Проблема свободы в философии icon

Проблема свободы в философии





Скачать 52.65 Kb.
НазваниеПроблема свободы в философии
Дата конвертации02.03.2013
Размер52.65 Kb.
ТипДокументы
Тема: Проблема свободы в философии


Вопросы для обсуждения:

1. Как различные философы определяют сущность категории «свобода»?

2. Свобода абсолютная и относительная.

3. Свобода и ответственность.

4. Свобода и необходимость.

Данные вопросы будут рассмотрены непосредственно на семинарском занятии. Ответы именно на эти вопросы будут оцениваться преподавателем. С целью более подробного знакомства с темой необходимо обращение к дополнительной литературе.


Вопросы для повторения:

1. Свобода воли в этике Канта.

2. Свобода во французском экзистенциализме.

Данные вопросы раскрыты в тематике 1 семестра. Материал по ним можно найти в лекциях или учебнике в соответствующих разделах. Повторение данных вопросов может помочь в понимании материалов для обсуждения.


Вопросы для размышления:

  • Чем определяются границы внутренней свободы человека?

  • Как соотносятся свобода и случайность, свобода и судьба?

  • Насколько человек свободен в условиях современного общества?

  • Почему многие мыслители считали свободу источником зла?


Данные вопросы являются дополнительными. Если у студента возник интерес к предложенной теме, то он может дать ответ на эти вопросы в письменной форме и получить дополнительные баллы по предмету. По объему такой ответ может быть представлен на 3-5 страницах печатного текста. Но необходимо учесть, что оценка будет выставлена только в случае ответа, демонстрирующего владение широким объемом материала по данной теме и содержащего самостоятельные оценки прочитанного (просто реферативные тексты не оцениваются).


Литература:

- Алексеев П.В. Социальная философия. М., 2003. Гл. 8.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Alex/index.php).

- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. § 7 в гл. 17.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Alex_Pan/index.php).

- Канке В.А. Философия: учебное пособие для студентов высших и средних специальных

учебных заведений. М., 2001. Пп. «Справедливость или свобода?» в гл. 8.3 раздела 2.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/index.php).

- Философия/ под общей редакцией В.В. Миронова. М., 2010. Раздел VI. Гл. 2.

П. 3. «Феномен внутренней свободы»

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/index.php).

- Философские словари и энциклопедии.


Дополнительная литература:

- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. М., 2000. Тема 18.

- Ильин И.А. О свободе// Ильин И.А. Путь духовного обновления. Гл.3. М., 1996.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000855/index.shtml).

- Камю А. Бунтующий человек. М., 1999. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/kamu_bunt/).

- Скородумова О.Б. Виртуальная личность и свобода// Вестник Московского университета.

Серия 7. Философия. №2. 2004.

- Тейчман Д., Эванс К. Философия. М., 2005. Гл. 4 части 1, гл. 12 части 3.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/teychman_filosofija/).

- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2004. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/fromm_begstvo/,

http://www.philosophy.ru/library/fromm/02/0.htm).

- Шаповалов в.Ф. Введение в философию. М., 1999. Раздел 6. Гл. 4. Категории человеческого

бытия.


Понятия, необходимые для подготовки к занятию:

Аксиология – философское учение о ценностях.

Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, готовность жертвовать личными интересами.

Антропология – философское учение о человеке.

Антропоцентризм – принцип, согласно которому человек есть центр философских размышлений и цель всех совершающихся в мире событий.

Аскетизм – образ жизни, характеризующийся воздержанностью в отношении к потребностям и материальным благам.

Ахимса – этический принцип индийской философии и религии, предусматривающий непричинение зла всему живому.

Волюнтаризм – направление в философии, признающее волю (объективную мировую или субъективную) в качестве основы всего сущего.

Воля – 1) сознательная целеустремленность человека на выполнение каких-либо действий,

2) понятие в неклассической философии, обозначающее первичное биологическое начало мира, стремление, самовыражение.

Гедонизм – ценностная установка, согласно которой благо сводится к удовольствию, наслаждению и избавлению от страданий.

Гипотетический императив – одна из форм нравственного закона в этике И. Канта, «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку в своем лице и к человечеству в целом как к цели, а не только как к средству».

Гуманизм – точка зрения, предполагающая отношение к любому человеку как к совершенному существу и высшей ценности.

Детерминизм – учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений.

Добро – высшая моральная категория, противоположность зла, цель морального совершенствования, предполагает искреннее и бескорыстное стремление к благу общества или другого человека.

Добродетель – способность души к моральным действиям, направленность на добро, положительное моральное качество человека.

Долг – этическая категория, обозначающая нравственное требование в форме сознательного внутреннего принуждения к действию в соответствии с общепризнанными нормами.

Духовность – реальность сознания (человеческого или сверхчеловеческого), ассоциируемая с внутренним миром человека, противопоставляемая его природной сущности, сфера смысла и свободы.

Императив – повеление воли, внутреннее долженствование.

Индивидуальность – неповторимость каждой конкретной личности, единство уникальных свойств человека, отличающих его от других людей.

Карма – совокупность добрых и злых жизненных деяний, которая создает предпосылки для последующего существования; закон, определяющий цепь перерождений души.

Категорический императив – нравственный закон в этике И. Канта, «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

«Ман» - в немецком языке неопределенно-личное местоимение; понятие используется в экзистенциализме для обозначения способа существования личности в обществе, уничтожающего его индивидуальность.

Мораль, нравственность – регулирующая форма общественного сознания и поведения, целью которой является достижение гармонии личного и общественного интересов; система общезначимых норм и требований, исторически изменчивая, но обладающая относительной смысловой устойчивостью.

Нигилизм – точка зрения абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами, необходимость переоценки устоявшихся ценностей.

Норма моральная – форма нравственного требования, регулирующая поведение людей посредством предписаний и запретов, сформировавшаяся на основе жизненной практики определенного сообщества.

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Объективное – независимое от воли и сознания человека, обладающее самостоятельным существованием.

Практический разум – в философии И. Канта сфера разума, ориентированного на мораль и религию, область веры.

Самосознание – выделение человеком себя из окружающего мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности.

Свобода – возможность осуществлять какие-либо действия согласно своему желанию, действие при отсутствии препятствий, действия в условиях выбора различных возможностей, действия на основе познания объективной необходимости.

Совесть – способность личности к моральному самоконтролю, переживание ответственности за свои действия, критическая самооценка.

Субъективное – то, что определяется волей и сознанием отдельного человека.

Творчество – способность человека преобразовывать природный и социальный мир, созидать новую реальность в ходе духовной деятельности.

Цель – предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия.

Ценность – положительная или отрицательная значимость чего-либо для человека или общества.

Экзистенция – способ бытия человеческой личности, временное существование конкретного человека в аспекте его повседневных переживаний.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Проблема свободы в философии iconСвободы в творчестве протопресвитера Александра Шмемана
Свобода — одна из основных тем творчества о. Александра Шмемана — является ключом к основным темам его богословия. Проблема свободы...

Проблема свободы в философии iconI. Многоаспектный и противоречивый характер осмысления понятия свободы в истории философии. II. Человек “мигрирующий”: онтология пути, местности, пространства, свободы

Проблема свободы в философии iconРасписание по работе курсов для поступающих в аспирантуру 2011 Философия
Проблема сознания в философии. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного

Проблема свободы в философии iconЧеловек как философская проблема. Дух душа тело. Свобода, противоречия свободы

Проблема свободы в философии iconРеферата по теме «Понятие свободы в философии» I

Проблема свободы в философии iconПроблема идеального в философии И. Канта Немецкая классическая философия в целом сыграла большую роль в развитии философской мысли, особенно системы Гегеля и Фе
Гегеля. Другой важной проблемой для немецких философов было отношение к идее французских просветителей XVIII в о всемогуществе разума....

Проблема свободы в философии iconЭтика
Ввести понятие свободы от и свободы для. Для этого ввести понятие потребности, желания и воли. Показать связь свободы и счастья

Проблема свободы в философии iconПроблема истины в философии

Проблема свободы в философии iconПроблема идеального в философии Гегеля

Проблема свободы в философии iconПроблема выбора в экзистенциальной философии



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск