Задачи: Образовательные: Изучить планетарную модель атома. Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда. Развивающие icon

Задачи: Образовательные: Изучить планетарную модель атома. Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда. Развивающие





Скачать 85.26 Kb.
НазваниеЗадачи: Образовательные: Изучить планетарную модель атома. Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда. Развивающие
Дата конвертации04.04.2013
Размер85.26 Kb.
ТипУрок

Интегрированный урок: физика + химия по теме: "Строение атома"


“Отыщи всему начало и ты многое поймёшь”. (Козьма Прутков.)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: интегрированный урок (физика, химия) 8 класс.

Цель урока: изучить строение атома.

Задачи:

Образовательные:

  • Изучить планетарную модель атома.

  • Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда.

Развивающие:

  • Отработать навыки определения состава атома, состава ядра атома по периодической системе химических элементов.

  • Продолжить развитие навыков работы с опорным конспектом, таблицами и схемами.

  • Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • Развивать познавательный интерес к предметам.

  • Показать значение опытных фактов.

Оборудование: мультимедийные пособия по физике и химии; таблица периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; бланк опорного конспекта (у каждого учащегося, см. Приложение).

План урока:

  1. Повторение материала.

  2. Вступительное слово учителя химии, постановка целей урока.

  3. Изложение нового материала.

  4. Отработка изученного материала.

  5. Подведение итогов. Домашнее задание.

1. Фронтальный опрос проводит учитель физики.

  • Можно ли разделить элементарный электрический заряд на 4?, 3?, 2?

  • Что можно сказать о величине заряда любого заряженного тела?

  • Можно ли передать телу заряд величиной 1,6 • 10 – 20 Кл?; 48 •10 – 20 Кл?

2. Учитель химии. Всем известно, что на одну и туже проблему или какой-либо факт, можно взглянуть с различных точек зрения, что вы порой и делаете, даже не подозревая об этом, на уроках химии, физики, биология, географии. Сегодня мы решили объединить уроки химии и физики, чтобы раскрыть строение одной очень маленькой частички - атома. Слово “атом” придумал очень давно более 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит. С греческого “атом” переводится как “неделимый”. Так ли это?

3. Учитель физики. В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома. В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, различные догадки ученых создавали духовную атмосферу, в которой, в конце концов, и рождалось открытие, ведь в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно.

Учащийся. (Делает небольшое сообщение о модели атома, предложенной английским физиком Дж. Дж. Томсоном)

“Атом” в переводе с греческого - неделимый. Но после открытия в 1897 г. электрона, входящего в состав атома, был сделан вывод о сложном строении атома. Первая достаточно разработанная модель атома была предложена английским физиком Дж. Дж. Томсоном, открывшим электрон. Согласно этой модели вещество в атоме несет положительный заряд и равномерно заполняет весь объем атома. Электроны “вкраплены” в атом. Предполагалось, что их очень много. В целом атом электрически нейтрален. Для устойчивости атома необходимо, чтобы электроны располагались концентрическими слоями, в каждом слое определенное число электронов. Томсон с помощью данной модели объяснил ряд физических явлений. Например, хорошая проводимость металлов объяснялась тем, что атомы металлов легко теряют часть электронов.

Первая модель атома сыграла положительную роль: в дальнейшем была использована верная идея о слоях электронов в атоме, о потере электронов атомами. Однако скоро обнаружилось несоответствие модели реальной действительности. В частности, модель атома Томсона оказалась в противоречии с результатами опыта Резерфорда”.

Учитель физики. Чтобы проверить гипотезу Дж. Дж. Томсона необходимо провести эксперимент. (Просматривается фрагмент об опыте Э.Резерфорда).

Учащийся. (Делает пояснения о планетарной модели атома, вытекающей из опытов Э.Резерфорда по самостоятельно изготовленному плакату)

“В 1909 - 1911 гг. Резерфорд экспериментально доказал, что у атомов есть ядра. В мае 1911 г. на страницах лондонского “философского журнала” он изложил результаты экспериментальных и теоретических поисков в области строения атома. Ядро занимает в атоме ничтожную часть объема, оно положительно заряжено, и в нем сосредоточена почти вся масса атома, так как электроны по сравнению с атомом очень легкие частицы. Электроны движутся вокруг ядра.

Альфа-частицы от радиоактивного источника, пройдя через диафрагму, попадают на тонкую фольгу из золота. Она имеет толщину около микрона, т.е. состоит приблизительно из 3000 атомных слоев. Большая часть альфа-частиц легко проходит через фольгу, мало отклоняясь. Но некоторые, редкие альфа-частицы отклоняются на значительные углы и даже на углы, близкие к 180°, т.е. отбрасываются назад.

Результаты опыта можно объяснить следующим образом. Альфа-частицы, проходя через фольгу, проходят сквозь атомы золота. Это возможно потому, что легкие электроны почти не влияют на движение тяжелой альфа-частицы. Так как они в большинстве случаев отклоняются на малые углы, атомы в большей части своего объема заполнены электронами и лишь небольшую их часть занимает положительно заряженное вещество. Эта центральная часть атома получила название ядра. Из опытов следует, что ядро и отталкивает альфа-частицу, причем тем сильнее, чем ближе к ядру она проходит. По соотношению между общим числом частиц и числом отклонившихся на определенные углы частиц рассчитывается размер ядра и заряд ядра. Оказалось, что радиус ядра имеет порядок 10 - 12 см (10 - 14 м). Заряд же ядра положителен и определяется формулой q = Z•e, где Z - порядковый номер элемента в периодической системе, а е- модуль заряда электрона”.

Учитель химии. Таким образом, на сегодня известно точно, что... (учитель - на доске, ребята - в тетради составляют схему-таблицу строения атома).



Учитель химии. Строение всех атомов зашифровано в периодической системе химических элементов. Порядковый номер химического элемента показывает электрический заряд ядра атома Z , этот заряд численно равен сумме протонов в ядре атома; т.к. атом в целом электрически нейтральная частица, то суммарный положительный заряд атома равен суммарному отрицательному заряду, следовательно, равен числу электронов в оболочке атома. Чтобы вычислить число нейтронов в ядре из массового числа атома вычитаем заряд ядра:

4. Отработка изученного материала проводится с помощью вопросов, предложенных в мультимедийном пособии, а также:

а) Опроверг ли своими опытами Э. Резерфорд модель атома Томсона?

  • Какая модель атома вытекает из опытов Э. Резерфорда?

  • Что принимается за размер атома в планетарной модели атома?

б) задача с выбором ответа:

Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц показали:

  • электрон вращается в атоме по круговой орбите;

  • альфа-частицы положительно заряжены;

  • атом не взаимодействует с альфа-частицами;

  • атом состоит из малого по объему и массивного ядра и легких электронов;

  • атом состоит из заряженных частей.

Выберете правильный и исчерпывающий ответ.

в) заполняем таблицу вместе с учащимися



г) фронтальный опрос:

  • Чем отличаются протоны и электроны?

  • Сходство и различие протонов и нейтронов?

  • Какой заряд имеет атом меди?

  • Из чего складывается масса атома?

  • Предлагаем вашему вниманию сочинение. Как вы думаете, о чём идёт речь в сочинении?:

5. Выполнение тестовой работы на два варианта (задания на рабочем листе у каждого учащегося, работы сдаются для проверки)

6. Подведение итогов: (выставляем оценки, благодарим активных учащихся, ребят, подготовивших интересные сообщения.)

7. Домашнее задание:

по физике: §30;

по химии: §37

Предлагаем ребятам по желанию творческое задание (записано на доске):

1. Используя изученные на уроке термины: атом, ядро, оболочка, протон, нейтрон, электрон; фамилии ученых: Томсон, Резерфорд, составить кроссворд.

2. Нарисовать иллюстрации к прозвучавшему на уроке сочинению.

3. Сочинить историю в любом жанре (сказка, басня, детектив и т.д.): на что по-вашему похож атом?

8. Рефлексия: на рабочих листах ответить на вопрос: Если бы не было открыто строение атома, то……………

Приложение

Тема урока: "Строение атома"

Рабочий лист




1. Демокрит (др. греч.): 2. Модель Дж. Дж. Томсона: «атом» - « ». (дорисуй модель)


3. Планетарная модель атома:

1. - ;

2. - ;


4. Заполни схему: «Состав атома».






  1. химические элементы

    ядро

    Электроны,

    Протоны, p

    Нейтроны, n

    О










    В










    Na










    Hg










    Al









    Заполни таблицу:



6. В учебнике физики найдите и прочитайте определения положительных и отрицательных ионов. Как образуются положительные и отрицательные ионы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответьте на вопрос: Что произойдёт с атомом, если изменить количество электронов?

1H0 - 11H+1 ? _____________________________

1H0 + 11H-1 ? ____________________________

Частицы, которые получились при отдаче (потере) и принятии (присоединении) и приобрели заряд, называются ___________________


7. Тест

Вариант 1

1. В состав ядра атома углерода входят 6 протонов. Выберите правильное утверждение.

А. В состав ядра атома углерода входят 6 нейтронов.

Б. В состав ядра атома углерода входят 6 электронов.

В. Если атом углерода потеряет один электрон, он превратится в атом другого химического элемента.

Г. Среди утверждений нет правильного.


2. Может ли атом водорода лишиться заряда равного 1,5 заряда электрона? Почему?______________________________________________________________

______________________________________________________________________

3. Атом хлора принял один электрон. Как называется полученная частица? Чему равен её заряд?________________________________________________________

______________________________________________________________________

4. В ядре атома цинка 65 частиц, из них 30 протонов. Сколько нейтронов в ядре и сколько электронов обращается вокруг ядра этого атома?

5. В каком из ниже приведённых случаев можно утверждать, что мы имеем дело с двумя атомами одного и того же химического элемента:

а) в ядрах атомов одинаковое число частиц;

б) в ядрах атомов одинаковое число протонов;

в) в ядрах атомов одинаковое число нейтронов.


8. Выводы:











  1. Закончи предложение:

Если бы не было открыто строение атома, то _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Тест

Вариант 2

1. В атоме кремния 14 электронов. Выберите правильное утверждение.

А. В ядре атома кремния 14 частиц.

Б. В ядре атома кремния 14 протонов.

В. Масса положительного иона кремния больше массы атома кремния.

Г. Среди утверждений нет правильного.

2. Существуют ли атомные ядра с зарядом меньшим, чем у одного протона? Почему?

3. Является ли нейтральным атом гелия, если вокруг его ядра обращается один электрон?

4. В ядре атом серебра 107 частиц. Вокруг ядра обращаются 47 электронов. Сколько в ядре этого атома нейтронов и протонов?

5. В результате трения стеклянной палочки о шёлк ей сообщён положительный заряд. Объясните, все ли атомы, из которых состоит заряженная палочка, нейтральны. Почему? Изменилась ли масса стеклянной палочки после сообщения ей положительного заряда? Как? Почему?


8. Выводы:











  1. Закончи предложение:

Если бы не было открыто строение атома, то _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи: Образовательные: Изучить планетарную модель атома. Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда. Развивающие iconУрок 1-2 Строение атома. Опыты Резерфорда. § 94 Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. § 95 Первый уровень – оценка «3»

Задачи: Образовательные: Изучить планетарную модель атома. Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда. Развивающие iconВесь положительный заряд и не менее 99,95 его массы. Заряд ядра равен суммарному заряду всех электронов, входящих в состав атома. Резерфорд предложил планетарную модель атома

Задачи: Образовательные: Изучить планетарную модель атома. Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда. Развивающие icon1 Модель атома Резерфорда

Задачи: Образовательные: Изучить планетарную модель атома. Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда. Развивающие icon1 : Строение атома. Опыты Резерфорда ( 20. 02. 2013 г.)
Тема Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору( за 22. 02. 2013 г.)

Задачи: Образовательные: Изучить планетарную модель атома. Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда. Развивающие iconЗадачи. Образовательные: познакомить учащихся с причинами утомления и переутомления в процессе жизнедеятельности человека, научить производить самоконтроль нагрузок. Воспитательные

Задачи: Образовательные: Изучить планетарную модель атома. Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда. Развивающие iconЗадачи: образовательная познакомить учащихся со строением атома, синтез со знаниями, полученными на уроках химии

Задачи: Образовательные: Изучить планетарную модель атома. Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда. Развивающие iconОпыты Резерфорда по рассеянию α-частиц. Ядерная модель атома План ответа

Задачи: Образовательные: Изучить планетарную модель атома. Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда. Развивающие iconЗадачи урока: Образовательные Познакомить учащихся с историей изучения вопроса о происхождении человека. Определить место человека в системе животного мира

Задачи: Образовательные: Изучить планетарную модель атома. Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда. Развивающие iconЗадачи урока: познакомить обучающихся с историей развития взглядов на строение атома; изучить постулаты Бора; показать роль крупных ученых в развитии науки
Урок разработан в помощь учителю для изучения темы «Строение атома» с применением технологии развития критического мышления, включающей...

Задачи: Образовательные: Изучить планетарную модель атома. Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда. Развивающие iconЗадачи: образовательные: раскрыть содержание закона сохранения импульса; развивающие



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск