И. Е. Кустова Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большим icon

И. Е. Кустова Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большим





Скачать 246.3 Kb.
НазваниеИ. Е. Кустова Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большим
Дата конвертации06.06.2013
Размер246.3 Kb.
ТипДокументы

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

«Преимущества группового способа обучения и особенности его внедрения в практику преподавания курса анатомии и физиологии человека ».




(Методика обучения)













Брянск 2013


Яковенко Светлана Александровна

Учитель биологии и химии МБОУ

Центр образования г. Брянска

Имени Героя Советского Союза

И.Е.Кустова



Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большими потоками информации, интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию.

Личный опыт преподавания в современной школе все больше убеждает – эффективно обучение, в условиях которого ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовать знания. Способность приобретения знания характеризуется показателями обучаемости, применение знаний – показателями интеллекта, а преобразование знаний – креативностью (общими творческими способностями).

В настоящее время существующая в образовании тенденция рассматривает весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества, и при этом обнаруживает себя проблема учебного сотрудничества, т.е. коллективных, групповых форм работы. Учебное сотрудничество в образовательном процессе состоит из совокупности взаимодействий: учитель – ученик (ученики), ученик – ученик, взаимодействие учеников в коллективе. Практика обучения при внедрении коллективных форм работы в учебный процесс убедительно показывает, что именно организационная форма обучения ''ученик– ученик'' (учебное сотрудничество) предоставляет значительные резервы для формирования познавательной мотивации, способствующей повышению эффективности обучения, самооценки и развития личности ребёнка в целом. Рамки приобретения группового взаимодействия детей в последние годы существенно сужены.

Социологи выяснили, что за 11 лет обучения школьники проводят в классе 15 000 часов, а за телевизором – 18 000. Если сюда добавить то, что дети часто лишены общения со сверстниками в яслях, детском саду, во дворе, то понятно, что школа – подчас единственное место, где дети могут общаться в коллективе, т.е. приобретать навыки коммуникативной деятельности.

Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку школьников, а главное – учит детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя.

Групповой способ обучения (ГСО) – такая форма организации познавательной деятельности, при которой происходит организованное взаимодействие трех или более индивидов, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению. Для него характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения. В групповой работе происходит социализация личности, формируются коммуникативные умения, создаются условия для развития познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей.

По сути дела этот способ наиболее распространён в школах, поскольку класс – это тоже группа. Однако более эффективно реализовать возможности ГСО можно, разделив класс на более маленькие группы, с учётом индивидуальных возможностей учащихся. Другими словами, применяя индивидуально-групповую форму организации познавательной деятельности школьников. Включение учащихся на уроке в деловое общение соответствует характеру ведущей деятельности подросткового периода (возраста), обеспечивает высокую познавательную активность ребят.

Специальные исследования психологов показали, что «ведущей деятельностью подросткового возраста является такая учебная деятельность, которая обеспечивает общение подростков между собой по содержанию коллективной деятельности, причём все её участники имеют право на оценку и постановку целей осуществляемой данными коллективом деятельности».

Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало в древности, а в новое время наиболее ярко воплощена в так называемой «белл-ланкастерской системе взаимною обучения». Суть ее в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения. Авторы в своих трудах уделяют внимание методам ГСО, как наиболее эффективным в системе образования. Педагогическая цель групповой работы на уроке заключается не только в индивидуализации самостоятельности учащихся и в повышении их познавательной активности, но и в создании положительного эмоционально-психологического климата, который способствует личностному самовыражению, самоутверждению, характеризуется усилением таких существенных моментов педагогического взаимодействия, как взаимопомощь, доброжелательность, взаимопонимание. В данной ситуации педагогу приходится выступать и в роли психолога, помогающего учащимся строить взаимоотношения в группе. Для успешной работы учащихся необходимо, чтобы каждый школьник овладел элементарными умениями самостоятельной познавательной деятельности. Особое значение в данном случае имеют умение работать с учебником, работать по инструкциям, наблюдать, фиксировать полученные результаты и на их основе делать выводы. Поэтому важно, чтобы к началу организации групповой деятельности предшествовал организационный этап, целью которого является:

  1. Изучение уровня познавательной самостоятельности отдельных учащихся и классе целом;

  2. Формирование приёмов самостоятельной деятельности:

    1. С этой целью проводится подробный инструктаж, раскрывающий последовательность действий учащихся при выполнении работы.

    2. Дорабатывается умение учащихся работать с учебником, рисунками, схемами и таблицами и т.д.

    3. На примерах показывается логика построения устных ответов и письменных

    4. Развивается умение составлять конспекты

    5. Даётся информация о критериях оценок

  3. Постепенное выявление уровня познавательности класса в целом и отдельных учащихся с целью его учёта при формировании групп.

Эти три пункта содержат в себе большой объём работы. И если уровень подготовки класса низкий, этим вопросам следует уделить достаточно времени. Опыт показывает, что развивать навыки учащихся целесообразно на конкретных примерах в процессе изучения новых тем. Обычно первой четверти достаточно, чтобы подготовить основу дл перехода к ГСО.

Успех коллективной работы в группах определяется в значительности составом групп. Их комплектование – достаточно сложная педагогическая проблема. Группы могут быть – «гетерогенные».

Положительное качество таких групп:

  1. Сравнительно быстро в таких группах появляется лидер, который организует работу ребят.

  2. «Слабые» ученики, как правило, тоже проявляют активность, имея перед собой положительный пример.

  3. Такие ученики имеют возможность выслушивать ответы и пояснения более « сильных».

  4. «Сильным» даётся возможность выступать в роли учителей, что повышает их ответственность.

  5. Учащимся даётся возможность самим распределять задания по степени их сложности.

И на первых этапах ГСО такие группы, вероятно, более эффективны.

Но со временем всё более проявляются недостатки «гетерогенных групп»:

  1. Нередко более «слабые» ученики занимают пассивную роль слушателя и наблюдателя, а иногда даже исключаются из процесса работы;

  2. «Сильные» же учащиеся берут основную работу на себя, но много времени тратят на разъяснения, тормозится их мысленная деятельность.

Поэтому я разделяю точку зрения, что на данном этапе целесообразно перейти к формированию групп на основе учёта отношения школьников к биологии.

В этом случае первая группа может объединить учащихся, стремящихся глубоко изучать биологию. Во вторую группу войдут школьники, интересующиеся биологией. Остальные группы объединяют учащихся, не проявляющих особого интереса к биологии. Как правило, даже при добровольном разделении учащихся, в одну группу попадают учащиеся с общими интересами.

Следует подчеркнуть, что для всех групп обязательным является усвоение программного материала, а в каком объёме будет изучаться дополнительный материал – члены группы решают самостоятельно.

Численность групп может быть разной. Я предлагаю учащимся объединиться в группы по 4-6 человек.

Групповая работа представляет много возможностей для индивидуализации.

Индивидуализация – это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

Следует признать, что при современной наполняемости классов осуществить индивидуальный подход к каждому учащемуся практически невозможно. Реальнее говорить не об абсолютной, а об относительной индивидуализации, когда:

  1. Учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а в группе учащихся, обладающих сходными особенностями;

  2. Учитываются лишь некоторые известные особенности, например, умственные способности, различные свойства темперамента;

  3. Иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний, важных дл этого ученика (состояние здоровья, талантливость в какой-либо области);

  4. Индивидуализация осуществляется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.

Учёт индивидуальных особенностей проявляется в способах работы групп:

  1. Работа с относительно стабильными группами (группами постоянного состава)

  2. Работа с нестабильными группами (переменного состава)

Первый способ в организационном отношении более удобен для учителя и экономичен во времени. Второй способ требует больше времени на организацию, но он более гибкий при учёте индивидуальности учащихся и по сути дела является подготовительным к переходу КСО.

Таким образом, преимущества ГСО выражаются в следующем:

  1. На подготовительном этапе и в ходе работы учитель имеет возможность закрепить и развить у учащихся различные навыки и умения;

  2. В ГСО реализуется основной вид деятельности подросткового периода – общение друг с другом;

  3. В большей степени учитываются индивидуальные способности учащихся;

  4. В группе учащиеся имеют возможность выполнять посильную для них работу;

  5. Поощрять самостоятельную работу;

  6. Вырабатывать навыки взаимоконтроля;

  7. Материал усваивается через непосредственное применение его (передача информации, поиск ответов на вопросы, оценка), что очень важно для запоминания;

  8. Учащиеся имеют право выбора, что значительно облегчает их работу;

  9. Экономится время и увеличивается количество получаемых оценок;

  10. Важен воспитательный момент – взаимопомощь, поддержка, воспитания ответственности перед группой;

  11. ГСО позволяет легко применять различные формы и методы обучения;

Обычно учащиеся с интересом начинают работать в группах. У них появляется возможность реализовать в большей мере знания и умения. Для ознакомления с работой в группе ,после изучении темы, предлагаю ребятам разделится на группы (пока по желанию) и провести урок-лотерею.

Задачи этого урока:

  1. Общее знакомство с Г.С.О.

  2. Знакомство с особенностями организации работы в группах.

  3. Выработка умения распределять обязанности в группе и оценивать результаты работы.

  4. Формирование интереса к данной форме работы.

I этап: на доске пишутся вопросы по пройденной теме. Они не должны быть объёмными или ориентированными на сильных учащихся.

Группам даётся задание:

  1. Выбрать секретаря, который будет фиксировать результаты работы;

  2. Выбрать учащегося, который будет помогать поддерживать рабочую дисциплину в группе;

  3. В течение 10-12 минут обсудить вопросы и ответы на них. Даётся установка, что ответы на вопросы должны знать все члены группы.

II этап: своеобразная лотерея

Представителям из групп предлагают выбрать карточки и одновременно пояснить, что означает эти карточки:

1-я карточка – «Всем всё»

Группа получает карточки с заданиями, где каждый член группы должен письменно ответить на только что обсуждённые вопросы. Если времени достаточно (сдвоенный урок), то такую работу можно проводить устно. Каждый в этой группе получает оценку.

2-я карточка – «Один за всех»

Из этой группы учитель вызывает одного ученика к доске и задаёт ему вопросы (из числа обсуждаемых ) . Ученик получает оценку. Даётся так же устная оценка работе группы в зависимости от результата ответа. Если представитель группы отвечал хорошо, то все члены группы получают «плюс» (что он означает, поясняется позже).

3-я карточка – «Выбор»

К доске выходит один человек, но уже его выбирает группа. Он отвечает на вопросы и получает отметку.

4- карточка – «Призовая»

Двое представителей из данной группы выбирают сами себе вопросы, отвечают на них и получают оценку.

5-я карточка – «Доверие»

Секретарь этой группы выставляет в ведомости оценку, которые члены группы поставили сами себе.

Как правило, учащиеся остаются довольны результатом работы. У них складывается положительный эмоциональный настрой.

III этап: подведение итогов работы. Плюсы , заработанные второй группой за дополнения фиксируются секретарями. Учитель поясняет. Что за десять плюсов ставится оценка «пять». Их можно заработать и на 1-2х уроках при активной работе, и в течение всей четверти.

Что касается самооценки в 5-й группе, то их объективность легко проверить, давая подобное задание учащимся этой группы на следующем уроке. Кроме этого я практикую такой приём, о котором предупреждаю заранее. Из группы, которая самостоятельно оценивала свою работу, вызываю ученика и устраиваю «мини-экзамен». Если он подтверждает свою оценку – всё в порядке. Если его знания явно ниже выставленной отметки – всем членам группы оценка снижается. Конечно, это возможно применять только после того, как учащиеся усвоили критерии оценок. Эти критерии рекомендуется повторять.

При индивидуально - групповой организации познавательной деятельности важно подготовить учащихся к восприятию и осмыслению изученного материала. Школьники должны чётко усвоить, какие знания и умения необходимо получить в результате изучении материала. Они должны представлять перспективу своей деятельности на несколько уроков вперёд. Поэтому единицей учебного процесса в данном случае является не урок, а целая учебная тема.

При её изучении можно выделить следующие этапы:

1-й этап – инструктаж, вводная беседа или лекции, в ходе которой учитель раскрывает наиболее важные идеи, положения и понятия темы; формирует познавательные и проблемные задачи, которые учащиеся должны решать в процессе изучении материала.

2-й этап – работа, направленная на изучение материала. Она включает в себя сочетания различных методов и форм работы. Считаю, что основу материала нужно давать в виде лекции. При этом учитель разъясняет, показывает, инструктирует учащихся. Изложения материала должно быть построено так, чтобы застраховать учащихся от ошибок, предусмотреть их самостоятельную работу на последующих занятиях.

3-й этап – самостоятельна работа учащихся в группах. Он включает работу с учебником, объектами и таблицами, рисунками, выполнение практических работ, проведение наблюдений и обсуждение кинофрагментов и т.п. Важным является работа с дополнительной литературой. Учитель и отдельные участники на этом этапе выступают в качестве консультантов.

4-й этап – систематизация и коррекция знаний. Проверяется, как усваивается материал. При необходимости вносится дополнения и уточнения.

5-й этап – заключительный. Он включает обобщение и оценку знаний.. Если на изучение темы предусмотрено значительно больше времени, то её целесообразно разбить на две или несколько подтем, которые чередуются с этапами систематизации и коррекции знаний.

Хорошие результаты даёт применение ГМО на уроках курса анатомии, физиологии и гигиены человека. У учащихся уже есть теоретическая база знаний о строении и функциях основных систем организма млекопитающих. Им близок объект изучения – организм человека, многие выводы они могут сделать на основе повседневных наблюдений. А если речь идёт о гигиене, заболеваниях и их профилактике – поделиться личным опытом. Курс позволяет привлечь к работе большой дополнительный материал, расширить лабораторный практикум, отрабатывать приём оказания первой медицинской помощи. То есть, даётся широкое поле деятельности для работы учащихся и учителя. И помогает в усвоении материала ГМО.

Результаты применения группового способа обучения

Анализ опыта организации групповой деятельности на уроках указывает на следующие результаты применения метода:


  • работа в группах стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предмету. Это подтверждается следующими фактами:

    • уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы, так и заключительный этап – отчет-презентацию;

    • увеличилось количество учащихся, выбирающих биологию, как предмет по выбору, выбирающих экзамен по биологии для итоговой аттестации;

    • прикладной характер деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают работы лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, “пригодятся в жизни”);

    • у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы;

  • у обучающихся, работающих в группах, формируются умения:

    • проблематизация,

    • целеполагание,

    • планирование,

    • поисковые (исследовательские) умения,

    • коммуникативные умения,

    • презентационные умения,

    • рефлексивные умения;

  • учащиеся принимают участие и занимают призовые места в школьных, районных олимпиадах

Таким образом, как показывает практика, групповая деятельность реально способствует формированию учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.


В качестве примера ( приложения) предлагается разработка темы курса анатомии и физиологии человека «Опорно-двигательная система»

Литература

1 Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно – историческое понимание развития человека; Москва: Смысл, - 2007. – 528с.
2 Павлова Т.А. Методы активного социально-психологического обучения. – Москва: Академия, 2007- 220сю
3 Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для вузов / Санкт –Петербург: Питер, 2011
4 Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность ; – Москва: «Директ-Медиа», - 2008. – 916с.
5. Никандров, В.В. Психология– М.: Изд. «Проспект», - 2008. – 912с.


Приложение

Разработка темы курса « Анатомия и Физиологии человека»

«Опорно-двигательная система»

Алгоритм ГСО на уроке:

Подготовка к выполнению задания - раздача дидактического материала, инструктаж о времени, форме представления результата.

Основная часть – групповая работа (знакомство с дидактическим материалом, планирование работы в группе, распределение ролей или заданий, возможно индивидуальное выполнение своей части или совместное всего задания, обсуждение полученных результатов, сведение их в общий результат; подготовка выступления группы)

Заключительный этап: межгрупповая работа (выступления от групп, коррекция полученных знаний, рефлексия).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. Вводный урок-инструктаж.

  2. Строение скелета человека.

  3. Взаимосвязь строения и функции скелета человека.

  4. Зачётный урок по теме.

  5. Первая помощь при повреждении опроно-двигательной системы.

  6. Мышцы и их функции.

  7. Работа мышц. Обобщения.

  8. Зачётный урок взаимоконтроля.

Первый урок начинается с короткой вводной беседы. Вопросы ее позволяют учащимся вспомнить значение и основные функции скелета млекопитающих.

Затем школьники знакомятся с инструкцией. Инструкция содержит:

1)Перечень основных понятий темы;

2)Основные вопросы темы, расположенные в порядке усложнения;

3)Пояснения, что учащиеся должны зафиксировать в тетради: план схем, таблиц, практических работ;

4)Указывается форма проведения зачетного занятия по теме;

5)Перечень основной литературы

Инструктивная карточка по теме «Опорно-двигательная система»

  • Основные понятия

    • Опорно-двигательная система

      • костная ткань

      • мышечная ткань

    • Скелет, мышечная система

      • отделы скелета

      • хрящ, сухожилие, связка

      • желтый костный мозг

      • красный костный мозг

      • надкостница, сустав, шов, позвонок

      • утомление мышц

  • Вопросы темы

    • Что входит в понятие «опорно-двигательная система»?

    • Значение опорно-двигательной системы;

    • Строение костной ткани;

    • Строение и разновидности мышечной ткани;

    • Строение костей, состав костей, свойства костей;

    • Рост костей в длину и ширину;

    • Типы соединения костей;

    • Строение и значение сустава;

    • Строение скелета головы;

    • Строение скелета туловища;

    • Особенности строения отделов скелета, связанные с выполняемыми функциями;

    • Причины отличия скелета человека от скелета млекопитающих;

    • Работа мышц, регуляция работы мышц;

    • Утомление мышц и пути преодоления утомлений;

    • Первая помощь при повреждении скелета:

      • Растяжении

      • вывихе

      • закрытом переломе

      • открытом переломе



    • Развитие опорно-двигательной системы, предупреждение патологических изменений;

    • Значение физического воспитания и труда для формирования скелета и развития мышц

  • Определения, которые должны быть вынесены в тетрадь, подчеркнуты

    • Функции опорно-двигательной системы

    • Строение костей




  • В ходе работы в тетради каждый учащийся заполняет таблицы:




Составная часть кости

Строение

Функции

1)Надкостница







2)Компактная костная ткань







3)Губчатая костная ткань







4)Нервы







5)Сосуды







6)Хрящевая ткань









Типы костей Типы соединения костей:

Рост костей в длину и ширину Строение сустава

Химический состав кости


Таблица «Скелет человека» (занимает разворот тетради)

Части скелета

Отделы

Строение (название костей)

Особенности

1)Скелет головы (череп)

1)Мозговой

2)Лицевой







2)Скелет туловища:

а) Позвоночник


б) Пояс верхних конечностей

в) Верхняя конечность

г) Пояс нижних конечностей

д) Нижняя конечность


а) шейный

б) грудной

в) поясничный

г) крестцовый

д) копчиковый















    • Особенности работы мышц (отводится одна страница)



    • Первая помощь при повреждении опорно-двигательной системы

(отводится 1 лист)

Повреждения

Признаки

Последовательность оказания 1-й помощи, профилактика

1) Ушиб







2) Растяжение связок







3) Вывих







4) Закрытый перелом







5) Открытый перелом







6) Плоскостопие







7) Искривление позвоночника









  • Практическая работа:

    • «Строение и свойства кости» (рассмотрение позвонков разных отделов)

  • Форма зачета

    • Проверка тетради

    • Работа по карточкам (индивидуально)

    • Тестирование

    • Зачет по знанию расположения костей в скелете



Таким образом, учащиеся получают информацию о своей работе. Готовят поле деятельности для нее. Затраты времени оправдывают себя на последующих уроках.

На этом же уроке дается определение опорно-двигательной системы, и указываются ее функции. Это выясняется в ходе вводной беседы, затем учащиеся адресуются к учебнику и после этого учитель вносит дополнения такого характера:

1) Помимо мышц и скелета к опорно-двигательной системе относятся связки (соединительно-мышечные волокна, связывающие кости), сухожилия (часть мышц, при помощи которой они соединяются с костью)

2) Учащиеся обычно перечисляют не все функции системы: опора, движение, защита, ограничение, кроветворная, выработка молекул (в клетках мышц), обмен веществ и энергии

Важным этапом является домашнее задание.

Используя §12, заполнить схемы: « Типы костей», «рост костей», «химический состав костей», «строение костей».

Второй урок начинается с проверки домашнего задания. Она проходит в форме фронтальной беседы, в ходе которой уточняется информация. По окончании беседы группам дается задание: Проверить в группе наличие домашнего задания, дополнить схемы и таблицы.

Второй этап урока – изучение схемы скелета человека, топография костей.

Изучение ведется на основе таблиц и фильма: «Скелет человека. Соединение костей».

В ходе просмотра фильма ведется дополнение третьей колонки таблицы «Скелет человека», указывается строение отделов и их местоположение.

Третий этап – обсуждение в группах и заполнение четвертой колонки таблицы. В диафильме указаны особенности строения скелета человека. Каждая группа называет по очереди указанные особенности. Ответы поощряются «+», которые фиксируют секретари групп.

Если на данном уроке не успевают заполнить 4-ю колонку таблицы – работа переносится на третий урок.

По рисункам и таблице изучать топографию скелета.

3-й этап работы – работа по топографии скелета. В группе обсуждается строение скелета, выясняется местоположение основных костей, примеры соединения костей.

Обычно на третий этап урока остается мало времени. Но эта работа продолжается на четвертом, заключительном уроке.

Домашнее задание:

Подготовиться к зачету (по вопросам). Звеньям дается задание – подготовить информацию о конкретных повреждениях опорно-двигательной системы и правилам оказания 1-й медицинской помощи при повреждении опорно-двигательной системы.

Третий урок – строится на работе учащихся в группах.

1-й этап – выполнение практической работы «Строение и свойства костей».

2-й этап – каждой группе дается вопрос и время на обсуждение. После чего один из группы (по выбору учителя или группы) дает ответ и получает оценку. Вопросы даются группам разной степени сложности:

1) Типы строения костей, строение суставов

2) Рассмотреть и сравнить строение скелета человека и скелет млекопитающего. Сделать вывод о сходстве и его причинах.

3) Рассмотреть и сравнить отделы скелета человека и гориллы. Отметить основные черты отличия. С чем это связано?

4) Какая связь между строением позвонков и отделов позвоночника с выполняемыми ими функциями?

5) Рассмотреть и сравнить скелет конечностей человека и различных животных. Объяснить их сходство и различие.

Четвертый урок – зачетный.

Зачет проводится по вопросам 1-8, 12. Для зачета должно быть подготовлено несколько комплектов карточек, на которых изображено:

1)строение костей;

2)типы костей;

3)скелет человека;

4)скелет человека и животного (в сравнении)

5)типы соединения костей

6)строение сустава

В группах продолжается подготовка к ответам. В это время учащиеся по желанию сдают зачет учителю, и из их числа назначаются консультанты. Они вместе с учителем могут давать консультации и принимать зачет. Каждому отвечающему ставится оценка. Ее при желании можно повысить, но уже во внеурочное время.

Пятый урок – тема: «Первая помощь при повреждении опорно-двигательной системы».

Он проходит в форме выступлений учащихся. План изучения материала дан в таблице.

Обязательно на этом уроке должны быть таблицы, памятки по оказанию первой помощи. Хорошо некоторые приемы проиллюстрировать. После сообщения учащихся должны иметь заполненную таблицу №9.

На дома учащимся задается § 14, конспекты и подготовка к восприятию нового материала: повторить строение и функции мышечной ткани (этот материал дается ранее, в теме «Ткани организма»), и приготовить небольшие сообщения, содержащие занимательную информацию об опорно-двигательной системе.

На шестом уроке сочетается групповая и индивидуальная работа учащихся.

Первые 5-7 минут отводятся занимательной информации. Сообщения учащихся дополняются сообщением учителя о мышечной системе.

Затем нескольким учащимся дается письменное задание по карточкам. Это могут быть учащиеся какой-нибудь одной группы, или представители разных групп. Пока они выполняют задание – выслушивается ответ об особенности строения мышечной ткани, сравниваются различные виды мышечной ткани, уточняется значение мышц. Учащиеся вспоминают что такое нервная и гуморальная регуляция.

Следующий этап работы – работа с текстом учебника.

Учащимся предлагается рассмотреть строение мышц, основные мышцы тела человека .

Далее, работая с текстом учебника, предлагается, составить план ответа на вопрос:

Особенности работы мышц. После выполнения задания заслушиваются несколько вариантов плана (они могут быть групповые или индивидуальные)

Выбирается и записывается более полный.

В качестве домашнего задания предлагается составить рассказ о работе мышц по данному плану.

Основная задача седьмого урока – развивать умение учащихся строить логический ответ.

Первый этап урока – каждая группа составляет последовательный рассказ об особенностях работы мышц по плану.

План может быть приблизительно такой:

1) Значение работ мышц;

2) Регуляция работы мышц;

3) Роль рефлексов в обеспечении работы мышц;

4) Согласованная работа мышц сгибателей и разгибателей;

5) Процессы обмена, происходящие в мышце при работе;

6) Утомление при работе мышц и способы его преодоления.

Далее выслушивается ответ группы. Один человек начинает, другой продолжает рассказ. Все учащиеся слушают, делают дополнения, оценивают ответ. Сначала выслушивается ответ более сильной по составу группы, затем отвечает другая группа.

На следующем этапе урока учащимся предлагаются отрывки из литературных произведений, в которых говорится о физическом состоянии героев. Например, из рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре», повести Гончарова «Обломов».

Почему герои так по-разному себя чувствуют? Причина этого выявляется в ходе беседы о развитии опорно-двигательной системы, значении тренировки мышц.

По окончании урока учащимся напоминается, что следующий урок будет зачетным.

Восьмой урок является логическим завершением темы. К этому уроку все вопросы темы рассмотрены, тетради оформлены. Основное правило таких уроков – оценивается каждый ученик, подводится итог его работы.

I этап – «терминологическая разминкаОсновной акцент на освоении форм учебного сотрудничества на уроках ставится на педагогическую технологию контрольно-оценочной деятельности, организацию учебного диалога, развитие рефлексивных способностей. Именно эти направления методической работы являются в последние годы приоритетными в педагогической деятельности». Нескольким учащимся (письменно или устно) дается по 5 терминов, значение которых они должны объяснить.

2 этап – дается время для подготовки, в ходе которого учащиеся могут выяснить вопрос или у них затруднение.

3-й этап – проведение проверочной работы. Думаю, что здесь уместно использовать тестовые задания, которые позволяют охватить большой объем материала и могут быть проверены здесь же.

Например, тексты по теме «Опорно-двигательная система» ( 1 вариант дает ответы на нечетные вопросы, 2 вариант – на четные)

4-й этап – проверка тетрадей и проверка работы по текстам. Проводится методом взаимоконтроля. Учащимся выставляются оценки. Учитель выступает в роли консультанта по опорным вопросам.

Тесты по теме «Опорно-двигательная система человека»

1) В Опорно-двигательную систему человека входит скелет и мышцы.

2) Скелет человека выполняет 3 функции: опора, движение, защита.

3) Мышцы прикрепляются к костям при помощи связок.

4) Органические вещества придают костям гибкость.

5) Прочность костям придают соли кальция.

6) За счет клеток надкостницы кость растет в толщину.

7) В костях нет кровеносных сосудов.

8) Нервы проходят в плотном веществе кости.

9) Клетки хряща способны делиться.

10) Желтый костный мозг находится внутри трубчатых костей.

11) В красном костном мозге вырабатываются клетки крови.

12) Кости мозгового отдела черепа ребенка соединены неподвижно.

13) Все кости черепа взрослого человека соединены неподвижно.

14) Сустав – полуподвижное соединение костей.

15) Суставная жидкость уменьшает трение в суставе.

16) Мозговой отдел черепа человека меньше лицевого отдела.

17) Верхняя челюсть неподвижна.

18) В шейном отделе 7 позвонков.

19) В поясничном отделе позвонки меньше, чем в грудном.

20) 12 пар ребер срослись с грудинкой.

21) Позвонки копчикового отдела срослись.

22) В позвоночном канале расположен красный костный мозг.

23) Лопатка относится к трубчатым костям.

24) Плечевая кость относится к трубчатым костям.

25) Пояс нижних конечностей представлен тазовыми костями.

26) Пояс верхних конечностей представлен лопаткой и грудиной.

27) Большая и малая берцовая кости составляют бедро.

28) Запястье и пясть – кости предплечья.

29) Фаланги пальцев представлены короткими трубчатыми костями.

30) Бедренная кость меньше большой берцовой кости.

31) Предплюсна и плюсна – кости кисти.

32) Позвоночник имеет естественные изгибы.

33) Скелетные мышцы образованы гладкой мышечной тканью.

34) Благодаря мышечным волокнам мышцы сокращаются..

35) Сокращение мышц в организме совершается рефлекторно.

36) Работа мышц регулируется ЦНС

37) Утомление быстрее наступает при ритмичной работе мышц.

38) При вывихе нужно вправить сустав.

39) При переломе необходимо мобилизовать место перелома.

40) Активный отдых восстанавливает работоспособность.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

И. Е. Кустова Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большим iconУдивительными открытиями в науке и грандиозным научно-техническим прогрессом ознаменовался XX век, однако научно-технический прогресс в настоящем виде имеет не
Земли и т д. Ясно, что такой путь ведёт в тупик. Нужно принципиальное изменение вектора развития. Биотехнология может внести решающий...

И. Е. Кустова Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большим iconВ. В. Виноградов в разработке понятия языковой личности шел не психолингвистическим и не лингводидактическим путем, он ставил перед собой задачу исследование языка художественной литературы во всей его сложности и все

И. Е. Кустова Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большим iconЛюди мелкого ума чувствительны к мелким обидам, люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются
Естественно, очень многое можно сделать в школе. Именно на школу, на воспитателя общество и возлагает основную ответственность за...

И. Е. Кустова Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большим iconВ. В. Путин говорил о том, что само слово «патриотизм» подчас используется в ироничном или даже ругательном смысле. Ибесспорно, радует, что существенные изменения, происшедшие за последние годы, обусловили переос
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность...

И. Е. Кустова Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большим iconПриказ №1-уп «Об учетной политике Общества с 02. 08. 2007 г.» от 02. 08. 07 Приказываю : Ведение бухгалтерского учета Общества возложить на Генерального директора Общества Филимонова А. В

И. Е. Кустова Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большим iconПрограмма учебной дисциплины «Деловое общение» федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения для подготовки специалистов по специальности

И. Е. Кустова Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большим iconОбразовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности...

И. Е. Кустова Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большим iconПрограмма учебной дисциплины «Стратегический менеджмент» цикла специальных дисциплин гос впо второго поколения для подготовки студентов по направлению 080100. 62 «Экономика»

И. Е. Кустова Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большим iconПрограмма учебной дисциплины «Деловое администрирование в бухгалтерском учете» цикла специальных дисциплин гос впо второго поколения для подготовки специалистов по специальности 080109. 65

И. Е. Кустова Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большим iconПрограмма учебной дисциплины «Управление персоналом» дисциплин по выбору цикла опд гос впо второго поколения для подготовки бакалавров по направлению 080100. 62 «Экономика»



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск