и измерительные ин­стру­менты для измерения физических величин: расстояния, проме­жутка времени, мгновенную скорость, массы, силы, период и частоту колебаний, высота и громкость звука, электроёмкость;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графи­ков и выявлять на этой основе эмпирические зависи­мости: пути от времени, скорости от времени, ускорения от времени;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Между­народной системы;

приводить примеры практического использования физи­ческих знаний о механических, электромагнитных, атомных явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации есте­ственно­научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популяр­ных изданий, ком­пьютерных баз данных, ресурсов Интерне­та), ее обработку и пред­ставление в разных формах (словесно, с помощью графиков, мате­матических символов, рисунков и структурных схем);

владеть ключевыми, общепредметными и предметными компетен­циями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценно­стно-ориентационной, смыслопоисковой;

способны решать следующие жизненно-практические задачи: использо­вание приобретенных знаний и умений в практической деятельности и по­вседневной жизни для оценки влияния на организм человека и другие орга­низмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды, рационального применения простых механиз­мов.


Технология обучения


В курс физики 11 класса входят следующие разделы:

Электромагнитная индукция.

Электромагнитные колебания.

Электромагнитные волны.

Элементы теории относительности.

Световые кванты.

Атом и атомное ядро.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 11 класса входят: учение об электромагнитном поле, явление электромагнитной индукции, квантовые свойства света, квантовые постулаты Бора, закон взаимосвязи массы и энергии. В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение

В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Э.Х.Ленца, Д.Максвелла, А.С.Попова, А.Эйнштейна, А.Г.Столетова, М.Планка, Э.Резерфорда, Н.Бора, И.В.Курчатова.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

·         Классноурочная система

·         Лабораторные и практические занятия.

·         Применение мультимедийного материала.

·         Решение экспериментальных задач.


Требования к уровню подготовки учащихся.

 

Учащиеся должны знать:

Электродинамика.

Понятия: электромагнитная индукция, самоиндукция, индуктивность, свободные и вынужденные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонанс, электромагнитная волна, интерференция, дифракция и дисперсия света.

Законы и принципы: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, законы отражения и преломления света, связь массы и энергии.

Практическое применение: генератор, схема радиотелефонной связи, полное отражение.

Учащиеся должны уметь:

-         Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока.

-         Использовать трансформатор.

-         Измерять длину световой волны.

 

Квантовая физика

Понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно – волновой дуализм, ядерная модель атома, ядерная реакция, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция, термоядерная реакция, элементарные частицы.

Законы и принципы: законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада.

Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента, принцип спектрального анализа, принцип работы ядерного реактора.

Учащиеся должны уметь: решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой световой волны, вычислять красную границу фотоэффекта, определять продукты ядерной реакции.


Проверка знаний учащихся


Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.


Содержание

Электродинамика

Электромагнитная индукция (продолжение)

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Колебания и волны.

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колеба­ния. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Электрические колебания.

Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электри­ческих колебаний. Вынужденные колебания. Пере­менный электрический ток. Емкость и индуктив­ность в цепи переменного тока. Мощность в цеди пе­ременного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электри­ческой энергии. Генерирование электрической энер- гии. Трансформатор. Передача электрической энер­гии.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения вол­ны. Звуковые волны. Интерференция воли. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны. Излучение электромаг­нитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

Оптика

Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения, Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Основы специальной теории относительности.

Постулаты теории относительности. Принцип от­носительности Эйнштейна. Постоянство скорости све­та. Пространство и время в специальной теории отно­сительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.


 

Квантовая физика

Световые кванты.

Тепловое излучение. Постоян­ная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны.

Атомная физика.

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярное волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра.

Методы регистрации эле­ментарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протон-нейтронная мо­дель строения атомного ядра. Энергия связи ну­клонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» iconРабочая программа по физике составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике и скорректирована с учетом программы «Физика 7-9» авторов Н.

Рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» iconУчебник «Физика-10»
Данная рабочая программа составлена на основе программы по физике для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной...

Рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» iconУчебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Физика атома и атомных явлений» для специальности 1-31 04 01 «Физика», утвержденной 10. 01. 2007 г. № Тд g. 133

Рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И. Сонина

Рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» iconРабочая учебная программа по физике 10-11
...

Рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» iconПрограмма по биологии (база 9 кл.) Программа составлена, на основе программы для общеобразовательных школ России

Рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» iconПрограмма для 8 профильного класса составлена на основе программы курса авторов Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова; учебник «Физика-8», Москва, «Дрофа», 2007
Повторить материал по теме: «Электрические явления» с использованием физического эксперимента. Учить умению самостоятельно строить...

Рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» iconПояснительная записка Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального Государственного стандарта

Рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» iconРабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета / курса) для обучающихся 6-9 специальных классов VIII вида
Составлена на основе общегосударственной программы для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида по биологии...

Рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» iconПояснительная записка. Календарно тематический план по физике в 11 классе составлен на основе государственной программы для общеобразовательных школ. Программа: физика 10-11 классы. Автор программы: Г. Я. Мякишев, «Дрофа», Москва, 2004 год



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск