Конспект урока на тему: «Витамины» icon

Конспект урока на тему: «Витамины»





Скачать 93.99 Kb.
НазваниеКонспект урока на тему: «Витамины»
Дата конвертации07.07.2013
Размер93.99 Kb.
ТипПлан-конспект
План - конспект урока на тему: «Витамины».


Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-беседа

Цель:

- познакомить учащихся с витаминами;

- рассмотреть значение витаминов для организма;

- дать понятие классификации витаминов.

Задачи образовательные:

- сформировать понятие о витаминах;

- рассмотреть роль витаминов для нормальной жизнедеятельности организма;

- изучить витамины А, В, С, D;

- дать понятие о гиповитаминозе и авитаминозе.

Задачи развивающие:

- продолжить формировать умения сравнивать изучаемые объекты и отмечать главное;

- развивать связанную речь учащихся, умение последовательно излагать материал.

Задачи воспитательные:

- формировать научное мировоззрение;

- продолжать формирование культуры труда на основе ведения записей в тетради.

Методы и методические приемы: словесный (элементы лекции, беседа), наглядный (демонстрация таблицы).

Оборудование: изобразительные пособия: таблица «Последствия гиповитаминоза и авитаминоза».


Структура урока: (40 мин урок)

I. Организационный момент (1-2 мин.)

II. Опрос-повторение (5-7 мин.)

III. Изучение нового материала (20-25 мин.)

IV. Закрепление нового материала (17 мин.)

V. Итог урока (1-2 мин.)

VI. Домашнее задание (1-2 мин.)

VII. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием (1-2 мин.)


Содержание урока

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих.

II. Опрос-повторение (5-7 мин.)

Учитель: проведем проверку знаний, усвоенных вами на прошлых уроках: 10 учеников получают письменные задания на месте по карточкам,2ученика работают на доске. Остальные учащиеся отвечают на вопросы устно, со своих рабочих мест (Карточки прилагаются).



Карточка №1. Какие утверждения верны?




1. Из внешней среды организм получает:




а) углекислый газ;




б) кислород, органические вещества, минеральный соли,

воду;

в) мочевину, мочевую кислоту.




2. Необходимая для жизни человека энергия:




а) поступает в его организм с пищей;




б) образуется в организме самостоятельно.




3. При энергетическом обмене:




а) накапливаются вещества и энергия;




б) происходит окисление части поступающих в клетки органических

соединении с выделением энергии.





Карточка №2. Какие утверждения верны?

1. Что происходит в результате пластического обмена:

а) распад

б) синтез сложных органических веществ?

2. Распад органических веществ сопровождается: а)накоплением

б) высвобождением энергии?

3. Что происходит в процессе энергетического обмена:

а) накопление

б) расходование вещества?


Фронтальный опрос.

1.Как используются пищевые вещества, попавшие в клетку?

2. Какие процессы относят к подготовительной стадии обмена?

3. Почему пищевые белки, жиры и углеводы распадаются на более простые соединения? Составьте соответствующие схемы.

4. Какие процессы входят в подготовительную, клеточную и заключительную стадии обмена?

5. На что кроме образования новых веществ, клеток, их органоидов и межклеточного вещества идет энергия, выделившаяся при биологическом окислении органических веществ?

6. Как можно обосновать положение, что все живые существа «работают»

на солнечной энергии?

7. В чем состоит космическая роль растений?


После завершения фронтального опроса учитель собирает карточки у учащихся, работавших на местах; быстро проверяе задания выполненные на доске и выставляет по ним оценки.


3. Выберите правильный ответ(работа на доске)

1. Что происходит в результате пластического обмена: распад (а)

или синтез (б) сложных органических веществ?

2. Откуда организм получает энергию: с пищей (а)

или от солнца (б)?

3. Распад органических веществ сопровождается: накоплением (а)

или высвобождением (б) энергии?

4. Что происходит в процессе энергетического обмена: накопление (а)

или расходование (б) вещества?


III. Изучение нового материала (20 - 25 мин.)

Учитель сообщает тему урока, его цель.

а)Проблемные вопросы. Ребята, как вы думаете, какую роль играют в нашем организме витамины? Как сохранить витамины в продуктах питания? Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, вы познакомитесь с витаминами, классификацией витаминов и значением витаминов для нашего организма.

Запишите первый пункт плана урока: 1. Витамины и их значение.

Запишите в тетрадях определение термина «витамины». Витамины — это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ. Люди потребляют их в незначительном количе­стве, но без витаминов невозможна нормальная работа органов нашего тела. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям. Недостаток даже одного витамина нарушает работу нашего организма, приводит к тяжелым болезням.

Витамины содержатся в продуктах питания растительного и животного происхождения. При разнообразном питании человек получает все необходимые витамины.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита А, В, С, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной

группы — В] (В2, В12 и др. Нехватка витаминов ведет к

гиповитаминозом, избыток — к гипервитаминозам.

Рассмотрите таблицу «Последствия гиповитаминоза и

гипервитаминоза».

Запомните нехватка каких витаминов вызывает следующие болезни:

Последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза (табл. 1)

Витамин

Суточная

потребность

(мг)

Симптомы, возникающие при гиповитаминозе

Симптомы, возникающие при гипервитаминозе

А

0,9

«Куриная слепота», нару­шение ороговения кожи, нарушение роста

Изменения кожи, слизистых и костей, головные боли, малокровие

Bi

1,4-1,6

Болезнь бери-бери, поли­неврит, поражение цент­ральной нервной системы, параличи, атрофия мышц, сердечная недостаточность

Возможна аллергия

С

75

Цинга, нарушение соеди­нительной ткани, кровоте­чение десен, подверженность инфекциям

Возможны повреждения под­желудочной железы и почек

D

2,5

Нарушения роста и окос­тенения скелета, уменьшение содержания кальция в костях и другие симптомы рахита

Вымывание кальция из костей, повышение содержания кальция в крови, нарушение деятельности центральной нервной системы и почек


Каждый биологический вид, и вид Человек разумный также, занимает определенное звено в цепях питания. Извне организм получает минеральные и органические вещества, из которых строит свое тело, обеспечивает свои энергетические нужды за счет биологического окисления органических веществ. Среди поступающих с пищей веществ есть и такие, которые в готовом виде можно использовать для производства ферментов и других биологически активных веществ. Витамины относятся к их числу. Они вырабатываются организмами, которые данный вид употребляет в пищу, и используются в очень небольших количествах. Это дает большой выигрыш организму-потребителю, так как ему не приходится затрачивать энергию на синтез этих веществ. Но любое приспособление не является абсолютным. Если в пище отсутствует хотя бы один витамин, нарушается вся цепочка обменных реакций. Она не может дойти до конца, и происходят сбои. Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обменных процессов или направляет их по другому пути. В обоих случаях происходит нарушение обмена веществ. Как мы видели из приведенной выше таблицы, недостаток или избыток витаминов вызываются небезразличными для нашего здоровья. Полное отсутствие витамина обозначают термином авитаминоз.


Витамин А влияет на рост и развитие, повышает защитные свойства организма, улучшает зрение в сумерках (лечит «куриную слепоту»). Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения клеток кожи, на состояние волос и ногтей. При недостатке витамина А кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, изменяется состав сальных желез. Содержится витамин А в печени трески, морского окуня, в сливочном масле, моркови, помидорах.


Витамины группы В содержатся в хлебе, фруктах и особенно в пивных дрожжах. Они влияют па работу мышечной и нервной системы. При недостатке витамина Вь человек быстро утомляется, становится нервным и раздражительным. Причина в том, что нарушаются процессы биологического окисления, так как витамин Bi участвует в образовании окислительных ферментов, и недостатке этого витамина человек заболевает болезнью бери-бери. Она протекает с судорогами и параличами.


Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Витамин С препятствует образованию вредных веществ, возникающих при биологическом окислении, он входит состав ферментов, участвующих в образовании антител, препятствует разрушению стенок кровеносных сосудов кожи. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной. Для восполнения витамина С в организме необходимо как можно больше свежих овощей, фруктов и квашеной капусты. Особенно много этого витамина в шиповнике, черной смородине. Отсутствие витамина С в пище вызывает цингу. Выпадают зубы, нарушаются кровеносные сосуды. Это тяжелая болезнь часто заканчивалась смертью.


Витамин D образуется в нашем теле под влиянием солнечных лучей, отсутствие его у маленьких детей приводит к заболеванию рахитом. Больные рахитом медленнее развиваются, плохо спят. Скелет у них формируется неправильно, искривляются кости ног. Для предупреждения болезни надо больше бывать на свежем воздухе под лучами солнца, чаще есть морскую рыбу, пить рыбий жир.

Фармацевтическая промышленность выпускает готовые витаминные препараты. Употреблять их можно только в указанных дозах. Неправильное потребление витаминов вредно для здоровья.

Запишите второй пункт плана:

2. Сохранение витаминов в продуктах питания.

При хранении и кулинарной обработке пищи витамины разрушаются. Для лучшей сохранности витамина С при чистке фруктов и овощей надо снимать возможно более тонкий слой кожицы. Чистить и резать овощи следует непосредственно перед потреблением или варкой ножом из нержавеющей стали. Варить пищу можно в эмалированной или алюминиевой посуде. Лучше опускать овощи в кипящую воду и варить в посуде с плотно закрытой крышкой. Витамин С легко окисляется воздухом. При кипячении растворенный в воде кислород уходит из воды вместе с пузырьками пара, и витамин С не окисляется.

Различают водорастворимые витамины (В, С) и жирорастворимые витамины (A, D). Запишите в тетрадях. Последние усваиваются значительно лучше, если их употреблять вместе с жирами. Так, морковь со сметаной или растительным маслом обогащает организм витамином А значительно лучше, чем та же морковь, употребляемая без жиров.


IV. Закрепление нового материала (17 мин.)

1. Витамины — органические вещества, необходимые для образования ферментов. Почему же без них нарушается обмен веществ в организме и почему при недостатке витаминов происходят различные нарушения?

2. Рассмотрите табл. 1 и ответьте на вопрос: почему нельзя использовать витаминные препараты вместо конфет, хотя многие из них обладают приятным вкусом?

3. В каких продуктах содержатся витамины А, В, С и D?

4. Расскажите о свойствах водо- и жирорастворимых витаминов.

5. Появление каких признаков свидетельствует о недостатке витаминов А, Вь Си D?

6. Верно ли утверждение, что витамины есть только в растениях? Обоснуйте ответ.

7. Витамин С предохраняет ферменты от окисления, но сам легко окисляется кислородом воздуха, особенно в присутствии металлов. Объясните, почему витамин С лучше сохраняется в продуктах, предназначенных для варки, если их опускают сразу в кипящую воду.


V. Итог урока (1-2 мин.)

VI. Домашнее задание (1-2 мин.) Стр. 166-169.

VII. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием (1-2 мин.)

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Конспект урока на тему: «Витамины» iconЗапишите тему урока в опорный конспект, который вы будете заполнять в ходе урока Постановка цели урока

Конспект урока на тему: «Витамины» iconКонспект урока на тему: Мышцы. Работа мышц. Конспект разработан к учебнику

Конспект урока на тему: «Витамины» iconКонспект урока по биологии в 9 классе на тему «Биосинтез белка в клетке»

Конспект урока на тему: «Витамины» iconКонспект урока по физике в 10 классе на тему «Сила упругости. Закон Гука»

Конспект урока на тему: «Витамины» iconконспект урока-семинара на тему: «Силы в механике: всемирного тяготения, упругости, трения»

Конспект урока на тему: «Витамины» iconКонспект урока биологии в 8 классе на тему: «Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания»

Конспект урока на тему: «Витамины» iconКонспект урока на тему: «Испарение и конденсация» в 8 классе. Урок подготовила учитель физики гоу сош №287

Конспект урока на тему: «Витамины» iconКонспект урока по физике на тему «Адиабатный процесс»
Дидактические создать условия для усвоения нового учебного материала, используя проблемное обучение

Конспект урока на тему: «Витамины» iconКонспект урока по теме урока: «Первый закон Ньютона» (физика, 9 класс)

Конспект урока на тему: «Витамины» iconконспект урока радиоактивность как свидетельство сложного строения атома (Тема урока)



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск