МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ - Курсовая работа По предмету: Методика преподавания специальных дисциплин Тема: ««методика проведения тренинговых занятий» icon

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ - Курсовая работа По предмету: Методика преподавания специальных дисциплин Тема: ««методика проведения тренинговых занятий»





НазваниеМЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ - Курсовая работа По предмету: Методика преподавания специальных дисциплин Тема: ««методика проведения тренинговых занятий»
д. н. Касимова
Дата конвертации09.02.2014
Размер0.53 Mb.
ТипКурсовая
Министерство по делам Культуры и Спорта Республики Узбекистан.

Ташкентский Государственный институт Культуры им. А. Кадыри.

Факультет Профессионально Педагогическое Образование.

Кафедра Педагогика и Психология.


Курсовая работа


По предмету: Методика преподавания специальных дисциплин


Тема: ««МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ».





Выполнила: студентка 4 курс ППО

Мисник Евгения


Научный руководитель:

Ст. преп. Алимов А.М.


Зав. кафедрой: к. пед. н. Касимова З.Х.


Данная работа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________№_______

Ташкент 2011 год.


«МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ».


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретические основы и типология социально - психологического тренинга.

1.1. Тренинг как феномен. Виды тренингов.

1.2. Методические средства, используемые в тренингах.

ГЛАВА 2.Тренинговые занятия и личностный рост учащихся.

2.1. Предтренинговая диагностика.

2.2. Тренинг.

2.3. Послетренинговое сопровождение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ГЛОССАРИЙ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.


ВВЕДЕНИЕ.

Каждая нация сильна не только своими богатствами, а в первую очередь высокой духовностью и культурой. В Узбекистане с первых дней независимости придается большое значение возрождению национальных ценностей, совершенствованию системы национального образования и воспитанию гармонично развитого поколения.

В одном из своих выступлений Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, говоря о переходе к современной модели инновационного типа развития, подчеркнул: «Отечественная наука создала мощный интеллектуальный потенциал, который находит свое практическое применение во многих сферах жизни, служит основой для укрепления национальной государственности и экономической независимости республики.

Успех деятельности государства в значительной мере сегодня определяется тем, насколько широко внедряются достижения научно-технического прогресса, наукоемкие технологии, а так же уровнем профессиональной подготовленности кадров».

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. На современном этапе вопрос о подготовке молодых специалистов с каждым днем становится все более и более актуальным. Государство направляет огромные усилия на позитивное реформирование системы образования. Государственная политика и Концепция реформирования образования в Узбекистане нашли свое воплощение в Законе «Об образовании» и Национальной программе по подготовке кадров, принятых 29 августа 1997 г. Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

Подробное изучение данных нормативно-правовых документов, а именно ст. 13 закона об образовании, послужило основанием в выборе темы для разработки курсовой работы.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Тренинг как форма обучения.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Применение тренинговых занятий как элемент психолого педагогической работы средне специальных учебных заведений

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - оценка эффективности применения тренинговых занятий для коррекционной психолого – педагогической работы.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.Анализ литературы по исследуемой проблематике.

2.обобщение исторического вопроса формирования тренингов как формы проведения занятий, адаптированной к современным условиям.

3.конкретизация понятия тренинг. Анализ его возможностей и ограничений

4. Разработка и проведение программы тренинговых занятий, направленных на личностный рост и коррекцию конфликтного поведения подростков.

ГИПОТЕЗА. Возможность применения тренинга как формы психолого – педагогической работы в средне – специальных учебных заведениях.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

-тренинг - это систематизированная форма обучения с использованием активных методик формирования и совершенствования навыков.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

-В рамках исследования была разработана и проведена программа тренингов направленных на личностный рост и коррекцию конфликтного поведения подростков.

АПРОБАЦИЯ работы была проведена во время прохождения производственной практики в одном из колледжей г. Ташкент.

Методы исследования:


теоретический анализ литературы по вопросам подготовки и проведения тренинговых занятий.


методы наблюдения, беседы, анализ учебной и внеучебной деятельности; методики диагностики и коррекции конфликтного поведения подростков.


СТРУКТУРА РАБОТЫ. Работа состоит из Введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, глоссария, приложения и презентации.

ГЛАВА 1. Теоретические основы и типология социально - психологического тренинга.

1. 1. Тренинг как феномен.



История развития тренингов как и история развития обучения насчитывает тысячи лет, но возникновение групповых форм тренинга традиционно связывают с именами К. Левина, К. Роджерса, М. Форверга и А. Эверетта.

Важным явилось открытие того, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит именно в групповом процессе.


В 1946 г. Курт Левин вместе с коллегами основали первые тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении. Они заметили, что участники групп получают большую пользу от анализа собственных переживаний в группе. Успешная работа учеников К. Левина привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность.


В 60-е гг возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (social&life skills training), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

Среди жизненных умений выделялись следующие: умения решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции; межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений; эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Социально-психологический тренинг - форма обучения, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы, в которой осуществляется воздействие, направленное на развитие у личности компетентности в общении. Психологический механизм тренинга - межличностная обратная связь, позволяющая оптимизировать перцептивный компонент общения.


В 1971г. А. Эверетт проводит тренинг «Mind Dynamics» (Динамика разума), основанный на принципе освобождения от негативного опыта незавершенных ситуаций, который стал прототипом тренингов личностного роста, а одноименная компания впоследствии становится генератором тренинговой индустрии по всему миру.


Понятие тренинг


За последнее десятилетие активные методы обучения основательно зарекомендовали себя на рынке услуг по обучению и подготовке специалистов, и наиболее востребованным из них является обучение в форме тренинга. Наиболее «продвинутые» фирмы, компании и руководители , а с внедрением новых педагогических технологий в образовательный процесс и многие средне - специальные образовательные заведения стремятся дать помимо профессиональной и психологическую подготовку своим подопечным.


На сегодняшний день существует множество определений понятия «тренинг»,что приводит к разнообразному толкованию формы психолого – педагогической работы и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и средств, используемых как в психологической практике, так и в образовательном процессе.

Дабы внести ясность в понимании понятия тренинг , рассмотрим основные описания данного явления:


«В 1991 году Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании (Manpower Services Commission, MSC) предложила следующее рабочее определение: «Тренинг — это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности. Цель тренинга в рабочей ситуации состоит в том, чтобы развивать способности личности и удовлетворять текущие и будущие потребности организации» (17)


Сидоренко Е. В. В своей работе «Технологии создания тренинга. От замысла к результату» отмечает, что Тренинг — это обучение технологиям действия на основе определенной концепции реальности в интерактивной форме(22).


В большом толковом педагогическом словаре Тренинг рассматривается как форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессио­нального поведения в общении (21) .


Большой психологический словарь рассматривает тренинг как интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок(20).

Опираясь на данные психологического словаря можно сделать вывод о том, что тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу с использованием разнообразных методических средств с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой или иной деятельности.


Главная мысль этого определения заключается в том, что тренинг — это тренировка, наработка навыков и умений которые применяясь индивидом в реальных условиях в дальнейшем сформируются в эффективную модель поведения.


И. В. Вачков предлагает такое рабочее определение тренинга: «Совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития»(12).

По мнению ученого Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

- Тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой с помощью положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного – «стираются» нежелательные;

- Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

- Тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

- Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.


Виды тренингов


До сих пор не существует Единой и общепризнанной классификации тренингов. Деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений :

навыковые тренинги, коррекционные тренинги, тренинги личностного роста.

Навыковые тренинги направлены на формирование и выработку определенного навыка (навыков). например тренинг переговоров, тренинг самопрезентации а так же профессионально направленные тренинги являются навыковыми.


Коррекционные тренинги – это программы, целью которых ставиться  решение психологической проблемы обратившегося человека. Коррекционный тренинг включает в себя три стадии:
1)  психологическая диагностика клиента в тренинговой форме. Выполняя диагностические упражнения тренинга, человек исчерпывающе проявляет себя, после чего тренер составляет его  психологический портрет;
2) выполнение коррекционных упражнений  и выработка  нового конструктивного поведения;
3) адаптационная часть тренинга. Перенос выработанного конструктивного поведения в реальную жизнь. Продолжительность данного вида тренингов составляет от одного дня до несколько  недель или месяцев. Все зависит от сложности проблемы клиента и  от его желания эту проблему преодолеть. Большая часть времени наиболее часто  уходит на преодоление психологических защит клиента.

Личностно-развивающие тренинги – программы, целью которых является выявление  индивидуальности человека, слабых и сильных сторон его личности, и гармонизации  внутреннего мира человека. Такие тренинги способны изменить внутренние ценности человека, его взгляды на себя, окружающих, весь мир, что повлияет на его дальнейшую судьбу в целом. Тренинги личностного роста по тематической направленности могут быть посвящены: личной жизни, построению эффективных отношений, развитию личностных особенностей учащихся и руководителя, развитию навыков коммуникации и т.д.


Основные подходы развития группового психологического тренинга

В настоящее время в качестве основных (классических) подходов развития группового психологического тренинга и подходов, используемых в групповой работе, выделяют следующие:

1. Поведенческий подход (бихеовиоральный). Уже из определения видно, что объектом для технологического вмешательства или изменений является поведение человека, которое всегда очевидно окружающим, как и индивидуальные особенности его проявления в личной и профессиональной реальности.

Приемом психологического вмешательства здесь является так называемая репетиция поведения, то есть переобучение наиболее эффективным моделям поведения, адаптированным к тем или иным ситуациям. В тренинговом процессе обычно предлагается компетентная модель поведения, которая осваивается участниками тренинга, используются приемы положительного подкрепления успешных действий тренером и другими участниками и отрицательно подкрепляются неуспешные модели поведения.

При поведенческом подходе тренер на протяжении всей работы группы удерживает внимание на позитивной обратной связи всех участников, концентрируя их внимание преимущественно на успешных действиях. Приверженцы данного подхода уделяют большое внимание пониманию причин и интерпретации своего поведения и поведения окружающих.

2. Психодинамический подход ориентирован на осознание конфликта между сознательным и бессознательным. В качестве объектов психологического воздействия здесь рассматриваются бессознательные психические процессы.

Тренер строит работу таким образом, чтобы вывести бессознательные процессы человека на уровень осознания и способствовать проявлению бессознательного во внешнем плане.

Осознание достигается через анализ символов, сопротивления и переноса внимания к своим внутренним ощущениям и реакциям тела.

В рамках психодинамического подхода выделяют психодраматический и телесно-ориентированный подходы.

Психодраматические методы групповой работы предполагают разыгрывание участниками ролей, которые моделируют жизненно важные и профессионально значимые ситуации. Высокая результативность психодрамы основана на эффекте группового взаимодействия.

Во время разыгрывания ролей участники актуализируют имеющиеся и осваивают новые социальные роли, избавляются от стереотипов, тем самым формируя новый жизненный и профессиональный опыт.

Другими словами, психодраматические методы работы можно определить как «инсценирование» реальных проблем участников с обязательным распределением ролей и проигрыванием их для достижения понимания и эмоционально значимых моментов.

3. Гуманистический подход

Специалисты, работающие в рамках гуманистического направления, основополагающим принципом в своей работе считают признание уникальности и самоценности личности человека. Главным здесь будет признание собственной ценности и принятие ответственности за наполнение своего существования.

Представители гуманистического направления определяют невротические и неконструктивные формы поведения как ограничения, связанные с самоактуализацией. Невозможность или затруднения личностного или профессионального развития трактуется как недостаточное принятие себя самого.

Тренеры, практикующие данный подход в группах, работают на создание условий, в которых человек сможет пережить эмоциональный опыт, способствующий личностной интеграции, осознанию и принятию себя.

Одной из характерных особенностей гуманистически ориентированных тренингов является максимально недирективный стиль ведущего, провоцирующий участников проявлять собственную активность и принимать за нее ответственность. Большое внимание тренер здесь уделяет изучению групповых процессов и групповой динамики, дает информацию о межличностных отношениях и поведении членов группы в реальности.

На начальных этапах работы такой стиль ведения группы может приводить к фрустрации и сильному проявлению негативных эмоций, что, в свою очередь, в полной мере позволяет раскрыть наибольшее количество проблем участников и в дальнейшем конструктивнее их проработать.

Сегодня активно практикующие тренеры, как правило, не придерживаются жестко какого-либо конкретного направления, а стараются творчески и виртуозно сочетать различные технические приемы тех или иных психологических направлений и школ.


Итак, анализ исследуемой литературы показал : тренинг - это систематизированная форма обучения с использованием активных методик формирования и совершенствования навыков.

С использованием вопросов и руководства происходит постепенное улучшение результативности деятельности до заданного уровня .

Иными словами Тренинг - это процесс, посредством которого некто учится новому умению или аспекту знания. В результате индивидуум овладевает инструментами для выполнения определенной работы, вследствие чего переходит от осознанного незнания к осознанной компетентности. В конце сессии тренинга ученик может научиться выполнять соответствующую работу, но его деятельность после этого не обязательно соответствует требуемому стандарту так как подлинное обучение происходит тогда, когда ученик переносит знание из обстановки тренинга в «реальный мир» и начинает осуществлять устойчивое изменение своего поведения».


1.2. Методические средства, используемые в тренинге.


В процессе группового психологического тренинга ведущий использует различные методы групповой работы, методические средства и приемы. В работе приведен краткий обзор наиболее часто используемых из них.


Диагностические процедуры

(психодиагностические тесты и методики)

Диагностические процедуры могут использоваться в тренинге:

- для отбора участников в группу;

- как средство получения участником новой информации о себе;

- как средство самопонимания и самораскрытия;

- для обеспечения и контроля эффективности тренинговых процедур и тренинга в целом.

При использовании педагогом в процессе работы группы психодиагностических тестов и методик первоначально ему необходимо создать у участников потребность в понимании себя, потребность самоисследовании и самоизучении. В процессе самоизучения происходит более глубокое самопонимание, появляется желание обсудить с группой полученную информацию, то есть происходит выход на самоанализ, самораскрытие и групповой анализ.


Информирование

В процессе тренинга ведущий может осуществлять как запланированное, так и ситуативно необходимое информирование участников с целью их развития, и подготовки группы к выполнению упражнений и процедур.

Информирование проводится через раскрытие в доступной форме психологических понятий, описание случаев из собственной практики и анализ материала, возникающего «здесь и теперь».

При этом возможно использование различных вспомогательных средств (видео, аудио и др.).

В процессе информирования ведущий может помогать отдельным участникам, испытывающим затруднения, предоставляя им обратную связь и поддерживая в процессе действия.

Информирование на актуализированном в группе материале наиболее эффективно, так как оно более наглядно, актуально и значимо для участников.


Групповая дискуссия

Групповая дискуссия — это свободный вербальный обмен знаниями и мнениями между участниками группы. Она позволяет обучить участников тренинга конструктивному анализу реальных ситуаций, развивает умение слушать, понимать позиции оппонентов, взаимодействовать с другими участниками. Также групповая дискуссия позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устраняет эмоциональную предвзятость.

Поскольку в тренинге очень важным является правило «Каждый имеет право на свою точку зрения и должен уважать это право в других», то во время проведения групповой дискуссии необходимо полностью исключить прерывание говорящего.


Мозговой штурм

Мозговой штурм является одним из методов, производных от

групповой дискуссии, но с более структурированной процедурой.

Главная функция мозгового штурма — обеспечение генерации идей.

В основе метода лежит наблюдение того, что при совместной работе , группа может порождать большее количество идей (и более широкого спектра), чем при индивидуальной работе этих же людей. Это происходит потому, что большая степень взаимодействия приводит к перекрестному стимулированию и дополнению идей. Таким образом, идея, которая сама по себе могла бы быть отвергнута в силу кажущейся непрактичности, дорабатывается и улучшается, становясь более пригодной.

Во время проведения мозгового штурма следует соблюдать основное правило — нельзя останавливать процесс генерации идей их преждевременной субъективной оценкой.

Если выдвигаемые идеи сразу сталкиваются с оценочным суждением в свой адрес, наступает «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений. Именно поэтому оценки позволяется высказывать только на этапе обсуждения, после того как предложены все возможные варианты решения.

Так же во время проведения мозгового штурма необходимо соблюдать

следующие правила:

1. Отсутствие всякой критики. Недопустимо не только делать критические или оценочные высказывания, но и демонстрировать критическое отношение к высказанной идее иными способами: пожиманием плеч, подниманием бровей, хмыканьем и т. п.

2. Поощрение идей. Необходимо сделать акцент на количестве идей, а не на их качестве и поощрять каждую новую идею.

3. Равноправие участников. Каждый участник должен чувствовать, что его идея стоит рассмотрения.

4. Свобода ассоциаций. Не должно быть никаких ограничений на идеи. Любая идея должна приниматься без комментариев, не

зависимо от того, насколько несерьезной, оскорбительной или не

относящейся к делу она может показаться.

5. Запись всех идей. Запись — это не просто фиксирование важных предложений, но также возможность оттолкнуться от них в рождении новых идей. Поэтому все идеи должны записываться в авторском предложении без редактирования и на видном месте. (22)


Мозговой штурм широко используется в тренинге креативного мышления. Он позволяет выйти за пределы общих мыслительных шаблонов и стандартов. Кроме того, мозговой штурм развивает навыки слушания и может использоваться как полезный элемент

для сплочения группы и создания команды.


Психогимнастические упражнения

Психогимнастические упражнения, используемые в тренинге,

очень разнообразны и включают в себя совокупность различных

заданий, представленных ведущим. Они могут быть направлены

на: отработку желаемого поведения, развитие познавательных процессов, расширение границ понимания, фокусирование на чувствах, развитие самосознания, коррекцию самопредставления, регуляцию эмоционального состояния участников и многое другое.

При этом именно выполнение упражнений является основным, а

в некоторых случаях единственным средством тренировки желаемого поведения.

Также упражнения являются эффективным средством развития внимания, памяти, наблюдательности, мышления и др.


Ролевые игры

В самом широком смысле ролевая игра — это метод, суть которого заключается в разыгрывании участниками различных ролей.

Разыгрывание ролей:

- позволяет участникам выйти на собственные ограничения и раздвинуть эти границы;

- приводит к расширению границ самосознания;

- помогает выразить скрытые чувства и разрядить накопленные переживания;

- дает возможность поупражняться в различных типах поведения;

- высвечивает динамику группового взаимодействия, формального и неформального;

- устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями;

- помогает научиться контролировать свои эмоции.


Психодраматические приемы

Суть психодрамы как метода групповой работы определяется в

разыгрывании участниками ролей в моделируемых жизненных ситуациях, имеющих для них личностный смысл.

Жизнь в психодраматической группе формируется как специфическая реальность, в которой участники экспериментируют с разными жизненными ситуациями, ролями и формами поведения.

I Основные участники:

Протагонист — главный герой, предлагающий материал для разыгрывания. Он задает сценируемую ситуацию (запрос), ее постановку и сам играет. Действуя в ней и затем участвуя в обсуждении, он приобретает более полное видение ситуации, себя, других людей, формирует новый опыт в совокупности с новыми поведенческими образцами.

Вспомогательные Я — это члены группы, которые изображают

отсутствующих участников разыгрываемой сцены. При этом вспомогательное Я может получить роль как реального лица, так и субличности, образа сновидения, части тела, вещи, идеи — всего того,

что представляет чувственный мир протагониста.

Ведущий психодрамы — руководитель группы. Он несет ответственность за организацию сеанса, управляет им, выбирает подходящие техники, может добавить дополнительного персонажа в разыгрываемую ситуацию, регулирует эмоциональную напряженность и включенность участников.


В классическом варианте метод психодрамы можно разделитьна три этапа психодраматического действия:


1. Разогревающая фаза - включает знакомство участников, формирование атмосферы доверия и психологической безопасности, представление участниками собственной позиции, определение протагониста и определение сценируемой ситуации.

2. Игра — главная и центральная фаза психодрамы включающая основное действие. Она отличается наибольшей продолжительностью и динамичностью. Именно на этой фазе достигается инсайт по проблеме. На этой фазе определяются значимые для действия люди и подбираются на эти роли вспомогательные Я, а так же создается обстановка, позволяющая представить конкретное место события, которое ограничивается физически. Таким образом, создается реальность со своим временем, своими условиями и нормами

жизни. На этой фазе описание сцены и само действие должно происходить в настоящем времени.

3. Завершение — включает выход из роли и обсуждение. На этой

фазе, в отличие от первой и второй, почти не используется действие. Основные средства на этой стадии — выражение чувств, обсуждение и анализ. Исключения могут составлять невербальные упражнения или игровые действия, направленные на эмоциональную регуляцию.


Дебрифинг

Дебрифинг как действие является специально организованным

обсуждением, рефлексией происходящего и подразумевает процесс, обратный инструктажу. Он позволяет участникам окончательно выйти из действия, из выполняемой ими роли и может выполняться по окончании выполнения упражнения, проигрывания ролевой игры, завершении дня и по окончании тренинга.

Во время дебрифинга уточняется смысл проделанного, подводится черта под уроками, устанавливается связь между тем, что уже известно, и тем, что понадобится в будущем.

В качестве основных задач дебрифинга выделяются следующие:

- вывести игроков из ситуации (ролей);

- провести анализ развития событий;

- оформить понимание проделанных действий;

- соотнести результат с первоначальными действиями;

-дать возможность участникам проявить чувства и отношение к происходившим событиям;

- снять эмоциональное напряжение, тревогу;

- установить связь с предыдущими действиями, занятиями;

- откорректировать и закрепить усвоенное;

- развить у участников способность к анализу и самонаблюдению;

- подготовить участников к дальнейшей работе.


ГЛАВА 2. ТРЕНИНГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ.

2.1. Предтренинговая диагностика.


В настоящее время ни у кого не возникает вопросов о важности постановки диагноза при выписке лекарства у врача. Однако мало кто при запросе тренинга по-настоящему серьезно относится к диагностике «состояния здоровья» будущих участников, что несомненно сказывается

на качестве проведения тренинга.

Предтренинговая диагностика содержит в себе огромное количество информации необходимой для разработки тренинга.


Есть три вопроса на которые тренер должен иметь ответ перед тем как приступить к разработке программы тренинга, а в противном случае лучше и не продолжать:


1.Каков разрыв между актуальным и требуемым уровнем эффективности будущих участников ?

2. Решается ли поставленная задача обучением?

3. Будет ли данная форма обучения эффективной в данном случае?


Отрицательные ответы на последние два вопроса могу вообще исключить сам факт проведения тренинга(25).


I .Составление психологического портрета участников


Начинается предтренинговая диагностика с составления психологического портрета будущих участников. Для осуществления данного этапа предлагается большое количество методик . В работе описываются лишь некоторые из них, те , которые на наш взгляд являются самыми эффективными. К ним относятся:


1. Личное интервью участников

Преимущества: позволяет быть гибким, ориентироваться на конкретного участника, отслеживать и проверять искренность ответов участника.

Оптимален для диагностики внутренних установок и мотивации участников.

Ограничения: Данный метод может применять только квалифицированным специалистом (педагог психолог).


2.Открытое наблюдение за поведением участников в реальных условиях:

Речь идет о методе, когда за ситуацией , требующей коррекции ведется непосредственное наблюдение специалиста .

Преимущества: позволяет собрать объективные данные, посмотреть на поведение будущих участников в реальной ситуации.

Ограничения: Такое наблюдение требует серьезной психологической подготовки педагога использующего данный метод.


3.Использование анкет , Опросников, тестов

Существует огромное количество различных типов опросников, анкет и тестов. Выбор типа опросника остается за преподавателем и зависит от того, что именно необходимо продиагностировать.

В приложении ... мы приводим одну из форм опросников. Это опросник разработан по методу 360 градусов. Суть метода заключается в том, что будущий участник оценивается с трех точек зрения:

-собственная позиция участника,

-позиция близкого знакомого (друга),

-позиция человека с которым будущий участник общается достаточно мало или не общается совсем(но в этом случае, во избежание субъективного отношения к исследуемому, предварительно необходимо выяснить причины по которым участники не общаются).


Преимущества: качественно составленный опросник позволяет педагогу правильно воссоздать психологический портрет исследуемого .

Ограничения: информация, полученная с помощью опросника, не всегда объективна. Во многом качество информации зависит от условий, в которых он заполнялся.


Для проведения таких исследований наблюдатель должен иметь оценочный лист, куда будут заноситься данные о будущих участниках т.е. фиксируется психологический портрет будущих участников тренинга.


II. Проверка на ограничения

Результатом работы на первом этапе диагностики становится наличе у тренера психологических портретов будущих участников , а так же список технологий, навыков и установок, которых не хватает учащимся..

Далее необходимо рассмотреть условия, в которых существует будущий участник тренинга. Изучить среду, в которой он проводит большую часть времени.

Это определяет успешность проведения тренинга и внедрения результатов в реальую жизнь.


На практике информацию об условиях и среде окружающей учащихся мы нашли уместным получить при помощи проведения проективной методики “Я и Мое окружение”(14) (см. Приложение)


III. Подбор программы

Заключительный шаг предтренинговой диагностики - это подбор программы тренинга или серии тренингов.

На этом этапе производится объединение и обрабтка собранной информации об участниках , выявляются необходимые для отработки умения и навыки, на базе чего педагог подбирает концепцию будущего тренинга.


В ходе определения потребностей в обучении мы обнаружили, каких навыков и технологий не хватает учащимся (см приложение 3.), какая работа должна быть проведена. Собственно это и легло в основу содержания тренинга по “профилактике и коррекции конфликтного поведения у подростков”


Подводя итог по трем этапам диагностики, мы получаем схему всей технологии: (См. Приложение 4.)


2.2. Тренинг.

Рассмотрев выше в нашей исследовательской работе виды, направленности и структуру построения тренингов, далее, мы бы хотели предложить собственную разработку тренинга, составленную на основе изученной литературы и классических программ личностного роста и профилактике и коррекции конфликтного поведения у подростков.

Апробация. Данная программа проходила, во время прохождения и педагогической практики в одном из средне-специальных учебных заведений г. Ташкент МУПКИ. Для проведения курса тренинга была выбрана аудитория из учащихся 2 курса (16-17 лет)


Программа тренинга состоит из четырех занятий , рассчитана на проведение в течение четырнадцати дней по два занятия в неделю как факультатив (вне учебное время).

Разработана с учетом психологических и возрастных особенностей юношей и девушек 15- 18 лет.

Направлена на :

-Ознакомление учащихся с понятием «конфликт»;

- осмысление конфликтных ситуаций и путей выхода из них;

-обучение сотрудничеству, умению находить «плюсы» среди «минусов»;

- формирование социально одобряемых форм поведения.


Результатом проведения данного курса тренинговых занятий стало очевидное улучшение психолого - эмоционального климата подростковой группы.

Приложение данной работы содержит результаты тестирования и фрагменты записей дневников участников тренинга, а также отзыв куратора группы об эффективности проведенных мероприятий. Также прилагаем фотографии проводимых упражнений.


2.3. Послетренинговое сопровождение.

Через некоторое время после тренинга, когда эйфория проходит, его результаты могут не оправдать ожиданий. Это начало угасания эффекта. Подобная реакция вовсе не означает, что тренинг прошел плохо, но говорит о том, что импульс, полученный на тренинге, нужно поддерживать и продлевать до тех пор, пока новый навык не станет новой привычкой.


Практический опыт показывает , что новые паттерны поведения приживаются в индивидууме только в случаях, когда индивид в скором времени попадает в среду к которой его гтовили на тренинге или имеет «игрвое» пространство для отработки полученных навыков.

Результативность тренинга напрямую зависит от использования участниками полученных навыков или знаний на практике.

На наш взгляд для увеличения эффективности тренингов имеет смысл применение практики “сурогатных” условий.

Детально эффективность этой методики мы планируем рассмотреть и изложить последующие результаты и наработки в квалификационной работе по данной теме, а на данном этапе прилагаем результат опроса учащихся в приложении 9.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Общеизвестно, что каждое государство, каждая нация видит в своих детях , вступающих в жизнь с большими надеждами, ту мощную силу, способную проявить присущие этому народу особенности и черты, реализовать его вековые мечты. С целью достижения высоких рубежей в республике была пересмотрена система образования, поднята на принципиально новый уровень задача подготовки кадров молодого поколения, воспитанных в духе национальных и общечеловеческих ценностей, способных решать сложные широкомасштабные задачи на пути модернизации страны, строительства современного демократического общества.

За годы независимости в этом плане проделана огромная работа, имеющая историческое значение и уже сегодня мы можем проследить ее позитивные результаты.

«Само собой разумеется, что вопрос постоянной заботы всего общества о решении пока еще существующих проблем молодежи, составляющей большую часть населения должен находиться в центре внимания общественности» . И. А. Каримов

Рассмотрев и проанализировав нормативно – правовые документы , связанные с реформированием системы образования и программой по подготовке кадров мы пришли к выводу, что применение тренинга в работе средне – специальных учебных заведений можно считать наиболее эффективной формой обучения и выработки необходимых профессиональных навыков.

Практический опыт показал , что несомненными преимуществами тренингов, является ненавязчивая, подчас игровая форма приобретения и закрепления новых знаний, умений и навыков, позволяющая раскрыть потенциал и интерес участников.

Интерактивность , достаточная зрелищность и обстановка комфорта и доверительности пробуждает интерес участников и оставляет яркие позитивные впечатления, дающие толчок для отработки и закрепления навыков, а так же способствует эффективному применению их в реальной жизни.

Проведенные нами исследования и использование разработок дали подтверждение гипотезы данной работы:

Применение тренингов в средне специальных учебных заведениях не только возможно но и достаточно эффективно как форма психолого – педагогической работы в средне – специальных учебных заведениях.


Итак, подводя итоги данного исследования, мы определяем:

тренинг - это систематизированная форма обучения с использованием активных методик формирования и совершенствования навыков.

С использованием вопросов и руководства происходит постепенное улучшение результативности деятельности до заданного уровня.


Также рассматривая структуру тренинговой работы было выяснено, для увеличения эффективности тренингов имеет смысл применение практики “сурогатных” условий, или после тренинговое экзаменирование, но разработок по данному вопросу на сегодняшний день недостаточно, посему предлагаем детально рассмотреть эту методику и изложить последующие результаты и наработки в квалификационной работе по данной теме.


Рекомендации:

Исходя из результатов анализа исследуемой литературы и собственной практической работы можем предложить применение тренинговых занятий, отдельных, либо комплексным курсом, как факультатив, либо в рамках гуманитарных, общественных дисциплин в средне-специальных учебных заведениях, по таким темам, как например : «Самопрезентация», «Подготовка к трудоустройству», «Социальные стереотипы», «Личное эффективное общение», «Профилактика и коррекция конфликтного поведения» и др.


ГЛОССАРИЙ.

Внутренняя мотивация – мотивация,котораяпобуждает индивидуума к действию с целью улучшить его состояние уверенности и независимости, в отличие от внешней по отношению к нему цели (вознаграждение, избежание наказания и т.п.).

Вспомогательные Я (в психодраме)— это члены группы, которые изображают отсутствующих участников разыгрываемой сцены. При этом вспомогательное Я может получить роль как реального лица, так и субличности, образа сновидения, части тела, вещи, идеи — всего того,

что представляет чувственный мир протагониста.

Групповая дискуссия — это свободный вербальный обмен знаниями и мнениями между участниками группы. Она позволяет обучить участников тренинга конструктивному анализу реальных ситуаций, развивает умение слушать, понимать позиции оппонентов, взаимодействовать с другими участниками.

Дебрифинг - как действие является специально организованным

обсуждением, рефлексией происходящего и подразумевает процесс, обратный инструктажу. Он позволяет участникам окончательно выйти из действия, из выполняемой ими роли и может выполняться по окончании выполнения упражнения, проигрывания ролевой игры, завершении дня и по окончании тренинга.


Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений характерных для данного вида практики

Инсайт –новое решение проблемы, проявляющееся внезапно после того,как субъект интегрирует информацию, имеющуюся в памяти и поступающую из окружающей среды.

Интеллект – способность человека к пониманию и приспособлению к новым ситуациям.

Концепция - ( от лат.- понимание, система) – определенный способ понимания (трактовки )какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

Концепция тренинга – общий замысел, теоретическое построение, позволяющее выполнить поставленные задачи и включающее основные тематические блоки, логически увязанные в общую систему знаний.

Латентный – скрытый, не проявляющийся до поры

Медитация – техника , позволяющая изменить состояние сознания, замедлить мозговую деятельность путем концентрации внимания на каком- либо объекте или мысли. Вызывает расслабление организма.

Наблюдение - целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого социального - психологического явления.

Научение – процесс, при котором в результате практики происходит относительно стойкое и иногда значительное изменение поведения.

Протагонист(в психодраме) — главный герой, предлагающий материал для разыгрывания. Он задает сценируемую ситуацию, ее постановку и сам играет.

Психологический механизм тренинга - межличностная обратная связь позволяющая оптимизировать перцептивный компонент общения


Психодрама - (от латинского языка «действие души»)- Суть психодрамы как метода групповой работы определяется в

разыгрывании участниками ролей в моделируемых жизненных ситуациях, имеющих для них личностный смысл.

Ролевая игра - форма воссоздания ситуации межличностного общения, понимаемого в единстве трех его сторон: перцептивной , коммуникативной и интерактивной

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, обусловленные ситуациями их социального взаимодействия, фактом включения индивидов в большие и малые социальные группы

Социально-психологический тренинг - форма обучения, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы, в которой осуществляется воздействие, направленное на развитее у личности латентности в общении

Тест - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для измерения социально-психологических переменных

Тестирование - метод диагностики, который предполагает стандартизированное измерение социально-психологических переменных

Т- группа - группа тренинга, создаваемая для воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия

Тренинги личностного роста - разновидность коммуникативных тренингов, в которых с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои комплексы

Толерантность - способность индивидуума адекватно реагировать на противоположную точку зрения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Постановление президента Республики Узбекистан И.А.Каримова «О Государственной программе «Год гармонично развитого поколения» от 28 февраля 2010 года.

  2. Постановление Президента Республики Узбекистан И.А Каримова « О Государственной программе «Год молодежи» от 29 февраля 2008 г.

  3. Государственная программа по подготовке кадров.

  4. Закон об образовании Республики Узбекистан

ВЫСТУПЛЕНИЯ И ТРУДЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИСЛАМА АБДУГАНИЕВИЧА КАРИМОВА.

  1. «Высшая ценность нашей священной Родины – человек, его права и интересы». Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на торжествах, посвященных 19-летию независимости Республики Узбекистан. Ташкент 2010 г.

  2. «Модернизация страны и построение сильного гражданского общества – наш главный приоритет». Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Ташкент. 2010 г.

  3. «Конституция Узбекистана – прочный фундамент нашего продвижения по пути демократического развития и формирования гражданского общества» доклад Президента Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 17-летию Конституции Республики Узбекистан. Ташкент 2009 г.

  4. Каримов И.А. «Наша главная цель – демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны».Ташкент «Узбекистан» 2005 г.

  5. Выступление Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на совещании с новым составом Кабинета Министров «Со старыми взглядами и подходами невозможно построить новыю жизнь».»Новое слово»»Халк сузи» № 34 о 18.02. 2007. 10.Дильбар БАБАДЖАНОВА «Активная гражданская позиция как результат высокой духовности». 29/01/2009г. 

11. Баранова, Г. В. Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренинга [Текст] / Г. В. Баранова, В. В. Кобзева. - М.: Добрая книга, 2006. - 456с.

12. Вачков, И. В. Окна в мир тренинга :методологические основы субъектного подхода к групповой работе [Текст] / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. - СПб.: Речь. 2004 - 272с.

13. Вачков И. В. «ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА»

М: Издательство "Ось-89", 1999

14. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с: ил.


15. Гладышев, С. Как вести себя на тренинге? [Текст] / С. Гладышев - Журнал "Обучение и карьера" N 35. 2005 - 70с.

16. Евтихов, О. В. Практика психологического тренинга [Текст] / О. В. Евтихов. - СПб.: Речь. 2007 - 256с.

17. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – Спб: Питер Ком, 1999 – 752 с.


18. (Wilson, 1999: 4)». Кеннет Фи,Технологии обучения менеджеров. Где, когда и как их использовать, М., «Добрая книга», 2006 г., с. 34.


19.Кларин, М. В. Корпоративный тренинг от А до Я [Текст] / М. В. Кларин. - М.: "Дело". 2002 - 224с.

20. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., Словарь по педагогике, М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, «МарТ», 2005 г., с. 357.

21. Ли Дэвид. Практика группового тренинга. — СПб: Питер, 2001

22. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. .Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: "Прайм-Еврознак", 2003. - 672с.

23. Ребер, А. Большой толковый педагогический словарь [Текст] / Пер. с англ. А. Ребер. - М.: АСТ, Вече. 2000. - 592+560с.

24. Сидоренко Е. В., Технологии создания тренинга. От замысла к результату, СПб, «Речь»; 000 «Сидоренко и Ко», 2007 г., с. 11.

25.Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: Игры и упражнения. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 272 с.

26.Куракина И. «шесть шагов к успешному тренингу» - электронная книга. Бери & Веди – разработчик тренинговых программ- WWW.10Sekretov.ru

27.Кристофер Э.,Смит Л.-Тренинг в рекруитменте –СПб.:

Питер,2002-224 с.

28. Клиффорд, Дж. Коучинг Руководство для тренинга и менеджера [Текст] / Дж. Клиффорд, С. Торп - СПб.: Питер. 2003 - 224с.


29. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения,

исследования и применение). — СПб.: Питер, 1991. — С. 471–479.


30.Фарба Е.О., Завьялова Ж.В.- Энергия бизнес – тренинга. Путеводитель по разминкам: пособие для практикующего бизнес – тренера. СПб.: Речь, 2005.- 159с.


Приложение

Приложение 1

Анкета разработанная по методу 360 градусов

Уважаемый учащийся!

Этот опрос поможет вашему однокурсснику (оцениваемому) лучше понять свои сильные и слабые стороны, увидеть потенциал дальнейшего роста и развития. Никакие меры поощрения или наказания по результатам исследования приниматься не будут. Мы гарантируем анонимность и конфиденциальность. В связи с этим просим вас давать максимально правдивые, откровенные и обдуманные ответы. Если вы по характеру взаимодействия с этим человеком не видите проявления некоторых аспектов поведения и не можете судить о том, как он проявляет себя в описываемых ситуациях, пожалуйста, выбирайте ответ: «Не имею информации». Кроме того, часть вопросов предполагает в качестве лучшего варианта ответ «Проявляет всегда», а некоторые — «Не проявляет никогда». Будьте внимательны! Есть также несколько вопросов, ответы на которые позволят нам оценить достоверность результата; в случае низкой достоверности опросный лист придется заполнять заново, что нежелательно.

Опрос занимает в среднем от 30 до 45 минут. Рекомендуем вам заполнить анкету сразу же от начала до конца, не отвлекаясь. Так вы сможете сэкономить время и повысить достоверность результатов. Вы можете оказать существенную помощь коллеге в понимании его сильных и слабых сторон и планировании дальнейшего развития и роста. Спасибо вам за искренние ответы!



Вопрос

Ответы*

1

2

3

4

5

6

1

Способен при необходимости принимать и отстаивать непопулярные решения

 

 

 

 

 

 

2

В случае появления проблем, решает их самостоятельно, стремится сделать это как можно быстрее

 

 

 

 

 

 

3

В отношениях с однокурсниками дружен ,объективен. Не любит вступать в конфликты . не любит участвовать в спорах.

 

 

 

 

 

 

4

При обосновании решения рассматривает как плюсы, так и минусы, правильно использует возможности.

 

 

 

 

 

 

5

Стремится к обучению. Считает необходимым постоянно повышать уровень образованности.

 

 

 

 

 

 

6

При расстановке приоритетов учитывает то, что принципиально важно для группы и сложно в исполнении, поэтому такую работу стремится сделать сам.

 

 

 

 

 

 

7

При появлении проблем стремится преодолеть их самостоятельно, находит несколько вариантов решения, умеет обосновать плюсы и минусы каждого из них

 

 

 

 

 

 

8

В случае длительного стресса умеет поддерживать хорошую психическую форму .

 

 

 

 

 

 

9

Если возникает проблема, то в первую очередь тщательно анализирует причины и находит ответственных за их устранение

 

 

 

 

 

 

10

Однокурсники часто обращаются к нему за советом и помощью, с ним они чувствуют себя психологически комфортно

 

 

 

 

 

 

11

В случае появления проблем с преподавателем по вине других людей сразу переадресовывает его к виновнику проблемы

 

 

 

 

 

 

12

В сложных ситуациях легко раздражается, может быть резким в общении

 

 

 

 

 

 

13

Стремится получать максимально полную информацию по теме, эффективно использует эти данные

 

 

 

 

 

 

14

Умеет эффективно действовать в условиях неопределенности

 

 

 

 

 

 

15

Не допускает ошибок даже в мелких деталях

 

 

 

 

 

 

16

Позитивно отзывается о своей группе в разговорах с другими людьми

 

 

 

 

 

 

17

Умеет признавать свои ошибки и брать на себя ответственность за них

 

 

 

 

 

 

18

Никогда не раздражается, не проявляет отрицательных эмоций

 

 

 

 

 

 

19

Старается найти одинаковые интересы и общий язык с однокурсниками в решении совместных задач

 

 

 

 

 

 

20

Признает свою ответственность за результат

 

 

 

 

 

 

21

Проявляет стремление оказать помощь в решении проблем однокурсников, берет на себя ответственность в сложных ситуациях

 

 

 

 

 

 

22

Никогда и ни в какой форме не критикует решения руководства

 

 

 

 

 

 

23

Не приветствует изменения, предпочитает проверенные, подтвержденные длительным опытом решения

 

 

 

 

 

 

24

Всегда готов пожертвовать своими интересами ради общих

 

 

 

 

 

 

25

В стрессовой ситуации не теряется, ищет и находит решения

 

 

 

 

 

 

26

Если проблемы возникли из-за неправильных действий однокурсников, старается помочь им в решение, научить тому, как избегать таких ситуаций в будущем

 

 

 

 

 

 

27

Предупреждает однокурсников о предстоящих изменениях если узнает о них первым

 

 

 

 

 

 

28

Видит взаимосвязь и взаимозависимость разных групп и отделений .Дружественн по отношению к представителям других отделений колледжа

 

 

 

 

 

 

29

Умеет анализировать возможности, риски, а также рассчитывать и планировать ресурсы

 

 

 

 

 

 

30

Никогда не стремится в конфликте перетянуть ситуацию в сторону своих интересов

 

 

 

 

 

 

31

Мотивирует однокурсников, основываясь на их результатах

 

 

 

 

 

 

32

Считает, что педагоги должны быть профессионалами и четко действовать в рамках своих обязанностей, в противном случае они не имеют права на преподавание.

 

 

 

 

 

 

33

Никогда не бывает пристрастным к людям, всегда умеет избегать личных симпатий и антипатий

 

 

 

 

 

 

34

Умеет определять и учитывать индивидуальность в общении с людьми

 

 

 

 

 

 

35

Отличается системным подходом, видит интересы группы в целом и отдельных учащихся в частности

 

 

 

 

 

 

36

Выполняет преимущественно функции контроля, считает, что порицание и наказание – наиболее эффективные методы работы с людьми

 

 

 

 

 

 

37

Харизматичен, использует силу своей личности для того, чтобы отстоять свою позицию

 

 

 

 

 

 

38

Этот человек привносит позитив в жизнь гуппы

 

 

 

 

 

 

39

В отношениях с одногрупниками грамотно выбирает соотношение поощрения и порицания.

 

 

 

 

 

 

40

Умеет управлять конфликтом с позиции сотрудничества, т.е. таким образом, чтобы все стороны были в максимальном выигрыше

 

 

 

 

 

 

41

Помогает отстающим в обучении

 

 

 

 

 

 

42

Умеет концентрироваться на задаче, внимателен к мелочам

 

 

 

 

 

 

43

Отстаивает свою позицию, если мнение собеседника считает неправильным, старается сократить беседу

 

 

 

 

 

 

44

Проявляет инициативу тогда, когда процесс действительно требует его участия

 

 

 

 

 

 

45

В поведении и принятии решений учитывает ценности всей группы и ее интересы

 

 

 

 

 

 

48

Всегда проявляет инициативу, вносит обоснованные предложения

 

 

 

 

 

 

49

Учитывает исключительно свои интересы, ведет конкурентную борьбу

 

 

 

 

 

 

50

Стремится решить проблему максимально быстро и эффективно, причем не всегда самостоятельно, а с привлечением других участников (при необходимости)

 

 

 

 

 

 

* Ответы:

  1. — не имею информации;

  2. — проявляется всегда;

  3. — проявляется в большинстве случаев;

  4. — проявляется примерно в половине случаев;

  5. — проявляется редко;

  6. — не проявляется никогда.

Ответы к анкете (расшифровка типов вопросов и компетенций)

  1. Вопросы с обратным шкалированием: 2, 3, 8, 14, 19, 20, 36, 37, 46, 49. Если ответы на остальные вопросы — на уровне 4–5 баллов, то на вопросы этого типа ответы должны оцениваться в 1–2 балла. Если же ответы на вопросы с обратным шкалированием соответствуют уровню 4–5 в двух и более случаях, то их достоверность рассматривается как низкая.

  2. Однозначно положительные ответы на вопросы 6, 15, 16, 30, 33, 41, 50 свидетельствуют о высокой степени вероятности того, что они социально желательные. Если таких ответов более двух, рекомендуется не засчитывать результаты, а предложить снова заполнить опросник.

  3. Группы вопросов, оценки за ответы на которые должны иметь расхождение не более чем на 1 балл (два и более расхождения позволяют рассматривать валидность как низкую): 10–12, 18–22–25, 34–38–40–41, 39–45, 43–44.

Распределение вопросов по группам компетенций

  • Соблюдение корпоративных ценностей (вопросы 1–29, 43–50)

    1. Ориентированность на оказание помощи — 11, 21, 26.

    2. Лояльность к группе, патриотизм — 16, 22, 47.

    3. Ориентация на результат, ответственность за него — 17, 20, 24, 49, 50.

    4. Инициативность — 23, 46, 48.

    5. Адаптивность, открытость новому — 27.

    6. Самостоятельность и навыки принятия решений — 14, 29.

    7. Понимание ситуаций — 13, 19, 28, 44.

    8. Устойчивость к процедурам и детальной работе — 15, 43.

    9. Стрессоустойчивость — 25.

    10. Стремление к общению и навыки коммуникации с людьми — 12, 18, 19, 45.

  • Управленческие навыки (вопросы 26–42)

    1. Управление текущей работой — 30, 35, 41.

    2. Управление командой — 28, 33, 34.

    3. Планирование — 27, 29, 39.

    4. Обучение — 26, 32, 34, 38, 42.

    5. Мотивирование — 31, 33, 34, 36, 37, 40.



Приложение 2. Проективная методика « я и мое окружение»








Приложение 3.

Оценочный лист



Приложение 4.

Содержание программы тренинга « профилактика и коррекция конфликтного поведения подростков»




Наименование занятия

Время

оборудование

1



Понятие конфликт





90мин.

Нарисованное дерево и стикеры в форме яблок, бумага, цветные карандаши, бланки опросника Томаса, подручные средства

2

Причины возникновения конфликтных ситуаций. Эмоции , связанные с конфликтом.

90мин.

Бумага, ручки, карандаши, дневники участников, листы ватмана, маркеры

3

Конструктивное и деструктивное воздействие конфликтов .

90мин.

Дневники учащихся, ручки, бумага

4

Навыки конструктивного ведения конфликтов.

90мин.

Дневники учащихся, ручки, бумага, раздаточный материал, нарисованное дерево № 2.



Программа курса тренинговых занятий по профилактике и коррекции конфликтных ситуаций для подростков 15-18 лет.

Цели и задачи : - Познакомить учащихся с понятием «конфликт»;

- Способствовать осмыслению конфликтных ситуаций и путей выхода из нее;

-Научить сотрудничеству, умению находить «плюсы» среди «минусов»

- формирование социально одобряемых форм поведения.


Содержание занятий:

1 Понятие конфликт (90минут)

-орг. Момент – 5 минут

- Методика «дерево № 1» - 3 мин.

- совместное обсуждение понятия «конфликт»- 15 мин.

- Упражнение « снежинки» - 2 мин.

- С чем ассоциируется конфликт? – 10мин.

- Упражнения «Один рисунок на двоих» и «Рисунок вдвоем» - 30 мин.

- Диагностическая процедура - анкета Р. Томаса

- Процедура прощания «Импульс»

Оборудование : Нарисованное дерево и стикеры в форме яблок, бумага, цветные карандаши, бланки опросника Томаса, подручные средства.

2 Причины возникновения конфликтных ситуаций. Эмоции , связанные с конфликтом. (90минут)

- орг. Момент – 7мин.

- серия ролевых игр ( « я опоздал на занятия», « преподаватель позвонил родителям»и др.). – 25мин.

- Задание (записать эмоции, сопровождающие конфликтную ситуацию).

- 10мин.

- Объяснение темы «Причины возникновения конфликтных ситуаций. Эмоции , связанные с конфликтом» - 20 мин.

-Упр. « смена акцентов» - 8 мин.

-Упр. « аборигены и инопланетяне» - 15мин.

- Дебрифинг .( обсуждение : какие навыки можно получить выполняя упр. «аборигены и инопланетяне»? что ценного для себя вы получили на занятии? и т.д.) – 10мин.

- Процедура прощания « Аплодисменты» - 5мин.

Оборудование : Бумага, ручки, карандаши, дневники участников, листы ватмана, маркеры,

3 Конструктивное и деструктивное воздействие конфликтов . (90минут).

- Орг. Момент -7 мин.

- Объяснение темы «Конструктивное и деструктивное воздействие конфликтов» с последующей записью. -20 мин.

- упр. «Ответ с улыбкой» - 8 мин.

- Основные понятия Я- концепции: Взрослый, Дитя, Родитель. – Внешние признаки проявления. – 10 мин.

- Техника отработки поведения от внешнего к внутреннему. – 15мин.

- Ролевые игры (я в предлагаемых обстоятельствах). – 25мин.

- Дебрифинг ( что нового вы узнали ? что ценного для себя вы получили на занятии? и т.д.) – 5 мин.

Оборудование : Дневники учащихся, ручки, бумага.

4 Навыки конструктивного ведения конфликтов. (90 минут)

- Орг. Момент – 7 мин.

- Объяснение темы « Принцип амортизации»: непосредственная , отставленная и профилактическая амортизация. - 20мин.

- Отработка навыка непосредственной амортизации . – 30мин.

- Отставленная амортизация « Амортизационные письма» - 20мин.

- Профилактическая амортизация (правила и советы) 5мин.

- Процедура « Дерево № 2» - 5мин.

- Процедура прощания « Аплодисменты»

Программа состоит из четырех занятий , рассчитана на проведение в течение четырнадцати дней по два занятия в неделю как факультатив (вне учебное время).

Разработана с учетом психологических и возрастных особенностей юношей и девушек 15- 18 лет.


Приложение 5. Тренинг по профилактике и коррекции конфликтных ситуаций для подростков 15-18 лет.












Приложение 6 « Процедура 2 дерева»






Приложение 7. Процедура «Смена акцентов»




Приложение 8. Диагностическая процедура






Приложение 9. Послетренинговое сопровождение.





Приложение 10 . Отзыв куратора группы о проделанной работе.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ - Курсовая работа По предмету: Методика преподавания специальных дисциплин Тема: ««методика проведения тренинговых занятий» iconПрактические навыки с пошаговым выполнением при проведении практических занятий по факультетской терапии, с военно-полевой терапией и профессиональными заболеваниями для студентов 4 курса диагностика бронхолегочных заболеваний методика проведения осмотра

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ - Курсовая работа По предмету: Методика преподавания специальных дисциплин Тема: ««методика проведения тренинговых занятий» iconМетодика проведения аудита на малом предприятии зао «стройматериалы» 8 Экономическая характеристика предприятия 8

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ - Курсовая работа По предмету: Методика преподавания специальных дисциплин Тема: ««методика проведения тренинговых занятий» iconМетодика проведения аудита на малом предприятии зао «стройматериалы» 7 Экономическая характеристика предприятия 7

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ - Курсовая работа По предмету: Методика преподавания специальных дисциплин Тема: ««методика проведения тренинговых занятий» iconМетодика проведения физминуток на занятиях 5-6 Требования СанПина к проведению физминуток 7
Тема «Создание электронных физминуток для снятия утомления с глазодвигательных мышц»

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ - Курсовая работа По предмету: Методика преподавания специальных дисциплин Тема: ««методика проведения тренинговых занятий» iconМетодика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами Утверждена гу гибдд мвд РФ 09. 08. 2001г

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ - Курсовая работа По предмету: Методика преподавания специальных дисциплин Тема: ««методика проведения тренинговых занятий» iconМетодика проведения научно-исследовательского семинара «Введение в научно-исследовательскую деятельность»

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ - Курсовая работа По предмету: Методика преподавания специальных дисциплин Тема: ««методика проведения тренинговых занятий» iconМетодика проведения: Обсуждение проблемы по предложенным вопросам и решение ситуационных задач
Волгоградский государственный медицинский университет кафедра педиатрии и неонатологии фув

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ - Курсовая работа По предмету: Методика преподавания специальных дисциплин Тема: ««методика проведения тренинговых занятий» iconВо время проведения лекций, уроков, лабораторных и практических занятий, спортивных, кружковых, внеаудиторных, внеклассных, внешкольных мероприятий, других занятий в соответствии с учебными, научными и воспитательными планами

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ - Курсовая работа По предмету: Методика преподавания специальных дисциплин Тема: ««методика проведения тренинговых занятий» iconМетодический план Проведения занятий с группами личного состава дежурных караулов ? Пч по ппс го и Медицинской подготовке на: Тема

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ - Курсовая работа По предмету: Методика преподавания специальных дисциплин Тема: ««методика проведения тренинговых занятий» iconМетодика преподавания темы “Электромагнитные колебания” в средней школе с использованием компьютерных технологий оглавление



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск