Пищеварение в тонком кишечнике icon

Пищеварение в тонком кишечнике





НазваниеПищеварение в тонком кишечнике
Дата конвертации25.06.2013
Размер98.8 Kb.
ТипУрок
загрузка...
Тема урока: Пищеварение в тонком кишечнике.


Цели урока:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению строения пищеварения в тонком кишечнике, роли поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении, разобрать механизм всасывании питательных веществ в пищеварительном канале;

Развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать, решать проблему, выдвигать гипотезы выделять главное, делать самостоятельные выводы; создать условия для развития умений учащихся устанавливать взаимосвязь органов пищеварения; продолжить формирование умения работать с учебником и дополнительной литературой

Воспитательные: содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать условия для привития интереса к предмету.

Оборудование: таблица «Схема строения пищеварительной системы», «Строение кишечной ворсинки».

Ход урока.



  1. Стадия вызова.

Наш урок сегодня будет проходить в следующей форме, вы самостоятельно будете работать с учебником и дополнительным материалом, получая при этом новые знания.

Мотивация.

Любой организм связан со средой через пищу. Это необходимая или как говорил И.П. Павлов, существенная связь.

Не один раз в день мы оставляем все свои дела, чтобы поесть. Пища не только источник энергии, необходимой для деятельности человека, но и материал для его роста и развития.

В процессе пищеварения пища – хлеб, мясо, овощи – превращаются в вещества, которые поступают в кровь. Великий русский физиолог И.П. Павлов следующими словами выразил сущность пищеварения: «Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается механической и главным образом химической обработке и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела. Кроме основной линии учреждений, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы для совместной обработки сырого материала».


Сегодня мы с вами начнем наш урок с заполнения маркировочной таблицы.

МАРКИРОВАТЬ - в переводе с французского, значит помечать, т.е. помечать собственные знания.

Разделим доску на три колонки: ЗНАЮ, ХОЧУ ЗНАТЬ, УЗНАЛ НОВОГО.


ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ НОВОГО











Давайте вспомним с вами, какие темы мы изучали с вами на предыдущих уроках?

( Пищеварение и питание. Пищеварение в ротовой полости, желудке. )

Что вы узнали из этих тем?

Из каких органов состоит пищеварительная система?

Какие процессы происходят в ротовой полости?

Какие процессы происходят в желудке?

Какие функции выполняет желудок?

Какие форму и размер имеет желудок?

Сенквейн.(строение желудка) учащиеся подготовили дома.

1. Желудок – существительное, определяющее тему.

2. Широкий, многослойный – 2 прилагательных.

3. Перемешивает, выделяет, расщепляет.

4. Сложно построенная часть пищеварительной системы.

5. Защитник


Но разве желудок - конечная участок пищеварительной системы?(нет)

Какой участок пищеварительной системы мы не изучили? (кишечник)


Давайте попробуем сформулировать тему урока.

Тема урока: Пищеварение в кишечнике.

. Давайте посмотрим, чему мы должны с вами научиться на нашем уроке, для того, чтобы в конце урока понять, достигли ли мы цели.


Что вы должны узнать при изучении этой темы? (Строение кишечника, его функции. Особенности строения в связи с выполняемыми функциями.)

2. Стадия осмысления.

Если внимательно рассмотреть таблицу ПС, не возникает ли у вас каких либо вопросов о её строении, на равномерном расширении на одних участках и с ужении на других.

Проблемный вопрос.

Почему желудок объемистый, а кишечник длинная и узкая?

Какие гипотезы у вас появились? (все гипотезы записываются на доске)

Рассказ учителя.

Пищевая кашица из желудка маленькими порциями попадает в самую длинную часть пищеварительного тракта – кишечник, состоящий из тонкой и толстой кишок.

Ближайший к желудку участок тонкой кишки – двенадцатиперстная кишка. Сюда по особому протоку попадает желчь – вырабатываемый печенью сок. Избыток желчи скапливается в желчном пузыре, откуда по мере надобности желчь выделяется в кишку. По другому протоку в двенадцатиперстную кишку попадает богатый ферментами сок поджелудочной железы. Многочисленные мелкие железы находятся и в слизистой оболочке тонкой кишки. На всем протяжении под влиянием различных ферментов заканчивается расщепление белков, жиров и углеводов. Здесь же происходит и всасывание продуктов переваривания.

Давайте выясним, какие пищеварительные соки имеются в тонкой кишке и для чего они нужны.

Используя материал П.32, 33 заполните таблицу. Заполнение таблицы происходит по командам:

  • «Физиологи» используя дополнительную литературу, выясняют действие пищеварительного сока поджелудочной железы.

  • «Анатомы» используя дополнительную литературу, выясняют действие кишечного сока.

Пищеварительный сок

Железа, в которой образуется пищеварительный сок

Действие сока на питательные вещества

Пищеварительный сок поджелудочной железы (панкреатический)

Поджелудочная железа




Кишечный сок



Железы слизистой оболочки тонкой кишки




Итак, для чего нужны пищеварительный сок поджелудочной железы и кишечный сок.

(Для конечного расщепления белков, жиров, углеводов)

Куда деваются эти питательные вещества? (Всасываются в кровь)

Чтобы узнать как происходит всасывание питательных веществ. Вы должны узнать механизм всасывания и особенности строения тонкого кишечника.

Для этого с учащимися организуется самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой по командам.

«Анатомы» - «Строение тонкой кишки»

«Физиологи» - «Всасывание»

Вернемся к нашим гипотезам, какую из них мы можем назвать верной?

Какая из гипотез помогает решить проблемный вопрос?

Выводы урока:

1.Тонкий кишечник – центральный отдел желудочно-кишечного тракта.

Здесь завершаются процессы пищеварения, и происходит всасывание продуктов расщепления.

2.Строение тонкой кишки соответствует выполняемым ею функциями (длина, моторика кишечника, наличие ворсинок).

3. Процесс пищеварения в тонкой кишке состоит из 3 этапов: полостное и пристеночное пищеварение, всасывание.

4.Кишечный сок содержит много ферментов, которые расщепляют белки, жиры, углеводы.


3. Стадия рефлексии.

Незаконченное предложение.

  • Сегодня на уроке мне удалось узнать о тонком кишечнике……..

  • Если бы в тонком кишечнике не было ворсинок …..

  • На мой взгляд, всасывание – это…..

  • Я думаю, что процесс пищеварения в тонкой кишке состоит….

  • Для пищеварительной системы тонкий кишечник……



Дом. задание.

§ 33, стр.174 в1-5. Выпустить санбюллетени «Пищевые отравления», «Влияние алкоголя и курения на пищеварение», «Старайся правильно питаться!»


Физиологи

1. Прочитайте текст и сделайте выводы о действии пищеварительного сока поджелудочной железы на питательные вещества.

Поджелудочная железа состоит из 2 видов клеток. Одни клетки выделяют пищеварительный сок, другие – гормон. Пищеварительный сок слабощелочной реакции. Он содержит ряд ферментов, расщепляющих практически все питательные органические вещества. Под влиянием одних ферментов завершается начавшееся в ротовой полости расщепление крахмала и других углеводов. Другие ферменты продолжают начавшееся в желудке расщепление белков до растворимых в воде и пригодных к всасыванию аминокислот. Под влиянием третьих жиры распадаются на глицерин и жирные кислоты. Эти ферменты расщепляют жиры под влиянием желчи.



  1. Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы:

1.Где заканчивается пищеварение?

2.Что такое всасывание?

3.Каков механизм всасывания?

4.Какие продукты пищеварения интенсивно всасываются в кровь?

Всасывание.

В тонкой кишке происходит превращение пищевых веществ в те соединения, котрые усваиваются организмом. Здесь переваривается около 80% поступивших с пищей углеводов и почти 100% белков и жиров. В тонком кишечнике осуществляется и интенсивное всасывание питательных веществ. Что же из себя представляет всасывание? Всасывание – это совокупность процессов, обеспечивающих перенос веществ из кишки в кровь и лимфу, которые осуществляются преимущественно в тонкой кишке. Органами всасывания являются ворсинки. Ворсинки – это тонкие выступы слизистой кишки длинной около 1 мм. Внутренняя поверхность кишечника имеет площадь 0,65 кв.м, наличие ворсинок увеличивает площадь кишечника до 4 – 5 кв.м (что в 2- 3 раза больше поверхности всего тела). Вдоль ворсинки располагаются гладкие мышечные волокна, которые во время пищеварения сокращаются, а содержимое их кровеносных и лимфатических сосудов выдавливается и уходит в общий ток крови и лимфы. При расслаблении мышечных волокон ворсинка расправляется, набухает и накапливает всосавшиеся через эпителий питательные вещества. Действие ворсинок как всасывающего аппарата напоминает работу насоса. Ворсинки сокращаются от 4 до 6 раз в минуту.

Проникшие через стенки ворсинок продукты всасывания поступают в кровеносные капилляры и лимфатические сосуды. Непосредственно в кровь всасывается глюкоза и расщепленные до аминокислот белки. Жиры при наличии желчи всасываются в виде растворенных в воде солей жирных кислот и глицерина, в клетках эпителия они превращаются в характерные для человека жировые вещества, за тем поступают из кишечника не сразу в кровь, а сначала в лимфу и уже оттуда попадают в кровеносную систему. Всасывание поступающих с пищей жиров невелико. Всего за сутки у человека может всосаться примерно 150 – 160 г жира. Некоторые вещества всасываются не только в тонком отделе кишечника, но и в других отделах пищеварительного тракта: часть лекарств и воды - в ротовой полости; в желудке – вода, алкоголь, соли, глюкоза, аминокислоты; в толстой кишке – вода, могут всасываться и углеводы.


Анатомы.

1. Прочитайте текст и сделайте выводы о действии кишечного сока на питательные вещества.

Кишечный сок вырабатывается железами слизистой оболочки тонкой кишки. За сутки его отделяется около 2 литров. Отделение сока происходит не непрерывно, а под действием раздражителей – плотных частей пищи, желудочного сока продуктов расщепления белков. В регуляции деятельности кишечных желез участвуют нервные и гуморальные механизмы. В кишечном соке обнаружено большое число ферментов, которые действуют на все виды органических пищевых веществ (белки, жиры, углеводы), на продукты их неполного расщепления, образующихся в желудке, и обеспечивают завершение процесса переваривания питательных веществ.


2.Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы:

1.Предложите, какие особенности строения тонкого кишечника могут способствовать увеличению площади поверхности?

2. Выясните, какое строение имеет кишечная ворсинка?

3. Какие приспособления тонкого кишечника замедляют продвижение пищевых масс по кишке?

4.Из каких этапов складывается процесс пищеварения в тонкой кишке?

Тонкий кишечник образован тощей кишкой и двенадцатиперстной кишкой. Двенадцатиперстная кишка имеет длину 27 – 30 см, что примерно соответствует ширине сложенных вместе 12 пальцев. Длина всего тонкого кишечника у человека в среднем 5 – 6 м. Кишечник взрослого человека в 4 раза длиннее его туловища. Чем длиннее кишечник , тем дольше задерживается в нем пища, а следовательно лучше переваривается и всасывается. В тонкой кишке происходит превращение пищевых веществ в те соединения, которые усваиваются организмом. Здесь переваривается около 80% поступивших с пищей углеводов и почти 100% белков и жиров. Процесс пищеварения в тонкой кишке состоит из трех последовательных этапов: полостное пищеварение, пристеночное (мембранное) пищеварение и всасывание.

Всасывание различных веществ осуществляется благодаря особому строению стенок тонкой кишки и прежде всего ее слизистой оболочке. Она вся собрана в складки и покрыта множеством ворсинок – выростами неправильной формы длинной до 1 мм. Внутренняя поверхность кишечника имеет площадь 0,65 кв.м, наличие ворсинок увеличивает площадь кишечника до 4 – 5 кв.м (что в 2- 3 раза больше поверхности всего тела).Стенки ворсинок покрыты эпителием, каждая клетка эпителия имеет до 300 ресничек, которые увеличивают общую поверхность тонкого кишечника до 500 кв.м Основу ворсинки составляет рыхлая соединительная ткань, в центре которой, подобно стержню, проходит широкий лимфатический капилляр, а по сторонам от него располагаются кровеносные сосуды – мелкие артерии, разветвляющиеся на капилляры. В слизистой оболочке тонкой кишки имеются многочисленные маленькие железы трубчатого строения, которые выделяют кишечный сок сложного состава, содержащий пищеварительные ферменты. Мышечная оболочка отделяется от слизистой подслизистой основой, которая состоит из двух слоев гладких мышечных клеток – внутреннего циркулярного и наружного продольного. Она обеспечивает перистальтическое (волнообразное) и маятникообразное движение петель тонкой кишки, что способствует лучшему перемешиванию и всасыванию пищевых веществ, а также их проталкиванию к толстой кишке.


Маркировочная таблица.

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ НОВОГО













Пищеварительный сок

Железа, в которой образуется пищеварительный сок

Действие сока на питательные вещества

Пищеварительный сок поджелудочной железы (панкреатический)








Кишечный сок








Незаконченное предложение.

  • Сегодня на уроке мне удалось узнать о тонком кишечнике……..

  • Если бы в тонком кишечнике не было ворсинок …..

  • На мой взгляд, всасывание – это…..

  • Я думаю, что процесс пищеварения в тонкой кишке состоит….

  • Для пищеварительной системы тонкий кишечник……

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Пищеварение в тонком кишечнике iconЗадачи: сформировать представления о функциях тонкого и толстого кишечника; раскрыть механизм всасывания в тонком кишечнике, барьерную роль печени; познакомить с заболеванием аппендикса аппендицитом. Ход урока

Пищеварение в тонком кишечнике iconПоложение, особенности строения и функции пищеварительной системы. Особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике. Скелет, его составные части. Функции скелета. Способы соединения костей
Вопросы к контрольной работе по анатомии и физиологии человека для студентов урао по специальности «Психология»

Пищеварение в тонком кишечнике icon«Изменение питательных веществ в кишечнике»

Пищеварение в тонком кишечнике iconДля группы первого года обучения, №018
Незавидная участь отрицателей жизни после смерти …Сроки пребывания в Мире Тонком…

Пищеварение в тонком кишечнике iconОрганы пищеварение

Пищеварение в тонком кишечнике iconПищеварение. Обмен веществ. (

Пищеварение в тонком кишечнике iconПитание и пищеварение. Задание 1

Пищеварение в тонком кишечнике iconПищеварение в ротовой полости

Пищеварение в тонком кишечнике iconПищеварение в ротовой полости

Пищеварение в тонком кишечнике iconТема урока: «Пищеварение. Обобщение»

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование
загрузка...


База данных защищена авторским правом ©koledj 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск