Конспект урока физики в 9 классе. Лабораторная работа icon

Конспект урока физики в 9 классе. Лабораторная работа





Скачать 48.17 Kb.
НазваниеКонспект урока физики в 9 классе. Лабораторная работа
Е.В. учитель
Дата конвертации28.03.2013
Размер48.17 Kb.
ТипЛабораторная работа
Муниципальное среднее (полное) образовательное учреждение лицей


Конспект урока физики в 9 классе.

Лабораторная работа

«Измерение коэффициента трения различных веществ о дерево»


Разработала:

Яшина Е.В. учитель физики

выссшей квалификационной категории


г. Козьмодемьянск

2007 г


Цели урока:

  1. обучающая: повторить и закрепить понятия «сила трения покоя», «сила трения скольжения», «коэффициент трения»;

  2. развивающая: познакомить ребят с новым экспериментальным способом определения коэффициента трения скольжения с использованием виртуальной лаборатории;

  3. воспитательная: вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, воспитывать культуру общения на уроке и при изложении собственных мыслей.

На столах перед учениками: листочки с планом выполнения лабораторной работы, рисунком и расчётной таблицей, таблицы значений тригонометрических функций.

На демонстрационном столе: деревянная линейка, деревянный брусок, набор грузиков, динамометр, штатив.

На доске: название работы, чертёж, таблица для расчёта, на крайней правой доске домашнее задание, экран для демонстрации эксперимента. На уроке используется работа 1.14 «Соскальзывание по наклонной плоскости» из «Лаборатории» Physicon\Physics7-11.


Ход урока:

    1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас готовыми к уроку. Очень рассчитываю на нашу совместную плодотворную работу. Сегодня мы с вами продолжим исследование одной из важнейших сил в природе - силы трения. На прошлом уроке вы самостоятельно на опыте определили коэффициент трения скольжения. Далеко не у всех получились результаты, сходные с табличными. А сейчас эксперимент будет проводить компьютер, нам лишь останется обработать результаты его измерений. Итак, цели нашего сегодняшнего урока, это повторить определение, виды и свойства силы трения и выполнить виртуальную лабораторную работу. Все готовы? Тогда начинаем!

    1. Повторение ранее пройденного материала и подготовка к основному этапу урока.

Вызываю к доске троих обучающихся решать задачи № 251, 253 и упр.19(2) из домашнего задания. Остальные отвечают устно на вопросы:

  1. Что такое сила трения?

  2. Какие виды силы трения вы знаете? Дайте определение каждой.

  3. В чём заключается причина силы трения, какова её природа ?

  4. От чего зависит величина силы трения?

  5. Зависит ли она от формы и площади соприкасающихся поверхностей?

  6. По какой формуле рассчитывается модуль силы трения скольжения?

  7. Что такое коэффициент трения? От чего он зависит?

  8. Сравните силу трения скольжения с силой трения качения и силой жидкостного трения.

Проверяем задачи, решенные на доске, исправляем ошибки, ребята сами задают дополнительные вопросы, оцениваем ответы.

Молодцы! Вы хорошо поняли эту тему, поэтому можно смело переходить к выполнению нашей виртуальной лабораторной работы.

    1. Подготовка к выполнению работы.

Метод, которым мы сегодня воспользуемся для определения коэффициента трения, не описан в ваших учебниках, поэтому я заготовила специальные бланки с описанием работы и готовой расчётной таблицей. Они перед вами. Поставьте свою фамилию в левом верхнем углу. Отложите на время листочки и ручки и обратите внимание на демонстрационный стол.

(На столе горизонтально расположена деревянная линейка, на ней покоится брусок с двумя грузами )

Ребята, ответьте мне, пожалуйста на несколько вопросов:

  1. Какие силы в данный момент действуют на брусок?

  2. Если я начну приподнимать один край линейки, то что в этом случае произойдёт? Почему?

  3. Брусок сразу же начнет скольжение?

  4. Какая сила будет его удерживать до этого момента?

Опыт: постепенно поднимаю край линейки, брусок с грузами вначале покоится, а затем начинает скольжение.

Значит при каком-то предельном значении угла наклона проекция силы тяжести стане больше силы трения, и тело придёт в движение. Рассмотрим чертёж, расставим все силы, действующие на него в покое, и найдём их проекции.



Так как тело находится в покое, то векторная сумма действующих на него сил равна 0:

;

в проекциях на оси OX и OY это уравнение имеет вид:



Отсюда имеем : А по определению . Подставляя вместо Fтр и N их выражения, получим формулу для расчёта коэффициента трения μ:



Таким образом, зная предельный угол, можно рассчитать значение коэффициента трения.


    1. Выполнение лабораторной работы.

Закончите чертёж, приведенный на бланках, и перепишите с доски вывод расчётной формулы. (переписывают) А теперь, внимание на экран! (открываю виртуальную лабораторию) Для проведения эксперимента предлагаются 4 тела, изготовленные из различных веществ одинаковой массы. На экране я буду поворачивать наклонную плоскость, увеличивая угол α. Ваша задача зафиксировать его предельное значение, после которого тело начнёт скользить. Параллельно измерениям заполняем таблицу.

(Выполняем работу, поочерёдно определяя значение угла для всех четырёх тел)

По таблице значений тригонометрических функций или с помощью калькулятора находим значения тангенсов всех углов, а это и будут искомые коэффициенты трения.

(Ребята считают, заполняют таблицу)

  1. Анализ результатов выполненной работы.

Давайте сравним полученные в работе значения с табличными (совпадают). Для какой пары веществ коэффициент трения наименьший? (Для дерева и льда) Приведите примеры из жизни, где мы это используем (лыжи, сани легко едут по снегу и льду). А когда этот коэффициент самый большой? (для резины) Приведите примеры, подтверждающие это.

Ответим ещё на несколько вопросов:

  1. Каковы преимущества этого способа определения коэффициента трения?

  2. А недостатки?

  3. Зависит ли коэффициент трения от угла наклона плоскости?

  1. Подведение итогов урока.

Как замечательно мы сегодня поработали! Давайте поведём итоги.

  1. Какие понятия и формулы мы успели повторить?

  2. Понравился вам метод, который мы использовали в работе?

  3. Достигли ли мы целей, которые поставили в начале урока?

  4. Эти знания вам нужны, полезны?

  5. Как вы, ребята, оцениваете нашу совместную работу, а свою собственную?

  6. Что вам больше всего понравилось на уроке?

Сдаём листочки с выполненной работой мне на проверку.

    1. Объяснение домашнего задания.

Дома вам предстоит решить задачи №267, 268, 293 (Рымкевич).

    1. Заключение.

Спасибо, ребята, за работу! Урок окончен, до свидания!


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Конспект урока физики в 9 классе. Лабораторная работа iconконспект открытого урока физики в 11 классе по теме “

Конспект урока физики в 9 классе. Лабораторная работа iconКонспект урока физики в 11 классе Урок изучения нового материала, закрепления и контроля

Конспект урока физики в 9 классе. Лабораторная работа iconКонспект урока на тему: «Испарение и конденсация» в 8 классе. Урок подготовила учитель физики гоу сош №287

Конспект урока физики в 9 классе. Лабораторная работа iconКонспект урока физики в 8 классе
Мсош №2 г о. Тейково Ивановской области Кузнецовой Ольги Васильевны Тема: Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел

Конспект урока физики в 9 классе. Лабораторная работа iconКонспект урока биологии в 8 классе. Тема

Конспект урока физики в 9 классе. Лабораторная работа iconКонспект урока на тему: Мышцы. Работа мышц. Конспект разработан к учебнику

Конспект урока физики в 9 классе. Лабораторная работа iconЛабораторная работа «Постулаты Бора»» Цели урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме урока
Продолжить формирование умений использования информационных технологий в учебном процессе

Конспект урока физики в 9 классе. Лабораторная работа iconКонспект урока биологии в 8 классе: Заболевания органов дыхания

Конспект урока физики в 9 классе. Лабораторная работа iconКонспект урока биологии в 8 классе По теме «Органы выделения»

Конспект урока физики в 9 классе. Лабораторная работа iconКонспект урока биологии в 6 классе «Цветок, его строение и значение»



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск