Рабочая учебная программа дисциплины «теория принятия управленческих решений» для студентов, обучающихся по специальности icon

Рабочая учебная программа дисциплины «теория принятия управленческих решений» для студентов, обучающихся по специальности





Скачать 429.62 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа дисциплины «теория принятия управленческих решений» для студентов, обучающихся по специальности
Суворова Т.В
Дата конвертации12.03.2013
Размер429.62 Kb.
ТипРабочая учебная программа
ФИЛИАЛ г. ДУБНА НОУ ВПО

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ


КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»


(для студентов, обучающихся по специальности

080502 «Экономика и управление на предприятии» 080105.65 «Финансы и кредит», 080301.65 «Коммерция (торговое дело)», 080109.65 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»)


Автор-составитель: кандидат пед. наук, доцент Суворова Т.В.


1. Пояснительная записка


Курс «Теория принятия управленческих решений» является составной частью комплекса специальных дисциплин. В данном курсе изучаются управленческие решения, способы их разработки и реализации. Проводится классификация управленческих решений и методологические основы разработки управленческих решений, рассматривается связь разработки управленческих решений с технологией менеджмента. Изучается процесс разработки альтернатив, а также показатели и критерии, необходимые для их оценки.

Особое внимание уделяется рациональному решению проблем. Изучается порядок выбора альтернативных решений с учетом факторов, влияющих на их качество. Подчеркивается, что разработка управленческого решения не завершается его принятием, необходим большой объём организационно-распорядительной деятельности менеджера по его практическому выполнению. Рассматриваются особенности выбора решения в условиях неопределенности и риска.

Предмет, цели и задачи курса.

Предметом курса является освещение элементов теории принятия решений, как в условиях полной информации, так и в условиях неопределённости и риска. Программа даёт целостное представление о функции решения в методологии и организации процесса управления, типологии и моделях разработки управленческих решений, анализе альтернативных действий, приёмах разработки и выбора решений в условиях неопределённости и риска.

Особенности программы. Программа курса «Теория принятия управленческих решений» включает в себя две основные части: методологическую, отражающую технологию процесса подготовки и принятия решений, и научно-практическую, посвящённую вопросам риск-менеджмента и использованию основных положений данного направления в деятельности современных организаций. В программе курса акцентируется внимание на то, что в условиях рыночной экономики, производители, продавцы, покупатели, а также инвесторы, имеющие дело с рисковыми вложениями капитала, работники банков, страховых обществ, трастовых компаний оказываются зачастую в ситуациях непредсказуемых и малопрогнозируемых. В связи с этим приобретают особую актуальность различные методы управления риском.

Учебная программа курса охватывает не только теоретические основы подготовки и принятия решений, но и нацелена на практическую реализацию всей суммы знаний, полученных студентами в процессе обучения.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО, второго поколения) утверждённого Министерством образования РФ 17. 03. 2000 г. Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальностям: 080502.65 «Коммерция (торговое дело)», 080502.65 «Экономика и управление на предприятии», 080109.65 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», 080105.65 «Финансы и кредит» в качестве специальной дисциплины.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Специальный курс дисциплины «Теория принятия управленческих решений» создает основу формирования у студентов деловых качеств и даёт инструмент для осуществления управления организацией. Приёмы и методы принятия управленческих решений при этом выступают важнейшим инструментом.

Одной из характерных черт исследований по проблемам принятия решений является их междисциплинарный характер. В разработке теории принятия решений принимают активное участие математики и философы, психологи и социологи, экономисты и юристы. В связи с этим дисциплина «Теория принятия управленческих решений» непосредственно связана с теорией организации, менеджментом, правом, теорией вероятностей, организационным поведением и рядом других. А её успешное изучение предполагает усвоение таких тем и вопросов, как: организация и её среда, системный подход к управлению организацией, организационные коммуникации, проблемы лидерства, делегирование полномочий, вероятность, риск и неопределённость, виды и степень ответственности.

Данная дисциплина связана со следующими дисциплинами учебного плана:

  • в теоретико-методическом направлении с «Правоведением», «Философией», «Экономической теорией», «Экономикой отрасли»;

  • в направлении, обеспечивающим изучение количественных форм процессов организации, нормирования и оплаты труда – с дисциплинами «Статистика», «Бухгалтерский учёт»;

  • в направлении, обеспечивающим взаимосвязь экономических процессов внутри предприятия – с дисциплинами «Экономика предприятия», «Организация производства», «Планирование на предприятии», «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия».

Указанные связи дают студенту системные представления о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом, что обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности специалиста.

Изучение дисциплины предполагает сочётание лекционных и семинарских занятий и внеаудиторной работы.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- классификацию управленческих решений;

- требования, предъявляемые к качеству управленческих решений;

- принципы принятия и реализации управленческих решений.

- теоретические концепции управленческих решений;

- методологические основы разработки, принятия и реализации управленческих решений в условиях нестабильной, изменяющейся среды;

- методологию диагностики предприятия для выявления проблемных ситуаций;

- методику формирования стратегии фирмы и алгоритм её реализации;

- методы мобилизации научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия и создания эффективного механизма управления предприятием.

уметь:

- выявлять проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать информацию, необходимую для принятия управленческих решений;

- использовать основные и специальные методы разработки управленческих решений информации в сфере профессиональной деятельности;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений в условиях неопределенности и риска;

- организовывать реализацию управленческих решений

- оценивать эффективность управленческих решений.

владеть:

  • методологией разработки, принятия и реализации управленческих решений;

  • методами выявления проблемных ситуаций в организации;

  • методами формирования альтернативных вариантов управленческих решений;

  • методами оценки и выбора альтернативных вариантов управленческих решений;

  • практическими навыками менеджера в принятии управленческих решений в конкретных ситуаций, характерных для различных областей деятельности.


Программа дисциплины разработана таким обра­зом, чтобы в процессе обучения студенты смогли выполнить следующие учебно-методические задачи:

  • приобрести знания по основам разработки, принятия и реализации управленческих решений;

  • сформировать навыки разработки, принятия и реализации управленческих решений в условиях нестабильной, быстро изменяющейся внешней среды;

  • приобрести теоретические знания и практические навыки по применению научных методов разработки управленческих решений;

  • выработать умение оценивать варианты альтернативных решений;

  • выработать навыки принятия управленческих решений в различных ситуациях;

  • сформировать практические навыки разработки мероприятий по реализации управленческих решений;

  • изучить методы контроля выполнения управленческих решений.

Принципы отбора содержания и организации учебного процесса

Концепция изучения курса строится на следующих положениях:

– комплексный подход к рассмотрению изучаемых процессов и событий;

– сочетание анализа современной деятельности в сфере управления персоналом с историей развития этой деятельности;

– рассмотрение, как общих закономерностей проведения политики в сфере управления персоналом, так и особенностей их проявления в конкретных исторических условиях (в частности, в России);

– взаимосвязь современных теоретических концепций и практики современной системы управления персоналом.

Программа изучения дисциплины предусматривает:

Лекционные занятия и самостоятельное изучение курса «Теория принятия управленческих решений» по настоящей программе проходят с использованием рекомендуемой литературы и источников.

Итоговая аттестация по курсу

По итогам изучения изучаемой дисциплины сдаётся экзамен.

Для студентов всех форм обучения предусматривается контрольная работа. Положительный результат выполнения студентом контрольной работы является основанием для сдачи экзамена.


Основное содержание учебного курса.

Изучение дисциплины предусматривает проведение аудиторных занятий, включая лекции, практические занятия, а также выполнение контрольной работы и самостоятельную работу студентов с литературными источниками. В целом программа дисциплины «Управленческие решения» предполагает изучение 9 тем.

Тема 1. Функции решения в методологии и организации процесса управления.

Роль, сущность и свойства управленческого решения. Классификация управленческих решений. Методологические основы разработки управленческих решений. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений.

Требования, предъявляемые к технологии менеджмента, и важнейшие области принятия решений. Модель процесса подготовки и принятия решений. Организационно-распорядительная деятельность как форма осуществления решений.


Тема 2. Типология управленческих решений

Решения, типичные для функций управления. Решения в области планирования, организации деятельности, мотивации и контроля. Организационное решение: цель и классификация.


Тема 3. Процесс разработки управленческого решения

Модели разработки и принятия управленческих решений. Процесс разработки и принятия решения.

Особенности разработки и принятия решений в группе. Методики принятия группового решения. Метод мозгового штурма и его модификации. Метод «635».

Особенности разработки, принятия и реализации управленческих решений в сфере торговли и услуг. Качество услуг и качество разработки решений. Использование диверсификации менеджмента и разработки решений в сфере торговли и услуг. Средства и методы разработки, принятия и реализации управленческих решений в сфере услуг.


Тема 4. Цели деятельности и решения по согласованию интересов

Особенности системы целей предприятия. Модель дерева целей. Цели основных групп на предприятии. Основные стратегии согласования интересов. Методы и способы согласования интересов.

Стратегическое планирование как основа управленческих решений. Взаимосвязь миссии организации и процесса разработки управленческого решения. Воздействие стратегии организации на целевую ориентацию управленческих решений. Управление по целям как комплекс решений по функциям планирования, контроля и мотивации.


Тема 5. Анализ и разработка альтернативных вариантов и выбор альтернативного варианта

Решение как выбор альтернативы. Анализ альтернатив с позиций субъектов принятия и реализации решений. Анализ альтернативных действий. Анализ и сравнение альтернатив решения на основе их соответствия целям организации. Критерии выбора альтернатив методы сравнения альтернатив решений.

Альтернативы достижения цели и выбор решения.


Тема 6. Методы комплексного анализа положения предприятия

Назначение и проблемы комплексного анализа положения предприятия. Методы комплексного анализа положения предприятия. Проблемы формирования схемы анализа положения предприятия.


Тема 7. Принятие решений в условиях неполной и неточной информации

Понятие риска и его классификация. Природа неопределённости и риска. Классификация рисков. Методы предотвращения и уменьшения риска. Моделирование воздействия риска методом Монте-Карло. Метод балльной оценки риска. Метод «калькуляции» рисков, основанный на детерминированном определении риска. Приёмы снижения степени риска: диверсификация, лимитирование, страхование.


Тема 8. Принятие и реализация управленческих решений.

Процесс и варианты причинно-следственного анализа. Стандартный процесс принятия решений. Принятие решений различных типов. Особенности индивидуального и группового принятия решений. Влияние состава группы на принятие решений. Специфика принятия решений в паритетных и иерархических группах. Организация исполнения решений. Модель реализации решений. Мотивация исполнителей в процессе выполнения решений.


Тема 9. Оценка эффективности управленческих решений, контроль реализации управленческих решений и ответственность руководителя

Оценка эффективности управленческих решений. Методы повышения эффективности решений.

Контроль выполнения управленческих решений. Виды контроля и процесс контроля. Контроль как предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Масштаб допустимых отклонений и принцип исключения. Стратегическая направленность контроля. Управленческие решения и ответственность.


Примерная тематика курсовых (контрольных) работ, рефератов

  1. Управление как процесс.

  2. Основные функции управления.

  3. Роль решения в процессе управления.

  4. Взаимосвязь функций управления и управленческих решений.

  5. Характеристика управленческой деятельности как процесса подготовки, принятия и организации выполнения решений.

  6. Необходимость и возможность классификации решений.

  7. Различные подходы к классификации решений.

  8. Основные классификационные признаки и виды решений.

  9. Процесс принятия решения и его структура.

  10. Основные этапы процесса принятия решения и их содержание.

  11. Характеристика процедуры разработки, принятия и реализации конкретного решения.

  12. Метод разработки управленческого решения как фактор его качества.

  13. Алгоритмические методы разработки решений.

  14. Основные виды моделей, используемых для оптимизации управленческих решений.

  15. Экспертные технологии и их использование в практике управления.

  16. Основные методы экспертных оценок (метод мозгового штурма, метод “Дельфи”, метод разработки сценариев и др.) и их особенности.

  17. Качество решений и эффективность управления.

  18. Качество управленческого решения как совокупность его свойств.

  19. Основные требования, предъявляемые к качеству решений.

  20. Факторы, определяющие качество принимаемых решений.

  21. Пути и способы повышения качества управленческих решений.

  22. Понятие и виды риска.

  23. Необходимость учета и оценки степени риска при разработке и принятии решения.

  24. Сравнение и критерий выбора альтернатив в условиях риска.

  25. Единоличные и коллегиальные решения: преимущества и недостатки.

  26. Зависимость формы принятия решений от характера и сложности решаемой проблемы.

  27. Тенденции развития форм принятия решений в современных организациях.

  28. Необходимость контроля выполнения и эффективности принимаемых решений.

  29. Основные виды и формы контроля.

  30. Характеристика системы контроля решений и ее эффективности.

  31. Взаимосвязь полномочий и ответственности в системе управления организацией.

  32. Понятие и виды ответственности менеджеров за принимаемые решения.

  33. Понятие и виды эффективности управленческих решений.

  34. Основные факторы эффективности управленческого решения.

  35. Количественная оценка эффективности; сущность метода «затраты-прибыль».

Требования к оформлению контрольной работы.

Контрольная работа выполняется в форме реферата. Тема контрольной работы выбирается по желанию студента из предложенного перечня.

Выбранная тема согласуется с преподавателем. После выбора темы требуется подобрать, изучить необходимую для ее разработки информацию. Определяя перечень литературы и других материалов, важно руководствоваться списком источников, которые подготавливаются кафедрой.

План контрольной работы должен включать в себя введение, основной текст и заключение. Основной текст желательно разбивать на главы и параграфы. Во введении аргументируется актуальность выбранной темы, указываются цели и задачи исследования. В нем же можно отразить методику исследования и структуру работы. Основная часть работы предполагает освещение материала в соответствии с планом.

Заключение должно содержать основные выводы и рекомендации по теме исследования.

В контрольной работе желательны аргументы, авторская позиция по отдельным вопросам исследования. При заимствовании материала из первоисточников обязательны ссылки на автора. Контрольная работа, значительная часть которой текстуально переписана из какого-либо источника, не засчитывается.

Контрольная работа может быть набрана на компьютере или написана от руки разборчивым почерком. Объем работы до 20-25 машинописных страниц, кегль 14.

Контрольная работа должна содержать: титульный лист, оглавление и список привлеченной литературы. На титульном листе указываются: вуз, кафедра, учебная дисциплина, тема работы, курс, группа, фамилии, имена, отчество студента и руководителя контрольной работы, дата её подготовки.

Список литературы и сноски на страницах оформляются в соответствии с действующими стандартами. Контрольная работа может содержать приложения в форме схем, образцов документов и другие изображения в соответствии с темой исследования.

Текст контрольной работы выполняется на одной стороне листа односортной белой бумаги с расчетом, что на каждой странице должно быть 30 строк. Все страницы работы, включая оглавление и список литературы, нумеруются по порядку с титульного листа (на нем цифра не ставится) до последней страницы без пропусков и повторений.

Порядковый номер проставляется внизу, начиная с цифры 2.

Введение, заключение, новые главы, список использованных источников и литература должны начинаться с нового листа.

При выполнении контрольной работы необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. Работа может быть оформлена в рукописном и компьютерном вариантах без помарок и сокращений (кроме общепринятых).

2. Общий объем контрольной работы не должен превышать 30 страниц машинописного текста в 1,5 интервала шрифт 13-14 пт. Стандартный лист машинописного текста формата А4 (297 х 210 мм) должен содержать 57-60 знаков в строке, включая пробелы, 27-30 строк. Текст на листе должен быть ограничен установленными полями: левое – не менее 30 мм, правое – 15 мм, вернее и нижнее – 20 мм.

3. В тексте работы нужно рассмотреть рекомендованные вопросы плана и систематизировать изученный материал по этим вопросам. Во всех случаях, когда приводятся цифровые данные, следует обязательно указывать их источник. Ссылки указываются в скобках (косых или квадратных), при этом номер ссылки должен соответствовать номеру источника в списке литературы. Например, [15]. Если приводится авторская цитата, то она заключается в кавычки, и затем указывается номер источника и номер страницы, с которой она взята. Например, [15, с. 10]. В тексте работы обязательно должны присутствовать ссылки на все таблицы, рисунки, графики, схемы и формулы. Если какие-то из перечисленных материалов являются авторскими, то это должно быть отмечено соответствующей сноской. Например, * таблица авторская.

4. Нумерация на страницах контрольной работы проставляется на всех страницах, кроме титульного листа. Титульный лист включается в общую нумерацию. Страницы разделов обязательно должны проставляться в содержании и соответствовать нумерации в тексте.

Разделы нумеруются арабскими цифрами. После номера ставится точка.

5. Рисунки, таблицы, графики, схемы имеют двойную нумерацию: первая цифра указывает на принадлежность к разделу, а вторая – на порядковый номер рисунка, таблицы, графика, схемы внутри раздела. Каждая из этих иллюстраций имеет независимый от других видов порядковый номер внутри раздела.

После номера любого вида иллюстративного материала должно обязательно следовать его название. Например, Рис. 1. 1. Структура управления компанией. Нумерация и название рисунка располагаются под изображением.

Номер таблицы проставляется после слова «Таблица» и помещается в верхнем правом углу над названием таблицы. Если таблица расположена на двух или более листах, то слово «Таблица», ее номер и заголовок указываются только на первой странице, на всех последующих указывается «Продолжение таблицы № «.

Формулы нумеруются последовательно сквозной нумерацией в пределах всей работы. Номер проставляется справа от формулы на одном с ней уровне в круглых скобках.

6. В конце работы приводится список использованной литературы (автор, название, издательство, год издания, количество страниц) и нормативно-законодательных документов. Список литературы оформляется по алфавиту или с выделением раздела законодательных и нормативных документов согласно иерархической структуре законодательных органов, раздела учебников и учебных пособий, раздела авторских статей из периодической литературы (в алфавитном порядке по фамилиям авторов). В обоих случаях список иностранной литературы и электронные источники оформляются отдельным списком.

7. Объемные цифровые материалы, балансы, инструктивные документы и т. п., служащие базой для анализа, рекомендуется выносить из текста работы в приложения. В тексте работы необходимо приводить либо показатели, на основе которых делаются те или иные выводы, расчётный материал, данные сравнительного анализа и т. п.

8. Работа подписывается студентом с указанием даты её выполнения.

9. Зачтённую работу вместе с рецензией студент обязан представить при сдаче зачёта. Если в зачтённой работе рецензентом были сделаны замечания, студент обязан учесть их и, не переписывая работу, внести необходимые исправления и дополнения.

Если в процессе изучения учебного материала при выполнении контрольной работы возникнут неясности, рекомендуется обратиться за консультацией к преподавателю, ведущему данную дисциплину.

Студент имеет право самостоятельно сформулировать тему контрольной работы (дополнительно к указанному перечню) или изменить внутреннее содержание предлагаемой темы согласно собственному представлению с обязательным обоснованием своей точки зрения. Данные изменения являются допустимыми, если соответствуют программе дисциплины.

Контрольная работа должна иметь следующую структуру:

  1. Титульный лист.

  2. Содержание.

  3. Введение (не более одной страницы компьютерного текста).

  4. Основная часть

  5. Заключение (не более одной страницы компьютерного текста).

  6. Список использованной литературы (5-10 источников).

  7. Приложения.

Основные требования к содержанию контрольной работы заключаются в следующем:

Введение. Во введении необходимо отразить актуальность темы контрольной работы, цель и задачи контрольной работы, объект исследования, предмет исследования, теоретические основы исследования (перечислить авторов основополагающих трудов по исследованию данной проблемы с указанием их сферы научных интересов).

Основная часть. Здесь необходимо провести систематизацию и обобщение теоретических знаний относительно основных категорий, рассматриваемых и используемых в работе, привести практические примеры из деятельности отечественных и зарубежных предприятий и организаций, подтверждающие теоретические исследования или противоречащие им.

Заключение

В этой части автор обобщает выводы, сделанные по всем разделам контрольной работы.

Качество написания контрольной работы отражается в приложении:


Филиал города Дубна НОУ ВПО «Университет Российской академии образования»


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


Регистрационный номер (№ зачетной книжки) _________________


Выполнил(а) студент(ка) ________________________


Группы № ____________ факультета ______________________


Дисциплина __________________________________________


Тема контрольной работы ________________________________


ФИО преподавателя ____________________________________


Дата получения работы преподавателем __________


Качество выполненной работы в целом:

допущен(а) к защите ________________________

(подпись преподавателя)

не допущен(а) к защите ________________________

(подпись преподавателя)


ЗАМЕЧАНИЯ, на которые следует обратить внимание при защите контрольной работы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Контрольная работа защищена «____» _________________________ 20____ г.


Оценка _______________________________________________________________________


Подпись преподавателя: ________________________________________________________


Тесты

1. Чем вызывается необходимость принимать решения?

1. Необходимость принимать решения возникает в ситуации выбора.

2. Принятие решений вызывается необходимостью устранить какие-либо отклонения от нормального состояния управляемого объекта.

3. Принятие решений связано с изменением целей управления.

4. Необходимость принимать решения вызвана постоянными изменениями ситуации.

2. Какие из перечисленных условий соответствуют вероятностным решениям?

1. Условия определенности.

2. Условия риска.

3. Условия неопределенности.

4. Условия риска и неопределенности.

3. Как называется решение, принятое по заранее определенному алгоритму?

1. Стандартное.

2. Хорошо структурированное.

3. Формализованное.

4. Детерминированное.

4. Справедливо ли утверждение, что ЛПР (лицо, принимающее решение) – это всегда один из менеджеров организации?

1. Да, справедливо.

2. Да, если менеджер имеет необходимые полномочия.

3. Нет, группа тоже может быть ЛПР.

5. Модель принятия решений Врума – Йеттона:

1. Помогает руководителю найти возможные альтернативы решения возникшей проблемы.

2. Помогает руководителю обосновать принятое решение.

3. Позволяет выбрать метод разработки решения.

4. Дает возможность определить роль подчиненных в процессе принятия решения.

6. Процессы принятия управленческих решений в организациях, как правило, протекают:

1. В паритетных группах

2. В иерархических группах

3. Носят индивидуальный характер.

7. Что понимается под технологией принятия решений?

1. Состав и последовательность операций по разработке и выполнению решений.

2. Методы разработки и выбора альтернатив.

3. Верно 1 и 2.

4. Методы исследования операций.

5. Экспертные технологии.

8. Какие из перечисленных методов разработки управленческих решений относятся к группе методов исследования операций?

1. Метод теории игр.

2. Метод разработки сценария.

3. Метод Дельфи.

4. Метод управления запасами.

5. Метод линейного программирования.

9. Чем вызывается необходимость согласования принятого решения?

1. Бюрократическим характером современных организаций.

2. Тем, что принятие решений в организации является групповым, а не индивидуальным процессом.

3. Чрезмерной централизацией управления.

4. Нечетким распределением прав и ответственности.

10. В чем заключаются основные достоинства системы “ринги”?

1. Принимаемые решения более обоснованы.

2. Менеджер несет персональную ответственность за результаты принятого решения.

3. Решения принимаются весьма оперативно.

4. Реализация решений проходит быстро и эффективно.

5. Тщательно и всесторонне исследуется решаемая проблема.

11. В чем заключается риск при принятии управленческих решений?

1. Опасность принятия неудачного решения.

2. Отсутствие необходимой информации для анализа ситуации.

3. Вероятность потери ресурсов или неполучения дохода.

4. Невозможность прогнозировать результаты решения.

12. Что означает понятие “чистый риск”?

1. Все издержки, связанные с решением, минус вероятная прибыль.

2. Вероятность получения убытка или нулевого результата.

3. Разность между максимально возможными величинами прибыли и убытков.

4. Количественная оценка вероятности получения запланированной прибыли.

13. Чем характеризуется уровень риска?

1. Вероятностью возникновения ущерба.

2. Размером возможного ущерба.

3. Произведением 1 и 2.

14. Что понимается под эффективностью управленческого решения?

1. Достижение поставленной цели.

2. Результат, полученный от реализации решения.

3. Разность между полученным эффектом и затратами на реализацию решения.

4. Отношение эффекта от реализации решения к затратам на его разработку и осуществление.

15. Как соотносятся понятия “эффективность управления” и “эффективность управленческого решения”?

1. Это совершенно не связанные между собой категории.

2. От эффективности принимаемых решений зависит эффективность управления.

3. Эти понятия тождественны.

IX. Ответы к тестам

1 – 1 6 – 2 11 – 3

2 – 4 7 – 3 12 – 2

3 – 3 8 – 1,4,5 13 – 3

4 – 3 9 – 2 14 – 4

5 – 4 10 – 1,4,5 15 – 2


Глоссарий.

Актуализация данных – преобразование данных в соответствии с алгоритмом (инструкцией для выполнения преобразований, проведения расчетов) и передача их руководителю в такой форме, которая необходима для принятия решения.

Алгоритм управления – определенная последовательность действий для выработки управленческих решений, формирования планов, обмена информацией в процессе управления.

Альтернатива (лат. alter – один из двух) – необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями.

Анализ (гр. analusis – разложение, расчленение) – 1) метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части; 2) разбор, рассмотрение чего-либо; 3) структурно-функциональный анализ – совокупность операций, с помощью которых объект рассматривается как целостное образование, а в качестве основного средства расчленения его выступает выявление различных функций, свойственных объекту.

Анализ внешней среды – элемент стратегического планирования, предназначенный для контроля и оценки факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей.

Анализ временных рядов – метод выявления тенденций развития и прогнозирования, основанный на предположении, согласно которому случившееся в прошлом служит достаточно надежным указанием на то, что произойдет в будущем; называется также проектированием тенденций.

Анализ издержек и выгод – сопоставление издержек и выгод от конкретного хозяйственного мероприятия для выявления целесообразности его проведения.

Анализ на безубыточность – метод, используемый в процессе принятия решений при исчислении минимального объема продаж, необходимого для покрытия всех затрат при заданной цене.

Анализ организации – определение реально существующих связей и отношений элементов организации; определение структуры и показателей функционирования организации; определение причин и факторов существующего строения и поведения организации; методическая оценка функциональных зон организации, предназначенная для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон; – выявление достоинств и недостатков существующей организационной структуры с целью ее развития (совершенствования).

Анализ риска – разложение структуры объекта на элементы, установление взаимосвязей между ними с целью выявления источников, факторов и причин возникновения различных рисков, сопоставление возможных потерь и выгод.

Анализ ситуации – изучение параметров управляемого объекта, сложившихся внешних условий и конкретных ситуаций его функционирования при разработке или реализации управленческого решения.

Аналитические навыки – способность понимать соотношение между частями и единым целым.

Аналогия – сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями; форма умозаключения, при которой на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.

Антагонистические игры – управленческие ситуации с противоположными интересами участников (выигрыш одной стороны становится проигрышем другой); математический аппарат теории игр, используемый в процессе принятия решений.

Апостериорная информация – информация, полученная на основе опыта, из опыта.

Априорная информация – информация, предшествующая опыту и независимая от него. Ее источником могут быть теоретические положения, статистические исследования, используемые менеджером при выработке решений.

Бескоалиционные игры – создание ситуаций, когда каждый участник процесса управления принимает решение изолированно, то есть без координации, переговоров, соглашений или коалиций с другими участниками; бескоалиционные игры являются математическим аппаратом теории игр, используемым для принятия решений в управлении организациями.

Внешняя неопределенность – ограниченность и точность доступной информации о внешней среде фирмы.

Внешняя среда (окружение) организации – совокупность объектов и условий, с которыми организация взаимодействует непосредственно (деловое) или которые она должна учитывать (фоновое).

Внутренние данные – факты, извлеченные из собственной документации.

Внутренняя среда организации – совокупность взаимосвязанных ее элементов (разделение труда; технология деятельности; организационный порядок, взаимоотношения в коллективе).

Воздействие возмущающее – фактор, который нарушает нормальное функционирование и развитие системы, отклоняет ее от достижения намеченной цели.

Воздействие управляющее – воздействие органа управления на объект управления с целью перевода объекта в новое желательное состояние.

Вход системы разработки решения – параметры, характеризующие проблему, которую необходимо решать.

Выполнение решения – устранение проблемы, его породившей, по отношению к которой было принято решение.

Выход системы разработки решения – решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень достижения запланированного результата.

Гипотеза рабочая – предварительное предположение об исследуемой проблеме. Гипотеза рабочая в управлении составляет этап исследования и используется в качестве метода проектирования стратегических целей.

Гипотеза решения – элемент процесса выработки решений, связывающий исходные данные и цели решения; метод оценки теоретических возможностей достижения целей.

Групповое мышление – тенденция отдельных личностей подавлять свою собственную точку зрения на ту или иную проблему, чтобы не нарушать гармонию группы.

Групповое решение – решение, принимаемое коллективом.

Данные – зарегистрированные результаты статистических наблюдений, факты, прогнозы и мнения; данные могут помочь в решении деловых проблем только после того, как будут превращены в информацию.

Деловые игры – метод имитации принятия управленческих решений в различных хозяйственных ситуациях по заданным правилам.

Дерево решений – схематическое графическое представление сложного процесса принятия решений по какой-либо задаче; помогает управляющим установить последовательность основных альтернатив в ситуации принятия решения.

Детерминированный подход – подход, используемый в процессе изучения и моделирования системы управления, упрощающий анализ путем исключения из рассмотрения отдельных факторов.

Детерминистические модели – модели, отражающие ситуации, для которых характерна определенность.

Диагностика – установление и изучение признаков, определяющих развитие ситуации и позволяющих предотвратить нежелательные отклонения в ее развитии. Используется при подготовке альтернативных вариантов решений.

Директива – распоряжение, руководящее указание вышестоящего органа управления подчиненным органам, обязательное для исполнения.

Дихотомия – деление на две части.

Зависимая переменная – событие, которое меняется вследствие изменения независимых переменных.

Задача управления – предмет решения, предполагающий необходимость действий по переводу объекта управления в иное состояние.

Запрограммированное решение – выбор, путь к которому ведет через конкретную последовательность этапов или действий.

Идея – мысль, замысел, лежащие в основе системы, логического построения, решения.

Избыточность информационная – наличие в системе управления информации, которая не нужна для принятия решений в управлении, либо не может быть переработана в силу ограниченных возможностей органа управления.

Индекс – численный показатель, выражающий последовательные изменения какого-либо экономического объекта.

Инициативно-целевая технология – выдача заданий для разработки или реализации УР, без указания средств и методов их выполнения. Она рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Технология предусматривает разработку руководителем только конечной цели управления и сопутствующих ей задач, а также срока выполнения без указания механизма ее достижения.

Качество – совокупность свойств и характеристик товара или другого объекта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Качество информации для разработки управленческого решения – степень соответствия сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы требованиям, предъявляемым управляющей системой, которая осуществляет оценку ситуации и разработку управленческих решений. Требования, предъявляемые к информации: достоверность, обоснованность, конкретность, системность, своевременность, сопоставимость.

Качество управленческих решений – совокупность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение и получение определенного эффекта.

Качество управленческой деятельности –степень соответствия ее общепринятым требованиям или стандартам. Обычно о качестве управленческой деятельности судят по качеству управленческих решений.

Коллективное управление – выработка и принятие управленческих решений группой сотрудников, не обязательно являющихся руководителями.

Коммерческий риск – возможные снижения или потеря доходов, связанные с принятием решений или действиями в условиях неопределенности, отсутствия достоверной информации о путях развития процесса или о состоянии рынка.

Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.

Концепция – комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи данного явления или системы и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы, формированию стратегии организации, установлению правил личного поведения. – система взглядов, то или иное понимание ситуации, единый определяющий замысел, ведущая мысль при выработке управленческого решения.

Матричный метод – набор приемов для выбора и точного выполнения договоренностей заинтересованных сторон при разработке УР. Он использует в качестве модели либо договор о намерениях, либо согласительный договор, либо требование одной или нескольких сторон.

Метод Делфи – метод организации и проведения экспертизы.

Метод сценариев – набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, а также возможным положительным и отрицательным последствиям.

Метод экспертных оценок – техника прогнозирования, основанная на достижения согласия группой экспертов.

Методы подключения новых интеллектуальных источни­ков – основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста. К ним относятся: метод наставничества и работа с внешними консультантами.

Методы творческого мышления – способы организации творческой деятельности людей, необходимой для выдвижения творческих идей решения проблем, стоящих перед организацией.

Методы экстраполяции – методы, основанные на прогнозировании поведения или развития объектов в будущем по тенденциям (трендам) его поведения в прошлом.

Множество допустимых решений – область, в пределах которой осуществляется выбор решений, ограниченная условиями задачи и наличными ресурсами.

Модель – условный образ объекта управления. Модели могут быть логическими, физическими, экономико-математическими. – условный образ или представление предмета, системы или идеи в форме, отличной от формы целого (предмета, системы, идей и т.п.). Модели могут быть логическими, физическими, экономико-математическими.

Модель «черного ящика» – система, в которой субъекту управления доступна лишь входная и выходная информация, а внутреннее устройство объекта управления неизвестно или очень сложно.

Мозговая атака – выработка управленческого решения на основе идей, бессистемно выдвигаемых группой в процессе совместной работы с их последующим уточнением и обсуждением.

Мониторинг (лат. monitor – предостерегающий) – специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов. – непрерывное комплексное наблюдение за объектами, измерение параметров и анализ их функционирования. – комплексная система наблюдений, контроля, оценки и прогноза изменения состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных факторов с целью разработки мероприятий по се охране, рационализации использования природных ресурсов и предупреждения критических ситуаций, вредных для здоровья людей, существования живых организмов и их сообществ, природных комплексов и объектов – процедура отслеживания ситуации

Незапрограммированное решение – выбор, который приходится делать в новой или неопределенной ситуации или в ситуации с неизвестными факторами воздействия.

Неопределенность – неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения). Виды неопределенности и рисков: 1) риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли; 2) внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т. п.); 3) неопределенность политической ситуации; 4) неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии; 5) колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и др.; 6) неопределенность природно-климатических условий; 7) производственно-технологический риск; 8) неопределенность целей, интересов и поведения участников; 9) неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации участников.

Неопределенность внешней среды – отсутствие достаточного объема информации по конкретному фактору внешней среды или относительной уверенности в точности такой информации.

Область допустимых решений – область, в пределах которой осуществляется выбор решений, ограниченная условиями задачи и наличными ресурсами.

Оптимальное решение – наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение, выбранное по какому-либо критерию оптимизации для данной ситуации.

Оптимизация – процесс перебора множества факторов, влияющих на результат, с целью определения значений параметров объекта, при которых достигается его наилучшее состояние. При этом обеспечиваются оптимальные параметры выхода объекта как системы.

Оптимизация решения – это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение – это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.

Организационное решение – выбор, который совершает предприниматель для выполнения обязательств, связанных с положением организации, для того, чтобы достичь стоящих перед организацией целей.

Оценка – результат определения качественных и количественных характеристик управляемого объекта или процесса управления.

Оценка эффективности – сравнение своей работы с лучшими образцами профессиональной деятельности в данной области.

Параметры качества управленческого решения – совокупность параметров, удовлетворяющих потребителя решения. К ним относятся: показатель энтропии; степень риска инвестиций; вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков; степень адекватности теоретической модели фактическим данным.

Платежная матрица – двумерная карта отношений между разными стратегиями, которые могут применяться при каждом из состояний ситуации.

Показатель управленческого решения – количественная оценка (мера) какого-то свойства изучаемого объекта.

Прагматический подход – отбор тех сведений или решений, которые считаются полезными с точки зрения субъекта, принимающего решение.

Превентивное разрешение проблем – процесс предвосхищения того, что может идти не так, и того, как следует разрешать эти возможные проблемы.

Предварительное принятие решений – процесс планирования, который должен предварять другие важные виды принятия решений.

Предварительный контроль – контроль, предшествующий активной деятельности и состоящий в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления к работе.

Предпосылка – предположение, рассматриваемое как истинное в качестве отправной точки в процессе принятия решений и планирования.

Принципы оценки управленческого решения – 1) учет фактора времени; 2) учет затрат и результатов за жизненный цикл объекта; 3) применение к расчету экономического эффекта системного, комплексного и других научных подходов; 4) обеспечение многовариантности управленческих решений; 5) обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов по объему продаж, качеству вариантов, срокам инвестиций или получения результатов, методам получения информации, условиям применения объекта, факторам риска и др.

Принципы системного анализа – 1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей; 2) необходимо рассматривать проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; 3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; 4) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы; 5) восхождение от абстрактного к конкретному; 6) единство анализа и синтеза, логического и исторического; 7) выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Принятие управленческих решений – процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора, и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.

Проблема – понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состояниями объекта. Проблема может быть стратегической и текущей; внезапной, или катастрофической, и плановой; объективной и субъективной (созданной человеком); технической, экологической, социальной, организационной, психологической, экономической и т. д. – понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состояниями объекта. Проблема может быть внезапной, катастрофической, плановой, объективной, субъективной и т.п.

Прогноз – система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. – научное предвидение развития ситуации, состояния объекта прогнозирования на будущий период, последствий принимаемых решений.

Прогнозирование – метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.

Программированные решения – рутинные или повторяющиеся решения, а также такие, которые повторяются в соответствии с установленными правилами.

Программно-целевая технология (ПЦТ) – выдача руководителем заданий (целей, задач) с указанием средств, методов и времени их выполнения.

Процесс разработки управленческого решения – процесс, включающий следующие операции: 1) подготовка к работе; 2) выявление проблемы и формулирование целей; 3) поиск информации; 4) обработка информации; 5) выявление возможности ресурсного обеспечения; 6) ранжирование целей; 7) формулирование заданий; 8) оформление документов; 9) реализация заданий.

Ранжирование – определение важности, весомости, ранга факторов (проблем) по их эффективности, актуальности, масштабности, степени риска. – определение важности, весомости, ранга факторов (проблем) по их актуальности, эффективности, масштабности, степени риска и т.п.

Рациональное решение – выбор, подкрепленный результатами объективного анализа; не зависит от опыта, накопленного в прошлом.

Регламентная технологии – выдача руководителем заданий (целей, задач) с указанием средств и их возможных ограничений, ориентировочных методов и времени их выполнения.

Решение – выбор альтернативы.

Риск – 1) возможность наступления событий с отрицательными последствиями в результате определенных решений или действий; 2) вероятность понести убытки или упустить выгоду; неуверенность в получении соответствующего дохода или убытка. Инвестиционный риск – риск обесценения капитальных вложений в результате действий органов государственной власти и управления.

Система – единство, состоящее из взаимозависимых подсистем (частей), каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что динамично взаимодействуют с внешней средой. – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Их взаимосвязь определяет ее структуру, устойчивость, адаптивность.

Система поддержки принятия решений – расширенная информационная система управления, способная обеспечить менеджеров средствами и данными, необходимыми для принятия решений.

Системный анализ – один из методов комплексного исследования трудно наблюдаемых свойств и отношений в объектах с помощью представления этих объектов в качестве систем и изучение свойств этих систем и взаимоотношений между целями и средствами их реализации.

Системный подход – методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее вход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь; 2) внутренняя структура – совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы.

Статистические модели – модели, включающие ситуации неопределенности, в которых используется вычисление вероятностей по выборочным данным.

Статистический метод – набор приемов для выбора и точного выполнения правил и инструкций при ПРУР. Он использует в качестве модели информацию о прошлом удачном опыте каких-либо компаний при подготовке или реализации УР. Модель включает набор инструкций, рекомендаций, отзывов, примеров и другой справочной и описательной информации. Модель формируется в процессе сбора, обработки и анализа статистических материалов, полученных в результате реальных действий и выработанных искусственно, путем статистического моделирования.

Теория игр – метод моделирования, используемый для оценки воздействия решения на конкурентов.

Теория статистических решений – общая теория проведения статистических наблюдений, их обработки и использования.

Управление решением стратегических задач – деятельность по обеспечению тактической выживаемости фирмы и сохранению ее стратегических позиций в основных сферах деятельности.

Управление риском – процесс оценки и минимизации риска, с которым может столкнуться компания.

Управленческая проблема – сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, которые не позволяют в данных условиях получить желательный результат. Проблемы различаются по важности, масштабности, риску последствий, возможности решения. Возникают из-за неверных правил, ошибочных требований, непредвиденных обстоятельств, неправильных действий.

Управленческое решение – это выбор, который должен сделать менеджер, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Оно представляет собой социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и принятый в установленном порядке оценки, имеющей директивное значение, содержащий постановку целей и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность субъектов и объектов управления, направленную на достижение указанных целей.

Фактор – частный показатель объекта или процессов, протекающих в системе, который оказывает влияние на функцию. – частный показатель объекта или процессов, протекающих в системе, оказывающий влияние на функцию.

Факторный анализ – раздел многомерного статистического анализа.

Фарс-мажор – событие, которое не может быть ни предусмотрено, ни преодолено. Возможность подобных событий учитывается при определении риска.

Функционально-стоимостный анализ – метод системного исследования объектов (изделий, процессов, структур и т. п.), направленный на оптимизацию соотношения между полезным эффектом и совокупными затратами ресурсов за жизненный цикл применяемого по назначению объекта.

Функция – совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение заданной цели и подчиненной общей цеди управления.

Цель – долгосрочный ориентир; характеристика поведения системы, направленного на достижение определенного конечного состояния.

Шкала оценок – прием, позволяющий распределять совокупность изучаемых объектов по степени выраженности общего для них свойства. Такое распределение основывается на субъективных оценках данного свойства, усредненных по группе экспертов.

Экономико-математические методы – методы анализа и оптимизации, которые применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Экономико-математическое моделирование – описание процессов математическими методами с целью экспериментальной проверки параметров, процессов и взаимодействия элементов объекта, экономии ресурсов и повышения качества управленческих решений.

Экономический анализ – многочисленные методы для оценки затрат и выгод, а также относительной прибыльности деятельности.

Экономический эффект – критерий принятия управленческого решения, определяемый как разность результатов реализации инновационного или инвестиционного проекта и затрат на его осуществление за нормативный срок проекта.

Эксперимент – метод сбора данных, когда исследователь пытается определить степень влияния одной совокупности условий на другую путем моделирования ситуации, все параметры и результаты которой могут быть измерены.

Экспертные методы – методы анализа и прогнозирования, заключающиеся в выработке коллективного мнения группы специалистов в данной области.

Эффективность – растущая конкурентоспособность в результате повышения производительности и качества производства, а также улучшения человеческих отношений.

Эффективность объекта – результативность создания и использования объекта как отношение суммарного полезного эффекта к совокупным затратам за его жизненный цикл.

Эффективность управленческого решения – это отношение нового ресурса или прироста старого ресурса в результате процесса подготовки или реализации управленческого решения в организации к затратам на этот процесс.


Перечень вопросов к итоговому контролю (экзамену)

  1. Понятие управленческих решений.

  2. Основные признаки решения и требования к нему.

  3. Отличительные особенности управленческих решений.

  4. Основные проблемы при разработке и принятии управленческих решений.

  5. Факторы, учитываемые при выборе степени формализации решения.

  6. Механизм принятия решения со слабой структурой.

  7. Механизм принятия решения с четко выраженной структурой.

  8. Обоснование необходимости описания разработки и принятия УР, как процесса.

  9. Основные этапы процесса разработки и принятия решений.

  10. Возможные определения понятия «проблема» и связанные с ней виды управления.

  11. Причины сложности определения проблемы и стадии этого процесса.

  12. Методы формирования идей решений в зависимости от степени их новизны.

  13. Эффект группового мышления, основные признаки и способы профилактики.

  14. Типичные ошибки при принятии групповых решений.

  15. Эффект групповой поляризации.

  16. Виды решаемых задач и точность групповых решений.

  17. Методики принятия группового решения.

  18. Принципы метода мозгового штурма.

  19. Недостатки метода мозгового штурма.

  20. Метод «635».

  21. Метод модераций.

  22. Основные особенности системы целей предприятия.

  23. Предприятие, как активное звено.

  24. Классификация целей предприятия.

  25. Источники конфликтов между целями предприятия.

  26. Виды отношений между целями.

  27. Требования к формулировке целей при построении модели дерева целей.

  28. Понятие связного ориентированного древовидного графа.

  29. Принципы построения модели дерева целей.

  30. Возможность учета синергического эффекта мероприятий с помощью модели дерева целей.

  31. Алгоритм обработки модели дерева целей.

  32. Основные элементы внутренней среды предприятия и система их целей.

  33. Основные виды решений по согласованию внутрифирменных интересов.

  34. Гармонизация внутрифирменных интересов путем психологических методов.

  35. Основные цели потребителей продукции и их приоритеты.

  36. Основные стратегии согласования интересов.

  37. Назначение комплексного анализа положения предприятия.

  38. Основные принципы метода «профиль фирмы» (оцениваемые показатели, организация шкал и оценок, способ визуального представления информации, достоинства и недостатки метода, область использования).

  39. Основные принципы метода «сильные и слабые стороны фирмы» (оцениваемые показатели, организация шкал и оценок, способ визуального представления информации, достоинства и недостатки метода, область использования).

  40. Основные принципы метода «потенциал фирмы» (оцениваемые показатели, организация шкал и оценок, способ визуального представления информации, достоинства и недостатки метода, возможность использования удельных весов, область использования).

  41. Проблемы формирования схемы анализа положения предприятия.

  42. Классификационный метод, как основа анализа реальных ситуаций.

  43. Организация и контроль выполнения управленческих решений.

  44. Методы контроля и механизм его осуществления.

  45. Особенности оценки эффективности решений.

  46. Нравственная ответственность руководителя.

  47. Место и роль решений в процессе управления.

  48. Способы управления рисками.

  49. Природа и сущность управленческого решения.

  50. Количественные оценки степени риска. Кривая риска, коэффициент риска.

  51. Различия между частным выбором и управленческим (организационным) решением.

  52. Принятие решений в условиях неопределенности, способы ее уменьшения.

  53. Классификация управленческих решений.

  54. Организация выполнения решений, возможные трудности и их причины.

  55. Влияние информации на принятие решений: детерминированные и вероятностные решения.

  56. Необходимость согласования принимаемых решений, причины и последствия несогласованности.

  57. Формализованные и неформализованные решения, способы их разработки.

  58. Обратная связь в процессе принятия решений: необходимость и способы реализации.

  59. Структура и содержание процесса принятия решений.

  60. Ответственность за решение и его последствия. Виды и меры ответственности руководителя.

  61. Возможность и методы эффективности управленческих решений.

  62. Цель, проблема, решение; связи и соотношения этих категорий.

  63. Современные методы разработки и оптимизации решений, области и условия их применения.

  64. Организация и контроль исполнения решений. Модель реализации принятого решения.

  65. Качество решения, его составляющие и факторы, влияющие на него.

  66. Формы принятия управленческих решений. Коллективный выбор и коллективное решение.

  67. Методы моделирования в процессе принятия решений, основные виды моделей.

  68. Способы и формы фиксации управленческих решений.

  69. Методы экспертных оценок, их возможности в процессе принятия решений.

  70. Понятие управленческой проблемы. Характер проблем, решаемых менеджерами.

  71. Сущность метода коллективной генерации идей («мозговой атаки»).

  72. Содержание и особенности метода Дельфи.

  73. Юридическая ответственность за результаты принятого решения, ее виды.

  74. Прогнозирование развития ситуации с помощью метода разработки сценариев.

  75. Административная ответственность руководителя. Особенности механизма иерархического контроля.

  76. Количественные и качественные экспертные оценки, способы их получения.

  77. Аппарат управления организацией как механизм принятия решений.

  78. Способы оценки качеств экспертов и формирование экспертных комиссий.

  79. Моральная ответственность менеджера в процессе принятия решений.

  80. Основные типы шкал, используемых при получении экспертной информации.

  81. Проблема соотношения централизации и децентрализации в процессе принятия решений.

  82. Принятие решений в условиях риска.

  83. Основные виды рисков, учитываемые при принятии решений.

  84. Мотивация исполнителей и контроль реализации решений.


Список рекомендуемой учебной литературы.


Список основной учебной литературы:

  1. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. Учебникю Изд 3-е, переработ.- М.: Университетская книга, Логос,2006..

  2. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. 4-е изд. – М.: Дело, 2003.

  3. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001

  4. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

  5. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. 5–е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра – М, 2002

Список лополнительной учебной литературы:













  1. Балабанов И.Г. Риск – менеджмент. – М.: Финансы и статистика», 1996.

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Фирма Гардарика, 1996. – 416 с.

  3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

  4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. – Железнодорожный. Москов. обл.: ТОО НПЦ “Крылья”, 1997. – 400 с.

  5. Голубков Е.П , Голубкова Е Н., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. – М.: «Экономика», 1993.

  6. Доусон Р. Уверенно принимать решения. / Пер. с анг.: – М.: ЮНИТИ, 1996.

  7. Заичкин Н.И. Экономико-математические модели и методы принятия решений в управлении производством. Уч.пос.-М.:ГУУ, 2000.-107 с.

  8. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений. Учебное пособие. – М.: Русская Деловая Литература», 1998.

  9. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений / Под ред. д-ра психол. наук, академика РАО, проф. Шадрикова. – М.: Юристъ, 1998.

  10. Мескон М., Альберт М., Хефури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1994. – 702 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины «теория принятия управленческих решений» для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая учебная программа дисциплины «финансовая среда и предпринимательские риски» для студентов, обучающихся по специальности
Курс рассчитан на получение студентами знаний основ теории предпринимательского риска, методах количественной оценки риска при принятии...

Рабочая учебная программа дисциплины «теория принятия управленческих решений» для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа дисциплины в 12 Методы принятия управленческих решений для 100100. 62 Сервис профиль подготовки

Рабочая учебная программа дисциплины «теория принятия управленческих решений» для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая учебная программа дисциплины «учет на предприятиях малого бизнеса» для студентов, обучающихся по специальности

Рабочая учебная программа дисциплины «теория принятия управленческих решений» для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа количественные методы планирования и принятия управленческих решений для студентов магисторской программы направления «инновационный менеджмент»

Рабочая учебная программа дисциплины «теория принятия управленческих решений» для студентов, обучающихся по специальности iconМетоды принятия управленческих решений
Она основывается на знаниях, полученных слушателями при изучении дисциплин «Экономическая теория», «Математический анализ». Знания...

Рабочая учебная программа дисциплины «теория принятия управленческих решений» для студентов, обучающихся по специальности icon1. Общая психологическая характеристика управленческих решений по кадрам в органах правопорядка
Еятельности работников органов правопорядка зависит от качества и обоснованности принимаемых управленческих решений по кадрам, использования...

Рабочая учебная программа дисциплины «теория принятия управленческих решений» для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа По дисциплине “Принятие управленческих решений” Для специальности 080503 “Антикризисное управление”

Рабочая учебная программа дисциплины «теория принятия управленческих решений» для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа учебной дисциплины «бухгалтерский учет» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования)
Учебная программа дисциплины «Бухгалтерский учет» разработана для студентов специальностей экономического профиля по специальности...

Рабочая учебная программа дисциплины «теория принятия управленческих решений» для студентов, обучающихся по специальности iconАннотация программы дисциплины «Методы принятия управленческих решений» Цели и задачи дисциплины

Рабочая учебная программа дисциплины «теория принятия управленческих решений» для студентов, обучающихся по специальности iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины методы принятия управленческих решений в туризме (название дисциплины)



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск