Контрольная работа по дисциплине: Философия на тему №5 icon

Контрольная работа по дисциплине: Философия на тему №5





Скачать 141.32 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по дисциплине: Философия на тему №5
студентка
Дата конвертации20.02.2013
Размер141.32 Kb.
ТипКонтрольная работа
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ФЕЛИАЛ

Кафедра философии, истории и права


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине: Философия

на тему № 5:

Общая характеристика античной философии.


Выполнила студентка II курса

Деминская Евгения Юрьевна

факультет учетно-статистический

специальность бухгалтерский учет,

анализ и аудит

группа город, день

первое высшее образование

Личное дело № 07УБД10607

Проверила Котенко Т. Е.


Архангельск

2008 год

ВСТУПЛЕНИЕ


Античная философия (философия Древней Греции и Рима) зародилась в VI в. до н. э. в период формирования классового рабовладельческого государства. По мере отделения ремесла от земледелия, развития торговли и товарно-денежных отношений возникли античные города – государства (полисы). Входящие в состав этих государств сельские местности экономически и политически были подчиненными городу.


По мере формирования рабовладельческого общества происходил переход от мифологического мировоззрения к философскому. Но и мифологические воззрения о мире сохранялись в Греции в течение долгого времени. Они нашли своё отражение в поэмах Гомера, произведениях Гесиода в орфизме (название произошло от имени древнегреческого поэта Орфея).


Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность. Так, для античных философов этот вопрос о первоосновах всего сущего, для Сократа он связывался с принтером «познай самого себя» и т. д. [см. 3, с. 79]


1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МАТЕРИАЛИЗМА И ИДЕАЛИЗМА В ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОСТИ


Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них следует назвать вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? От его решения зависит общее понимание бытия, ибо идеальное и материальное являются его придельными характеристиками. Другими словами, помимо материального и идеального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как идеализм и материализм.


Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII – XVIII вв. Лейбниц назвал Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано немецким философом Ф. Шлегелем. «Материализм, - писал он, - всё объясняет из материи, принемает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм всё выводит из одного духа, возникает возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю». [см. 4]


Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. Материализм в Древней Греции – это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных обра зований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.).


Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Две главные его

разновидности: объективный идеализм и субъективный идеализм. Первый провозглашает независимость идеи, бога, духа – вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский). Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли).


Для адекватного понимания специфики философского знания необходимо также затронуть вопрос о соотношении и характере взаимодействия идеализма и материализма. Существует две крайние точки зрения на этот вопрос. Одна из них состоит в том, что существует постоянная «борьба» между идеализмом и материализмом, «линией Платона» и «линией Демокрита» на протяжении истории философии. Согласно другой – «история философии по сути своей вовсе не вовсе не была историей борьбы материализма против идеализма…». [см. 5] Но такая «борьба», причём вполне сознательная вполне имела место в истории философии. Достаточно вспомнить противостояние материализм и идеализма в античной философии. Но вместе с тем эту «борьбу» не следует абсолютизировать и полагать, что она всегда и везде определяет развитие философии. Указывая на сложность взаимодействия идеализма и материализма, известный российский филосов пишет: «Такая сложность состоит в том, что матриализм и идеализм далеко не всегда составляли два «взаимонепроницаемых лагеря», а в решении некоторых вопросов соприкосались и даже перекрещивались». [см. 6]


Более наглядно единство позиций идеализма и материализма обнару -

живаерся в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скепти ки были как в лагере материализма (Демокрит), так и идеализма (Кант), а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами

, но и идеалистами.


К вопросу о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия.

Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может, и более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор), а философская позиция, которую они представляют – агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления – скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Своё высшее проявление он нашёл у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.). Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.

[см. 11]


2. РАЗВИТИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ


Диалектика (греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само понятие диалектика возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин «Диалектика». Первоначально этим термином (dialektike – «искусство диалектики») обозначалось: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделение вещей на роды и виды. [см. 2,с. 116-117]


В философском мировоззрении древних греков значительное место принадлежало диалектическим идеям. Сама концепция первоначала как единой основы мира во всем его многообразии содержала диалектический подход к миру, который наиболее ярко проявился у Гераклита. Фундаментальный образ, используемый им, - образ огня как жизнеопределяющего начала.


Идея борьбы противоположных начал сочеталось у Гераклита с мыслью о вечности происходящих в мире изменений, символизируемых в образе потока, течения реки. Высказывания Гераклита «всё течет, все изменяется» и Кратило «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» давно вошли в философскую культуру. Диалектика Гераклита ещё не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах. [см. 9] Гераклид развивал объективную диалектику (Объективная диалектика - это диалектика самого материального мира, вещей).


Само слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначая им искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на достижение истины путем противоборства мнений. Это же понимание диалектики придерживались и софисты, которые развивали своего рода отрицательную диалектику, приведя в бурное движение человеческую мысль с ее противоречиями, неустанным поиском истины в атмосфере постоянных споров.


Диалектика Сократа - трудный вопрос истории античной философии. Сократ не оставил письменного изложения своего философского учения. В то же время его философская деятельность была чрезвычайно интенсивна и влиятельна. Это была деятельность не философского писателя, а учителя философии, излагавшего свои воззрения только устно, в форме беседы или спора, по особому, характерному для него методу. Именно этот метод имеется в виду, когда говорят о диалектике Сократа. [см. 9]


Диалектика Сократа являлась субъективной (Субъективная диалектика – это диалектика понятий).


Аристотель называет Зенона Элейского первым, кто «изобрел диалектику». И действительно, элеец Зенон (ок. 490 - 430 гг. до н. э.) разработал метод, оригинальность которого состояла в опровержении противника путём обнаружения противоречий в его суждениях. [см. 2, с. 117]


3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФСКИЙ ТРАДИЦИЙ). РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА.


3.1.Сходства


Развитие философии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей. Философская мысль, во-первых, и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. Впервые в истории человечества ставится и ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть, и другие.


Во-вторых, философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. Так, возникновение философии в Древней Индии относится примерно к I тысячелетию до н.э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. В Китае философия возникает в VI—V вв. до н.э., когда там начался процесс классового расслоения общества

Античная философия в Греции возникла в городах-государствах («полисах») на рубеже VII—VI вв. до н.э. сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем — в греческих городах острова Сицилии, и, наконец, в Греции — в Афинах (V в. до н.э.) и была связана с возникновением и развитием классового, рабовладельческого общества, которое создавало условия для расцвета культуры древнего мира.

В-третьих, философия Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие явления, которые человека волнуют всегда:

«как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать»[см. 7] .


И восточная, и западная философия древнего мира интересовались проблемами добра и зла; прекрасного и безобразного; справедливости и несправедливости; дружбы, товарищества, любви и ненависти; счастья, наслаждения и страдания и другими...

Идеализм представлен в философии древнего мира Запада и Востока в своих двух разновидностях: как объективный и как субъективный идеализм. В философии Востока — это философия «йоги», буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма. В западной философии — это философия Пифагора и Пифагорейского союза, элейская философия, а также философия Сократа, Платона и др.

Следует подчеркнуть, что философские взгляды у многих восточных и западных философов не выступают однозначно — только как материалистические или только как идеалистические.

Следующей общей закономерностью развития философии Запада и Востока является ее стремление к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость. Речь идет об отношении к науке и методологической функции философии.

С помощью философских учений, концепций, идей осуществляется анализ самых различных явлений, даются практические рекомендации. В этом отношении показательно конфуцианство, которое, возникнув в V веке до н.э., получило широкое распространение не только в Китае, но и в других странах Востока, ряд его концепций жив и сейчас. Так, например, концепция «сяо», или сыновней почтительности, уважения к старшим.


Если обратиться к западной философии, то и в ней хорошо просматривается методологическая функция философии. Например, греческие философы — софисты, которые вошли в историю философии под названием учителей мудрости и красноречия, ставили своей задачей научить своих учеников хорошо, «сильно» мыслить, выступать со знанием сущности предмета, о котором ведется речь, и использовать свои философские знания в политической деятельности.

Учение о дао в даосизме (одной из школ Древнего Китая) очень похоже на учение Гераклита о Логосе. Дао — это «жизненный путь», закон природы. Это естественный вечный закон возникновения и развития мира.

Так, Лао-цзы учил: «Превращения невидимого (дао) бесконечны... Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добрым, возникает зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, переходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом...». [см. 8]

Много ценных диалектических мыслей высказывается древневосточными философами в их концепциях, посвященных самопознанию и самосовершенствованию человека, прежде всего в философии буддизма, йоги, конфуцианстве и др. [см. 1, с. 30 - 36]

3.2. Различия

В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы.

Даже в исследовании самой проблемы человека существует различие в философских концепциях Запада и Востока. Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. Поэтому в ней содержится много более частных проблем, связанных с самосознанием человека, его формами и состояниями, этикетом, практическими наставлениями правителям, старшим и младшим по возрасту людям, а также людям, занимающим разное социальное положение в обществе. Западная философия обращается к человеку чаще не через его психическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.

Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философия, и как религия. Пример тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии. Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых или хотя бы распространенных в Древней Греции и Риме религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция.

Разработка категориального аппарата в западной и восточной философии также имеет свою специфику. В восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией и «Ригведами»: инь — женское начало и янь — мужское начало, их соединение с эфиром — ци; или рассмотрение вещей как комбинации пяти материальных первооснов — земли, воды, воздуха, огня и дерева. Часто обсуждаются категории смерти и жизни, души и физического тела, материи и души, сознания и его состояний.

Разработка философского категориального аппарата, выражающего суть философских систем и их борьбу, — заслуга прежде всего древнегреческой философии. Впервые систематически о категориях речь шла в трактате Аристотеля «Категории». Он составил их таблицу на основе изучения предшествующей философской мысли. Эта таблица включает следующие категории: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

Имеются различия и в учении о строении материи. В античной философии Запада возникла атомистика как учение о дискретном строении материи. Ее основоположниками были древнегреческие философы Левкипп и Демокрит, идеи атомистики развивает Эпикур и древнеримский философ Лукреций Кар. Демокрит учил, что мир состоит из атомов и пустоты. Атомы — мельчайшие тела, не имеющие качества. Качества же появляются от сочетания атомов по форме, положению и порядку. Очертание — форма атома; соприкосновение есть порядок, а поворот — положение. В восточной философии проблема дискретности материи, ее строения не ставится. В ней материя рассматривается преимущественно как некая «помеха» душе, или в единстве с формой, или как некое субстанционное начало.

Есть различия в решении проблем познания. В западной философии познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, т.е. дается разработка проблем логики. Большой вклад в их изучение внесли Сократ, Платон, особенно Аристотель. В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя (санскр. буквально — правило, рассуждение, вхождение в предмет, логика).

Следует отметить, что специфика западной и восточной философии отчетливо просматривается при рассмотрении в них социальной проблематики. В восточной философии это проблемы «вселенского человека», от которого пошло все прошлое, настоящее и будущее, а также рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенствования, управления другими людьми.

Много внимания уделяется в восточной философии проблеме закона. Одни философы его отвергали, другие на него уповали. Важнейшей проблемой является проблема народа и правителя.

В древнегреческой и древнеримской философии социальная проблематика содержит более широкий спектр тем. Да и их рассмотрение отличается от рассмотрения в восточной философии. Во-первых, начиная с Демокрита, почти все философы древнего мира обращаются к проблемам государства, закона, труда, управления, войны и мира, желаний, интересов, власти, имущественного деления общества.

Во-вторых, ценным при рассмотрении этих социально-философских проблем является обращение к человеку в его единстве с обществом.

Платон также рассматривает социальные проблемы. Он создает первую в истории человечества теорию идеального государства. Им признаются три его формы: монархия, аристократия и демократия. Каждая из этих форм выступает в свою очередь в двух видах: законной и незаконной, или насильственной. Предпочтительнее первый вид, считает Платон. Лучше всего управлять государством смогут философы.

В социальной философской проблематике античности преобладает этическая тематика: она рассыпана мудрыми афоризмами, которые заставляют нас задумываться и сегодня. Так, в одних только «Диалогах» Платона даются определения понятий судьбы, старости, добродетели, разумности, справедливости, терпеливости, хладнокровия, совестливости, свободы, скромности, порядочности, великодушия, блага, миролюбия, легкомыслия, дружбы, благородства, веры, здравомыслия и др. [см. 10]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итог, следует сказать, что она является «душой» его культуры, во многом определяет лицо духовной цивилизации Запада и Востока. Дело в том, что философия охватила все духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику и науку.

Вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры народов Востока.

Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.

В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. [см. 1, с. 41 - 42]


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Печатная литература:

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 2 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.

  2. Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. И доп. – М.: Политиздат, 1991.

  3. История философии: Учебник для вузов/В. В. Ильин. – СПб.: Питер, 2003.

4. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. М. , 1983. Т. 2. С. 104 – 105.

5. Зотов А. Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений / / Вопросы философии. 1991. №12. С. 21.

6. Соколов В. В. Основной вопрос философии в его историко-философской конкретике и развитии / / Философские науки. 1990. №8. С. 83.

7. Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства его учения // Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 163.

8. Лао – цзы. Хань Фей – цзы. Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 2. С. 224 – 257; Т. 1. С. 277 – 280.

Интернет сайты:

  1. http://litevv.narod.ru/lekcii/filosof/12.html - Лекции по философии - Лекция 12. Диалектика.

  2. http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/26126/26140/- Особенности развития философии древнего мира Востока и Запада…

  3. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/01.php - Лавриненко В. Философия и наука – электронная библиотека...


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Контрольная работа по дисциплине: Философия на тему №5 iconКонтрольная работа по дисциплине: «Философия» на тему: Сознание как отражение и деятельность
">