Задачи: Образовательные: изучить строение сердца; сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца; раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца icon

Задачи: Образовательные: изучить строение сердца; сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца; раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца





Скачать 106.2 Kb.
НазваниеЗадачи: Образовательные: изучить строение сердца; сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца; раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца
Дата конвертации06.06.2013
Размер106.2 Kb.
ТипДокументы
Тема: «Строение и работа сердца»


Цель: добиться усвоения знаний о строении и работе сердца. Ознакомить учащихся с современными достижениями в кардиологии.


Задачи:


Образовательные:

изучить строение сердца;

сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца;

раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца.


Развивающие:

развитие навыков самостоятельной работы;

формирование умений работать в группе с дидактическим материалом и муляжами;

развитие умений самоконтроля и самооценки.


Воспитательные:

продолжить формирование научного мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий, успехов медицины в области кардиологии.


Методы:

Объяснительный (лекция, беседа).

Иллюстративный (демонстрация схем, таблиц, презентаций, электронных пособий).

Поисково-исследовательский (работа в группах с муляжами).

Аналитический метод (тестовая самостоятельная работа).


Наглядно-демонстрационная база: таблица кругов кровообращения, дидактические карточки, муляжи сердца, схемы, компьютер, мультимедийный проектор.


Ход урока

I. Проверка домашнего задания:


1.Учащиеся у доски рисуют схемы кругов кровообращения.


2. Фронтальный опрос по вопросам и заданиям изученного материала:

Назовите функции большого (малого) круга кровообращения?

Что такое аорта, нижняя полая вена?

Какая кровь течет по артериям большого и малого круга кровообращения?

Какая кровь течет по венам большого и малого круга кровообращения?

Куда впадают лимфатические протоки?

Чем артерии отличаются от вен по строению?


3.Допишите предложения.

  1. Самая крупная артерия…….( аорта)

  2. Сосуды, несущие кровь от сердца………( артерии)

  3. Сосуды, по которым кровь возвращается в сердце………( вены)

  4. Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями,…………………( капилляры)

  5. Кровь, насыщенная кислородом,…….( артериальная)

Кровь, насыщенная углекислым газом,………..(венозная)

4. 1-вариант

Установить соответствие между отделом сердца и видом крови, которая наполняет этот отдел.


Отдел сердца Вид крови

1) левый желудочек А) артериальная

2) правый желудочек Б) венозная

3) правое предсердие

4) правый желудочек

2-вариант

Установить соответствие между кровеносными сосудами и видом крови в них.

Отдел сердца Вид крови

1) артерии большого круга кровообращения А) артериальная

2) вены большого круга кровообращения Б) венозная

3) артерии малого круга кровообращения

4) вены малого круга кровообращения


2.Актуализация опорных знаний учащихся:


Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.


Сердце матери – вещун.

Сердце матери лучше солнца греет.

Сердце не камень – тает.

Сердце сердцу весть подает.

Сердце соколье, а смелость воронья.

Сердцу не прикажешь.


Греки полагали, что сердце - вместилище духа, китайцы верили, что оно - сосредоточение счастья, а египтяне полагали, что эмоции и интеллект рождаются в сердце.

Всю нашу жизнь центральный орган кровеносной – сердце непрестанно работает. Оно начинает работать, когда мы еще не родились. У зародыша человека на третьей неделе развития образуются кровеносные сосуды. На 25 день жизни плода начинает биться сердце.


3.Изучение нового учебного материала.


Строение сердца человека почти не отличается по строению от сердца млекопитающих животных и выполняет ту же функцию - функцию насоса

Сердце представляет собой мышечный орган, который постоянно сокращается и заставляет кровь двигаться. Сожмите руку в кулак и вы увидите какого оно размера. Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака. Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево. Масса его около 250-300г.

Сердце находится в соединительнотканном «мешке», который называется околосердечной сумкой. Она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать. Внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая снижает трение о стенки сердечной сумки.

Стенка сердца имеет три слоя. Эпикард – наружный слой, покрывающий сердце.

Миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей. Эндокард – внутренний эпителиальный слой.

Сердце человека состоит из двух предсердий и двух желудочков.

Левая и правая половины сердца разделены сплошной перегородкой. Кровь из предсердий поступает в желудочки через отверстия в перегородке между предсердиями и желудочками. Отверстия снабжены клапанами, которые открываются в сторону желудочков. Клапаны образованы смыкающимися створками, поэтому получили название створчатых клапанов. В левой части сердца клапан двустворчатый, в правой – трехстворчатый. От поверхности и краев створок отходят сухожильные нити, которые прикрепляются к мышце желудочков. Сухожильные нити не позволяют клапанам открываться в сторону предсердий.

У места выхода аорты из левого желудочка и легочной артерии из правого желудочка располагаются полулунные клапаны. Они имеют вид кармашков, препятствуют движению крови из артерий в желудочки. Таким образом, клапаны сердца обеспечивают движение крови только в одном направлении: из предсердий в желудочки, а из желудочков – в артерии.

Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы. Мышечная стенка желудочков значительно толще стенки предсердий. Это объясняется тем, что желудочки выполняют большую работу по перекачиванию крови по сравнению с предсердиями. Особенной толщиной отличается мышечная стенка левого желудочка, который, сокращаясь проталкивает кровь по сосудам большого круга кровообращения.


Сердце – неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул.

- В сутки сердце делает 100 тыс. ударов, за год – почти 40 млн. ударов.

- Сердце ежедневно расходует количество энергии, которое могло быть достаточным для поднятия груза в 900 кг на высоту 14 м.

- В течение жизни человека сердце выбрасывает в аорту столько крови, что ею можно было бы заполнить канал длиной 5 км, по которому прошел бы большой теплоход.

- За 50 лет жизни сердце совершает работу, равную работе по подъему груза в 18 тыс. тонн на высоту 227 км.


В чем секрет такой работоспособности сердца?


Рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.

Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящих за время одного сокращения сердца, которое длится менее1с. Сердечный цикл состоит из трех фаз.

Во время сокращения ( систолы) предсердий, которое длится около 0,1 сек, желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные клапаны закрыты, кровь из предсердий поступает в желудочки.


Сокращение (систола) желудочков длится около 0,3 сек. При этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты, полулунные клапаны открыты кровь поступает в легочную артерию и аорту.


Полное расслабление сердца – сердечная пауза, или диастола, - длится около о,4 сек. При этом створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты, кровь из вен попадает в предсердия и частично стекает в желудочки.

Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1с и отдыхают 0,7с, а желудочки работают 0,3с и 0,5с отдыхают.


Самостоятельная работа

Задание. Составить таблицу « Сердечный цикл»


Фазы сердечного цикла

Продолжительность фаз (с)

Состояние клапанов

Движение крови

Сокращение предсердий (систола)

0,1

Створчатые открыты, полулунные закрыты

Предсердие-желудочек

Сокращение желудочков (систола)

0,3

Створчатые закрыты, полулунные открыты

Желудочки - артерии

Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола)

0,4

Створчатые открыты, полулунные закрыты

Вены – предсердие, желудочек



Задача. Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца? В среднем частота биения сердца – 70 ударов в минуту.

.

Вывод. Высокая работоспособность сердца обусловлена:

  1. Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нем.

  2. Усиленным снабжение его мышц кровью.

  3. Строгим ритмом его деятельности ( фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).



Требования предъявляемые организмом к сердечно-сосудистой системе, постоянно изменяются. Сердце на это отвечает изменением частоты сокращений. Что же влияет на работу сердца?

Вспомним известные способы регуляции функций организма.


Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца посредством нервных ипульсов. От центральной нервной системы к сердцу подходят два нерва: парасимпатический ( блуждающий) и симпатический. Блуждающий нерв замедляет работу сердца, симпатический ее ускоряет.

Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови. Усиливают работу сердца адреналин, ионы кальция. Адреналин даже в очень малых дозах усиливает работу сердца. В медицинской практике адреналин вводят иногда прямо в остановившееся сердце, чтобы заставить его вновь сокращаться. Ионы калия, ацетилхолин ослабляют и замедляют сердечную деятельность. Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца.



Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови.



Вывод. Нервная и гуморальная регуляция – единый механизм регуляции работы сердца. Изменяется интенсивность работы сердца, частота и сила сердечных сокращений под влиянием импульсов ЦНС и поступающих с кровью биологически активных веществ. При этом последовательность фаз сердечного цикла не меняется.

3 августа 1903г. Профессор А.А. Кулябко оживил сердце ребенка, умершего от воспаления легких, спустя 20 часов после смерти. Сердце забилось, когда через него пропустили подогретый до 37 градусов питательный раствор близкий по составу к крови.

Почему сердце сокращается даже вне организма?


Сердце обладает способностью самопроизвольно ритмически сокращаться.

Способность сердца сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом называется автоматизмом.

В сердце человека источником автоматизма служат особые мышечные клетки. Они располагаются в различных его отделах. В здоровом сердце человека главным центром зарождения автоматических импульсов, являются мышечные клетки, расположенные в правом предсердии. Атоматически работающее сердце создает слабые биоэлектрические сигналы, которые проводятся по всему телу. Эти регистрируемые от кожи рук и ног и от поверхности грудной клетки сигналы называются электрокардиограммой. Электрокардиограмма отражает состояние мышцы сердца и служит важнейшим показателем его деятельности. Электрокардиограмм (ЭКГ) – графическая запись электрических потенциалов, сопровождающих работу сердца, на движущейся бумажной ленте. При помощи ЭКГ можно диагностировать различные заболевания сердца.


. Закрепление изученного материала.


Самостоятельная работа

Задание №4

Обозначьте на схеме части сердца цифрами

1 - левое предсердие

2 - правое предсердие

3 - левый желудочек

4 - правый желудочек

5 – межжелудочковая перегородка

6 - легочная артерия

7 - аорта

8 - нижняя полая вена

9 – верхняя полая вена

10 - полулунные клапаны

11 - створчатые клапаны


Задание №5.Тест. Выберите правильный ответ.


Вопросы

Ответы

1. Какие клапаны находятся между желудочками и предсердиями?

А. Четыре

2. Какая камера сердца имеет стенки наибольшей толщины?


Б. Створчатые клапаны

3. Каково число камер в сердце?

В. Закрыты

4. Как называется способность сердца ритмически сокращаться?

Г. Открыты

5. Каково число фаз в сердечном цикле?

Д. Систола

6. Какова роль парасимпатического отдела ЦНС?

Е. Три

7. Как влияют на работу сердца адреналин и соли кальция?

Ж. Диастола

8. Как называется фаза сокращения предсердий и желудочков?

З.Усиливают силу и частоту сердечных сокращений

9. Как называется сердечная пауза?

И. Поперечно-полосатая мышечная ткань

10. Какой тканью образован наружный слой стенки сердца?

К. Полулунные клапаны

11. Какой тканью образован средний слой стенки сердца?

Л. Автоматизм

12. Какой тканью образован внутренний слой стенки сердца?

М. Замедляет работу сердца

13. . Какие клапаны находятся между левым желудочком и аортой, правым желудочком и легочной артерий?

Н. Соединительная ткань

14.В каком состоянии находятся створчатые клапаны при сокращении предсердий?

О. Эпителиальная ткань

15. В каком состоянии находятся полулунные клапаны при сокращении желудочков?

П. Левый желудочек




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15















































Выводы:

  1. Сердце – центральный орган кровеносной системы, сокращения которого обеспечивают движение крови по сосудам.

  2. Высокая работоспособность сердца обусловлена строгим ритмом его деятельности.

  3. Интенсивность работы сердца изменяется под влияние нервных импульсов нервной системы и биологически активных веществ.

  4. Автоматизм сердечной мышцы обеспечивает порядок фаз сердечного цикла



Д.З. П. 22 творческая работа: составить тест по изученной теме.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи: Образовательные: изучить строение сердца; сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца; раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца iconЗадачи: Образовательные: изучить строение сердца; сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца; раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца

Задачи: Образовательные: изучить строение сердца; сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца; раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца icon5. Интракардиальные и экстракардиальные механизмы регуляции деятельности сердца. Иннервация сердца. Влияние симпатических и парасимпатических нервов на работу сердца. Влияние гормонов, медиаторов и электролитов на сердечную деятельность

Задачи: Образовательные: изучить строение сердца; сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца; раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца iconЗадачи урока: Изучить строение органов кровообращения. Развить знания учащихся о строении и работе сердца

Задачи: Образовательные: изучить строение сердца; сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца; раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца iconКонспект урока Строение и работа сердца Цель урока: Изучить связь строения сердца с его функцией. Формирование навыков монологического ответа и развитие способности анализа и синтеза

Задачи: Образовательные: изучить строение сердца; сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца; раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца iconУрок по теме: «Железы внутренней секреции»
Цель урока: сформировать у учащихся понятие о гуморальной регуляции деятельности организма. Продолжить формировать понятие о регуляции...

Задачи: Образовательные: изучить строение сердца; сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца; раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца iconМетодическая разработка лекции «регуляция работы сердца»
Регуляторные механизмы, обеспечивающие приспособительные (адаптационные) изменения деятельности сердца

Задачи: Образовательные: изучить строение сердца; сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца; раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца icon3 строение и функционирование сердца сердце полый мышечный орган, имеющий форму упло­щенного конуса с закругленной верхушкой. Основание сердца об­ращено в

Задачи: Образовательные: изучить строение сердца; сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца; раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца iconТест «Строение и работа сердца». Установите соответствие между перечнем отделов сердца и кровеносных сосудов (1-10) и их определениями (I xi). Левый желудочек. Легочная артерия

Задачи: Образовательные: изучить строение сердца; сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца; раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца iconПороки сердца и беременность
Причины неблагоприятных исходов беременности и родов у беременных с пороками сердца

Задачи: Образовательные: изучить строение сердца; сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца; раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца iconСостояния, связанные с прекращением дыхания и сердечной деятельности принято называть остановкой сердца. Первая помощь, которая проводится тотчас после остановки сердца называется сердечно-легочная реанимация. Реанимация



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск