Учебная программа курса Владивосток 2009 Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет icon

Учебная программа курса Владивосток 2009 Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет





Скачать 310.32 Kb.
НазваниеУчебная программа курса Владивосток 2009 Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет
Дата конвертации15.03.2013
Размер310.32 Kb.
ТипУчебная программа курса

МЕНЕДЖМЕНТ



Учебная программа курса


Владивосток

2009

Федеральное агентство по образованию


Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

_________________________________________________________


МЕНЕДЖМЕНТ



Учебная программа курса

для специальностей

060800 «Экономика и управление на предприятии»

060800 «Экономика и управление на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства»


Владивосток

Издательство ВГУЭС

2009

ББК 65.050.9(2)2


Учебная программа по дисциплине «Менеджмент» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта России.

Предназначена для студентов III курса специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятии» и 060800Т «Экономика и управление на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» всех форм обучения.


Составители: Бараусова Е.А., канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента;

Попова И.В., канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры менеджмента


Утверждена на заседании кафедры экономики и менеджмента.


Рекомендована к изданию методическим советом ИПУ ВГУЭС.


© Издательство Владивостокский
государственный университет

экономики и сервиса, 2009

Введение


Переход к рынку потребовал проведения существенных преобразований в системе подготовки кадров для работы в деловых организациях. Принципиально новые условия и содержание деловой активности кардинальным образом изменили требования к качествам, которыми должны обладать специалисты, прошедшие обучение и желающие заниматься управленческим трудом в сфере бизнеса.

Сегодня уже не достаточно иметь обширные, но застывшие знания, уметь использовать инструментарий логического анализа. В новых условиях менеджмент должен быть нацелен на создание будущего часто полностью вопреки прошлому и настоящему. На место логики пришли интуиция и творчество. Это, а также ряд других изменений потребовали пересмотра как содержания, так и методов обучения.

Обучение управлению в значительной мере отличается от существующих процессов передачи знаний в традиционных областях естественных и гуманитарных наук. Это объясняется спецификой управления как преимущественно практической деятельности, в которой поведение, навыки и умения имеют большее значение, чем просто знания. Студенты учатся ставить цели, искать пути движения к ним, предвидеть возможные последствия их решений и действий, выявлять и устранять проблемы, которые всегда ситуационны и конкретны. Решение таких задач требует не только наличия у человека определенных знаний, но в гораздо большей степени требует проницательности, способности к диагностике проблем, умения идентифицировать проблему, понять ее специфику, особенности и отличие от других проблем.

Значительный объем практических занятий, проводимых на основе активных методов обучения, направлен на развитие творческих организаторских способностей будущих специалистов по формированию эффективной команды, умения работать в малых группах.

При обучении менеджменту большое значение имеет внеаудиторная работа студента. Эта форма обучения включает широкий набор различных видов работы: изучение литературы, выполнение упражнений и домашних заданий, анализ конкретных ситуаций, подготовка рефератов и курсовых работ.

В качестве основных форм и методов обучения используются метод конкретных ситуаций, аналитические обсуждения, дискуссии, экспертные оценки и деловые игры.

1 Организационно-методические указания

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины


Дисциплина «Менеджмент» раскрывает теоретические основы управления социально-экономической системой, сущность, принципы, законы и способы организации управленческой деятельности, нацеленной на предпринимательский успех. Целью данного курса является формирование комплекса практических знаний и навыков организации и эффективного управления фирмой с учетом влияния различных внутренних и внешних факторов.

Основными задачами курса являются:

  • изучение основных концепций современного менеджмента, истории развития науки управления, основных подходов и принципов управления, методов принятия управленческих решений;

  • выработка умения анализировать и диагностировать конкретные ситуации, ставить цели, задачи и находить методы их решения;

  • способствовать усилению креативной составляющей личности студента путем организации дискуссий, обсуждения кейсов и стратегического анализа ситуаций.

1.2 Связь с другими дисциплинами


Среди дисциплин управленческого цикла дисциплина «Менеджмент» занимает одно из важнейших мест. Данный курс неразрывно связан с дисциплинами «Теория организации», «Экономика организации», «Экономическая теория», «Управление персоналом», «Деловое общение», «Социология» «Организационное поведение», «Финансовый менеджмент» и др., поскольку данные дисциплины, представляя собой характеристики отдельных аспектов управления организацией, являются составными частями теории управления.

1.3 Знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения дисциплины


В ходе изучения курса студенты должны приобрести следующие компетенции:

  • умение использовать знание основных понятий, принципов и методов менеджмента в практической деятельности;

  • умение ориентироваться во внешней макро- и микросреде бизнеса, применяя соответствующие методы их анализа;

  • умение анализировать конкретные ситуации, выбирать наиболее рациональные методы принятия управленческих решений и эффективные формы участия персонала в управлении;

  • умение работать в команде, внимательно слушать окружающих, использовать навыки коллективного принятия решений;

и знания о:

  • научных подходах и школах управления;

  • понятии и структуре внешней и внутренней сред организации;

  • содержании основных и специальных функций управления;

  • критериях рациональности управленческих решений;

  • эффективности коммуникационных процессов.

1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении дисциплины


Дисциплина «Менеджмент» изучается студентами III курса в течение 5 семестра. Курс завершается экзаменом. Также в ходе изучения дисциплины «Менеджмент» предусмотрено написание курсовой работы, по результатам написания и защиты которой выставляется отдельная оценка.

Обязательным условием допуска студента к экзамену является посещаемость лекционных и практических занятий, активная работа на практических занятиях, выполнение всех индивидуальных и групповых заданий, положительная оценка на промежуточной аттестации.

1.5 Виды контроля занятий студентов по дисциплине и способы их проведения


Текущий контроль знаний студентов очной формы обучения производится в виде устных опросов по теории курса, дискуссий, обсуждения конкретных ситуаций, написания индивидуальных самостоятельных работ на практических занятиях.

Промежуточные аттестации проводится на 8 и 16 учебных неделях в форме бланкового теста. Итоговая аттестация проводится в форме компьютерного тестирования. Оценка выставляется по сумме баллов, набранных студентом в течение семестра и на экзамене.

Распределение баллов:

Аттестация I 40 баллов

Аттестация II 40 баллов

Экзамен 20 баллов

Итого: 100 баллов

Если по итогам двух промежуточных аттестаций студент набрал менее 40 баллов, он отстраняется от дальнейшего изучения дисциплины в рамках данного семестра.

Контроль знаний студентов недневных форм обучения проводится в виде бланкового или компьютерного тестирования по всем темам курса.

2 Содержание дисциплины

2.1 Перечень тем лекционных занятий

Тема 1. Введение в менеджмент
Понятие менеджмента и его роли в общественном развитии. Предмет науки управления. Методы управления. Организация как объект управления. Понятие об уровнях управления. Функции и роли руководителя. Требования к профессиональной компетенции менеджера. Представление о различных школах и моделях менеджмента. Новейшие исторические тенденции. Особенности российского менеджмента
Тема 2. Внутренняя и внешняя среды организации

Характеристика целей, структуры, задач, технологий и трудовых ресурсов – основных внутренних ситуационных переменных организаций. Корпоративная культура в современных условиях. Определение внешней среды организации. Основные факторы внешней среды и их взаимосвязь. Характеристики внешней среды. Международная среда бизнеса. Выход на международные рынки. Менеджмент в глобальном масштабе.

Тема 3. Постановка целей и планирование в организации

Понятие, сущность и функциональное назначение планирования и прогнозирования в организации. Классификация целей и планов в организации. Процессы установления организационных и индивидуальных целей. Критерии эффективности целей. Формы организации планирования. Типы и модели планирования. Методы планирования и прогнозирования. Внедрение планирования в масштабах организации.
Тема 4. Стратегическое управление

Общая характеристика стратегического управления. Уровни стратегии. Анализ и оценка внешней среды. ПЭСТ анализ. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. SWOT-анализ. Эталонные стратегии бизнеса. Стратегический выбор. Выполнение и оценка стратегии.


Тема 5. Организация как функция управления

Суть и содержание функции организации. Понятия: делегирование, полномочия, ответственность. Факторы проектирования организации: разделение труда и специализация; департаментизация и кооперация; связи в организации и координация; масштаб управляемости; централизация и децентрализация; дифференциация и интеграция. Последовательность этапов разработки организационных структур. Типы организационных структур: преимущества и недостатки.
Тема 6. Мотивация деятельности

Понятие мотивации. Потребности, мотивы, стимулы, вознаграждения. Модель мотивации. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А. Маслоу; теория ERG К. Альдерфера; теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда; теория двух факторов Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания; теория справедливости (равенства); теория постановки целей; теория Портера-Лоулера. Мотивация и компенсация. Системы экономического стимулирования. Целостная система вознаграждения.
Тема 7. Контроль в системе менеджмента

Контроль, его место и значение в ряду функций управления. Этапы процесса контроля. Виды и формы контроля. Стадии контроля: предварительный, текущий и заключительный. Подходы к контролю качества. Всеобщее управление качеством (TQM). Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля.
Тема 8. Информационно-коммуникационное обеспечение
менеджмента

Роль коммуникаций в процессе управления. Система коммуникаций в организации: между организацией и ее средой, между уровнями и подразделениями, между руководителем и подчиненными. Слухи как неформальная информационная система. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Невербальные коммуникации. Коммуникационные сети и стили. Межличностные и организационные коммуникационные барьеры и способы их преодоления. Развитие индивидуальных навыков коммуникации. Роль информации в деятельности организации. Операционные информационные системы: системы обработки трансакций, системы контроля над производственным процессом, офисные автоматизированные системы. Информационные системы менеджмента. Экспертные системы. Интегрированные информационные системы. Внедрение информационных систем. Стратегическое использование информационных систем.
Тема 9. Принятие управленческих решений

Природа процесса принятия решений. Управленческая проблема. Классификация управленческих решений. Модели принятия решения. Индивидуальные стили принятия решения. Этапы разработки и принятия рационального решения. Методы принятия и обоснования решений. Эффективность управленческих решений. Побуждение сотрудников к принятию управленческих решений.
Тема 10. Групповая динамика и руководство

Определение групп и команд. Формальные и неформальные группы. Развитие неформальных групп и их характеристика. Управление неформальными организациями. Основа эффективной работы в формальной группе. Внутренняя структура группы. Социальные роли членов группы. Групповая социометрия. Этапы формирования команды. Факторы, влияющие на эффективность работы команды. Типы рабочих команд. Преимущества и недостатки работы в командах. Целесообразность инвестиций в формирование команд. Управление с помощью комитетов. Управление конфликтами в организации.
Тема 11. Власть и влияние

Понятие власти и влияния на других людей. Источники власти. Формы власти и влияния: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; традиционная (легитимная) власть; эталонная власть (харизматическая); экспертная власть, власть информации; власть связей. Влияние путем убеждения. Делегирование полномочий как способ укрепления власти. Программы участия работников в управлении.
Тема 12. Лидерство

Природа, определение и содержание понятия лидерства. Лидерство и управление. Четыре подхода к изучению лидерства: подход с позиций личных качеств, поведенческий подход, ситуационный анализ эффективного поведения лидера, ситуационный анализ характера эффективного лидера. Теории лидерских качеств. Исследования Ральфа Стогдилла и Уоррена Бенниса. Концепции лидерского поведения. Исследования стилей руководства К. Левина. Четыре системы лидерства Р. Лайкерта. Исследования Мичиганского университета. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Блейка и Моутон. Концепция вознаграждения и наказания. Заменители лидерства. Ситуационные модели лидерства. Модель Танненбаума-Шмидта. Модель Фидлера. Модель «путь-цель» Митчелла и Хауза. Теория жизненного цикла Херсея и Бланчарда. Модель Стинсона-Джонсона. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства. Новое в теориях лидерства. Концепция атрибутивного лидерства. Концепция харизматического лидерства. Концепция преобразующего (трансформирующего) лидерства или лидерство для изменений. Интерактивное руководство. Сервисное руководство. Коучинг.
Тема 13. Самоменеджмент и формирование имиджа
руководителя

Понятие самоменеджмента. Формулирование жизненных целей и планирование карьеры, принципы саморекламы, адаптации в новом коллективе и закрепления успеха. Управление временем и информацией: принципы рационального использования времени, правила личной организованности и самодисциплины. Планирование рабочего дня, рациональная организация работы руководителя. Общая модель качеств современного руководителя. Природа и суггестия имиджа, методы формирования и перестройки имиджа. Методики тренировки памяти, интеллекта и навыков делового общения, способы управление стрессом.


Тема 14. Управление человеческими ресурсами

Стратегические цели управления человеческими ресурсами. Привлечение эффективной рабочей силы. Формирование человеческих ресурсов: планирование потребности в персонале, набор и профессиональный отбор кадров, определение заработной платы и льгот, подготовка кадров, оценка результатов деятельности. Развитие человеческих ресурсов: профессиональная ориентация и адаптация, подготовка кадров, оценка результатов деятельности. Управление деловой карьерой специалистов. Подготовка руководящих кадров. Кадровая политика в организации. Повышение качества трудовой жизни.

Тема 15. Эффективность менеджмента

Эффективность управления. Факторы, определяющие эффективность управления. Роль персонала управления в успешном менеджменте. Принципы эффективного менеджмента. Оценка и регулирование эффективности менеджмента. Тенденции изменения эффективности. Социально-экономическая эффективность менеджмента.

2.2 Перечень тем практических занятий

Занятие 1. Введение в теорию управления


Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие менеджмента. Субъект и объект управления

  2. Организация как объект управления

  3. Роль менеджера в организации

  4. «Научный менеджмент» Ф. Тейлора

  5. Административная теория А. Файоля

  6. Концепция идеальной бюрократии М. Вебера

  7. Процессный подход к управлению

  8. Школа «человеческих отношений»

  9. Системный подход к управлению

  10. Ситуационный подход к управлению

Ситуация для анализа: Предприниматель или менеджер?

Самостоятельная работа: Навыки управляющего

Занятие 2. Внутренние переменные и внешняя среда организации


Вопросы для обсуждения:

  1. Основные внутренние переменные организации

  2. Корпоративная культура

  3. Факторы микроокружения организации

  4. Факторы макроокружения организации

  5. Характеристики внешней среды

Ситуация для анализа: Внешняя среда в бизнесе

Индивидуальная письменная работа:

Факторы внешней и внутренней среды организации

Изменчивость внешней среды

Занятие 3. Постановка целей и планирование в организации


Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность планирования в организации

  1. Виды целей и планов на предприятии

  2. Установление индивидуальных целей работника в организации

  3. Установление общеорганизационных целей

  4. Формы организации планирования на предприятии

Самостоятельная работа: Связь планирования и среды организации

Занятие 4. Стратегическое управление


Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и история развития стратегического управления

  2. Этапы процесса стратегического управления

  3. Миссия: понятие, уровни, элементы, роль для развития бизнеса

  4. Понятие и роль стратегии для развития организации

  5. Уровни стратегий в организации

  6. Эталонные (базовые) стратегии бизнеса

Ситуация для анализа: Стратегическое планирование и действие

Ситуация для анализа: Стратегия «Макдональдс»

Индивидуальное письменное задание: Анализ миссии предприятия

Самостоятельная работа: Стратегическое управление в организации

Занятие 5. Организация как функция управления


Вопросы для обсуждения:

  1. Суть и содержание функции организации

  2. Понятия: делегирование, полномочия, ответственность

  3. Типы организационных структур

  4. Централизованные и децентрализованные организации: преимущества и недостатки

Ситуация для анализа: Организационные изменения

Занятие 6. Мотивация как функция управления


Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие мотивации. Потребности, мотивы, стимулы, вознаграждения

  2. Современные содержательные теории мотивации

  3. Современные процессуальные теории мотивации

  4. Принципы эффективной мотивации

Ситуация для анализа: Усиление и методы мотивации

Самостоятельная работа: Удовлетворенность работой

Занятие 7. Контроль в организации.


Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие контроля. Этапы процесса контроля

  2. Виды контроля в организации

  3. Характеристики эффективного контроля

  4. Методы и приемы всеобщего управления качеством (TQM)

Самостоятельная работа: Связь контроля с другими функциями управления


Занятие 8. Информационно-коммуникационное обеспечение менеджмента

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и виды коммуникаций в организации

  2. Коммуникационный процесс: элементы, этапы, обратная связь

  3. Коммуникационные сети

  4. Коммуникационные стили

  5. Коммуникационные барьеры и способы их преодоления

Самостоятельная работа: Организационные и личностные коммуникации

Промежуточная аттестация: Бланковое тестирование по темам 1-8

Занятие 9. Принятие управленческих решений


Вопросы для обсуждения:

  1. Управленческие решения: природа, классификация

  2. Модели принятия решений

  3. Индивидуальные стили принятия решений

  4. Этапы процесса принятия решений

Ситуация для анализа: Принятие управленческих решений в условиях кризиса

Самостоятельная работа: Управленческие решения в организации

Занятие 10. Групповая динамика


Вопросы для обсуждения:

  1. Роль групп в организации

  2. Хотторнский эксперимент

  3. Формальные группы: типы, структура, значение

  4. Использование комитетов в управлении организацией

  5. Развитие неформальных групп и их характеристики

  6. Факторы, влияющие на эффективность работы группы

Ситуация для анализа: Роли и их значение

Самостоятельная работа: Формальные и неформальные группы

Занятие 11. Власть и влияние


Вопросы для обсуждения:

  1. Власть и влияние. Источники власти в организации

  2. Формы власти и влияния

  3. Влияние путем убеждения

  4. Делегирование полномочий как способ укрепления власти

Групповая работа: Степень влияния

Самостоятельная работа: Власть и влияние

Занятие 12. Лидерство в организации (часть 1)


Вопросы для обсуждения:

  1. Природа, определение и содержание понятия лидерства

  2. Лидерство и управление

  3. Подходы к определению лидерства

  4. Теории лидерских качеств

Ситуация для анализа: Лидер или нет?

Занятие 13. Лидерство в организации (часть 2)


Вопросы для обсуждения:

Концепции лидерского поведения

  1. Ситуационные модели лидерства

  2. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства

  3. Новые теории лидерства

  4. Программы участия работников в управлении

Самостоятельная работа: Стили лидерства

Занятие 14. Самоменеджмент и формирование имиджа руководителя


Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие самоменеджмент и его основные функции.

  2. Значение самоменеджмента в профессиональной и досуговой деятельности людей.

  3. Характеристика основных принципов сохранения времени.

  4. Понятие инвентаризации временных затрат.

  5. Имидж руководителя в современной организации

Самостоятельная работа: Анализ видов деятельности и расхода времени

Занятие 15. Управление человеческими ресурсами


Вопросы для обсуждения:

  1. Значение управления человеческими ресурсами в организации

  2. Набор и отбор персонала в организации

  3. Оценка результатов труда

  4. Управление деловой карьерой


Занятие 16. Эффективность менеджмента

Вопросы для обсуждения:

  1. Факторы, определяющие эффективность управления.

  2. Социально-экономическая эффективность менеджмента

  3. Принципы эффективного менеджмента.

  4. Роль персонала управления в успешном менеджменте.

  5. Оценка и регулирование эффективности менеджмента.

Промежуточная аттестация: Бланковое тестирование по темам 9-15

3 Методические рекомендации по изучению курса

3.1 Самостоятельная работа студентов по курсу и методические рекомендации по её выполнению


При изучении дисциплин управленческого цикла наибольшую трудность у обучаемых вызывает развитие навыков принятия решения и анализа ситуации. Поэтому в курсе «Менеджмент» широко используется метод анализа конкретных ситуаций.

При проведении занятия в виде игрового ситуационного упражнения или игрового проектирования обучаемые имеют гораздо больше свободы, как в выборе стратегии своих действий, так и в выборе конкретных шагов для достижения поставленной учебной цели.

При игровом проектировании участники занятия организуются в небольшие группы для работы над проектом, результаты сравнивают в условиях презентации каждого проекта, а затем обсуждают свои подходы и идеи. В процессе подготовки обучаемые анализируют разнообразные по жанру, виду и целевому предназначению ситуации-кейсы. Кейс-технологии или метод анализа ситуаций относятся к интерактивным технологиям.

Цели метода анализа ситуаций:

  • развитие навыков анализа и критического мышления;

  • соединение теории и практики;

  • представление примеров принимаемых управленческих решений;

  • представление примеров последствий принимаемых решений;

  • демонстрация различных позиций и точек зрения;

  • формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, обучаемые:

  • получают коммуникативные навыки точного выражения мыслей, слушания, аргументированного высказывания, контраргументации и пр.;

  • развивают презентационные умения, навыки представления информации;

  • приходят к выводу, что в большинстве реальных ситуаций не бывает только одного и непременно правильного решения и что наличие знаний, приобретенных в процессе обучения, не является панацеей для принятия решений, снимающих все проблемы;

  • вырабатывают уверенность в себе и в своих силах, убежденность в том, что в реальной практической ситуации они смогут профессионально решать управленческие проблемы;

  • формируют у себя устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации, что является характерным для большинства практических ситуаций;

  • развивают навыки эффективного поведения при решении комплексных, многопрофильных проблем;

  • формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать с партнерами и принимать коллективные решения;

  • приобретают экспертные умения и навыки, необходимые руководителю для оценки деятельности персонала;

  • расширяют практический опыт, позволяющий лучше познать выбранную профессию и приобщиться к управленческой деятельности;

  • осуществляют самооценку и, на ее основе, самокоррекцию индивидуального стиля общения;

  • осваивают партнерские отношения и приобретают навыки делового человека;

  • учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы, осваивая алгоритмы управленческих решений.

В процессе работы над ситуациями у обучаемых формируется конкурентоспособность, развивается персональная и коллективная ответственность, шлифуются личностные ценности и установки.

Особый интерес для учебного процесса представляют практические ситуационные задачи из реальной жизни организаций, анализируя которые, студенты развивают навыки принятия управленческих решений, усваивают принципы, закономерности, правила, процедуры, средства и современные технологии.

Практические ситуационные задачи могут охватывать широкий круг проблем, с которыми соприкасается будущий или уже работающий менеджер в своей профессиональной деятельности, например: техническая, экономическая, юридическая, производственная, психологическая, этическая, организационная, социальная и т. п. Содержание учебной ситуации может быть связано со следующими объектами, процессами, явлениями:

  • внедрением новой техники или технологии;

  • введением инноваций;

  • осуществлением реорганизаций;

  • созданием новой фирмы или ее подструктуры;

  • изменением организационного поведения;

  • проблемами рекруитмента;

  • внедрением новых форм оплаты труда;

  • неэффективным стилем руководства и т. д.

Составление интеллектуальных карт (от англ. mindmapping – техника, разработанная Тони Бьзеном (Tony Buzan) в 1960-х) облегчает студентам создание общего представления, общего понимания проблемы и при помощи простых средств приводит к новым идеям, активизирует пространственно-образное мышление, делает возможным новую точку зрения на ту или иную проблему, её можно заново структурировать, выделить существенные аспекты, установить новые связи и осветить второстепенные, попутные вопросы.

Техника составления интеллектуальных карт может эффективно использоваться студентами для:

  • анализа проблем,

  • планирования и разработки стратегии,

  • создания общего представления или общей картины сложных вопросов,

  • подготовки презентаций, выступлений, статей и т.п.

Ещё одна форма самостоятельной работы – письменные домашние задания. То, как оформлена работа – показатель самоуважения студента. Известно, что не уважающий себя человек не способен производить ценности. Оформление письменных работ должно быть выполнено в соответствии с внутривузовскими нормами и правилами, предъявляемыми к оформлению учебной документации подобного типа (СТО ВГУЭС 1.005–2004* Система вузовской учебной документации. Общие требования к оформлению текстовой части выпускных квалификационных работ курсовых работ (проектов), рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам.).

Работа должна начинаться с титульного листа, где указывается, кто делал и что делал. Далее идет структурированный текст с нумерацией страниц. Студентам следует обращать внимание на орфографию, правильность употребления терминов, знаков и символов. Работы оформляются на бумаге формата А4, шрифт Times New Roman или Arial. Написание работ от руки должно быть исключением. В этом случае преподаватель не несет ответственности за то, что не сможет понять почерк студента. Домашняя работа сдается студентом в назначенный день. За несвоевременно выполненные работы оценка снижается.

3.2 Контрольные вопросы для проверки знаний


  1. Что является сущностью управления?

  2. Какими качествами должен обладать современный руководитель?

  3. Какие изменения происходят в функциях менеджера и его навыках по мере продвижения по иерархической лестнице?

  4. Что является ключевым фактором в любой модели управления?

  5. Выявите отличия административной школы управления от научной школы.

  6. Чем является управление с точки зрения процессного подхода?

  7. Что представляет собой организация с позиции теории открытых систем?

  8. В чем суть ситуационного подхода к управлению?

  9. В чем причина сложности и неопределенности теорий менеджмента?

  10. Дайте определение корпоративной культуры и объясните ее важность для менеджеров.

  11. В чем сходство среды прямого воздействия банка и государственного фонда социального страхования? В чем заключается их различия?

  12. Какие факторы побуждают международные организации к выходу на рынки менее развитых стран?

  13. В чем состоят преимущества и недостатки различных стратегий выхода на зарубежные рынки?

  14. В чем сущность и взаимосвязь функций управления?

  15. Какова роль планирования в менеджменте?

  16. Перечислите основные характеристики организационных целей. Что лучше: отказаться от постановки целей вообще или иметь цели, не отвечающие этим критериям?

  17. Опишите основные этапы стратегического процесса.

  18. Дайте определение понятия «стратегия фирмы». В чем состоят преимущество разработки стратегии организации?

  19. В чем заключаются отличия корпоративной стратегии и конкурентной?

  20. Какие ключевые факторы влияют на выбор стратегии фирмы?

  21. Как соотносятся уровень централизации и норма управляемости? Почему?

  22. Какие деловые и политические факторы уравновешивают централизацию и децентрализацию?

  23. Какими деловыми качествами должны обладать матричные руководители и сотрудники?

  24. Почему крупные корпорации, как правило, организованы в дивизиональные структуры?

  25. Зависит ли структура организации от ее стратегии?

  26. Опишите суть мотивации как функции управления.

  27. В чем разница между содержательными и процессуальными теориями мотивации?

  28. Низкооплачиваемый персонал – проблема многих компаний. Как бы вы мотивировали этих людей?

  29. Почему контроль является одной из важнейших функций менеджмента? Как он соотносится с другими его функциями?

  30. Опишите этапы процесса контроля. Приведите примеры из собственного опыта организационной работы.

  31. Охарактеризуйте взаимосвязи контроля и стратегического планирования.

  32. В чем состоят различия между бюрократическим и децентрализованным контролем?

  33. Почему качество коммуникаций влияет на выполнение работы в организации?

  34. Опишите элементы коммуникационного процесса на примере общения между преподавателем и студентами на занятии.

  35. Приведите примеры невербальной коммуникации, которая (а) подтверждает и (б) противоречит устному сообщению.

  36. Каким образом информационная технология меняет способы структуризации компаний и методы построения работы?

  37. Какие критерии должны применяться для определения эффективности информационной системы?

  38. Почему принятие решений считается фундаментом эффективной работы менеджера?

  39. В чем состоят отличия ситуаций, характеризующихся риском и неопределенностью? Как бы вы описали особенности принятия решений в этих ситуациях?

  40. Почему многие решения принимаются в группах, а не единолично?

  41. Что такое «групповые нормы»? Какие нормы существовали в группах, в деятельности которых вы принимали участие?

  42. Через какие пять стадий развития проходит группа? Что с ней происходит на каждой стадии?

  43. В чем заключаются недостатки командной работы?

  44. В чем состоят основные источники власти менеджеров?

  45. Зависят ли методы влияния от специфики страны, в которой они применяются?

  46. Каковы сильные и слабые стороны поведенческих подходов к лидерству?

  47. Как часто в реальной жизни встречаются благоприятные, умеренные и крайне неблагоприятные ситуации (модель Фидлера)?

  48. Существует мнение о неправомерности выделения женского и мужского стилей руководства. Согласны ли вы с ним?

  49. Что такое трансформирующее руководство?

  50. Может ли руководитель изменить свой стиль лидерства, или стиль всегда постоянен и неизменен?

  51. Каким образом деятельность по планированию, подготовке, оценке рабочей силы и оплате труда может быть связана со стратегией организации?

  52. Чем объясняется необходимость планирования и прогнозирования в сфере управления человеческими ресурсами?

  53. Насколько «достоверной», по вашему мнению, является информация, полученная в личной беседе, в сравнении с результатами письменных тестов и многоплановой оценкой кандидата?

  54. Дайте определение понятия «самоменеджмент» и назовите его основные функции.

  55. Какое значение имеет самоменеджмент в профессиональной и досуговой деятельности людей.

  56. Опишите основные принципы рационального использования времени.

  57. Дайте определение понятия «имидж».

  58. Какими качествами должен обладать современный руководитель?

  59. В чем состоят различия понятий «производительность» и «эффективность»? Какое из них вы считаете приоритетным?

  60. Какие факторы определяют эффективность управления? Какова роль управленческого персонала в успешном менеджменте?

4 Список рекомендуемой литературы

4.1 Основная литература


Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2008.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. – М.: Гардарики, 2006.

Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: Гардарики, 2006.

Зиновьев В.Н. Менеджмент: учебное пособие [для студ. вузов]. – М.: Дашков и К*, 2007.

Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие. – М.: Новое знание, 2005.

Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатина Н.А. Управление организацией: учебник. – М.: ИНФРА, 2005.

4.2 Дополнительная литература


Адаир Дж. Искусство управлять людьми и самим собой / Пер. с англ. – М.: ЭКСМО, 2006.

Андерсон Д. Подними свой бизнес / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2006.

Басовский Л.Е. Менеджмент: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и управленч. спец. - М.: ИНФРА-М, 2007.

Борисова Л.Г. Организационный дизайн. Современные концепции управления: учебное пособие. – М.: Дело, 2003.

Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.

Бьюзен Т. Супер мышление для тела / Пер. с англ. – Мн.: Поппури, 2004.

Бьюзен Т. Могущество вербального интеллекта / Пер. с англ. – Мн.: Поппури, 2004.

Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для студ. вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби: Проспект, 2007.

Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. – М.: 2005.

Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. – М.: 2003.

Джанетто К., Уиллер Э. Управление знаниями: руководство по внедрению корпоративной системы управления знаниями / Пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2005.

Джонсон М. Битва за персонал / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004.

Дункан У. Джек. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. – М.: 2004.

Дятлов А.Н. Общий менеджмент: концепции и комментарии: учебник для студ. вузов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. – М.: 2003.

Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М.: 2003.

История менеджмента: учеб. пособие / Под ред. Д.В. Валового. – М.: 2004.

Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. – М.: 2003.

Коротков Э.М. Концепция менеджмента: учеб. пособие. – М.: 2006.

Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект: Мир, 2007.

Курс MBA по менеджменту / [авт. кол. : А. Р. Коэн, П. Б. Вейл, Д. Л. Брэдфорд и др.]; пер. с англ. А. Исаенко, А. Лисовского; науч. ред. А. Куницын. - 4-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Лессер Э., Прусак Л. Как превратить знания в стоимость: решения от IBM Institute for Business Value / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

Менеджмент: учебник для студ. вузов. / А. М. Ляхин, А. В. Филиппов, Ю. В. Якутин и др.; под ред. М. Л. Разу. - М.: КНОРУС, 2008.

Менеджмент: учебное пособие для вузов / Под ред. Ю.В. Кузнецова, В.И. Подлесных. – СПб.: Издательский дом «Бизнес пресса», 2004.

Менеджмент организации: учеб. пособие / Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: 2005.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2006 и др.

Мильнер Б.З. Управление знаниями. – М.: ИНФРА-М, 2003.

Молодчик А.В., Молодчик М.А. Менеджмент: стратегия, структура, персонал, знание. – М.: Издательский Дом ГУВШЭ, 2005.

Нёльке М. Менеджмент. TaschenGuide Просто! Практично! Что должен знать руководитель / Пер.с нем. – М.: Омега-Л, 2007.

Нёльке М. Менеджмент. TaschenGuide Просто! Практично! Техники креативности / Пер.с нем. – М.: Омега-Л, 2006.

Нонака И., Такеучи X. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2003.

Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. Соломина В.П. – СПб.: Питер, 2004.

Перкинс Деннис Н.Т. Лидерство на грани. Уроки лидерства, почерпнутые из героической саги об антарктической экспедиции Шеклтона. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Полукаров В.Л. Основы менеджмента: учебное пособие для студ. вузов. М.: КНОРУС, 2008.

Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению: Моделирование бизнес-процессов. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.

Самоукина Н., Туркулец Н., Коучинг – ваш проводник в мире бизнеса. – СПб.: Питер, 2004.

Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Свитман Б. Общаься успешно. Как? Искусство эффективно говорить и слушать. – М.: ЭКСМО, 2007.

Семенов А.К. Основы менеджмента: учебник для студ. вузов. М.: Дашков и К*, 2007.

Силбер Л. Карьера для творческого человека. Курс выживания в джунглях современного бизнеса / Пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2004.

Тебекин А.В. Менеджмент организации: учебник для студ. вузов, обучающихся по экон. спец. - М.: КНОРУС, 2007.

Teйлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. – М.: 2004.

Трейси Б. Результативный тайм-менеджмент. Эффективная методика управления собственным временем / Пер. с англ. - М.: СтартБук, 2008.

Управление – это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. – М.: 2002.

Файнер М. Искусство руководить по Файнеру: 50 принципов достижения успеха / Пер. с англ. – М.: АСТ, Транзиткнига, 2006.

Филдс Р.А. Мартаю. Кадры решеют все! Поиск ценных сотрудников // «Бизнес-класс». – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

Фихтингер Х., Штерценбах Г. TaschenGuide Просто! Практично! Правила хорошего тона. Как вести себя во время пребывания за границей / Пер.с нем. – М.: Омега-Л, 2006.

Хартман А. Безупречное руководство. Что делают лидеры бизнеса, когда их компании «упираются в стену». – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

Шаш Н.Н. Обучение персонала. Ситуационный менеджмент: электрон. текст учебника + аудиоверсия. – М.: Равновесие, 2007.

Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, осно­ванной на знаниях. – М.: ИНФРА-М, 2005.

4.3 Обзор основной литературы


Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2008. Современный учебник по менеджменту авторитетного американского автора. В работе наиболее ценные идеи традиционного подхода к управлению сочетаются с новыми «человекоориентированными» подходами. Главы книги структурированы в соответствии с основными функциями управления – планированием, организацией, мотивацией и контролем и содержат в себе как теоретические положения, так и практические примеры. Учебник особенно рекомендуется для изучения тем «Внешняя и внутренняя среды организации», «Постановка целей и планирование в организации», «Стратегическое управление», «Организация как функция управления», «Мотивация деятельности», «Контроль в системе менеджмента», «Управление человеческими ресурсами».

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. – М.: Гардарики, 2006; Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.: Гардарики, 2006 — В учебнике освещается широкий круг вопросов менеджмента в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого потенциала, для успешного выживания в динамично меняющемся окружении. Практикум представлен в качестве практического пособия, где для лучшего усвоения теоретического материала собрано множество ситуаций для анализа и задач по темам курса.

Зиновьев В.Н. Менеджмент: учебное пособие [для студ. вузов]. – М.: Дашков и К*, 2007. — Учебное пособие содержит материалы по вопросам организации и совершенствования управленческой деятельности в организационных системах. Особое внимание уделено психологическим особенностям управления оргсистемами, деловому общению в менеджменте, даются некоторые способы рационализации умственного труда менеджера, раскрываются принципы управления на основе мотивационных воздействий.

Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие. – М.: Новое знание, 2005. — В сжатой и доступной форме изложены основные вопросы учебного курса по менеджменту. Особое внимание уделено проблемам организации труда менеджера и управления персоналом, принятия управленческих решений, разрешения конфликтов, а также общения и ведения деловых переговоров.

Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатина Н.А. Управление организацией: учебник. – М.: ИНФРА, 2005. — Четвертое издание учебника подготовлено учеными Государственного университета управления. Введены изменения в структуру ряда глав, включены новые материалы, отражающие результаты последних научных исследований в области управления, а также опыт их практического использования в организациях. Учебник окажет реальную помощь в учебе и работе по формированию систем управления, отвечающих требованиям динамично развивающейся экономики России

Содержание


МЕНЕДЖМЕНТ 1

МЕНЕДЖМЕНТ 2

Введение 4

1 Организационно-методические указания 5

2 Содержание дисциплины 8

3 Методические рекомендации по изучению курса 16

4 Список рекомендуемой литературы 22

Содержание 26

МЕНЕДЖМЕНТ 27



Учебно-методическое издание


МЕНЕДЖМЕНТ



Учебная программа курса

для специальностей

060800 «Экономика и управление на предприятии»

060800 «Экономика и управление на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства»


В авторской редакции

Компьютерная верстка Н.А. Игнатьевой


Лицензия на издательскую деятельность ИД № 03816 от 22.01.2001


Подписано в печать ______ Формат 6084/16.

Бумага писчая. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,4.

Уч.-изд. л. 1,2. Тираж 100 экз. Заказ ________

________________________________________________________

Издательство Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса

690600, Владивосток, ул. Гоголя, 41

Отпечатано в типографии ВГУЭС

690600, Владивосток, ул. Державина, 57

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебная программа курса Владивосток 2009 Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет iconЮ. И. Сухин Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток Вгуманитарных исследованиях слабо развит аппарат логического выведения и обоснования. Опираются не на формальные семиот

Учебная программа курса Владивосток 2009 Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет iconУчебное пособие Чебоксары 2010 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию

Учебная программа курса Владивосток 2009 Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет iconПрограмма второй учебной практики учебная программа курса по специальности 013100 Экология Владивосток

Учебная программа курса Владивосток 2009 Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет iconРабочая программа дисциплины (модуля) Анатомия и гистология сельскохозяйственных животных
Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...

Учебная программа курса Владивосток 2009 Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет iconРабочая программа учебной дисциплины (Шифр стандарта тгу по рп) федеральное агенство по образованию

Учебная программа курса Владивосток 2009 Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет iconФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Учебная программа курса Владивосток 2009 Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет iconФедеральное агенство по образованию

Учебная программа курса Владивосток 2009 Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет iconФедеральное агентство железнодорожного транспорта
Целью освоения дисциплины также является подготовка к сдаче кандидатского экзамена

Учебная программа курса Владивосток 2009 Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет iconМетодические рекомендации по разработке и составлению должностных инструкций должностей работников Университета гоувпо «удмуртский государственный университет»
Настоящие Методические рекомендации (далее – Рекомендации) разработаны с целью облегчить последующее составление должностных инструкций...

Учебная программа курса Владивосток 2009 Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет iconФедеральное агенство по образованию государственное образователбное учереждение среднего профессионального образования



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск