Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И. Сонина icon

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И. Сонина





НазваниеРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И. Сонина
страница1/5
Н.И. Сонина
Дата конвертации06.06.2013
Размер0.88 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина.

//Программы для общеобразовательных учреждений МО и Н РФ., М., изд. «Просвещение»2009г., Федерального базисного учебного плана М., Дрофа,2008г,.// полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса пре­дусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об­щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последо­вательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приво­дится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дает­ся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соот­ветствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представ­ленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует услож­нению проверяемых видов деятельности.

В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

  • Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую про­грамму включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной про­граммой.

  • Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

  • Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотре­ны уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельно­сти предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, не­мых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать


сформированность умения уз­навать (распознавать) системы органов и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока.

Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведе­ний. - М.: Дрофа, 2010г. - 287с;

а также методических пособий для учителя:

1) Н.Б.Ренвва, НИ.Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;


MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»

Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание) ликанский мультимедиа центр, 2004

Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образователь плекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Гр

Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное уче ние), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

Содержание курса:

ТЕМЫ 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. (1 час)

ТЕМЫ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (1 час)


ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1 час)


ТЕМА 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (3 часа)

ТЕМА 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (12 часов)

ТЕМА 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 часов)

ТЕМА 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 часа)

ТЕМА 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (5 часов)

ТЕМА 9. ДЫХАНИЕ (4 часов)

ТЕМА 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ (7 часов)

ТЕМА 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (4 часа)

ТЕМА 12. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 часа)

ТЕМА 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА (4 часа)

ТЕМА 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3 часа)

ТЕМА 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (9 часов )

ТЕМА 16. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (2 часа) + 1 час на обобщение




Тема урока

Домашнее задание

Тип урока

Дата


Элементы содержания



Требования

к уровню подготовки

обучающегося

Измерители

примечание






срок



фактич






ТЕМЫ 1-2. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2 час)







1.


2.



Место человека в системе органиче­ского мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них







Место и роль человека в сис­теме органического мира. Сходство человека с животны­ми и отличие от них.


Эволюция человека,

Расы чело­века, их происхож­дение и единство.

Определять принадлежность биологи­ческого объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представите­лями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.

Характеризовать особенности строе­ния человека, обусловленные прямохо-ждением и трудовой деятельностью.


Определять принадлежность биологи­ческого объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представите­лями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.

Характеризовать особенности строе­ния человека, обусловленные прямохо-ждением и трудовой деятельностью

Вопросы №1,2,3 на стр. 8 учебника. Рабочая тет­радь, задания №1,2


Вопросы № 4,5,6 на стр.18 учебника. Рабочая тет­радь, задания №3.









Урок изучения нового и первичного закреп­ления знаний.


















2

Д/з: стр. 3, 4 -7, стр. 10-13 учебника, «Подумайте».


Эволюция человека. Расы чело­века, их происхож­дение и единство.

Урок изучения нового и первичного закреп­ления знаний.

Д/з:стр.12-18 учебника









Сходство и различия человека и человекообразных обезъян. Человек разумный





Определять принадлежность биологи­ческого объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представите­лями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.

Характеризовать особенности строе­ния человека, обусловленные прямохо-ждением и трудовой деятельностью










ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1 час)













3.

Науки о человеке. Методы изучения организма человека.







Биологическая природа и со­циальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигие­на, медицина, психология. Великие анатомы и физиологи: Гиппакрат, К.Гален,А.Везалий. Ме­тоды изучения о рганизма че­ловека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др. Их зна­чение и использование в соб­ственной жизни.

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Называть методы изучения организма человека, их значение для использова­ния в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практиче­ской деятельности людей и самого уче­ника.

Использовать знания о методах изу­чения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоя­нием собственного организма.

Вопрос №7 на стр. 30 учебни­ка.

Рабочая тет­радь, задание №10.









Урок изучения и пер­вичного закрепления новых знаний.



















Д/з: стр. 21-30 учеб­ника,

стр. 24-27 учебника (по желанию).













































ТЕМА 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (3 часа)

4.

Клеточное строение организма.

Ткани.






Клеточное строение организма человека. Строение и процес­сы жизнедеятельности орга­низма (обмен веществ, био­синтез, биологическое окисле­ние), их значение. Рост и раз­витие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. Ткани животных и человека: эпителиальные, соединитель­ные (костная, хрящевая, жиро­вая, кровь), мышечные (глад­кая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Меж­клеточное вещество.

Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описы­вать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, живот­ных, человека.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. Давать определения понятию:

ткань.

Изучать микроскопическое строение тканей.

Рассматривать готовые микропре­параты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей че­ловека

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие меж­ду строением тканей и выполняемыми функциями.

Вопросы №1 - 9 на стр. 40 учебни­ка.

Рабочая тетрадь, задания №15,16,18,19,20. Выполнение ла­бораторной ра­боты №1 «Изуче­ние микроскопи­ческого строения тканей» и выво­ды к ней.







Урок изучения и пер­вичного закрепления новых знаний.
















Д/з: стр. 31-40 учеб­ника, «Подумайте».













5.

Органы. Системы органов.


Комбинированный урок.

Д/з: стр. 40-43 учебника, «Подумай­те». Подготовиться к зачету.






Строение и процессы жизне­деятельности организма чело­века.

Давать определения понятиям:

ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описы­вать органы и системы органов челове­ка.

Характеризовать сущность регуля­ции жизнедеятельности организма.

Вопросы №1 -9 на стр. 43 учебника. Рабочая тетрадь, задания № 21, 22, 23.

Выполнение ла­бораторной ра­боты №2 «Распо­знавание на таб­лицах органов и систем органов-человека».












6.

Зачет по теме «Об­щий обзор организма человека».







Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.




Урок контроля, оценки и коррекции знаний.







Д/з: повторить по учебнику 7 класса материал о строении и функциях нервной системы млекопи­тающих.




ТЕМА 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (12 часов)

7.

Гуморальная регуля­ция.







Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секре­ции, их строение и функции.

Называть:

•особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней секре­ции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на табли­цах органы эндокринной системы.

Вопросы №1,2,3,4 на стр. 53 учебника. Описание ри­сунков на стр.48,49. Рабочая тет­радь, задания № 24,25.







Комбинированный урок.
















Д/з: стр. 46-50учеб­ника, задания «Вы­берите правильный ответ» на стр.53.













8.

Роль гормонов в об­мене веществ, росте и развитии организ­ма.






Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипо­функцией (карликовость) и ги­перфункцией (гигантизм) гипо­физа), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны под­желудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабе­том). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении ор­ганизма к стрессовым ситуаци­ям). Болезни, связанные с ги­пофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нерв­ной и гуморальной регуляции.

Давать определение понятию: гор­моны.

Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндок­ринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздей­ствие факторов риска на здоровье. *Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной сис­тем.

Вопросы №5,6,7,8,9,10 на стр. 53 учебни­ка.

Рабочая тет­радь, задание №26.




Комбинированный урок.
















Д/з: стр. 50-53 учеб­ника.
















9.

Нервная система. Отделы нервной системы: централь­ный и перифериче­ский.








Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: централь­ный и периферический. Спин­ной мозг, головной мозг. Нер­вы, нервные узлы.

Давать определения понятию: реф­лекс. Называть:

•особенности строения нервной системы (отделы, органы);

•принцип деятельности нервной систе­мы;

•функции нервной системы. Распознавать и описывать на таб­лицах основные отделы и органы нерв­ной системы человека. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной систе­мы.

Вопросы №1 ,2, 7 на стр. 56 учебника. Рабочая тет­радь, задания № 27,28,29.







Урок изучения нового и первичного закреп­ления знаний.













Д/з: стр. 54-56 учеб­ника, «Подумайте».













10.

Рефлекторный ха­рактер деятельности нервной системы.






Рефлекторный характер дея­тельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Ре­цепторы. Нервная регуляция.

Давать определения понятиям: реф­лекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный реф­лекс.

Называть: принцип деятельности нерв­ной системы.

Характеризовать:

•сущность регуляции жизнедеятельности

организма;

•роль нервной системы в организме. ^Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

Вопросы №4,5,6 на стр. 58 учебника. Описание ри­сунка на стр.55. Рабочая тет­радь, задания №30,31.




Комбинированный урок.













Д/з: стр. 57-58 учеб­ника, «Подумайте».










11.

Спинной мозг, строение и функции.


Комбинированный урок.

Д/з: стр. 60-62учеб­ника, «Подумайте».

Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного моз­га. Рефлекторная и проводни­ковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их преду­преждение.

Называть:

•особенности строения спинного мозга; •функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таб­лицах основные части спинного мозга. Характеризовать, роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности орга­низма.

Вопросы №1 -6 на стр. 62 учебника. Описание ри­сунка на стр.59. Рабочая тет­радь, задания № 32,33.




12.

Головной мозг, строение и функции.







Головной мозг, строение и функции. Серое и белое веще­ство головного мозга. Продол­говатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Анали-тико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их преду­преждение.

Называть:

•особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таб­лицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного моз­га в регуляции жизнедеятельности и по­ведения организма.

Описание ри­сунка на стр.69. Рабочая тет­радь, задания № 4,36,37,38,39. Выполнение лабораторной работы № 3: «Изучение строения голов­ного мозга че­

ловека (по му­ляжам)».







Комбинированный урок.













Д/з: стр. 63-69

учебника,

«Подумайте».













13.

Соматическая и веге­тативная нервная система.






Соматическая и вегетативная нервная система. Функция ав­тономного отдела. Симпатиче­ский и парасимпатический подотделы.

Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндок­ринной систем.

Нарушения деятельности нервной системы и их преду­преждение.

Называть:

•отделы нервной системы, их функции; •подотделы вегетативной нервной сис­темы, их функции.

Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать:

•сущность регуляции жизнедеятельности организма;

•роль нервной системы и гормонов в ор­ганизме.

^Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной сис­тем.

Находить в тексте учебника биоло­гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон­трольной работы.

Вопросы №8,9 на стр. 75учеб­ника.

Описание ри­сунка на стр.72.




Комбинированный урок.

-













Д/з: стр. 70-75 учеб­ника, «Подумайте»
















14.

Орган зрения и зри­тельный анализатор.






Орган зрения. Вспомогатель­ный аппарат глаза (брови, ве­ки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Скле­ра, роговица, сосудистая обо­лочка, радужка, зрачок. Сет­чатка. Палочки и колбочки сет­чатки. Хрусталик, стекловид­ное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор.

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таб­лицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

Вопросы №3,4,5,6,7 на стр. 79 учебни­ка.

Рабочая тет­радь, задания №41,42,43,44. Описание ри­сунка на стр. 79. Выполнение лабораторной работы № 4 «Изучение из­менения разме­ра зрачка».







Комбинированный урок.
















Д/з: стр. 77-79 учеб­ника.













15.

Нарушения зрения, их профилактика.


Комбинированный урок.


Д/з: стр.80-83 учеб­ника.






Нарушения зрения, их профи­лактика. Заболевание и по­вреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоро­вья;

•влияние собственных поступков на здо­ровье.

Использовать приобретенные зна­ния для:

•соблюдения мер профилактики заболе­ваний и повреждений органов зрения; •профилактики вредных привычек.

Вопросы №9,10 стр. 83 учебника. Рабочая тет­радь, задание №46.



































  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И. Сонина iconРабочая программа по физике составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике и скорректирована с учетом программы «Физика 7-9» авторов Н.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И. Сонина iconПрограмма основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек», автор Н. И. Сонин; учебник

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И. Сонина iconРабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия»
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,...

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И. Сонина iconПояснительная записка Программа по физике составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И. Сонина iconПояснительная записка Программа по физике составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И. Сонина iconПрограмма по биологии для выпускников, поступающих на базе основного общего образования составлена на основании программ для общеобразовательных учебных заведений

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И. Сонина iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования. При разработке использованы ма

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И. Сонина iconРабочая программа учебного предмета «Физика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и пр

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И. Сонина iconПрофильный уровень
Примерная программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И. Сонина iconПояснительная записка Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального Государственного стандарта



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск