Учебник «Физика-10» icon

Учебник «Физика-10»





Скачать 104.48 Kb.
НазваниеУчебник «Физика-10»
Л.Э.Генденштейн
Дата конвертации02.04.2013
Размер104.48 Kb.
ТипУчебник

10 класс


Пояснительная записка.

 

Данная рабочая программа составлена на основе программы по физике для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования  МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2001).

Автор программы: Л.Э.Генденштейн, Ю.А.Дик

Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: . Л.Э.Генденштейн, Ю.А.Дик

Физика – 10, М.: Москва. Мнемозина, 2009 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю. Два часа взято из федерального компонента, а один час взят из вариативной части на учебную практику по физике, а также дополнительных пособий для учителя:.

1.Настольная книга учителя. 7-11 классы. Москва. Экспо. 2008 г.
2. Уроки физики. 7-11 классы. С применением информационных технологий.

3.Журнал «Физика в школе»

Для учащихся:

1. Учебник «Физика-10», Л.Э.Генденштейн, Ю.А.Дик

2.Задачник по физике. 10 класс. Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат, И.Ю.Ненашев, 2009 г.


В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме­тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи­зических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по­нимание роли практики в познании физических явле­ний и законов;

- формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного  минимума  содержания  физического образования.

 

Технология обучения

 

         В курс физики 10 класса входят следующие разделы:

1.     Механика

2.     Молекулярная физика. Тепловые явления

3.     Основы электродинамики.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 10 класса входят: законы кинематики, законы Ньютона, силы в природе, основные положения МКТ, основное уравнение МКТ газов, I и II закон термодинамики, закон Кулона, законы Ома.

В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.И.Менделеева, М.Фарадея, Ш.Кулона, Г.Ома

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

·        Классноурочная система

·        Лабораторные и практические занятия.

·        Применение мультимедийного материала.

·        Решение экспериментальных задач.


должны знать/понимать:

  • смысл понятий: физические явления, физический закон, вещество, взаимодействие, тепловые явления, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плот­ность, сила, импульс, работа, мощность, кинетиче­ская энергия, потенциальная энергия, механические колебания и волны, индукция магнитного поля, магнитный поток, электроёмкость, удельные теплоёмкости веществ, показатель преломления света, массовое число, зарядовое число, энергия связи, дефект масс;

  • смысл физических законов: первый, второй и третий законы Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и энергии в механических процессах, первый и второй закон электродинамики,сохранения заряда, Кулона, электромагнитной индукции, преломление света, радиоактивного распада;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наиболь­шее влия­ние на развитие физики;

должны уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное и равноускоренное движение, невесомость, криволинейное движение, реактивное движение, колебательное движение, распространения звука, электромагнитной индукции, самоиндукции, радиосвязь и телевидение, дисперсия света, поглощение и испускание света, радиоактивность, деление ядер, ядерные и термоядерные реакции, радиация;

  • использовать физические приборы и измерительные ин­стру­менты для измерения физических величин: расстояния, проме­жутка времени, мгновенную скорость, массы, силы, период и частоту колебаний, высота и громкость звука, электроёмкость;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графи­ков и выявлять на этой основе эмпирические зависи­мости: пути от времени, скорости от времени, ускорения от времени;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Между­народной системы;

  • приводить примеры практического использования физи­ческих знаний о механических, электромагнитных, атомных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации есте­ственно­научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популяр­ных изданий, ком­пьютерных баз данных, ресурсов Интерне­та), ее обработку и пред­ставление в разных формах (словесно, с помощью графиков, мате­матических символов, рисунков и структурных схем);

владеть ключевыми, общепредметными и предметными компетен­циями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценно­стно-ориентационной, смыслопоисковой;

способны решать следующие жизненно-практические задачи: использо­вание приобретенных знаний и умений в практической деятельности и по­вседневной жизни для оценки влияния на организм человека и другие орга­низмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды, рационального применения простых механиз­мов.


Требования к уровню подготовки учащихся.

 

         Учащиеся должны знать и уметь:

Механика

         Понятия: система отсчета, движение, ускорение, материальная точка, перемещение, силы.

         Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, законы сохранения импульса и энергии.

         Практическое применение: пользоваться секундомером, читать и строить графики, изображать, складывать и вычитать вектора.

         Молекулярная физика

         Понятия: тепловое движение частиц, массы и размеры молекул, идеальный газ, изопроцессы, броуновское движение, температура, насыщенный пар, кипение, влажность, кристаллические и аморфные тела.

         Законы и принципы: основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева – Клайперона, I и II закон термодинамики.

         Практическое применение: использование кристаллов в технике, тепловые двигатели, методы профилактики с загрязнением окружающей среды.

         Электродинамика

         Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поля, напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, электроемкость, сторонние силы, ЭДС, полупроводник.

         Законы и принципы: закон Кулона, закон сохранения заряда, принцип суперпозиции, законы Ома.

         Практическое применение: пользоваться электроизмерительными приборами, устройство полупроводников, собирать электрические цепи.

 

Проверка знаний учащихся

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.


Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.


Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы


Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

 

Содержание

 

Механика

Кинематика. Механическое движение. Материаль­ная точка. Относительность механического движе­ния. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямо­линейное движение с постоянном ускорением. Сво­бодное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Динамика. Основное утверждение механики. Пер­вый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип от­носительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирно­го тяготения. Первая космическая скорость. Сила тя­жести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Ру­ка. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энер­гия. Закон сохранения механической энергии.


Молекулярная физика. Термодинамика

Основы молекулярной физики. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодейст­вия молекул. Строение газообразных, жидких и твер­дых тел. Тепловое движение молекул. Основное урав­нение молекулярно-кинетической теории газа. Температура. Энергия теплового движения моле­кул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера сред­ней кинетической энергии молекул. Измерение ско­ростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева—Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД двига­телей.

Жидкие и твердые тела. Испарение и кипение, Насыщенный пар. Относительная влажность. Крис­таллические и аморфные тела.

Электродинамика

Электростатика. Электрический заряд и элемен­тарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напря­женность электрического поля. Принцип суперпози­ции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроем­кость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.      

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электриче­ские цепи. Последовательное и параллельное соеди­нения проводников. Работа и мощность тока. Элек­тродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электри­ческий ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупро­водников, р—п переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Элект­рический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

 Учебно-методический комплект

  1. Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 класс. - М.: Просвещение, 2005

2. Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б. Физика. 11 класс. - М.: Просвещение, 2004

3.Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. – М.:«Просвещение», 2007

  1. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2006.

  2. Кирик Л.А., Генденштенйн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10.(методические материалы). – М.: «Илекса», 2004Сборник задач по физике. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2003.

  3. Сауров Ю.А. Физика в 10 классе. Модели уроков. – М.: «Просвещение», 2005

  4. Сауров Ю.А. Физика в 11 классе. Модели уроков. – М.: «Просвещение», 2005

  5. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика 10 (дидактический материал). – М.: «Дрофа», 2004

  6. Грибов В.А., Ханнанов Н.К. ЕГЭ. Репетитор. – М.: «Эксмо»,2008

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебник «Физика-10» icon«Физика 11»
Учебник: Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин «Физика – 11», М.: Просвещение, 2008

Учебник «Физика-10» icon«Физика 10»
Учебник: Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский, «Физика – 10», М.: Просвещение, 2008

Учебник «Физика-10» iconТематическое планирование Учебник Физика 11 кл. Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, М.: Просвещение 2007 Физика 11 3 часа в неделю

Учебник «Физика-10» iconРабочая программа по физике в 9 классе является программой основной школы (авторы Е. М. Гутник, А. В. Перышкин). Учебник Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа 2001 г.»

Учебник «Физика-10» iconУчебник: Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев «Физика-11»

Учебник «Физика-10» iconКалендарно тематическое планирование Физика 7 кл. (учебник А. В. Перышкина), 2 ч в неделю, 68 часов № урока

Учебник «Физика-10» iconАлексеев П. В., Панин А. В. Учебник. 3-е изд
Учебник. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Тк велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с

Учебник «Физика-10» iconУчебник содержит полный курс дисциплины "История экономических учений"
Учебник предназначен для преподавателей и студентов высших учебных заведений, он также представляет интерес для широкого круга читателей,...

Учебник «Физика-10» iconПрограмма для 8 профильного класса составлена на основе программы курса авторов Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова; учебник «Физика-8», Москва, «Дрофа», 2007
Повторить материал по теме: «Электрические явления» с использованием физического эксперимента. Учить умению самостоятельно строить...

Учебник «Физика-10» iconПрограмма под ред. И. Н. Пономаревой, учебник В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучличенко «Биология -7кл.». Модуль:«Строение тела животных»
Программно- методическое обеспечение: программа под ред. И. Н. Пономаревой, учебник В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучличенко...



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск