Задачи: Образовательные: Выяснить теоретические знания учащихся по теме \"Испарение. Кипение\". Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы icon

Задачи: Образовательные: Выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение. Кипение". Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы





Скачать 114.65 Kb.
НазваниеЗадачи: Образовательные: Выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение. Кипение". Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы
Дата конвертации30.03.2013
Размер114.65 Kb.
ТипУрок

Урок по физике в 10-ом классе по теме: "Влажность воздуха"


Цель урока: ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха.

Задачи:

Образовательные:

  • Выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение. Кипение".

  • Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.

  • Продемонстрировать способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения — гигрометра, психрометра.

Воспитательные:

  • На материале урока указать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • Физический диктант;

  • рассказ-беседа;

  • фронтальный эксперимент;

  • работа с учебником;

  • практические упражнения.

Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.

Оборудование:

  • психрометрическая таблица;

  • таблица зависимости давления и плотности насыщенного пара при различной температуре;

  • изображения гигрометров и прибор психрометр;

  • два термометра;

  • кусочек марли;

  • сосуд с водой комнатной температуры;

  • глобус земли.

План урока:

    1. Организационный момент (2 мин.).

    2. Актуализация знаний: физический диктант (10 мин.).Взаимопроверка.

    3. Изучение нового материала (20 мин.).

    4. Закрепление, отработка умений (3 мин.).

    5. Подведение итогов урока — повторение — контроль (5 мин.).

    6. Задание на дом (1 мин.).

1. Вход в урок

Проверим домашнее задание: для этого проведем физ. диктант по теме "Парообразование, конденсация и кипение". Потом попробуем ответить на вопрос, что нужно понимать под влажностью воздуха и какое значение она имеет в жизнедеятельности человека, а также какими способами и какими приборами можно измерить влажность воздуха, и самое интересное, как можно определить влажность, если под рукой нет специальных приборов. Затем проверим свои приобретенные знания при решении задачи.

2. диктант

1 вариант

1. Как называется максимальная температура, при которой пар превращается в жидкость.

  • Ответ: критическая.

2. Что означает что между процессами конденсации и испарением устанавливается термодинамическое равновесие.

  • Ответ: число испарившихся молекул равно числу конденсируемых.

3. Что называется парообразованием?

  • Ответ: Явление превращения жидкости в пар, называется парообразованием.

4. От чего зависит испарение и при какой температуре происходит процесс испарения?

  • Ответ: Испарение зависит от: а) рода жидкости, б) температуры, в) площади поверхности жидкости, г) наличия ветра. Испарение может происходить при любой температуре

5. Что такое кипение?

  • Ответ: Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре, называется кипением.

6. Что такое удельная теплота парообразования и конденсации?

  • Ответ: Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения температуры, называется удельной теплотой парообразования и конденсации.


2 вариант

1. Как называется вещество находящееся в газообразном состоянии при температуре ниже критической.

  • Ответ: пар.

2. Что называется испарением

  • Ответ: Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением?

3. Что такое конденсация и что вы можете сказать про энергетические процессы при конденсации?

  • Ответ: Явление превращения пара в жидкость, называется конденсацией. Данное явление происходит с выделением энергии.

4. Какой пар называется насыщенным, а какой не насыщенным?

  • Ответ: Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется насыщенным, а пар, не находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью, называется ненасыщенным.

5. Что происходит с температурой кипения жидкости в процессе кипения и от чего она зависит?

  • Ответ: Во время кипения температура жидкости не меняется. Температура кипения зависит от рода жидкости и давления.

6. Запишите формулу для расчета количества теплоты при испарении и конденсации.

  • Ответ: Q=rm

А теперь поставьте друг другу оценки за 5-6 правильных ответа оценка «5», за 4 – оценка «4», за 3 – «3».

Итак, по тому как вы ответили, складывается вполне ясная картина того, как каждый из вас сегодня готов к уроку, на какие моменты стоит обратить внимание и доучить.

3. Изучение нового материала.

Медики утверждают, что хорошее самочувствие человека складывается из многих факторов: атмосферного давления, температуры окружающей среды, магнитного поля Земли и влажности воздуха. Оказывается оптимальная для человека влажность лежит в пределах 40—60%. Наша задача, выяснить, что же понимают под влажностью воздуха, как ее можно определить и выяснить, а оптимальные ли условия для работы, например в нашем классе, у вас дома?

Итак, начнем наш разговор с того, что из курса географии вам известно, что поверхность Земли покрыта на две трети водой (демонстрирую географический глобус Земли). С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар. Количество пара, содержащегося в атмосфере играет очень важную роль для жизни на Земле, в том числе и на самочувствие человека. Также, для предсказания погоды, атмосферных явлений необходимо следить за влажностью воздуха. Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере. Как вы понимаете, чем больше водяного пара будет содержаться в атмосфере при данной температуре, тем больше будет влажность воздуха, т.е. тем ближе пар будет к состоянию насыщения.

Как же определить влажность воздуха?

Ученик: может быть по плотности водяного пара в воздухе.

Для этого, во-первых, необходимо знать количество водяного пара в единице объема воздуха. Для этого вводится понятие абсолютная влажность воздуха, которая показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м3 при данных условиях (т.е. при данной температуре и атмосферном давлении).

Учитель Как мы называли такую величину в 7 классе?

Ученик: плотность.

Обозначается абсолютная влажность воздуха — ρ плотность водяного пара [единица измерения — кг/м3].

При тех же условиях водяной пар может быть насыщенным. Существуют специальная таблица в которой для каждого значения температуры и давления приводится значение плотности насыщенного водяного пара. Такая таблица находится в ваших сборниках задач по физике.

Но абсолютная влажность ничего не говорит о том, насколько водяной пар далек от насыщения. Поэтому вводят понятие относительной влажности воздуха. Обозначается — φ относительная влажность воздуха.

Зная значения плотности насыщенного пара и пара, содержащегося в атмосфере, можно определить, насколько отличается при данных условиях водяной пар от насыщенного. Для этого вводится понятие относительной влажности воздуха, которая равна отношению абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженному в процентах.

φ =ρ/ρн.п.*100%

Иногда определение относительной влажности дают через концентрацию. Т.е. относительная влажность воздуха это - отношение концентрации водяного пара в воздухе к концентрации насыщенного пара при той же температуре.

φ =n/nн.п.*100%

Т.к. плотность и концентрация тесно связаны между собой.

Учитель:А с какой еще физической величиной связана концентрация?

Ученик:с давлением.

И тогда необходимо ввести такое понятие как парциальное давление или упругостью водяного пара р: давление, которое производил бы пар, если бы все остальные газы отсутствовали. Абсолютную влажность и парциальное давление мы можем найти с помощью уравнения Менделеева-Клайперона.

Учитель: Кто запишет его на доске?

Ученик: рV= mRT/M; выразим р= mRT/VM это парциальное давление; т.к. ρ= m/V, то р= ρRT/M

относительная влажность воздуха это - отношение парциального давления водяного пара в воздухе к давлению насыщенного пара при той же температуре..

φ =р/рн.п.*100%

При одних и тех же условиях водяной пар может быть насыщенным или ненасыщенным. Существуют специальная таблица в которой для каждого значения температуры и давления приводится значение плотности насыщенного водяного пара. Такая таблица находится в ваших сборниках задач по физике.

Учитель: Подумайте над таким вопросом, при каком значении влажности воздуха наступает динамическое равновесие?

Ученик: при 100%

Учитель: Не меняя массу содержащегося в атмосфере водяного пара его можно сделать насыщенным, если изменять температуру, а именно понижать. Температура, при которой пар, содержащийся в атмосфере становится насыщенным, называется точкой росы. Откуда такое интересное название? Каждый из вас неоднократно наблюдал такие природные явления, как появление тумана или выпадение росы. Почему и как это происходит? По утрам, когда температура воздуха понижается, пар охлаждается и при некоторой температуре становится насыщенным. Дальнейшее понижение температуры окружающей среды приводит уже к конденсации этого пара в виде появления тумана и росы. Роса свидетельствует о том, что влажность была 100%. Относительную влажность можно измерять с помощью ряда приборов, специально созданных для этого. Это гигрометры и психрометры. О том, что это за приборы нам расскажут ваши товарищи. Эти приборы называются: гигрометр волосяной и конденсационный; психрометр с которым мы знакомились еще в 9 классе.

4. Выступления учеников.

1. Гигрометры (волосной и конденсационный) — рисунок 1, рисунок 2.



Рисунок 1.






Рисунок 2.

2. Психрометр  — рисунок 3, рисунок 4.



Рисунок 3.






Рисунок 4.



Учитель: А как измерить влажность воздуха, если нет специального прибора, а только комнатный термометр?

Комментарии: готовивший сообщение о психрометре, заранее получил это задание и самостоятельно разобрался, как это осуществить, что и продемонстрировал своим одноклассникам: два термометра, один из которых обернут марлечкой, край которой опущен в воду. Дальнейшие действия аналогичны при работе с обыкновенным психрометром и использование психрометрической таблицы

5. Закрепление изученного.

А сейчас подумайте над следующими задачами, которые приводятся у вас на листочках — задачи для закрепления.

Задача 1. Разность показаний сухого и влажного термометров равна 40С. Относительная влажность воздуха 60%. Чему равны показания сухого и влажного термометра.

(Ответ tc=140C? tвл=100С).

Задача 2. (729)Определите абсолютную влажность воздуха, если парциальное давление пара в нем 14 кПа, а температура 333 К.

Дано:

Решение:




Р=14 кПа; Т=333 К; М=18•10-3 кг/моль

рV= mRT/M; р= mRT/VM; ρ= m/V р= ρRT/M; ρ= рМ/RT


Ρ=1,4*104 *1,8*10-3/8,31*333 = 0,09 кг/м3

Ρ-?




Ответ: 0,09 кг/м3

Задача 3: (732) Для осушки воздуха, находящегося в баллоне вместимостью 10 л, туда внесли кусок хлористого кальция, который поглотил воду массой 0,13 г. Какова была относительная влажность воздуха в баллоне, если его температура равна 200С?

Дано:

Решение:




V=10л=10-2м3 m=0,13 г=1,3*10-4кг Т=200С

Будем считать, что хлор. Кальций осушил весь воздух. По таблице плотность насыщенных паров при Т=200С равна ρн=17,3 г/м3 =17,3*10-3 кг/м3; ρ= m/V; φ=ρ/ρн=m/Vρ

φ=1,3*10-4/10-2*17,3*10-3=0,76=76%

Ρ-?




Ответ: 76%

6. Подведение итогов урока и обсуждение домашнего задания.

Учитель: Хотелось бы узнать, что вы записали в тетрадь? Какие основные понятия усвоили? (на доске показаны и комментируются основные понятия)

7. Домашнее задание.

Параграф 62, после прочтения не забудьте использовать записи которые вы сделали на уроке. Задачи из сборника задач по физике автора Г.Н.Степановой № 733, 740.

Кроме того, практическое задание: определить влажность воздуха дома и домашние экспериментальные задания (2 любых с описанием).

Урок завершен, до встречи на следующем уроке.


Домашние экспериментальные задания
1. В два одинаковых стакана налейте поровну горячей воды. На поверхность воды одного из них накапайте 4—5 капель подсолнечного масла. Через 4—5 мин измерьте температуру воды в обоих стаканах. Объясните, почему показания термометра неодинаковы.
2. Перед носиком чайника с кипящей водой поместите металлический предмет (холодный утюг, нож, ложку, вилку). Проследите за образованием капель воды на этих предметах и объясните причины их появления.
3. Пронаблюдайте выход пузырьков из газированной воды и объясните сходство этого процесса с кипением. Налейте газированную воду в стакан, подождите, пока опадет пена и в воде будут подниматься вверх только отдельные пузырьки, хотя жидкость содержит еще много газа. Для ускорения его выхода необходимо образовать центры кипения. Это можно сделать, бросив в воду щепотку сахарного песка или соли. Проследите за процессом выхода пузырьков, опишите его и докажите его сходство с процессом кипения.
4. Возьмите ягоду или кусочек шоколада и бросьте в стакан с сырой водой. По мере достижения дна они обрастают пузырьками газа, а затем всплывают и снова погружаются на дно. Пронаблюдайте за этим процессом и объясните его.
5. На подошву утюга, расположенную горизонтально и прогретую примерно до 300 °С, капните маленькую каплю воды. Капелька, упав на утюг, отскочит от него, как мячик от пола, а затем будет двигаться, не касаясь нагретой поверхности. Пронаблюдайте и объясните поведение капли воды как физическое явление.
6. Наберите в кружку кусочки льда (лед можно получить в холодильнике). С помощью наружного термометра, помещенного в кружку, пронаблюдайте за процессом плавления льда и последующим нагреванием воды. Ежеминутно фиксируйте показания термометра. По результатам измерений постройте график плавления льда и последующего нагревания воды.

Домашние экспериментальные задания
1. В два одинаковых стакана налейте поровну горячей воды. На поверхность воды одного из них накапайте 4—5 капель подсолнечного масла. Через 4—5 мин измерьте температуру воды в обоих стаканах. Объясните, почему показания термометра неодинаковы.
2. Перед носиком чайника с кипящей водой поместите металлический предмет (холодный утюг, нож, ложку, вилку). Проследите за образованием капель воды на этих предметах и объясните причины их появления.
3. Пронаблюдайте выход пузырьков из газированной воды и объясните сходство этого процесса с кипением. Налейте газированную воду в стакан, подождите, пока опадет пена и в воде будут подниматься вверх только отдельные пузырьки, хотя жидкость содержит еще много газа. Для ускорения его выхода необходимо образовать центры кипения. Это можно сделать, бросив в воду щепотку сахарного песка или соли. Проследите за процессом выхода пузырьков, опишите его и докажите его сходство с процессом кипения.
4. Возьмите ягоду или кусочек шоколада и бросьте в стакан с сырой водой. По мере достижения дна они обрастают пузырьками газа, а затем всплывают и снова погружаются на дно. Пронаблюдайте за этим процессом и объясните его.
5. На подошву утюга, расположенную горизонтально и прогретую примерно до 300 °С, капните маленькую каплю воды. Капелька, упав на утюг, отскочит от него, как мячик от пола, а затем будет двигаться, не касаясь нагретой поверхности. Пронаблюдайте и объясните поведение капли воды как физическое явление.
6. Наберите в кружку кусочки льда (лед можно получить в холодильнике). С помощью наружного термометра, помещенного в кружку, пронаблюдайте за процессом плавления льда и последующим нагреванием воды. Ежеминутно фиксируйте показания термометра. По результатам измерений постройте график плавления льда и последующего нагревания воды.

Домашние экспериментальные задания
1. В два одинаковых стакана налейте поровну горячей воды. На поверхность воды одного из них накапайте 4—5 капель подсолнечного масла. Через 4—5 мин измерьте температуру воды в обоих стаканах. Объясните, почему показания термометра неодинаковы.
2. Перед носиком чайника с кипящей водой поместите металлический предмет (холодный утюг, нож, ложку, вилку). Проследите за образованием капель воды на этих предметах и объясните причины их появления.
3. Пронаблюдайте выход пузырьков из газированной воды и объясните сходство этого процесса с кипением. Налейте газированную воду в стакан, подождите, пока опадет пена и в воде будут подниматься вверх только отдельные пузырьки, хотя жидкость содержит еще много газа. Для ускорения его выхода необходимо образовать центры кипения. Это можно сделать, бросив в воду щепотку сахарного песка или соли. Проследите за процессом выхода пузырьков, опишите его и докажите его сходство с процессом кипения.
4. Возьмите ягоду или кусочек шоколада и бросьте в стакан с сырой водой. По мере достижения дна они обрастают пузырьками газа, а затем всплывают и снова погружаются на дно. Пронаблюдайте за этим процессом и объясните его.
5. На подошву утюга, расположенную горизонтально и прогретую примерно до 300 °С, капните маленькую каплю воды. Капелька, упав на утюг, отскочит от него, как мячик от пола, а затем будет двигаться, не касаясь нагретой поверхности. Пронаблюдайте и объясните поведение капли воды как физическое явление.
6. Наберите в кружку кусочки льда (лед можно получить в холодильнике). С помощью наружного термометра, помещенного в кружку, пронаблюдайте за процессом плавления льда и последующим нагреванием воды. Ежеминутно фиксируйте показания термометра. По результатам измерений постройте график плавления льда и последующего нагревания воды.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи: Образовательные: Выяснить теоретические знания учащихся по теме \"Испарение. Кипение\". Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы iconЗадачи: Образовательные: Выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение. Кипение". Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы

Задачи: Образовательные: Выяснить теоретические знания учащихся по теме \"Испарение. Кипение\". Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы iconЗадачи: Образовательные: Выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение". Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы

Задачи: Образовательные: Выяснить теоретические знания учащихся по теме \"Испарение. Кипение\". Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы iconУрок по физике по теме: "Влажность воздуха"
Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы

Задачи: Образовательные: Выяснить теоретические знания учащихся по теме \"Испарение. Кипение\". Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы iconТема Основные положения мкт
Цель занятия: Сформировать представления о влажности воздуха. Опираясь на жизненный опыт учеников определить, какое значение имеет...

Задачи: Образовательные: Выяснить теоретические знания учащихся по теме \"Испарение. Кипение\". Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы iconЗадачи урока: образовательные: повторить и обобщить с учащимися представление о природе электрического тока в различных средах; проконтролировать знания по данной теме, воспитательные

Задачи: Образовательные: Выяснить теоретические знания учащихся по теме \"Испарение. Кипение\". Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы iconЗадачи урока Образовательные: Сформировать знания учащихся о трении и силе трения Показать значение трения в жизни человека, быту, технике

Задачи: Образовательные: Выяснить теоретические знания учащихся по теме \"Испарение. Кипение\". Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы iconЗадачи: Образовательные: сформировать представление о строении тканей животного организма: эпителиальной и соединительной; сформировать умение доказывать соответствие строения животных тканей выполняемым функциям

Задачи: Образовательные: Выяснить теоретические знания учащихся по теме \"Испарение. Кипение\". Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы iconЗадачи: образовательная: сформировать у студентов представление о фотоэффекте и изучить законы, которым он подчиняется; сформировать навыки решения задач по данной теме

Задачи: Образовательные: Выяснить теоретические знания учащихся по теме \"Испарение. Кипение\". Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы iconПсихрометрическая таблица для определения относительной влажности воздуха

Задачи: Образовательные: Выяснить теоретические знания учащихся по теме \"Испарение. Кипение\". Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы iconЗадачи урока: Образовательная: оценить знания учащихся по теме «Опорно-двигательная система человека» Развивающая
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о связи строения и функций скелета и мышц



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск