Опорно-двигательная система. Строение скелета Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей, строение скелета человека icon

Опорно-двигательная система. Строение скелета Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей, строение скелета человека





Скачать 74.08 Kb.
НазваниеОпорно-двигательная система. Строение скелета Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей, строение скелета человека
Дата конвертации31.05.2013
Размер74.08 Kb.
ТипУрок
Тема урока: Опорно-двигательная система. Строение скелета

Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей, строение скелета человека.

Задачи урока:

1) Образовательные:

- сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.

- сформировать понятия о скелете человека, об особенностях строения черепа, позвоночника, грудной клетки, верхней и нижней конечности.

  1. Развивающие:

- развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.

  1. Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

Оборудование:

Таблицы, учебник, модель строения черепа.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие учителя)

  2. Актуализация знаний.

Вопрос к классу?

  1. Скажите, что нам помогает двигаться, прыгать, бегать, танцевать?

(Опорно-двигательная система)

  1. Из чего же состоит опорно-двигательный аппарат?

( Скелет и мышцы)

  1. Объяснение нового материала

Записываем тему урока: «Опорно-двигательная система. Строение скелета».

Попробуйте ответить на вопрос: какую функцию выполняет скелет? Формулируем с учащимися функции скелета и записываем в тетрадь.

  1. Опора тела и скелета

Опорная функция – проявляется в том,  что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

  1. Двигательная

Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.

  1. Защитная

Кости скелета защищают органы от травм

  1. Обмен веществ

В костях находится основной запас минеральных солей: кальция,  фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

Попробуйте ответить на вопрос:

Какое значение имеет химический состав клетки?(придает костям прочность, упругость и эластичность)За счет, каких веществ это достигается?(Неорганических веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы)Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость.Подтвердить, что неорганические вещества придают прочность, а органические вещества придают упругость и эластичность поможет опыт.

Демонстрация опыта.

При прокаливании кости органические вещества обугливаются.

Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках. После обработки кости раствором соляной кислоты она способна гнуться во все стороны.Скажите, у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему?( у стариков)

С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.

У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.

Внутреннее строение костей

Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.

Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости. Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

Как соединяются между собой кости в скелете?Вместе с учащимися разбираем таблицу и записываем в тетрадь.

Типы соединения костей

Неподвижное

Полуподвижное

Подвижное

Срастание костей, образование швов

Соединения при помощи хрящей

Соединение при помощи суставов

Обеспечение защиты и опоры

Обеспечение ограниченного движения

Обеспечение движения

Кости черепа, кости таза

Между позвонками, ребра с грудиной

Плечевой сустав, тазо-бедренный сустав

Что обеспечивает подвижность конечностей? (Сустав)

Рассмотрим строение сустава. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность?(связки, суставная головка и суставная впадина, суставная жидкость, гладкие эластичные хрящи) Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.

Вспомните из курса зоологии основные отделы скелета млекопитающих. Попробуйте по аналогии назвать основные отделы скелета человека?

Записываем в тетрадь:

Скелет головы

Скелет туловища

Скелет конечностей

Скелет головы – череп. Рассмотрите основные отделы черепа. Мозговой и лицевой отделы. Запишем в тетрадь, какими костями образован мозговой и лицевой отделы черепа.

Мозговой отдел черепа: парные - височная, теменная, и непарные –затылочная, лобная, клиновидная, решетчатая.

Лицевой отдел черепа: парные – скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные, непарные- нижняя челюсть.

Вопрос к классу.

Ответьте на вопрос, какую функцию выполняет череп?(защитная функция – защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, опорная – дает опору мышцам лица).

Скелет туловища

Основные отделы – это грудная клетка и позвоночник.

Продолжаем изучение строения позвоночника и рассмотрим, из каких отделов состоит позвоночник.

Шейный (7 позвонков), грудной( 12 позвонков), поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков), копчиковый (4-5 позвонков).

Назовите, какими отделами представлена грудная клетка?

Грудина, ребра (12 пар), реберные хрящи.

Какие функции выполняет грудная клетка?

(защитная – защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц.)

Рассмотрим строение шейных позвонков.

1 шейный позвонок – атлант.

2 шейный позвонок – аксис.

АТЛАНТ (1-й шейный позвонок)
    Первый шейный позвонок, атлант, не имеет тела позвонка, а состоит из передней и задней дужек. Дужки соединены между собой боковыми костными утолщениями (латеральными массами).
  АКСИС (2-й шейный позвонок)
     Второй шейный позвонок, аксис, имеет в передней части костный вырост, который называется зубовидным отростком. Зубовидный отросток фиксируется при помощи связок в позвонковом отверстии атланта, представляя собой ось вращения первого шейного позвонка

Два верхних шейных позвонка, атлант и аксис, имеют анатомическое строение, отличное от строения всех остальных позвонков. Благодаря наличию этих позвонков, человек может совершать разнообразные повороты и наклоны головы

Скелет верхней конечности.

Задание классу.

По учебнику назовите основные кости верхней конечности.

Пояс верхней конечности и скелет свободной верхней конечности.

Пояс верхней конечности образован парными костями: лопатками и ключицами.

Скелет свободной конечности состоит из:

Плеча, предплечья и кисти. Предплечье образовано локтевыми и лучевыми костями. Кисть образована запястьем, пястью и фалангами пальцев.

Вопрос классу.

Назовите, какие суставы обеспечивают подвижность в верхней конечности?

( плечевой, локтевой).

Скелет нижней конечности.

Задание классу.

По учебнику назовите основные кости нижней конечности.

Пояс нижней конечности и скелет свободной нижней конечности.

Пояс нижней конечности состоит из: тазовых костей (подвздошных, седалищных, лобковых). Соединяются тазовые кости с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб.

Скелет свободной нижней конечности состоит из: бедра, голени и стопы.

Голень состоит из большой берцовой кости и малой берцовой кости. Стопа представлена предплюсной, плюсной и фалангами пальцев.

Вопрос к классу.

Скажите, какие суставы в нижней конечности обеспечивают ее подвижность?

(тазобедренный, коленный, голеностопный)

4. Задания на закрепление материала

Перед вами конечности человека – рука и нога. Соберите правильно конечности.

5. Домашнее задание

Учебник стр.100-115, ответ на вопросы . Составить кроссворд по теме: «Скелет»

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Опорно-двигательная система. Строение скелета Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей, строение скелета человека icon«Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»

Опорно-двигательная система. Строение скелета Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей, строение скелета человека iconУрок №11 Тема: «Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей»
...

Опорно-двигательная система. Строение скелета Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей, строение скелета человека iconКости скелета. Строение костей. Химический состав костей

Опорно-двигательная система. Строение скелета Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей, строение скелета человека iconДанный конспект рассчитан на два урока. Тема 1 урока: «Опорно-двигательная система. Кости скелета»

Опорно-двигательная система. Строение скелета Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей, строение скелета человека iconВопросы к зачету по дисциплине «Анатомия и морфология человека»
Строение костей, их химический состав. Развитие и рост костей. Характеристика соединений костей

Опорно-двигательная система. Строение скелета Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей, строение скелета человека iconУрок по теме «Опорно двигательная система человека»
Цель: 1 обобщить знания учащихся о связи строения и функций скелета и мышц; выделить особенности строения скелета человека, связанные...

Опорно-двигательная система. Строение скелета Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей, строение скелета человека iconУрок биологии в 8 классе Тема: «Строение костей. Типы соединения костей.»
Цель: продолжить знакомство с особенностями строения опорно-двигательной системы

Опорно-двигательная система. Строение скелета Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей, строение скелета человека iconЗадачи урока: формирования понимания роли опорно двигательной системы в формировании внешнего облика человека; обоснование роли физических упражнений, физического труда для развития опорно двигательной системы

Опорно-двигательная система. Строение скелета Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей, строение скелета человека iconЗадачи урока: Образовательная: оценить знания учащихся по теме «Опорно-двигательная система человека» Развивающая
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о связи строения и функций скелета и мышц

Опорно-двигательная система. Строение скелета Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей, строение скелета человека icon«Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей»



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск