Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты Приложение (Зарубежный опыт по охране труда) icon

Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты Приложение (Зарубежный опыт по охране труда)





Скачать 459.53 Kb.
НазваниеСтратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты Приложение (Зарубежный опыт по охране труда)
Дата конвертации15.03.2013
Размер459.53 Kb.
ТипПрограмма
НИИ труда и социального страхования
Минздравсоцразвития России



О создании системы управления профессиональными рисками

(Концепция федеральной Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 гг.)


1. Состояние здоровья работающего населения Российской Федерации и его влияние на демографическую ситуацию и на экономику страны

2. Принципы, цели, задачи и основные направления Программы действий по улучшению условий и охраны труда

3. Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты

Приложение (Зарубежный опыт по охране труда)



В соответствии с п.5 Протокола заседания Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 28 марта 2007 г. № 17, Министерство здравоохранения и социального развития РФ разработало Концепцию Программы действий по улучшению условий и охраны труда.

Указанная Концепция активно обсуждалась в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и легла в основу Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 гг., которая стала частью Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р).

Главная цель Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 гг. – защита здоровья работника и обеспечение охраны труда путём внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечения в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – государства, работодателей и работников.

Программа утверждена Приказом Минздравсоцразвития России № 586 от 23.10.08. и нацелена на достижение стратегических задач:

  • снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,

  • повышение качества рабочих мест и условий труда,

  • снижение смертности от предотвратимых причин,

  • улучшение здоровья работающего населения.

К указанным задачам привязаны соответствующие индикаторы (целевые показатели), по которым измеряется степень достижения поставленной цели (контрольные числовые значения по каждому целевому показателю установлены в перспективе трехлетнего периода Программы).


1. Состояние здоровья работающего населения Российской Федерации и его влияние на демографическую ситуацию и на экономику страны


До экономического кризиса 2008-2009 гг. Российская Федерация уверенно наращивала темпы экономического развития, страна вошла в десятку крупнейших экономик мира, ежегодный прирост ВВП превышал 7%. Между тем, сейчас, как и ранее, вызывает тревогу анализ факторов, препятствующих дальнейшему экономическому росту, и то, какой ценой достигались позитивные экономические показатели.

1.1. Экономические и людские потери в связи
с неудовлетворительными условиями труда


Сегодня свыше 30% ежегодно умирающих россиян – это граждане в трудоспособном возрасте. Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза и в 2,5 раза – средний показатель смертности по России. Именно по этой причине средняя ожидаемая продолжительность жизни населения в России на столь неестественно низком уровне – 66 лет, что на 12 лет меньше, чем в США, на 11,5 года меньше, чем в странах Евросоюза и на 5 лет меньше, чем в Китае.

В Российской Федерации ежегодно умирает по причинам, связанным с воздействием вредных и опасных производственных факторов около 180 тысяч человек. Неблагоприятные условия труда являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ежегодно получают травмы на производстве около 200 тысяч человек, регистрируется более 10 тысяч случаев профессиональных заболеваний, более 14 тысяч человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профзаболевания.

При этом официальным статистическим наблюдением охвачено менее 45% трудящихся. Более того, статистика не учитывает растянутые во времени причинно-следственные связи вредных факторов с повреждением здоровья трудоспособного населения: производственно-обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета, ускоренное старение и нарушение репродуктивных функций трудящихся, т.е. так называемые «скрытые профессиональные риски», уровень которых превышает 70% всех рисков наступления случаев утраты здоровья работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов.

Неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития «человеческой составляющей» в системе производительных сил Российской Федерации стала проблемой национальной безопасности, т.к. представляет серьёзную угрозу перспективам развития страны. Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, а также с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов, в первую очередь систем здравоохранения в сфере труда и социального страхования. Бессмысленно принимать меры по стимулированию рождаемости без исправления ситуации с потерей здоровья и жизни населения на рабочих местах. Не имеет смысла увеличивать ассигнования на здравоохранение населения, если люди теряют жизнь и здоровье на работе.

Более того, до тех пор, пока ситуация в этой области не изменится, нельзя говорить всерьез не только о решении наших демографических и гуманитарных проблем, но и о дальнейших возможностях экономического роста и увеличении ВВП.

Ежегодные экономические потери, обусловленные неблагоприятными условиями труда, оцениваются в 500 млрд. рублей (1,9% ВВП). По экспертным оценкам, из-за болезней в среднем теряется до 10 рабочих дней (в странах Евросоюза – 7,9 дня) на одного работающего.

Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам увеличилось с 17,1% в 1997 году до 26,2% в 2008 году. При этом по ряду округов – Сибирский, Дальневосточный и Уральский – этот показатель еще выше. По данным Минздравсоцразвития России, наибольшая численность работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, наблюдалась в Дальневосточном (35,5%), Сибирском (32,7%) и Уральском (31,1%) федеральных округах, причем в Дальневосточном федеральном округе данный показатель превышал среднероссийский уровень во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав данного федерального округа.

Ежегодно порядка 200 тыс. человек уходят на пенсию, досрочно назначаемую за работу в тяжелых и вредных условиях труда. При этом резерв восполнения трудовых ресурсов в силу неблагоприятной демографической ситуации практически исчерпан, выбытие граждан трудоспособного возраста приводит к дефициту рабочей силы по многим ключевым для экономики специальностям. Миграционный прирост не может обеспечить восполнение этого дефицита, как по количественным, так и по качественным характеристикам, в силу низкого образовательно-профессионального уровня трудовых мигрантов. Большая часть привлекаемой иностранной рабочей силы – это неквалифицированные рабочие, трудоустраивающиеся на рабочие места с низкой заработной платой и неблагоприятными условиями труда, тем самым формируя дополнительный спрос на такие места.

1.2. Необходимость модернизации системы
управления охраной труда и её интеграции с
обязательным социальным страхованием от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний


Действующая в стране модель управления охраной труда, включая обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, устарела, поскольку основана на концепции социальной политики применительно к экономическим и социально-демографическим условиям Европы конца XIX века, когда рост народонаселения и активная миграция дешевой рабочей силы из деревень в города без проблем обеспечивала потребности индустриализации в достаточном объеме. Такая система сложилась как следствие низкой стоимости трудовых ресурсов, соответствующих невысоким профессионально-квалификационным требованиям работодателей в силу функциональной простоты трудовых операций конвейерно-поточного производства того времени. Эта модель была направлена в первую очередь на социальную поддержку рабочих и их семей, подверженных в силу низкой квалификации и плохой профессиональной подготовки высокому риску бедности в случае нетрудоспособности по производственным причинам.

Основной принцип данной системы состоит в том, что риск, связанный с необходимостью предоставления возмещения по несчастным случаям на производстве, несет страховщик, т.е. государство. Компенсация предоставляется по факту трудового увечья, производственной травмы пострадавшего работника, а не по причине наличия виновного. Такая схема приводит к отсутствию экономической заинтересованности сторон социально-трудовых отношений в проведении профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда, охрану здоровья и социальную защиту работников.

Между тем за годы индустриального развития СССР социально-демографическая ситуация существенно изменилась, основой трудовых ресурсов индустриально развитой экономики составляет промышленно-производственный персонал, профессионально-квалификационные требования к которому растут в связи с необходимостью обеспечения дальнейшего экономического развития и перехода страны на новый, постиндустриальный уровень. В ходе социально-экономических реформ и приватизации сформировался новый класс работодателей. Все это обуславливает новые требования к качеству рабочего места и условиям труда, поскольку восполнение выбытия рабочей силы по причине производственного травматизма и заболеваемости обходится все дороже. Экономические потери от отсутствия заболевшего работника на рабочем месте в масштабах страны исчисляются миллиардами рублей.

Состояние охраны труда на большинстве промышленных предприятий, количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда объективно создают ситуацию, когда с ростом промышленного производства будут соответственно расти показатели производственного травматизма и количество несчастных случаев на производстве.

В 90-е годы в результате институциональных реформ принципиально изменилась структура занятости населения, что оказало существенное влияние на снижение показателей заболеваемости и травматизма на производстве. За период 1990-2001 гг. более чем в два раза увеличилась доля занятых в сфере управления, финансов, кредита и страхования (с 2,7% до 5,7%), почти в два раза – в оптовой и розничной торговле и общественном питании (с 7,8% до 15,4%). Межсекторальный перелив произошел в основном за счет снижения доли занятых в промышленности (с 30,3% до 22,7%) и строительстве (с 12,0% до 7,8%), то есть за счет тех видов экономической деятельности, в которых риски профессиональной заболеваемости, производственного травматизма и несчастных случаев со смертельным исходом традиционно высоки. Эти же отрасли – промышленность и строительство – характеризуются наибольшим удельным весом работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам – 25,2% и 11,9% соответственно, причем показатели эти растут ежегодно, естественным образом сопровождая рост промышленного производства и интенсификацию труда в этих секторах.

С 2000 года продолжается снижение численности занятых в сельском хозяйстве и обрабатывающих производствах с одновременным ростом занятости в торговле, гостиничном, ресторанном бизнесе и финансах. Именно по этой причине за последние пять лет, если брать всю экономику в целом, произошло абсолютное снижение показателей производственного травматизма: коэффициент частоты производственного травматизма снизился на 38%, в том числе со смертельным исходом – на 17,3%, снижение производственного травматизма в целом по стране с утратой трудоспособности на один рабочий день и более произошло на 46,3%.

Следует отметить, что снижение показателей производственного травматизма произошло не за счет улучшения условий и охраны труда, а за счет изменения структуры занятости.
Необходимо также принять во внимание, что рост занятости в сфере торговли и услуг во многом происходит за счет субъектов малого предпринимательства. В то же время организация охраны труда на малых предприятиях отличается особенно низким уровнем, о чем свидетельствуют данные выборочных наблюдений. На большинстве малых предприятий отсутствуют службы и специалисты по охране труда, не ведется работа по аттестации рабочих мест, не выделяются средства на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, не проводятся периодические медосмотры, санитарно-курортное оздоровление работников.

1.3. Проблемы взаимодействия системы
управления охраной труда с системой
обязательного социального страхования


Одна из серьезных проблем в том, что действующая в настоящее время система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников на предприятиях практически не проводится; фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения. Основное внимание уделяется не столько предупреждению случаев повреждений здоровья работников, сколько компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев. Отсутствие эффективных механизмов правовой защиты здоровья работников на производстве и эффективных методов контроля и надзора привело не только к усилению тенденции сокрытия информации о неблагоприятных условиях труда и риске повреждений их здоровья, но и к допуску работников к профессиональной деятельности без учета, а порой и вопреки медицинским показаниям.

Законодательством Российской Федерации декларированы права работников на безопасные условия труда и обязанность работодателя их обеспечивать, а также предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда. Вместе с тем, одними контрольно-надзорными мерами проблему правоприменения не решить, тем более, что административный ресурс контроля и надзора за исполнением норм трудового права практически исчерпан: численность государственных инспекторов по труду позволяет обеспечить проведение плановых профилактических мероприятий по предупреждению страховых случаев в расчете на организацию не чаще, чем один раз в 32 года. При этом, даже несмотря на это, в результате проверок ежегодно выявляется порядка 1,5 млн. правонарушений в сфере охраны труда.

Еще одним системным вызовом является неспособность действующей организации охраны труда к функционированию в условиях новой экономики. Во многом это связано с тем, что система управления охраной труда изначально была приспособлена к условиям функционирования крупных промышленных предприятий индустриальной эпохи 70-х годов прошлого века. Мир труда за последние десятилетия существенно изменился, между тем охрана труда осталась на прежнем уровне. Вся нормативно-правовая база и схемы управления охраной труда, включая порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, системы аккредитации и сертификации, порядок обучения по охране труда основаны на стандартах безопасности труда, принятых 20-30 лет назад и не адаптированы к специфике малых и средних предприятий, а также организаций сферы услуг современного бизнеса. Устарела и сервисная инфраструктура работ по охране труда.

Необходимо существенно модернизировать организацию управления охраной труда, сделать ее простой, ясной и понятной для применения всеми без исключения работодателями и работниками, адаптировать к современным условиям ведения бизнеса и новым потребностям развития экономики, привести нормы и стандарты в области безопасности и охраны труда в соответствие с международными требованиями.

Отсутствие у работодателей экономической мотивации в улучшении условий труда обусловлено и тем обстоятельством, что бремя финансирования системы обязательного социального страхования несут все работодатели солидарно без учета их реального вклада в улучшение охраны труда и работы по снижению рисков на рабочих местах. Между тем риски производственного травматизма, которым подвергаются работники, контролируются работодателями и соответственно должны находиться в сфере их прямой ответственности. Действующая система страховых тарифов построена не на реальных показателях профессиональных рисков повреждения здоровья работников конкретных организаций, а на принципе их формальной принадлежности к определенным видам экономической деятельности, что снижает мотивацию работодателей к улучшению условий и охраны труда.

Предусмотренные Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» надбавки и скидки к страховым взносам, когда фактические показатели каждого конкретного предприятия сопоставляются с показателями других предприятий той же категории риска, действует в отношении очень ограниченного круга страхователей и не способствует повышению заинтересованности большинства работодателей в активизации работы по улучшению условий и охраны труда.

Проблемы системы управления охраной труда оборачиваются серьезными финансовыми потерями в системе обязательного социального страхования. Так, например, средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направленные на выплату досрочных трудовых пенсий по старости гражданам в связи с их занятостью на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также на работах с тяжелыми условиями труда, составляют более 10,4 млрд. руб. в год, а на выплату трудовых пенсий по инвалидности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием – более 6,6 млрд. рублей в год.

Назрела необходимость пересмотра подходов к определению перечня предупредительных мер, финансируемых из средств ФСС, с учетом профилактической направленности проводимых мероприятий и увеличения их финансирования. Действующие правила не позволяют страхователю финансировать за счет средств страховщика проведение мероприятий, способствующих снижению травматизма и заболеваний, наиболее характерных для организаций в основных видах экономической деятельности.

Требует также коренного пересмотра система компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда. Необходимо отказаться от практики предоставления компенсаций на основе централизованно утверждённых списков, дающих право на эти компенсации, и осуществить переход на индивидуально-групповой способ выявления потенциальной опасности повреждения и утраты трудоспособности. При этом перевод системы предоставления компенсаций с уровня государственного регулирования на основе централизованно утверждаемых списков по формальным признакам на уровень предприятий должен основываться на усилении роли коллективно-договорных отношений социального партнерства. Должен быть разработан экономический механизм, обуславливающий материальную заинтересованность работодателя улучшать условия труда и соответственно сокращать область применения компенсаций.

1.4. Проблема ВИЧ/СПИД и сфера труда


В настоящее время в России реализуется целый ряд проектов и инициатив, направленных на борьбу с ВИЧ-инфекцией. Большая часть из них направлена на отдельные уязвимые группы, в которых проблема ВИЧ/СПИД рассматривается преимущественно в медицинском аспекте. Между тем, специфика болезни именно как социальной проблемы состоит в том, что она имеет разрушительные последствия для экономики, демографической ситуации и национальной безопасности страны. Неконтролируемая эпидемия ВИЧ/СПИД, поражая в основном молодых людей, людей трудоспособного возраста, наносит несоизмеримо больший ущерб обществу и экономике, чем любое другое заболевание инфекционного происхождения, учитывая, что эффективного медико-профилактического противодействия распространению инфекции не создано. По расчетам МОТ, в зависимости от различных сценариев распространения этой эпидемии в России, ожидаемый уровень сокращения ВВП до 2015 года составит 2-5%, а расходы на лечение ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом составят около 0,5% ВВП.

В этой связи, общество не может не тревожить социальный аспект болезни и, в первую очередь – разрушительное влияние инфекции на трудовые ресурсы страны и последствия для национальной экономики. Вместе с тем, именно в силу этих причин, т.е. рассматривая проблему именно в ее социально-трудовом аспекте, могут быть выработаны по-настоящему адекватные и эффективные меры по борьбе против ВИЧ/СПИД. Политика противодействия распространению инфекции в сфере труда, направленная на информирование социальных партнеров, на изменение поведения людей, на подготовку комплексных профилактических мер на рабочих местах, должна стать надежной преградой распространения эпидемии в Российской Федерации.

В обществе до сих пор доминирует стереотип, что ВИЧ/СПИД – главным образом медицинская проблема, касающаяся только отдельных (маргинальных) групп населения. Стереотип сложился из-за явного недостатка доступной для массового восприятия достоверной информации об этой инфекции, что в свою очередь препятствует осознанию обществом социальных, трудовых, экономических последствий эпидемии ВИЧ/СПИД. Для эффективной борьбы с эпидемией необходима разработка адекватной стратегии социально-трудовых отношений, которая бы предусматривала подготовку целостной, комплексной программы социального партнерства по борьбе с распространением ВИЧ инфекции на рабочих местах и включала бы в себя, наряду с медицинскими, трудовые, правовые и социальные аспекты.

В современных условиях именно предприятия и организации могут стать эффективным каналом воздействия на взрослое работающее население страны и наиболее адекватным инструментом противодействия распространению ВИЧ/СПИД. В основе общенациональной политики противодействия ВИЧ/СПИД в сфере труда, должны лежать признание этой эпидемии как комплексной демографической и социально-экономической проблемы, координирование усилий со стороны государства и социальных партнеров на федеральном, региональном и локальном уровнях социального партнерства с учетом принципов, провозглашенных в Своде практических правил МОТ по вопросу «ВИЧ/СПИД и сфера труда».


2. Принципы, цели, задачи и основные направления Программы действий по улучшению условий и охраны труда


Программа действий по улучшению условий и охраны труда, включая аттестацию рабочих мест по условиям труда, занимает особое место в долгосрочной государственной стратегии, поскольку является:

  • системным элементом демографической политики, т.к. направлена на достижение стратегической цели государства, а именно, на сохранение народонаселения и здоровья самой активной, репродуктивной части российского общества;

  • условием перехода экономики страны на постиндустриальный уровень, т.к. новая экономика – «экономика знаний» – связана с качественно новыми условиями труда и, соответственно, высокими требованиями к культуре труда.

Системный характер назревших проблем обуславливает необходимость реформирования всей системы управления охраной труда, т.е. управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности с учетом потребности развития российской экономики и тех масштабных задач, которые ставятся Правительством Российской Федерации по достижению нового качества жизни и условий труда российских граждан.

Главная цель Программы – защитить здоровье работника и обеспечить безопасность труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – работодателей и работников.

При этом, под профессиональным риском понимается вероятность повреждения (утраты) здоровья (в том числе, репродуктивного) или смерти, связанная с исполнением работником обязанностей по трудовому договору (контракту).

Управление профессиональными рисками – комплексная система мер, направленная на снижение профессионального риска до его допустимого уровня и обеспечивающая контроль (мониторинг) риска.

Допустимый (приемлемый) профессиональный риск – уровень профессионального риска, который формируется при оптимальных и допустимых условиях труда и не требует специальных мероприятий для его снижения.

Программа действий по улучшению условий и охраны труда направлена на достижение следующих стратегических задач:

  • Снизить риски несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (индикатординамика производственного травматизма);

  • Повысить качество рабочих мест и условий труда (индикатор – снижение количества работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормам);

  • Снизить смертность от предотвратимых причин (индикатор – динамика производственного травматизма со смертельным исходом);

  • Увеличить продолжительность жизни и улучшить здоровье работающего населения (индикатор – доля выявленных профессиональных заболеваний в ходе периодических медицинских осмотров).

В обществе должно быть ясное понимание того, что улучшение условий труда непосредственно связано с изменениями совокупности факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи “post factum” к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута созданием всеобъемлющей, сквозной системы управления профессиональными рисками, которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабочие места вне зависимости от размера и формы собственности предприятия. Оценка, контроль и управление профессиональными рисками предполагают:

  • проведение анализа и оценку состояния здоровья работающего населения в причинно-следственной связи с условиями труда;

  • информирование субъектов трудового права о профессиональном риске, вероятности его возникновения и методах контроля, а также о последствиях и ответственности;

  • мониторинг динамики показателей профессионального риска;

  • проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников (вероятности наступления страхового случая);

  • усиление роли социального партнёрства в перераспределении солидарной ответственности между государством, работодателем и работником в системе охраны труда и управления профессиональными рисками в зависимости от степени влияния каждой из сторон на управление риском.

Новая концепция системы управления профессиональными рисками основывается на фундаментальном принципе: «кто создает риски, у того больше возможностей ими управлять».
Создание системы управления профессиональными рисками предполагает проведение комплекса организационно-правовых, финансово-экономических, производственно-технологических, социальных, медицинских и санитарно-гигиенических мер, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников, а именно:

  • создание системы выявления, оценки и контроля профессиональных рисков повреждений (утраты) здоровья работников для обеспечения превентивных мер защиты здоровья работника, включающих в себя предупредительные, профилактические и компенсационные мероприятия;

  • совершенствование социально-трудовых отношений и развитие механизмов социального партнерства для разделения и закрепления ответственности государства, работодателя и работника за сохранение здоровья работников и поддержание трудовых ресурсов в работоспособном состоянии;

  • реформирование социального, медицинского и пенсионного страхования с целью повышения экономической и финансовой заинтересованности сторон социального партнерства в сохранении здоровья работников и работоспособности трудовых ресурсов, совершенствование законодательства, направленного на внедрение новых принципов управления профессиональными рисками;

  • построение эффективной сети информирования, консультирования и обучения различных групп работающего населения по вопросам охраны труда и здоровья на основе новых принципов управления профессиональными рисками;

  • апробация новых методических разработок в рамках пилотных проектов, создание простых и доступных типовых образцов и моделей управления рисками для лёгкого копирования, тиражирования и распространения по Российской Федерации.

2.1. Совершенствование нормативно-правовой базы


В связи с вступлением в силу новой редакции Трудового кодекса Российской Федерации, и отменой Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», необходимо принятие нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений, связанных с государственной экспертизой условий труда, аттестацией рабочих мест по условиям труда, аккредитацией организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, модернизацией государственных нормативных требований охраны труда.

С целью экономического стимулирования мер по снижению профессиональных рисков предстоит внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», касающиеся механизма гибкой дифференциации страховых взносов, включая стимулирование при отсутствии несчастных случаев на производстве.

В целях повышения качества и объективности оценки условий труда на рабочих местах, минимизации воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников необходимо принятие пакета нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с выявлением, оценкой и контролем профессиональных рисков повреждений (утраты) здоровья работников для обеспечения превентивных мер защиты здоровья работника, включающих в себя предупредительные, профилактические и компенсационные мероприятия.

Для внедрения новой системы управления охраной труда необходимо пересмотреть перечень предупредительных мер, реализуемых в рамках федеральных законов о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусмотреть совершенствование нормативной базы при реализации добровольного медицинского страхования и добровольного страхования жизни и здоровья работающего населения с целью более активного вовлечения негосударственного сектора медицинского и социального страхования в процессы управления рисками повреждения здоровья работников.

Особое внимание в работе по совершнествованию нормативно-правовой базы следует уделить вопросам значительного упрощения правоприменения. Это значит, что правила, требования и инструкции по охране труда должны быть ясными, недвусмысленными и простыми в применении всеми без исключения работодателями и работниками, т.е. правоприменительные акты должны быть лаконичны, хорошо структурированы и адаптированы ко всем целевым группам в зависимости от сферы и целесообразности их применения.

2.2. Совершенствование организации охраны труда,
создание системы управления профессиональными рисками


Реформирование системыгосударственного управления охраной труда потребует внутриведомственной оптимизации исполнения ряда функций в системе Минздравсоцразвития России, а также четкого распределения ответственности за государственное управление охраной труда между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с целью исключения дублирования функций и более рационального расходования бюджетных средств.

Следует упростить систему управления охраной труда, сделать ее прозрачной и понятной всем участникам управления профессиональными рисками. В этих целях необходимо ликвидировать посреднические звенья в цепи правоприменения законодательства по охране труда и снизить тем самым бремя избыточного регулирования бизнеса, с одновременным повышением заинтересованности и личной ответственности сторон социального партнерства за улучшение условий и охраны труда.

Необходимо в полной мере задействовать предусмотренные законодательством механизмы социального партнерства (соглашения, коллективные договоры, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) и инициатив корпоративной социальной ответственности в широкомасштабном развертывании системы управлении профессиональными рисками по всей стране и внедрению ее на каждом рабочем месте.

Профессиональные риски возникают в процессе исполнения работником трудовой функции и находятся в разной степени в сфере прямой ответственности работодателя и работника. В систему управления профессиональными рисками в зависимости от сферы ответственности должны быть вовлечены:

  • все работодатели, т.к. они (их представители) персонально ответственны за обеспечение безопасности и условий труда;

  • сам работник, в сфере личной ответственности которого – соблюдение правил внутреннего трудового распорядка и требований охраны труда, правильное применение средств индивидуальной и коллективной защиты, знание безопасных методов и приёмов выполнения работ, прохождение медицинских осмотров и немедленное информирование об ухудшении своего здоровья;

  • органы исполнительной власти, ответственные за государственные нормативные требования охраны труда и государственное управление охраной труда.

Особая роль в системе управления профессиональными рисками отводится органам социального партнерства, прежде всего организованным представителям трудящихся – профсоюзам, главная задача которых – защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников, активизация человеческого фактора социально-трудовых отношений.

Основой системы управления профессиональными рисками станет сплошная аттестация рабочих мест по условиям труда, а именно – оценка условий труда на каждом рабочем месте в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

2.3. Усиление роли социального партнёрства
в системе управления профессиональными рисками


Одним из системных вызовов является низкая мотивация не только работодателей, но и самих работников к личному участию в повышении безопасности своего труда, плохая информированность персонала организаций о профессиональных рисках, связанных с исполнением трудовых функций. Управление профессиональными рисками подразумевает новый этап развития социального партнерства и совершенствования социально-трудовых отношений между работодателями и работниками. В отраслевых соглашениях и коллективных договорах необходимо закрепление ответственности представителей работников и работодателей в обязательном проведении оценки рисков и реализации планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. В коллективных и трудовых договорах необходимо закрепление обязательности личного участия работников и их представителей в проводимой работодателем оценке рисков повреждений здоровья на рабочем месте и ответственности за реализацию мер, предусмотренных планами мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. Согласно международной статистике, 96% всех несчастных случаев связаны не с техническими условиями выполнения работы, а с небезопасным поведением людей на рабочем месте. В этой связи, следует более активно вовлекать самих работников в процесс оценки своих профессиональных рисков, повышая личную ответственность за свое здоровье.

Следует в полной мере задействовать норму ст. 218 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей создание комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых по инициативе работодателя и работников (их представителей).

2.4. Пропаганда безопасного труда и здоровья на работе


Наряду с упомянутыми мерами по развитию социального партнерства с целью активного и массового вовлечения работников в процесс управления рисками, необходимо усилить информационное воздействие на общественное сознание и планомерно повышать культуру труда. Следует методично и целенаправленно культивировать в обществе ответственное отношение к труду и чистоте рабочего места, внедрять в сознание трудящихся культуру безопасного труда и личной ответственности за свое здоровье, принять меры по повышению информированности широких масс трудящихся о наиболее распространенных профессиональных рисках и способах управления ими.

Информационное обеспечение охраны труда предполагает проведение широкомасштабной работы по информированию, консультированию и оказанию правовой помощи работникам и работодателям по вопросам соблюдения трудового законодательства в сфере охраны труда. Особое значение будет отведено массовой пропаганде безопасности труда и здорового образа жизни с использованием ресурсов PR-индустрии и средств массовой информации. При этом приоритет должен быть отдан развитию культуры безопасного труда и ответственности за свое здоровье среди молодежи.

Целенаправленное информационное воздействие на массовое сознание должно стать важнейшим элементом политики в сфере здравоохранения и труда. В субъектах Российской Федерации к этой работе должны быть привлечены органы по труду, а также – через трехсторонние комиссии регионов – социальные партнёры.

2.5. Корпоративные программы по охране труда


Создание системы управления профессиональными рисками потребует активного вовлечения всех организаций, независимо от формы собственности. Успех достижения стратегических целей Программы непосредственно зависит от степени их разделения корпоративным сектором, качества проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда и выполнения планов по улучшению и оздоровлению условий труда.

В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями 72% составляют причины организационного характера (неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении по охране труда, нарушения технологического процесса, недостатки в организации и содержании рабочих мест, нарушения трудовой и производственной дисциплины и т.д.). Доля техногенных факторов в структуре причин тяжелых несчастных случаев не превышает 11%.

Необходимо поощрять корпоративные программы по улучшению условий труда, инициативно реализуемые российскими компаниями в рамках политики корпоративной социальной ответственности, широко распространять лучшую практику и передовой опыт в сфере управления профессиональными рисками среди бизнес-сообщества, а также способствовать внедрению современных российских и международных стандартов управления охраной труда в единые интегрированные системы менеджмента с целью постоянного совершенствования процессов управления и последовательного улучшения условий труда. Особого внимания заслуживают корпоративные программы нулевого травматизма на производстве и оздоровительные программы организаций.

Государство и органы местного самоуправления могут активно повлиять на бизнес также путем прямого воздействия на менеджмент государственных и муниципальных предприятий и организации бюджетной сферы с целью создания корпоративных образцов управления профессиональными рисками и постоянного улучшения условий труда работников.

2.6. Формирование и развитие системы медицины труда


Стратегия в сфере сохранения и укрепления здоровья работающих направлена на минимизацию воздействия вредных и опасных факторов, профилактику заболеваний и увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности населения. Решение этой комплексной задачи может быть осуществлено в рамках национальной системы медицины труда.

Основой системы медицины труда может стать Российский национальный центр медицины труда, организованный при Минздравсоцразвития России и Российской академии наук. В систему должны также входить центры медицины труда субъектов Российской Федерации, а также территориальные центры медицины труда для обслуживания работников организаций крупного, среднего и малого бизнеса.

Российский национальный центр медицины труда будет осуществлять координацию и интеграцию научно-практической, лечебно-профилактической, экспертной, образовательной и информационной деятельности в стране по проблемам охраны труда и здоровья работающего населения.

Центры медицины труда субъектов Российской Федерации будут вести аналогичную деятельность в регионах. В них могут войти также региональные центры профессиональной патологии. Совместно с территориальными органами Роспотребнадзора, представителями работодателей и работников центры медицины труда будут также участвовать в проведении социально-гигиенического мониторинга условий труда и здоровья трудоспособного населения, участвовать в проведении анализа и оценки профессиональных рисков, в разработке мер по управлению рисками.

Территориальные центры медицины труда для предприятий крупного, среднего и малого бизнеса могут формироваться на основе различных организационно-правовых форм с целью обслуживания организаций общей численностью не менее 3-5 тыс. человек. Эти центры должны иметь возможность привлекать к работе специалистов в области медицины труда, психологии, эргономики, промышленной токсикологии, эпидемиологии, охраны труда, информатики, организации труда, укрепления здоровья и здорового образа жизни.

Центры смогут участвовать в работе по проведению анализа и оценки коллективного и индивидуального профессионального риска для здоровья работника, обеспечивать организацию и проведение профессиональной ориентации, профотбора, предварительных и периодических медицинских осмотров работников, в рамках своей компетенции решать вопросы профессиональной пригодности и трудоустройства работников, имеющих медицинские противопоказания к продолжению работы в профессии, а также работников групп повышенного риска (беременных женщин, подростков, лиц старших возрастных групп, инвалидов и др.)

Центры медицины труда смогут оказывать консультативные услуги по обеспечению охраны труда и здоровья работников, аттестации рабочих мест, социально-гигиеническому мониторингу за условиями труда и показателями здоровья работников, профилактике профессионального стресса, разработке программ для коллективного и индивидуального обучения здоровому образу жизни, оказывать услуги по обучению средствам и способам защиты от воздействия производственных факторов, ведению здорового образа жизни, сохранению здоровья и профессионального долголетия в процессе труда, созданию условий для обеспечения работников рациональным, в том числе, лечебно-профилактическим питанием.

При этом на предприятиях крупного бизнеса могут создаваться собственные корпоративные центры медицины труда, тогда как для предприятий среднего и малого бизнеса необходимо создавать территориальные (муниципальные, межрайонные и др.), которые могли бы одновременно обслуживать работников нескольких предприятий на основе договорных отношений.


3. Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты


Реализация Программы будет осуществляться в три этапа – 3, 5 и 10 лет.

На первом этапе (2008-2010 гг.) планируется снизить смертность трудоспособного населения, обусловленную производственными факторами, общий и производственный травматизм, а также профзаболеваемость как минимум на 8-10%.

Будет прекращен рост количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также остановлен рост численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

На этом этапе планируется создание системы управления профессиональными рисками, в которую будут интегрированы региональные, отраслевые и корпоративные программы по улучшению условий и охраны труда. В итоге проведения пилотных проектов, к 2011 году будет создана нормативно-правовая база и организационная инфраструктура для проведения сплошной аттестации рабочих мест по условиям труда.

На втором этапе (2011-2015 гг.) предполагается снизить коэффициент смертельного травматизма (количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом на тысячу работающих) до 0,1 и количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 18-20%.

Для достижения этой цели предусматривается приступить к полномасштабному внедрению системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и проведению регулярных аттестаций рабочих мест по условиям труда, включая мероприятия по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний и сокращению рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.

Особое внимание будет уделено подготовке и реализации региональных и корпоративных программ нулевого травматизма, распространению передового опыта и лучшей практики организации охраны труда на всех уровнях социального партнерства.

На третьем этапе (2016-2025 гг.) планируется выйти на показатели стран Евросоюза – снизить количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 3-5% и достичь коэффициента травматизма со смертельным исходом до уровня не более 0,05-0,08. Высокая ответственность работодателей и работников за поддержание международных стандартов условий и охраны труда, культура безопасного и здорового труда станет нормой, а эффективное управление профессиональными рисками на каждом рабочем месте – повседневной практикой сторон социального партнерства.

3.1. Программные интервенции,
технология реализация политики


На протяжении всего периода 2008-2025 гг. Программа будет реализована путем одновременного проведения целенаправленных интервенций:

  • Законодательной – приведение норм охраны труда в соответствие с европейскими и международными стандартами;

  • Информационной – внедрение культуры безопасного труда в общественное сознание через СМИ и собственные каналы коммуникаций, распространение лучшей практики;

  • Исследовательской – ориентирование НИОКР на создание инноваций в области управления профрисками, технологий безопасного труда и мониторинга здоровья на работе;

  • Административной – непосредственное влияние на организации государственного сектора и бюджетной сферы с целью создания образцов безопасного труда в пример частному сектору;

  • Управленческой – встраивание системы управления профрисками в систему менеджмента корпораций и стандарты корпоративной социальной ответственности;

  • Прямое вмешательство – воздействие на работодателя через инспекции труда (в т.ч. проведение консультаций по профилактике);

  • Политикой партнёрства – создание партнёрских отношений с работодательскими и профсоюзными организациями, а также с региональными и местными органами власти для повышения эффективности организации охраны труда.

Реализация стратегии будет организована через посредство «горизонтальной» вертикали путем выстраивания эффективных партнерских отношений с основными участниками системы управления профессиональными рисками. В этих целях должны быть в полной мере задействованы нормы новой статьи 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда». Особое место в организационной инфраструктуре системы управления профрисками должны занять профессиональные саморегулируемые организации в сфере охраны труда, негосударственные ассоциации специалистов по охране труда.

Правительство Российской Федерации вместе с общероссийскими объединениями работодателей и общероссийскими объединениями профсоюзов будет контролировать результативность Программы через соответствующие показатели (целевые индикаторы) региональных, отраслевых и корпоративных её компонентов – аналогичных программ в субъектах Российской Федерации, секторах экономики и в самих предприятиях на соответствующих уровнях социального партнёрства, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Таким образом будут обеспечены распределение ответственности ключевых участников Программы и сквозной (сплошной) характер внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте, а в итоге – доведение политики до главной цели, которая служит стратегическим ориентиром Программы.

3.2. Трансляция (выравнивание) целей Программы


Главная цель и соответствующие ей стратегические задачи (программные цели) должны быть выровнены по отраслям (секторам экономики), регионам (федеральным округам и субъектам Российской Федерации) и организациям, т.е. должны стать основой отраслевых (секторальных), региональных и корпоративных программ по улучшению условий и охраны труда. Для небольших организаций достаточно обычных планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, реализуемых по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России № 569 от 31.08.07.

Контроль на локальном, территориальном и региональном уровнях социального партнерства будут осуществлять трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации. Общий, генеральный контроль целевых показателей эффективностиотраслевых и региональных программ будет осуществлять Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
Ход реализации Программы (степень прогресса или отклонения от программных целей) будет ежеквартально рассматриваться на Координационном совете Минздравсоцразвития России и далее – на Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Миссия менеджмента – довести стратегический замысел Программы (программные цели и задачи) до каждой единицы управления. Это значит, что Программа действий по улучшению условий и охраны труда будет доведена до каждого работника с целью воплощения на каждом рабочем месте. Выравнивание Программы (синхронизация ее целей и структурных компонентов) должно быть обеспечено путем транслирования стратегических целей и задач федерального уровня управления на другие звенья организационной цепи реализации единой политики охраны труда: Правительство Российской Федерации (включая РТК) – Минздравсоцразвития России (включая Роструд, Роспотребнадзор и ФСС) совместно с заинтересованными министерствами – субъекты Российской Федерации (включая трехсторонние комиссии) – конкретные организации (работодатели и работники).

В этой связи, задача менеджмента Программы – как можно глубже интегрировать проводимую политику в общество, а именно, контролировать прохождение норм федеральных законов, постановлений, распоряжений, поручений, решений, рекомендаций и других управляющих сигналов, связанных с реализацией политики охраны труда, через все ключевые звенья приведенной выше организационной цепи до самого низа: координаторы трехсторонних комиссий, руководители профсоюзов и работодательских организаций, директора предприятий. Персонификация распределяемой ответственности и соответствующее информационное сопровождение в СМИ проводимой политики, а также своевременные корректирующие вмешательства, помогут избежать возможные искажения и отклонения от намеченной стратегической цели.

Таким образом, у всех участников должно быть ясное понимание, что ключевым элементом успеха стратегического управления Программой является сквозная трансляция ее программных целей. Ясно и однозначно сформулированные стратегические цели Программы являются основой для целеполагания других уровней (регионального, территориального и локального) организации исполнения политики. Цели Программы действий по улучшению условий и охраны труда должны быть переведены в столь же конкретные и ясные стратегические цели для регионов, секторов экономики и организаций, с тем, чтобы Программа реализовывалась без отклонений.

На локальном уровне социального партнерства в фокусе постоянного внимания должны находиться планы мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, составленные работодателями вместе с представителями работников по итогам аттестации рабочих мест. Согласно законодательству, ответственность за реализацию этих планов несут руководители организаций.

3.3. Финансовые источники, структура Плана
мероприятий, бюджетирование проектов


Для решения задач, предусмотренных Программой, в части построения системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками планируется использовать средства, предусмотренные бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и проектом бюджета Фонда на 2008-2010 годы и направляемые на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов, в сумме: 2008 г.- 532 710,2 тыс. руб.; 2009 г.- 567 336,4 тыс. руб.

Источниками финансирования мероприятий Программы, региональных и отраслевых программ улучшения условий и охраны труда, также являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства других государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные источники.

Для удобства исполнения и контроля Программа действий по улучшению условий и охраны труда структурирована на шесть агрегированных компонентов (шесть программных блоков):

  • Совершенствование нормативной базы по охране труда, модернизация государственных нормативных требований охраны труда, создание методических руководств, правил и инструкций, проведение НИОКР по модернизации технических средств охраны труда;

  • Создание и обеспечение действия системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте;

  • Совершенствование системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;

  • Информирование населения в области охраны труда и профессиональных рисков, пропаганда культуры труда и здоровья на работе, популяризация мер по охране труда;

  • Совершенствование профпатологической службы России, проведение специализированных медицинских обследований работников, создание системы ранней диагностики и профилактики профзаболеваний;

  •  Совершенствование государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда.

Данные компоненты (блоки) будут реализованы в рамках отдельных проектов с собственными задачами, целевыми индикаторами, сроками и бюджетами, определенными в Плане мероприятий Программы действий по улучшению условий и охраны труда.

Бюджетирование, ориентированное на результат, будет организовано путем разделения программных целей на целевые индикаторы (показатели) результативности проектов, определенных Планом мероприятий. Путем логической привязки задач каждого проекта к целевым индикаторам самой Программы будет обеспечено выравнивание всего Плана мероприятий с общей стратегической целью Программы. Степень достижения целевых показателей станет основой оценки бюджетной эффективности каждого проекта.

Проектные риски исполнения Программы (т.е. риски отклонений по качеству, срокам, объемам, бюджету и т.д.) будут контролироваться группой реализации проектов, которая выступит стратегическим менеджером Программы. Под каждый проект (блок Программы) Группа реализации проектов может привлечь персонального менеджера (эта может быть организация или профессиональный консорциум), проектные менеджеры в свою очередь будут отвечать за оперативный ежедневный контроль индикаторов результативности своего компонента Программы в соответствии с согласованной на Координационным совете проектной матрицей.

Выбор исполнителей работ по реализации программных мероприятий будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.05.

Для внешнего надзора за ходом выполнения Программы Координационный совет Минздравсоцразвития России привлечет группу мониторинга из независимых экспертов, отчеты которых могут представлять интерес для широкой аудитории, включая общественность и аудиторов Счетной платы.



Приложение

Зарубежный опыт по охране труда


 

Вопросы охраны труда и здоровья работников являются неотъемлемой частью стратегий стран Евросоюза, США и Канады. Наиболее интересным представляется опыт Финляндии, США и Великобритании.

Великобритания в 2004 году приняла Стратегию безопасности здоровья на рабочих местах на период до 2010 года и более (A strategy for workplace health and safety in Great Britain to 2010 and beyond). Стратегия основана на том, что безопасный труд и здоровье работника являются краеугольным камнем цивилизованного общества и ставит целью снижение к 2010 году уровня смертности и тяжелых травм на производстве на 10%, уровня профессиональной заболеваемости на 20%; потерь рабочего времени по причине заболеваемости на 30%.

Стратегия исходит из понимания того, что со времени принятия в 1974 году Закона об охране здоровья работников и безопасности труда (Health and Safety at Work etc Act) в мире произошли серьезные изменения, соответственно которым необходимо модернизировать систему управления рисками. В Великобритании стало меньше крупных фирм (менее половины рабочей силы страны заняты в больших организациях) и значительно увеличилось число мелких предприятий – на более чем 90% из 3,5 миллионов предприятий численность занятых менее чем 10 человек; увеличилось численность работников, занятых неполное рабочее время; женщины сейчас составляют половину рабочей силы. Сфера услуг стала более значительной, индустриальный сектор подвергается влиянию сильной международной конкуренции и сужает область своего присутствия в стране. Традиционные интервенции в сфере охраны труда не достигают желаемого эффекта в изменившейся экономике и структуре занятости, поскольку уделяют мало внимания здоровью работников на рабочих местах. В этой связи правительством Великобритании ставится стратегическая задача разработать новые пути достижения культуры безопасного и здорового труда в меняющейся экономике с тем, чтобы все работодатели всерьез осознали свою ответственность и работники были полностью вовлечены в управление рисками на рабочих местах. Стратегия направлена на достижение высокого уровня понимания того, что здоровье работников и безопасность рабочих мест является системным элементом современного конкурентоспособного бизнеса.

Особенное место уделено бюджетному сектору (public sector), который по замыслу Стратегии должен стать образцом безопасного и здорового труда для частного сектора.

Исполнение стратегии возложено на Комиссию по охране и безопасности труда (Health and Safety Commission), подведомственной Министерству труда и пенсий Великобритании (Department for Work and Pensions). Большое внимание Стратегия уделяет развитию социального диалога, социального партнерства (с профсоюзами, деловыми ассоциациями, НКО), а также установлению тесного сотрудничества и партнерских отношений с регионами и местной властью.
Великобритания выделяет четыре стратегические области:

  • Развитие тесного партнёрства;

  • Помощь людям в получении преимуществ от эффективного управления охраной и безопасностью труда, развитие культуры безопасного труда и ответственности за свое здоровье;

  • Фокусировка на основной работе Комиссии по охране и безопасности труда и интервенциях, направленных на снижение травматизма и повреждение здоровья на рабочем месте;

  • Распространение стратегического видения (установление надежных двусторонних коммуникаций с основными заинтересованными сторонами).

В Стратегии отмечено, что ее целью не является достижения общества без рисков, но достижение общества, в котором риски правильно оцениваются, осознаются и управляются. Согласно документу, должно быть совершенно ясно, что управление здоровьем и безопасностью является коллективной ответственностью, в которой самому работнику отводится значительная роль.

Интересен практический опыт Комиссии по охране и безопасности труда по доведению до каждого работодателя и работника знаний в области охраны труда и здоровья на рабочем месте. Этим органом выпущено большое количество специальных материалов, рассчитанных на разные целевые аудитории, которые в наглядной, простой и удобной форме доводят до работодателей и их работников основные требования Закона об охране здоровья работников и безопасности труда. Процедура оценки рисков расписана просто и понятно («пять шагов оценки рисков»), результаты оценки рисков заносятся в специальную регистрационную карту для анализа и контроля путем составления плана мероприятий по снижению и ликвидации угроз повреждению здоровья работника. Обязательно требование возобновления процедуры оценки профессиональных рисков с определенной периодичностью (не реже раза в год). Таким образом достигается требуемая степень контроля за факторами, несущими риск угрозы здоровья на рабочем месте, и система управления профессиональными рисками, которой охвачено каждое рабочее место в Великобритании, поддерживается в актуальном состоянии.


На сайте Комиссии (www.hse.gov.uk) содержится огромный массив экспертной информации, методик, рекомендаций, законодательных норм, правил, примеров лучшей практики в сфере охраны труда, популярных брошюр, специальных форм и прочих материалов, детально структурированных по разделам, подразделам и отраслям с целью удобства пользования в расчете на аудиторию любого уровня.
В центре особого внимания – малый бизнес, для которого разработаны специальные упрощенные формы и методики оценки рисков, информационные и нормативно-методические материалы, облегчающие восприятие и усвоение правил техники безопасности и основных обязанностей работодателя и работника по управлению рисками, определенные Законом об охране здоровья работников и безопасности труда.

Интересен также богатый опыт Великобритании в целенаправленном культивировании среди бизнес-сообщества политики корпоративной социальной ответственности (CorporateSocialResponsibility), через которую эффективно решаются многие вопросы охраны здоровья работников. Руководителям предприятий, членам совета директоров и правлений посвящены специальные материалы правительственного офиса Объединенного Королевства, в лаконичной форме излагающие их обязанности в сфере охраны труда и здоровья персонала и преимущества конкурентоспособных здоровых условий труда для ведения успешного бизнеса.

В США стратегия охраны труда и безопасности рабочих мест является частью Стратегического Плана Министерства труда Соединенных штатов на финансовый период 2006-2011 гг. (U.S. Department of Labor’s Strategic Plan for Fiscal Years 2006-2011).

В указанном документе отражены основные направления работы федерального ведомства, отвечающего за политику в сфере труда, в ответ на вызовы 21 века. План составлен по классическим правилам стратегического менеджмента, т.е. отражает миссию, видение, организацию исполнения стратегии, четыре кратко и четко сформулированные стратегические цели, блоки основных индикаторов результативности (PerformanceIndicators), привязанных к каждой цели (2-3, максимум 6 показателей в каждом блоке), и принципы оценки целевых программ.

Содействие безопасным, здоровым и защищенным рабочим местам является третьей из четырех стратегических целей правительства США в сфере труда. Для достижения этой цели Минтруд США намерен разработать новые, инновационные подходы исполнения законов и программ, направленных на защиту здоровья и трудовых прав работников.

В документе отмечается, что со времени принятия в 1970 году федерального Закона об охране труда и профессионального здоровья работников (Occupational Health and Safety Act of 1970) Америка в части достижения третьей стратегической цели встречает новые вызовы, связанные с демографическими изменениями, терроризмом и спросом на природные ресурсы. Последнее обстоятельство представляет для России особый интерес, так как связан с охраной труда в наиболее проблемном секторе – горнодобыча полезных ископаемых. Американцы прогнозируют рост спроса на каменный уголь в ближайшие два десятилетия как один из основных источников энергобезопасности страны. По их прогнозам горнодобывающая промышленность, связанная с растущим спросом со стороны энергетики, металлургии, транспорта, строительства, химической промышленности т.д., будет расти, соответственно Минтруд США разрабатывает долгосрочные стратегии, направленные на охрану труда 300 тыс. работников непосредственно занятых в этом секторе.

Необходимо отметить, что горнодобывающая промышленность традиционно находится в зоне особого внимания правительства США: в 1977 году был принят федеральный Закона об охране здоровья и труда на шахтах (Federal Mine Safety and Health Act of 1977), год назад принят новый закон, являющийся за последние 30 лет самым значительным нормативным актом в области охраны труда в этом самом рисковом секторе промышленности (Mine Improvement and New Emergency Response Act of 2006). За финансовый период 2000-2005 годы американцам удалось снизить уровень производственного травматизма в горнодобывающей промышленности на 35%, в то время как в целом по промышленности этот показатель снизился на 23%. Взят курс на нулевой травматизм и ликвидацию профзаболеваний в горнодобывающем секторе.

Помимо общей администрации в сфере охраны труда и профессионального здоровья (Occupational Safety and Health Administration) для реализации упомянутого федерального закона об охране здоровья и труда на шахтах с 1977 действует специальная отраслевая администрация по охране труда (Mine Safety and Health Administration). В этой Администрации действует круглосуточная «горячая линия», по которой собираются жалобы на нарушения в сфере охраны труда. Вне зависимости от кого и как была получена жалоба (телефон, интернет, письменно и т.д.), она является основанием немедленной проверки инспекторами; достаточно, чтобы информация содержала сведения о месте и факте угрозы здоровью людей. Показателем результативности работы Администрации является ежегодное снижение на 15% несчастных случаев на производстве и сокращение за пять лет на 50% потерь рабочих дней по причине аварий.

Наряду с жесткими санкциями за нарушение трудового законодательства по охране труда (штрафы за первое нарушение 250 тыс. долл., за повторное – до 500 тыс. долл.), в стране действуют специальные федеральные программы в сфере охраны труда и здоровья работников (отраслевые программы в опасных секторах, программы стратегического партнерства, программы консультаций, образовательные, тренинговые, грантовые программы и т.д.).

В Канаде в 1978 году Актом Парламента с целью содействия здоровью и безопасности на рабочих местах и улучшению физического и психического здоровья работников основан Канадский центр профессионального здоровья и безопасности труда или Канадский Центр Охраны Труда - КЦОТ (Canadian Center for Occupational Health and Safety - «CCOHS»).

Данный Центр является федеральной правительственной организацией, подчиняется Парламенту Канады через федерального Министра труда, оказывает содействие в осуществлении концепции предотвращения профессиональных заболеваний и производственных травм в Канаде. Центр управляется Советом, представленным тремя ключевыми заинтересованным сторонами: правительством (федеральным, региональными и территориальными властями), работодателями и работниками.

Миссия Центра состоит в том, чтобы быть «Канадским центром превосходства в предотвращении заболеваний и травм, связанных с трудовой деятельностью, а также в распространении информации об охране труда».

Внутренняя политика КЦОТ заключается в предоставлении гражданам Канады достоверной, правдивой информации, а также консультаций по содействию в принятии ответственных решений и обеспечению безопасных и отвечающих требованиям гигиены условий труда. КЦОТ делает доступным обширный объем информации по охране труда; информация представлена в удобной форме и доступным языком, рассчитанным для всех пользователей, начиная от широкой общественности до узких специалистов по охране труда. На международной арене Центр известен как инновационный и авторитетный источник информации по охране труда. КЦОТ сотрудничает с агентствами и организациями Канады и всего мира с целью улучшения качества и количества ресурсов и программ, а также с целью увеличения объема использования информации по охране труда различными сегментами общества.

КЦОТ осуществляет свою деятельность с целью обеспечения охраны труда, а также для продвижения подходов и методов, которые приведут к улучшению физического и психического здоровья работников, посредством предложения широкого спектра продуктов и услуг. Такие товары и услуги разрабатываются совместно с национальными и международными организациями по охране труда, уделяя особое внимание предотвращению заболеваний, травм и несчастных случаев с летальным исходом. Центр предоставляет широкий спектр общественных услуг на бесплатной основе для всех пользователей, например, ответы на вопросы по охране труда, справочная служба с непосредственным общением, электронная рассылка новостей, а также публичные презентации. Центр также оказывает услуги по обеспечению специальными ресурсами, предоставляемыми на платной основе (по себестоимости), включая подписки на базы данных, справочники и обучающие программы.

Интересным представляется опыт работы этого Центра с молодыми канадскими работниками, в частности специальный Молодежный раздел (Youth Zone) на веб-сайте www.ccohs.ca. Сайт содержит практическую информацию и ресурсы, предназначенные для молодых работников, их работодателей и родителей с целью подготовки к осознанию ими собственной роли в обеспечении охраны труда на рабочем месте. Центр также сотрудничает с представителями молодежи по всей территории Канады, Канадской ассоциацией советов по компенсациям работникам (AWCBC), а также комитетом Канадской ассоциации администраторов трудового законодательства об охране труда (CAALL-OSH) для создания единого сайта о работе, посвященного поиску работы со стороны работников, не имеющих трудового стажа.

Каждый год КЦОТ составляет годовой отчет, подробно описывающий его поставленные задачи и достижения за год. Такой отчет также включает аудированную финансовую отчетность. Кроме того, каждый год КЦОТ подготавливает другие различные отчеты и документы, указывая цель организации, планы, поставленные задачи и т.п. на предстоящие годы или подводя итоги за предыдущий год. С отчетами можно ознакомиться в Интернете (http://www.ccohs.ca/ccohs/reports.html).

Финляндия имеет многолетний опыт успешной работы в области охраны труда, который на сегодняшний день наряду с Великобританией служит образцом для многих стран Евросоюза. Особенно проработан вопрос организации управления охраной труда и механизмы внедрения системы контроля профессиональных рисков с помощью профсоюзов – Программа «нулевого травматизма». На каждом рабочем месте ведется профсоюзный учет всех возможных факторов (как физических, так и морально-психологических), потенциально опасных для здоровья работника, налажена формализованная и стандартизированная система учета профессиональных рисков, степени их вероятности и характер влияния на здоровье. Важно, что работнику вместе с профсоюзами отводится активная роль в оценке профрисков и мерах по их снижению путем соблюдения требований безопасного труда.

Особый интерес представляет также специальное исследование, проведенное по заказу Министерства социальных дел и здравоохранения этой страны «Здоровье и мир труда: содействие здоровью на рабочем месте как инструмент улучшения и продления трудовой жизни» (Health in the World of Work: Workplace Health Promotion as a Tool for Improving and Extending Work Life). Исследование было проведено в 2006 г. в странах Евросоюза во время президентства Финляндии в ЕС. По итогам данного исследования были сформулированы рекомендации, которые должны найти отражение в директивах ЕС.

В Еврокомиссии реализацией политики в области охраны труда занимается Европейское агентство по охране и безопасности труда (European Agency for Safety and Health at Work). Приоритетным направлением работы Агентства является содействие глобальному партнерству и усиление трехстороннего сотрудничества в сфере защиты здоровья работников и охраны труда. На втором месте – установление коммуникаций и распространение знаний в области охраны труда. Третье направление – поддержка политики в сфере охраны труда, проведение исследований опасности новых профессиональных рисков.

В фокусе особого внимания – молодежь, среди которой в активной форме культивируются ответственное отношение к своему труду и здоровью. В процесс воспитания и культивирования у молодого поколения основ управления профессиональными рисками вовлечены молодежные организации, профсоюзы, школы, университеты и другие учебные заведения.

Большой массив информации по охране труда расположен в открытом доступе на сайте этого Агентства (http://osha.europa.eu/OSHA/), которое ежемесячно посещает порядка 25-30 тысяч пользователей Интернет по всему миру. С точки зрения практического применения интересен раздел этого ресурса, посвященный оценке профессиональных рисков. В простой, доступной и удобной для восприятия форме дана базовая информация о природе рисков и методах их оценки. Путем однозначных («да-нет») ответов на ясно сформулированные вопросы каждый работник может самостоятельно провести оценку рисков на своем рабочем месте и, следуя стандартным, не сложным в применении рекомендациям составить персональный план действий по снижению рисков на работе и сохранению своего здоровья.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты Приложение (Зарубежный опыт по охране труда) iconКомментарий законодательства РФ об охране труда
I. Общие положения § Понятие охраны труда. Правовая основа охраны труда § Федеральная целевая программа улучшения условий охраны...

Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты Приложение (Зарубежный опыт по охране труда) iconО системе мер по обеспечению требований охраны труда и улучшению условий труда в Закрытом акционерном обществе

Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты Приложение (Зарубежный опыт по охране труда) iconО системе мер по обеспечению требований охраны труда и улучшению условий труда в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет»

Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты Приложение (Зарубежный опыт по охране труда) iconОбучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций Цель: получение слушателями необходимых знаний по охране труда для их практической деятельности в сфере охраны труда
Руководители организаций, заместители руководителей организаций, в том числе курирующие вопросы охраны труда, заместители главных...

Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты Приложение (Зарубежный опыт по охране труда) iconУтверждено приказом №17 от 16. 02. 2012 Директор: Т. О. Орлова Мероприятие по улучшению условий и охраны труда работников моу основная общеобразовательная школа п. Харлу на 2012-2014г г

Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты Приложение (Зарубежный опыт по охране труда) iconОтветственность за нарушение требований охраны труда. Социальные мероприятия: Информирование работников о состоянии условий труда на рабочих местах. Повышение дисциплины труда

Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты Приложение (Зарубежный опыт по охране труда) icon№ Управление охраной труда в организациях
Тема № Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты Приложение (Зарубежный опыт по охране труда) iconПриказ Минсельхоза РФ от 10 февраля 2003 г. N 49 "Об утверждении Правил по охране труда в животноводстве"
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих...

Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты Приложение (Зарубежный опыт по охране труда) iconПравила по охране труда Генеральный директор положение об организации охраны труда

Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты Приложение (Зарубежный опыт по охране труда) iconИнструкция по охране труда при работе в кабинете биологии Общие требования охраны труда



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск