Программа собеседования по направлению 034400. 68 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Общие положения Вступительное испытание проводится в форме собеседования icon

Программа собеседования по направлению 034400. 68 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Общие положения Вступительное испытание проводится в форме собеседования





Скачать 106.82 Kb.
НазваниеПрограмма собеседования по направлению 034400. 68 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Общие положения Вступительное испытание проводится в форме собеседования
Дата конвертации31.05.2013
Размер106.82 Kb.
ТипПрограмма

Программа собеседования по направлению

034400.68 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)


1. Общие положения

Вступительное испытание проводится в форме собеседования.

Программа собеседования включает два раздела (модуля) – общетеоретический и медико-биологический. Первый модуль программы собеседования предполагает выявление степени готовности к освоению ООП магистра по направлению подготовки 034400.68 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) в целом, второй модуль – к обучению по профилю «Физическая реабилитация (физическая терапия)».


2. Программа вступительного испытания

2.1 Общие вопросы теории адаптивной физической культуры

Физическая культура как вид культуры. Понятие «физическая культура» и ее связь с общей культурой. Физическая культура личности как социально-детерминированная область общей культуры человека. Структура физической культуры: образование в сфере физической культуры, спортивная деятельность, физическая рекреация, двигательная реабилитация. Функции физической культуры – общекультурные (общеобразовательная, воспитательная, ценностная, коммуникативная и др.) и специфические (укрепление здоровья, подготовка к трудовой деятельности, удовлетворение потребности в двигательной деятельности, раскрытие функциональных резервов). Адаптивная физическая культура как вид физической культуры.

Средства физического воспитания: физические упражнения, естественно-средовые и гигиенические факторы. Характеристика средств физического воспитания. Физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы. Особенности избирательного, комплексного и ситуативного использования средств. Классификация физических упражнений. Содержание и форма физических упражнений. Техника физических упражнений. Образцовая (эталонная) техника, индивидуальная техника, фазы техники: подготовительная, основная (ведущая), заключительная (завершающая). Критерии эффективности техники. Использование «искусственной» управляющей среды (тренажерных устройств, специального оборудования) для повышения эффективности физических упражнений. Средства интегрального воздействия на совершенствование двигательных действий.

Понятие об аномальном развитии. Дефект и его структура, первичный и вторичный дефект. Врожденные и приобретенные аномалии. Комбинированный дефект. Учение Л.С.Выготского об аномальном развитии. Компенсация и ее физиологические основы. Понятие о коррекции вторичных отклонений при различных нарушениях. Понятие, формы психотерапии. Игротерапия, сказкотерапия, пескотерапия в работе с детьми, имеющими проблемы в психофизическом развитии: значение, особенности использования.

Причины отклонений в психофизическом развитии. Системы педагогического воздействия при разных формах дизонтогенеза. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности. Отбор детей на основе психолого-медико-педагогической комиссии в специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Специальное образование слабослышащих и глухих детей: причины нарушений слуха, специальные технические средства, система дактильной и жестовой речи в учебном процессе. Специальное образование слабовидящих и слепых детей: причины нарушения зрения, способы компенсации, методы обучения. Специальное образование детей с детским церебральным параличом: структура двигательного дефекта, система специализированной помощи, коррекционная работа. Специальное образование детей с задержкой психического развития: психолого-педагогическая характеристика, специфика коррекционной работы. Специальное образование детей с умственной отсталостью: клинико-психолого-педагогическая характеристика, принципы и методы обучения.

Опорные концепции и принципы адаптивной физической культуры (АФК). Утверждение человека как высшей ценности. Человек – целостная неделимая сущность. Человек – уникальная личность. Признание личности как существа свободного. Способность личности к самопознанию, саморазвитию, самореализации и творчеству. Специфика реализации общепедагогических принципов. Социальные принципы АФК: гуманистической направленности, непрерывности физкультурного образования, социализации, интеграции, приоритетной роли микросоциума. Специально-методические принципы: диагностирования, дифференциации и индивидуализации, коррекционно-развивающей направленности педагогического процесса, компенсаторной направленности педагогических воздействий, учета возрастных особенностей. Общие особенности реализации принципов физического воспитания в АФК.

Инвалидность как медико-социальная проблема. Система социальной защиты инвалидов. Определение понятий «инвалид», «инвалидность»» и «инвалид с детства». Критерии установления группы инвалидности. Дети-инвалиды: характеристика и структура детской инвалидности. Организационные основы медико-социальной экспертизы: структура и организация работы учреждений МСЭ, задачи, функции. Социальные гарантии и льготы инвалидов. Цель и задачи социальной защиты инвалидов. Содержание понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение». Организация и направления деятельности системы. Структура и обеспечение деятельности системы социальной защиты инвалидов.

Реабилитация как основное направление социальной защиты инвалидов. Понятия «реабилитация инвалидов», «абилитация», цели и задачи. Цель, задачи и содержание комплексной реабилитации больных и инвалидов. Содержание и организация медицинской реабилитации (медицинская помощь, санаторно-курортное лечение, лекарственное обеспечение, протезно-ортопедическая помощь). Содержание и организация профессиональной реабилитации (система профессиональной подготовки – обучения и переобучения, трудовое устройство инвалидов). Содержание и организация социально-реабилитационной работы (социальное обслуживание, адаптивная физическая культура как средство социальной реабилитации, система специального образования).

Факторы риска заболеваний и инвалидностей. Понятия «здоровье», «болезнь», «больной». Роль наследственного фактора в развитии различных заболеваний, классификация наследственных болезней. Стресс и его влияние на организм человека, пути профилактики и коррекции. Гипокинезия: понятие, причины, профилактика. Нерациональное питание как фактор риска заболеваний, понятие о рациональном питании. Экологический дисбаланс и здоровье человека. Ожирение: причины, влияние на функционирование организма, лечебно-профилактические мероприятия.


2.2 Медико-биологические основы адаптивной физической культуры

Общее понятие о строении организма человека. Клетки и ткани. Органы. Системы органов. Организм – единое целое. Развитие организма человека в онтогенезе. Скелет, его отделы и основные функции. Строение, форма и функции мышц. Анатомическая характеристика движений тела человека. Возрастная морфология. Конституциональная морфология. Половой диморфизм.

Физиологические основы физического воспитания. Уровни организации организма. Понятие о гомеостазе. Нейрогуморальная регуляция функций. Саморегуляция функций. Обмен веществ и энергии – основа функционирования организма. Принципы физиологической классификации упражнений. Упражнения локальные, региональные и глобальные. Физиологические особенности дозирования нагрузки в процессе физического воспитания

Основы врачебного контроля в адаптивной физической культуре. Роль и значение врачебного контроля в процессе медико-социальной реабилитации и реадаптации в обществе инвалидов и лиц с отклонениями в со­стоянии здоровья. Взаимосвязь задач врачебного контроля с причиной, вызвавшей наступление инвалидности и вторичными изменениями, лимитирующими двигательные возможности, необходимость оценки функциональных и резервных воз­можностей человека. Методы исследования сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной, вегетативной нервной систем. Методы исследования физического развития. Антропометрия, её возможности. Аппаратные методы исследова­ния – рентгенологические, биомеханические, электрофизиологические и др. Методы тестирования. Методические особен­ности тестирования при различной патологии опорно-двигательной системы.

Основные положения патологической физиологии и тератологии. Сущность болезни, ее основные критерии (жалобы больного, результаты объективного обследования, снижение приспособляемости и трудоспособности). Формы (острейшая, острая, подострая, хроническая) и стадии (начало болезни, стадия собственно болезни, исход). Определение понятий «этиология» и «патогенез» Классификация причин заболеваний: внешние (механические, химические, физические, биологические, социальные, психогенные) и внутренние (наследственность, конституция, возраст, пол). Условия возникновения и развития болезни (наследственная предрасположенность, патологическая конституция, ранний детский или старческий возраст, нарушения питания, переутомление, невротические состояния, ранее перенесенные заболевания). Понятия «тератология», «врожденный порок развития (ВПР)».

Понятие о травме и травматической болезни. Понятие о травме, травматический шок. Различные виды травматизма. Виды травм и их общая характеристика. Современные методы лечения в трав­матологии (транспортная иммобилизация, гипсовая повязка, вытяжение, ред­рессация, оперативное вмешательство на костях, суставах, мягких тканях, эндопротезирование, компрессионно-дистракционный метод, остеосинтез, физи­ческие методы лечения). Травматическая болезнь. Этиопатогенез, клиническая картина. Основные принципы лечения.

Заболевания нервной системы у детей. Лечение неврозов у детей. Клинические формы ДЦП (двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атоническая-астатическая форма). Лечение: медикаментозное, физиотерапевтическое, орто­педическое, логопедическое, гидрокинезотерапия, электростимуляция мышц в покое и ходьбе, ЛФК, массаж. Периоды восстановления двигательной сферы и социальной адаптации детей. Миопатия и ее формы: врожденная непрогрессирующая и прогресси­рующая мышечная дистрофия (ранняя детская, детская, юношеская и поздняя). Симптоматика: повышенная утомляемость и слабость мышц, симметричные мышечные атрофии, отсутствия сухожильных рефлексов, гипомимия, гипер­лордоз, «утиная походка» и др. комплексное лечение и реабилитация: медикаментозное, физиотерапия, массаж и ЛФК.

Физическая реабилитация, ее цель и задачи. Значение физиче­ской реабилитации в комплексной медико-социальной реабилитации. Физиче­ская реабилитация как лечебно-педагогический и воспитательный процесс. Основные принципы реабилитации. Раннее начало проведения реабили­тационных мероприятий (РМ). Комплексность использования всех доступных и необходимых РМ. Индивидуализация программы реабилитации. Этапность реабилитации. Непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов. Социальная направленность РМ. Использование методов контроля адекватно­сти нагрузок и эффективности реабилитации. Средства физической реабилита­ции. Составление реабилитационных программ.

Лечебная физическая культура как лечебный мето­д и основное средство физической реабилитации. Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК) как о естественно-биологическом методе, методе неспецифической, патогенетической и активной функциональной терапии. ЛФК как метод восстанавливающей и поддержи­вающей терапии. Общая и специальная тренировка. Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений. Механизмы ле­чебного действия физических упражнений. Средства, формы ЛФК. Классификация и характеристика физиче­ских упражнений, применяемых при лечении и реабилитации. Характеристика режимов двигательной активности в стационарах, цен­трах реабилитации, санаториях и поликлиниках. Соотношение специальных, общеразвивающих и дыхательных упражнений по периодам и режимам.

Физическая реабилитация при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. Понятие о правильной осанке и ее нарушениях. Задачи и методика ЛФК и массажа при нарушениях осанки. Понятие о плоскостопии, виды плоскостопия и их признаки. Задачи, средства и методы физической реабилитации при плоскостопии. Понятие о сколиозе. Виды и степени сколиоза. Задачи, средства и методы физической реабилитации при сколиозах.

Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Определение толерантности к физической нагрузке и функционального класса больного при ишемической болезни сердца. Задачи физической реабилитации больных разных функцио­нальных классов. Показания и противопоказания к назначению ЛФК при инфаркте миокарда. Механизмы лечебного действия физических упражнений. Формы и стадии гипертонической болезни (ГБ). Механизмы лечебного действия физических упражнений при ГБ. Основные принципы лечения и реа­билитации больных ГБ. Показания и противопоказания к применению физиче­ских упражнений. Специальные упражне­ния. Первичная и вторичная гипотоническая болезнь. Механизмы лечебного действия физических упражнений при гипотонической болезни. Задачи и средства физической реабилитации при гипотониче­ской болезни.

Физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника. Основные клинические данные об остеохондрозе позвоночника. Шейный, грудной и поясничный остеохондрозы. Этиопатогенез. Основные неврологические синдромы при шейном остеохондрозе: плече-лопаточный псриартериит, корешковый синдром, кардиальный синдром и др. Течение и стадии шейного остеохондроза: острая, подострая, неполной и пол­ной ремиссии. Средства физической реабилитации: вытяжения, физические упражнения, постизометрическая релаксация, физиотерапия, различные виды массажа, мануальная терапия, электростимуляция, водо- и теплолечение, грязелечение, бальнеология. Задачи и формы проведения ЛФК: индивидуальные, групповые, на суше и в воде.

Реабилитация детей при заболеваниях органов дыхания. Задачи, средства и методы физической реабилитации при остром бронхи­те (лечение положением, физические упражнения, массаж, закаливание). Понятие о хроническом (рецидивирующем) бронхите. Задачи, средства и методы физической реабилитации в период ремиссии. Общеразвивающие и дренажные упражнения. Виды закаливания. Задачи, средства и методы физической реабилитации при бронхиальной астме. Значение и методика звуковой гимнастики с произношением шипящих, свистящих звуков и словосочетаний. Упражнения с удлиненным выдохом и за­держкой дыхания. Лечебная гимнастика с включением элементов релаксации, дренажной гимна­стики, йоготерапии.

Методы и формы массажа. Характеристика ручного классического массажа. Понятие об аппаратном массаже (вибрационном, пневматическом, гидромассаже и др.). Особенности физиологического действия аппаратного массажа. Особенности методики и техники вибрационного, пневматического, гид­ромассажа в зависимости от вида спорта, функционального состояния спорт­смена и времени проведения (длительность сеанса общего, частного массажа и время суток). Роль аппаратного массажа в спортивной, гигиенической и лечеб­ной практике. Сочетание аппаратного массажа с ручным и методика его прове­дения. Краткая характеристика сеанса общего массажа (взаимомассажа), мето­дика последовательного проведения сеанса массажа по участкам тела; чередование приемов; распределение времени на прием и массаж отдельных частей тела.


3. Рекомендуемая литература

  1. Бирюков А.А. Массаж: Учебник для вузов. – М.: Физкультура и спорт, 2003.

  2. Вихрук Т.И., Лисовский В.А., Сологуб Е.Б. Основы тератологии и наследственной патологии: Уч. пос. / Под ред. В.А.Лисовского и Е.Б.Сологуб. – М., 2001.

  3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.

  4. Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие /Под ред. С.Ф. Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2004. – 184 с.

  5. Лисовский В.А., Голофеевская В.Ю. Частная патология: Учебное пособие. - М.:Советский спорт, 2003.

  6. Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов / В.А. Лисовский, С.П. Евсеев и др. – М.: «Советский спорт», 2001.

  7. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре: Учеб. пособие /З.С. Варфоломеева, В.Ф. Воробьев, Н.И.Сапожников, С.Е.Шивринская. – Череповец, 2009.

  8. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

  9. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Академия, 2000.

  10. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 Т. / Под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2007.

  11. Технологии физкультурно-спортивной деятельности: Учеб. пособие / В.Ф. Воробьев, Р.В. Тамбовцева, А.Н. Ашихмин, В.А. Киселев, С.Г. Пименова, Н.И. Сапожников.– Череповец, 2004.

  12. Физическая реабилитация: Учебник для студентов академий и институ­тов физ. культуры / Под ред. С.Н. Попова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

  13. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебник/ Под ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа собеседования по направлению 034400. 68 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Общие положения Вступительное испытание проводится в форме собеседования iconПеречень вопросов для подготовки к итоговой государственной аттестации по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» специализации «Лечебная физическая культура» на 2012 -2013 уч г. Дисциплина «Анатомия и физиология»
Определение содержания предмета анатомии и физиологии, задачи и методы изучения. История развития анатомии и физиологии. Социальная...

Программа собеседования по направлению 034400. 68 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Общие положения Вступительное испытание проводится в форме собеседования iconУчебная программа для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» 2010

Программа собеседования по направлению 034400. 68 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Общие положения Вступительное испытание проводится в форме собеседования iconУчебная программа для специальности 1-03-02-01 физическая культура 2010

Программа собеседования по направлению 034400. 68 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Общие положения Вступительное испытание проводится в форме собеседования iconУчебная программа для специальности 1-03 02 01 физическая культура Факультет физической культуры

Программа собеседования по направлению 034400. 68 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Общие положения Вступительное испытание проводится в форме собеседования iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру в форме собеседования По направлению /магистерской программе

Программа собеседования по направлению 034400. 68 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Общие положения Вступительное испытание проводится в форме собеседования iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру в форме собеседования по направлению/магистерской программе 080400. 68 «Управление персоналом»

Программа собеседования по направлению 034400. 68 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Общие положения Вступительное испытание проводится в форме собеседования iconПрограмма дисциплины Специальность 032101 «Физическая культура и спорт» Новочебоксарск

Программа собеседования по направлению 034400. 68 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Общие положения Вступительное испытание проводится в форме собеседования iconПрограмма вступительных испытаний по теории Физической культуры Часть I. Общие основы теории и методики физической культуры Тема Физическая культура как предмет научного познания

Программа собеседования по направлению 034400. 68 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Общие положения Вступительное испытание проводится в форме собеседования iconФизическая культура и лечение некоторых видов заболеваний

Программа собеседования по направлению 034400. 68 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Общие положения Вступительное испытание проводится в форме собеседования icon“ Физическая культура в системе социальной работы с населением ”



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск