Это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель icon

Это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель





НазваниеЭто наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель
страница1/26
Дата конвертации31.05.2013
Размер5.13 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики.


Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель­ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада­чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова­ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «...Форма и функция обусловливают взаимно друг дру­га»'. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

2 Современные принципы и методы анатомического исследования. Рентгенанатомия и значение ее для изучения клинических дисциплин.


Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассе­чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана­томия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покро­вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

3 Оси и плоскости в анатомии. Линии, условно проводимые на поверхности тела, их значение для обозначения проекции органов на кожные покровы (примеры).

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би­латеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей меж­ду ними является срединная (медианная) плоскость, распо­ложенная вертикально и ориен­тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также са­гиттальной.

Сагиттальная плоскость от­деляет правую половину тела (правый — dexter) от левой (левый — sinister). Вертикаль­ная плоскость, ориентирован­ная перпендикулярно сагит­тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante-, rior) от задней (задний — pos­terior), называется фронталь­ной (от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направле­нию соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер­минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот­ветственно термины «брюшной», или «вентральный» (ventralis), «спинной», или «дорсальный» (dorsalis).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж­ний— inferior) от вышележащих (верхний — superior).

Эти три плоскости: сагиттальная, фронтальная и горизон­тальная — могут быть проведены через любую точку тела челове­ка; количество плоскостей может быть произвольным. Соответ­ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный — verticalis) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный — longitudinalis), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный — transversus, transversdlis) по направлению совпадает с фрон­тальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный — sagittalis) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль­ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре­динная линия, linea mediana anterior, проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana poste­rior, идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми­ческие образования на поверхности тела. Грудинная линия, linea sternalis, идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis, проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildris сосковая линия. Перед­няя подмышечная линия, linea axillaris anterior, начинается от одноименной складки (plica axillaris anterior) в области подмы­шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media, начинается от самой глубокой точки под­мышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior, — от одноименной складки (plica axillaris posterior). Лопаточная линия, linea scapuldris, проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis, — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе­речные отростки позвонков).







4 Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания меха­низмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения.


Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).



5 Методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др.).


Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Задача анатомии — изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систе­матический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека — индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на челове­ческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела че­ловека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анато­мия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только наука аналитическая, но и син­тетическая.

6 Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.


Наличие индивидуальной изменчивости формы и строенщ тела человека позволяет говорить о вариантах (вариациями» строения организма (от лат. variatio — изменение, varians -* вариант), которые выражаются в виде отклонений от наиболее часто встречающихся случаев, принимаемых за норму.

Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы называют аномалиями (от греч. anomalia — неправиль­ность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца, всех или части внутренних органов), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука терато­логия (от греч. teras, род. падеж teratos — урод).

Каждому человеку присущи свои, индивидуальные особеннос­ти строения. Поэтому систематическая (нормальная) анатомия прослеживает индивидуальную изменчивость, варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся.

Так, в соответствии с длиной тела и дру­гими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека: долихоморфный (от греч. dolichos — длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморф­ный (от греч. brachys — короткий) — короткое, широкое туло­вище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип — мезоморфный (от греч. mesos — средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).

7 Анатомия и возраст человека. Особенности строения органов и тела у детей, подростков, в юношеском, зрелом, пожилом и старческом возрастах. Примеры.


Не менее важно понимать развитие конкретного человека в онтогенезе (от греч. on, род. падеж, ontos — сущее, существую­щее), в котором выделяют ряд периодов. Рост и развитие чело­века до рождения (пренатальный период) рассматривает э м бриология (от греч. embryon — зародыш, росток), после рождения (постнатальный период, от лат. natus — рожденный) изучает возрастная анатомия. В связи с увеличением продолжи­тельности жизни человека и особым вниманием к пожилому и старческому возрасту в возрастной анатомии выделен период, который изучает наука о закономерностях старения — геронтология (от греч. geron — старик).

Примеры:

В росте черепа после рождения можно проследить три основ­ных периода. Первый период — до 7-летнего возраста — отли­чается энергичным ростом черепа, особенно в затылочной части.

На 1-м году жизни ребенка увеличивается толщина костей черепа примерно в 3 раза, в костях свода начинают формиро­ваться наружная и внутренняя пластинки, между ними — диплоэ. Развивается сосцевидный отросток височной кости и в нем сосцевидные ячейки. В растущих костях продолжают сливаться точки окостенения, образуется костный наружный слу­ховой проход, который к 5 годам замыкается в костное кольцо. К 7 годам заканчивается слияние частей лобной кости, сраста­ются части решетчатой кости.

Во втором периоде — от 7 лет до начала периода полового созревания происходит замедленный, но равно­мерный рост черепа, особенно в области его основания. Объем мозгового отдела черепа к 10 годам достигает 1300 см3. В этом возрасте в основном завершено сращение отдель­ных частей костей черепа, развивающихся из самостоятельных точек окостенения.

Третий период — от 13 до 20—23 лет — характеризуется интенсивным ростом, преимущественно лицевого отдела черепа, появлением половых отличий. После 13 лет происходит даль­нейшее утолщение костей черепа; продолжается пневматизация костей, в результате чего масса черепа относительно уменьшает­ся при сохранении его прочности. К 20 годам окостеневают швы между клиновидной и затылочной костями. Рост основания че­репа в длину к этому периоду заканчивается.

После 20 лет, особенно после 30 лет, происходит зарастание швов свода черепа. Первым начинает зарастать сагиттальный шов в задней своей части (22—35 лет), затем венечный—в средней части (24—42 года), сосцевидно-затылочный (30—81 год); чешуйчатый зарастает редко. В старческом возрасте кости черепа становятся более тонкими и хруп­кими.

8 Анатомия и медицина древней Греции и Рима, их представители (Аристотель, Гален).


Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции.

Величайший врач древности Гиппократ (460—377 гг. до н.э.), которого называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа.

Аристо­тель (384—322 гг. до н. э.) различал у животных, которых он вскрывал, сухожилия и нервы, кости и хрящи. Ему принадлежит термин «аорта». Первыми в Древней Греции произвели вскрытие трупов людей Герофил (род. ок. 304 г. до н.э.) и Эразистрат (300—250 гг. до н.э.).

Герофил (Александрийская школа) опи­сал некоторые из черепных нервов, их выход из мозга, оболочки мозга, синусы твердой оболочки головного мозга, двенадцати­перстную кишку, а также оболочки и стекловидное тело глазного яблока, лимфатические сосуды брыжейки, тонкой кишки.

Эрази­страт (Книдосская школа, к которой принадлежал Аристотель) уточнил строение сердца, описал его клапаны, различал крове­носные сосуды и нервы, среди которых выделял двигательные и чувствительные.

Выдающийся врач и энциклопедист древнего мира Клавдий Гален (131—201) описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соеди­нительную ткань и нервы в мышцах, кровеносные сосуды в неко­торых органах, надкостницу, связки, а также обобщил имевшиеся до него сведения по анатомии. Он пытался описать функции органов. Полученные при вскрытии животных (свиней, собак, овец, обезьян, львов) факты без должных оговорок Гален пере­носил на человека, что было ошибкой (трупы людей в Древнем Риме, как и в античной Греции, вскрывать запрещалось). Гален рассматривал строение живых существ (человека) как «предна­чертанное свыше», внеся в медицину (анатомию) принцип телеологии (от греч. tolos — цель). Не случайно поэтому труды Галена в течение многих веков пользовались покровительством церкви и считались непогрешимыми.

9 Анатомия эпохи Возрождения Леонардо-да-Винчи как анатом; Андрей Везалий — основоположник описательной анатомии.


Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи и Андрей Везалий.

Выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519), вскрыв 30 трупов, сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные поясне­ния к этим рисункам. Он изучил формы и пропорции тела чело­века, предложил классификацию мышц, объяснил их функцию с точки зрения законов механики.

Основоположником научной анатомии является профессор Падуанского университета Андрей Везалий (1514—1564), кото­рый на основании собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал труд «О строении человеческого тела» (De Humani corporis fabrica), изданный в Базеле в 1543 г. Везалий систематически и довольно точно описал анатомию че­ловека, указал на анатомические ошибки Галена. Исследования и новаторский труд Везалия предопределили дальнейшее прог­рессивное развитие анатомии. Его учениками и последователями в XVI—XVII вв. было сделано немало анатомических открытий, уточнений, исправлений; были обстоятельно описаны многие ор­ганы тела человека.







10 Отечественная анатомия древней Руси. Анатомические сведения в рукописных документах («Травники», «Изборники»). Первые медицинские школы.


Данные о развитии медицины в Древней Руси имеются в лето­писях и церковных документах. Сведения о строении органов в рукописях X—XIII вв. в основном совпадали со взглядами Га-лена. Известны труды, в которых содержались медицинские и анатомические сведения («Церковный устав», X в., «Изборник Святослава», XI в., «Русская правда», XI—XII вв.).

На территории России появи­лись сочинения, содержащие теоретические вопросы медицины в представлениях античных авторов, с критическим их анализом и краткими сведениями по анатомии, о телосложении («Врата Аристотелевы», или «Тайна тайных»). Названия многих органов, частей тела упоминались в различных рукописных лечебниках и травниках, «тутошних и заморских» (написанных на Руси и переведенных на русский язык с латинского и греческого языков). Анатомия при обучении «лекарскому делу» преподавалась по мало приспособленному учебнику «Проблемата Аристотеля». Первый выпуск врачей, изучавших анатомию по «скелету», хи­рургию, ботанику, фармакологию, состоялся в Московской меди­цинской школе в 1658 г. В том же 1658 г. филолог Епифаний Славинецкий (умер в 1675 г.) перевел на русский язык «Эпито-ме» Везалия, написанный им для студентов университета в ка­честве учебного пособия по анатомии.

В западных государствах в XVIIXVIII вв. были шко­лы (академии), где преподавалась медицина, в том числе и анатомия: в Тарту (Academia Gustaviana, 1632), медицинский факультет Виленской высшей школы (1647), Академия Петрина в Елгаве (1775), Медицинская академия в Гродно (1775). Во время организации в России госпиталей (при Петре I) при них открывали медицинские школы. Так, в 1707 г. в Москве был основан Московский госпиталь, а при нем — медицинская школа. В 1733 г. появились медицинские школы в Петербурге и Крон­штадте, а в 1758 г. — в Барнауле.

11 Русские анатомы XVII века (А.П.Протасов, М И.Шеин, К.И Щепин, И.О. Му­хин, И.М.Максимович-Амбодик) и XIX века (П.А.Загорский, И.В.Буяльский, Д.Н.Зерновидр.).


Анатомия преподавалась по рукописным учебникам Николая Бидлоо (1670—1735) «Зерцало анатомии», «Theatrum anatomicum», а также по первому русско­му анатомическому атласу «Syllabius corporis humani» (1774), создателем которого был М. И. Шеин (1712—1762). Он же в 1757 г. перевел на русский язык «Сокращенную анатомию» Гейстера. Его перевод на русский язык терминов положил начало созданию русской анатомической терминологии.

Большим вкладом в анатомическую науку явилось издание в 1783 г. «Анатомико-физиологического словаря», автором кото­рого был профессор повивального искусства (акушерства) Н. М. Амбодик-Максимович (1744—1812).

Известным представителем московской анатомической школы в XIX в. был Е. О. Мухин (1766—1850) —преподаватель анато­мии Московского университета. В 1812 г. вышел его «Курс анатомии». Он организовал при кафедре анатомический музей, выступал как пропагандист русской анатомической терминологии.

Основателем петербургской анатомической школы был акад. П. А. Загорский (1764—1846), работы которого были посвящены тератологии, сравнительной анатомии, взаимосвязям между стро­ением и функциями органов; он написал учебник по анатомии.

Наиболее известный ученик П. А. Загорского И. В. Буяльский (1789—1866), анатом и хирург, опубликовал «Анатомо-хирургические таблицы», учебник по анатомии, предложил метод бальза­мирования трупов.

12 Н. И. Пирогов и сущность его открытий в анатомии человека; методы, предло­женные им для изучения топографии органов, их значение для анатомии и практиче­ской медицины.


Особое место в истории анатомии и хирургии занимает Н. И. Пирогов (1810—1881). Начав свою медицинскую деятель­ность в стенах Московского университета, он продолжал занятия анатомией и хирургией в Дерптском (ныне Тартуский) универ­ситете.

По инициативе Н. И. Пирогова при Медико-хирургичес­кой академии был создан Анатомический институт, усовершен­ствована система анатомической подготовки врачей. Н. И. Пиро­гов придавал большое значение точным знаниям анатомии. Большая заслуга Н. И. Пирогова как анатома — открытие и разработка оригинального метода исследования тела человека на распилах замороженных трупов с целью изучения взаимоотно­шений органов друг с другом и со скелетом. Результаты много­летних трудов Н. И. Пирогов обобщил в книге «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях» (1852—1859). Н. И. Пирогов изучил фасции и клетчаточные пространства в теле человека, опубликовал труд «Хирургическая анатомия арте­риальных стволов и фасций» (1838). Перу Н. И. Пирогова принадлежат «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» (1843—1848) и многие другие исследования по анатомии и хирургии. В области анатомии Н. И. Пироговым сделано не­мало открытий.

Именем Н. И. Пирогова названы язычный треугольник — участок верхнебокового отдела шеи, апоневроз двуглавой мышцы плеча (фасция Пирогова), лимфатический узел, расположенный в глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования.

13 П. Ф. Лесгафт как представитель функционального направления в анатомии и значение его работ для теории предмета и развития физического воспитания.


Выдающимся исследователем в области функциональной ана­томии и теории физического воспитания был П. Ф. Лесгафт (1837—1909) — автор фундаментального труда «Основы теоре­тической анатомии». П. Ф. Лесгафт является основоположником теоретической анатомии в России. Он описал закономерности перестройки костного вещества под влиянием мышечной тяги, сформулировал принципы развития кровеносных сосудов и их взаимоотношений в зависимости от строения и функции органов, показал значение анастомозов между артериями в кровоснаб­жении органов и частей тела.

Топография артерий не беспорядочна, а закономерна (П. Ф. Лесгафт). Артерии направляются к органам по кратчай­шему пути. Так, на конечностях они идут по более короткой их сгибательной поверхности, а не по более длинной разгибательной; первыми ветвями аорты являются венечные артерии, кровоснабжающие рядом лежащее сердце. Основное значение имеет не окончательное положение органа, а место его закладки у заро­дыша.

14 Отечественная анатомия в XX столетии: В.П.Воробьев, В.Н.Тонков, Д.А.Жда­нов, их вклад в развитие анатомической науки.


В области экспериментальной анатомии плодотворно работал основатель ленинградской школы анатомов В. Н. Тонкое (1872— 1954), в течение многих лет возглавлявший кафедру анатомии Военно-медицинской академии в Ленинграде и создавший много­численную школу анатомов (Б. А. Долго-Сабуров, Г. Ф. Иванов, А. П. Любомудров, Ф. П. Маркизов, К. В. Ромодановский и др.). Придавая большое значение эксперименту, он исследовал колла­теральное кровообращение, пластичность кровеносных сосудов при различных условиях существования, кровоснабжение нервов, первым (в 1896 г.) использовал рентгеновское излучение для изучения скелета. Перу В. Н. Тонкова принадлежат также рабо­ты по эмбриологии и сравнительной анатомии. В. Н. Тонкое — автор неоднократно переиздававшегося учебника по анатомии.

Выдающимся представителем харьковской школы анатомов был В. П. Воробьев (1876—1937) —исследователь вегетативной нервной системы, автор методов изучения нервов. В. П. Воробьев описал нервные сплетения сердца и желудка у человека, одним из первых начал изучение иннервации методом электростимуля­ции нервов у животных. Он создал пятитомный «Атлас анатомии человека».

Вместе с другими учеными В. П. Воробьев разработал метод и выполнил бальзамирование тела В. И. Ленина.

Большой вклад в изучение функциональной анатомии лимфа­тической системы человека и животных внес ученик Г. М. Иоси-фова Д. А. Жданов (1908—1971), профессор анатомии Горьков-ского, затем Томского медицинских институтов, Ленинградского санитарно-гигиенического, а с 1956 г. — I Московского медицин­ского института, воспитавший многочисленных учеников. За монографию «Хирургическая анатомия грудного протока и глав­ных лимфатических коллекторов и узлов туловища» (1945) он удостоен Государственной премии СССР. В 1952 г. вышла его монография «Общая анатомия и физиология лимфатической системы».

15 Кость как орган ее развитие, строение, рост. Классификация костей.


Каждая кость, os, является самостоятельным органом и состоит из костной ткани. Снаружи кость покрыта надкостницей, periosteum, внутри нее в костномозговых полостях, cavitas medul-lares, находится костный мозг. Кости разнообразны по величине и форме, занимают определенное положение в теле. Для удобства изучения различают следующие группы костей: длинные (трубчатые), короткие (губчатые), плоские (широкие), ненормальные (смешанные), воздухоносные (рис. 15).

Длинная (трубчатая) кость, os longum, имеет удлиненную, цилиндрической или трехгранной формы среднюю часть — тело кости, диафиз, diaphysis (от греч. dia — между, phyo — рас­ту). Утолщенные концы ее называют эпифизами, epiphysis (от греч. epi — над). Каждый эпифиз имеет суставную по­верхность, fades articuldris, покрытую суставным хрящом, которая служит для соединения с соседними костями. Участок кости, где диафиз переходит в эпифиз, выделяют как метафиз, metaphysis. Этот участок соответствует окостеневшему в постнатальном онтогенезе эпифизарному хрящу. Трубчатые кости составляют скелет конечностей, выполняют функции рычагов. Выделяют кости длинные (плечевая, бедренная, кости пред­плечья и голени) и короткие (пястные, плюсневые, фаланги пальцев).

Короткая (губчатая) кость, os breve, имеет форму непра­вильного куба или многогранника. Такие кости расположены в участках скелета, где прочность костей сочетается с под­вижностью, — в соединениях между костями (кости запястья, предплюсны).

Плоские (широкие) кости, ossa plana, участвуют в образо­вании полостей тела и выполняют также функцию защиты (кости крыши черепа, тазовые кости, грудина, ребра). Одновре­менно они представляют обширные поверхности для прикреп­ления мышц.

Ненормальные (смешанные) кости, ossa irregularia, построе­ны сложно, форма их разнообразна. Например, тело позвонка по форме (и по строению) относится к губчатым костям, дуга, отростки — к плоским.

Воздухоносные кости, ossa pneumatica, имеют в теле полость, выстланную слизистой оболочко'й и заполненную воздухом. К ним относятся некоторые кости черепа: лобная, клиновидная, решет­чатая, верхняя челюсть.







16 Способы и механизм образования костей. Особенности строения костей в раз­личные возрастные периоды.


У человека костная ткань появляется на 6—8-й неделе внут­риутробной жизни. Кости формируются или непосредственно из эмбриональной соединительной ткани—мезенхимы (перепонча­тый остеогенез), или на основе хрящевой модели кости (хряще­вой остеогенез).

При развитии кости из мезенхимы в молодой соединительной ткани (примерно в центре будущей кости) появляется одна точка окостенения, punctum ossificationis, или несколько. Точка окосте­нения состоит из молодых костных клеток — остеобластов, рас­положенных в виде балок. В наружной и внутренней частях соединительнотканной модели будущей кости образуется компактное костное вещество, а между плотными костными пластинками расположены балки губчатого вещества. Поверх­ностные слои соединительной ткани превращаются в надкост­ницу.

Кости туловища, конечностей, основания черепа развиваются на основе хряща, напоминающего по своей форме значительно уменьшенную кость взрослого человека. Снаружи хрящ покрыт надхрящницей. Ее внутренний слой, прилежащий к хрящевой ткани, является ростковым, а наружный содержит значительное количество кровеносных сосудов.

Формирование костей, особенно длинных (трубчатых), проис­ходит из нескольких точек окостенения. Первая появляется в средней части хряща (в будущем диафизе) на 8-й неделе эмбрио­генеза и постепенно распространяется в стороны, в направле­нии эпифизов до тех пор, пока не сформируется вся кость. Вна­чале внутренний слой надхрящницы (perichdndrium) продуци­рует молодые костные клетки (остеобласты), которые отклады­ваются на поверхности хряща (перихондральное окостенение). Сама надхрящница постепенно превращается в надкостницу, а образующиеся молодые костные клетки наслаиваются на пре­дыдущие способом наложения (аппозиция), формируя на по­верхности хряща костную пластинку. Вокруг кровеносных со­судов костные клетки откладываются концентрическими рядами, образуя костные канальцы. Таким образом, за счет надкостницы кость растет в толщину (периостальный способ образования костной ткани). Одновременно костная ткань начинает образо­вываться внутри хряща. В хрящ со стороны надкостницы про­растают кровеносные сосуды, хрящ начинает разрушаться. Вра­стающая внутрь хряща вместе с сосудами соединительная ткань образует молодые костные клетки, располагающиеся в виде тяжей возле остатков разрушающегося хряща. Разрастаю­щиеся тяжи костных клеток формируют на месте внутренних слоев хряща типичное губчатое костное вещество. Такой способ образования кости (внутри хряща) получил название энхондрального.

17 Позвонки: их развитие, строение в различных отделах позвоночника, варианты и аномалии, соединения между позвонками. Атланто-затылочный сустав, движения в этом суставе.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель iconПредмет обществознание и его функции
О б щ е с т в о з н а н и е – это наука, которая изучает, развитие человеческого общества и место в нём человека

Это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель iconТема: Общая остеология. Обзор скелета. Понятие о плоскостях. Начальная терминология Анатомия наука который изучает строение человеческого организма, принципы его развития, функцию органов во взаимодействии с внешней средой

Это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель iconПояснительная записка Анатомия человека наука о строении тела человека, его органов и систем
П. Г. Пивченко, зав кафедрой нормальной анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», д-р...

Это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель iconАнатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития

Это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель iconАнатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития

Это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель iconЗагадки «Организм человека»
Наш сегодняшний рассказ о происхождении названий некоторых органов человеческого тела

Это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель iconЗадачи урока: сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе

Это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель iconЭкзаменационные вопросы по морфологии для студентов медико-биологического факультета Введение
Морфология человека, как наука о форме, строении и закономерностях развития человеческого организма. Место морфологии в системе других...

Это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель iconФизиология труда это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и

Это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель iconАнатомия – наука, изучающая строение организма, его органов, тканей, клеток



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск