Единство техносферы: онтологический и гносеологический аспекты 09. 00. 01 онтология и теория познания icon

Единство техносферы: онтологический и гносеологический аспекты 09. 00. 01 онтология и теория познания





НазваниеЕдинство техносферы: онтологический и гносеологический аспекты 09. 00. 01 онтология и теория познания
страница1/3
ДЕГТЯРЕВ ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Дата конвертации13.02.2013
Размер0.6 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи


ДЕГТЯРЕВ ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ


ЕДИНСТВО ТЕХНОСФЕРЫ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ
И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ



09.00.01 – онтология и теория познания


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук


Магнитогорск – 2009

Работа выполнена на кафедре философии

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»


Научный консультант: доктор философских наук, профессор Хазиев В.С.


Официальные оппоненты: доктор философских наук, доцент
Борисов С.В.;

доктор философских наук, профессор Канапацкий А.Я.;

доктор философских наук, профессор Максимов А.М.

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Оренбургский
государственный университет»



Защита состоится 24 декабря 2009 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.112.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» по адресу: 455038, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Ленина, 114, ауд. 211.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет». Текст автореферата размещен на сайте Высшей аттестационной комиссии http:/vak.ed.gov.ru «____» ____________ 2009 года

Автореферат разослан «_____» ______________2009 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор философских наук,

доктор филологических наук,

профессор Слободнюк С.Л.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблема единства, единства мира, его оснований, единства знаний, единства бытия и познания, единства материального и духовного, единства сущего и должного, необходимого и случайного, конкретного и абстрактного, единства различных сфер действительности и т.п. занимала, в большей или меньшей степени, умы философов на всем протяжении существования философии. Проблема единства – одна из сквозных или «вечных» философских проблем.

Вместе с тем, эта проблема всегда «нова», а следовательно и актуальна как и большинство «неприходящих» философских проблем. Это объясняется тем, что по мере функционирования общества, с появлением и развитием новых сфер действительности, со сменой их приоритетности, смещаются и интересы философов в соответствующую область. За ними смещаются и акценты в осмыслении тех или иных «вечных» философских проблем.

Со становлением и развитием техносферы и появлением соответствующих «угроз и вызовов», актуальной стала проблема осмысления ее единства. Для философии, традиционно, важнейшим всегда было и остается выявление и анализ онтологических и гносеологических аспектов исследуемых феноменов. Данный факт и определил актуальность нашего исследования.

Степень разработанности проблемы. Своими корнями проблема единства, соотношения единого и многого уходит в глубь веков, в античную философию и, даже, в дофилософский период развития человечества. В той или иной мере этой проблеме уделяли внимание уже милетцы, пифагорейцы, представители античного атомизма; позднее это были средневековые схоласты, а также различные представители философии эпохи Возрождения, периодов Нового и Новейшего времени. Среди них величайшие философы «всех времен и народов»: Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Д. Юм, Г. Гегель, О. Конт, Ф. Энгельс и др.

Определенное влияние на формирование новых философских подходов и концепций в осмыслении тех или иных аспектов проблемы единства оказали идеи и труды великих ученых различных эпох: Архимеда, Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, Д.И. Менделеева, Н.И. Лобачевского, М. Планка, А. Эйнштейна, В. Гейзенберга, Н. Бора, П. Теяра де Шардена, В.И. Вернадского, Н. Винера и др.

Плодотворно занимались проблемами интеграции и дифференциации знаний, в том числе технических, их единства, генезиса, структурирования такие отечественные и зарубежные мыслители как: Абрамова Н.Т., Акчурин И.А., Антипенко А.Г., Аршинов В.И., Аскин Я.Ф., Баженов Л.Б., Бирюков Б.В., Бранский В.П., Венцковский Л.Э., Готт В.С., Делокаров К.Х., Депенчук Н.П., Дубровский Д.И., Жог В.И., Зинченко В.П., Каратеев В.П., Кедров Б.М., Ключарев Г.А., Крымский С.П., Лекторский В.А., Лойфман И.Я., Мамчур Е.А., Манасян А.С., Манухин В.Ф., Мелюхин С.Т., Микешина Л.А., Мочалов Н.И., Мудрагей В.И., Никифоров А.Л., Новик И.Б., Новикова Л.И., Новоселов М.М., Овчинников Н.Ф., Панченко А.И., Рузавин Г.И., Сачков Ю.В., Семенчев В.М., Салосин В.Т., Семенюк Э.Д., Степанищев А.Ф., Тищенко Н.Д., Тюхтин В.С., Уемов А.И., Урсул А.Д., Фесенкова Л.В., Цехмистро И.З., Чепиков М.Г., Шинкарук В.И., Широканов Д.И., Щедровицкий Г.П., Юдин Б.Г. и др.; Агасси Д., Вайцзеккер К. фон, Вердес М., Герц Г., Земан И., Кун Т., Лакатос И., Павлов Т., Пауль З., Полани М., Поппер К., Резеберг У., Тулмин С.Э., Фейерабенд П. и др.

В последние десятилетия XIX века возникает новое философское направление – «философия техники». Его «отцами-основателями» традиционно считают немецких мыслителей Э.Каппа и Ф. Дессауэра, а также российского философствующего инженера П.К. Энгельмейера. Наряду с ними у «истоков» этого направления стояли Бон Ф., Ратенау В., Рело Ф., Эспинас А., а среди отечественных философов – Бердяев Н.А., Федоров Н.Ф., Циолковский К.Э.

К философскому осмыслению техники, технологии, технического знания, техносферы и связанной с ней проблематике обращались в разное время такие западные философы как: Агацци Э., Адорно Т., Вебер М., Гелен А., Дюркгейм Э., Лемм Ст., Ленк Х., Маркс К., Маркузе Г., Мэмфорд Л., Ортега-и-Гассет Х., Рапп Ф., Рополь Г., Сколимовски Х., Тоффлер Э., Турен А., Фромм Э., Хабермас Ю., Хайдеггер М., Хунинг А., Хюбнер К., Циммерли В.Х., Шадевальд В., Шельски Х., Шпенглер О., Эллюль Ж., Юнгер Ф., Ясперс К., а также отечественные их коллеги: Алексеева И.А., Альтшуллер Г.С., Багдасарьян Н.Г., Баландин Р.К., Белозерцев В.И., Вахонин А.В., Волков Г.Н., Воронин А.А., Гайденко П.П., Горохов В.Г., Горюнов В.П., Гудожник Г.С., Долгов К.М., Ефременко Д.В., Зворыкин А.А., Иванов Б.И., Иоселиани А.Д., Катасонов А.В., Каширин В.П., Кириллин В.А., Козлов Б.И., Конфедератов И.Я., Кормин Н.А., Кочергин А.Н., Крылова И.А., Кудрин Б.И., Кудрявцев Т.В., Кузнецова Н.И., Курбанов Р.О., Кутырев В.А., Лисеев И.К., Майзель Ю.А., Мамедов Н.М., Мамчур И.А., Мамыкин И.А., Маринко Г.И.,Мелещенко Ю.С., Меркулов И.П., Огурцов А.П., Осипов Г.В., Пигров К.С., Попов Е.В., Порус В.Н., Ракитов А.И., Розин В.М., Сазонов Я.В., Симоненко О.Д., Старостин Б.А., Степин В.С., Татаринов Ю.Б., Тищенко П.Д., Товмасян С.С., Федяев Д.М., Фигуровская В.М., Чешев В.В., Чумаков А.Н., Шитиков М.М., Шухардин С.Б. и другие.

Систематизация и анализ исследований по проблеме единства и философским вопросам техносферы, техники и технического знания свидетельствует о целесообразности философского анализа онтологического и гносеологического аспектов единства техносферы.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования является техносфера как феномен бытия социума.

Предмет исследования. Предметом исследования являются онтологический и гносеологический аспекты единства техносферы.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является философский анализ онтологического и гносеологического аспектов единства техносферы.

Цель определила задачи:

- проанализировать проблему единства в ее зарождении, становлении, развитии и современном состоянии;

- исследовать место, роль, статус техники в структуре техносферы;

-произвести анализ техникознания как компонента единства техносферы: рассмотреть его объект и структуру; выявить специфику и особенности технических наук; исследовать гносеологический аспект единства техносферы;

-выявить аспекты единства техносферы: проанализировать «механизм» реализации научного знания в структуре техносферы и онтологический аспект ее единства;

- вскрыть и исследовать основные источники, а также движущие силы функционирования техносферы и онто-гносеологический аспект ее единства;

- исследовать генезис техносферы и перспективы ее развития;

- разработать и обосновать возможную модель генезиса техносферы.

Методология исследования. Методологической базой диссертационного исследования являются традиционные для философии методы: диалектический метод; метод структурно-функционального анализа; метод герменевтической редукции; а также принципы: объективности; единства исторического и логического; единства конкретного и абстрактного. Кроме того, в работе использованы такие общенаучные (общелогические) методы как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и сравнение.

Научная новизна.

  1. Разработано авторское определение техносферы. Техносфера– это сфера бытия технического; она представляет собой совокупность технических артефактов, технических операций, технических умений и навыков, а также технического знания и познания.

  2. Предложено рабочее определение «единства техносферы» как такого состояния, при котором различные ее компоненты, прежде всего техника и техническое знание, образуют некую целостность и характеризуются определенной универсальностью, взаимосвязанностью, взаимообусловленностью. Это не столько состояние техносферы, сколько процесс ее функционирования.

  3. Выработано собственное определение техники. Техника – это совокупность навыков, операций, приемов и устройств, созданных обществом для изменения окружающего мира и собственного образа жизни. Определяющим внутренним источником развития техники является основное техническое противоречие.

  4. Разработано определение техникознанческого объекта и выяснено, что он характеризуется единством абстрактного и конкретного, познавательного и преобразовательного, материального и идеального, искусственного и естественного, структурного и функционального аспектов.

  5. Дана авторская трактовка основного технического противоречия как противоречия между «сосуществующими во времени и пространстве» техникой и техническим знанием.

  6. Обнаружен «закон-тенденция», в соответствии с которым каждое определенное разрешение основного технического противоречия с необходимостью влечет за собой последующее его обострение. Причем, если разрешение (снятие) основного технического противоречия произошло в области техники, то его обострение последует в области технического знания, и наоборот.

  7. Обосновано, что техносфера является необходимой и даже единственно-возможной ступенью в процессе трансформации биосферы в ноосферу.

  8. Проделанный анализ позволил сделать вывод о принципиальном онтологизме гносеологии техносферы и принципиальном гносеологизме ее онтологии.

  9. Доказано, что существует «челночный эффект», заключающийся в том, что функциональное единство техносферы обеспечивается «челночными» по своему характеру движениями техники в область технического знания и технического знания – в область техники.

  10. Открыто, что существует закономерность, состоящая в наличии обратно-пропорциональной взаимосвязи между конкретным воплощением и абстрактным проявлением техникознанческого объекта.

  11. Дана авторская трактовка «механизма» реализации научного знания в технико-технологическом производстве.

  12. Разработана и обоснована оригинальная возможная модель функционирования и развития техносферы.

Положения, выносимые на защиту.

- Техника является мерой второй природы по отношению к первой, а первой – по отношению ко второй.

- Будучи мерой, в идеале, техника должна обеспечивать единство первой и второй природы, а для этого необходимо, чтобы она не только производила искусственную природу из естественной, но и наоборот – естественную природу из искусственной. Поэтому основополагающим для развития техники должен стать принцип воспроизводства природы.

- Техника выступает как онтологически связующее начало в системе «наука – технико-технологическое производство», в ней обнаруживается объективная взаимосвязь естественной природы и продуктов человеческого труда. В онтологическом аспекте техника является продолжением дальнейшего развития природы, посредством деятельности человека.

- В диссертационном исследовании выявлен и проанализирован «механизм» реализации научного знания в технико-технологическом производстве. Этот «механизм» – важнейший компонент онтологического аспекта функционирования техносферы, способствующий ее единству. Данный «механизм» раскрывает то, каким образом происходит реализация научных достижений в технических устройствах: она осуществляется в виде скачка от идеальных форм воспроизведения действительности в фундаментальных науках к результатам деятельности людей в технико-технологическом производстве.

- Основным техническим противоречием является противоречие между сосуществующими «во времени и пространстве» техникой и техническими знаниями. Его развертывание с необходимостью свидетельствует о существовании онто-гносеологического аспекта единства техносферы.

- Важнейшей движущей силой функционирования и развития техносферы является техническое знание, порождаемое соответствующим техническим мышлением.

- В работе выявлены и проанализированы такие виды технического мышления как операционально-сенсорный, образно-модельный, алгоритмически-рецептурный, логически-теоретический вид. В совокупности они образуют целостную систему, которая является важнейшим компонентом гносеологического аспекта единства техносферы.

- Техническое знание всегда представляет собой единство двух начал – предметного и операционального. Каждое из этих начал имеет собственную определенность. Предметный (или артефактный) аспект онтически определяется объект-субъектным взаимодействием. Операциональный аспект онтически определяется тремя типами взаимодействий: субъект-объектным, субъект-субъектным и объект-объектным.

- Технические знания охватывают значительно более широкую область, чем технические науки, поэтому в гносеологическом аспекте они могут быть как научными (наукообразными), так и ненаучными (вненаучными). Вне зависимости от этого они могут быть как фундаментальными, так и прикладными.

- И фундаментальные и прикладные технические знания могут быть знаниями индуктивными и дедуктивными; они могут быть получены как в результате теоретических, так и эмпирических исследований, а также быть заимствованы из повседневного технического опыта.

- Взаимосвязь, взаимообусловленность теоретического и эмпирического, фундаментального и прикладного, подвижность границ и возможность взаимного перехода, трансформации одного в другое в техническом знании свидетельствует в пользу его единства.

- Научно-техническое знание взаимосвязано как с наукой, так и с технико-технологическим производством, что является важнейшим гносео-онтологическим аспектом единства техносферы.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что материалы диссертации и полученные автором выводы способны внести определенный вклад в дальнейшее развитие как онтологии, так и гносеологии.

Практическая значимость настоящего диссертационного исследования состоит в том, что материалы и полученные выводы будут полезны при чтении базового курса философии, а также при разработке курса «Онтология и теория познания» и соответствующих спецкурсов.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации обсуждались на Региональной научно-теоретической конференции «Взаимосвязь науки и практики в процессе перестройки» (Братск, 1987); на Межрегиональной научной конференции «Мировоззрение в развитии: сущность, функции, уровни» (Днепропетровск, 1990); на Всесоюзной научной конференции «Рефлексивные процессы и творчество» (Новосибирск, 1990); на Всесоюзной научной конференции «Проблемы психологии творчества в работе с людьми» (Гродно, 1990); на Региональной научной конференции ФО СССР «Диалектика социальных процессов» (Хабаровск, 1991); на Межреспубликанской научно-практической конференции «Методологические проблемы музыкальной педагогики» (Москва, 1991); на XXX научной конференции преподавателей МГПИ «Наука-школа» (Магнитогорск, 1992); на XXXI научной конференции преподавателей МГПИ «Наука–ВУЗ–школа» (Магнитогорск, 1993); на Межвузовской научной конференции «Методологические проблемы науки и образования» (Магнитогорск, 1997); на Межвузовской научной конференции «Человечество на пороге XXI века» (Магнитогорск, 1999); на Региональной научной конференции «Ценности интеллигибельного мира». (Магнитогорск, 2004); на Российской научной конференции «Философия ценностей» (Курган, 2004); на Международной научной конференции «Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук». (Магнитогорск, 2006); на XLIV внутривузовской конференции преподавателей МаГУ «Современные проблемы науки и образования» (Магнитогорск, 2007); на Всероссийской научной конференции «Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук» (Магнитогорск, 2008); на Международной научно-практической конференции «Социальные проблемы современной молодежи» (Магнитогорск, 2008); на XLVI внутривузовской конференции преподавателей МаГУ «Современные проблемы науки и образования» (Магнитогорск, 2009); На Международной научной конференции «Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук» (Магнитогорск, 2009). Диссертация обсуждалась и получила положительную оценку на заседании кафедры философии Магнитогорского государственного университета. Положения диссертации нашли свое отражение в 45 работах автора по исследуемой теме.

Структура работы. Структура диссертационного исследования определяется его общим замыслом, целями и задачами. Работа состоит из введения, четырех глав, включающих в себя десять параграфов, заключения и списка литературы.


Основное содержание исследования

ГЛ. I. ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА: ЗАРОЖДЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. §1.1. Зарождение проблемы единства. Многие проблемы носят для философии «сквозной» или «неприходящий» характер. Зарождаясь в глубокой древности, на заре философии или даже в дофилософский период, они модифицируясь в соответствии с требованиями времени, продолжают существовать по сей день. Проблема единства, на наш взгляд, относится к подобного рода феноменам. Проблема единства, соотношения единого и многообразного возникает в глубокой древности. Обусловлена она была не только и не столько «игрой ума» или наблюдательностью наших предков, сколько потребностями общественного производства. Перед древним охотником, ремесленником или земледельцем постоянно вставал (прямо или косвенно) вопрос о том, как, каким образом с помощью ограниченного преобразовывать (а, значит, и познавать) безграничное. Таким ограниченным (конечным) выступал весь арсенал средств воздействия человека на окружающий мир, то есть техника и знания технического характера. Таким образом, посредством техники (конечного) человек осваивает действительность (бесконечное). Процесс освоения действительности (бесконечного) предполагает, помимо того, умение и необходимость выделять сходные явления и объединять их в классы (группы) по тем или иным признакам, тем или иным основаниям, сводить эти многообразные феномены к чему-то единому. Самые первые попытки объяснения многообразия мира посредством сведения его к чему-то единому встречаются уже в древнейших мифах, в мифологии древнего мира. Далее в диссертации мы обосновываем точку зрения, что здесь, на архаичной стадии развития человечества, уже присутствуют в зародышевой форме представления о связи единства всего сущего с деятельностью технического характера.

Идущая на смену мифологии философия предложила принципиально новые, обоснованные и проверенные (по крайней мере, с точки зрения авторов соответствующих концепций) решения тех проблем, которые вставали перед человечеством. Важное место среди них занимала проблема единства и многообразия мира. Ранняя античная натурфилософия рассматривала проблему единства, единой первоосновы всего сущего как одну из центральных. Сам факт существования такого начала, из которого все состоит, решал проблему единства мира по типу: «в мире нет ничего, кроме первоначала, находящегося в различных состояниях». Тем самым, можно говорить о появлении зачатков онтологического аспекта проблемы единства. В силу всеобъемлемости, нерасчлененности античной философии косвенными доказательствами или опровержениями философских доктрин могли служить (и служили) знания технического характера. С другой стороны, технические знания общего характера, теоретического плана не могли быть выработаны в рамках ремесленной, либо какой-либо иной производственной деятельности. Без чего, в свою очередь, невозможен был серьезный успех в развитии технических средств. Для этого была необходима определенная духовная культура, развитие абстрактного мышления, умение провести доказательство тех или иных идей и т.д. Именно этому способствовала античная философия. Философия, требовавшая высокого уровня абстракции и логических доказательств, оказала воздействие на развитие математики, естествознания, а через них и на техническую теорию.

Для античного атомизма характерен аспект конструктивизма: материальные тела «сконструированы» из атомов и пустоты по закону необходимости. Атомы, пустота и необходимость представлялись не только элементами мира, но и были своеобразными мозаичными фрагментами мышления, в силу чего сама познавательная деятельность уподоблялась технике адекватного воспроизводства явлений природы. Тем самым, мы вправе говорить о зарождении зачатков гносеологического аспекта проблемы единства. Техническая мысль в Др. Греции и Др. Риме развивалась вне науки, вне философии, независимо от них. Вместе с тем, сама идея атомизма была стержневой для развития европейского естествознания, а через него и техникознания. Однако таковой она стала на путях единства с творящим началом «линии Платона». Свое воплощение союз «линий» Платона и Демокрита обнаружил уже в учении Аристотеля. Согласно Аристотелю и онтология, и гносеология имеют общее, единое начало. В процессе познания человек фиксирует в понятиях общие свойства предметов. Тем самым, у Стагирита обнаруживаются зачатки онто-гносеологического аспекта проблемы единства. Интересен взгляд Аристотеля на причину возникновения техники. По его мнению, техника изобретена для того, чтобы заполнить природные пробелы. Стало быть, она служит делу развития природы, делу целостности, единства окружающего мира. Таким образом, у Аристотеля прослеживается некоторая взаимосвязь, единство между философскими, а в еще большей степени естественнонаучными, воззрениями и знаниями технического характера. Однако, в наибольшей степени, единство естественнонаучных и техникознанческих воззрений во времена античности было характерно для Архимеда. Начиная с трудов великого сиракузца, на смену случайно-спорадическому решению технических проблем приходит систематическое их решение. В фокусе исследований Архимеда находится «точка равновесия», единства, взаимного перехода естественного и технического. Его естественнонаучные, математические изыскания становятся основой решения технических задач, а технические, механические «доказательства» позволяют решать математические и естественнонаучные задачи. Естествознание и техникознание в трудах Архимеда взаимно обусловливают и взаимно дополняют друг друга, образуют своеобразную систему научных знаний.

Что же касается роли античности в целом в развитии научно-технического знания, то ее трудно переоценить. Именно здесь зарождается научно-техническое знание, предпринимаются первые научные и философские попытки обоснования его взаимосвязи с естествознанием и его единства в системе научного знания. Античность стала основой, своеобразным прототипом (провозвестником) единства науки, науки и техники, научно-технического знания последующих эпох. Именно в античности обнаруживаются робкие зачатки гносеологического и онтологического аспектов единства зарождающейся техносферы.

Пришедшее на смену античности европейское средневековье ознаменовало собой наступление нового этапа в развитии представлений о единстве знаний и единстве мира. Средневековье не было просто «зряшным» отрицанием античности: ее достижения, в особенности в области «духа», были не только восприняты средневековьем, но и получили свое дальнейшее развитие. Центральной идеей в проблематике единства для христианского богословия, а вместе с ним и средневековой европейской философии становится идея создания мира Богом по единому плану, замыслу. В божественном единстве едины онтеология и гносеология. В эпоху Средневековья, как правило, единство технических артефактов и соответствующих им знаний не вызывает сомнений, ибо оно обусловлено изначальным пребыванием в душе (уме) Бога. В средневековой философии и теологии получили свое дальнейшее развитие идеи античных авторов об онтологическом (реализм) и гносеологическом (номинализм) статусах проблемы единого и многого, а также идеи Аристотеля о необходимости единства онтологического и гносеологического подходов (см. подробнее в диссертации) при решении данной проблемы (концептуализм). Средневековье не было абсолютно застойным с точки зрения развития техники и технического знания. В средние века осуществляется подлинный переворот в области движетелей технических орудий. Известные в Европе еще со времен античности водяные мельницы получают развитие и распространение только тогда, когда в них появляется производственная необходимость, т.е. в средние века. Мельница замечательна тем, что в ней впервые в истории применен принцип машинного производства. Развитие орудийной техники потребовало увеличения количества выплавляемого металла и улучшение его качества. Это, в свою очередь, повлекло за собой целую «цепочку» соответствующих технических нововведений. Кроме того, в средние века развиваются некоторые естествознанческие представления, имевшие техническое значение. (См. диссертацию). Казалось бы, осмысление единства технического знания должно было подняться на новую ступень. Однако в средние века этого не произошло.


§ 1.2. Становление проблемы единства. Очередной исторический этап в развитии представлений о единстве – эпоха Возрождения. Это «переходный» этап (тип): от донаучной к научной форме представлений о единстве. Онтологический и гносеологический аспекты проблемы единства в эту эпоху обнаруживаются как в рассуждениях философов, так и ученых. (Дж. Бруно, Николая Коперника, Галилео Галилея и др. См. подр. в диссертации) Революционный характер эпохи определяет такую ее черту как двойственность: в ней сплавлены былые общественные отношения, былой способ производства и былые представления с новыми, характерными уже для Нового времени. На смену ремесленной мастерской и цеховой организации труда приходит провозвестник фабричной его организации – мануфактура. Мануфактура, являясь единой производственной ячейкой, двойственна, противоречива по самой своей сути. Эта двойственность мануфактуры проявляется решительно во всем. Она стоит на границе между прошлым и будущим, связывает капиталистический способ производства с феодальным, способствует трансформации последнего в первый. Совокупный рабочий мануфактуры исполняет не свойственную ему, как рабочему, производственную функцию: он не только и не столько обслуживает машину, сколько сам выступает в роли машины. Проблема единства как и многое другое в эпоху Ренессанса также характеризуется двойственностью, противоречивостью. Эта двойственность нашла свое отражение в теориях нового типа, которые нельзя однозначно отнести ни к наукам, ни к имкусствам, таких как баллистика, теория архитектуры, различные теории вакуумных насосов и т.д. Научные воззрения ученых неразрывно связаны с ненаучными, образуя противоречивый синтез, единство алхимических и химических, псевдомедицинских и медицинских, астрологических и астрономических представлений об устройстве тех или иных областей бытия. Сами же возникающие новые теории способствовали как единому взгляду на мир, так и выработке единых подходов в решении технических и естественнонаучных задач. Вместе с тем, неразвитость научных представлений с необходимостью вела к натурфилософскому обоснованию единства мира. Именно натурфилософия выступает в это время как наиболее адекватная форма единства знаний.

Начиная с XVII-XVIII веков и вплоть до второй четверти XIX века включительно, бытовавшие прежде представления о проблеме единства вообще и единства знаний, в частности, претерпевают значительные изменения. Вызвано это было целым рядом факторов, среди которых важнейшими являются: развитие капитализма, развитие наук и, в особенности, механики – отсюда механическая картина мира, как наиболее адекватная для своего времени; рост взаимосвязи и взаимозависимости естествознания и техникознания; новые формы институализации науки и др. В области философии касательно проблемы единства определенный интерес представляют идеи И.В. Гёте, Г. Лейбница, Д. Юма и, в особенности, – Ф. Бекона и Р. Декарта. (См. диссертацию).

В той или иной мере проблемами единства научных знаний занимались Дж. Локк, И. Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг и др. философы XVII - начала ХIХ веков. Однако достаточно четко эта проблема была поставлена лишь основателями эмпиризма и рационализма Нового времени Ф. Бэконом и Р. Декартом. В философии Ф. Бэкона проблема единства научных знаний занимала одно из центральных мест. Английский философ исследовал проблему единства теоретического знания, единства теоретического и эмпирического знания и, в наибольшей степени, единства эмпирического знания. В своих суждениях на сей счет Ф. Бэкон исходил из того, что базой единства научного знания прежде всего должен служить правильно избранный метод (способ) получения научных знаний. Как и большинство философов XVII-XVIII веков, Бэкон решал проблему единства знаний, исходя из признания единства бытия: онтологическое единство – основа единства гносеологического. Французский математик и философ-рационалист Рене Декарт исходил, прежде всего, из единства рациональных, теоретических знаний. Природа, согласно Р. Декарту, представляет собой систему сконструированных по Божественному замыслу машин: растения, животные, тело человека – все это разнообразные механизмы и механические автоматы. Механическая картина мира предстает у французского мыслителя во всем своем многообразии. Поэтому если мир – это совокупность механизмов, а наука, изучающая механизмы – механика, то познание мира следует свести к конструированию из элементарных первоначал, пребывающих в уме человека, определенного варианта мирового механизма. В роли инструмента конструирования как раз и должен выступать метод. Именно последний позволяет превратить наукообразные знания в четко организованную систему научных знаний. Подобная новая система научных знаний позволит не только познавать действительность, но и преобразовывать ее, создавать то, чего еще не существует. Вместе с тем, при анализе единства научных знаний Декарт, как и Бэкон, ограничивался лишь исследованием внутринаучного единства знаний, поскольку проблемы единства наук для них обоих не существовало: такое единство не вызывало сомнений. Задача состояла лишь в его сохранении при классификации наук (Ф. Бэкон) или их изучении (Р. Декарт). Выбор научного метода и его обоснование становятся основанием гносеологического аспекта проблемы единства.

Наиболее последовательными сторонниками материалистической традиции касательно проблемы единства в XVII-XVIII веках, на наш взгляд, были английский философ Т. Гоббс, французские философы-энциклопедисты Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах. (См. диссертацию). Проблема единства для Т. Гоббса решается, прежде всего, в русле онтологической традиции: мир един, в силу того, что он представляет собой единую субстанцию – вещественные тела, подчиненные исключительно действию механических сил и законов. К идее единства мира мы в состоянии придти благодаря способности нашего интеллекта перерабатывать полученные из ощущений идеи путем их сравнения, сочетания и разделения, а главное – благодаря языку, посредством которого мы получаем достоверные знания, ибо в последнем те или иные наименования предметов становятся системой знаков, фиксирующих общие идеи. Согласно Д.Дидро основой единства мира является не «однородная материя», но качественно различные материальные частицы. Причем эти частицы в будущем могут быть подвергнуты «искусственной операции деления». То есть посредством естественнонаучных и технических знаний человек в состоянии достичь самых глубинных оснований природных образований и даже превзойти в этом саму природу. Дидро настаивает на материальном единстве мира, исходит из признания единой и вечной материи как объективной реальности, не зависимой от чьего-либо сознания, отражаемой в наших органах чувств. Все многообразие мира – это лишь ее проявления, ее формы существования. К. А. Гельвеций также как и Дидро стоял на позициях метафизического и, до известной степени, механистического материализма. Свойства материи – это не только масса или протяженность, но и движение, которое трактуется им не лишь как механическое перемещение, но как всяческое изменение. Единство материи и движения проявляется в том, что одно без другого существовать не может. Это единство – основа единства естественнонаучного и технического знаний. Источник единства знаний, по Гельвецию – их принципиальная сводимость к ощущениям. Материальное единство мира лишь отражается в ощущениях. Во многом аналогичные взгляды были характерны и для П. А. Гольбаха, философско-материалистическое учение которого было, пожалуй, самым последовательным среди французских энциклопедистов. Главный философский труд Гольбаха «Система природы» представлял собой определенную целостность, единство, в коем французский материализм предстал во всесторонне разработанном виде. Известные определения материи и движения, данные П.А. Гольбахом, нашли свое дальнейшее развитие в марксизме: «материя вообще есть все то, что действует каким-нибудь образом на наши чувства…»; движение – это ее «способ существования… необходимым образом вытекающий из сущности материи». Убежденность французских философов в материальном единстве мира, в единстве материи и движения становится основой онтологического аспекта проблемы единства.

Научно-философский синкретизм – характерная черта деятельности многих естествоиспытателей Нового времени, в том числе и деятельности Исаака Ньютона. Его научные и философские воззрения оказали серьезное влияние на проблематику единства, в особенности единства научного знания. Его философские взгляды страдали односторонностью: механическая картина мира, честь создания которой во многом принадлежала Ньютону, с неизбежностью вела к деизму, требовала Божественного первотолчка для своего развития. Дальнейшее развитие механической картины мира определялось не только развитием науки и философии, но и развитием материального производства, техники. Однако большинство изобретений Нового времени основывались не на научных данных, а, прежде всего, на знаниях, полученных из технического опыта. О серьезном воздействии научных знаний на развитие техники в XVII-XVIII веках говорить не приходится. Многие научные исследования начинались, как исследования технических явлений, но затем, они обычно «обретали собственную жизнь», не зависящую от технических проблем. Это касается и внутринаучного развития техники. «Онаучивание» техники, прежде всего, экспериментального инструментария, никак не сказывалось на материальном производстве, однако оно было достаточно продуктивным в смысле создания ряда ранних научных теорий, которые возникали как теории определенных инструментов. Так обстояли дела с возникновением пневматики (теория насоса), а также ранних теорий оптики (теории микроскопа и телескопа) и термодинамики (паровой двигатель). Ориентация науки на технику, обусловленная этим первая в истории «сциентификация» техники, связана была, в основном, с созданием теорий различных технических устройств, с необходимостью изготовления и усовершенствования подобных технических устройств, с тем, что механическая картина мира стала универсальной моделью, идеалом всякого объяснения. Именно механическая картина мира становится на этом этапе исторического развития основным фактором единства научно-технических знаний: природа и техника едины, поскольку они сконструированы по одним и тем же законам, в них действуют одни и те же корпускуло-подобные носители этих законов, а структура объектов природы ничем принципиально не отличается от структуры объектов техники. Отсюда убежденность философов, ученых и инженеров в принципиальном единстве естествознания, единстве техникознания и единстве научно-технического знания. Идеалом построения теорий такого знания является классическая механика. Научные приборы, применяемые в механике, такие как барометр, термометр и др. – материальное воплощение единства естественнонаучного и научно-технического (или технического) знания. Следовательно, механическая картина мира стала основой онто-гносеологического аспекта единства научных и технических знаний, единства природы и техники (а следовательно и становящейся техносферы).


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Единство техносферы: онтологический и гносеологический аспекты 09. 00. 01 онтология и теория познания iconПрограмма курса онтология и теория познания Профессор кафедры онтологии и теории познания Плотников В. И. д ф. н., профессор кафедры онтологии и теории познания Бряник Н. В
">