Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) Общие указания icon

Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) Общие указания





НазваниеПрограмма по биологии (человек и его здоровье, общая биология) Общие указания
Дата конвертации18.06.2013
Размер93.4 Kb.
ТипПрограмма
ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ, ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ)

Общие указания:

На экзамене по биологии поступающий должен показать:

  • знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касаю­щихся строения, жизни и развития растительного, животного и челове­ческого организмов, развития живой природы;

  • знание строения и функций организма человека;

  • умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объ­яснении явлений природы с приведением примеров из практики сель­скохозяйственного и промышленного производства, здравоохранения и т.д. этому умению придается особое значение, так как оно свидетельст­вует об осмысленности знаний, о понимании излагаемого материала поступающим.

I. Человек и его здоровье.

Анатомия, физиология и гигиена человека - науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здо­ровья. Гигиенические аспекты охраны окружающей среды.

Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека (органы и системы органов). Элементарные сведения о строе­нии, функциях и размножении клеток. Рефлекс. Краткие сведения о строении и функциях тканей. Ткани (эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная).

Опорно-двигательная система. Значение опорно-двига гельной системы. Строение скелета человека. Соединения костей: неподвиж­ные, полуподвижные, суставы. Состав, строение (макроскопическое) и рост костей в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная ре­гуляция деятельности мышц. Движение в суставах. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного формирова­ния скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развитие плоскостопия.

Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови. Значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты и лей­коциты, их строение и функции. Малокровие. Учение И.И.Мечникова о защитных свойствах крови. Борьба с эпидемиями. Иммунитет.

Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Анатомия сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кро­вяное давление. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Понятие о жизненной емкости легких. Понятие о гуморальной и нервной регуляции дыхания. Гигиена дыхания.

Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Фермен­ты и их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеваре­ние в полости рта. Глотание. Пищеварение в желудке. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Роль И.П.Павлова в изучении функций органов пищеварения. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания.

Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный об­мен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ассимиляция и диссимиляция - две стороны единого процесса обмена веществ. Обмен ве­ществ между организмом и окружающей средой. Норма питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма.

Выделение. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды.

Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего, про­межуточного, мозжечка. Понятие о вегетативной нервной системе. Боль­шие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.

Анализаторы. Органы чувств. Значение органов чувств. Строение и функции органа зрения. Гигиена зрения. Строение и функции органа слу­ха. Гигиена слуха.

Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной дея­тельности; его сущность. Значение слова. Создание и мышление человека как функции высших отделов головного мозга. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гормональной регуляции в организме.

Развитие человеческого организма. Воспроизведение организмов. По­ловые железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша че­ловека. Особенности развития детского и юношеского организмов.

II. Общая биология.

Общая биология - наука об основных закономерностях жизненных явлений. Значение биологии для медицины, сельского хозяйства и дру­гих отраслей.

Эволюционное учение.

Краткие сведения о додарвинском периоде развития биологии. Ос­новные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания.

Критерии вида. Популяция - единица вида и эволюции. Понятие сорта растений и породы животных.

Движущие силы эволюции: наследственность, борьба за существо­вание, изменчивость, естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции.

Искусственный отбор и наследственная изменчивость - основа выведения пород домашних животных и сортов кз'льтурный растений. Создание новых высокопродуктивных пород животных и сортов расте­ний.

Возникновение приспособлений. Относительный характер приспо­собленности.

Микроэволюция. Видообразование.

Результаты эволюции: приспособленность организмов, многообра­зие видов.

Использование теории эволюции в сельскохозяйственной практи­ке и для охраны природы.

Развитие органического мира.

Доказательства эволюции органического мира. Главные направ­ления эволюции. Ароморфоз, идеоадаптация. Соотношение различных направлений эволюции. Биологический прогресс и регресс. Краткая история развития органического мира.

Основные ароморфозы в эволюции органического мира.

Основные направления эволюции покрытосеменных растений, на­секомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру.

Влияние деятельности человека на многообразие видов, природ­ные сообщества, их охрана.

Происхождение человека.

Ч.Дарвин о происхождении человека от животных. Ф.Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян в человека.

Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические фак­торы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном про­грессе человечества.

Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа.

Человеческие расы, их происхождение и единство. Антинаучная, реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.

Основы экологии.

Предмет и задачи экологии, математическое моделирование в эколо­гии. Экологические факторы. Деятельность человека как экологический фактор. Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничиваю­щие факторы. Фотопериодизм. Вид, его экологическая характеристика.

Популяция. Факторы, вызывающие изменение численности популя­ции, способы ее регулирования.

Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия.

Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов на основе мелиора­ции земель, внедрения новых технологий выращивания растений.

Охрана биогеоценозов.

Основы учения о биосфере.

Биосфера, ее границы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество, его газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. В.И.Вернадский о возникновении биосферы.

Основы цитологии.

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее основных органоидов. Особенности строения клеток прокариот, эука риот.

Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неоргани­ческие вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические ве­щества: липиды, АТФ, биополимеры (углеводы, белки, жиры, нуклеино­вые кислоты), их роль в клетке. Ферменты, их роль в процессах жизнедея­тельности. Самоудвоение ДНК.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке и его сущность. Значение АТФ в энергетическом обмене.

Пластический обмен. Фотосинтез. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. Биосинтез белков. Ген и его роль в био­синтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.

Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Деление клетки, мейоз и оплодотворение - основа размножения и индивидуального развития организмов. Подготовка клетки к делению. Удвоение молекул ДНК. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный на­бор, постоянство числа и формы.

Деление клетки и его значение.

Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки.

Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение.

Развитие зародыша (на примере животных). Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека.

Возникновение жизни на Земле.

Основы генетики

Основные закономерности наследственности и изменчивости ор­ганизмов и их цитологические основы.

Предмет, задачи и методы генетики.

Моно - и дигибридное скрещивание. Законы наследственности, ус­тановленные Г.Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигога. Едино­образие первого поколения.

Промежуточный характер наследования. Закон расщепления при­знаков. Статический характер явлений расщепления. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимого наследования и его цитологиче­ские основы.

Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хро­мосом.

Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Гене­тика пола. Хромосомная теория наследственности.

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и других наркотических веществ на на­следственность человека.

Роль генотипа и условий внешней среды в формировании феноти­па. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статические за­кономерности модификационной изменчивости.

Мутации, их причины. Закон гомологических рядов в наследст­венной изменчивости. Н.И.Вавилов. Экспериментальное получение му­таций.

Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.

Генетика и теория эволюции. Генетика популяций. Формы естест­венного отбора: движущий и стабилизирующий. Использование ЭВМ в биологических исследованиях.

Основы селекции.

Генетические основы селекции растений, животных и микроорганиз­мов.

Задачи современной селекции. Н.И.Вавилов о происхождении культур­ных растений. Значение исходного материала для селекции.

Селекция растений. Основные методы селекции: гибридизация и ис­кусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Достижения селекции растений.

Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно ценных признаков у животных - производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных.

Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической про­мышленности (получение антибиотиков, ферментных препаратов, кормо­вых дрожжей и др.). Основные направления биотехнологии (микробиоло­гическая промышленность, генная и клеточная инженерия).

Биосфера и научно-технический прогресс.

Биосфера в период научно-технического прогресса и здоровье челове­ка. Проблемы окружающей среды: защита от загрязнения, сохранение эталонов и памятников природы, видового разнообразия, биоценозов, ланд­шафтов.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) Общие указания iconПрограмма по биологии (растения, животные, человек и его здоровье)

Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) Общие указания iconПрограмма 1-го курса (соответствует программе 9 класса расширенного изучения биологии по теме: «Физиология животных. Человек и его здоровье») Всего по курсу
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма. Человек, животные и окружающая среда

Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) Общие указания iconПрограмма вступительных испытаний по биологии Общая биология

Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) Общие указания iconПрограмма вступительного эксзамена в магистратуру по направлению подготовки 020400. 68 Биология, профиль «общая биология» пояснительная записка
Программа предназначена для проведения собеседования с лицами, поступающими на обучение по направлению подготовки «Общая биология»....

Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) Общие указания iconНикишов А. И. и др. Программы для общеобразовательных учреждений. Естествознание. Биология. 5-11 классы
Содержание кроссвордов соответствует учебному материалу программы Биология. Человек и его здоровье, 8 класс. Авторы: Никишов А. И....

Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) Общие указания iconПрограмма по биологии общие указания

Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) Общие указания iconМодульная программа Раздел «Человек и его здоровье» Урок: 4 «Мышцы. Работа скелетных мышц.»

Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) Общие указания iconПрограмма вступительных испытаний по биологии общие указания

Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) Общие указания iconПрограмма вступительного испытания по биологии на базе 9 классов в 2012 году Общие указания

Программа по биологии (человек и его здоровье, общая биология) Общие указания iconПрограмма вступительных испытаний по биологии разработана для абитуриентов психологического факультета, опирается на основные положения курсов «Анатомия человека», «Общая биология» в средней общеобразовательной школе. Общий план строения организма человека



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск