Работа скелетных мышц и их регуляция icon

Работа скелетных мышц и их регуляция





Скачать 119.94 Kb.
НазваниеРабота скелетных мышц и их регуляция
Дата конвертации13.08.2013
Размер119.94 Kb.
ТипДокументы
Тема: Работа скелетных мышц и их регуляция.


Сошенко О.Ф., учитель биологии.

Тип урока: комбинированный урок

Цель: изучить работу скелетных мышц и их регуляцию.

Задачи: образовательная: обеспечить в ходе урока усвоение уч-ся понятий «двигательная

единица», «тренировочный эффект», «гиподинамия», «динамическая работа»,

«статическая работа», «утомление».

Изучить работу скелетных мышц и механизмы, регулирующие силу мышечного

сокращения; особенности работы мышц-антагонистов при динамической и статической

работе.

Рассмотреть суть тренировочного эффекта, изменения мышц при тренировках и

энергетику мышечного сокращения, вред гиподинамии.

Познакомить с методами проведения исследования утомления и с его симптомами.

развивающая: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать,

выделять главное, проводить исследование.

воспитательная: формирование научной картины мира.


Методы обучения: словесные: рассказ, эвристическая беседа, объяснение.

наглядные: работа с анатомическими таблицами.

практические: лабораторная работа: «Утомление при статической и

динамической работе».


Формы работы: индивидуальная, фронтальная.


Оборудование: таблицы с изображением мышц человека.


План урока.



Время


Основные этапы и их содержание

Методы и приемы

2-3 мин

Орг. момент.

Приветствие, проверка рабочего места, проверка отсутствующих.

Словесный,

фронтальная работа.

10 мин

Проверка знаний.

О строении и классификации скелетных мышц.

Работа с терминами.

Дать определение понятий:

  1. Брюшко мышцы. 2. сухожилия. 3. головка и хвост мышцы. 4. мышцы-антагонисты. 5. мышцы-синергисты. 6. мышечное волокно. 7. фасция.

Работа по карточкам.

Устно.

  1. Каковы свойства и функции скелетных мышц?

  2. Охарактеризуйте макроскопическое строение мышцы.

  3. Охарактеризуйте микроскопическое строение мышцы.

  4. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от клетки гладкой мышечной ткани?

  5. Как функционируют мышцы-антагонисты и синергисты?

Ознакомление с результатами практической работы «Мышцы человеческого тела», проводимой дома.

Показать по таблице основные группы мышц человеческого тела, в каких движениях они участвуют?

Словесный: беседа.

Фронтальная, индивидуальная работа.


15 мин

Изучение нового материала.

  1. Постановка задач урока.

  2. Двигательная единица. Работа двигательных единиц при мышечном сокращении.

  3. Работа скелетных мышц.

  4. Энергетика мышечных сокращений.

  5. Тренировочный эффект.

  6. Регуляция работы мышц-антагонистов.

  7. Вред гиподинамии.

  8. Динамическая и статическая работа.




Словесный: объяснение учителя, эвристическая беседа,

Наглядный: работа с анатомическими таблицами,

Фронтальная, индивидуальная работа.


10 мин

Закрепление знаний.

  1. Лабораторная работа « Утомление при статической и динамической работе».

  2. Обобщающая беседа

Работа с учебником, анатомическими таблицами. Выполнение лабораторной работы.

Словесный: беседа.

5 мин

Подведение итогов урока:

Общие выводы урока,

Домашнее задание & 14. . упр. 50, 52.


Словесный метод:



Ход урока.


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Проверка готовности уч-ся к уроку.




Проверка знаний.


Изучение нового материала.


……………..

Закрепление знаний

О строении и классификации скелетных мышц.

Работа с терминами.

Дать определение понятий:

  1. Брюшко мышцы. 2. сухожилия. 3. головка и хвост мышцы. 4. мышцы-антагонисты. 5. мышцы-синергисты. 6. мышечное волокно. 7. фасция.

Работа по карточкам.

Устно.

  1. Каковы свойства и функции скелетных мышц?

  2. Охарактеризуйте макроскопическое строение мышцы.

  3. Охарактеризуйте микроскопическое строение мышцы.

  4. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от клетки гладкой мышечной ткани?

  5. Как функционируют мышцы-антагонисты и синергисты?

Ознакомление с результатами практической работы «Мышцы человеческого тела», проводимой дома.

Показать по таблице основные группы мышц человеческого тела, в каких движениях они участвуют?


Постановка задач урока.

Актуализация знаний о свойствах скелетных мышц.


1. Эластичность – мышца растягивается при приложении силы и возвращается в исходное состояние.


2. Возбуждение возникает в мышечных волокнах изолированно.


3. Сократимость – импульсы, приходящие по нервному волокну, вызывают в мышечных волокнах возбуждение, проявляющееся их сокращением.


Иннервация мышц. Двигательная единица.


Нервы, вступающие в мышцу, содержат как двигательные (эфферентные), так и чувствительные (афферентные) нервные волокна

Каждое мышечное волокно иннервируется либо отдельным двигательным аксоном, либо ветвью такого аксона. В определенных мышцах (например, мышцы глазного яблока),

ответственных за тонкие движения, каждое мышечное волокно индивидуально иннервируется аксоном одного мотонейрона.

Однако в большинстве мышц каждый двигательный аксон разветвляется и иннервирует много мышечных волокон.


Один мотонейрон вместе с иннервируемыми им мышечными волокнами образует так называемую двигательную единицу.


Количество двигательных единиц, участвующих при сокращении зависит от степени мышечного напряжения.

Опыт.

Закройте ладонями уши и слегка надавите на них, напрягите мышцы рук. Что вы слышите? (гул работающих мышц). Чем сильнее напряжение, тем гул выше, поскольку единовременно работает больше мотонейронов и чаще происходит их смена. Одни мышечные единицы прекращают работу, другие сменяют их. Чем чаще сменяются мышечные группы, тем выше звук.


Работа скелетных мышц.

Мышца, сокращаясь, производит работу, в основе которой и лежит способность мышц к сокращению.

Величина работы равна произведению массы груза (силы тяжести) на высоту подъема.

Эта работа численно выражается в килограммометрах.


По характеру работы скелетные мышцы можно разделить на две группы:

  1. Сильные мышцы (например, ягодичная, трехглавая мышца голени) производят главным образом статическую работу. Во время работы они проявляют большую силу при незначительном изменении своей длины. Скорость и размах движения при их сокращении невелики. Работой этих мышц, противодействующих силе тяжести, тело удерживается в вертикальном положении, сохраняется та или иная поза.

  2. Ловкие мышцы (например, двуглавая мышца плеча) совершают преимущественно динамическую работу. Они характеризуются длинными, обычно параллельно расположенными волокнами. Эти мышцы слабее, однако, укорачиваясь при сокращении на большую длину, они производят движения быстро и на большое расстояние.


Сила мышцы характеризуется величиной максимального напряжения, которое она способна развить при возбуждении.

Сила мышцы зависит от:

  1. сократительной силы входящих в ее состав одиночных мышечных волокон;

  2. ее исходной длины;

  3. характера иннервации;

  4. механических условий действия ее на костные рычаги.

Кроме того, на силу мышцы влияет степень тренированности , утомления и состояние нервной системы человека.

Для силовой характеристики мышц используют показатели:

  1. Анатомический поперечник – это площадь поперечного сечения, перпендикулярного направлению мышечных пучков и проходящего через брюшко в наиболее широкой его части. Этот показатель характеризует величину мышцы, ее толщину.

  2. Физиологический поперечник – представляет собой суммарную площадь поперечного сечения всех мышечных волокон , входящих в состав мышцы. Физиологический поперечник характеризует силу мышцы.

Сила мышцы, имеющей площадь поперечного сечения

1 см3, ориентировочно равна 8-10 кг.


Энергетика мышечных сокращений.

Работа мышц связана с расходованием энергии. В мышечных волокнах происходит окисление (распад) глюкозы, образование энергетически активных молекул АТФ, при распаде которых освобождается энергия.

Кровь приносит кислород, глюкозу и уносит углекислый газ.

Вывод:

Эффективность и продолжительность работы скелетных мышц зависит от кровоснабжения.


Тренировочный эффект.

Задание: Изучите текст учебника на стр. 69-70. Объясните, что такое тренировочный эффект. Выполните упр 48 в рабочих тетрадях.


Регуляция работы мышц-антагонистов.

Задание: Изучите текст учебника на стр. 70. рассмотрите рис. 37. Объясните как происходит регуляция работы мышц-антагонистов. Начните выполнять упр. 49 в рабочих тетрадях.


Вред гиподинамии.

Задание: Изучите текст учебника на стр. 70. Выполните упр. 49 в рабочих тетрадях.


Динамическая и статическая работа.

Различают два вида работы, которую могут выполнять мышцы:

  1. Статическая – такая работа, при которой происходит уравновешивание действия различных мышц, в результате чего движение отсутствует, хотя мышцы сокращаются (работают). Этот вид работы называют еще удерживающей работой.

  2. Динамическая работа – связана с движением звеньев (рычагов) скелета. Если при движении момент силы мышц будет больше момента сил сопротивления, будет выполняться преодолевающая работа.; если больше момент силы сопротивления, совершается уступающая работа. Уступающая работа обеспечивает плавность движений, коррекцию точности движений.


При статических нагрузках происходит увеличение массы и объема мышц, относительное укорочение сухожильной части, усиленное разрастание соединительной ткани мышцы, в связи, с чем уменьшается эластичность мышц.


Динамические нагрузки приводят к удлинению мышечной части, обеспечивающей возможность необходимого размаха движений. Мышца увеличивает эластичность, количество миофибрилл увеличивается, капиллярная кровеносная сеть становится более обильной.


Развитие мышц оказывает формообразующее действие на кости, усиливает кровоснабжение костей.


Задание: Выполните упр. 51 в рабочих тетрадях.


Утомление мышц.

Утомление – временное понижение работоспособности мышц, наступающее в результате работы и исчезающее после отдыха.

Когда кровоснабжение не соответствует возросшим потребностям интенсивно работающей мышцы, в крови накапливаются продукты распада, которые угнетающе действуют на мышцы и нервные центры.


Задание: Выяснить, что утомительнее: удерживать груз на весу, или непрерывно поднимать и опускать его.

Вывод: При статической работе быстрее наступает утомление, т.к. одновременно работают мышцы сгибатели и разгибатели

Задание: Выяснить влияние ритма и нагрузки на развитие утомления.

Вывод: Чем больше нагрузка и быстрее ритм сокращений, тем скорее развивается утомление.


……………………………………………………………………


  1. Лабораторная работа « Утомление при статической и динамической работе».

  2. Обобщающая беседа.

И.М.Сеченов показал, что восстановление работоспособности утомленных мышц руки ускоряется, если в период отдыха производить работу другой рукой – это активный отдых. В его основе лежит распространение процессов возбуждения из центра работающей руки на заторможенный центр утомленной руки и его растормаживание.


Подведение итогов урока:

Общие выводы урока,

Домашнее задание & 14. . упр. 50, 52.



Словесный: беседа.

Фронтальная работа.


Индивидуальная работа.


Словесный метод: объяснение учителя, беседа


Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.


Записывают в тетрадь.


Учащиеся проводят самонаблюдение.


Записывают в тетрадь.


Записывают в тетрадь.


Записывают в тетрадь.


Выполняют задание.


Выполняют задание.


Выполняют задание.


Записывают в тетрадь.


Выполняют задание.


……………………….

Выполняют лабор. работу по инструкции на стр. 72 учебника, оформляют упр. 52 в рабочих тетрадях.







Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Работа скелетных мышц и их регуляция iconМодульная программа Раздел «Человек и его здоровье» Урок: 4 «Мышцы. Работа скелетных мышц.»

Работа скелетных мышц и их регуляция iconЗадачи урока : обобщить и углубить знания о строении и свойствах мышечной ткани; раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц

Работа скелетных мышц и их регуляция iconРабота мышц. Утомление. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. 2 часа

Работа скелетных мышц и их регуляция icon"Работа мышц. Утомление"

Работа скелетных мышц и их регуляция iconРабота мышц туловища. Основные вопросы лекции и семинарского занятия

Работа скелетных мышц и их регуляция iconЗадачи: Образовательная. Знать: Строение поперечно-полосатой и гладкой мышц, основные группы мышц человеческого тела. Уметь

Работа скелетных мышц и их регуляция iconКонспект урока на тему: Мышцы. Работа мышц. Конспект разработан к учебнику

Работа скелетных мышц и их регуляция iconТравма или заболевание лицевого нерва приводят к нарушению функции мимических мышц лица. Неврит лицевого нерва проявляется перифери­ческим парезом или параличом мимических мышц

Работа скелетных мышц и их регуляция iconСамостоятельная работа учащихся (индивидуальная и групповая); работа с бумагой по созданию модели атома; исследовательская работа, работа с текстом карточек Оборудование и материалы

Работа скелетных мышц и их регуляция iconГуморальная регуляция



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск